Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Васильев. История Васильев А. А. История Византийской империи. СПб., 1998. Т. 1-2 ВВ Византийский временник. СПб.; Пг.; Л., 1894-1928. 25 т.; М., 1947-. Т. 1(26)-. ВВД Вестник военного [и морского] духовенства. СПб., 1890-1917 ВДИ Вестник древней истории. М., 1937-1941, 1946-. ВЕ Вестник Европы. СПб., 1866-1918 Венгеров. Венгеров С. А. Вениамин. Новая скрижаль Вениамин (Краснопевков-Румовский), архиеп. Новая скрижаль. СПб., 189916. М., 1992р. 2 т. Верюжский. Вологодские святые Верюжский И., свящ. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880. М., 1994р Вестн. РХД Вестник Русского христианского движения. П., 1974-. (1925-1974 - см. ВРСХД) ВИ Вопросы истории. М., 1945-. ВИД Вспомогательные исторические дисциплины: Сб. ст. Л., 1968-. ВиЖ Вера и жизнь. СПб., 1908-1912 Византия: Сб. в честь В. Н. Лазарева Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: Искусство и культура: Сб. ст. в честь В. Н. Лазарева. М., 1973 Виз. ист. Византийские историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1858-1863. 10 т. BUUHJ Buзahmujcku извори за ucmopujy народа Jyrocлabuje/Обр.: Б. Београд, 1955-1971. 4 т. Виллардуэн. Завоевание Константинополя Виллардуэн Ж., де. Завоевание Константинополя/Пер., ст. и коммент.: М. А. Заборов. М., 1993 ВиР Вера и разум. Х., 1884-1917 ВИРА Вопросы истории религии и атеизма: Сб. ст. М., 1950-1964. [Вып.] 1-12 ВиЦ Вера и Церковь. М., 1899-1907 ВКТСМ Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987 Владимир (Филантропов). Описание Владимир (Филантропов), архим. Систематическое описание рукописей Московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки. М., 1894. Ч. 1: Рукописи греческие ВЛУ Вестник Ленинградского университета. Л., 1946-. ВМУ: Вост. Вестник Московского ун-та. Сер.: востоковедение. М., 1970-. ВМУ: Ист. Вестник Московского университета. Сер.: история. М., 1960-. ВМУ: Филол. Вестник Московского университета. Сер.: филология. М., 1966-. ВМУ: Филос. Вестник Московского университета. Сер.: философия. М., 1966-. ВМЧ Великие Минеи-Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием/Изд. Археогр. комиссиею. СПб.; М.; Freiburg, 1868-1916, 1997-1998. (Памятники славяно-рус. письменности) ВНА Вопросы научного атеизма: Сб. М., 1966-1989. 39 вып. ВО Византийские очерки. М., ВОДИ Вестник Общества древнерусского искусства. М., 1874-1876. 4 вып. ← предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 следующая → ... 22

