Глава X. Последование, бываемое об обручении §1. Обручение есть начало брака О обручении. Брак есть шестое таинство, пред которым бывает и обручение, как начало и преддверие брака. Обручение это, равно как и самый брак, совершается церковным благословением и залогом перстней. Для него требуются и законные лета, о которых показано будет ниже (гл. 11, §2). §2. Совершается в церкви По Божественной литургии. Обручение христиан должно быть совершаемо не где случится, но в церкви священником, и не в иное время, как по выслушании священнодействия или Божественной литургии. Бароний (под 54 годом) пишет: «в Послании к Ефесянам апостол Павел нарицает святой брак тайною: ради честности и святости сего таинства от апостолов же произошел и тот закон, по которому бракосочетание должно быть совершаемо в церкви и с ведением епископским». Тертуллиан (в кн. 2) в похвалу некоторой жены пишет: «могу ли словами изобразить блаженство того брака, который соединяет церковь , утверждает приносимая жертва, объявляют обручение и действительность союза ангелы (священники) и благословляет Сам Отец Небесный?!» §3. Перстни при обручении полагаются на св. трапезе Перстни их два. Перстни обручающихся по древнему обряду не освящаются священническим благословением, но одно прикосновение их к святой трапезе и возлежание на ней почитается достаточным к их освящению; и потому для освящения перстней особенной молитвы здесь не полагается. §4. Перстни должны быть один серебряный, а другой золотой Серебряный убо уклоняясь к десным. Так как серебряный перстень после перемены достанется жениху, а золотой – невесте: посему первый, как принадлежащий мужу, полагается на св. трапезе с правой стороны от золотого. §5. При обручении новобрачным даются свечи И дает им свечи возженны. При бракосочетании у всех народов употреблялись свечи, как знамение любви супружеской. О, если бы новобрачные, взирая на сии возженные свечи, сохраняли не только любовь, но и союз супружества неразрывным! Но кроме неугасимой любви и неразрывного союза в супружестве возженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют чистоту их жизни: ибо как гнусная и бесчинная похоть ищет темных мест, так целомудренная стыдливость сияет лучами собственной красоты и ищет света.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОАР [франц. Goar] Жак (1601, Париж - 23.09.1653, Амьен, Пикардия), литургист, историк, один из основателей византиноведения . Г., изучив лат. и греч. языки уже в раннем возрасте, в 1619 г. вступил в доминиканский орден проповедников и уже через год смог сдать экзамен по богословию и философии и принять монашество; затем преподавал философию и богословие в Тулузе. В 1631 г. орден направил его на греч. о-в Хиос, где он до 1637 г. был настоятелем доминиканского мон-ря св. Себастьяна. По возвращении стал настоятелем мон-ря св. Сикста в Риме. В этот период Г. имел тесное общение с византинистами Львом Алляцием, Василием Фалаской и др. В 1640 г. Г. занял пост приора Совета доминиканцев в Риме. В 1653 г. был назначен помощником генерала доминиканского ордена в г. Амьене. «Εχολγιον sive Rituale Graecorum...» (Евхологий, то есть Греческий ритуал...), самый известный труд Г., впервые был издан в Париже в 1647 г. (Венеция, 1730. Грац, 1960). Г. работал над книгой по возвращении из Греции, где он смог собрать ценные рукописные материалы. Эта книга явилась первым критическим изданием молитв таинств и различных чинопоследований визант. Евхология и стала для исследователей правосл. богослужения одним из главных пособий. Кроме оригинальных греч. текстов и их переводов в ней представлены разночтения отдельных мест (Variae), а также разнообразные исторические сведения о происхождении и значении предметов и обрядов правосл. богослужения (Notae). Публикация оригинальных текстов до наст. времени сохраняет научное значение: в частности, рус. литургист А. А. Дмитриевский считал свое не превзойденное по объему «Описание литургических рукописей...» в значительной степени дополнением к книге Г. ( Дмитриевский. Описание. Т. 2). «Евхологий» оказал влияние на богослужение правосл. Церкви: так, отдельные особенности порядка чинов хиротесий, согласно совр. рус. «Чиновнику архиерейского священнослужения», обусловлены тем, что рус. справщики 2-й пол. XVII в. использовали «Евхологий» Г. в качестве одного из источников. В отличие от текстов чинопоследований предлагаемые Г. комментарии к ним в основном устарели, хотя еще в XIX в. они сохраняли свою актуальность - литургический комментарий «Новая Скрижаль», составленный архиеп. Вениамином (Краснопевковым-Румовским) , в значительной степени является рус. переводом лат. схолий «Евхология» Г.

