27 .03(09.04).1930–20.02(05.03).1936: Тамбовская Венедикт Алентов 07(20).03.1921–1927: Вяземская 22 .11(05.12).1934–26.02(12.03).1935: Арзамасская 26 .02(12.03).1935–20.02(05.03).1936: Рыбинская 20 .02(05.03).1936–03.1937: Тамбовская Венедикт Бобковский 17(30).03.1941–04.1942: Брестская (укр.) 1942–: Экзархат Восточной Пруссии (заруб.) 04 .1942–1943: Гродненская Венедикт Плотников 15(28).08.1920–03(16).06.1933: Кронштадтская 02 .1924–05(18).12.1925: Ленинградская, в. у. 12(25).10.1924–05(18).12.1925: Петрозаводская и Олонецкая, в. у. 1924–1925: Новгородская, в. у. 1927–1928: Вологодская, в. у. 1931–03(16).06.1933: Вологодская, в. y., паки 03(16).06.1933–05(18).10.1933: Вологодская 05(18).10.1933–23.08(05.09).1936: Новгородская 07(20).12.1936–10(23).05.1937: Казанская Венедикт Пляскин 17(30).01.1946–27.06(10.07).1947: Хабаровская 17(30).01.1946–27.06(10.07).1947: Читинская в. у. 17(30).01.1946–27.06(10.07).1947: Владивостокская 17(30).01.1946–27.06(10.07).1947: Якутская, в. у. Вениамин Басалыга 1946–: Питтсбургская –1947: Питтсбургская (заруб.) Вениамин Воскресенский 26 .09(09.10).1921–1927: Тутаевская 1927–1930: Рыбинская 1930–22.09(05.10).1932: Тутаевская, паки Вениамин Глебов 13(26).09.1920–1927: Рославльская Вениамин Иванов 14(27).08.1933–01.1936: Петропавловская (Омское вик.) 23 .09(06.10).1936–1937: Саратовская Вениамин Казанский 24 .01(06.02).1910–25.05(07.06).1917: Гдовская 06(19).03.1917–25.05(07.06).1917: Ленинградская, в. y., паки 25 .05(07.06).1917 –30.07(12.08).1922: Ленинградская Вениамин Молчанов 15(28).04.1929–15(28).09.1929: Азово-Черноморская (обн.) 15(28).09.1929–1933: Ялтинская (обн.) 1929–1933: Севастопольская (обн.), в. у. 1933–12.1933: Лодейнопольская (обн.) 12 .1933–21.06(04.07).1936: Новгородская (обн.) 07 .1936–11.1936: Ладожская (обн.) 11(24).11.1936–26.09(09.10).1937: Алма- Атинская (обн.) Вениамин Муратовский 31 .12(13.01).1910–13(26).07.1920: Ульяновская 1917–1918: Пензенская, в. у. 13(26).07.1920–1922: Рязанская 1922–24.08(06.09).1923: Рязанская (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Сын священника шацкой округи, Вениамин, в мире Василий Ант. Благонравов, родился в 1825 г. Пройдя шацкие училища и тамбовскую семинарию, он в 1846 г. поступил в казанскую академию, которую и окончил в 1850 г. В академии он выделялся из среды товарищей своим благочестием, исполнением всех требований тогдашней дисциплины, талантливостью и редкою любовью к наукам, преимущественно историческим. Еще на студенческой скамьей он поражал обширностью эрудиции и широтой исторического образования. Окончив курс первым магистром, иеродиакон Вениамин был оставлен при академии бакалавром по церковной истории. В качестве бакалавра, а потом профессора он обнаружил большое усердие и немалую ученую производительность. В немногие годы он успел скомпоновать полный курс лекций, составляющий три больших фолианта (хранятся в библиотеке казанской академии). Его лекции, богатые фактическими данными, и его пример оживили в студентах заглохнувший было интерес к изучению истории. При своем «ученом трудолюбии и весьма живых дарованиях с течением времени он мог бы сделаться для казанской академии (по выражению ее историка, П. В. Знаменского ) таким же дорогим профессором истории, каким для Московской академии был известный профессор А. В. Горский, если бы он не был лицом монашествующим и, следовательно, более или менее кратковременным гостем на своей кафедре». Но и помимо непродолжительного пребывания на кафедре (1850–1858), архим. Вениамин был отвлекаем от прямого дела второстепенными и побочными должностями – библиотекарством (1854–1858), преподаванием немецкого языка (1855–1856) и нравственного богословия (1858), ревизией вятской и уфимской семинарии (1856), редакторскими, цензорскими и особенно – инспекторскими обязанностями. В вакат 1851 г. он исправлял должность помощника инспектора академии, летом 1852 г. и в начале 1858 г. – инспектора, а с 30 сентября 1852 по 3 июля 1856 г. был помощником инспектора. Верный исполнитель правил академической инструкции еще на студенческой скамье, архим. Вениамин с неуклонною строгостью держался их и после, работая над проведением их в студенческую жизнь. При таком его отношении к делу, ему приходилось тратить много сил, когда академическая дисциплина стала падать, отчасти под влиянием духа времени, отчасти благодаря противоположным ему взглядам на нее новых инспекторов, в роде известного архим. Феодора Бухарева. «Гроза