К сожалению, ужа ума наших инородцев кратки, а кладенец богослужебной мудрости глубок, и потому едва ли много лишнего попадет в их головы. И русские люди кроме Господи, помилуй много ли понимают в богослужении? А что касается молитв, то мне и от грамотных случалось слыхать, что они и Аз есмь Господь Бог твой читают во время молитвы, как одну из молитв. Недавно издан в Казани новый перевод молитв на бурятский язык 475 . Перевод делал природный бурят, посланный нами в Казань, проверялся здесь двумя учеными ориенталистами Орловым и Копыловым 476 , и, наконец, после казанской редакции издан. И все-таки буряты не понимают его, потому что ужа ума их слишком кратки. Поэтому-то я доселе во время поездок своих и внушал своим новокрещенным чаще твердить одну понятную для них молитву Господи, помилуй, чем несмысленно считать только формулы молитвенные. Как вы об этом судите? Вы пишете, с какими угрозами казанцы воспрещают вам заводить киргизскую миссию 477 . Не дивлюсь их чувствам, судят по тому, что у них самих перед глазами. Читали ли вы в «Русском Вестнике» статью какого-то Юзефовича о христианстве и магометанстве в Казанской епархии (подлинное заглавие забыл)? 478 Я с тяжелым чувством читал ее. Недаром преосв. Антоний не раз плакал открыто в виду отпадения и бунтов татарских 479 . А у нас здесь при проезде архиерея сами язычники молятся на него, как на Бога. Если бы не языческое начальство и не фальшивые воззрения на дело правительственных лиц, то давно они были бы христианами и может быть гораздо лучшими, чем русские. Примером могут служить якуты, в 20-х годах почти зараз окрещенные содействием власти. Они далеко усерднее русских сибиряков к христианской вере. Спрашивал я преосв. Дионисия, как идет у них богослужение на якутском языке. Ответ был такой: могий вместити да вместит. Большинство священников не умеют служить по-якутски, хотя якутский язык в области подавляет русский и русские больше говорят по-якутски, чем по-русски. Горе нам от безлюдья! А еще больше горя от посылаемых сюда советом М. О. людей. « Церковно-общественный вестник», хуливший прежде архиереев и монахов, теперь принялся за миссионеров. Думаю, не пишет ли кто-нибудь из наших изгнанников. Особенно возмутило меня то, что одна статья начинается так, что все последующее может быть принято за выписку из «Иркутских епарх. Ведомостей», а другая за речь в Харькове преосв. Амвросия, так что и я, грешный человек, ни за что ни про что посердился на бывшего деятеля в совете М. О. 480 Что на протяжении нескольких десятков лет могли быть между миссионерами и пьяницы и корыстолюбцы, удивительного в том ничего нет; но зачем же недостатки отдельных личностей всем бросать в глаза? Теперь у меня в Иркутской епархии такие миссионеры, что за исключением двух или трех, каждый из них с честью мог бы служить благочинным. Но Поповицкий 481 на то и либерал, чтобы порочить (?) всякое святое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выдержанное поведение митрополита Вениамина во время судебного слушания, его удивительное терпение до самой последней минуты, когда в кратком слове он выразил отношение к происходящему, сами по себе служили опровержением клеветы. Обвинительный приговор он принял смиренно, как Крест, соединяющий его со Спасителем. 13 августа — память священномученика Вениамина Петроградского «…Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за все» — эти немногие слова произнес в зале судебного заседания митрополит Вениамин (Казанский). Начало 20-х годов. В России происходило то, чего несколько лет назад невозможно было себе представить: убийства священников, разорение храмов. Однако на этот раз власти пошли дальше, организовав первый показательный судебный процесс, с привлечением одного из иерархов Русской Православной Церкви не в качестве «свидетеля», как это было в случае с Патриархом Тихоном, а в качестве обвиняемого… «Строго секретно …» Владыку Вениамина арестовали 29 мая 1922 г., а 10 июня началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек. Что же послужило официальной причиной ареста? Напомним о контексте тех событий. После окончания гражданской войны, когда в России наступил голод, принявший в некоторых губерниях угрожающие масштабы, большевистский ЦК принял решение воспользоваться этим обстоятельством для нанесения удара в отношении Православной Церкви. Основанием послужило письмо-директива Ленина от 19 марта 1922 г., обращенное к Молотову и адресованное членам Политбюро с ремаркой: «СТРОГО СЕКРЕТНО», где говорилось об уникальности сложившейся ситуации, позволяющей «оправдать» перед общественным мнением не только изъятие церковных ценностей, но и физическое устранение возможно большего числа священнослужителей: « Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу разстрелять, тем лучше[.] Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать…» .

