Замечательно, что совершенно такая же сцена представлена на одном изображении, относящемся к XVIII династии. На ней изображено несколько человек из племени ротенну, которые приносят царю или великому сановнику дары при совершенно такой же обстановке, как это было при этой второй встрече братьев с Иосифом. Можно бы подумать, что эта картина изображает именно описываемую в библейском повествовании сцену, если бы число представляющихся сановнику здесь не было более значительным. На этом изображении представлено именно несколько чужеземцев, из которых иные преклоняются и стоят с воздетыми руками, в знак особой мольбы, а другие прямо кланяются до земли. Затем они складывают подарки к ногам фараона и видимо умоляют его о милости. Следующие за ними лица еще стоят и держат в своих руках золотые и серебряные сосуды, также по-видимому наполненные различными произведениями их страны. В Библии правда не говорится, чтобы и братья Иосифа предлагали свои подарки в серебряных и золотых сосудах, но на существование подобных сосудов среди избранного рода указывает то обстоятельство, что уже раньше, во времена Авраама, его управитель Елиезер, между другими подарками невесте Исаака, захватил с собою и сосуды золотые и серебряные ( Быт. 24:53 ). Весь костюм и черты лица племени ротенну на этом изображении ясно указывают на сродство этих пришельцев с евреями. Приняв от братьев подарки, Иосиф спросил их о здоровье и сказал: «Здоров ли отец ваш, старец, о котором вы говорили? Жив ли еще он?» Братья, видя такую перемену в обращении к ним некогда строгого сановника, радостно отвечали: «здоров раб твой, отец наш; еще жив», и затем опять поклонились ему. «И поднял глаза свои Иосиф, и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: Это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне?» Получив утвердительный ответ, Иосиф трогательно сказал ему, «да будет милость Божия с тобою, сын мой». При виде Вениамина закипело в Иосифе братское чувство, и он должен был удалиться во внутренние покои, чтобы скрыть выступавшие слезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

XLIII. И он сделал, как сказал ему Иосиф, и наполнил мешки их пищею, и золото их положил также в их мешки, и чашу в мешок Вениамина. И рано утром они отправились. И когда они выехали оттуда, Иосиф сказал мужу: «Гонись за ними, беги и обличи их, говоря: «Вы отплатили злом за добро, и похитили серебряную чащу, из которой пьет господин мой». И приведи назад ко мне их младшего брата, и приведи его немедленно, прежде чем я займусь своими делами». И он побежал за ними и сказал им по его словам. И они сказали ему: «Да будет это далеко от рабов твоих; они не сделают ничего подобного, и не украдут никакого имущества из дома твоего господина. И даже золото, которое мы в первый раз нашли в наших мешках, мы, рабы твои, принесли назад из земли Ханаанской, крадем ли мы какое-нибудь имущество? Вот мы здесь и мешки наши: ищи, и тот из нас, в мешке которого ты найдешь чашу, пусть будет наказан смертию, и мы с своими ослами будем в подчинении у твоего господина». И он сказал им: «Нет; мужа, у которого я найду, его одного только возьму я в рабы; а вы идите с миром». И когда он искал в их сосудах, он начал со старшего и кончил младшим, и она была найдена в мешке Вениамина, младшего. И они пришли в ужас, и разорвали свои одежды, и навьючили своих ослов, и возвратились назад в город. И они пришли в дом Иосифа, и пали все пред ним на свое лице на землю. И Иосиф сказал им: «Вы сделали это». И они сказали: «Что нам сказать и как оправдаться, когда наш господин нашел вину за своими рабами? Вот мы рабы господина нашего вместе с нашими ослами». И Иосиф сказал им: «Я страшусь Господа, и вы пойдете домой; но ваш брат будет принадлежать мне, ибо вы сделали злое. Вы не знаете, что муж, как я, пьющий из этой чаши, дорожит своею чашею? И вы похитили ее у меня». И Иуда сказал: «Да будет позволено мне, господин мой, сказать слово в уши господина моего. Двоих братьев мать моя родила нашему отцу, рабу твоему: один ушел и погиб, так что его уже не нашли; и только тот один остался от своей матери, и раб твой, отец наш, любит его, и душа его привязалась к этой душе. И будет, что если мы возвратимся к рабу твоему, отцу нашему, и младшего не будет с нами, то он умрет, и мы погубим нашего отца, и он умрет от печали. Лучше я буду рабом твоим вместо дитяти, рабом моего господина; но юноше позволь идти с его братьями, ибо я поручился за него пред рабом твоим, отцом нашим; и если ты не отдашь его, то раб твой будет всегда виновным пред нашим отцом».