Пс.79:11 .  Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии; Пс.79:12 .  она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки. Евреи в Палестине размножились и границы их владений были обширны; «горы покрылись тенью», они касались гор идумейских с юга; «ветви ее как кедры», которые росли преимущественно на Ливане, северной границе Иудейского царства. «Ветви свои до моря» Средиземного, западная граница; «отрасли свои до реки» – Евфрата – восточная граница. Пс.79:13 .  Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути? Пс.79:14 .  Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее. Под проходящими по пути, лесным вепрем и полевым зверем разумеются враждебные соседние народы, достоянием которых стала делаться Палестина. Так, напр., Израиль в царствование Езекии погиб от ассириян, которые произвели значительные опустошения и в Иудее; при Манассии те же ассирияне напали на Иудею и отвели в плен самого царя; при Иосии было опустошение от фараона, а при преемниках Иосии стали учащаться нападения вавилонян. Враги сравниваются с «лесным вепрем», с диким кабаном, который производил громадные опустошения в виноградниках подкапыванием лоз. Достаточно одному кабану попасть туда, и он в одну ночь губил большой виноградник. Пс.79:15 .  Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей; «Обратись» – взгляни милостиво, защити. Пс.79:16 .  охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе. «Отрасли», – т. е. народ еврейский, как отросток от корня, избранного Богом, т. е. Авраама. Пс.79:18 .  Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе, «Муж... десницы» – излюбленный муж, стоящий подле правой руки, был «Вениамин» ( Втор. 33:12 ). Вениамин здесь берется для обозначения всего Израильского царства. «Сын... человеческий» – весь иудейский народ. Название сына ему было дано Богом еще в Египте ( Исх. 4:22 ; Ос. 11:1 ). – «Которого Ты укрепил Себе» – избрал для Своего особенного руководства. Это руководство и покровительство, действительно, оказывалось Богом всему народу еврейскому за время его жизни и поселения в Палестине. Это же покровительство было источником той политической и внешней силы, которую евреи приобрели в глазах всех соседних языческих народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Услышав это, Иосиф понял, что они помнят о содеянном, и ушел из комнаты, чтобы унять слезы. Когда же он вернулся, то приказал взять под стражу одного из братьев — Симеона, пока они не приведут младшего — Вениамина. Через год братья снова приехали в Египет за хлебом и привезли с собой младшего брата. Иосиф, увидев его, приказал ввести их в дом свой и устроил для них обильное угощение. После обеда Иосиф отпустил их всех, но хитростью обвинил Вениамина в краже, чтобы задержать его. Иуда, один из братьев Иосифа, предложил себя вместо младшего брата, говоря, что его отец стар и не выдержит известия о потере ещё одного сына. Иосиф, видя, что его братья изменились, открылся им и с любовью простил, сказав, что все происшедшее с ним было угодно Господу: Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением (Быт 45:7). После этого Иосиф переселил своего отца и всю многочисленную семью в Египет. Как эта история отразилась в Новом Завете? Жизнь Иосифа наполнена событиями, которые потом будут переосмыслены в церковном предании как прообразы, которым предстояло раскрыться в новозаветную эпоху, в земной жизни и образе Иисуса Христа. Иосиф был не просто одним из детей Иакова, он был его любимым сыном. Святитель Кирилл Иерусалимский видел во взаимоотношениях Иакова и Иосифа указание на тайну отношений Бога Отца с Богом Сыном. Иаков послал своего возлюбленного сына Иосифа к другим своим детям, но те не приняли его. Подобно этому и Бог- Отец посылает Своего Сына на землю, но большинство тех, к кому Он пришел, отвергает Его: Пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1:11). Как братья Иосифа тайно сговорились убить его, так и первосвященники с фарисеями составили заговор, чтобы уничтожить Спасителя: и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить (Мф. 26:4). Но не только от рук своих братьев пострадал Иосиф. Египтяне бросили его, ни в чем не повинного праведника, в темницу, как злодея. Так Спаситель, на Котором не было никакой вины, был подвергнут римлянами пыткам и мучениям и, по слову пророка Исайи, к злодеям причтен (причислен. — прим ред.) (Ис. 53:12).

http://foma.ru/kakie-paralleli-est-u-ist...

