Глава I. Чин поставления во чтеца и певца §1. Хиротония На поставление. На малых детей, по примеру древних праотцев, Сам Христос – Господь возлагал некогда Свои руки, исполненные благодати и даров, изливая на них богатство Своего благословения и подавая немощным надежду здравия. Равным образом и преемники Его Божественной власти и строители Таин, св. апостолы, как читаем в их Деяниях и посланиях, возлагали свои руки прежде на главы тех, которых после крещения желали сподобить нашествия Св. Духа, а потом и тех, которых для преподаяния христианам Св. Таин намеревались посвятить в служителей и отцев, – то есть возвести на степень диаконов, священников и епископов. Св. церковь наша всегда сохраняет сей священный обряд, и сверх того всякий день простирает руки на оглашенных, кающихся и бесноватых во свидетельство особенной любви своей к ним, дабы одних освободить от демонского мучительства и изъять от греха, других утвердить в возвращаемом им прежнем благосостоянии, а иных приобрести себе. Во всех сих случаях она подает свои руки в залог и знамение того, что, воззывая их к обещаемому усыновлению, она приемлет каждого из них в свое материнское лоно, привлекает к благочестию и объемлет своею любовию, как чад своих. Сие преемственное рукоположение, ведущее свое начало от Христа и апостолов, по двоякому образу его совершения получило у церковных писателей и толкователей св. правил и наименование двоякое: одно называется хиротониею (слово сие происходит от греческого χερ – рука и τενω – распростираю): это истинное рукоположение, посредством которого нарочито избранные посвящаются в алтаре для священнодействия истинного и таинственного Тела Христова, – т.е. диаконы, священники и епископы. Хиротесия Другое хиротесиею (от греческого χε ρ рука и θ σις положение): это руковозложение или поставление, которое вне алтаря приемлют чтецы, иподиаконы и другие, производимые в некоторые посторонние должности, кроме священнодействия. Посредством хиротонии совершается самое таинство священства; а хиротесия есть только обряд и возводит людей в такое служение, которое не касается священнодействия: и потому хиротесия есть действие, некоторым образом постороннее и случайное, которое совершается и над кающимися и над немощными и т. п. Сие различие объясняет Симеон Солунский (в гл. 156) следующим образом: «две хиротесии, т.е. рукоположения: одно производится вне алтаря, при производстве в должности чтеца и иподиакона и некоторых других, например, экдика, иконома и проч. Другого же особенного рода хиротоний, совершаемых внутри алтаря, у подножия св. престола, только три, во образ Святой Троицы». Различие хиротоний

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава VII. Божественная служба или литургия святого Иоанна Златоустого §1. Литургия Златоустого не первая Все писатели утверждают, что составитель настоящей литургии есть св. Иоанн Златоуст . Известно также и то, что этот св. отец взял те же обряды из прежде составленной литургии св. Василия Великого , но только сократил молитвы. Как о той, так и о другой литургии св. Прокл, ученик св. Иоанна, в книге о предании Божественной литургии, говорит: «апостолы некогда имели обычай совершать Божественные Тайны весьма пространно, читали многие молитвы и оставили нам пример при сем жертвоприношении употреблять длинные молитвы, но после некоторого времени, охладевшие в ревности и усердии к вере и занимавшиеся более делами века сего и мирскими попечениями, начали скучать продолжительностию литургии и едва ходили к слушанию Божественной службы. Видя это, св. Василий принял против сего спасительный способ и первый издал краткую и удобную литургию (о чем см. в житии его). Спустя немного времени, тот отец наш, одаренный златым языком, Иоанн, имея надлежащее и неусыпное попечение о спасении овец, как надлежит пастырю, и снисходя слабости и нерадению человеческого естества, решился вовсе истребить все сети и наваждения сего сатанинского предлога и, исключив многие слова из литургии Василия Великого , составил и издал вместо длинных молитв краткие». §2. Начало литургии есть «благословено Царство» Благословено