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Попробуем, однако, рассмотреть этот отрывок и раскрыть его смысл. Мы не можем сомневаться, что злословить Бога есть больший грех, чем упоминать Его имя. Остается показать, что принять грех и «понести» его есть более серьезное наказание, чем смерть. Смерть как наказание за грех очищает от самого греха, за который оно назначено. Таким образом, наказание смертью освобождает от греха, и не остается ничего, что можно было бы найти в Судный день и покарать вечным огнем. Но если кто-то принимает и несет в себе грех, то вина за него, не смытая наказанием, остается на нем и после смерти; а так как здесь он не расплачивается за совершенный грех временным наказанием, то там он претерпевает вечную кару. Ты видишь, насколько серьезней «понести грех», чем быть наказанным смертью. Ибо здесь смерть дается за провинность, а «Господь, праведный Судия» (ср. 2Тим.4:8 ), как говорит пророк, дважды за один и тот же грех не наказывает (ср. Наум.1:9 ); но, где нет освобождения наказанием, остается искупить грех только вечным неугасимым огнем. И чтобы показать тебе, что это так, мы можем привести свидетельства из Божественных книг о том, как патриархи Рувим и Иуда говорили со своим отцом Иаковом, когда они хотели взять с собой Вениамина и вести его в Египет, исполняя обещание, данное ими брату Иосифу (ср. Быт.42:20 ). Рувим говорит отцу так: «Убей двух моих сыновей, если я не приведу его [Вениамина] к тебе» ( Быт.42:37 ). Иуда же говорит: «Если не поставлю его пред лицем твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни» ( Быт.43:9 ). Их отец Иаков, зная, что то, что пообещал Иуда, сказавший: «Останусь я виновным пред тобою», намного серьезней того, что сказал Рувим: «Убей двух сыновей моих», не поверил сыну своему Рувиму (ср. Быт.42:38 ), потому что он выбрал себе наказание легче. Иуде же поверил (ср. Быт.43:13 ), зная, что избрал он себе наказание более тяжкое (ср. Лев.24:15 и далее). Хочешь и из Евангелия узнать о том, что кто «понес грех свой» в этой жизни, тот уже больше не несет за него наказание; и, наоборот, для того, кто не «понес» его здесь, он остается там? Оно учит нас на примере нищего «именем Лазарь» и богача, которому патриарх Авраам сказал «в аде»: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лк.16:20–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

  Господь зримо почил на Сауле, и благодать, которая его коснулась, проявилась внешне. Этим начинается царствование Саула — сначала славное, а затем, к сожалению, пришедшее в полное расстройство, потому что Саул отошел от истинного Богопочитания. Мы видим два проступка Саула: он самолично вознес жертву и преслушался слов Самуила. И Дух Господень отошел от него, а господствовать им стала темная сила. Видимо, те нравственные инстинкты, которые царили в его роде (колено Вениаминово), проявлялись в нем в полной мере. Саул в самом прямом смысле понимал, что занимает свой пост вне благодатной помощи Божией. Но он был царь и обязан был вести народ. Но его подозрительность, мнительность, его нечестие все больше отдаляли его от народа и от Самуила.     «И созвал Самуил народ к Господу в Масифу и сказал сынам Израилевым: так говорит Господь, Бог Израилев: Я вывел Израиль из Египта и избавил вас от руки Египтян и от руки всех царств, угнетавших вас. А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: «царя поставь над нами». Итак предстаньте теперь пред Господом но коленам вашим и по племенам вашим» (1 Цар 10:17–20).   И далее бросается жребий на поставление на царство. Жребий сначала бросается по коленам, затем по племенам. Сначала выпадает жребий на колено Вениаминово, в нем указывается племя Матриево, и затем, когда бросается жребий по именам, то он выпадает на Саула, сына Кисова. Казалось бы, какой смысл в этом действии? Все уже было сделано, Саул был уже помазан на царство, был поставлен. Зачем нужны были эти выборы без выбора? Дело в том, что с одной стороны, здесь явилось упование Самуила на Бога. Самуил еще и еще раз явил свою верность Богу. Он был в высшей степени уверен, что жребий просто обнаружит уже совершившееся, уже совершенное Богом через него. С другой стороны, что наиболее важно, это было сделано для укрепления веры народа и для утверждения в народе мысли о том, что Саул поставлен на царство именно Господом Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Лишние обязательства перед другими не должны тяготеть над нами. Обязательства сужают и ограничивают диапазон возможных наших действий. Тем более это опасно, если речь идет об обязательствах перед людьми, подлинных намерений которых мы не знаем. Поэтому Иаков (Израиль) и стремится разрешить эту проблему с серебром – не заработанным серебром, этим