http://pravmir.ru/semya-cerkvi-svyashhen...

Таким знамением было появление на новоучрежденных ими трех кафедрах достойных святителей, из которых Селенгинский Вениамин (Благонравов) оказался достойным современником апостола Дальнего Востока Иннокентия (Вениаминова) , который в одни с ним годы святительствовал в Благовещенске. Бывший профессор Казанской духовной академии, прошедший пятилетнюю школу труда по духовно-учебной части, Вениамин был хиротонисан 5 февраля 1862 года и вступил на Селенгинскую кафедру в тридцатидевятилетнем возрасте с запасом сил, знаний, энергии, апостольского воодушевления и с выдающимся литературным талантом. После шестилетней службы в Селенгинске он святительствовал пять лет в Камчатской области, затем около двадцати лет в Иркутске. За тридцатилетний период он обстоятельно изучил дальневосточные окраины как святитель-миссионер и как ученый, вдумчивый и проникновенный наблюдатель всего, что ему встречалось на трудном, ненастном пути. Его путешествия по реке Ангаре и ее притокам, в Тункинский край, по Якутскому тракту, реке Лене и ее притокам, по Аларскому и Илимскому трактам, по Забайкалью, по Иркутскому, Балаганскому и Якутскому округам, описанные в «Иркутских епархиальных ведомостях» за 1874–1877, 1882-й, 1884 годы, полны удивительных картин и сведений, которые представляют научную и бытовую ценность. В его подробнейших описаниях о состояниях Забайкальской, Амурской и Камчатской духовных миссий за время с 1862-го по 1872 годы каждый миссионер найдет готовое жизненное руководство, на что именно следует обращать внимание, какие нужды и явления должно подмечать и как надо действовать при тех или иных обстоятельствах, чтобы миссионерский труд имел положительные результаты (см.: «Иркутские епархиальные ведомости» за 1863–1864, 1866–1868 и 1872 годы и «Духовную беседу» за 1865-й и 1867 годы). Особенно выдающимися являются повествования Преосвященного Вениамина о деятельности Камчатской миссии и о Камчатке, а также о пребывании между коряками (см.: «Иркутские епархиальные ведомости» за 1872–1873 годы, «Домашнюю беседу» за 1873 год, «Миссионер» за 1874 год и «Православное обозрение» за 1880 год). Сделанное им всестороннее исследование о гольдах, ороченах, гиляках, корейцах, чукчах и коряках, напечатанное в 16 «Московских церковных ведомостей» за 1881 год, обратило на себя внимание всего ученого мира. Возбужденное Владыкой Вениамином «Дело о препятствиях, чинимых Камчатской миссии с целью своекорыстного противодействия обращению камчадалов в православную веру», опубликованное в 26–27 «Иркутских епархиальных ведомостей» за 1874 год, заключает в себе неопровержимое доказательство того, что неукротимая вражда против Божественного Православия кроется не в дикости инородцев, а в грубости нравов самих их цивилизованных опекунов. Владыке Вениамину принадлежит слава крещения и просвещения аларских бурят, проживавших по реке Ирети в степи между Московским трактом и Саянским хребтом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Как у нас действует языческое начальство, под покровительством христианского, прочитаете в статье о. Малкова: Бегство ко крещению 213 . Прошу ваших св. молитв. Братии вашей мой бр 214 (атский привет). Нижепомещаемое письмо к еп. Вениамину архим. Владимира, сохранившееся в бумагах последнего в беловом виде, но неизвестно, почему не посланное, является отчасти ответом на недошедшее до нас письмо преосвященного, отчасти дает сведения по вопросам, общим для нескольких писем преосв. Вениамина, наконец, любопытно по имеющимся в нем данным для истории Алтайской миссии. К сожалению, оно – одно из немногих сохранившихся ответных писем архим. Владимира. 