Будем исполнять то, что говорит Пророк: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим, буду обуздывать уста мои... я был нем и безгласен и молчал даже о добром» ( Пс. 38:2–3 ). Здесь показывает Пророк, что если и от добрых речей надобно иногда воздерживаться ради добродетели молчания, сколько более подходит бегать плохих речей из страха наказания за грех . Итак, по причине преимущественного достоинства молчания, даже совершенным ученикам редко должно быть даваемо позволение говорить и при том о предметах святых, добрых, назидательных, ибо написано: «от многословия не избежишь греха» ( Прит. 10:19 ) и еще: «кроткий язык – древо жизни» ( Прит. 15:4 ). Говорить и учить надлежит учителю, ученику же приличнее слушать и молчать. Почему, если нужно бывает что спросить у первейшего, пусть спрашивает со всем смирением и почтительным подчинением, не говоря более того сколько нужно. Балагурство же, празднословие и смехотворство осуждаем на вечное изгнание из всех мест; на такие речи ученику и рта открывать не позволяем. Глава 7. О смирении Взывает к нам, братия, Божественное Писание, говоря: «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк. 14:11 ). Говоря сие, оно показывает нам, что всякое возвышение есть род гордости, которой Пророк всячески избегал, как сам удостоверяет говоря: «Господи, не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое для меня и недосягаемое» ( Пс. 130:1 ). Но что? «Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти отнятого от груди матери? Так была душа моя» (- 2). Отсюда, если хотите достигнуть самых последних вершин смирения и скоро взойти на ту небесную высоту, на которую восходят смирением в настоящей жизни, делами нашего восхождения надобно воздвигнуть ту лествицу, которую во сне видел Иаков, и по которой восходящими и нисходящими виделись ему Ангелы Божии. Не другое что, без сомнения, надо разуметь под восхождением и нисхождением, как то, что возношением нисходят, и смирением восходят. Сама же восходящая лествица есть жизнь наша в сем веке, которая ради смирения сердца воздвигается Господом до небес. А боками сей лествицы назовем наше тело и душу; на каковых боках слово Божие утвердило разные ступени, – степени смирения или самоумерщвления и порабощения плоти для нашего восхождения горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

– Деньги – это такие средства, за которыми нельзя следить, давайте всё сведем вот к этим карточкам, к этим неким абстрактным единицам. И это уже реальность наших дней. Мы не можем сказать, что такое было 200 или 100 лет назад. Такого не было. В наше время это уже есть. Мы видим, как все признаки конца света надвигаются на нас, они входят в нашу жизнь. Кто мог предполагать, что Европа объединится? Станет единым государством с единой валютой? Французы, испанцы отказались от своих денег, англичане еще держатся, немцы отказались от своих марок, везде евро, евро… События должны нас настораживать., И далее сказано: «и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание» И мы читаем может быть, самый сложный стих из книги Откровение: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» ( Откр.13:18 ). Я хочу сейчас предложить вам сначала истолкование святого Андрея Кесарийского . Он пишет: «Старательное исследование числа печати и всего остального, написанного о нем, откроет время искушения бодрствующим и здравомыслящим. Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге». Вы видите, Господь оберегает целомудрие своего слова – такое богохульное имя, что оно даже не написано в Писании. Далее Андрей Кесарийский пишет: «Если исследовать слова, то, по мнению Ипполита (имеется в виду святой Ипполит Римский , – О.С.) и других, можно найти множество имен и собственных, и нарицательных, соответствующих этому числу. Собственные – например, Лампетис, титан, Лантининик, латинос, также Венедикт, Венедиктос, что значит благословенный, может быть, подражание единому благословенному Христу». Далее он пишет: «Нарицательные же – худой руководитель – какос одитое, древний завистник – пале фа сканос, истино вредный – кали фос влаверос, неправедный агнец – амнос адикос, этими именами будут называть отвергшие обольщение того, для кого славою служит постыдное».