сомнительным богатством. Гуманитарное сознание современных православных христиан, которые порою готовы принимать помощь от кого угодно, вряд ли сможет оценить подобное поведение целомудренного в благочестии и вере Иакова. Здесь Израиль (Иаков) подражает своему деду Аврааму. Помните, как Авраам отвечал царю Содомскому на его предложение обогатиться за его счет: «… поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Авраама» ( Быт.14:22–23 )? Для Иакова важно понять до конца, почему серебро, отданное египетскому царедворцу в уплату за хлеб, вновь оказалось в мешках его детей. Он не хочет оказаться ни в какой зависимости от язычников. Нам, православным, надо проявлять подобную осторожность и бдительность, чтобы не оказаться должниками по отношению к тем, которые могут использовать подобное обстоятельство против нас самих. И вот братья опять оказались пред лицом Иосифа. Увидев Вениамина, Иосиф не сумел сохранить своего самообладания и напускного спокойствия. Сказано: «И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там. И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье» ( Быт.43:30–31 ). Далее начинается пир Иосифа и его братьев, удивительное и очень трогательное действие во всей истории об Иосифе и его братьях. Сказано: «И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним» ( Быт.43:34 ). Прекрасный Иосиф не может скрыть своей любви к Вениамину. Его брат – и по отцу и по матери – особенно дорог ему на фоне той неприязни, которую он испытал по отношению к себе со стороны остальных братьев своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вопрос о том, какое преимущество быть иудеем, имел для Павла первостепенное значение. Свое иудейское происхождение Павел неоднократно подчеркивал; более того, он им гордился. В 11-й главе Послания к Римлянам он скажет: «...Я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова» ( Рим. 11:1 ). В Послании к Филиппийцам Павел говорит: «Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев...» ( Флп. 3:4–5 ). Сравнивая себя с другими апостолами во Втором Послании к Коринфянам, Павел пишет: «Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я» ( 2Кор. 11:22 ). Будучи иудеем, Павел сознавал себя принадлежащим к тому изначальному религиозно-этническому ядру, из которого развилось христианство. Но он предвидел, что в долгосрочной перспективе люди, принадлежащие к другим народам и воспитанные в иных религиозных традициях, будут занимать все больше места в быстро растущей христианской Церкви. С учетом этой перспективы – имеет ли израильский народ какое-то свое, особое место в христианской общине? Сохранится ли это место за ним? Ответить на эти вопросы для Павла было чрезвычайно важно. В христианской традиции последующих веков было разработано учение, отчасти базирующееся на богословии Павла, о Церкви как новом Израиле. Суть этого учения сводилась к тому, что обетования, которые Бог дал израильскому народу в Ветхом Завете, перешли к Церкви как новому народу Божию, а от израильского народа были отняты из-за того, что он не принял Христа. В современной научной литературе такой подход получил название «теологии замещения». 88 В эпоху после Второй мировой войны большинством западных теологов этот подход был с негодованием отвернут. На его место пришла противоположная тенденция – всячески подчеркивать укорененность Иисуса и Павла в еврейской традиции. 89 В научном споре, развернувшемся вокруг двух центральных фигур христианской истории, не всегда легко отделить пшеницу от плевел. Нередко ученые, движимые заранее сформулированными идеологическими концепциями, вольно или невольно подгоняют Иисуса и Павла под них.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но что же они узнали? Узнали то, что они наги. Увидев свою наготу, они из листьев сделали себе опоясание. Им страшно стало предстать теперь перед Богом, к Которому они раньше стремились с большой радостью. Ужас объял Адама и жену, и они скрылись от Господа в деревьях рая. Но любящий Господь зовет к себе Адама: «[Адам], где ты?» ( Быт. 3:9 ). Этим вопросом Господь спрашивает не о том, где Адам находится, а в каком состоянии он находится. Господь призывает Адама к покаянию, дает ему возможность принести чистосердечное раскаяние. Но грех уже омрачил духовные силы человека, и призывающий голос Господа вызывает в Адаме только желание оправдаться. Адам с трепетом ответил Господу из чащи деревьев: «Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся» ( Быт. 3:10 ). – «Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» ( Быт. 3:11 ). Вопрос Господом был поставлен прямо, но грешник не в силах был ответить на него так же прямо. Он дал