Царство. Вечернее пение начинается словами благословен Бог наш для показания, что наше боговедение было темное и начальное; утреня начинается: слава Святей, Единосущней и Нераздельней Троице, для показания света древнего закона, а литургия начинается словами: благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, где ясно разделяются Лица Божества. Ибо сначала мы были среди идолопоклонников и знали только то, что есть истинный Бог и Творец всей твари; это и выражается на вечерни. Потом, что Бог есть существо Триипостасное, мы узнали из сеновного пророческого проповедания; это и выражается на утрени. Наконец, после вочеловечения Слова Божия, ясно открылось нам, что сии три Ипостаси суть Отец, Сын и Св. Дух, во имя Которых мы крестились и чрез Которых мы усовершились в боговедении: и это выражается на литургии. Св. Герман спрашивает: «почему на литургии иерей нарицает троичность Божества, а не единство; ибо не говорит: благословен Бог, или: благословено Царство Божие, но различает Лица: благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа?» И потом сам отвечает: «потому что люди в первый раз узнали в трех Лицах Бога чрез вочеловечение Господа, а сие тайнодействие совершается в воспоминание вочеловечения Господня; посему и надлежало в самом начале возвещать миру и проповедать Троицу». §3. Великая ектения древняя

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава VII. Чин, бываемый на освящении храма (Требник гл. 105). §1. Основание церкви полагается с молитвословием На основание храма. Обычай полагать основание храма с молитвословием утвержден древностию. Бароний (под 61 годом) говорит: «от храма св. Ирины к тому месту, где разрушено было идольское капище, называемое марна, учинен был ход со крестом и псалмопением; и на пространстве, назначенном от создателя Руфина, св. епископ, совершив молитву и преклонив колена, повелел народу копать основание. Тогда все единодушно и с одинаковым усердием принялись за работу, восклицая: победи, Христос! победи, Христос! – После сего епископ, собрав христолюбивый народ и совершив на месте многие молитвы и псалмопения, препоясался и сам первый начал носить и полагать основание; за ним благочестивые клирики и все мирские люди с веселием и громким гласом продолжали работу, воспевая псалмы и вознося молитвы. Построение этого храма продолжалось около пяти лет». §2. С дозволения архиерея Приходит тамо архиерей. Как церковные правила, так и гражданские древние законы, предписывают строителям полагать начало созидания храма с благословения и повеления архиерея. Матфей Властарь (под буквою Е, гл. 12) приводит следующий гражданский закон о построении храмов: «кто хочет построить молитвенный дом или церковь , тот должен подробно объяснить свое намерение местному епископу и наперед даровать все, потребное к освящению храма и к совершенно священной литургии, к содержанию его и к обеспечению служителей, принадлежащих к храму». Симеон Солунский (в гл. 101) говорит: «намеревающийся создать Божественный храм приходит к архиерею и испрашивает у него дозволение исполнить свое намерение. И не должно никому начинать строение без архиерейского повеления. Ибо богоугодные дела требуют Божественного повеления и содействия, и в делах Божественных должен быть един Бог Началовождем и Совершителем, Который есть Иисус Христос, а на престоле Христовом, по милости Его, сидит архиерей». §3. Каждение на основании храма

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава VI. Последование святого крещения и миропомазания §1. Действия седми таинств Крещения. Церковь Христова содержит семь таинств. Симеон Солунский (в гл. 33) говорит: «семь даров Св. Духа, как говорит Исаия; семь и таинств церковных, совершаемых Духом Святым. Таинства сии суть: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение». Действия и плоды всех сих таинств кратко изображаются так: святое крещение очищает тело и просвещает душу, миропомазание утверждает в вере, Божественное причащение вселяет в нас Христа, покаяние есть восход на небеса и избавление от грехов, священство дарует духовную власть, брак о Господе освящает союз супружеский, елеосвящение