Патриархам и царям, папам и президентам, князьям и боярам, как и всем нам, нужно помнить, что однажды, глядя на наши скверные дела, Господь может произнести страшные слова: «Ты взвешен и найден слишком лёгким»… В какой бы земной власти, в каких бы славе и богатстве ты не находился, всё это может внезапно оказаться пустым, слишком лёгким на весах Господних. Придёт час, и Господь очистит Россию и Церковь от изменников и предателей. Романов Игорь Анатольевич , Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 13. Ответ на 12, Адриан Послушник: Храни Вас Господь, Игорь Анатольевич! Вы единственный среди авторов на РНЛ, да еще Владыка Вениамин (Пушкарь), кто честно и ответственно выступает против разрушительных дел в нашей Церкви. Полностью поддерживаю! С НАМИ БОГ! 12. Свт.Марк Ефесский был один верный Храни Вас Господь, Игорь Анатольевич! Вы единственный среди авторов на РНЛ, да еще Владыка Вениамин (Пушкарь), кто честно и ответственно выступает против разрушительных дел в нашей Церкви. 11. Ответ на 7, Апограф: Если увидишь, что в Церкви управляют злонамеренно искажающие учение и лицемерные лжецы... Это Вы о нашем священноначалии? Аргументировано? Серьёзно? Есть в России несколько сборищ, отлучённых от общения, например " Истинно-православная церковь " , которые тоже так считают, единомышленники, так сказать. 10. На 8. Vladiskav . не старайтесь пудрить мне мозги, для меня - РПЦ -это столп и утверждение истины, основанная на Христе и утверждённая кровью новомучеников 1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей (. . .) 2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, (. . .) 4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. 5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. 12 И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: (. . .)

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/19/ku...

Быт.43:11 . Израиль, отец их, сказал им: если так, то вот что сделайте: возьмите с собою плодов земли сей и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов; Мысль Иакова, что сыновья его могут заслужить расположение первого министра Египта незначительными туземными произведениями Ханаана, может представляться наивным образом мыслей старца-номада, который видал лишь незначительных князьков Ханаана и не имел представления о великолепии и роскоши дворцов египетских. Эта черта, впрочем, весьма типична для древнего и даже для современного Востока, где явление подчиненных к властителю, вообще низших к высшему – без подарков признается выражением непочтительности и невежливости (ср. дары Соломону от подвластных ему властителей, 3Цар. 10:25 ; ср. Мф. 2:11 ). В качестве таких известных произведений земли Ханаанской (евр. zimrat-haarez, «воспеваемое земли» – все, чем она славится у соседних народов) Иаков называет, кроме названных в Быт. 37:25 бальзама, стираксы и ладана, еще мед (евр. debasch), фисташки (botnim) и миндальные орехи (schoqedim). Мед разумеется, вероятно, не пчелиный, которого всегда много было в Египте, а сгущенный виноградный сок, и теперь известный у арабов под именем «дибс» (вроде т. наз. «рахат-лукума»), который и теперь в громадном количестве ввозится в Египет. Евр. botnim, фисташки, у LXX и слав.: «теревинф» (скипидарное дерево). Миндальными орехами Палестина была богата. Быт.43:12–14 . возьмите и другое серебро в руки ваши; а серебро, обратно положенное в отверстие мешков ваших, возвратите руками вашими: может быть, это недосмотр; и брата вашего возьмите и, встав, пойдите опять к человеку тому; Бог же Всемогущий да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина, Вместе с тем Иаков приказывает сыновьям возвратить по принадлежности неведомо как положенное им в мешки серебро; затем, побуждая их уже сам идти, взяв с собою и Вениамина (ст. 13), он предает и детей, и себя воле Божией и при этом призывает (ст. 14) Господа, называя Его Всемогущим (Ел-Шаддай), как это было во времена проявления великих, чрезвычайных милостей Аврааму ( Быт. 17:1 ), затем и самому Иакову ( Быт. 28:3 ). Во всех случаях жизни, особенно в трудных, требовавших чрезвычайной помощи свыше, обстоятельствах, патриархи обращались с молитвою к «Богу Всемогущему», Ел-Шаддай; под этим именем они преимущественно знали и чтили истинного Бога, имя же Иеговы им не вполне было известно (ср. Исх. 4:3 ), по крайней мере не было в обычном их употреблении.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