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, сущая правда то, что простота веры, соединенная особенно с милостынею, чудеса творят. Да, стоило только преподобному Венедикту, в простоте души младенческой, возслать свое прошение к Богу, и прошение, можно сказать, тотчас же, чудесно было исполнено. И это пример не единственный. Читайте жития Святых и там вы таких примеров найдете множество. А если так, то об усвоении веры младенческой и о прилежании к милостыне и заботьтесь. И если станете заботиться, то, может быть, и для вас Господь чудеса сотворит; а если и не сотворить, то, во всяком случае, Он, дающий семя сеющему и хлеб в пищу, подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей (2 Кор. 9, 10). А это также будет для вас великою милостью Божьею. Аминь. Ближние наши, которым мы помогаешь, при их несчастьях и нуждах, отворяют нам райские двери (Поучение на предпразднество Сретения Господа нашего Иисуса Христа. Прол. февр. 1) Знаете ли вы то, что ближние наши, которых мы любим и особенно те из них, которым мы помогаем при их несчастиях и в их нуждах, отворяют нам райские двери и, следовательно, соделывают нас наследниками царствия Божия? Не знаем, известно ли сие вам, но на самом деле это подлинно так, ибо в этом убеждают нас: во 1-х, слово церковное, во 2-х, Господь Иисус Христос, в 3-х, Его святый Апостол и, в 4-х, наконец, пример. Что же они, по сему предмету, говорят нам? Говорят они нам, братья, следующее. Слово церковное говорит: " будем споспешниками Богу, любя Его всем сердцем своим и ближних, своих, как самих себя, как и сказал Господь (Луки 10, 27). Но кто же ближние наши? Это те, которым мы оказываем милость: слепые, хромые, алчущие, странные, которых Господь братьями Своими называет. Им, если окажем милость, то они отверзут нам райские двери и, без сомнения, введут нас в царствие Божие, если мы только сами не затворим его для себя своей скупостью. В это царствие зовет нас и Сам Господь, когда говорит: Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть (Лук. 6, 36). И будете сынове Вышнего вот, как видите, и язычнику Бог отверз двери царствия Своего за его милостыни. (Лук. 6, 35). Видите ли, как Бог Своими сынами милостивых называет. Поэтому, слушая святых слов Его, напишем оные на сердцах наших, чтобы услышать сей вожделенный глас Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25, 34). Да даст же Он нам быть наследниками оного, чтобы в нем мы всегда прославляли Святую Троицу " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Что из сказанного здесь о святителе Тихоне Задонском и им же самим написанного можно опустить в данной работе ради большей краткости? Не поднимается рука пренебречь ни одним из приведенных свидетельств его добродетелей и подвигов и ни одним из его изречений. Зато и вывод о том, почему святитель рад был приезду находящегося под судом Санаксарского строителя старца Феодора, как никакому другому посетителю, теперь напрашивается сам собой. Встретились духовно родственные и святые души. И святитель, и преподобный следом за святым апостолом Павлом могли бы воскликнуть, навсегда расставаясь после трех дней самого тесного духовного общения: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 8, 35–39 ). Преподобному предстояло лишение сана и девятилетнее заключение в Соловках, святителю – продолжение его подвигов и строгий затвор. А эпизод их встречи нашел свое отражение в одиннадцатом кондаке Акафиста старцу Феодору Санаксарскому : В январе 1774 года воронежский губернатор сообщил в Синод, что Санаксарский строитель обратился к нему с жалобами на воеводу, но по губернаторскому рассмотрению обвинения его оказались несправедливыми 223 . Не удержался от того, чтобы подлить масла в огонь и Владимирский преосвященный Иероним, который донес Синоду, что настоятель Санаксарского монастыря иеромонах Феодор оказался виновен во многих непорядочных и противозаконных поступках. В 1768 году он без ведома архиерея лишил священнослужения и братской трапезы иеромонаха того монастыря Венедикта и иеродиакона Пармена за то, что они просили уволить их по слабости здоровья от установленной Феодором в церкви продолжительной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