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=3

Во время управления Нижегородской епархией Вениамин завершал ученые труды, начатые им в Архангельске. В 1803 году он издал в пяти частях переведенную с латинского языка «Историю о животных», а вместе с нею и «Новую Скрижаль, или Положительное объяснение о церкви, о литургии, о всех службах и утварях церковных» в четырех частях. Обе книги напечатаны в Москве. Из них особенно последняя была принята с одобрением ученого общества, так что в 1804 году указом Святейшего Синода велено было издать ее во второй раз: в 1806 году она напечатана в Синодальной типографии. Третье издание вышло также при жизни Вениамина в 1810 году. После первого же издания «Новой Скрижали» автор приобрел широкую известность. За труды в управлении и в научных занятиях 11 ноября 1804 года он из епископов возведен в сан архиепископа. А в продолжение 10 лет Вениамин награжден тремя орденами. В 1800 году он получил орден св. Иоанна Иерусалимского, в 1806 году – орден св. Анны 1-й степени, в 1810 году – орден св. Александра Невского. С 1808 года, также при Преосвященном Вениамине, в Нижегородской духовной семинарии было введено преподавание врачебной науки. (С сокращением пределов Нижегородской епархии в 1799 году прежние духовные гимназии объединились в одно Нижегородское училище). Как библиотеку семинарскую, так и церковные библиотеки по всей епархии, Вениамин обогащал различными книгами. В 1807 году, когда удвоен был семинарский годовой оклад, Преосвященный испросил у начальства 3500 рублей на постройку третьего каменного этажа над двухэтажным семинарским корпусом. По его же распоряжению в 1803 году устроен особенный дом для консистории, которая раньше помещалась в семинарском корпусе. Преосвященный Вениамин старался, сколько мог, и о благоустройстве церквей. Так, согласно его представлению, в 1800 году выдано 4848 рублей на исправление крыши и глав Нижегородского кафедрального собора. Построена для собора Предтеченская часовня, на месте прежней, устроенной в 1694 году для Оранского монастыря. В эту часовню Вениамин в 1809 году с торжественным крестным ходом перенес чудотворный образ Спасителя, из запустелого каменного подворья близ приволжских казарм.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Что касается жизни и быта Преосвященного Вениамина, то благоразумие и постоянство руководили всеми его действиями. Воздерживаясь от расходов лично на себя, он употреблял часть своих доходов и деньги за издаваемые книги на содержание бедных и для пользы отечества. Часто посылал он пособие своим близким родственникам для их содержания, жертвовал щедрой рукой тому, кто нуждался. Не забывая бедных, он жертвовал на построение церквей и для богоугодных заведений. Преосвященный Вениамин был любим и уважаем в Нижегородской епархии. Его доброта души, соединенная с проницательным умом, привлекала многих и невольно располагала к нему. Ревность его к богослужению была столь велика, что он не пропускал ни одного торжественного молебна, панихиды или крестного хода, не оставлял ни одного праздника без совершения литургии в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, не отказывался от богослужения и в других церквах по случаю празднества или освящения храмов. Преосвященный любил порядок в совершении богослужения. Однако он был довольно взыскателен, несмотря на кротость, и умел держать духовенство в надлежащем к нему отношении; но только строгие наставления его, по воспоминаниям современников, всегда растворялись снисхождением. Епархиальные дела Преосвященный Вениамин решал без всякого промедления. Свободного времени у него почти не оставалось, и все же он часто делил это время в дружеских беседах с теми, в ком видел искренность и доброту сердца. При умеренном образе жизни архиепископ Вениамин дожил до глубокой старости. Желая удалиться на покой и посвятить последние дни безмолвному богомыслию, он избрал себе местом Богородицкую Оранскую пустынь. Здесь, в трапезном корпусе велел он приготовить себе кельи и обустроить небольшую Петропавловскую церковь . Домовая церковь, по его приказанию, была устроена и освящена в 1807 году, но намерение Преосвященного не исполнилось. Он оставался на Нижегородской кафедре до самой кончины, продолжая неутомимую деятельность. Даже перед самой смертью заботливый архипастырь, лежавший на одре болезни, через силу подписывал епархиальные бумаги, так что известие о его кончине могло дойти в Священный Синод в одно время с подписанными его рукой бумагами…

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Митрополитом Великоновгородским и Великолуцким Иовой в 1708 году благословлено строительство на Ильинском погосте новой, третьей по счёту деревянной шатровой церкви, в котором был придел Успения Божией Матери. Некоторые дополнительные сведения церкви пророка Илии приводятся в прошении, написанном в январе 1797 года священником Ильинской церкви Егором Козминым на имя епископа Олонецкого и Архангельского Вениамина. Как стало известно, у храма прогнила и покосилась глава на северную сторону. Просителем предлагается ветхую церковь разобрать и на её месте поставить новую с такими же посвящениями престолов. Так начинается история ныне существующей, четвертой по счету Ильинской церкви на Водлозере. В обращении на имя правящего архиерея клир Ильинской церкви и прихожане точно указывают характеристики предполагаемой к постройке церкви. Двухпрестольная шатровая церковь должна быть «длиною пять сажен (1о,7 м) и шириной таковою ж мерою», «вышиною от земли до окон трех сажен (6,4 м) и по пример святых образов по внутренности вышиною седьми аршин (5 м); от низу с папертию о четырех углах до осмерика пяти сажен», «а шатра до главы четыре сажени с половиной (9,6 м)», «во святых олтарях пророка Илии два окна и Успения Богородицы два в церкви пять окон в паперти два окна». В ответном указе владыки Вениамина, епископа Архангельского и Олонецкого (в миру — Краснопевков-Румовский Василий Федорович) значится следующее: «по примеру церквей имеющихся в постройке с хорошим видом сочинить при Консистории план» Такой «план и фасад» от января 9 дня 1797 г. был составлен, отправлен в Ильинский приход, а также благочинному Колодозерской церкви Фёдору Иванову. В целом эта постройка, как отмечают исследователи, была типична для городской каменной архитектуры конца XVIII века и не обладала индивидуальными особенностями русского деревянного зодчества, поэтому не была положительно воспринята местными жителями. Так в истории Ильинской церкви возникла коллизия между спущенным сверху проектом и желанием местных жителей. Здесь входят в противоречие две формы русского церковного сознания того времени, которые можно определить как приверженность древним русским традициям и приятие западных влияний. В итоге строительство храма велось не по проекту, утвержденному правящим архиереем. Исследователи интерпретируют это как торжество народных основ в деревянном зодчестве, в противовес официальной линии духовной консистории.