За три дня сидения в яме в нем началась какая-то внутренняя работа. Он начинает понимать, что он-то, оказывается, не прекрасен. По-видимому, он понимает, что есть нечто в его отношениях с братьями, чего он действительно совсем не замечает. Если бы Иосиф пришел к отцу с караваном, отцу ничего бы не оставалось, как просто проклясть остальных детей. Иосиф не идет на то, чтобы отомстить братьям. Книга Бытия, 38-я глава — странная вставка. Рассказ об Иуде, который предложил Иосифа продать. Оказывается, что Иуда не выполнил того, что требовалось по закону левирата, согрешил, и от этого родились двое сыновей. Почему именно в этом месте? Пока нам непонятно. Книга Бытия, 39-я глава. Иосиф отведен в Египет. Опять же, если говорить о том, как Бог участвует в обиде, это не значит, что он освобождает Иосифа, но говорится: «И был Господь с ним». Дальше Иосиф попадает в еще худшую переделку с женой Потифара, и опять говорится: «Господь простер к нему милость». Странная милость у Господа? Потифар. Темница. Иосиф толкует сны и надеется на то, что его вот-вот выпустят. Святитель Иоанн Златоуст обращает тут внимание на интересный момент. Когда Иосифу предложили рассказать о своей судьбе, он говорит: «Меня продали в Египет, и потом я оказался в темнице». Он не обвиняет своих братьев, не обвиняет жену Потифара. Просто констатирует факты. Это тоже кое-что говорит об Иосифе и о том, какая внутренняя работа в нем идет. Книга Бытия, 42-й глава. Начался голод, братья приходят в Египет. Иосиф делает вид, что не узнает их. По мнению свт. Иоанна Златоуста, Иосиф так поступает, потому что хочет выведать, не пострадал ли его брат Вениамин от братьев так же, как он сам. Но Вениамин себя так не вел, с чего бы им к нему так относиться? Значит, что-то другое движет здесь Иосифом. Почему Иосиф братьев своих узнал, но показал, будто не знает их? И говорил с ними сурово, и приставил даже переводчика для того, чтобы те не поняли, что он понимает по-еврейски. А потом отдает их под стражу на три дня. Обратите внимание: яма три дня, и под стражей три дня. Что происходит в этот момент с братьями?

http://blog.predanie.ru/article/kak-eto-...

Быт.42:17 . И отдал их под стражу на три дня. Заключение братьев под стражу, по намерению Иосифа, имело пробудить в них раскаяние в давнем преступлении их против Иосифа; цель эта, как видно из ст. 21–22, была достигнута; кроме того, упомянутой мерой Иосиф хотел показать братьям неизменность своего решения видеть у себя Вениамина. Быт.42:18–20 . И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь Бога: если вы люди честные, то один брат из вас пусть содержится в доме, где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств ваших; брата же вашего меньшего приведите ко мне, чтобы оправдались слова ваши и чтобы не умереть вам. Так они и сделали. Во 2-ой беседе своей с братьями Иосиф, еще не освобождая их от подозрения, смягчает, однако, тон речи и приговор свой, требуя оставления в залог лишь одного брата. Эту мягкость своего решения Иосиф мотивирует чувством страха Божия, которое, конечно, ручалось братьям, что правитель Египта не допустит ничего несправедливого в отношении к ним. Быт.42:21 . И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали [его]; за то и постигло нас горе сие. Приняв объявленное Иосифом решение его, братья, под влиянием того же чувства страха Божия, о котором упомянул Иосиф, и испытывают угрызения совести за вину свою пред Иосифом: в постигшем их бедствии они, согласно библейскому воззрению, видят возмездие за жестокость свою в отношении к брату. «Теперь восстает неподкупный судья – совесть, хотя и никто их не обличает и не приводит на суд: они обвиняют сами себя» ( Иоанн Златоуст , Бес. 64, 684). Быт.42:23–24 . А того не знали они, что Иосиф понимает; ибо между ними был переводчик. И отошел от них [Иосиф] и заплакал. И возвратился к ним, и говорил с ними, и, взяв из них Симеона, связал его пред глазами их. Прекрасная сцена раскаяния братьев, слышанная и понятая Иосифом (для отклонения подозрений он говорил с ними через переводчика; после о переводчике в сношениях Иакова и сыновей с египтянами не упоминается ввиду, вероятно, близости языков еврейского и египетского), до глубины души тронула Иосифа, но он, сделав усилие над собою, оставляет заложником Симеона, – по вышеприведенному вероятному предположению раввинов, главного виновника жестокого поступка братьев с Иосифом. По Мидрашу, он связал Симеона только перед глазами братьев, а по отбытии их освободил, кормил и поил (Beresch. r. 91, s. 450). Возвращение 9 сыновей Иакова к отцу и отказ его отпустить Вениамина