предуготовляет к Царству Небесному. Крещение есть второе создание наше Прежде нежели приступим к описанию таинства крещения, мы должны знать, что с человеком бывает три создания или три рождения. Первое – телесное, или произведение из небытия в бытие. Второе – перемена бытия худшего на лучшее чрез крещение. И третье – воскресение из мертвых. Св. Григорий Назианзин (в 40 слове на святое крещение) говорит: «Священное Писание указует нам троякое рождение, а именно: рождение из тела, рождение из купели крещения и рождение из мертвых, – или воскресение. Первое из них есть рождение нощное, рабское и страстное; второе есть дневное, разрушающее страсти и отсекающее всякую скверну, происходящую от плотского рождения; а третье есть самое страшное и мгновенное, собирающее все создание во мгновении ока, да предстанет оно к Зиждителю и отдаст отчет в здешней жизни, в подвигах служения Богу и во всем поведении – раболепствовало ли оно похотям плоти и пресмыкалось ли по земле, или возвышалось вместе с духом и почитало благодать воссоздания. Все сии рождения Христос почтил Своим действием и примером: – одно почтил первым вдуновением жизни; другое освятил Своим воплощением и крещением, которым и Сам крестился, и, наконец, третье ознаменовал воскресением, которое Он Сам предначал. Ибо как Он был перворожден из многих братий, так благоизволил быть перворожденным и из мертвых». Симеон Солунский (в гл. 32), именуя крещение вторым рождением или воссозданием, объясняет оное: «крещение возрождает духом, потому что мы погубили первое, бесстрастное рождение, и теперь – в беззакониях зачаты и во грехах, как поет Давид, родила каждого из нас мать». И еще (в гл. 62): «священнейшее крещение есть и возрождение и воссоздание, очищение, и освящение, сыноположение, дар и святыня, сообщающая человеку тьму благ, как говорят отцы. – Итак, горе тому человеку, который, родившись в свет, или получив первое создание, лишается второго сего рождения или воссоздания, то есть веры во Христа и крещения». Знаменование крещения

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава VI. Чин избрания и рукоположения архиерейского §1. Архиерей не производится без избрания При избрании архиерея особенно принимается во внимание то, чтобы на сию священноначальническую степень никто не восходил сам собою без соборного или синодального избрания; тогда как прочих низших степеней, начиная от чтеца до священника, может искать всякий, кто пожелает. Симеон Солунский (в гл. 187) говорит: «всем, достигшим чистого жития в православной вере, дозволяется искать прочих степеней священства, то есть посвящение чтеца, хиротесию иподиакона, хиротонию диакона и пресвитера со всеми производствами в некоторые другие почетные должности, относящиеся к степеням сим. Но епископства никто не должен искать и не может просить сего сана, без особенного усмотрения и избрания на суде соборном. Если кто и достоин взойти на эту степень по суду человеческому, все же он должен подчиниться суду соборному и не может получить сана без священного избрания. Посему особенно нужно наблюдать, чтобы никто не искал, не предупреждал избрания Синода, не назывался сам, не допускал никаких происков к тому, чтобы обратить на себя внимание Синода. Ибо, хотя апостольский приговор начался от апостолов, когда произведен Матфий в чин двенадцатого апостола на место отпадшего Иуды; но избрание ведет свое начало от Самого Спасителя, Который есть Началовождь и Совершитель нашего спасения. Когда Он избрал Андрея, Петра, Иоанна, Иакова, Филиппа, Нафанаила, Матфея и прочий лик учеников, то сказал им: не вы Мене избрасте, но Аз избрах вы, да идете и плод принесете, и плод ваш пребудет ( Ин.15:16 ). Итак, от Него и чрез священнослужителей Его должны быть избираемы и рукополагаемы поставляемые во епископов. Особенно же, если избрание будет произведено так, как Он хочет, то и хиротония будет совершена истинно – Им, хотя и посредством людей, удостоенных Его церковию; и божественные действия будут совершаемы достойным образом». Если избрание епископа должно быть произведено таким образом чрез других епископов: то для приведения в