http://sobory.ru/article/?object=22024

11) говорится: «так как между пятью патриархами разделены страны всего света, кроме некоторых областей, и равно дозволено им посвящать митрополитов, определять их в диикисии 1 , исправлять их по силе Божественных правил, иметь право на воспоминание и возношение своего имени от всех, которые находятся в этих митрополичьих диикисиях: то, по сей же власти, они справедливо посылают в их ведомства ставропигии и берут от них тех клириков, которых пожелают. Но ни одному из тех же патриархов не дозволяется посылать ставропигии в страну, подчиненную другому патриарху, и вывести оттуда клирика, чтобы не были нарушены права церквей». Посему во многих епархиях церкви или монастыри одни суть, так сказать, внутренние, а другие внешние, то есть ставропигии; над теми начальствуют местные епископы и митрополиты, а сими непосредственно управляет отсутствующий патриарх. Таковые ставропигии или крестоводружения, производимые патриархами в других епархиях, совершаются двояким образом: или посланием нового готового и освященного креста, или одним повелением освятить и водрузить особенный крест на известном и определенном месте; от чего все то место, по превосходству сего креста, как от части к целому, именуется ставропигиею. Но по чинопоследованию, которое мы теперь рассматриваем, освящается и водружается только тот крест, который должен быть при основании всякой вновь созидаемой церкви. Выражения: крестовая церковь и кресты править По описании правильного значения слова ставропигии можно основательно думать, что и наши русские выражения: крестовая церковь и кресты править имеют сходство с ставропигиею, как по имени, так и по существу дела. Крестовая церковь , по значению слова, есть то же, что и ставропигия, хотя она и не украшается открытым крестом, приличным ставропигии. Равно и находящаяся в доме местного архиерея крестовая церковь есть ставропигия, как ни от кого не зависящая, кроме единственной воли своего архиерея. И наоборот, самому местному архиерею не подвластна та крестовая церковь, которою управляет другой отсутствующий архиерей, хотя бы она состояла и в пределах епархии архиерея присутствующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

 По дореволюционному Служебнику, рядов на дискосе (под Агнцем) было не два, как в современном, а три: первый, самый верхний, – в нем полагались две частички: за патриарха (Синод) и царя; второй ряд – о живых, третий – об умерших.  Поднимается примерно на одну пядь (18 см) от дискоса тремя перстами обеих рук: «Приемля святый хлеб обоих рук треми персты, и возглашает Святая святым, и творит крест над святым дискосом Святым Агнцем» (Служебник патриарха Иосифа. 1651. Л. 167), «И святитель, возвышая святой хлеб внутрь святого дискоса или к пяди единою, и знаменая крестообразно, возгласит: “Святая святым”» (Архиерейский Служебник. 1910. Л. 67). В современном Служебнике эти действия не оговариваются.  Дидахе. Гл. 9, 10.  Цит. по:  Вениамин (Краснопевков),  архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль. С. 215.  Там же. С. 212.  Правой рукой, левой священник держит Святой Агнец.   Спиридон (Лукич),  архимандрит. Проскомидия, или Практическое руководство по совершению Божественной литургии. М., 2001. § 70.  Протоиерей Валерий Лукьянов в «Богослужебных заметках» пишет, что сборник «Метод» указывает: «Прежде всего Святой Агнец полагается долу крестным знамением (т.е. печатью вниз) ко святому дискосу, закланием же – горе, как это делалось в начале проскомидии при слове: “Жрется Агнец Божий”», и что некоторые понимают под «знамением долу» ставить Частицы буквами вниз к дискосу, а мякотью вверх, к потолку. Раздробленные Частицы, таким образом, полагаются на дискосе крестообразно («Иисус» – на восток дискоса, «Христос» – на запад, «Ни» – на север, «Ка» – на юг), печатью вниз, вертикально (если при этом положении стояние будет неустойчивым из-за неровной поверхности печати, то можно положить Частицы горизонтально на дискосе, печатями вовнутрь).  См.: 1 Кор. 11: 24.  В старых Служебниках указывается это делать тремя перстами обеих рук: «Иерей же, прием горнюю часть треми персты обеих рук, творит с нею крест верху святаго потиря» (Служебник патриарха Иосифа. 1651. Л. 168). В современном Служебнике не оговаривается.