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Незлобие каждого угодника Божия – это как бы некая духовная сладкозвучная музыка, которой увеселяется Творец, как говорит святой Иоанн Златоуст : «Ничто так не радует Бога, как то, чтобы люди были незлопамятными или незлобивыми. Как господин приказывает чаще и дольше петь и играть ту песнь или мелодию, которую любит слушать и которая увеселяет его, так и Господь наш, радующийся незлобию каждого верного раба Своего, претерпевающего беды с благодарными слезами, для того и попускает на него многие напасти и озлобления, чтобы он больше терпел и благодарил Его. Попускает потому, что любит, и насколько больше кого-либо любит, настолько более жестокие попускает на него оскорбления, и насколько большее попускает оскорбление, настолько больше его любит» (Беседа на Послание к Филиппийцам, зачало 4; Беседа 14, нравоучение 14). Возлюбил Господь учеников Своих величайшей любовью, как возлюбленный Иоанн пишет о том в своем Евангелии: «Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» ( Ин. 13:1 ). Что же делает Он возлюбленным Своим? Какую благодать дарует на земле? Он не сажает их на престолах временных почестей справа и слева от Себя, не представляет им пиршеств и тленных удовольствий, не исполняет их мирского веселия и радования. Что же? Он предлагает им скорби, рыдания, терпение напастей и бесчестие, говоря: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете» ( Ин. 16:20 ). Для чего же Господь попускает все это на возлюбленных рабов Своих? Для того, чтобы яснее показать им Свою любовь, великую и бесконечную, по подобию прообразовавшего Его в древности Иосифа, сына Иаковлева. Ветхозаконный Иосиф, возведенный из темничных уз на царский престол в Египте, когда пришли к нему братья и не узнали его, любя единоутробного брата своего Вениамина более всех, как говорится в Писании: «И поднял глаза свои Иосиф, и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там» ( Быт. 43:29–30 ), – любя его столь великой любовью, он повелел, чтобы в мешок его была положена чаша, которой он приветствовал своих братьев: " Чашу, – сказал он, – серебряную, положи в мешок к младшему» ( Быт. 44:2 ). Для чего же? Для того чтобы временно опечалить его, исполнить скорби и рыдания и возвратить к себе с пути, как пленника. Домоправитель Иосифов говорит: «У кого найдется чаша, да будет рабом господина моего» ( Быт. 44:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Быт.45:20 . и не жалейте вещей ваших, ибо лучшее из всей земли Египетской дам вам. Фараон и Иосиф советуют семейству Иакова не жалеть о предстоящей потере разной домашней утвари; все это оно имеет найти в Египте. Братья Иосифа отбывают домой Быт.45:22 . каждому из них он дал перемену одежд, а Вениамину дал триста сребреников и пять перемен одежд; Отправляя братьев за отцом, Иосиф наделяет всех их подарками и припасами. Любимцу своему Вениамину, вероятно, и в возмездие за тяжелое испытание, перенесенное им по воле Иосифа, дает преимущественно значительные награды или подарки. Быт.45:23 . также и отцу своему послал десять ослов, навьюченных лучшими произведениями Египетскими, и десять ослиц, навьюченных зерном, хлебом и припасами отцу своему на путь. Более всего заботится Иосиф о предоставлении удобств переселения в Египет престарелому отцу своему, столько пострадавшему если не по вине его, то ради особенной близости своей сердцу отца и превратностей судьбы. Быт.45:24 . И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге. Отпуская братьев, Иосиф дает им совет не ссориться, не упрекать друг друга на пути. Еврейское ragaz нередко имеет значение: бояться, трепетать ( Исх. 15:14 ; Втор. 2:25 ), почему некоторые толкователи слова Иосифа (ст. 24) передают: не бойтесь в пути (м. Филарет: «не тревожьтесь в дороге»). Но по связи речи, по общему смыслу беседы Иосифа, клонившейся (ср. ст. 5–8) к успокоению и примирению братьев, следует в данном случае предпочесть, следуя LXX-mu ( ργζεσθε), Вульг. (irascamini), и др., другое значение того же глагола: ссориться, спорить, гневаться (так в русск. и слав.), бояться братья уже не могли, идя по одному и тому же пути в четвертый раз; но споры и пререкания о причине злоключений Иосифа, отца их и их самих легко могли возникнуть между ними: Иосиф и предостерегает их от всего подобного. Радость Иакова Быт.45:25–27 . И пошли они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему, и известили его, сказав: Иосиф [сын твой] жив и теперь владычествует над всею землею Египетскою. Но сердце его смутилось, ибо он не верил им.