Таким образом с 1767 г. влияние местных архиереев на построение татарских мечетей устранено. В Сибири постройка мечетей предоставлена благоусмотрению губернатора, и императрица Екатерина II не упоминала уже о взаимном соглашении в этом случае губернатора с местным преосвященным. В самой Казани татары-магометане избегли влияния русского духовенства и получили изустные указы, как и касимовцы, на построение своих мечетей. Скоро последовал и самый указ, устраняющий влияние преосвященных на строение мечетей. В 1773 году, от 17 июня, правит. сенат приказали: „как к синодальным членам, так и во все епархии к преосвященным архиереям послать указы, в которых написать, что по представленным в св. синод от синодального члена Вениамина, архиепископа казанского, и из других епархий доношениям о построенных в городе Казани и в прочих местах близ благочестивых церквей и в общем жительстве татар и новокрещен татарских мечетях и о прочем, св. синод с правит. сенатом сношение имел, и на последок получа от правит. сената ведение ж и имея по оному рассуждение, определяет: отныне преосвященным архиереям, в дела, касающиеся до всех иноверных исповеданий и до построения по их законам молитвенных домов, не вступать, а предоставлять оное все на рассмотрение светских команд; преосвященные ж архиереи, так как и светские команды, должны прилагать, в силу государств. законов, старание, чтоб от того между поданными, ее императорского величества не могло быть никакого разногласия, а паче б между ими любовь, тишина и согласие царствовало“ 46 . В 1771 г. снова собирались сведения о количестве мечетей в казанской губернии. Начальник губернии Яков Ларионович Фонбрант предложил свияжской провинциальной канцелярии собрать верные и обстоятельные сведения о мечетях, для чего и были разосланы указы ко всем сотникам. Собранные сведения показали, что в тогдашнем свияжском уезде; (в состав коего входила тогда вся почти нагорная заволжская сторона казанской губернии, именно: нынешние уезды: свияжский, тетюшский, чебоксарский, а также и буинский с частью симбирского) находилось мечетей соборных 12, простых или пятивременных 88, сверх того богомольных изб (тех же т. е. мечетей) 19, а всего 119 47 . Во всех 116 деревнях 48 , где находились эти 119 мечетей, были новокрещенные из татар, исключая 8 деревень: Верхние Балтачи, Малые Салтыки (Менглычево, Абызово тоже), другие Малые Салтыки, Данышева (?), Шапкино, Малые Буртасы, Чаллы (Челны), Кощаково (Чирки Кощаково). В этих деревнях новокрещен не было. Новокрещенных татар ясашных и приписанных к адмиралтейству значилось во 111 деревнях 2,197 человек, а магометан во 119 деревнях 14,007 человек, для коих следовало иметь всего только 70 мечетей, полагая по 200 чел. на мечеть. Замечательно, что численность крещеных татар в тех деревнях с того времени и до сих пор остается почти таже.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Было постановлено: «Просить Святейшего Патриарха благословить упомянутые установления грамотами» (ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1.Д. 96. Л. 11). 344 Заявление 40 членов Собора (архимандрита Матфея (Померанцева), будущего преподобномученика и др.) было заслушано и утверждено на 84-м заседании Священного Собора от 14(27) февраля 1918 г. (ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 567. Л. 5–5 об., 6). 347 В сопроводительном письме к заявлению Братства приходских советов Петрограда и епархии митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) сообщил Патриарху о направлении ему данного послания, а также уведомил о передаче соответствующего текста в СНК (ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 96. Л. 8). 