архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) (26.07.1739–17.03.1811) Библейская история Литургика архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) Архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Духовный писатель. Биография Родился 26 июля 1738 года в семье священника Троицкой церкви Красного Села Санкт-Петербургской губернии. Брат протопресвитора Сергия Краснопевкова. Окончил Александро-Невскую семинарию в Санкт-Петербурге, во время обучения в которой в 1759 году пострижен в монашество. Девять лет был преподавателем Невской духовной семинарии. В 1768 году назначен префектом семинарии. В 1770 году утвержден ректором семинарии. С 19 ноября 1770 года — архимандрит Никольского Старо-Ладожского монастыря Санкт-Петербургской епархии. 2 декабря 1771 года переведён в Зеленецкий монастырь, а 16 января 1774 года — в Петергофскую Троице-Сергиеву пустынь. 13 июля 1774 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. 1 апреля 1775 года переведён на Архангельскую и Холмогорскую епархию. В 1779 году епископ Вениамин объехал свою епархию, в результате чего пришёл к выводу о необходимости единства в надзоре за нравственностью духовенства. Он предпринял попытку обучения в семинарии ненецких детей (1784). Будучи искренним любителем истории и церковной археологии, епископ Вениамин собрал из монастырско-церковных архивов значительное количество документов и летописных текстов, на основе которых было составлено «Подробное описание Архангельской епархии» Льва Максимовича. В 1781 году он предписал завести во всех храмах и монастырях епархии «Памятные книги для записи прошлых и вновь происходящих исторических событий». Благодаря этим записям в Архангельской епархии было открыто много исторических памятников. Содействовал открытию в 1786 году в Архангельске приказ общественного призрения, на нужды которого пожертвовал 1 тысячу рублей. За время деятельности епископа Вениамина существенно изменились границы Архангельской епархии: 15 марта 1787 года к ней отошли Олонецкое викариатство Новгородской епархии; одновременно к Вологодской епархии была отнесена вельская часть Шенкурского уезда. В результате территория епархии совпала с административными границами двух губерний — Архангельской и Олонецкой, а титуловаться он стал «Архангельским и Олонецким».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Галина Гурьевна Гуличкина, редактор, архивист Издательства Сретенского монастыря с 1998 года. Окончила Московский государственный историко-архивный институт (ныне Российский государственный гуманитарный университет), 9 лет прослужила в Отделе рукописей Ленинской библиотеки. С 1981 года работала под руководством митрополита Питирима (Нечаева; † 2003) в Издательском отделе Московского Патриархата, после упразднения которого трудилась в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата под руководством митрополита Кирилла (Гундяева; ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси). Галиной Гурьевной подготовлено к изданию около 20 книг: воспоминаний, писем выдающихся иерархов XIX века, миссионеров и подвижников, в том числе « Записки Московского викария » архиепископа Леонида (Краснопевкова); сборник писем, молитв, поучений и слов митрополита Трифона (Туркестанова) «Храм Божий – это земное Небо», сборники писем святителя Иннокентия (Вениаминовя) « Быть полезным Отечеству » и святителя Макария (Невского) « Не отчаиваюсь в Божией помощи » и многие другие. В 2002 году был издан каталог митрополита Мануила (Лемешевского; † 1968) « Русские православные иерархи . 992–1892» в трех томах. К сожалению, пока нет возможности продолжить это издание. Недавно в Издательстве Сретенского монастыря под редакцией Г.Г. Гуличкиной вышла книга архиепископа Саввы (Тихомирова) « Хроника моей жизни ». Архиепископ Савва (Тихомиров). Хроника моей жизни. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. — 688 с. : ил. «Ах, детки мои, детки мои!» – Галина Гурьевна, вы подготовили к изданию воспоминания и письма многих выдающихся церковных деятелей. Что вам было особенно важно в такой работе? – Мне всегда интересна, прежде всего, личность человека. Так, когда я работала над изданием писем святителя Иннокентия (Вениаминова), меня очень тронули его душевные переживания, связанные с семьей. В возрасте 42-х лет отец Иоанн овдовел. Он очень тяжело переживал эту потерю и как бы «замер от удара судьбы»: ближайший друг и помощница в его трудном деле была отнята у него Промыслом Божиим. Митрополит Филарет (Дроздов), как мог, утешал горюющего батюшку и советовал принять монашество. Но беспокоившийся о своих осиротевших детях отец Иоанн не сразу согласился на это предложение. Чтобы укрепить душевные силы и прийти к правильному решению, он посетил Троице-Сергиеву, а затем Киево-Печерскую Лавры. Его дети благодаря ходатайству митрополита Филарета были устроены: сыновья переведены из Иркутской духовной семинарии в Петербургскую, а дочери приняты в столичную школу для девочек. Отец Иоанн не стал противиться воле Божией и в 1840 году принял монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия (Кульчицкого; † 1731).

