Митрополиту объявлено, что допрос окончен. С тем же невозмутимым спокойствием, со светлой улыбкой на устах, среди вздохов и сдержанных рыданий в публике, митрополит Вениамин возвращается на свое место. V. Допросы. Сотрудники и сомученики Если качество предварительного следствия оставляет желать лучшего, то представительность выведенных на процесс подсудимых упреков не вызывает. Епископ Кронштадтский Венедикт Плотников, настоятель Троицкого подворья архимандрит Сергий Шеин, 26 представителей духовенства и 60 мирян самого разного происхождения и образования; выходцы из Москвы и Петрограда, из Ростова и Баку, из Пскова и Харькова, из Ревеля и Старого Оскола и еще из 16 губерний на скамье подсудимых. – Подсудимый Шеин! – Я, уроженец Тульской губернии, сын чиновника, с высшим образованием, беспартийный, не судился. – Подсудимый Новицкий! – Я, уроженец города Умань Киевской губернии, беспартийный, с высшим образованием, профессор университета, не судился. – Подсудимый Ковшаров! – Я, мещанин города Одессы (Иван Михайлович, как и предыдущие подсудимые, не обнаруживает своего дворянского происхождения), с высшим образованием, не судился. Кажется, вся несудимая Россия проходит перед угрюмыми лицами трибунала. Вся Россия представлена в зале бывшего дворянского собрания бывшей столицы. С 13 до 18 июня – допросы основных обвиняемых продолжаются. Неизгладимое впечатление производит допрос архимандрита Сергия Шеина. Вспоминает протоиерей Николай Чуков: «Особенно обрадовались обвинители, когда заполучили такого зверя, как архимандрит Шеин – действительный статский советник, член Государственной Думы, член Поместного Собора, националист. Обвинитель имел нахальство спросить, по внутренним ли искренним побуждениям он пошел в монахи? Отец Сергий выпрямляется во весь свой высокий рост, осматривает его с ног до головы: «Вы, по-видимому, не понимаете оскорбительности Вашего вопроса» Звучным, решительным голосом отвечает он на многочисленные выпады. Не позволяет сбить себя с толку повторяющимися вопросами. Пресекает эти попытки, заявляя определенно: я уже ответил на этот вопрос, повторять ответы не желаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вениамин (Новицкий Сергей Васильевич, 04.09.1900 – 14.10.1976), архиепископ. В 1929 окончил православный богословский факультет Варшавского университета, с 17.05.1934 архимандрит Почаевской Лавры. 15.06.1941 хиротонисан во еп. Пинского. С августа 1942 по сентябрь 1943 еп. Полтавский автономной Украинской Церкви. В 1944 арестован, освобожден из колымских лагерей в 1956. С 22.11.1956 еп. Омский и Тюменский, с 21.02.1958 архиеп. Иркутский и Читинский. Скончался в Чебоксарах. Власов Андрей Андреевич (1900 – 01.08.1946), советский генерал-лейтенант. Учился в Нижегородской духовной семинарии. С мая 1920 служил в Красной армии. В 1941 командовал 37-й армией под Киевом и 20-й армией под Москвой. С 09.03.1942 заместитель командующего Волховским фронтом и с 16.04.1942 командующий 2-й ударной армией. 13.07.1942 взят в плен. Согласился сотрудничать с Вермахтом и возглавил русское антисталинское движение. С 1944 председатель Комитета освобождения народов России, создатель и главнокомандующий Русской освободительной армией. 12,05.1945 арестован советскими войсками. Приговорен к смертной казни и повешен в Москве. Гаугг Вернер, германский чиновник. С июля 1935 по май 1945 начальник референтуры по делам иностранных Церквей Рейхсминистерства церковных дел в чине ландгерихтсрата. Геббельс Пауль Йозеф (29.10.1897 – 01.05.1945), главный пропагандист III рейха, один из лидеров нацистской партии. С 13.03.1933 рейхсминистр народного просвещения и пропаганды, гаулейтер Берлина, в апреле 1944 назначен главным уполномоченным по мобилизации для «тотальной войны». 29.04.1945 в политическом завещании назначен Гитлером своим преемником на посту рейхсканцлера. Через 2 дня в берлинском бункере фюрера покончил с собой. Гейдрих Рейнхард (07.03.1904 – 04.06.1942), шеф Главного управления имперской безопасности. В 1932 вступил в СС, с апреля 1934 шеф центральной службы гестапо. 17.06.1936 назначен руководителем полиции безопасности и СД. Возглавлял РСХА сразу после его создания 27.09.1939, с 27.09.1941 одновременно исполнял обязанности рейхспротсктора Богемии и Моравии. 27.05.1942 смертельно ранен в Праге членами чехословацкого движения Сопротивления и вскоре скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В процессе петроградских церковников «в качестве обвинителя» выступал приехавший из Москвы Красиков, главным защитником был старая петербургская знаменитость Бобрищев-Пушкин. На скамье подсудимых сидело несколько десятков человек; состав подсудимых поражал своей разношерстностью еще более, чем на таком же процессе в Москве. Казалось, ничто в мире не могло бы соединить столь различных людей. Наряду с двумя владыками – митрополитом Петроградским Вениамином и епископом Ладожским Венедиктом (Плотниковым) – на скамье подсудимых находились настоятели Исаакиевского собора протоиерей Л.Богоявленский, Казанского собора -Н.К.Чуков (впоследствии митрополит Ленинградский Григорий), Измайловского собора – о. Чельцов, Троице-Сергиева подворья – архимандрит Сергий (бывший член Государственной Думы от фракции националистов Шеин), благочинный Бычков – цвет петроградского духовенства; далее следует упомянуть крупных представителей петроградской интеллигенции: профессора уголовного права Новицкого (председателя правления православных приходов), бывшего петербургского присяжного поверенного Ковшарова, проф. Военно-юридической академии Огнева и др. – и рядом с ними церковная мелкота – консисторские чиновники и канцеляристы. На месте защиты – рядом с почтеннейшим Бобрищевым-Пушкияым – восседал А.И.Введенский , который еще в своей знаменитой речи в Таврическом дворце публично объявил, что он берет на себя защиту митрополита Вениамина; он также просил отдать ему на поруки митрополита, но ему в этом было отказано. Удалось взять на поруки лишь престарелого протопресвитера Дернова. – Я думал, – рассказывал впоследствии А.И.Введенский , – построить защиту на психологическом анализе характера митрополита; трудно было представить себе более некомпетентного в политике человека, чем митрополит. Вот я и хотел изобразить трагедию благочестивого, доброго монаха, которым вертели, как хотели, церковники, и думаю, что защитил бы – да вот не пришлось... Действительно, А.И.Введенскому не пришлось выступить на этом процессе, хотя его речь была бы, вероятно, очень эффектна; однако эффект, который он произвел после первого заседания, превзошел все ожидания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