уклончивый ответ: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» ( Быт. 3:12 ). Адам сваливает вину на жену и даже на Самого Бога. Господь обратился к жене: «Что ты это сделала?» Жена следует примеру Адама и отклоняет от себя вину: «Змей обольстил меня и я ела» ( Быт. 3:13 ). Жена сказала правду, но в том, что они оба старались оправдать себя перед Господом, заключалась ложь. Тогда Господь изрек праведный суд Свой. Змей был проклят Господом перед всеми животными. Ему определена жалкая жизнь пресмыкания на своем чреве и питание прахом земли. Жена осуждена на подчинение мужу и на тяжелые страдания и болезни при рождении детей. Обращаясь к Адаму, Господь сказал, что за его ослушание проклята будет земля, которая его кормит. «Терния и волчцы произрастит она тебе... в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3:18–19 ). Страшно было наказание за преступление заповеди Божией. Но милосердный Господь не оставил первозданных людей без утешения. Он тогда же дал обетование, которое должно было поддерживать их в дни последующих испытаний и невзгод греховной жизни. Это обетование «О семени Жены». Господь обещает людям, что от жены родится Спаситель, Который сокрушит главу змия и примирит человека с Богом. Это было первое обетование о Спасителе мира. В честь Его будущего пришествия было установлено жертвоприношение животных, заклание которых должно было предзнаменовать Великого Агнца за грехи мира. Окрыленные надеждой на пришествие Искупителя, Адам и Ева по повелению Божию покинули пределы рая. Читать далее Источник: Священная Библейская история/митрополит Вениамин (Пушкарь). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2017. - 784 с./Ч. 1: Ветхий Завет. 7-350 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

После погребения Соломона в Иерусалиме, сын его, Ровоам, отправился в Сихем, чтобы там принять обет подданства от всего народа. Несмотря на славное царствование Соломона, были недовольные его правлением; между ними Иеровоам имел своих приверженцев. Теперь, когда весь народ стал собираться в Сихем, единомышленники Иеровоама вызвали его из Египта. Он, с народом предстал пред царя и сказал ему: «отец твой наложил на нас тяжкое ярмо; облегчи нам его, и мы готовы быть твоими слугами». Ровоам потребовал три дня на размышление. Он обратился за советом к старейшинам, служившим при его отце, и спросил их: «что мне отвечать народу?» Они сказали: «если на этот раз ты окажешь снисхождение народу и уступишь ему, то он останется рабом твоим навсегда». Такой совет не понравился царю; он спросил мнения у сверстников своих, которые были воспитаны вместе с ним. Эти настроили царя не уступать народу, и отвечать ему как можно решительнее и строже. В назначенный день Иеровоам со всем народом предстал пред царя, чтобы слышать его ответ. Ровоам, следуя совету молодых людей, сказал: «отец мой наложил на вас тяжкое бремя, но я сделаю это бремя еще тяжелее; отец мой наказывал вас бичами, а я буду бить вас скорпионами 113 . Эти жестокие слова произвели в народе ропот; стали говорить: «зачем мы будем держаться Давида? нам нечего ожидать от сына Иессеева. Ступай, Израиль, по домам своим; а ты, Давид, сам промышляй теперь о своем доме». Таким образом, Израильтяне отложились от Ровоама, и пошли по своим домам. Но колено Иудино признало его царем над собою. Ровоам хотел остановить мятеж в самом начале его, и возвратить народ к повиновению: но он имел неосторожность поручить это дело Адонираму, главному начальнику над собиранием людей. Народ, искавший облегчения от даней, это ненавистное для него лицо побил камнями. Ровоам поспешно отправился в Иерусалим, и с двух колен, Иудина и Вениаминова, собрал 180,000 войска, чтобы идти войною на мятежников, но пророк Самей остановил его. По повелению Божию, он сказал Ровоаму и всем Израильтянам колена Иудина и Вениаминова: «вот что говорит Господь: не ходите воевать с братиями своими, сынами Израиля; воротитесь по своим домам: это дело устроено Мною». Ровоам повиновался. Между тем десять колен избрали над собою царем Иеровоама. Таким образом, царство Еврейское разделилось на два. То, которое осталось верным Богоизбранному дому Давидову и ограничивалось двумя коленами, Иудиным и Вениаминовым, стали называть Иудейским; а другое, которое отреклось от Давида а, следовательно, некоторым образом и от обетований, данных Давиду, и которое состояло из десяти колен, удержало наименование Израильского. 2. Ровоам, сын Соломона–Иеровоам I, царь Израильский