формализма», и в тоже время человек очень добрый, с характером вовсе не тяжелым, Вениамин должен был много страдать при своих столкновениях со студентами, постигшими уже сладость свободы 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Из Посольска, за время от 1862 по 1867 г., пр. Вениамином написано 26 писем, из них 16 – в Петербург, 9 – в Алтайскую миссию и последнее – опять в Петербург, куда архим. Владимир выехал в конце 1867 года по делам Алтайской миссии, уже как ее начальник. «Дела» эти были вызваны с одной стороны его собственной небрежностью в ведении отчетностей по израсходованию ассигнованных в его распоряжение денег, с другой – недобросовестностью «попечителя Алтайской миссии», купца А. Гр. Малькова, с которым архим. Владимиру пришлось вступить в борьбу и который привлек на свою сторону совет Миссионерского общества. С Мальковым пр. Вениамин, как и о. Владимир, был прежде в очень хороших отношениях, но в разгоравшейся между ними борьбе он всецело принял сторону начальника Алтайской миссии, а не ее «попечителя». Из печатаемых писем к архим. Владимиру мы видим, что пр. Вениамин не только поддерживал и нравственно подкреплял его, но порой и уговаривал, убеждая оставить вредящее делу молчание по отношению к Миссионерскому обществу и его заправилам. «Муж мудрый безмолвие водит – не идет к нашему официальному положению», писал он ему 21). С другой стороны Вениамин защищал о. Владимира от нападений на него из Петербурга и однажды против «стреляний» оттуда пустил в ход «громовую артиллерию» 22, 25). Наконец, он пытался поставить деятелей совета Миссионерского общества на надлежащее место указанием настоящих его функций (ibid). Старался он образумить и Малькова. Алтайская история кончилась, как известно, оправданием архим. Владимира. В 1867 г. пр. Вениамин из иркутских викариев переведен был в Благовещенск на место знаменитого миссионера, архиеп. Иннокентия, который и рекомендовал его в свои преемники. Это не помешало однако пр. Вениамину вступиться за целость имущества тамошнего архиерейского дома, когда оказалось, что его предместник кое-что увез с собой (письма 27. 28)... Бескорыстный по природе, он радел о правде и о казенном интересе более, чем о себе. В Благовещенске пр. Вениамин жил до 1873 г., когда переведен был в Иркутск. За этот период сохранилось только два письма его к архим. Владимиру 27–28). Но это не значит, что отношения между ними охладели. Нет, они также сердечны, и общие их знакомые в Якутске и Пекине называют пр. Вениамина сотаинником о. Владимира. В это именно время еп. Вениамин из любви к нему столько же, сколько и в интересах Алтайской миссии, надумал, что его следовало бы сделать епископом-викарием томским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преосвященный Вениамин поддерживал мнение, что платеж 50-и копеек в казну для крестьян будет тягостен, а другой половины оклада на содержание Монастырей и Семинарии недостаточно; следует вернуться к преждебывшему порядку, а именно: вносить в казну за всех крестьян 300 тысяч рублей, а на содержание архиереев и Монастырей взимать по усмотрению 2951 . 25-го июля 1762-го года был объявлен в Святейшем Синоде обер-прокурором, князем Адексеем Козловским высочайший указ «преосвященному Вениамину, архиепископу С-Петербургскому, по прошению его, быть в Казанской епархии, а для коронации Ее Императорского Величества ехать ныне в Москву». 29-го июля последовал дополнительный указ: «преосвященному Вениамину, архиепископу Казанскому, быть синодальным членом по-прежнему». В Казани преосвященный Вениамин святительствовал почти 20 лет. Историю Казанской Семинарии годы святитсльствования архиепископа Вениамина в Казани называет «счастливым временем для Семинарии», а имя архиепископа Вениамина для нее «вечно памятным». В Казани архиепископу Вениамину пришлось в 1773-м году пережить Пугачевский бунт. «Пугачев приблизился к Казани, пушочной пальбой в нескольких местах зажег город и двинул свои скопища на штурм. В эти критические для Казани минуты преосвяшенный Вениамин стоял на коленях в Благовещенском соборе, воссылая Богу молитвы о избавлении своей паствы и всей России и о ниспослании скорой помощи на нечестивых. Молитва архипастыря была услышана: Пугачев, получив известие, что на выручку Казани идет Михельсон двинулся к нему на встречу и был разбить». При расследовании бунта, преосвященного Вениамина оговорили в том, будто он чрез одного из своих келейников посылал Пугачеву деньги и предлагал покорность. «В это время преосвященный Вениамин жил в загородном доме, а в городском, поместилась секретная следственная Комиссия под председательством действительнаго камер-юнкора Потемкина. Сюда-то Комиссия и вытребовала преосвященного и более 3-х месяцев содержала под стражей. При нем постоянно находились члены Комиссии и ни с кем не допускали сношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