На сей раз оба первоиерарха сами читают Первосвященническую молитву, перемежая стих по–гречески и стих по–латыни: — Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но, чтобы сохранил их от зла… — Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина. — Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их. — Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я Тебе, так и они да будут в Нас едино — да уверует мир что Ты послал Меня (Ин 17.15–21)… В конце молитвы Отче Наш православные останавливаются на латинский манер в ожидании Amen. Но Павел VI и сопровождающие его католики оканчивают молитву согласно восточному обычаю: «Яко Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь», — призыванием св. Троицы, царствующей в сиянии Своих энергий. Наконец Павел VI и Афинагор I вместе преподают последнее благословение и еще раз обмениваются лобзанием мира. В тот же день произошла еще одна непредвиденная встреча на улицах Иерусалима, она дала этим двум людям еще одну возможность поговорить в течение десяти минут… В совместной декларации выражается благодарность за все происшедшее. «Два паломника, взирая на Христа, созидающего вместе с Отцом единство и мир, молят Бога, чтобы эта встреча стала знамением и началом грядущих событий во славу Божию и для просвещения народа верных…». Перед своим путешествием в Святую Землю патриарх провел консультации со всеми православными Церквами. Все они, за исключением Церкви Элладской, отказавшейся принять какую–либо позицию, одобрили его инициативу. Патриарх Московский добавил, что он присоединился бы к паломничеству, если бы ему позволили возраст и здоровье. Однако он подчеркнул, что речь идет в данном случае о личном шаге Афинагора I, но не о «диалоге на началах равенства» между всей католической Церковью и полнотой Православия. Патриарх Иерусалимский Венедикт проявил вначале сдержанность, затем попытался разубедить Вселенского патриарха, а затем заявил устами одного из своих епископов, что «общая молитва» Павла VI и Афинагора I «была бы невозможна и немыслима», ибо «каноническое право и положение одного из соборов формально противоречит этому… Идея, разумеется, прекрасная, но время для нее, видимо, еще не созрело».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Ведь мир вдосталь насытился скорби, [изнывая] под непомерным бременем вестей (букв:, пресыщенный. – Ред.) нерадостных. О чем глаголет Христова Радостная весть? О Царстве, и только о Царстве. [Но] не о царстве земном. Что [такое] все земные царства? Преподобный Венедикт в мимолетном откровении увидел все земные царства как некое зеркало, как одну точку. И кого из смертных осчастливили земные царства со всем своим тленным богатством и смехотворной славой? Если бы люди знали, что все тела обращаются в прах, а души низвергаются в мрачный ад, то какую радость мог бы принести им некий «мессия», желавший создать еще одно царство земное? Никакую. Таких лжемессий было очень много до пришествия Мессии истинного, но ни один из них не сказал: Радуйтесь и веселитсь, ибо велика ваша награда на небесах ( Мф.5:12 ). Где небеса? Миру был известен только подземный ад, грустный и тоскливый шеол, в котором души продолжают жить, собственно – лишь существовать, без малейшей радости и ликования. Да и боги языческого мира [обитают] не на небесах, а либо в аду, либо в горах, в водах и на облаках. Лишь потому считаются они удачливее людей, что якобы смогли по собственной воле подняться из ада на землю, на воздух, [выйдя] на свет сего материального мира. И только ветхозаветные пророки удостоились в видении зреть живые небеса с Господом Богом и ангельскими воинствами. Впрочем, эти величественные и живые Божии небеса были [доступны] лишь для Бога Саваофа и для Его несметных полков бесплотных Ангелов, но никак не для людей. Какие там люди? Даже в пророках оскудевали силы, и они от страха, как Даниил и Иезекииль, падали ниц от одного только лицезрения небесного света и славы Господней. А великий Исаия, увидев небеса, запричитал от ужаса: Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа (в серб.: ...Господа воинств. – Пер.) ( Ис.6:5 ). «Не для людей этот горний мир, вовсе не для них», – полагали пророки, сподобившиеся видений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Патриарх Иерусалимский Венедикт (1958-1980) (версия для печати)/Православие.Ru Патриарх Иерусалимский Венедикт (1958-1980) Православие.Ru , 21 января 2003 г. Иерусалимский патриарх Венедикт, в миру Василий Пападопулос, родился в никомидийской деревне Чеснейро в 1892 году. В 1906 году семья Пападопулосов перехала в Иерусалим. В 1914 году Василий закончил Иерусалимскую семинарию. 