http://pravoslavie.ru/102844.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН Вениамин (Краснопевков), архиеп. Нижегородский. Портрет. XIX в. (РГИА) Вениамин (Краснопевков), архиеп. Нижегородский. Портрет. XIX в. (РГИА) (Краснопевков [Краснопевков-Румовский] Василий Федорович; 26.07.1739, с. Красное С.-Петербургской губ.- 17.03.1811, Н. Новгород), архиеп. Нижегородский и Арзамасский. Из семьи священника, брат протопресв. московского Благовещенского собора Сергия Краснопевкова, духовника имп. Александра I. Обучался в ДУ, затем в Александро-Невской ДС, где в 1759 г. был пострижен в монашество. После окончания семинарии был назначен ее префектом и учителем философии (1768), состоял членом С.-Петербургской духовной консистории, с 1770 г. ректор ДС и учитель богословия. В том же году возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Староладожского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , позднее - Зеленецкого во имя Святой Троицы монастыря , с 1774 г. настоятель санкт-петербургской Троице-Сергиевой пустыни . Хорошо владея лат. и греч. языками, В. помогал Новгородскому и С.-Петербургскому архиеп. (позже митрополит) Гавриилу (Петрову) в его работе над кн. «О служении и чинопоследованиях православной Греко-Российской Церкви» (СПб., 1792), с этой целью начал переводить Евхологий Ж. Гоара (Rituale Graecorum). 13 июля 1774 г. состоялась хиротония В. во епископа Олонецкого и Каргопольского, к-рую возглавил архиеп. Гавриил; местом пребывания викария являлся Александров Свирский мон-рь. В 1775 г. В. был назначен епископом Архангельским и Холмогорским (с 1787 - с титулом Архангельский и Олонецкий). Заботился о духовном образовании, возобновлении обителей, создании храмов, укреплении церковной дисциплины. Собирал древние рукописи. В 1781 г. предписал во всех мон-рях и храмах завести памятные книги и «внести в них древние достопамятности и продолжать вписывать все достойное памяти». Следствием данного распоряжения стало открытие мн. исторических памятников, на основании к-рых по указанию архиерея Л. Максимович составил «Подробное историческое описание Архангельской епархии» (1795). В. проводил беседы с распространившимися по епархии духоборцами . В 1781 г. имп. Екатерина II наградила Архангельского епископа золотой панагией с драгоценными камнями.

http://pravenc.ru/text/150297.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИИ ПРОРОКА ВОДЛОЗЕРСКАЯ ПУСТЫНЬ (Петрозаводской епархии Карельской митрополии), на о-ве Ильинский Погост (М. Колгостров) на оз. Водлозеро, Республика Карелия. Учреждена решением Свящ. Синода РПЦ от 26 дек. 2006 г. на основе действовавшего с 1997 г. Водлозерского подворья Муромского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . С 2006 г. наместником самостоятельной И. п. является игум. Киприан (Грищенко). Водлозерская пуст. во имя прор. Илии на о-ве Ильинский Погост Водлозерская пуст. во имя прор. Илии на о-ве Ильинский Погост И. п. расположена на месте древнего Ильинского погоста, 1-е упоминание о котором содержится в жалованной грамоте Новгородского митр. Варлаама прихожанам Водлозерской Илиинской ц. от 29 июня 1592 г. Митрополит предоставлял им льготы на 2 года для строительства нового Илиинского храма на месте сгоревшего. Построенная в кон. XVI в. церковь сгорела от удара молнии на рубеже XVII и XVIII вв. В 1708 г. Новгородский митр. Иов благословил на строительство новой церкви Ивана Андреевича Попова, каргопольского купца, вкладчика Кирилловой Челмогорской пуст. , строителя неск. каргопольских храмов. Возведенная на средства Попова ок. 1708 г. Илиинская ц. из-за ветхости в 1797 г. была разобрана. В 1797-1798 гг. по благословению еп. Архангельского и Олонецкого Вениамина (Краснопевкова) была выстроена и 16 апр. 1798 г. освящена новая (уже 4-я) деревянная ц. во имя прор. Илии. В одном храмовом здании устроены 2 церкви: летняя, 2-престольная, во имя прор. Илии и в честь Успения Пресв. Богородицы, и трапезная зимняя, во имя свт. Василия Великого. Церковь является поздним вариантом т. н. кубоватых храмов (см. Деревянная церковная архитектура ), распространенных в Поонежье и Беломорье. Она имеет вертикализированный четверик и невысокое завершение, с запада пристроены вытянутая трапезная и невысокая колокольня (первоначальное шатровое завершение заменено купольным). Ильинский погост был центром «куста» из 12 деревень, расположенных по берегам Водлозера в радиусе 10 км. Водлозерский храм вместе с бревенчатой рубленой оградой - одной из очень немногих сохранившихся на Русском Севере - образует небольшой выразительный ансамбль, являющийся уникальным памятником деревянного зодчества.