архиепископ Вениамин (Благонравов) (20.01.1825–02.02.1892) архиепископ Вениамин (Благонравов) Епископ Иркутский и Нерчинский. Православный миссионер и писатель. Биография В миру Благонравов Василий Антонович, родился в селе Тарадеи Шацкого уезда Тамбовской губернии (ныне Шацкий район Рязанской области) в семье священника. В 1846 году окончил курс Тамбовской духовной семинарии и поступил студентом в Казанскую духовную академию. 27 августа 1849 года (на последнем курсе академии) был пострижен в монашество, а 9 октября того же года рукоположен во иеродиакона. В 1850 году окончил академию со степенью магистра, 31 октября определен бакалавром той же академии на кафедру церковной истории и 20 ноября рукоположен во иеромонаха. С 1852 года он продолжил служение в академии как помощник инспектора, будучи 28 ноября 1856 года возведен в сан архимандрита. 21 апреля 1857 года он стал её профессором, а 21 января 1858 года - инспектором. По отзыву историка Казанской духовной академии профессора Знаменского, о. Вениамин в академии отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины. Другие современники его сообщают, что он читал курс церковной истории так подробно, что студенты прозвали его «махиной в 1001 лист», находя в нем сходство с арабскими сказками «Тысячи и одной ночи». По отзывам, в его лекциях не видели ни строгой научной системы, ни логического порядка, но все они были пропитаны монашеским духом и главное внимание обращали на высоту подвигов восточных аскетов, на темы о нестяжательности монахов, о целомудрии, смирении и т. п. Общий взгляд архиеп. Вениамина на науку выражался словами, которые он часто говорил студентам: «Что вы, господа, все хотите рассудком исследовать? В примраке-то лучше и спокойнее...» Очевидно, этими словами он хотел предупредить студентов, что не все в мире может быть познано рассудочным путем и там, где тайна непостижима для разума, небезопасно освещать вопрос по своему личному разумению. Профессор Знаменский свидетельствует, что о. Вениамин носил в себе задатки настоящего ученого, но не имел времени предаться научной кабинетной работе.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

3. Левитин А., Щавров В. Очерки по истории русской церковной смуты- Т. 1. С. 82 Письмо Святейшего Патриарха Тихона Председателю Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М. И. Калинину 1 вариант: Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, по главе церковного управления или Ярославского митрополита Агафангела [Преображенского], или Петроградского Вениамина [Казанского] 2 вариант: Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей по привлечении меня к гражданскому суду, считаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе церковного управления Ярославского митрополита Агафангела [Преображенского] или Петроградского митрополита Вениамина [Казанского]. 29 апреля (12 мая) 1922 г. 3 вариант: Ввиду затруднительности в церковном управлении, возникшей по привлечении меня к гражданскому суду, считаю полезным, для блага Церкви, поставить временно, до созыва Собора, во главе Церковного Управления митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] или Петроградского митрополита Вениамина [Казанского]. 4 вариант: Ввиду крайней затруднительности церковного управления, приведшей меня к гражданскому суду [? – Сост.], считаю полезным для блага Церкви поставить временно впредь до собрания Собора во главе Церковного Управления одного из митрополитов. 1. Догматико-каноническая оценка тихоновщины: Рукопись 2. Архив составителя 3. Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж, 1933 4. Рождественский А. , протоиерей. Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России: Воспоминания. София: Российско-болгарское книгоиздательство Послание Святейшего Патриарха Тихона митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] о временной передаче ему высшей церковной власти 92 93 1 вариант: Вследствие крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе церковного управления до созыва Собора. На это имеется и согласие гражданской власти, а потому благоволите прибыть в Москву без промедления.