Глава XI. Последование венчания §1. Венцы присвояются браку О венчании. Венцы издревле усвоены бракам до того, что и самый брак называется обыкновенно венчанием. Самое таинство напоминает ту изреченную Духом Святым брачную песнь Христа с церковию, в которой Божественный Жених представляется в венце, имже венча Его мати Его в день обручения Его, и в день веселия сердца Его ( Песн.3:11 ). Цель, для которой возлагаются венцы при браках, объясняет св. Златоуст (в беседе 9 на 1 посл, к Тимоф.): «венцы полагаются на главах брачущихся в знамение победы, – для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстию до брака, таковыми приступают и к брачному ложу; – т.е. в состоянии победителей похоти плоти. А если кто, быв уловлен сладострастием, отдал себя блудницам: то для чего ему, побежденному, иметь и венец на главе своей?» Другую причину сего обряда представляют следующие слова самого последования венчания: «венчай я в плоть едину, даруй им плод чрева, благочадия восприятие». §2. Обручение и венчание совершаются в совершенных летах Аще убо хотят, в то же время венчаются. Обручение, упомянутое в прежнем последовании, и молитвы сего последования венчания совершались некогда раздельно и по прошествии немалого времени, как показывает устав. Новелла Алексия Комнина (см. Корм. кн. лист 337) объясняет, что пресвитеры, следуя указу Льва Премудрого, обручали семилетних юношей и после, по прошествии одному 15, а другой 13 лет, их венчали. Но так как при таком рановременном обручении случалось, что одно из обрученных лиц, жених или невеста, по причине или смерти, или напасти, или беды, или даже просто по произволу, оставляло лице обрученное и совокуплялось браком с другим: то очевидно, что начальные молитвы при совершении обручения терпели от сего обычая немалое злоупотребление, оставаясь как бы действием пустым, не имеющим значения, пренебреженным приявшими обручение. Посему указанный выше закон Комнина запрещает совершать обручение в малолетстве, а повелевает совершать его по достижении совершеннолетия пред самым браком. Вот подлинные слова сей заповеди: «и тогда обручение первее священных молитв творением совершати, и тако мало или множайшу времени прошедшу, елико срок имети могут совокупляющиеся, незазорный и законный брак сотворити. И не купно обручение и брак смешати в день или час един: но егда потребно будет обручение, потом им и брак сотворити». §3. Брак благословляется в храме

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава XXI. Последование исходное монахов §1. Усопшие омываются Не подобает омыватися. Хотя телу усопшего монаха не подобает омыватися так, чтобы все оно было обнажено, но и монах умерший окропляется и отирается слегка водою для того, чтобы тем исполнить и сохранить обряд, принятый церковию от времен древних. Вместе с христианским законом начался и обычай омывать мертвых, одевать их, полагать в гроб и выносить всенародно: потому что еще Тавифу, одну из первых учениц апостолов ( Деян.9:37 ), по смерти омывше (а следовательно и наложивши одежды) положиша в горнице. Укоренившись во времена апостолов, обряд сей распространился наконец и по всей церкви. Евсевий (кн. 7, гл. 28) пишет: «восточные, обнимая тела святых (т.е. христиан) распростертыми руками и недрами, закрывая очи, сожимая уста, нося на раменах своих, обнимая их в продолжении долгого времени, прикасаясь к ним, лобызая их, украшая их омовениями и одеждами, в свое время воспринимали и сами те же услуги от других; остающиеся в живых всегда следовали поведению своих предшественников». §2. Усопшие поставляются в церкви по чинам И аще убо священник есть отшедый брат, возлагаются мощи его посреде храма: аще же простец, в притворе. О положении тел умерших посреди храма и в притворе св. Дионисий говорит хотя и другими словами, но означающими тот же смысл, какой заключается и в приведенном месте. Он (на стр. 123) говорит: «божественный священноначальник, собрав священный лик, если усопший будет священнического чина, то, поставив его пред алтарем, – начинает молитву и благодарение к Богу; а если погребается кто-либо из благоговейных монахов или из народа, то поставляет его в честном святилище при входе священническом. Определяемое здесь для священника пред алтарем место, по изъяснению Пахимера, есть то, которое находится между клиросами и алтарем; так чтобы умерший священник стоял ближе клиросов к алтарю; а для простых монахов и мирских, в честном святилище при входе священническом; определяемое место есть то, которое, начиная от клиросов, простирается к притвору, или в самом притворе; чтобы, т.