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Паралипоменон Грамберг находит какое-то особенное предоставление о посте; но это совершенно несправедливо. В приводимых им же самим указаниях на древние посты высказывается точно такой же взгляд на них, как и в нашем месте. История поста, упоминаемого в Суд. 20:26 ... такова: Израильтяне, два раза потерпевшие от Вениамитян жестокое поражение, пришли в дом Божий и, сидя там, плакали и постились до вечера ( Суд. 20:26 ). Затем, они спрашивают Господа – выходить ли им ещё на сражение с сынами Вениамина? И получают ответ: «идите, Я завтра предам их в руки ваши» ( Суд. 20:27, 28 ). Таким образом, ясно, что благодаря только содействию Божьему Израильтяне на этот раз победили Вениамитян, потому что в Суд. 20:35 прямо говорится: «и поразил Господь Вениамина». Следовательно, Израильтяне плакали и постились пред Господом не для того, чтобы оплакать павших в предыдущих битвах братьев своих, как говорит Грамберг, но чтобы испросить себе Божественное содействие для новой битвы с Вениамитянами. Равным образом, и в 2Цар. 12:16 рассказывается о посте, предпринятом Давидом не в виде траура, по случаю болезни своего сына, а как средства умилостивить Господа и испросить у Него здоровья больному сыну. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать для этого дальнейшие стихи 12 гл. Из них мы узнаём, что и рабы Давида разделяли с Грамбергом ложный взгляд на его пост, но были вразумлены самим же Давидом. На вопрос их, почему он прекратил пост после смерти своего больного сына и постился до его смерти, Давид отвечал: «пока дитя было живо я постился и плакал, потому что думал, кто знает, – не помилует ли меня Господь и дитя останется живо» – ( 2Цар. 12:22 ) – Конечно, во всех этих местах имеется в виду пост истинный, соединённый с молитвой, покаянием и исправлением греховного сердца. Как мало думал, например, Иоиль о внешнем выражении траура и как он далёк был от того, чтобы требовать пустой формальности, видно из воззвания его в Иоил. 2:13 «раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши». Но и в приведённом месте кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Предсказания пророка Даниила исполнились в точности. После Вавилонского царства следовали одно за другим еще три всемирных царства: Мидийско-Персидское, Македонское, или Греческое, и Римское, из которых каждое владело иудейским народом. Во время же Римского царства пришел на землю Христос, Спаситель мира, и основал Свое всемирное, вечное Царство – святую Церковь . Гора, от которой отвалился камень, означала Пресвятую Деву Марию, а камень – Христа и Его вечное Царство. Друзья пророка Даниила в печи вавилонской Вскоре друзья пророка Даниила – Анания, Азария и Мисаил подверглись большому испытанию в вере. Царь Навуходоносор поставил на поле Деире, близ города Вавилона, большого золотого истукана. К открытию его были собраны все вельможи и знатные люди Вавилонского царства. И было объявлено, чтобы все, как только услышат звук трубы и музыкальных инструментов, пали на землю и поклонились истукану; если же кто не исполнит царского повеления, будет брошен в раскаленную печь. И вот, когда раздался звук трубы, все собравшиеся пали на землю – только трое друзей Даниила стояли непреклонно перед истуканом. Разгневанный царь приказал сильно разжечь печь и бросить в нее трех иудейских юношей. Пламя было так сильно, что воины, бросившие осужденных в печь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимыми, потому что Господь послал Ангела Своего оградить их от пламени. Находясь среди огня, они пели хвалебную песнь, прославляя Господа. Это чудо удивило царя, и он повелел трем юношам выйти из горящей печи. Когда они вышли, то оказалось, что огонь не коснулся их, даже одежды и волосы не опалились. Навуходоносор, видя это чудо, сказал: «Благословен Бог... Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него» ( Дан. 3:95 ). И запретил царь, под страхом смерти, всем своим подданным хулить имя Бога Израилева. Читать далее Источник: Священная Библейская история/митрополит Вениамин (Пушкарь). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2017. - 784 с./Ч. 1: Ветхий Завет. 7-350 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010