#lx_718114 #lx_718114 .lx_home_button #lx_718114 .lx_home_button svg #lx_718114 .lx_home_button svg path #lx_718114 .lx_home_button:hover #lx_718114 #lx_718114 .lx_close_button #lx_718114 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718114 .lx_no_click #lx_718114[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря Владислава Романова   01:50 25.06.2020 1914 Время на чтение 30 минут Архиепископ Вениамин (Новицкий) (1900–1976 гг.) В 2020 году исполняется 120 лет со дня рождения видного архипастыря Русской Православной Церкви – архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого) (1900–1976 годы жизни). Постриженик Свято-Успенской Почаевской лавры, владыка был значимой фигурой в непростых религиозных процессах на Украине в годы Великой Отечественной войны. Он проявил себя как духовный воин, боровшийся вместе со своими преосвященными собратьями за каноническую чистоту православия на Украине в тех сложных обстоятельствах.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/24/...

Для инвалидов на Колыме были разнообразные занятия: жестяные мастерские, столярные, пошивочные, где старые телогрейки, штаны и бушлаты перешивались в зимние бурки с подошвой из автомобильных покрышек. Но Господь так устроил, что Владыку оставили при больнице Северного управления (в 1940-х годах это была больница на Беличьей, затем она меняла местоположение). Постриженик Свято-Успенской Почаевской лавры и служитель Врача душ и телес Господа Иисуса Христа, Владыка остался служителем лечебницы – местной больницы – пожалуй, самого светлого места колымских лагерей, где можно было встретить среди докторов добропорядочность, любовь, милосердие и сострадание. Рисунок 9. Сотрудники медицинско-санитарного управления лагеря Врачи с уважением отнеслись к Владыке, к его сану, знаниям и опыту, его терпению и мужеству во время болезни. В больнице накануне скончался санитар и на его место нужен был сотрудник. К тому же мало кто из врачей, даже имевших высшее медицинское образование, знали так хорошо латынь, как Владыка . Потому он был оставлен работать санитаром-фельдшером и отвечать за больничную аптеку. Под аптеку в больнице был выделен кабинет, где Владыка изготовил плакат с красным крестом и написал «Чистота – залог здоровья». На этот Крест он молился. В больнице Владыка смог послужить людям не только как санитар, но и как пастырь. Работа в аптеке была очень ответственной. Все поступающие из Магадана медикаменты, инструменты и расходуемые материалы, должны были учитываться, правильно храниться, распределяться по остальным лагерным пунктам. Необходим был тщательный учет, ведение приходных и расходных документов, составление отчетов. Из отдельных компонентов, обозначенных по латыни, врачи составляли лекарственные средства. Аптека занималась изготовлением лечебных отваров из хвои, местных трав и ягод. Персонал больницы работал самоотверженно – ежедневно, круглосуточно и без выходных дней. Помимо работ в аптеке, Владыка был лагерным санитаром-фельдшером . Это давало ему возможность при необходимости напутствовать умиравших колымских мучеников. Некоторые авторы упоминают о том, что он осуществлял исповедь уходящих в мир иной священников и монахов, используя вместо епитрахили больничное полотенце. Молитвой провожал он в последний путь этих христовых исповедников. Часто ему приходилось читать по памяти 118 псалом и семнадцатую кафизму Псалтири, провожая души новопреставленных заключенных к Господу.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/24/...

Архив Пн Протопресвитер Матфей Стаднюк: «Находиться рядом с Его Святейшеством — большая ответственность, но и большая радость...» 22 сентября 2005 г. 15:15 Протопресвитер Матфей Стаднюк родился в 1925 году в селе Залесцы, расположенном в восьми километрах от Почаевской Успенской Лавры. Мама будущего пастыря Анна Демьяновна постоянно водила мальчика на богослужения в обитель, славную своими духоносными подвижниками и великими святынями. Благодатная молитвенная атмосфера Почаевской лавры взрастила не одного пастыря Церкви Христовой: как рассказал отец Матфей, только из его села вышло около ста пятидесяти священнослужителей. Священниками стали и два его родных брата — третий погиб на войне. Примечательно, что земляком будущего протопресвитера был архидиакон Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Андрей Мазур: их дома отстояли один от другого всего на три километра. В 1942 году в возрасте 16 лет Матфей Стаднюк поступил на пастырские курсы при Почаевской лавре. Время было трудное. Украина находилась под немецкой оккупацией и положение верующих было очень непростым. «Нам всем было известно, — говорит отец Матфей, — что, демонстрируя внешнюю лояльность к Православной Церкви, немцы на деле, не стесняясь в средствах, активно вмешивались в ее дела, стремились проводить свою политику. Они убили митрополита Алексия (Громадского), который являлся сторонником сохранения канонического единства Православной Церкви на Украине с Московским Патриархатом. Мы, учащиеся пастырских курсов, жили трудно, в голоде и холоде, ютясь в брошенных домах, где порой не было стекол в окнах, но учились с большим энтузиазмом и усердием». Ректор курсов архимандрит Вениамин (Новицкий), будущий архиепископ Чебоксарский и Чувашский, по-отечески заботился о своих питомцах и, как мог, поддерживал их. На пастырских курсах Матфей Стаднюк проучился два года. Затем стал псаломщиком, а в марте 1945 года епископом Кременецким Иовом (Кресовичем, † 1977) был рукоположен в диакона. Ему тогда было всего девятнадцать лет.