13 марта 1867 г. Томск. С 24-го февраля я нахожусь в Томске по делам моей миссии. Многое и многие изменилось и изменились в Томске: но не о том теперь речь. После преосв. Виталия осталось до 1500 дел, не только не решенных, но большею частью и не распечатанных 215 . Каково-то будет новому преосвященному, Алексию, о приезде которого в Томске нет еще известия 216 . «Отделение» М. общества в Томске открыто до моего еще приезда (22 янв.). Мальков, стараясь всевозможными мерами замаскировать свои действия, обманул Гилярова 217 , сказав, что я не буду вовсе в Томск, успел заставить его поспешить открытием отделения в его присутствии. Хотя до сих пор «отделение» не знало, что ему делать. И Иркутскому отделению «бывый» совет разрешил неужели только в сфере 30 р. вращаться? Говорю «бывый»: вероятно вы прочитали уже известие о новом составе совета («Сев. почта» 38). Опять, выражаясь слогом некоторых, в совет сели «бороды» (т. е. духовные) 218 ; что вероятно не совсем-то нравится (вопреки ожиданью моему оставшемуся в звании секретаря) г. Бурачку. Аф. Мальков теперь вероятно уже в Петербурге; конечно, набравши здесь целый мешок бессовестнейших лжей, будет по петербургским гостиным вытрясать оные. Я решил телеграммою предварить обер-прокурора, прописав, что открылась недобросовестность, лживость и неблагонамеренность Малькова 219 . Теперь пишу ему с почтою, пишу и в консисторию. Ведь дело-то острогом пахнет: должно быть Домна Карповна 220 не шутила, суля ему острог давно еще. Защити, Господи, бедную Алтайскую миссию от ее попечителя, да и вообще миссионерское дело – от участия г. Малькова. В Томске он навербовал несколько членов М. О.; а на поверку выходит, они и сами не знали, что в члены попали: они имели в виду, по приглашению Малькова, единовременное пожертвование. И теперь Томское отделение не видит надлеж. к себе сочувствия многих именно потому, что тут принимал участие Мальков. Есть, однако, в Томске усердствующие к миссии люди. Дай Бог, чтобы зерно это разрослось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Памятник в России врагу России! Муфтий Гайнутдин, ставя памятник Сююмбике, стремится посеять рознь между русскими и татарами? 23.05.2022 4530 Время на чтение 4 минуты Фото: ru.wikipedia.org На днях в Татарстане в старинном городке Булгар прошли торжества, посвященные 1100-летию принятия Волжской Булгарией ислама. В мероприятиях приняли участие высокопоставленные государственные деятели, представители мусульманского и православного духовенства, дипломаты. Участников торжеств телеграммой поздравил глава государства Владимир Путин . На открытии этого праздника, который по-татарски называется «Изге Болгар жыены», председатель ДУМ России муфтий Равиль Гайнутдин заявил, что в первой декаде июня в старинном городе Касимове откроют памятник последней правительнице Казанского ханства ханше Сююмбике. Об этом сообщает сайт RZN.info со ссылкой на ТАСС. Муфтий Гайнутдин заявил буквально следующее: «9-10 июня на территории, где ушла из земной жизни царица двух ханств – Казанского ханства и Касимовского ханства, мы откроем памятник нашей царице, символу татарских женщин, наших мусульман – Сююмбике. Напротив Ханской мечети в Касимове». Рязанский сайт с радостью сообщает, что в сквере рядом со старинной касимовской мечетью уже установили постамент в форме восьмиугольной звезды с полумесяцем и звездой. Макет памятника выполнил заслуженный художник РФ, скульптор Вениамин Сидоренко. Фигуру Сююмбике планируют отлить из бронзы. Кто такая ханша Сююмбике? Это – последняя правительница Крымского ханства накануне его присоединения к России, символ сопротивления России, ставленница врагов России. И ей хотят поставить в России памятник, увековечив, таким образом, память о тех, кто воевал против России! Дожили. Похоже во власти нет людей, которые хоть немного знают историю. Дело в том, что накануне присоединения Казани к Московскому царству в ханстве боролись две партии – промосковская и протурецкая. Еще в 1531 году промосковская партия совершила переворот, и враждебно относившийся к Москве хан Сафа-Гирей (из крымской династии Гиреев), который постоянно воевал против Москвы, был изгнан из Казани. Ханом стал 15-летний Касимовский царевич Джан-Али. Ему и подыскали в жены 12-летнюю дочь ногайского бия Сююмбике. В 1535 году Сафа-Гирей привёл крымско-татарское войско и вновь захватил Казань, Джан-Али был свергнут и убит. Сююмбике стала пятой женой нового хана. Протурецкая партия победила.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/23/pa...