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Теперь меня судят во второй раз представители народа. Я ни в чем не виноват перед теми рабочими, которые вас, судьи, послали судить меня. Я аполитичен, живу только интересами Церкви и народа и во всем исполняю веления Господа. Не виноваты и другие… Каков бы ни был ваш приговор, я буду знать, что он вынесен не вами, а идет от Господа Бога, и что бы со мной ни случилось, я скажу: “Слава Богу”». «Каков бы ни был ваш приговор, я буду знать, что он вынесен не вами, а идет от Господа Бога, и что бы со мной ни случилось, я скажу: “Слава Богу”» Митрополит осеняет себя крестным знамением и садится. Наталья Сергеевна Чистоткина, одна из братчиц Александро-Невского братства, вспоминала: «Владыку митрополита, кто имел какую-то возможность, видели во время процесса, и он благословлял всех своих, когда проводили его мимо. Слышали его последнее слово, которое он говорил, обратив лицо к нам: “Горе, если кто пострадает как убийца, или вор, или злодей, а если как христианин, то благословляю Бога за такую участь”». Знаменательно, что здесь он цитирует апостола Петра (1 Пет. 4: 15–16), являя свое единство с ним. Новицкий Ю.П. не признал себя виновным, сказал, что он никогда не был врагом народа, предателем и изменником. «Если все-таки нужна жертва в этом процессе, возьмите мою жизнь, но пощадите остальных. Хотя после меня и останется одна четырнадцатилетняя девочка…» Иван Михайлович Ковшаров подробно разобрал доводы обвинения, виновным себя не признал и закончил словами: «Для братской могилы в шестнадцать человек материала для обвинения мало». «Но, – как сказал обвинитель Драницын при допросе митрополита Вениамина, – это не важно, потому что это есть борьба не на жизнь, а на смерть». Архимандрит Сергий (Шеин) рассказал о своей работе в Церковной комиссии, о том, что монашество он принял не для того, чтобы скрыть под клобуком свое политическое прошлое, а по своим религиозным убеждениям, никакой борьбы с советской властью не вел, вел только борьбу с самим собой. Смерть он встретит спокойно, зная, что она, как и все, – от Бога.

http://pravoslavie.ru/147712.html

Впоследствии от живущих у моря, то есть от Ефрема, Вениамина и Манассии, Кааф, хотя он уже и получил от Вениамина по второму жребию, и остальная часть его рода получают долю от Ефрема. Затем Гирсону выпадает жребий от половины колена Манассии, обитавшего в святой земле, а во второй раз он получает долю от другой половины колена Манассии ( Нав.21:6:27 ). Надлежало, однако, и жившим на севере получить что-то от священнической благодати, дабы не казалось, что совершенно лишены они небесных даров. Поэтому от тех, кто были на севере последними по порядку, то есть от Дана, Неффалима и Асира ( Чис.2:25 и далее), Кааф снова получает первый жребий от Дана, но не среди священников, а среди прочих; Гирсон получает второй жребий от Асира, и тот же Гирсон получает третий жребий от Неффалима ( Нав.21:6 ). 4 . Кто может постичь все это? Кто способен хотя бы проследить и запомнить порядок этих тайн? Но если только по букве мы можем объяснить этот трудный текст и размотать запутанный клубок мест и людей, связанных этим историческим повествованием, то что мы скажем о заключенных в нем тайнах, в которых смутно отражено распределение будущего наследия и в которых предвозвещается разделение святой земли – той земли, которую «наследуют кроткие» ( Пс.36:11 ; Мф.5:5 )? Кто изъяснит многоразличные местоположения станов, как в воскресении будет совершаться это распределение среди каждого священнического или левитского сонма святых, дабы, как говорит Апостол, ничего в воскресении не совершалось беспорядочно, но «каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» ( 1Кор.15:23–24 )? Тогда, без сомнения, будут соблюдены и местоположение станов, священническое распределение и порядок, и зазвучат трубы. Ибо Бог расположил на небе звезды и устроил их в определенном чудесном и неизъяснимом порядке: одни Он разместил по земной оси на севере, иные – на востоке, иные – на западе, а иные – на южном своде. И мне думается, что, возможно, Бог подобным образом устроит в Царствии Небесном тех, кто в воскресении мертвых будут по числу и яркости, «как светила на тверди» (ср. Дан.12:3 ; 1Кор.15:41 ), тех, кто, безусловно, происходит от семени Авраама (ср. Быт.15:5 ; Исх.32:13 ), согласно расположению звезд и областей небесных: одним Он даст удел на востоке, иным – на западе, иным – на юге, а иным, тем, кого знает, – на севере, ибо «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф.8:11 ) благодатью Господа нашего Иисуса Христа, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XXVI. О том, почему были закопаны каменные мечи, и о жертвеннике, который устроили за Иорданом два с половиной колена

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010