http://pravoslavie.ru/66180.html

§3. Избранный соглашается Благодарю, и приемлю, и нимало не прекословлю. При объявлении совершенного избрания, избранный дает обещание проходить возлагаемое на него звание со тщанием и для того произносит: Благодарю, и приемлю, и нимало не прекословлю. Симеон Солунский (в гл. 195) изъясняет: «из тех (то есть избираемых), кто изъявил согласие и покорился суду избирателей, приходит к великому архиерею и дает слово, что он с покорностию принимает определение церкви, и поклонившись, обещается исполнить возлагаемое на него служение: и это есть уже залог духовный. Если непостоянен и тот, кто отрекается от своего слова, данного человекам, то несравненно более тот, кто дает Богу. – Затем повелевается ему идти и готовиться к посвящению». §4. Орлецы архиерейские Полагается изображение орла единоглавна, под ногами же его град со забралы и столпами. В числе многих украшений как при посвящении, так и при всяком священнослужении, архиерей имеет орлецы, на которых изображаются град и птица – орел. Град изображается в знак его епископства во граде, а орел – в знак чистого и правого богословского учения, по подражанию тому орлу, который изображается при Иоанне Богослове. Симеон Солунский (в гл. 200) в изъяснение сего говорит: «избранный же стоит на написанном граде, который являет его епископство; на верху сего града изображено подобие орла, в знамение чистого, правого и высокого богословия, что самое изображают и на иконах сына громова, богослова, ученика, девственника и наперсника Христова. Для выражения этой же мысли орел имеет сияние, как бы являя свет богословских знаний и благодатное дарование». §5. Покланяется архиереям и целует их руки Избранный же покланяется архиереям трижды и целует их десныя руки. Причины сего поклонения и целования объясняет Симеон Солунский (в гл. 201): «избранный восходит на средину и покланяется седящему архиепископу, как бы Самому Богу, и в знамение своего рабства целует его десницу, как служительницу божественного действия, имеющую рукополагать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

§7. Веселеил Веселеилу же дух премудрости вложивый. Веселеил был главный строитель скинии, поставленный Моисеем по повелению Божию; о нем в книге Исхода ( Исх.35 ) сказано: «се нарече Бог именем Веселеила, сына Уриина, сына Орова от племени Иудина, и наполни его Духа Божия, премудрости и разума, и умений всех, архитектонствовати во всех делесех архитектонства, творити злато и сребро и медь, яже ко святыни надлежащая, по всем елика заповеда Господь». §8. При освящении возливается на престол теплая вода Возливает на трапезу трижды от теплыя воды. Омовение это потребно также для двух причин, то есть для чувственной и таинственной. Симеон Солунский (в гл. 107) пишет: «и сие омовение бывает для двух целей – чувственной и духовной, то есть для того, чтобы очистилась трапеза омовением, и чтобы освятилась водою, приняв очищение духовное, так как она и устрояется для того, чтобы быть вместилищем Духа. Для сего-то употребляется теплая вода, благословенная и освященная чрез молитву. Ибо для освящения сей воды, которая должна послужить к совершенно священного жертвенника, архиерей призывает во Иордане крестившегося Господа». §9. Поливается красным вином с розовою водою Вино красное с розовою водою смешанное. После первого омытия водою, престол поливается не одним красным вином, но и соединенным с розовою водою. Симеон Солунский (в гл. 110) говорит: «когда вытерт будет престол (после омовения его водою), приносится благовонное вино с розовою водою. Это делается во изображение того Божественного мира, которое принесла жена в честь погребения Иисусова, как сказано в Евангелии: не дейте ея, да в день погребения Моего соблюдет е ( Ин.12:7 ). Возливая это соединение крестообразно на трапезу, иерарх восклицает: окропиши мя иссопом, и очищуся, и прочие стихи псалма трижды, присоединяя слова к самому действию, во утверждение его и в честь Троицы». §10. Антиминсы суть престолы И кропит архиерей тем же смешением освящаемые антиминсы прочие. Древние и новейшие церковные законы повелевают во всякой церкви иметь престолы, освященные благословением епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