348 17 мая 1918 г. заведующий VIII отделом Наркомюста П. А. Красиков известил ВЧК, что «в субботу, 18 мая с. г., в 12 часов дня, имеет быть в Кремле в здании Центрального исполнительного комитета совещание по проведению в жизнь Декрета об отделении церкви от государства. На совещании этом, между прочим, будут рассмотрены утвержденные православным патриархом и синодом 15 января (18 февраля) с. г. (в действительности 15(28) февраля. – Сост.) правила, содержащие признаки, что правила эти были изданы с контрреволюционными намерениями. Об изложенном Отдел по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства сообщает Чрезвычайной следственной комиссии на предмет, не признает ли она нужным прислать в совещание своего представителя» (ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 689. Л. 7–7 об.). 349 На 86-м заседании Священного Собора, 1 марта 1918 г., было заслушано «постановление общего собрания приходских советов и мирян г. Кинешмы об образовании Объединенного братства приходских советов для защиты православной веры и Церкви». Было постановлено: «Принять к сведению» (ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 570. Л. 24). 351 IV чрезвычайный Всероссийский съезд Советов проходил 14–16 марта 1918 г. в Москве. Важнейшим пунктом повестки дня явился вопрос о ратификации Брестского мирного договора с Германией. Съезд утвердил написанную В.И. Лениным и предложенную большевистской фракцией резолюцию с одобрением договора. Съезд также санкционировал переезд советского правительства из Петрограда в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее зачеркнуто: эту разбойничью банду. Далее зачеркнуто: Такая гадость и еще при Священном Соборе. Позор и стыд закрывающим глаза на эту мерзкую сволочь. Пока они будут в нашемведомстве, до техпор не прекратятся все мерзости. Безнаказанно совершая всевозможные гадости не принадлежащим к их шайке, они день ото дня падают в своих гнусностях все ниже и ниже. Удивительно, что есть еще люди, защищающие их и сообщающие им все, что о них говорят. «Высочайше учрежденная при Святейшем Синоде комиссия для описания Синодального архива» (как вариант: «Высочайше учрежденная комиссия для разбора и описания Синодального архива»), созданная в 1865 г., продолжила свою деятельность в новых исторических условиях в качестве «Комиссии по описанию документов и дел 2 отделения IV секции Единого государственного архивного фонда в Петрограде». В августе 1918 г. была осуществлена чистка состава Комиссии: после исключения тех, кто в течение долгого времени активного участия в работе не принимал, в ее составе осталось 27 членов. Последний протокол заседания Комиссии датируется 30 января 1923 г. (причем, в нем речи о прекращении ее деятельности не шло) (РГИА, ф. 814, оп. 1, д. 156, л. 431). Виктор Иванович Яцкевич (18 декабря 1861 г.– 13 ноября 1924 г.), кандидат богословия, с 1887 г. на службе в канцелярии Святейшего Синода, занимал должности: помощника столоначальника (1888–1902 гг.); вице-директора (1902–1910 гг.); директора канцелярии (1910–1917 гг.). Член Государственного совета, тайный советник. В июне 1917 г. решением Святейшего Синода введен в состав 4-го отдела Предсоборного совета. Член Всероссийского Поместного собора 1917–1918 г. С 1917 г. директор Департамента по делам православной Церкви Министерства вероисповеданий, образованного Временным правительством. По сведениям на 26 июля/8 августа 1919 г. управляющей канцелярией Высшего Церковного Совета . С декабря 1918 г. по март 1923 г. «старший архивист» 2-го отделения 4-й секции ЕГАФ. С 1921 г. (до 1924 г.) редактор 2-го отделения 4-й секции ЕГАФ (Петроградского/Ленинградского отделения Центроархива РСФСР). Одновременно исполнял обязанности заведующего научно-теоретическим отделом и ученого секретаря Археографической комиссии Академии наук. Почетный член Московского археологического института, церковный историк. В марте 1922 г. арестован по делу митрополита Вениамина (Казанского), вскоре был освобожден.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