http://pravenc.ru/text/165195.html

Молитвы по внегда родити жене. Церковь , предполагая преподать благословение родившей жене, не ожидает ее выхода из дому и прихода в храм Господень, но тотчас после разрешения укрощает понесенные ею в рождении болезни читаемыми молитвами и утешает ее саму. Главнейшие причины, побуждающие церковь к установлению и преподанию таковых молитв, усматриваются в тех же самых молитвах. Они суть: первая, чтобы испросить пособие Божие к благовременному окончанию слабости и недугов, последующих за болезнями рождения. Вторая, чтобы чистые очи Божии не отвратились от плода, происшедшего от плотского зачатия, и матери, в нечистотах и во грехах его зачавшей, и чтобы таким образом мать и плод не были отчуждены вовсе от всесильной помощи Божией; но еще более, чтобы по Его заповеди: раститеся и множитеся, промышляющей о преемстве рода человеческого, извиняющей похотение зачатия и очищающей телесные скверны, Господь не воздал в полной мере всех последствий и заслуженного за грех наказания. Третья, поскольку отроча, происшедшее от чрева, как из темницы, есть сын тьмы, и пленник демона по причине первородного греха: то он, как недостигший еще покровительства Божия, равно и мать, находящаяся в родильных нечистотах, подвергаются повреждению чародейниц. Почему св. церковь вспомоществует своими молитвами в толиких бедствиях как родившей жене, так и рожденному от нее плоду, или по крайней мере старается ободрить, утешить и успокоить их, объемлемых страхом тех же зол и бедствий, в которых она сама их видит. Симеон Солунский (в гл. 58) на вопрос: для чего бывает от иерея молитва при рождении младенца? отвечает: «когда мы рождены плотию, тогда самое уже это рождение плотское указует нам путь к возрождению чрез дух. Почему и церковь Христова, будучи сама нескверна и освящена во Христе, очищает и наше плотское, хотя и от благочестивых, но все же не безгрешных родителей рожденное и следовательно – грешное чадо. Ибо, когда от благочестивой жены родится младенец, тогда приходит иерей и славословит Бога, благодаря, что человек родился в мир; тогда он знамением креста благословляет рожденное и просит ему у Бога милости пребывать в жизни и сподобиться благодати крещения и миропомазания. А матери и находящимся с нею женам, молясь, преподает благодать, освящение, свободу делать свои дела и не быть ни в чем возбраненными от церкви, не почитать себя скверными по причине прикосновения к нечистой и не сомневаться в уничтожении завистливых мечтаний лукавого». §2. Грехи невольные

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Нижний Новгород. Крестовоздвиженский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери на кладбище. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Казанская кладбищенская церковь при Крестовоздвиженском монастыре Близ Арзамасского тракта, в конце Большой Ямской улицы с конца XVIII в. находилось второе городское кладбище с церковью в честь Казанской иконы Божией Матери. Казанская кладбищенская церковь была построена в 1798 г. при епископе Павле II (Пономареве) или архиепископе Вениамине II (Краснопевкове) купцом А.Е. Стешевым (который на этом кладбище и был похоронен с супругой). Приписана к Крестовоздвиженскому монастырю Казанская церковь была в 1816 г. В кладбищенской церкви было три престола: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери, и придельные – во имя Ап. Иакова, брата Господня и в честь Шуйской иконы Божией Матери. После закрытия монастыря монахини назвались «трудовой артелью» и взяли здания своего монастыря в аренду. Но в 1923 г. им пришлось соединиться с приходской общиной при Крестовоздвиженском соборе. После закрытия Крестовоздвиженского собора и выселения монахинь в 1928 г. община перешла в Казанский кладбищенский храм. Казанская община просуществовала при б. Крестовоздвиженском монастыре до 1935 г. 28 февраля 1935 г. к ней была присоединена Успенская община с причтом и имуществом. Но в 1935 г. были арестованы члены клира Казанской церкви: Македонский Николай Петрович и Новосельский Петр Иванович. Это произошло после Пасхальной литургии, которая в 1935 г. совпала с 1 Мая. 5 мая был арестован Македонский Николай Петрович, 23 мая - Новосельский Петр Иванович. Они были обвинены как участники контрреволюционной организации во главе с митрополитом Евгением (Зерновым) в том, что для отвлечения «внимания трудящихся от участия в революционных праздниках ... умышленно в эти дни службу в церкви начинали и кончали позднее» (4 ноября 1935 г. все члены «группы» были приговорены к 3 годам исправтрудлагерей и этапом отправлены: о. Николай (Македонский) – в Красноярск, а о. Петр (Новосельский) – в Караганду. 10 сентября 1937 г. по постановлению Тройки по Карагандинской области Новосельский П.Н. был расстрелян в местах заключения).