е. тела таковых стояли в церкви не выше, но ниже мест, назначенных для клириков. Впрочем, ныне все гробы, как тех, так и других, поставляются посреди храма. Об этом смотри ниже (гл. 22, §1). §3. Ударение малое, великое и железное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава X. О литургии Преждеосвященных Даров §1. Совершенные литургии в Четыредесятнице не бывают Пост Четыредесятницы, как основанный на строжайших правилах, чем прочие посты, древние отцы уважали так, что не положили в продолжение ее святейшего таинства литургии; они опасались, чтобы во дни Четыредесятницы не помешало это как-нибудь посту. Ибо так как дни Четыредесятницы установлены и посвящены не торжеству, но сетованию и очищению наших грехов, тогда как священнодействие совершенной литургии сопровождается веселием и радостию духовного торжества: то, чтобы печалию поста не нарушить веселия этого священнодействия, или чтобы плач, необходимый в Четыредесятницу, не был расстроен торжеством совершенной литургии, отцы Лаодикийского собора решительно воспретили приносить священный хлеб, то есть совершать священнодействие совершенной литургии, во все дни Четыредесятницы, кроме субботы и воскресных дней; даже запретили и память мучеников сопровождать радостным священнодействием и торжественными службами. В 48-м правиле сего собора написано: «в четыредесять дней Великого поста не проскомисати, но токмо в субботу и неделю». В толковании на это правило объясняются и вышеприведенные причины. «Понеже оные дни», сказано, «Великого поста покаяния суть время, и должен есть кийждо о согрешениях своих разум имети, и не оставити о тех потщание, на праздники уклонятися, о тех потщание имети и духовныя радости насытитися прежде времени». Посему в 50 правиле того же собора повелено: «в четыредесять дней Великого поста, кроме субботы и недели, ни мучеником память, ни инем святым творится». §2. Что есть преждеосвященная литургия Но чтобы оставлением священнодействия Божественных Даров в течение целой седмицы не лишить души небесной пищи и чтобы это священнодействие не показалось как бы уничтоженным, те же отцы, особенно отцы шестого Вселенского собора, повелели в некоторые дни седмицы совершать преждеосвященное священнодействие. Посему в 52-м правиле сего собора сказано: «во весь Великий пост, разве суббот и недель и дне святого Благовещения, Преждеосвященными службу да содевают».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

О исповедании. В последовании об исповедании содержится четвертое таинство – покаяния. Если христианин согрешит после омытия грехов в крещении и после вступления чрез него в завет благодати, то он к исправлению своему не имеет другого средства или таинства кроме сего – покаяния. Симеон Солунский сравнивает крещение с покаянием, и потому (в гл. 50) говорит: «и до ныне Христос совершает дело спасения, и неверных привлекая к вере и даруя им в крещении оставление грехов, хотя бы они совершили их бесчисленное множество, – и верных согрешающих, приходящих к Нему, паки возводит ко спасению чрез исповедь и слезы, сокрушение, милостыни и другие посильные добрые дела». И в другом месте (в гл. 30): «покаянием совершается исправление наше от грехов, вновь нами содеваемых. И поскольку после крещения нет другого способа быть воззванным ко спасению, по благодати и дару, кроме подвигов и трудов, обращения и слез, кроме исповедания грехов и удаления от зла: то и дарован этот великий дар». И потому, по его же словам (в 250 главе): «покаяние есть главизна спасения всех верных, согрешающих после крещения, – есть второе крещение, совершаемое посредством смиренного исповедания с посильным сокрушением и слезами. Предвестниками сего покаяния были мытари, грешники и блудницы, приходившие ко Христу с раскаянием и принятые Им благоутробно. Разбойник на кресте, выразив только исповедание и веру и произнесши слова помяни, сподобился Небесного Царствия. Верховный апостол, после падения плакавший горько, помилован, утвержден (в достоинстве апостола) тройственным вопрошением: любиши ли Мя? и возведен в высшую степень пастыря овец Христовых». Намерение и цель покаяния есть та, чтобы преподать совершение душам, исправить нравы, наставить на путь добродетели, утвердить стоящих, восстановить падших, возвратить удалившихся, поддержать колеблющихся, и всем даровать пользу и спасение. Симеон Солунский (в гл. 252) говорит: «посему покаяние, как проповедал Креститель, Владыка Христос и ученики Его, составляет совершенно необходимую и всеобщую потребность и долг, который обязаны исполнять все и ни один не должен отлучать от него самого себя. Так как мы все согрешили и грешим, то все долженствуем и каяться». Три принадлежности покаяния