исполнение сего долга установлены особенные правила, в которых изображено (в первом апостольском правиле): епископа да поставляют два или три епископа, и в 4 правиле первого Вселенского собора: «епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава XIII. О непрестанной молитве, о числе и времени служб церковных §1. Всякому и во всякое время необходимо молиться К непрестанному молению обязуют нас писания пророческие и евангельские. Пророк Давид говорит: благословлю Господа на всякое время ( Пс.33 ). Божественный Павел учит: непрестанно молитеся, о всем благодарите ( 1Сол.5 ). Но особенно Спаситель нам повелевает: бдите убо на всяко время молящеся ( Лк.21 ). Посему всякий благочестивый христианин, следуя такому учению Священного Писания , должен творить молитву умом и языком во всякое время, стоя и ходя, и должен принуждать себя к этому: ибо он приобретет тогда величайшую тишину и радость, как это опытом узнали испытавшие. Хотя эта обязанность касается более монахов, а не людей, живущих в обществе: но долг непрестанно молиться лежит на всех; как особам священным и монашествующим, так и сущим в мире по мере сил должно приобрести навык к непрестанной молитве. Монашествующие, как на сие обрекшие себя, имеют непременный к этому долг; равным образом и лица, служащие церкви, должны принуждать себя к непрестанной молитве Богу. И хотя бы подверглись искушениям и смятению ума; но дабы не быть уловленными от врага, должно обращаться к молитве и радоваться, обращаясь к ней. Священные лица преимущественно должны радеть о сем деле, так как они носят на себе звание апостольское, совершают все Божественные таинства, и на себе являют любовь Христову. Миряне же должны по мере сил совершать непрестанную молитву, как печать и знамение своей веры, как святыню, как убежище и прогнание всякого искушения. И так всем как посвященным, так и живущим в мире и монахам следует, воставше от сна, памятовать о Христе, и это воспоминание Бога должно прежде всякой мысли принести, как спасительную жертву, Господу, спасшему и толико возлюбившему нас. Сверх того мы есмы и называемся христианами, облечены в Него Божественным крещением, запечатлены Его миром, причастились и причащаемся Его Плоти и Крови, мы члены Его и храм, и Сам Он обитает в нас. А потому должны любить и помнить Его всегда. §2. Молитва превосходнее других добродетелей

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава XIV. Последование святого елея §1. Елеосвящение есть таинство В этом последовании св. елея содержится седьмое таинство – елеосвящения, и елей называется святым потому, что освящается церковным благословением. Симеон Солунский (в гл. 40) говорит: «св. елей предан нам, как священное таинство и образ Божественной милости, подаваемый во избавление и освящение от греха приемлющим его; посему это таинство подает разрешение от грехов, восстановляет от болезней и совершает освящения. Все это предал нам Иисус Христос Бог наш, – и чрез Него – божественные Его ученики и апостолы». §2. Совершается семью священниками Таинство елеосвящения совершается семью священниками. Симеон Солунский (в гл. 283) пишет: «брат Господа не определяет числа пресвитеров при совершении сего таинства ( Иак.5:14 ), но обычаем предано призывать седмь, я думаю, в соответствие седмеричному числу даров Духа, исчисляемых у Исаии; или в соответствие тех седьми ветхозаветных священников, которые, по повелению Божию, седмь раз ходили с трубами вокруг стен Иерихона и разрушили стены его; или чтобы (по подражанию пророку над детищем жены сонамитянки) иереи, седмь раз помолившись о мертвой душе, возбудили ее, как отрока – Елисей, который седмь раз нагибался над ним и седмь раз молился; или, чтобы как Илия, который седмь раз помолившись, снова отверз небо, которое заключил за грехи, и низвел дождь, – и им разрешить засуху греха, отверзть подобно Петру небо, подавши ключ благодати и, как дождь, низвести от Бога милость отпущения. Таков, по моему мнению, смысл седмеричного числа (священников). – А некоторые, по недостатку семерых, призывают всего трех; – и это не предосудительно: потому что ради силы Троицы, а потом – и в