http://pravenc.ru/text/389253.html

Глава IV. Молитва жене, егда извержет младенца §1. Молитва без таинства покаяния не разрешает от грехов, но умоляет милосердие Божие Егда извержет младенца. По древнему преданию и по обычаю весьма похвальному, св. церковь молится и о женах, извергших плод своего чрева. Сими молитвами своими она хотя и не прощает небрежности извергшей матери разрешительною силою таинства покаяния и не избавляет ее от наказания за небрежение о младенце, но посредством своего предстательства умоляет милосердие Божие. Ибо что может подать церковь грешному и требующему Божественной помощи, без совершительного таинства, кроме одних благочестивых молитв своих? Или кто почтет излишним обряд сей, который и при самом невольном извержении должен быть уважен по 23 правилу собора Анкирского и по 8 правилу Василия Великого , о которых показано в Кормчей книге? – Итак, никогда не должна церковь выводить из употребления молитв о женах, обдержимых страхом греха и извергших плод мертвый, когда внутреннее соболезнование о изверженном чаде никаким другим врачевством не может быть так благовременно облегчаемо, как молением церкви. §2. Грехи невольные Убийству впадшей волею или неволею. В 91-м правиле шестого Вселенского собора показано: «и дающии и приемлющии детогубная зелия убийцы суть». Посему жены извергают плод свой иногда волею и со смертным грехом, а иногда неволею и вовсе безвинно. Когда они извергают плод по своей воле, тогда они осуждаются на продолжительный эпитимии, а когда неволею, то есть по случаю, тогда об этом так рассуждает Властарь (под буквою Ф): «если это явно случится от навета противника, то родители почитаются невинными в убийстве. Впрочем, хотя этот случай и достоин милости, но все требует некоторых эпитимий для успокоения совести извергшей. Ибо есть основание думать, что Господь, хранящий младенцев, попускает быть сему случаю за некоторые тайные и неисповеданные грехи родителей. Ибо сказано: не даждь во смятение ноги твоея, и не воздремлет храняй тя ангел ( Пс.120:3 ). Читать далее Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава IV. О сени над престолом §1. Сень над престолом Над святым престолом с древнейших времен устрояется род балдахина или сень, которая поддерживается четырьмя столпами. Сень эта от древней своей формы у латинских писателей называется ciborium, а у греческих χυβ ριον, по-русски киворий. Кодин, описывая великолепный храм св. Софии, о сени говорит следующим образом: «Иустиниан соорудил из серебра киворий (сень) и поддерживающие оный столпы, которые и позолотил; дуги, шар и сверх шара крест были вылиты из чистого золота». §2 Св. Герман, рассуждая о значении сени, применяет к ней следующие пророческие слова: Бог содела спасение посреде земли, и прибавляет, что без этой сени нельзя понять значения сих слов, потому что, продолжает тот же св. Герман, Иерусалим не для всех народов может быть срединою земли, напр., для индийцев или венециан. Посему, дабы истина вышеприведенных слов пророческих исполнилась, в алтаре, над престолом, и устрояется сень, которая изображает полукруглый покров неба, а землю означает престол, на котором невидимо присутствует Спаситель, соделавший наше спасение. После сего он говорит: «Святые отцы, как бы небо, устрояют покров над святою трапезою, и под сим покровом, называемым киворием (сень), среди четырех столпов возвышается, как земля, священный престол. В устройстве-то этой сени и исполняется слово пророческое: Бог содела спасение посреде земли». §3 Симеон Солунский , описывая три находящиеся в алтаре полукружия, над престолом, жертвенником и сосудохранительницею, и называя оные по-гречески χ γχη конхи (свод), говорит и о сени, и называет ее также покровом. О значении сего покрова или сени он так говорит (в гл. 139): «над Божественной трапезою устрояемый священный покров (сень) означает невещественную Божию скинию, т.