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава II. Чин хиротонии иподиакона §1. Степень и лета иподиакона Степень и лета иподиакона объясняет Симеон Солунский (в гл. 161) следующим образом: «за степенью чтеца следует чин иподиакона, который составляет среднюю степень между степенями чтеца и диакона: эта степень выше степени чтецов и певцов, но ниже степени диакона; почему и называется чином иподиакона. Чтецы и певцы после своего посвящения могут вступать в брак; а иподиаконы уже не могут: они прежде посвящаются в должность чтецов, и потом уже, послужив с честию узаконенное время, удостоиваются рукоположения, возводящего на сию степень. Узаконенное время для посвящения двадцатый год жизни», а не моложе, потому что они должны быть производимы после вступления в брак. Иподиакон производится вне алтаря По свидетельству древних рукописных греческих чинопоследований, иподиаконы посвящаемы были некогда в диаконике близ стола, стоявшего со священными сосудами, и притом во время литургии, по совершении малого входа. Но сами же иподиаконы побудили изменить это обыкновение, – и оно изменено за несколько лет до взятия Цареграда. Побудительною причиною к сему изменению было то, что некоторые иподиаконы, посвященные в диаконике, начали почитать один диаконик собственным местом своего служения. За это у них с диаконами нередко происходили споры, для прекращения которых, а равно и для уничтожения высокоумия, патриарх Мануил Харитопула вновь учредил посвящать их не в диаконике, но вне его, – среди храма, на том же месте, где посвящаются и чтецы, и притом не во время литургии, но до ее начала. Это обстоятельство показывает, что и самое посвящение в иподиакона в древности без литургии не совершалось. Симеон Солунский (в гл. 162) описывает место и время иподиаконского посвящения следующим образом: «желающий принять руковозложение иподиакона приводится к архиерею в то время, когда он в священном облачении стоит пред царскими дверями, прежде начатия священной литургии». §2. Иподиакон опоясуется орарем И опоясует его. Причину, по которой иподиакон как во время своего посвящения, так и всегда опоясывается орарем, Симеон Солунский (в гл. 163) предлагает следующую: «потом опоясывает его орарем в знамение того, что он с настоящего времени смирением, целомудрием чресл своих и чистотою должен стяжать себе одежду чистоты духовной: – почему и не может уже после сего посвящения вступать в брак». Но может пребывать в супружестве, если он прежде сего вступил в него законным образом. §3. Порядок иподиаконского рукоположения

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава VIII. О дверях царских, катапетасме или завесе и о прочих дверях §1. Двери царские и святые В иконостасе находятся три двери, ведущие из алтаря в храм; одни называются средними, другие южными, а третьи северными. Средние врата, прямо от престола ведущие во храм, достойны уважения больше других. Средние врата, во-первых, называются царскими, потому что чрез них в Св. Дарах проходит Царь славы и Господь господствующих; потом они называются святыми, потому что чрез них проносятся Св. Дары; притом эти врата святы и потому, что чрез них не позволено входить простым людям, а только освященным. §2. Завеса За царскими вратами в алтаре находится завеса, по-гречески катапетасма. Завеса есть полотно на шнурах, или опускающееся сверху вниз, или передвигающееся от одной стороны к другой. Симеон Солунский (в гл. 6, о храме) говорит: «завеса, находящаяся при жертвеннике (престоле), означает небесную при Боге скинию, где находятся лики св. ангелов и отшедшие к Богу святые». Завеса эта в Уставе (лист 15) называется внутрь сущею, т.е. внутреннею дверью. А так как эта же завеса в иных местах опускалась сверху вниз, то и называется еще горнею дверью, или горними дверями, а самые врата в дверях называются дольними или нижними и внешними дверями. Те и другие двери, для выражения различных знаменований, иногда отворяются, а иногда запираются. О сем будет сказано во 2 части, гл. 6, §46 и гл. 7, §5 и §34. §3. Двери южные и северные в иконостасе Южные двери называются диаконскими не потому, чтобы ими выходили и входили одни только диаконы; но от диаконика, куда вели эти двери. Правда, диаконы, для перенесения в алтарь священных сосудов и прочей утвари, имели близкий из диаконика вход; но когда они выносили народу благословенный хлеб или богоявленскую воду, как показано в гл. 6, §1, то всегда выходили из южных