Церковь небольшая, византийского стиля, не представляет в архитектуре своей ничего замечательного. Новая штукатурка изнутри и снаружи закрыла собою всё, что могло уцелеть от времён древних. Впереди её есть открытый притвор с навесом, утверждающимся частью на стенах, частью на мраморных колоннах, существование которых одно уже говорит о значительной древности здания. В глубине сего притвора, на западной стене самой церкви, по обеим сторонам входной двери сохранились остатки фресковых (не в собственном смысле) изображений, пощажённых штукатурщиком, не весь какими судьбами. Видятся во весь рост фигуры царственных лиц, полагать можно ктиторов или особенных благодетелей обители. По правую (южную) сторону изображён мужчина лет 30 с красивым лицом, в царском – на византийский образец – одеянии, в короне наподобие архиерейской митры, и с сиянием в круг головы, как у нас принято писать Святых. В правой руке изображённый держит длинный крест с двумя перекладинами. По обеим сторонам головы видится трёхстрочная, хорошо различаемая, надпись слева: Въ Ха (Христа) Ба (Бога) верень крал Марко. Справа, к сожалению, уцелел только слог: ка.. Во всём подобное изображение существует и с северной стороны дверей, только там видится фигура старика. Надпись при нём совершенно стёрлась. И так, вот он сам превоспетый «кралевич» как бы приветствует нас, в качестве хозяина места, стоя в царском убранстве и в апофеозе святости! Конечно, верить изображению нельзя, не зная какого оно времени, но всё же взгляд на посмертную славу Марка старых Сербов замечателен. Не скупились тогда, конечно, на титулы и на ублажения сильным земли, и ореол святости усвоивался всем венценосцам, так сказать, по праву, отчего он мог достаться и Марку – «верному во Христа Бога кралю». Но не осталось ли в народе предания о его богоугодной напоследок дней жизни, на что мы уже и сделали намёк выше? Больше нечего было осматривать. Ещё вчера нам было сказано, что ни старых икон, ни старых книг, ни каких бы то ни было остатков глубокой древности, никто не знает и не слыхивал в монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Письмо 15. Одному сербскому патриоту, утверждающему, что важнее быть честным сербом, а вера – дело второстепенное И я говорю: достаточно быть хорошим сербом, следуя примеру лучших и славнейших сербов, стоящих в ряду выдающихся людей всего мира последнего тысячелетия. Однако не решаюсь сказать, как ты, что вера – дело второстепенное. Ибо все сербы сочли бы меня лжецом. Ты хороший серб, если имеешь милостивую душу короля Владимира 34 , твердость Немани 35 , христолюбие святого Саввы, ревность царя Милутина 36 , кротость Стефана Дечанского 37 , смирение царя Уроша 38 , жертвенность князя Лазаря 39 , мужество Бана Страхини 40 , правдолюбие Марко Кралевича 41 , сердце матери братьев Юговичей 42 , верность и доброту княгини Милицы 43 , сострадание девицы косовской 44 , терпение раба плененного, прозорливость слепых гусляров, мудрость сербских монахов и священников, стыдливость простых девушек, вдохновенность народных певцов, талантливость народных ремесленников, утонченность и терпение ткачих и кружевниц, точность народных сказителей, умеренность и сдержанность сербских крестьян, сияние и свет Крестных Слав 45 сербских. Но разве все это не от веры? Воистину, основание и корень всему, что мною перечислено, – вера Христова. Если нет в тебе ни одной из добродетелей твоих славных предков – а ты сербом называешься, – подобен ты пустой витрине с вывеской известной фирмы. А этого, думаю, не желаем ни ты себе, ни я тебе. Сказать кому-нибудь: «Будь хорошим сербом, а вера – дело второстепенное» – то же самое, что сказать овце: главное, будь откормлена, а пастбище – дело второстепенное! Никто не сможет быть хорошим сербом, если прежде всего не будет хорошим человеком. В мире не было и нет иной силы, которая могла бы сделать человека совершенным, кроме веры Христовой. Потому не желай сербства без духовного содержания. Да не будет тебе человек без ума наставником, ни серб без веры сотрудником. Этого тебе желаю и тебя приветствую. 34 Иоанн-Владимир, мученик († 1015; память 22 мая/4 июня), король Зетский, правивший с 970 года. (Зета – позднее Черногория. После завоевания в 960 году Сербии Византией сербская знать бежала на запад, в Зету, и здесь в конце X века возник новый центр сербской государственности – Сербская Зетская держава.) Иоанн-Владимир прославился как мудрый и мужественный, кроткий и милосердный, целомудренный и благочестивый правитель; как усердный молитвенник, устроитель и благотворитель монастырей и храмов. Погиб мученической смертью от рук заговорщиков: ему усекли главу. Был погребен близ города Элбасаны (Албания) в монастыре Шен Иони («Святой Иоанн»). Здесь, на месте его упокоения, было явлено множество чудес и были обретены нетленными его святые мощи. Ныне они покоятся в столице Албании Тиране, ибо в 60-х годах ХХ века обитель была уничтожена богоборческим режимом диктатора Энвера Ходжи (1948–1985).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В Савином монастыре в г. Герцег-Нови св. Петр (в присутствии русского посла Степана Санковского, генерала графа Ивелича и командира отряда русских судов) освятил новые флаги бокезских городов. Весной 1806г. Сенявин с моря, а Петр I с суши заперли французов в Дубровнике. 25 мая и 5 июня русские и черногорцы одержали победы над наполеоновскими войсками у этого города. В сентябре 1806г. соединенные отряды русских (под командованием генерала Попандопуло) и черногорцев (под предводительством владыки) разбили маршала Мармона (которому помогал боснийский визирь). Был взят в плен французский генерал Бове. 26-27 ноября 1806 года адмирал Сенявин захватил остров Корчулу. В этом сражении особо отличился брат митрополита Савва, награжденный русским орденом Св. Георгия 4 степени. Самому Петру I император Александр I пожаловал белый клобук с алмазным крестом. Совместные успехи русского и черногорского оружия позволяли осуществить давнюю мечту св. Петра о создании под протекторатом России Славяно-Сербского государства с центром в Дубровнике. С этим предложением он обратился в 1806г. к русскому царю. Но поражение русских войск под Фридландом 2 июня 1807г. привело к Тильзитскому миру, по которому Александр I уступил Боку Которскую Наполеону. Черногорцы остались один на один в своей борьбе с французами. В 1808г. маршал Мармон отнял духовную власть над православными Боки у Петра I и передал ее своему ставленнику Бенедикту Кралевичу. В августе 1808г. 10 тысяч французов под командованием генерала Клоузера предприняли экспедицию в горы, но были разбиты черногорцами. (Этим событиям посвятил свое стихотворение " Бонапарт и черногорцы " А.С. Пушкин). В 1812г. черногорцы одержали победу при Скадаре над союзниками французов - турками. А в сентябре - октябре 1813г. Петр I с помощью английского флота овладел всей Бокой. 27 декабря 1813г. генерал Готье сдал последний оплот французов - Котор. На скупщине в бокезском селении Доброта было принято решение о присоединении Приморья к Черногории. В 1814г.