Н.К. Гаврюшин Часть II. Портреты. Раздел 2 Антропология в свете гносеологии: В. А. Снегирев и В. И. Несмелов Осенью 1883 года в аудиторию XXVIII курса Казанской духовной академии, которому предстояло прослушать лекции по психологии, вошел профессор Вениамин Алексеевич Снегирев (1841–1889). Сын сельского священника, выпускник Нижегородской семинарии, он окончил Казанскую академию в 1868 году и был оставлен там для преподавания логики и психологии; в 1870 году утвержден в степени магистра за сочинение историко-догматического характера «Учение о Лице Господа И. Христа в первых трех столетиях». В дальнейшем его интересы из сферы догматики и метафизики вполне объяснимо перешли в сферу конкретно-психологическую: ведь Христос же явился на земле не призрачно – будучи божественным Лицом, Он, воплотившись и вочеловечившись, стал исторической личностью… Дело догматистов разбираться с соотношением личности и ипостаси, но предел их ухищрениям кладет ересь докетизма. Представлять Христа не имеющим исторической личности означает мыслить его «призрачным человеком»… А психология личности вполне может быть предметом изучения науки. Снегирев уже не застал в Казанской академии архим. Феодора (Бухарева), но предание о нем и, не исключено, акцент на понятии личности мог подхватить у других преподавателей… В сравнении с античной и средневековой, психология к середине XIX века продвинулась не слишком далеко… И Снегирев взялся за изучение ее истоков – перевел сочинение Аристотеля «О душе». Это первая русская интерпретация знаменитого сочинения – на латинском оно появилось уже в XII веке… В то же время Снегирев отдает дань проблематике, которой с увлечением занималось поколение его наставников, а именно – бессознательным и паранормальным проявлениям человеческой психики. Итогом этой работы явились книга «Спиритизм как религиозно-философская доктрина» (1871) и фундаментальное исследование «Сон и сновидения» (1875–1886), но они, скорее, обозначили рубеж, к которому Снегирев более не хотел возвращаться… Психологов-бессознательников он резко критиковал. Студентам он прежде всего попытался раскрыть суть понимания психологии как естественной науки, ее задач и границ, цитируя авторов на нескольких европейских языках… Среди неравнодушных слушателей Снегирева был и В. И. Несмелов. На этих лекциях созревала проблематика и методология «Науки о человеке»…

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Интересные сведения сообщаются в переписке о Казанском соборе епископов приволжских епархий. Присутствуя на этом соборе, по предложению К. П., во всё время собора, Н. И. Субботин говорит о нём, как очевидец и с полной откровенностью, между прочим следующее. «С докладов о расколе началось первое же (общее) собрание. Доклады были уже заготовлены вам хорошо знакомым казанским специалистом по расколу и, как видно, вполне одобрены были казанским владыкой. Первый доклад о необходимости издать от собора воззвание к старообрядцам встретил возражения, – говорили, что этим следует не начинать, а заключить рассмотрение вопросов о расколе. Владыка Палладий, как председатель собора, настоял, однако, чтобы немедленно прочитано было само воззвание, уже составленное специалистом-докладчиком. Длинное-предлинное и, говоря откровенно, во всех отношениях неудачное воззвание это произвело тяжёлое впечатление на присутствующих. Произошло довольно неловкое молчание; затем постановили отложить решение вопроса о воззвании до последних заседаний. Между тем, спустя некоторое время, секретно предложили мне написать другой проект воззвания. Я старался разъяснить все неудобства, какие представляет для меня это поручение; но должен был уступить настоятельному требованию, и последние два дня занимался именно этим делом. Пойдёт ли мой труд, не знаю, уезжая я передал его в полное распоряжение владык. 