дверей. Притом издревле на диакона возложена была обязанность наблюдать за благочинием народа, стоящего во храме; для исполнения сей обязанности они выходили всегда южными дверьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава XVII. Последование в одеяние рясы и камилавки §1. Монахи разделяются на три чина В одеяние. Монахи по одному наружному своему виду или одеянию разделяются на новоначальных, малосхимников и великосхимников. Такое разделение достойно похвалы: ибо конец совершенства, до которого иноки восходят опытами благочестия, достигается тремя степенями, – то есть начинающих, совершенных и совершеннейших. Новоначальные, по своему имени, поставляют себя в числе начинающих; малосхимники, превзошедши новоначальных, преуспевают в исполнении добродетелей всякого рода, и потому суть совершенные; из них состоит большая часть монашествующих; а великосхимники, как пребывающие в ангельском жительстве, стараются достигнуть самой высокой степени совершенства подвигами богомыслия и продолжением строжайшей жизни, и потому суть совершеннейшие. Первые из них, в обыкновенных разговорах, именуются простыми монахами, а третьи – схимниками. §2. Ряса монашеская Рясы. Ряса, по-гречески ρσον или ρ α«χος, значит одежда презренная, опущенная, нестянутая и неопоясываемая; происходит от глагола ρ α»σσω растерзываю, сморщиваю. Отсюда монахи первой степени в некоторых местах называются ρ ασοφο«ροι рясоносители и ρ αχενδυ»ται одеянные в рясу (ρ ασοφορειν и ρ αχοφορειν имеют одно значение). Почему и священническая верхняя одежда, как опущенная, нестянутая и неопоясываемая, есть ряса. §3. Монашеский чин есть чин ангельский Во ангельском сем жительстве. Все три степени монахов называются именем ангельского жительства. Афанасий в письме к Аммону говорит: «два суть чина и состояния в жизни: одно – обыкновенное и свойственное человеческой жизни, то есть супружество; другое – ангельское и апостольское, выше которого быть не может, то есть девство или состояние иноческое». Василий Великий в слове о подвигах иноческих (лист 164): «ты же небесных жительств любителю, ангельского жития купец» и проч. – Вальсамон на послание Василия в Амфилохию: «должно опасаться, чтобы кто, приняв ангельское житие поневоле, не обратил в посмеяние сего страшного и святого образа». §4. Камилавка

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский (Краснопевков-Румовский Василий) Родился 26 июля 1738 года в семье священника села Красного Санкт-Петербургской епархии. Окончил Александро-Невскую семинарию в Санкт-Петербурге. В 1759 году пострижен в монашество. Девять лет был преподавателем Невской духовной семинарии. В 1768 году назначен префектом семинарии. В 1770 году утвержден ректором семинарии. С 19 ноября 1770 года – архимандрит Никольского Старо-Ладожского монастыря Санкт-Петербургской епархии. 2 декабря 1771 года переведен в Зеленецкий монастырь, а 16 января 1774 года – в Петергофскую Троице-Сергиеву пустынь. 13 июля 1774 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. I апреля 1775 года переведен на Архангельскую и Холмогорскую епархию с повелением именоваться «Архангельским и Олонецким». Получил от императрицы Екатерины II панагию, украшенную бриллиантами и яхонтами. 26 октября 1798 года перемещен в Нижний Новгород. 11 ноября 1804 года возведен в сан архиепископа. Скончался 16 марта 1811 года. Погребен в Нижегородском кафедральном Спасо-Преображенском соборе. Епархиальная деятельность преосвященного Вениамина была направлена на благоустройство епархий, духовное образование юношества, восстановление обителей, создание и украшение церквей. Он поднял роль и значение благочинных в епархии. Все епархиальные дела преосвященный Вениамин решал быстро, без волокиты. Как любитель отечественной истории, преосвященный Вениамин много внимания уделял собиранию древних летописей и рукописей, трудился над составлением истории Архангельской иерархии. В 1781 году он предписал всем монастырям и церквам завести памятные книжки или летописи и внести в них все «древние достопамятности и все достойное памяти». Благодаря этим записям в Архангельской епархии было открыто много исторических памятников. Преосвященный Вениамин занимался и литературной деятельностью. Им написана книга «Новая Скрижаль». Большое внимание преосвященный Вениамин уделял изучению Священного Писания. Он приказал во всех церквах вместо поучений читать и объяснять Священное Писание .