15 ноября. Первый раз со времени назначения в школу учительницы одна в школе. Как хорошо! Господи, как хорошо! Как мне благодарить Тебя за все благодеяния, а я еще колеблюсь – сбивают с толку. Нет и нет, не будет этого, а будет так, как было, есть и будет. Прочь все сомнения! все темные хитрые нашептывания! Бог и добрые люди еще, верно, не покинули меня. Вперед, по прямой дороге! Довольно, два месяца и так промучилась, проколебалась, прострадала, ведь это не жизнь, а пытка, но, может быть, и она необходима, чтобы не загордиться, не поднять нос кверху. Не мешает, не мешает! Зато как что-то хорошо теперь. Легко, уверенно, хорошо! Помоги, Господи, По­кров Царица Небесная, и впереди перенести все бури и искушения! Не отни­мите у меня этот дорогой талисман, который дает мне силы переносить все искушения, твердо стоять на избранном пути. 28 ноября. Сегодня одна в школе. Сижу – работаю, вспоминаю прошедший праздник великомученицы Екатерины. Как хорошо он прошел! Служил пер­вую литургию в сане архиепископа в нашем Котовском храме высокопреосвя­щенный Серафим. Помоги ему, Господи, с внешним повышением еще выше встать духовно! Покрый его всемогущим омофором, Пречистая Дево! Моли за него Господа, святая великомученица Екатерина, да подаст Он ему силы вещать вверенным людям правду святую, да оградит путь его от разбойников, ранящих душу человека! Помоги, помоги ему, Господи, во всем! 13 декабря. Сегодня возвратилась с уездной конференции. Писать, как там протекала работа, какие были заслушаны доклады, что-то не хочется – надоело. Учительство и работа среди населения на первом месте, а школа? – ну ребятки еще малы, пусть подрастут. Зимние каникулы с 11 декабря. Пер­вый год еще в это время придется недельку лишнюю прогулять. Пока была на съезде, коллега моих учеников отпустила. Сегодня ходила в деревни про­верять, по-моему ли? Устроила взрослых учиться. Взялся их учить крестья­нин-самородок с большим талантом по рисованию и музыке» ( Архив епископа Рыбинского и Угличского Вениамина (Лихоманова). Дневник исповедницы Ираиды Тиховой. ) . Воскресенский Василий Васильевич (1882 – после 1939). В 1908 г . закончил Казанскую духовную академию. Преподавал греческий язык в Угличском духовном училище. В 1918 г . после преобразования училища во 2-е высшее начальное училище состоял учителем и председателем педагогического сове­та. В 1922 г . был рукоположен в сан священника. Неоднократно подвергался арестам и заключениям в лагеря. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/581/iraida/

13 Местные особенности могли быть внесены в перевод Вениамина его русскими сотрудниками – Димитрием Герасимовым и Власием, на обязанности которого могло лежать приближение его языка к русскому. 14 Joseph Vajs, Glagolitica. Publicamiones palaeoslayicae Academiae Veglensis, fascie.2. Veglae, 1905. 15 Вульг. bono, греч. τ γαθ.Ошибка в переводе с латинского передалась и переводу с греческого. 20 Библиография переводов Максима Грека в значительной степени указана в труде С. А. Белокурова – «О библиотеке московских государей в XVI ст.», М. 1899, и у акад. А. И. Соболевского в «Вестнике Арх. и Ист.», XIII, 280–281; его же Перев. литер. Библиографии трудов Максима Гр. посвящено кандидатское сочинение 1901 г. г. Нумерова (рукоп. в библиотеке СПБ. дух. акад.). 21 Укажем ближайшие списки: Имп. Публ. Библ. XVI в. Б. 71, F. 1 415, F. 1 530, СПБ. дух. акад. А 1 / 171 . Предисловие к Псалтири напечатано у Белокурова, прилож. Толк. Пс. Максима Грека издано в 1896 г. московской единоверческой типографией по списку 1592 г. 22 Послание напечатано в казанском издании сочинения Максима Грека в 11, стр. 296–319, а также ранее в извлечении в Описании рукописей Синодальной Библиотеки II. ч. 1, стр. 83–87. В извлечении также у Попова, Описание рукописей Хлудовской библиотеки.стр. 44–45. 23 Рукописи перевода Максима Грека на кн. Деяний Апостольских с толкованиями: по-видимому, наиболее исправный текст дает рукоп. Кирил. Белоз. библ. XVI в. 24 / 149 (здесь в записи о времени перевода, л. 181 об., указан 1520 год), Импер. Публ. Библ. F. I 82, XVI в. – список отличный от других: здесь, после Деяний, приведены толкования на послания соборные и св. ап. Павла, зато в начале опущены вступительные статьи; Троиц.-Серг. Лавры 118, отсюда запись издана у С. Λ. Белокурова, прилож., CCLXIX стран; Соловецкой библ. 150 и 151, запись о времени перевода в отрывке издана в Описании рукоп. Соловецкой библ. 1, стр. 177, год перевода показан 7028 (1520). Имена толкователей указаны в 151. Есть много и других списков в разных книгохранилищах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