http://sobory.ru/article/?object=41216

Нижний Новгород. Церковь Николая Чудотворца ( " Верхнепосадская " ). /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Николаевская верхнепосадская церковь на улице Большой Покровской (с 1850-х гг. она же – Тихвинская). О первоначальной деревянной церкви во имя Святителя Николая в Сотной грамоте сказано, что она была «устроена на подклетех, и с папертью». В 1740–1741 гг., при архиепископе Иоанне I (Дубинском) вместо деревянной, сгоревшей в один из пожаров церкви, построена была каменная «тщанием прихожан и доброхотных жертвователей, при участии асессора ст. Меженина». Но церковь была мала и не вмещала всех прихожан. В первой четверти XIX в., при архиепископе Вениамине II (Краснопевкове), богатый откупщик А.И. Костромин, обратившийся из раскола в православие, после свершившегося над ним чуда – исцеления от тяжкой болезни от копии Боголюбской иконы Божией Матери в Никольской церкви, – почти совершенно перестроил храм. Стены были надстроены, и на них поставлен был высокий купол, а внутри на целый ярус увеличен иконостас. В 1857 г. на средства прихожан – генерала С.И. Махотина с супругой и купцов Щукиных – была построена трапезная. Главный престол стал в честь Тихвинской иконы Божией Матери, св. Николаю был посвящен правый придел, левый – преподобному Алексию, человеку Божию. Усердием прихожан-жертвователей стены церкви были отделаны под мрамор и весь иконостас был вызолочен. Иконостас был старинный, искусной резьбы, с иконами «греческого письма высокой работы». Кроме украшения храма, купец А.И. Костромин пожертвовал средства на устройство каменных причтовых домов. При церкви имелась часовня в память спасения Царской Семьи в 1888 г. при крушении царского поезда. 10 октября 1913 г. при церкви была открыта богадельня – приют им. Факеевых и Бодростиных в ознаменование 300-летия Дома Романовых. Богадельня-приют помещалась в доме с флигелем, имела свой капитал и призревала 15 пожилых женщин «из мещан, цеховых и крестьян».

http://sobory.ru/article/?object=33163

Оранки. Оранский Богородицкий мужской монастырь. Собор Владимирской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты В соответствии с планом застройки главным зданием монастыря, его архитектурной доминантой становится холодный Владимирский собор. Храм этот строился на протяжении 1804-1819 г.г. 12 февраля 1804 г., Преосвященным Вениамином (Краснопевковым), епископом Нижегородским и Арзамасским была выдана храмозданная грамота на строительство в Оранской обители «холодной церкви в честь празднества Владимирской иконы Божией Матери». Возведение собора началось при строителе монастыря отце Пахомии, а затем продолжилось при строителе иеромонахе Нафанаиле (1804–1809 г.г.) и завершилось уже в период управления монастырем строителем Иродионом (1809 –1820 г.г.). «Первая церковь соборная однопрестольная, постройкою начата в 1804 г., а окончена в 1819, в честь празднества Владимирской иконы Божией Матери, о пяти возвышенных куполах с полукруглым алтарем, покрыта по железным стропилам листовым железом, окрашенным медянкою; на куполах пять куполов, по полукружиям обиты в замок листовым железом, с пятью осьмиконечными крестами, по дереву опаянными белым железом и позолоченными на мардан 1875 году; стены церкви снаружи и внутри оштукатурены, в оной церкви дверей створчатых три, по железным рамам, и узорчатым решеткам обиты листовым железом, с крючьями и двойными запорами; в стенах в нижнем ярусе и в алтаре окон с железными решетками и деревянными рамами семнадцать, во втором ярусе без решеток – пятнадцать, в пяти куполах разной величины с рамами – сорок, в осьмерике среднего купола под лавою – четыре малых окна. Над окнами нижнего яруса по трем стенам до иконостаса по кирпичному и алебастровому карнизу устроены хоры, с деревянными крашеными перилами, в расстоянии от стены на три четверти аршина. Таковые же хоры устроены и в среднем куполе над арками, поддерживающими купол храма. Пространством оная церковь от восточной полукруглой стены алтаря до западных дверей 13 сажен, от северных дверей до южных 8 сажен. Пол в алтаре и во всей церкви чугунный, на коем вокруг стены по окна устроены деревянные филенчатые панели, окрашенные дикою краскою.