3 декабря 1914 года принял монашеский постриг с именем Венедикт, а на следующий день был рукоположен в диаконы митрополитом Птолемаидским Келадионом. В период удаления Блаженнейшего Дамиана со Священным Синодом из Иерусалима Венедикт последовал за ними в Дамаск и неотступно служил при патриархе. В 1917 году Венедикт направляется в Лозанну в качестве представителя Иерусалимского Патриархата на Всехристианской Конференции о вере и порядке. С 23 декабря 1918 года находился на службе в Патриархии и исполнял обязанности патриаршего протодиакона. 9 сентября 1921 года синодальным решением Венедикт направляется в Афины для обучения на юридическом и богословском факультетах Афинского Государственного Университета. В феврале 1929, после успешного завершение курса высшего образования, Венедикт назначается экзархом Святого Гроба в Афинах. В октябре того же года он был рукоположен в священники и возведен в сан архимандрита. За семь лет своего служения на этом поприще Венедикт внес большой вклад в развитие и строительство экзархата, рекламу Святых Мест среди населения Греции, а также собрал большие денежные средства на нужды Святого Гроба. 17 февраля 1946 года Венедикт отзывается в Иерусалим и назначается постоянным членом Священного Синода. 27 февраля 1947 года он становится председателем комитета Святого Гроба по вопросам недвижимости, а в 1950 году - председателем комитета финансов. В этот период своего служения Венедикт принес особенную пользу Патриархату. Ему удалось возвратить Братству Святого Гроба ряд зданий и другую недвижимость. Эти старания были оценены Священным Синодом и позже вознаграждены по достоинству.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

– Видишь, маловерный, – сказал о. Венедикт помощнику, – я отдал старый крест, а Христос прислал мне новый. Покаяние ведьмы О. Венедикт незадолго до кончины Обходя с проповедями села, о. Венедикт вместе со своими помощниками приехал в некую деревню, где проживала известная всем ведьма. Расположившись на площади храма, о. Венедикт по громкоговорителю стал говорить проповедь про магию и ведьму, самым острым образом обличая ее и всех тех, кто обращался к помощи колдовства. Он подчеркнул, что такие люди лишены спасения. Голос пастыря слышала вся деревня, включая колдунью. Завершив проповедь, о. Венедикт должен был зайти в дом одного из старост сельского храма, но дорога проходила мимо дома ведьмы. В какой-то момент о. Венедикт неожиданно свернул с прямого пути, повернув вверх. – Отче, это очень неудобный путь, – заметили спутники. О. Венедикт, однако, продолжил идти именно по этому пути. В конце концов они дошли до дома старосты. Немного спустя до старосты дошла весть о том, что их ожидало, если бы они прошли мимо дома ведьмы. – Отче, мы сегодня вечером спаслись от верной гибели! Оказывается, ведьма поджидала нас с двумя ручными гранатами, которые она бросила бы в тебя, пройди ты мимо нее. – Слава Богу, спасшему нас! Я почувствовал что-то такое, – ответил смиренно о. Венедикт. На этом, однако, история не закончилась. На следующий день по тому же громкоговорителю о. Венедикт стал призывать ведьму к покаянию. Слова и молитвы о. Венедикта принесли плод: немного спустя в храм явилась сама ведьма вместе с сыном! О. Венедикт принял ее с великой любовью, и ведьма исповедовалась за всю свою жизнь. Это была настоящая победа Христа над сатаной. После исповеди бывшая ведьма призналась: – Батюшка, к счастью, ты свернул с пути, иначе я бы совершила и это преступление и лишилась бы спасения напрочь. – Бог и тебя любит, и меня сберег, – ответил о. Венедикт. Новые нападки Борьба о. Венедикта за спасение душ человеческих не оставалась без противодействия врага рода человеческого, который часто нападал на доброго пастыря. Однажды хозяйка дома, где о. Венедикту пришлось переночевать, спросила его:

http://pravoslavie.ru/118838.html