воспоминание свидетельства и проповедания Троицы, бывшего некогда чрез Илию, когда он воскресил умершего сына сарептской жены, трижды помолившись и трижды простершись над ним. Некоторые же собирают и более седьми (священников) для выражения большей веры и усердия. Впрочем, нет надобности много исследывать о числе священников, так как оно не определено у апостола. А впрочем, хотя и не написано, тем не менее необходимо соблюдать древнее предание, и должны быть седмь, как требует древний обычай, а в случае нужды, и менее трех, но все должно быть произносимо, что предано произносить». – Посему если известного числа священников для совершения сего таинства не определяется: то в крайней нужде и один священник, совершающий его, совершает силою всей церкви, которой он есть служитель, и которой лице в себе представляет: ибо вся власть церкви содержится во едином священнике. §3. В церкви или в дому

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава XIX. Последование великого ангельского образа §1. Монашеский чин есть чин ангельский Великого и ангельского. Хотя житие ангельское принадлежит всем трем степеням монашества вообще, то есть степени новоначальных, совершенных и тех, для которых установлено сие последование, то есть настоящих великосхимников, и хотя всякий устав для всех этих степеней в обителях называется ангелоподражательным; однако великосхимниками или монахами великого ангельского образа именуются собственно те, которые, проведши несколько лет в обители в чине малосхимников, остальное время жизни желают посвятить себя несмущаемому размышлению о вещах небесных, строжайшим пощениям, продолжительнейшим пред всеми прочими молитвам, уединению, молчанию, бдению, трудам, подвигам и изнурению, отказавшись от самых дозволительных пособий общественной жизни; – словом те, которые, восприняв особенное и как бы святейшее прочих одеяние, совсем удалились уже от мира и поистине стяжали ангельскую жизнь. Главнейшие монашеские одежды, какие были у древних великих подвижников, кукуль и аналав, сделались собственною принадлежностию этого чина. И сами они строгостию жизни и подвигов стяжали себе такое уважение от всех, что монахи, остающиеся на второй степени, уступив им наименование ангельского образа, начали именовать себя только совершенными старцами, и не более, как учениками и подражателями этого высокого и великого образа. §2. Монашеские одежды полагаются в алтаре На подножие. Подножием называется пол по всей церкви. Здесь говорится о том, что одежды желающего принять святой образ с вечера вносятся во святой алтарь и полагаются на подножии, то есть на полу святой трапезы, или где-либо близ святого престола, дабы они восприяли освящение от святого места и могли быть приняты освященными как бы от Самого Бога, седящего на престоле. Св. Дионисий (стр. 113) говорит: «уединенные (то есть совершеннейшие, – великосхимники) должны быть соединены с единым Богом, с сею священнейшею Единицею, и в житии уподобляться, сколько для них возможно, жизни священнической, потому что они во многом подходят к сему сану ближе всех прочих совершенных христиан, и по самому званию своему имеют сродство с чином священническим». Посему и одеяния их, как от священного места восприемлемые, равно священны, как и облачения священнические. §3. Монашеское последование имеет две части

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава XI. О святом кресте §1. Крест везде прилагается Поскольку св. крест поставляется на всех церквах, и в церкви нет таких священных одежд, нет вещей и утварей, на которых не было бы креста, нет таинства и других молитвенных действий, при которых не употреблялось бы знамение креста; посему здесь следует сказать: что есть крест? Для чего Христос благоволил претерпеть не другую какую-нибудь смерть, как крестную? Какою Божественною силою облечен крест? и как древние святый крест почитали? §2. Что был прежде крест? Поскольку крестная казнь в древности считалась самою поносною, то древние всегда называли крест самыми бесчестными именами. Одни говорили, что это есть несчастное древо, проклятая виселица, жесточайшая и отвратительнейшая