http://sobory.ru/article/?object=06583

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXVII. Епархия Архангельская Архангельская епархия учреждена в 1682 г. Десятая в третьеклассных. I. Архиепископы Холмогорские и Важеские 1. Афанасий (бывший игум. Исетского Успенского монастыря) хирот. 19 мар. 1682, из крестовых патриарших иеромонахов; † 6 сент. 1702. 2. Парфений Небоза , Грек, митрополит Лаодикийский, определён 3 дек. 1703; † 2 янв. 1704, на пути, в Ярославле. 3. Сильвестр Крайский хирот. 11 мар. 1706 из архим. Заиконоспасских; в сент. 1707 перев. в Смоленск. 4. Рафаил Краснопольский 21 мар. 1708 хирот. из архим. Симонова монастыря; † 4 нояб. 1711. Погребён в Холменом соборе. 5. Варнава Волатковский 24 авг. 1712 хирот. из иеромонахов Заиконоспасских; † 8 окт. 1730. 6. Герман Концевич хирот. 2 мая 1731 из архим. Заиконоспасского монастыря; 246 † 26 июля 1735. Погребён в Холменом соборе. II. Архиепископы Архангелогородские и Холмогорские 7. Аарон хирот. 28 дек. 1735 из архим. Чудова монастыря; † 7 мая 1738. 8. Савва Шпаковский хирот. 18 февр. 1739 из архим. Нежинского Благовещенского монастыря; 247 30 июня 1740 перев. в Коломну. 9. Варсонофий хирот. в еписк. 13 июля 1740, из архим. Соловецких; 9 янв. 1741 пожалован в архиепископа; † 8 нояб. 1759. III. Епископы Архангелогородские и Холмогорские 10. Иоасаф Лисянский хирот. 2 дек. 1761 из архим. Спасо-Мирожского монастыря; † 1 мая 1769. 11. Антоний (Герасимов) Зыбелин хирот. 10 окт. 1770 из архим. Заиконоспасских; 9 июля 1773 перев. в Нижний-Новгород. 12. Арсений Верещагин 22 дек. 1778 хирот: из архим. Колязина монастыря, а 1 апр. 1775 перев. в Тверь. 13. Вениамин Краснопевков-Румовский 1 апр. 1775 перев. из викариев Новгородских и велено именоваться: «Архангельский и Олонецкий»; 26 окт. 1798 перев. в Нижний-Новгород. 14. Аполлос Байбаков 26 окт. 1798 перев. из Орла; в 1799 велено именоваться опять: «Архангельский и Холмогорский»; † 14 мая 1801. 15. Евлампий Введенский 29 июня 1801 хирот. из архим. Донского в Москве монастыря, а 16 апр. 1809 перев. в Калугу. 16. Парфений Петров 6 июня 1809 хирот. из архим. Юрьева монастыря; † 22 июля 1819.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» 19 Июн 2023 Журнал доступен в электронном виде МОСКВА. Вышел новый номер трудов преподавателей Николо-Угрешской семинарии. Содержание номера ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ – Иерей Алексий Раздоров, кандидат теологии, проректор по учебной работе Николо-Угрешской духовной семинарии, преподаватель библейского колледжа «Наследие». Особенности употребления термина συνεδησις в 1, 2 Кор. и Рим. и в пастырских посланиях апостола Павла в контексте сравнительного анализа. – Диакон Павел Мурилкин, кандидат богословия, старший преподаватель библейско-богословской кафедры Николо-Угрешской духовной семинарии. Богословское осмысление явления пророков Моисея и Илии во время Преображения Господня в святоотеческой экзегезе (I–VIII вв.). – Иерей Артемий Кокош, магистр богословия, ассистент кафедры истории и гуманитарных дисциплин Николо-Угрешской духовной семинарии. Аргумент верности Священному Преданию в контексте полемики о женском священстве в англиканстве. – Владимир Сергеевич Стрелов, старший преподаватель библейско-богословской кафедры Николо-Угрешской духовной семинарии, ректор Колледжа библейских основ подготовки к церковным служениям «Наследие». Оставаться ли во тьме или идти к Свету? Рассказы об исцелении больного при купальне ( Ин. 5:1–16 ) и слепорождённого ( Ин. 9:1–41 ) через призму нарративного анализа. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ – Иерей Владимир Алёшков, кандидат богословия, проректор по научной работе Николо-Угрешской духовной семинарии; Алёшкова Александра Владимировна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Жизненный путь Соловецкого постриженника, игумена Кожеозерского монастыря Митрофана (Правоторова; ок. 1804–1884). – Диакон Леонид Набатчиков, магистр богословия, проректор по воспитательной работе Николо-Угрешской духовной семинарии. Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов) в воспоминаниях архиепископа Ярославского и Ростовского Леонида (Краснопевкова). – Кузьмина Ирина Владимировна, научный сотрудник, старший преподаватель кафедры истории и гуманитарных дисциплин Николо-Угрешской духовной семинарии. Строительство Воскресенского собора в Токио по материалам отчётов Российской духовной миссии в Японии.