Вместо общественного Комитета стала действовать партийно-советская «Центральная комиссия помощи голодающим» при ВЦИК. Узнав об этом, митрополит Вениамин в очередной раз проявил полную лояльность власти, какой бы та ни была. 8 сентября он выпустил распоряжение: «Всероссийский Комитет помощи голодающим закрыт. Поэтому образованная при Правлении Общества православных приходов Петрограда и губернии комиссия для приема и передачи в Комитет пожертвований прекращает свою деятельность. Поступившие в нее и Канцелярию Митрополита пожертвования сдать в губернскую Комиссию помощи голодающим и дальнейший прием прекратить. Собранные и собираемые в церквах и при не церквах пожертвования представлять в комиссии помощи голодающим при местных районных советах, сведения о количестве поступивших пожертвований по той или другой церкви чрез благочинного представлять в Канцелярию Митрополита» 1038 . Таким образом, сбор пожертвований по приходам после разгрома Комитета не был совершенно прекращен. Митрополит лишь децентрализовал передачу собираемых верующими продуктов и денег, сохранив за собой право быть в курсе производимых сборов. О том, что из храмов Петрограда продолжали поступать пожертвования «в пользу голодного Поволжья», изредка сообщалось и в местных газетах. Так, в финотдел 2-го Городского района были направлены средства, собранные в Покровско-Коломенской церкви (более миллиона 700 тысяч рублей – на 700 тысяч рублей больше, чем отчисления «служащих Петрогубчека») и в Казанском соборе 1039 . Естественно, что большевистская пресса (а другой не было) отражала лишь мизерную долю информации о церковной помощи голодающим. Поэтому насквозь лживым выглядит опубликованный «Петроградской правдой» обзор советских газет по этому вопросу. «Что делает наше духовенство в Петрограде для помощи голодающим? В их проповедях проскальзывает нотка, что голод ниспослан провидением за наши грехи, но есть ли с их стороны какая-нибудь реальная помощь? Об этом что-то не слышно и не видно. Они умели принимать участие в белогвардейских восстаниях, они вдохновляли кулацкие восстания. Когда же люди гибнут от голода, они не считают нужным прийти на помощь... Вот такие христиане...» 1040

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

5 июля, на оглашение приговора, подсудимых привезли в здание суда к 4 часам, за два часа до открытия судебного заседания. Однако в «комнате обвиняемых» им пришлось провести в томительном ожидании еще три лишних часа. Протоиерей Михаил Чельцов вспоминал: «Я старался внимательно всматриваться в настроение, в лицо митрополита Вениамина. Ему-то, думалось мне, больше всех других должен быть известен исход нашего процесса; ему приговор суда должен быть более грозным и тяжелым. Но как я ни старался распознать что-либо в митрополите Вениамине, мне это не удавалось. Он оставался как будто прежним, каким-то окаменевшим в своем равнодушии ко всему и до бесчувственности спокойным. Мне только чудилось, что в этот день он был более спокоен и задумчиво-молчалив. Прежде он больше сидел и говорил с окружающими его – теперь он больше ходил» 1142 . Наконец, подсудимые заняли свои места в зале. «Встать, суд идет!» Приглашения сесть не последовало. Приговор читал Н.