126 . Затем рассмотрение докладов по расколу происходило в комиссии, которая состояла из преосвященных пермского Ефрема саратовского Павла и оренбургского Вениамина. Важнейшее, что решено принять, – выделение дел по единоверию из ведения консисторий в полное ведение преосвященных, назначение миссионеров с достаточным содержанием и совершенно освобождённых от занятий по приходу. Не знаю, как исполнят все эти предположения, войдут ли они в церковную практику; но важно уже то, что пришлось преосвященным объяснить многое, чего они не знали. В этом отношении считаю бывший съезд их очень важным и думаю, что даже моё присутствие не было бесполезным. Некоторые владыки были очень внимательны к тому, что приходилось говорить».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Торжество окончилось тостами, пушечною пальбой, пением концертов и игрою музыкальных кантов». Такое же торжество было по случаю прибытия в Казань Императора Павла, прославленного в одах, дифирамбах, сонетах и т. п. стихах. Поставленная так высоко, Казанская Семинария в 1797 году была переименована в Академию. О старой Казанской Духовной Академии. (1797–1818 г.г.). Казанская Семинария в 1797 году была переименована в Академию по Высочайшему повелению. Как в прочие три Духовные Академии, в нее посылались лучшие ученики из ближайших Семинарий для довершения образования, так как здесь положено было проходить более обширный курс наук философских и богословских, преподавание которых поставлено было почти в уровень с западными системами, бывшими здесь не только источниками, но и учебниками в подлинном их виде-на латинском языке. Прочие классы были в прежнем виде, так что в Академии можно было начинать учение с букваря и окончить философией Брукнера, Винклера и Богословием Буддея, Мосгеймя и т. п. В качестве новых предметов были введены языки: еврейский, французский и немецкий, а также медицина, за честь безмездного преподавания которой долго спорили два доктора Резнич и Карчевский. Некоторые студенты, по ходатайству Преосвященного Амвросия, допущены были к слушанию университетских лекций по Словесности, Философии, Математике, Физике, Химии и др. Всем богатством знаний студенты старой Академии блистали на публичных диспутах и экзаменах, на которых постоянно произносились речи на множестве языков; еще чаще делалось это в разные академические праздники. Лекции были с 6 часов утра и до 6 вечера. С 1808 года началось приспособление академических порядков к требованиям нового устава, причем некоторые учителя принуждены были выйти; некоторые младшие классы закрылись. Не успела Академия войти в новую свою колею, не успела разобраться со своею библиотекою, увеличенною Преосвященным Вениамином Пуцек-Григоровичем, как 3 сентября 1815 года Академия подверглась истребительному пожару, который сделал не возможным пребывание 300–400 казеннокоштных учеников и даже самое учение, хотя ненадолго.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Хотя далеко не все литургические вопросы, которые были подняты в заметке «О церковном богослужении» календаря на 1921 год, были рассмотрены в ходе подготовки и издания церковного календаря на 1922 год с. 175], вместе с тем те рекомендации, которые были опубликованы в этом издании, стали существенным шагом вперед к решению реальных проблем богослужебной практики. Значение этих рекомендаций еще более важно, с одной стороны, из-за того, что они подробно обсуждались на собрании благочинных Петрограда , а с другой — что они были отредактированы непосредственно правящим