е. славу Божию и благодать, которою покрывается Сам, одеяйся светом, яко ризою, и седяй на превознесенном престоле славы Своей». Итак, над престолом сень и с завесами, если где таковые находятся, есть покров св. трапезы и устрояется она в честь Иисуса честнейшего и драгоценного, и во образ небесной скинии. Читать далее Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава VIII. Божественная литургия иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской Слово: «вместообразная» – имеет три значения И предложше вместообразная. Изобразительные псалмы и все антифоны, поемые в начале литургии, изображают пришествие Христово в мир, о чем сказано было в изъяснении литургии Златоустого, и суть образы древнего закона, тени и подобия таинств новой благодати, сбывшихся в свое время. Вместообразное же есть, во-первых, то, что полагается вместо тех образов, теней и подобий. Ибо как истина, пришедшая в мир, уничтожает образы, тени и подобия, и сама начинает сиять или быть вместообразною: то в сем смысле и настоящие Святые Дары, то есть истинное Тело и Кровь Христова, прообразуемые в древнем законе тысячью образов и теней, и предсказанные праотцами, поступают, как свет, на место теней, а поэтому отцами святыми и называются вместообразными. Во-вторых: так как Святые Дары, в литургии Василия Великого , именуются вместообразными здесь, то есть прежде освящения и пресуществления в Тело и Кровь Христову нашествием Святого Духа (как выше сказано в гл. 7, §84), то и суть вместообразные только в это время, до освящения их, а после освящения и пресуществления Дары уже суть самое Тело и Кровь Христова. В-третьих: Дары и по освящении можно подобным образом назвать вместообразными: ибо они суть образ и залог вечной и блаженной пищи, которою имеем питаться на небесах; здесь они, питая в Таинстве душу пищею, обещают тем самым, что мы получим самым делом обильнейшее насыщение на небесах. В сем смысле Амвросий (в книге I, главе 78, о должностях) говорит: сень в законе, образ в Евангелии, истина на небе. Максим, толкователь святого Дионисия, пишет: Святые Дары суть знамения горних и истиннейших (Даров). Дамаскин (в книге 4, гл. 13) говорит: «вместообразными будущих называются Дары не потому, чтобы были не истинное Тело и Кровь Христова, но потому, что ныне причащаемся Христова Божества чрез них, а тогда мысленно чрез самое уже зрение». О сем последнем мнении смотри подобное в чине литургии (§3, о тайнодействии). Читать далее Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава VIII. Молитва на пострижение власов младенца Пострижение младенца после крещения Св. Афанасий, в ответ на вопрос 28, говорит: «Еллины имеют обыкновение стричь верхнюю часть головы у отроков, оставляя малые волосы; потом они обрезают их и посвящают демонам». Впрочем, обряд пострижения, вымышленный язычниками для идолов, христиане обратили в жертву истинному Богу, потому что они приняли его в подражание ветхозаветному, законному обряду назореев, который восхотел исполнить и св. апостол Павел ( Деян.21 ); или – правильнее сказать, – переменяя этот обряд на новый и совершеннейший, они постригают крестообразно верхние волоса на главе младенцев не для того, чтобы освятить их или посвятить Богу, но более для того, чтобы пострижением и приношением их доказать, что они предают своих младенцев в послушание Богу на веки. Ибо пострижение власов и до ныне служит знаком рабства как у варваров, так и у христиан; – что самое сделали некогда и римляне грекам, имевшим длинные волосы, после победы над ними. Таковое повиновение и рабство, знаменуемое в сем пострижении, в том же смысле, только другими словами, объясняет и Симеон Солунский (в гл. 68): «после помазания священник стрижет крестообразно волосы на главе крещенного частию в знамение того, что главою своею имеет он Христа и что должен он молиться с непокровенною главою, как учит и апостол Павел; а вместе с сим – и возлагая чрез сие как бы некоторую печать, почему и постригает его крестообразно, дабы он отверг всякий лишний помысл. Кроме того, волосы крестившегося приносятся Христу, как начаток и жертва от человеческого тела. Посему иерарх или иерей, взяв эти волосы, не бросает их, как случится, но полагает в священном месте». Читать далее Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава XII. Молитва на разрешение венцев в осьмый день §1. Венцы слагаются в осьмый день На разрешение в осьмый день. Принятие