И. Яковченко. Там было сохранено «все, что опровергнуто показаниями, сохранены даже все опечатки и ошибки в датах, в наименовании отдельных лиц» 1143 . Список лиц, осужденных Ревтрибуналом на смертную казнь, составил 10 человек – первым в нем значился «Казанский (он же митрополит Петроградский Вениамин)». После чтения приговора, занявшего 45 минут, раздались неистовые рукоплескания студентов коммунистического университета тов. Зиновьева – воспитанников СИ. Канатчикова. «Боже! Надо потерять все высшие человеческие чувства, чтобы приветствовать осуждение на смерть... Вот что воспитывает в массах коммунизм, хвалящийся идеями равенства и братства! – воспитывает чувство гнева и ненависти, отравляет ими нацию...» 1144 Митрополита Вениамина и епископа Венедикта, также приговоренного к расстрелу, сразу же доставили в Дом предварительного заключения и поместили в одиночных камерах на втором этаже. Если и ранее, когда подсудимых возили из тюрем на заседания трибунала и обратно, по Петрограду выставляли войска и конные разъезды, то теперь были приняты чрезвычайные меры безопасности. «На улицах как будто совсем нет людей./.../Тесным кольцом конвоируют конные, впереди и позади чекисты на двух автомобилях. С панели идущие разгоняются, извозчикам шумно приказывают сворачивать...» 1145

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Одному из членов Комиссии пришлось быть два раза в местности, где работал Кузьма Андреев – первый раз в 1882 году, второй – в 1890 году, первый раз он был встречен вотяками почти враждебно; везде он видел бритые головы, татарскую обстановку домов; во вторую поездку он был встречен радушно; во всех избах нашел образа; бритых голов совсем не было. Н.И. Ильминский считал Кузьму Андреева человеком, самим Провидением, предназначенным к миссии между вотяками, и много хлопотал, чтобы создать ему удобные для работы условия. Благодаря ходатайству попечителей Казанского Учебного Округа П.Н. Масленикова и Н.Г. Потапова и живому сочувствию, которое оказывало всегда христианскому просвещению инородцев Министерство Народного Просвещения, частная школа Кузьмы Андреева преобразована в министерское училище, под названием Центральное вотское училище в д. Карлыгане, Уржумскаго уезда, Вятской губернии. В 1891–92 году Кузьма Андреев, с личного разрешения г. Попечителя Казанского Учебного Округа, прожил летом и зимою около двух месяцев в Учительской Семинарии, и здесь, при его помощи, были приготовлены и напечатаны следующие издания: 1 . Христианское наставление Св. Тихона – 3,000 экз. 2 . Назидательное чтение – 1,200 экз. 3 . Училище благочестия – 2,400 экз. Издания эти разосланы для бесплатной раздачи в епархии Вятскую и Уфимскую. Мордовские переводы а) До образования Переводческой Комиссии Православного Миссионерского Общества Во исполнение Высочайшего повеления 1803 года были представлены в Святейший Синод следующие переводы на мордовском языке: 1 . Серапионом, архиепископом Казанским и Симбирским: церковные молитвы, символ веры , десятословие и катихизис. 2 . Амвросием, епископом Оренбургским и Уфимским, те же переводы. 3 . Епископом Нижегородским Вениамином письменный перевод катехизиса, найденный им в Семинарской библиотеке. Перевод, представленный архиепископом Серапионом, сделан был студентами низших классов Казанской Духовной Академии, “кои, как сказано в рапорте преосвященного Серапиона, чаятельно и сами порядочно мордовского разговора не знают”. Потом был проверен этот перевод священниками мордовских приходов Симбирской губернии, которые для этой цели были вызваны в Казань.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