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Нижегородская Учреждена 24 марта 1672 года Нижегородская и Алатырская Филарет митрополит, рукоположен со 2.06.1672 по 7.03.1686 на покое; † 29.09.1694 Павел митрополит, рукоположен с 7.03.1686 † 26.09.1696 Трифилий (Инихов) митрополит, рукоположен с 17.05.1697 по 20.07.1699 митр. Крутицкий Исаия митрополит, рукоположен с 23.07.1699 по 2.09.1708 отрешен от кафедры † 24.11.1720 Сильвестр (Холмский) митрополит, рукоположен с 14.09.1708 по 5.03.1719 митр. Смоленский и Дорогобужский Питирим епископ, рукоположен. с 23.03.1719 архиепископ с 24.05.1724 † 8.05.1738 Иоанн (Дубинский) епископ, рукоположен с 25.02.1739 по 1.09.1742 на покое; † 21.01.1743 Димитрий (Сеченов) епископ, рукоположен с 14.09.1742 по 9.08.1748 на покое; с 21.06.1752 еп. Рязанский и Муромский Вениамин (Пуцек-Григорович), епископ, рукоположен с 14.08.1748 по 2.03.1753 еп. Тверской и Кашинский Феофан (Чарнуцкий) епископ, рукоположен с 14.03.1753 по 1.07.1773 на покое; † 8.03.1780 Антоний (Герасимов-Зыбелин), епископ, бывший еп. Архангелогородский и Холмогорский с 9.07.1773 по 25.04.1782 архиеп. Казанский и Свияжский Иоасаф (Заболоцкий) епископ, рукоположен с 16.05.1782 по 22.09.1783 еп. Тверской и Кашинский Дамаскин (Семенов-Руднев) епископ, бывший еп. Севский и Брянский, викарий Московской епархии с 22.09.1783 по 12.01.1794 на покое; † 18.12.1795 Павел (Пономарев) епископ, рукоположен с 12.02.1794 по 26.10.1798 еп. Тверской и Кашинский Вениамин (Краснопевков-Румовский), епископ, бывший еп. Архангельский и Олонецкий с 26.10.1798 по 16.10.1799 переименован еп. Нижегородский и Арзамасский Нижегородская и Арзамасская С 16 октября 1799 года Вениамин (Краснопевков-РумовскиЙ), епископ, бывший еп. Нижегородский и Алатырский с 16.10.1799 архиепископ с 11.11.1804 † 16.03.1811 Моисей (Близнецов-Платонов) епископ, бывший еп. Пензенский и Саратовский с 28.05.1811 † 10.01.1825 Самуил (Запольский) епископ Костромской и Галичский в 1825 временно управлял Мефодий (Орлов-Соколов) епископ, рукоположен с 28.02.1826 по 19.10.1826

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Алтарь или самое святилище находится под средним полукружием (конхи), где возвышается и св. престол; по сторонам же алтаря под северным полукружием,– предложение, или по нынешнему наименованию жертвенник, а под южным сосудохранительница или диаконик. Такое расположение частей алтаря можно видеть из слов Симеона Солунского , который, говоря об устройстве алтаря, пишет: «когда по воле Божией все устроится внутри и вне храма, тогда святилище, т.е. алтарь ставится на востоке (средине), предложение по правую сторону (смотря от востока к западу), по левую же диаконик; предложение или жертвенник ставится не для священнодействия, но только для предварительного приношения хлеба и вина и приготовления их к священнодействию и литургии. А так как на жертвеннике бывает только предварительное приношение и приготовление хлеба и вина к священнодействию, то окончательное, торжественное, совершенное приношение Даров и самое освящение оных, эта истинная проскомидия, совершается на истинном жертвеннике, т.е. св. престоле, или на Божественной трапезе» (о сем смотри 2 ч., гл. 7, §32). В южном полукружии отдельное место составляет сосудохранительницу, где по удобности располагаются и хранятся книги, одежды и священные сосуды, и откуда по мере надобности они и берутся; здесь же хранятся и хлебы, прежде литургии приносимые и в свое время (за другими службами) молитвою освященные, и вода в день Богоявления Господня освященная. Эту воду диаконы во всякое время выносят и дают кающимся и от причастия отлученным (о чем смотри 4 ч., гл. 9, §7). Диаконик находится под непосредственным распоряжением диаконов, которые суть и хранители священных вещей, здесь находящихся. Сосудохранительница называется диакоником, от слова диакон, или от должности им свойственной (ибо диаконик значит диаконская или служебная палата, а слово диакон значит служитель); сосудохранительницей же это место называется по вещам, в нем хранимым. Из предыдущей главы видно было, что по Симеону Солунскому диаконы не могут сидеть на сопрестолии; но немного дальше, в той же главе, он местом для сидения диаконам назначает диаконик. «Им (диаконам)», пишет Симеон Солунский (гл. 135), «иное отделено место, которое и называется диаконик, где им и следует сидеть». Однако место, находящееся под южным полукружием, не всегда на самом деле, бывает диакоником или сосудохранительницею; так, если в иной церкви в один день нужно бывает служить две литургии, тогда в диаконике устрояется другой престол: оба эти престола отделяются друг от друга стеною. Придел или параекклисия

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010