всякого таинства или великого дара духовного христиане восточной церкви всегда воспоминают и свято хранят в продолжении семи дней. Так новопросвещенные, сохранив на себе белые одежды в продолжении семи дней, в осьмый – всенародно слагают их в церкви. Сподобившимся причастия Св. Христовых Таин в первый день Пасхи определяется семь дней для продолжения духовного веселия. Возвратившиеся к вере, после отречения от ней, должны принимать очистительные молитвы в продолжении семи дней, а в осьмый день – омыться, как узаконил патриарх Мефодий (о чем показано в своем месте). Священник, вновь посвященный, обязуется совершать священнослужение семь дней сряду. В новоосвященных храмах совершаются литургии в течении семи дней. Монахи, после всенародного произнесения обета своего Богу, обязаны пребыть в церкви при дневных и нощных службах семь дней сряду (как в своем же месте будет показано). Поскольку не меньшего благочестия требует и таинство супружества: то церковь назначает равное число дней и супругам пребывать в духовном веселии, подобно тому, как и св. Товия продолжал семь дней торжествовать брак свой с веселием ( Тов.11:18 ). Сверх того посредством венцев, как знамений и свидетельства чистоты, новобрачные исповедуют, что они, сохраняя сердца свои в чистоте, не вовсе удалялись от дел небесных. Посему в знамение окончания брачного торжества, при наступлении времени заняться житейскими попечениями, они просят сложить с себя венцы с молитвою и церковным благословением. §2 Согласная достигше, и спрятавше – знамения. Когда отец выдает в замужество дочь свою, тогда он договаривается с отцем жениха или с будущим свекром своей дочери о своем приданом и обещается это приданое укрепить рядными, то есть записями в судебных местах при верных поручителях, или обещается дать от себя таким же образом законную роспись. Равно и свекор, именем жениха его дочери и своего сына, на все это соглашается и обязуется принять то самое, в чем договорились; – так что все они взаимно соглашаются на одном; почему и говорится, что они согласная достигли. По совершении же брака посредством венчания, новобрачные, приняв от своих родителей знамения этого договора, то есть те самые рядные или записи, удерживают и сохраняют их у себя; потому и говорится, что они спрятали, яже в браце, знамения. Читать далее Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Разделы портала «Азбука веры» Грехи невольные — условная категория, включающая грехи, совершённые без явного намерения или против воли (с подавленной, сломленной волей). Из молитв перед Святым Причащением : … прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением … Классический пример невольного греха – травма или смерть человека в результате дорожно-транспортного происшествия. О том, что в глазах Бога и Церкви это всё равно грех, свидетельствует, во-первых, состояние совести человека, упрекающей его и свидетельствующей о грехе, а во-вторых, каноны Церкви, подвергающие епитимии такого «невольного грешника» (священник в такой ситуации пожизненно лишается права священнослужения). Относится ли к невольным грехам грех, совершённые под воздействием обстоятельств? Это зависит от того, была ли у человека возможность выбора. Часто под обстоятельствами пытаются лукаво спрятать мнение других людей (человекоугодие), нежелание жертвовать чем-то, страх потери комфорта, нерассудительность. Цитаты о невольном грехе «В числе грехов есть грехи невольные, в которых мы хотя и не прямо виновны, но тем не менее приемлем их на свою душу и делаемся чрез то недостойными Бога. По смыслу богословскому невольный грех есть в начале грех первородный или причтенный нам от прародителей, которого виною есть чуждая, а не наша воля. Невольным же грехом называется и тот, который хотя производим и мы сами, но производим не с полным сознанием нашего разума и не вследствие прямой наклонности к нему нашей воли. Сии грехи, как происходящие от неведения или от несовершенного согласия нашего, хотя тоже невольные, но все же суть грехи». архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/grehi-nevolnye

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010