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Вениамина на должность ректора Костромской семинарии. Но вслед за тем поступило еще два предложения относительно о. Вениамина: ректор Петербургской академии еп. Иоанникий рекомендовал его в ректора Казанской дух. академии, а пр. Парфений иркутский просил его к себе в викарии (в новоучреждавшееся селенгинское викариатство). Обо всем этом пр. Иоанникий писал иером. Владимиру уже 5 сентября 1861 г. Но прошло еще полгода, прежде чем еп. Порфирий отпустил из Томска оо. Вениамина и Владимира. Не считаясь с синодальными решениями, он находил, что обвиненные не очистились еще от взведенного на них преступления... На исход всей этой истории 3 возымело влияние мнение о «деле» м. Филарета, послужившее основанием для окончательного синодального определения в февр. 1862 г. 4 . М. Филарет нашел многие действия еп. Порфирия незаконными и неосновательными, оскорбительными и стеснительными для обвиненных, почему полагал, что «св. синод, по всей вероятности, найдет нужным преподать пр. Порфирию полезные советы и, может быть, не без подробностей и сильных выражений», и что «следственная комиссия не окрыла ясно, чтобы какая-нибудь сумма была получена и не вступила в свое место, или вышла не в должное место и подлежала возвращению». Относительно ректора и инспектора Филарет выразился, что они «допустили беспорядки, то обнаружено, и частью ими самыми признано. Остается в свое время определить степень беспорядков и нужное побуждение к порядку». Но расследование, на основании доставленных ими документов, должно продолжать правление семинарии в новом его составе, а сами они имеют быть отпущены на места, где в отношении к ним должно быть употреблено «особое наблюдение и руководство, которое обеспечило бы полную доверенность к ним начальства на будущее время». По отношению к о. Вениамину не было, однако, нужды применять какие-нибудь меры: его новый начальник, пр. Парфений, знал всю эту историю и не изменил тех добрых отношений, какие питал к нему в Томске. И в будущем пр. Вениамина не было ничего такого, что дало бы кому повод упрекнуть его томским инцидентом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

22 июня (5 июля) был оглашен приговор трибунала: «...Виновность Казанского (Вениамина), Новицкого, Ковшарова, Богоявленского, Чукова, Елачича, Чельцова, Огнева, Шеина (архимандрита Сергия), Плотникова (епископа Венедикта), Бычкова, Петровского установлена в том, что первый, являясь представителем Православной Русской Церкви Петроградской епархии, а последние - членами правления приходов в период проведения Советской властью Декрета об изъятии церковных ценностей от 23 февраля 1922 года... вошли в соглашение с Патриархом Тихоном для проведения одинаковой линии в вопросе изъятия церковных ценностей, в духе того нелегального воззвания Патриарха Тихона, распространенного им в феврале месяце сего года, призывавшего население Республики к возмущениям, с каковой целью... придали организации характер деятельности, поставившей себе целью борьбу с Советской властью...» Трибунал приговорил митрополита Вениамина (Казанского), епископа Венедикта (Плотникова), архимандрита Сергия (Шеина), протоиерея Н.К.Чукова, протоиерея Л.К.Новицкого, И.М.Ковшарова, профессора Н.Ф.Огнева, И.А.Елачича к расстрелу. Других обвиняемых, среди них - Бычкова, Парийского, Петровского, Толстопятова - к разным срокам лишения свободы, 22 человека, в том числе известный канонист профессор Бенешевич, были оправданы. Сразу после вынесения приговора петроградским трибуналом, обновленческое Высшее Церковное Управление оглашает свой «приговор» по тому же делу - документ изумительной низости и бесстыдства: «Бывшего петроградского митрополита Вениамина (Казанского), изобличенного в измене своему архипастырскому долгу..., лишить священного сана и монашества. Председателя и членов правления приходов Петроградской епархии Новицкого, Ковшарова, Елачича и Огнева... отлучить от Православной Церкви. Членов того же правления священнослужителей епископа Венедикта (Плотникова), протоиерея Богоявленского, Чукова, Чельцова, архимандрита Сергия (Шеина) уволить от должности и лишить священного сана...» Других осужденных священнослужителей Высшее Церковное Управление «запретило» в священнослужении, мирян, проходивших по делу, «отлучило» от причастия на разные сроки.