казнь; другие почитали его и для низких людей бесчестным наказанием, ужасным умерщвлением рабов, а для человека свободного, хотя и виновного, он не должен быть употребляем. Бл. Августин (в кн. 180-ти вопросов) в вопросе 25 так пишет о кресте: «между всеми родами смертей ни одного не было столь страшного и поносного, как смерть крестная»; он же, в 18 беседе на Матфея, так говорит: «ничего не было в то время бесчестнее крестной смерти». Посему-то не напрасно апостол похваляя послушание Христово, прибавил: «послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя». То же самое и в 36 трактате на Иоанна бл. Августин пишет: «когда апостол хвалил послушание Христово, бывшее до смерти, то ему мало было сказать, что Христос послушлив был даже до смерти, не до какой-нибудь смерти, но прибавил: смерти же крестныя. Между всеми родами смертей, этой смерти не было хуже». §3. В порок христианам поставляем был Когда Христос Сын Божий нашего ради спасения благоволил на земле умереть поноснейшею крестною смертию; тогда язычники и неверные иудеи нападали на христиан и насмехались над ними, особенно потому, что они Христа, как бы простого человека, и еще более бесчестно на кресте распятого, Богом и Сыном Божиим называли и поклонялись Ему. Посему апостол Павел ( 1Кор.1:18 ) пишет: «Слово бо крестное погибающим убо юродство есть»; и ниже ( 1Кор.1:23 ): «проповедуем Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава XVIII. Последование малой схимы, сиречь мантии §1. Монахи по своим чинам имеют особенные одежды Малая схима. Для трех степеней монашеской жизни имеются троякие и особенные, т.е. отличительные одежды, из которых каждая присвояется монаху с особенным последованием молитв и обрядов. Так новоначальным монахам дается ряса и камилавка, монахам совершенным – мантия, достигшим высшей степени монашества, или монахам совершеннейшим, присвояется кукуль и аналав. §2. Схима Схима. Схима есть образ, или одеяние двух последних степеней монашеских. §3 По еже ударити в малое. Ударити в малое, то есть било; об этом показано будет ниже (гл. 21, §3). Монах стоит пред царскими вратами Стоит пред царскими враты не опоясан, не обувен и откровенен. Стоить пред царскими враты, то есть пред средними западными дверями, ведущими из притвора в храм; ибо и эти средние двери и врата называются царскими по отношению их к боковым дверям храма (о сем показано в 1 части, гл. 10). Поскольку монашеский образ есть знак покаяния, то вступающий в него, в виде кающегося, стоит в притворе, как в месте, определенном для покаяния. Симеон Солунский (в гл. 267) говорит: «а сам себя удаляя от мира, (монах) приносится подобно дару, и стоит пред дверьми, как еще не принадлежащий к ангелам и людям равноангельным, но как кающийся стоит пред раем и небом, умоляя о входе. И когда начнется священное таиноводство (литургия), тогда после первого входа во святое, который указывает на приведение нашего естества к горнему миру, приводится и он, как обретенное овча погибшее, воспринятое и принесенное на раменах обретшего его Господа. Посему он – и обнажен от мирских одежд, бос и непокровен. Первое потому, что он отверг все излишнее и мирское; а второе – потому, что он беден и нищ, как лишенный богатства разбойниками, страшно избитый и израненный, оставленный нагим и лежащий полумертвым». §5. В трех местах творит коленопреклонения Творя в трех местах коленопреклонения. В трех местах творит коленопреклонения: 1) пройдя средние, западные или царские двери, 2) в средине храма, и 3) пред святыми дверями, то есть пред алтарем. Симеон Солунский (в гл. 269) говорит: «и приводимый припадает трижды, в честь Троицы, и три раза восстает; приблизившись к священным дверям, как к небу, он припадает пред настоятелем, как пред Отцем Небесным, и ласково приемлется им, как сын заблудший, возвратившийся из далеких стран. Потом он припадает к братиям, как старейшему сыну, испрашивая прощение и умоляя не гневаться на него за то, что он оскорбил их своею бессловесною жизнию. Затем вместе с ними он обращается к Отцу Небесному». §6. Постригается у царских дверей

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010