http://azbyka.ru/news/vyshel-novyj-nomer...

Статистика Иннокентий Московский (Вениаминов), свт. Митрополит Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов ; 26 августа 1797, село Ангинское, Иркутская губерния — 31 марта 1879, Москва) — епископ Православной Российской Церкви; с 5 января 1868 года митрополит Московский и Коломенский, святитель, апостол Америки и Сибири. Стал первым православным епископом Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, сподвижник генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н. Н. Муравьёва-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении его коренных народов. В октябре 1977 года был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью и Православной Церковью в Америке в лике святителей как апостол Сибири и Америки. Память совершается: 31 марта (13 апреля); 10 (23) июня — Собор Сибирских святых; 23 сентября (5 октября) — прославление; 5 (18) октября — Собор Московских святых; Биография Родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря Евсевия Попова и был наречен в крещении Иоанном. В 1803 году его отец скончался и мать осталась с четырьмя детьми на руках. Чтобы помочь бедствующей семье Ивана взял к себе брат его отца, диакон Димитрий Попов, взявшись учить его грамоте по Часослову и Псалтири. Уже в семь лет мальчик читал в храме " Апостол " . Мать пыталась устроить сына на место отца пономарем, чтобы помочь себе и оставшимся детям, но ее попытки оказались напрасны. В 1806 году девятилетний Иван Попов был определен в Иркутскую семинарию. В семинарии в то время училось не менее семи воспитанников с такими же именем и фамилией, поэтому ректор решил переменить фамилии некоторым из учеников. В 1814 году Иван получил фамилию Вениаминов, в честь недавно скончавшегося архиепископа Вениамина (Румовского-Краснопевкова). В 1817 году Иван Вениаминов вступил в брак, а 13 мая того же года был рукоположен во диакона к Градо-Иркутской Благовещенской церкви. В июне 1818 пришло распоряжение прислать из Иркутской семинарии двух учеников для обучения в Московской Духовной Академии, но Иван, как женатый человек, к тому же диакон не мог быть послан в академию. Поэтому по окончании семинарии он был определён учителем в приходское училище.

http://lib.cerkov.ru/authors/1308

Успенский пост Успенский пост — самый короткий из многодневных постов в Православной Церкви и единственный посвященный Богородице. Успенский пост связан с двумя двунадесятыми праздниками — он готовит верующих к Успению Богородицы , с одной стороны, а с другой — на него выпадет Преображение Господне . Календарь Успенского поста: 14-27 августа. «Новая скрижаль» Вениамин (Краснопевков-Румовский) Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи Святою и Всенепорочною, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и побуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые впрочем говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминание обоих этих праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас». Равным образом и Вальсамон, в ответе на вопросы Фотия, свидетельствует, что эти три поста, Рождественский, Петров и Успенский, хотя в церкви начались в неизвестное время и по неизвестному преданию, но утверждены одним Константинопольским собором. Ибо на этом соборе предложен был вопрос: должно ли соблюдать пост в августе месяце (Успенский)? При сем вопросе означен и ответ. Сначала был пост в другое время, но потом, дабы этот пост не сходился с постами языческими, то его и перенесли; а впрочем многие люди и поныне постятся в этот пост. Вальсамон на этот вопрос и ответ такое делает объяснение. «О сем посте спрашивали некогда на соборе под председательством державнейшего и августейшего нашего императора и в присутствии святейшего патриарха Кира Луки и других архиереев, тут находившихся. Некоторые говорили, что не следует держать поста, вследствие его перенесения (объясненного мною выше).

http://predanie.ru/tema/uspenskij-post/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010