http://sedmitza.ru/lib/text/439995/

Когда на Сахалине появился первый священник, достоверно неизвестно, в сохранившихся архивных документах сведений об этом нет. Однако в результате изучения многих архивных документов мы убеждены, что первым постоянным священником на Сахалине стал именно Симеон Казанский. Командующий войсками Приморской области в письме епископу Камчатскому и Благовещенскому от 3 января 1878 года сообщает: «На острове Сахалин с 1870 года и по настоящее время состоит настоятелем прихода Анивской Корсаковской церкви священник Симеон Казанский», «продолжительное служение» которого на острове «расстроило его здоровье настолько, что было бы полезно как для прихода, так и для самого священника Казанского, перевести его по усмотрению Вашего Преосвященства куда-либо на материк, назначив на о. Сахалин другого священника» с. 20]. В журнале Камчатской духовной консистории от 20/25 февраля 1878 года имеется подробная запись о рассмотрении данного ходатайства. В справке-характеристике на священника Симеона указано, что «ещё бывший Преосвященный Камчатской епархии Вениамин 30 января 1871 года наложил следующую резолюцию: “…священник Казанский несколько лет не представляет церковных документов”».  Соотнесение даты наложения резолюции с её содержанием говорит о том, что священник Симеон находился на острове уже за несколько лет до 1870 года. Вероятнее всего, с 1867 года, поскольку в отчёте о состоянии Камчатской епархии за 1870 год констатируется, что с Сахалина не поступало сведений с 1867 года с. 11 об.]. Пребывание на Сахалине священника Симеона Казанского уже в 1868 года подтверждается рапортом начальника поста Муравьевский от 8 января 1871 года, в котором он просит «ходатайствовать о награждении состоящего при отрядах на о. Сахалин с 28 августа 1868 года священника Симеона Казанского скуфьёй» с. 97]. Несовпадение в приведённых документах дат, свидетельствующих о начале священнического служения отца Симеона на Сахалине, кажется очевидным лишь на первый взгляд. На самом деле, в каждом из этих документов идёт речь об определенном временном этапе и конкретном месте его служения на острове. Так, прежде чем стать настоятелем прихода Анивской Корсаковской церкви в 1870 году, Симеон Казанский был священником Дуйской походной церкви.

http://bogoslov.ru/article/5800614

Митрополит Вениамин на освящении Свято-Георгиевского храма. Ложголово, 1912 г. Сын простого карельского священника, Василий Казанский начал свой путь в различных духовных семинариях, где на первых порах был одним из лучших учеников, активистом духовного просвещения, а затем – после принятия сана и монашества – преподавателем, инспектором, ректором. И на каком бы посту не находился будущий святитель, он везде проявлял заботу о простых учениках, оставаясь для них внимательным отцом и заботливым наставником. В 1910 году архимандрит Вениамин был рукоположен в епископы и стал одним из помощников столичного митрополита. Скромный и простой в общении, он отличался от многих владык своей тесной связью с паствой, лично возглавлял богослужения, часто совершал крестные ходы по Питеру, не чурался простых рабочих. Больше всего он любил посещать не центральные городские районы, а прилегающие к заводам окраины, где жили самые бедные петербуржцы. Свое епископское служение владыка совмещал с активной общественной деятельностью – возглавлял общество трезвости, читал лекции, на которые могли прийти все желающие. По сути, в ведении епископа находилась вся духовная образовательная система столичной епархии, которую святитель поднял на очень высокий уровень. 2 марта 1917 года владыка возглавил Петроградскую кафедру на правах исполняющего обязанности правящего архиерея, а 28 мая его возвели в сан архиепископа, и город полностью перешел под омофор владыки. Но даже будучи поставлен на такой высокий пост, он продолжал быть открытым простым человеком. В интервью одной из газет сразу после своего избрания, архиепископ Вениамин заявил: «Бумажное делопроизводство, всякую формалистику я буду по возможности от себя отстранять. Мое дело – быть в живом и непосредственном общении с паствой. Тут предстоят огромные задачи и огромная работа… Нужно все строить по-новому, да притом так, чтобы это встречало полнейшее признание со стороны широких масс верующего люда. Мне уже представляется необходимость особой поездки по селам и деревням епархии. Тут, быть может, на местах, придется обсуждать устройство приходских советов, благотворительных и просветительных учреждений». И владыка эту программу стал воплощать в жизнь – он ездил в самые отдаленные местечки и села, собирал приходские советы и собрания верующих, общался, доносил до людей последние вести церковной жизни. Святитель искренне любил свою паству, видел в каждом верующем живого человека с реальными радостями и проблемами. И они отвечали его такой же любовью.

http://pravoslavie.ru/55429.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010