http://patriarchia.ru/db/text/41265.html

Не лучшим образом, показали себя и члены Императорского Дома и европейские монархи (См.: Пчелов Е. В. Романовы. История династии. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2005. С.352). Велий князь Михаил Михайлович в ноябре 1916 года писал государю: «Я искренне надеюсь, Ники, что ты найдешь возможным удовлетворить справедливые требования народа, пока еще не поздно» (См.: Там же. С.331). О силе объединенных приходов ярко свидетельствует защита Александро-Невской лавры 19-22 января 1918 г. (кстати, братство которой сохранилось вплоть до 1929 гг. Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской обрасти (АУФСБ СПб ЛО), д. П-88399. Т. 2, л. 24-25). Известный историк М. В. Шкаровский пишет о братстве АНЛ: «Даже после разгрома 1932 года Александро-Невское братство не исчезло полностью. При поселившемся после освобождения в 1933 году в Средней Азии архимандрите Гурии (Егорове) возникла община его духовных детей – бывших братчиков и братчиц, насчитывавшая около 20 человек и просуществовавшая до середины 1940-х годов. Большинство из них позднее приняло монашеский постриг (См.: ). Еще раз повторюсь: я не идеализирую личность А. Д. Самарина, я, в своей статье, насколько мог, попытался показать, что объединение верующих людей способно явить силу своих убеждений. И как показывает история, власть боится проявления искреннего чувства и веры народа. Недаром, как указано в статье, в 1961 году была проведена приходская реформа. Были ли разгромлены приходские объединения? Да, были. Почему? Потому что объединение народа – реальная сила. Если бы это было не так, власть не устраняла бы свщмч. митр. Вениамина (Казанского) и мч Ю. Новицкого, А.Д. Самарина и др., возглавивших приходские и братские объединения. Лидия Константиновна Александрова-Чукова 04 августа 2017г. 14:41 Досточтимый отец Димитрий,  хорошо, что Вы не имели целью " идеализировать "   А.Д.Самарина героем, и с другими Вашими позициями также согласна, кроме церковно-приходских школ. Мой прадед владыка митрополит Григорий в свое время был одним из трех лучших наблюдателей церковных школ Российской Империи,  он писал об их проблемах (и о настроениях революционных в семинариях), и в том числе об отсутствии желания у духовенства жертвовать на  школы,  которые  более чем на половину финансировались из Госказначейства (по смете Св.Синода).

http://bogoslov.ru/article/5467078

А. И. Вещезерский А. Аболенский Корпорации Полтавской Дух. Семинарии: Архимандрит Памфил Макарий Новицкий Д. Нарцисов Инспектор Семинарии Корпорации Рижской Дух. Семинарии: П. Михельсон Д. Брянцев Свящ. И. Щукин А. Иосифов Корпорации Симбирской Дух. Семинарии: А. Яхонтов Прот. С. Введенский Д. Павловский А. Стернов Н. Арнольдов Н. Ламовский Ягодин П. Неболюбов Корпорации Тверской Дух. Семинарии: Ректор Семинарии Архим. Вениамин С. Соколов К. Орлов В. Тихомиров М. Кузнецов А. Беневоленский А. Титов В. Соболев С. Прилуцкий Корпорации Тульской Дух. Семинарии: А. А. Добромыслов М. М. Чурбатов Н. П.