архиереем Петроградской епархии, Преосвященным митрополитом Вениамином (Казанским). Особый правовой статус предложенных в церковном календаре на 1922 года богослужебных указаний и рекомендаций был подтвержден митрополитом Вениамином (Казанским) в «Архипастырском обращении к пастве Петроградской епархии» . Составители призывают не рассматривать данные «Заметки» и «Указания» в целом как замену Типикона, который необходимо непременно изучать и руководствоваться его нормами: «Прилагаемые богослужебные заметки общего характера и богослужебные указания на 1922 год суть только 1) напоминания для знающих уже Устав, 2) руководственные замечания для недостаточно ознакомленных и 3) дополнительные примечания, которые необходимо сделать к Уставу в силу особых условий и обычаев общерусской, а также местной петроградской церковной жизни» . «“Правила” при совершении Божественной Литургии» состоят из 17 пунктов, в которых последовательно изложены указания относительно тех или иных особенностей чинопоследования литургии, начиная с момента завершения проскомидии и заканчивая заключительным многолетствованием. В первом пункте указано, что после завершения проскомидии нужно непременно совершать каждение не только алтаря, но и всего храма. Такая рекомендация, по всей видимости, связана с тем, что некоторые священнослужители пренебрегали данным требованием богослужебного устава. Составители «Правил» сочли это недопустимым явлением.

http://bogoslov.ru/article/6191916

Процесс «петроградских церковников», растянувшийся на 20 дней, проходил в здании Филармонии (бывшее Дворянское собрание). Он открылся в субботу 10 июня. Митрополита и епископа Венедикта доставили в суд в автомобиле, остальных подсудимых в первый день конвоировали из тюрьмы пешком. Собравшийся под стенами Филармонии народ встречал их цветами. На второй день суда власти спохватились – оцепили толпу и произвели аресты. В дальнейшем подходы на Михайловскую площадь надежно перекрывала конная стража. О происходящем в зале суда петроградцы могли узнавать только из сугубо тенденциозных газетных материалов. В одном из репортажей дается такой портрет Петроградского святителя: «На первом месте с краю первый же зачинщик сего преступного дела, гр. Казанский, действовавший под званием митрополита Вениамина. Приземистая широкая фигура, из-под белого клобука выглядывает одутловатое, далеко не «аскетическое» лицо «подвижника монашества». «Князь церкви», а впечатление – как будто немудрящий сельский попик, даже и не нюхнувший высшей церковной бурсы./.../Остальные священники почти все академики» 1131 . Болезненный вид обвиняемого служил лишь предметом насмешек большевистской прессы... 12 июня был зачитан обвинительный акт и вечером на том же заседании начался допрос митрополита. «Подсудимый гражданин Казанский», – вызывает его председатель суда Н.И. Яковченко – член коллегии Петрогубревтрибунала. «Митрополит Вениамин поднимается со своего места и размеренным . шагом, не спеша, опираясь одной рукой на посох, а другую приложив к груди, выходит на середину зала. На лице его нет признаков ни волнения, ни смущения. Чувствуется привычка двигаться и говорить под устремленными на него глазами масс. Он скуп в движениях, скуп в словах, не говорит ничего лишнего, отвечает по существу» 1132 . «Сущность ответов сводилась к тому, что он всегда власти подчинялся, стараясь постоянно быть в общении с паствой, он осведомлял и осведомлялся в Правлении, письма свои в Помгол оглашал к сведению, писал их сам» 1133 .13 июня допрос митрополита продолжался почти целый день – его вели и суд, и обвинение, и защита. «Приехавший из Москвы Смирнов (от обвинения) вел себя настолько хулигански, так издевался, так был настроен разбойнически, что я удивлялся терпению митрополита», – записал в дневнике один из подсудимых, протоиерей Николай Чуков 1134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010