Но когда дело касается проповеди веры некрещеным, когда требуется постоянная кочевая жизнь, тогда нужны и подходящие миссионеры, не связанные узами семьи, не имеющие нужды быть при очаге семьи. Обычно древняя Русь миссионерствовала через иночествующую братию. Иноки, или сами, уходя в отдаленные места для подвижнической жизни, встречались там с инородческими племенами, проповедовали им христианскую веру и приводили их в послушание Христу. Или сама верховная церковная власть направляла дружину иноков к инородческими племенами, которые строили среди инородцев монастыри, проповедовали среди инородцев православную веру и приучали крещеных к оседлости. Когда подобная иноческая дружина являлась среди инородческих племен, то, будучи в более или менее значительном числе, она сразу могла широко раскидывать свое миссионерское дело и более или менее прочно организовывать его. Затем, когда иноки привлекали к крещению достаточное количество инородцев, продолжателями их миссионерского дела являлись приходские пастыри, селившиеся среди крещеных, уже оседло живущих, и утверждали инородцев в христианской жизни. Таковы были например миссии, посылаемые в Камчатку, в Даурию, к калмыкам (Никодима Ленкевича) и друг. в 17–18 ст. В сравнительно позднейшее время, преимущественно со времени оживления миссионерской деятельности в 19 ст. после открытия Православного Миссионерского Общества, миссионерское дело среди инородцев начинает вестись преимущественно путем открытия миссионерских станов-приходов. В начале организации миссионерского дела среди той или иной группы инородцев обычно посылались к ним миссионеры и когда миссионерам удавалось привлечь некоторое количество инородцев к крещению, среди них основывался миссионерский стан. Так, напр. организовывалось миссионерское дело в Забайкалье при пр. Вениамине, так же оно в сущности организовалось и в калмыцкой степи Астраханской губ. С течением времени количество миссионерских станов увеличивалось, в станах возрастало население, часто увеличивающееся притоком русского элемента, пастырям-миссионерам приходилось уделять большую часть времени населению стана, тем более, что при станах стали открываться школы, в которых пастырь обучал детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Патриарх порой не был осведомлен об очень важных событиях, происходивших за рубежом. 1013 Прежде всего, автор рассматривает вопрос, как отнеслись к указу иерархи, которых постановление 348/349 касалось напрямую – митрополиты Евлогий (Георгиевский) и Антоний (Храповицкий) . По мнению автора, к настоящему времени одним из основных источников, по которому можно судить о позиции митрополита Евлогия в этот период, является книга его воспоминаний «Путь моей жизни». По мнению автора, в какой-то степени обелить себя митрополиту Евлогию удалось. Частично с его подачи принято осуждать карловацких архиереев за узурпацию власти и невыполнение патриаршего указа. После получения указа 348/349 митрополит Евлогий, склонялся, скорее, к его невыполнению. По мнению автора, он фактически устранился от исполнения указа. В июне 1922 года архипастырь вполне мог взять управление РПЦЗ на себя, однако он повел себя по-другому. Такое поведение авторитетного иерарха способствовало тому, что остальные архиереи также пошли против указа. 1014 Автор призывает не забывать, что летом 1922 года готовилась казнь Патриарха Тихона, шел заранее предрешенный судебный процесс по делу митрополита Вениамина (Казанского), большевики покровительствовали обновленцам. Зная об этом, считает автор, можно во многом оправдать те чувства, с которыми архиереи-изгнанники встретили этот указ. Кроме того, упразднение ВЦУ за границей с их точки зрения было вызвано не незаконностью его, а только политическими мотивами. По мнению автора, как бы ни защищали С.В. Троицкий и И.А. Стратонов добровольность указа Патриарха, ныне, с учетом открытых документов, можно со всей ответственностью заявить, что указ 348/349 был издан под давлением большевиков. 1015 Автор утверждает, что сейчас уже известны достоверные сведения об обстоятельствах освобождения Патриарха. Исследователь ссылается на работу доктора исторических наук С.Г. Петрова «Освобождение Патриарха Тихона из-под ареста: источниковедческое изучение «покаянных» документов». 1016 Власть старалась добиться сразу нескольких целей: внести смятение в ряды монархистов, обострить отношения с обновленцами, скомпрометировать Патриарха в глазах его сторонников с целью провоцирования нового раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010