Сахаров А. И. Краснопевцев Г. Любомудров Корпорации Уфимской Дух. Семинарии: Свящ. Н. Концевич Н. Назарьев Корпорации Харьковской Дух. Семинарии: Н. Смирнов С. Фоменко Корпорации Холмской Дух. Семинарии: Архим. Варлаам М. Кобрин Иеромонах Даниил Вл. Давидович Корпорации Тульской Дух. Семинарии: Ректор протоиерей В. Ильинский Свящ. М. Нечаев В. И. Задгенизев А. Тихомиров А. Бочковский Инспектор Сем. Протоиерей Н. Нифонтов Н. малышев Корпорации Александро-Невского Петроградского дух. училища: От неизвестного Корпорации Балашовского дух. училища: Пом. Строителя П. П. Даниленко Мих. Серебряков Б. Нарский Смотритель училища протоиерей А. Четыркин С. Ровинский Учит. В. К. А. Кедров А. Горожанкин Д. Виноградов А. Сергеев М. Бузин В. Зубковский Корпорации Барнаульского дух. училища: А. А. Суслов Пом. Смотр. С. С. Булыгин А. А. Минералов Инспектор Сем. Протоиерей Н. Нифонтов Корпорации Бирюченского дух. училища: А. Знаменский А. Сидоренков Д. Цитович В. Нечаев Т. Попов Корпорации Бельского дух. училища: Н. Н. Богданович Корпорации Владимирского дух. училища: Н. М. Соловьев А. И. Постников И. М. Альбицкий —57— 34. Корпорации Вологодского дух. училища: С. К. Седов Корпорации Галичского дух. училища: П. Соколов С. Красовский Корпорации Дмитровского дух. училища: Смотритель уч. Н. П. Купленский Пом. Смотрителя П. Ф. Никольский Корпорации Единецкого дух. училища: От корпорации училища Корпорации Екатеринбургского дух. училища:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пока длятся прения — подсудимые живы. Кончатся прения — кончится жизнь…” Трибунал приговорил к смерти десятерых. Этой смерти они прождали больше месяца, до конца процесса эсеров (как если б готовили их расстреливать вместе с эсерами). После того ВЦИК шестерых помиловал, а четверо (митрополит Вениамин; архимандрит Сергий, бывший член Государственной Думы; профессор права Ю. П. Новицкий; и присяжный поверенный Ковшаров) расстреляны в ночь с 12 на 13 августа. Мы очень просим читателя не забывать о принципе провинциальной множественности. Там, где было два церковных процесса, там было их двадцать два. К процессу эсеров очень торопились с уголовным кодексом: пора было уложить гранитные глыбы Закона! 12 мая, как договорились, открылась сессия ВЦИК, а с проектом кодекса всё ещё не успевали — он только подан был в Горки Владимиру Ильичу на просмотр. Шесть статей кодекса предусматривали своим высшим пределом расстрел. Это не удовлетворило Ленина. 15 мая на полях проекта Ильич добавил ещё шесть статей, по которым также необходим расстрел (в том числе — по статье 69: пропаганда и агитация… в частности — призыв к пассивному противодействию правительству, к массовому невыполнению воинской или налоговой повинности ). И ещё один случай расстрела: за неразрешённое возвращение из-за границы (ну, как все социалисты то и дело шныряли прежде). И ещё одну кару, равную расстрелу: высылку за границу. (Предвидел Владимир Ильич то недалёкое время, когда отбою не будет от рвущихся к нам из Европы, но выехать от нас на Запад никого нельзя будет понудить добровольно.) Главный вывод Ильич так пояснил наркому юстиции: “Товарищ Курский! По-моему надо расширить применение расстрела… (с заменой высылкой за границу) ко всем видам деятельности меньшевиков, эсеров и т. п.; найти формулировку, ставящую эти деяния в связь с международной буржуазией” (курсив и разрядка Ленина). Расширить применение расстрела!  — чего тут не понять? (Много ли высылали за границу?) Террор — это средство убеждения , кажется ясно! А Курский всё же не допонял. Он вот чего, наверно, не дотягивал: как эту формулировку составить, как эту самую связь запетлять. И на другой день он приезжал к председателю СНК за разъяснениями. Эта беседа нам не известна. Но вдогонку, 17 мая, Ленин послал из Горок второе письмо:

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

И. Акимов, А. С. Николаев и Ю. П. Новицкий; за отчетное время состоялось семнадцать собраний, посвященных, главным образом, экономическому положению института. Правление разрабатывало смету и меры к организации сбора по церквам, определило способы приема, хранения и расходования сумм, осуществляло надзор за состоянием здания. Денежные поступления ежемесячно контролировались Правлением, а наиболее важные постановления его рассматривались и утверждались Советом. В конце сентября 1920 года по исполнении первой сметы все денежные суммы, приходо-расходные книги и документы были проверены Епархиальным Ревизионным Комитетом и найдены в порядке. Смета по содержанию института представлялась на одобрение Обществу православных приходов Петрограда и губернии. Что касается должностных лиц, то обязанности секретаря Совета вначале исправлял протоиерей Н. Чуков, затем, после избрания его ректором, – протоиерей Чепурин (с 6 февраля 1920 года по 1 марта 1920 года) и, наконец, кандидат богословия Петроградской Духовной академии А. П. Виноградов; делопроизводителями состояли Е. К. Фроловская (с 1 июля по 1 сентября), А. П. Бояров (с 1 сентября по 1 января) и Е. А. Прошлецова. Обязанности казначея исправляли: проректор (с 6 февраля по 1 июня 1920 года) и К. Ф. Федоров (по 1 февраля 1921 года), с 1 февраля 1921 года казначеем назначен иеромонах Макарий (Звездов), а К. Ф. Федоров остался его помощником. Библиотекарем 6 февраля 1920 года был назначен Ф. К. Андреев, 1 декабря ему в помощники был избран иеромонах Мануил (Лемешевский) , который 15 апреля 1921 года сменил Б. М. Назарова. Заведовал хозяйством института с 6 февраля по 1 августа архимандрит Софроний, а затем М. И. Федоров. Кроме должностных и служащих лиц Богословский институт по положению мог иметь почетных членов, оказавших услуги Православной Церкви, Петроградской епархии или Богословскому институту. Первым таким почетным членом в собрании 28 января 1921 года был единогласно избран высокопреосвященнейший митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин «за работы о восстановлении высшего духовного образования в Петрограде чрез создание Богословского института».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010