Вражеское нападение Став священником, о. Венедикт был отправлен Янину – столицу провинции Эпир. В помощники ему был назначен проповедник г-н Василопулос (в будущем архимандрит Харалампий). Поселились они в одном доме, в разных комнатах. В первую же ночь по прибытии в Янину Василопулос услышал сильный взрыв в доме. Выскочив в коридор, он увидел о. Венедикта, с взъерошенными волосами, с веником в руках. Василопулос попытался взять у него веник, однако о. Венедикт строго повелел ему идти в свою комнату. Не послушавшись иеромонаха, Василопулос зашел в его комнату и увидел хаос: вещи разбросаны, иконы со сбитыми стеклами на полу! – Что случилось? – Ничего, – строго ответил о. Венедикт. – Как ничего? – Это был дьявол… Он меня мучил и сказал, что испечет меня. Он все свалил на пол и ушел через окно. Сатанинский вызов был брошен: с этого первого вечера началась борьба дьявола с о. Венедиктом, длившаяся всю жизнь. И до конца жизни о. Венедикт хранил у себя икону своего небесного покровителя – преподобного Венедикта, со стеклом, которое дьявол выбил в ту первую ночь. На фронте О. Венедикт на фронте В 1940-м г. о. Венедикт был мобилизован на фронт, где греческие войска сопротивлялись немецко-итальянской интервенции. Здесь, перед лицом самой смерти, священник со всей мощью проявил свою пастырскую любовь и самопожертвование. С крестом и святой водой он встречал воинов перед боем. Трижды в неделю перед рассветом о. Венедикт служил Божественную литургию прямо в траншеях, в то время как итальянцам не оставалось ничего, кроме как громкоговорителями призывать греков остановить литургию и сдаться. О. Венедикт взвалил на плечи раненого и доставил его в пункт первой медицинской помощи Однажды произошел следующий (и не единственный) случай, подтверждающий отвагу и любовь истинного пастыря. Однажды местечко Гиолеми подверглось бомбардировке. О. Венедикт, недолго думая, взял Честные Дары и отправился к месту налета. Там он нашел шесть трупов и четырех раненых. Остальные солдаты разбежались. Тогда о. Венедикт взвалил на плечи наиболее тяжело раненного и доставил его в пункт первой медицинской помощи. И сразу же ушел за следующим раненым, пока не перенес всех четырех в медпункт. В пятый раз священник отправился к месту бомбежки, чтобы предать земле тела погибших. Когда он вернулся к пункту, оказалось, что там нет ни врачей, ни медикаментов. Тогда о. Венедикт разорвал на бинты свою сорочку и перевязал раны, чтобы хотя бы остановить кровь. Затем исповедал и причастил спасенных.

http://pravoslavie.ru/118838.html

О. Венедикт на стройке О. Венедикта в то время каждый день поджидала угроза физической расправы, и поэтому его помощники и духовные чада сопровождали его везде. Однажды поздним вечером, возвращаясь домой вместе с двумя помощниками, о. Венедикт дошел до одного моста. На перекрестке о. Венедикт остановился: – Ребята, подождите-ка! О. Венедикт свернул с пути на кружную дорогу. – Батюшка, ведь это так далеко от нашего дома. А мы так устали, очень хочется наконец отдохнуть. – Завтра узнаете, почему идем по этой дороге. На следующий день к о. Венедикту пришла незнакомая женщина, которая рассказала следующее: ее брат-коммунист, запасшись ножом и пистолетом, решил убить о. Венедикта и с это целью спрятался под мостом, однако, не дождавшись своей жертвы, ушел домой. Отобедав с сестрой, он решил напасть на священника в 4:00, когда о. Венедикт должен был идти в храм. Однако у потенциального убийцы тем же вечером началась какая-то непонятная боль в ноге, которая так усилилась к 4:00, что стала нестерпимой, а к полудню несчастный умер. В страшной агонии он рассказал о своих планах сестре, которая также была коммунисткой. Потрясенная, она и поспешила к о. Венедикту, чтоб рассказать о происшедшем чуде. Воскрешение из мертвых Однажды о. Венедикт сказал своему помощнику: – Или я, или ты получим телеграмму. Мелпомени, моя благодетельница из Патр, больна и хочет, чтобы я ее причастил в последний раз. Будь готов, как только получим телеграмму, помчаться в Патры. Душа Мелпомени вернулась. Она слабо приоткрыла рот и приняла Честные Дары Действительно, телеграмма пришла, и о. Венедикт помчался в Патры в одиночку, т. к. помощник замешкал. Войдя в дом Мелпомени, он наткнулся на спускающегося с Чашей иеродиакона, который пришел причастить старицу. – Причастил? – спросил о. Венедикт. – Не успел, отче, – она скончалась. – Иди со мной, – сказал о. Венедикт. Дом был полон благочестивых христиан. О. Венедикт приказал всем стать на колени и сотворить молитву. Сам он также встал на колени, помолился, а затем, положив руку на лоб умершей, громко стал звать:

http://pravoslavie.ru/118838.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010