§8. «Пресвятая Троице» есть второе моление Второе моление к Пресвятой Троице заключается в молитве: Пресвятая Троице, помилуй нас и проч. Сначала в сей молитве словами: Пресвятая Троице, в одно время воспоминаются все три Лица Пресвятой Троицы и потом прилагается общее к ним, как к одному Лицу, прошение о помиловании, – помилуй нас; затем исчисляются отдельно все три Лица и, сообразно их свойствам, прилагаются к ним особливые прошения, т.е. к Отцу – Господи, очисти грехи наши; к Сыну – Владыко, прости беззакония наша; к Святому Духу – Святый, посети и исцели немощи наша; а в заключение опять ко всем Лицам вместе делается обращение в словах: имене Твоего ради. Все эти прошения, прилагаемые каждое к отдельному Лицу Святой Троицы, имеют особенные и приличные значения в отношении к оным Лицам. Ибо к Богу Отцу говорим: Господи, очисти, так как мы примирены с Ним чрез Сына; к Сыну – прости, поскольку Он, будучи человек, пострадал от людей и за людей, поскольку Он прогневляется и оскорбляется нами, облекшимися в Него крещением и миром и соединенными с Ним причащением и другими таинствами, и поскольку Он дал власть вязать и решить, и заповедал прощать; к Духу же Святому – посети и исцели, поскольку Он животворит, милует и укрепляет нас, и без Его силы и благодати в нас ничего не может быть доброго. §9. «Господи, помилуй» трижды К молитве: Пресвятая Троице, для изъявления большей чести Троицы и усерднейшего от нас моления, прилагается: Господи, помилуй, трижды. Словами этими мы двукратно возвещаем Пресвятую Троицу: когда произносим Господи, помилуй, тогда возвещаем Троицу, потому что Троица есть един Господь; и когда эти же слова: Господи, помилуй, произносим трижды, тогда опять возвещаем и умоляем о помиловании Троицу. Потом молитва Пресвятая Троице, и слова Господи, помилуй, заключаются тем же славословием, какое было и при первом молении, т.е. читается Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. §10. «Отче наш» есть третье моление Третья молитва к Пресвятой Троице и в честь оной есть Отче наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

А когда они не в силах будут упражняться в законе и прилагать должного к нему старания: тогда и ты будешь находиться в бедственном состоянии. Свет ведения, находящийся в них, по необходимости помрачится, если не будешь подливать елея к светильнику». – Чтобы не случилось подобного несчастия, Моисей, богодухновенный начальник, предписал закон, по которому, как видно из книг Исхода, Числ, Второзакония и как изъясняет Иосиф Флавий, вменялось в непременную обязанность каждому иудею приносить начатки и десятины всех жит и всех животных священникам и левитам; так, чтобы всяк, владеющий полями, виноградниками, масличными деревами, или садами, или занимающийся другим каким-либо промыслом по части земледелия и скотоводства, приносил Богу начатки (то есть все первое) плодов своей промышленности и десятину (то есть десятую долю годового дохода) и отдавал священникам. Ибо закон говорит, что все то приносится Богу, что даруется священникам. Это есть то самое, что повелевает и нам закон, то есть, чтобы ни один человек не употреблял в свою пользу никаких плодов, произрастающих из земли и приносимых животными, и никаких приплодов скотоводства или другой промышленности, прежде – нежели даст начатки и десятины своих приобретений Богу: то есть священникам. Таковые начатки и десятины повелел приносить и Сам Христос в следующих словах Евангелия: горе вам, книжницы и фарисеи, лицемеры, яко одесятствуете мятву, и копр, и кимин, и остависте вящшая закона, суд и милость, и веру: сия же подобаше творити и онех не оставляти ( Мф.23:23 ). Последуя сему Божественному повелению, и 4-е правило апостольское предписывает: «всякого иного плода начатки (кроме хлеба, вина, елея и фимиама) да посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю. Разумеется же, яко епископ и пресвитеры разделят с диаконами и прочими причетниками». Сии начатки, приносимые по обыкновению для священников ли, или и для кого-либо кроме их, благословляются настоящею молитвою. Бароний (год 283, под числом 15) приписывает введение обыкновения освящать таким образом плоды Евтихиану, епископу римскому, который благословением церкви старался доказать манихеям, что все вещи, которые они почитали происходящими от злого начала, сами в себе суть добры.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010