http://pravicon.com/info-3208

К сему бо имеяше велию веру и к святым страстотрьпцем Борису и Глебу и всегда память их честно творяще. Бе же тогда некто муж, стареишина земли Ижрьскиа, именем 243 Пелгусии, наречено же бысть имя ему в святем крещении Филипп. Сей же бысть муж разумен и благочестив, и сему поручена бысть стража утреничная морьская. Оному же стрегущу обоя пути и всю нощ без сна пребысть, стражбу свою деющи. И егда же въсходящу солнцу, услыша шум страшен по морю и виде насад гребущ, в немже стояща святии страстотрьпци Борис и Глеб во одежах чрьвленах, рукы свои на рамех дръжаща. Гребци же седяще, акы мьглою одеяни. И рече блаженный Борис: «Брате Глебе, повели грести, да поможем сроднику своему Александру». Пелгусии же, видев таковое видение и слыша глас от святою мученику, и зело трепетен стояше. И отиде насад от очию его. Он же иде скоро, поведа сиа великому князю Александру. Князь же великии рече ему: «Не повежд сиа никому же, дóндеже узриве славу Божию». И бысть час шестыи дне, съшедшимся обоим плъком и бившимся крепко на многи часы. Никогда же бо бывала такова брань князем Русским прежде сих, яко и за рукы емлющеся сечяхуся. Пролиася кровь, яко тучя дождевная и паде множьство трупиа от обоих. И уже бяше вечеру сущу, призре Господь милостивным си оком на род христианьскии и поможе великому князю Александру, изби множство безчислено от Римлян, яко и самому кралеви възложи печять на лице копием своим. В полку же тогда великого князя Александра явишяся шесть муж храбрых, крепко мужъствовавше по своем князи. Гаврил Олексин, Збыслав Якупов, Яков Полочянин, Миша Новъгородець, Сава и некто от слуг Александровых, именем Ратмир. Сии убо мнозех от Римлян нарочитых убишя, инех же руками яшя и многы корабля разбишя и доехав кралев шатер, великии, златоврьхии, и стлъп его подсекошя. Видевше ж Римляне падение шатра, зело възметошяся и въскоре побегошя. Бысть же в то время чюдо дивно, якоже 244 при Езекеи цари, егда прииде Сенахирим, Асириискии царь, хотя пленити святый град Иеросалим, и внезапу Ангел Господень изби от плъку Асирииска 185000.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Здесь, в Банске, благочестивый краль вознамерился создать вновь кафедральный храм св. апостола и архидиакона Стефана, который он предназначил для своего погребения. Храм этот, изумлявший современников красотою форм и массами золота, был создан по проекту и под смотрением преподобного Даниила. Завершив наконец постройку храма христианским делом примирения братьев, св. Даниил неотступно стал проситься в свое уединение на Афон. Краль пробовал упрашивать его остаться в отечестве, но все было тщетно - преподобный на этот раз не уступил никаким просьбам и ушел снова на Святую Гору, в Хиландарь, где предался прежним своим иноческим подвигам, с прежней неподражаемой ревностью о молитве, поучении в Божественном Писании, о бдении и посте, - заботясь единственно о спасении души. Но и еще раз Бог помог ему быть миротворцем: по просьбе страдальца, кралевича Стефана, он принимал живое участие в примирении отца с сыном. У краля Уроша (Милютина) был от первой жены сын Стефан, который по достижении совершеннолетия вступив в брак с Марией, дочерью князя болгарского, получил от отца в управление Зетскую землю. Ласковый, добрый, кроткий, щедрый к бедности он располагал каждого любить его искренне. Мачеха, гречанка (дочь византийского императора Андроника), желавшая предоставить престол сыну своему Константину, с женскими ласками внушала супругу кралю, что сын Стефан замышляет недоброе на отца, но этого мало, она, наконец, со слезами говорила, будто Стефан покушался даже на ее супружескую чистоту.    Стефана предупреждали о кознях против него, с коварной целью возбудить его ненависть к отцу. На несчастие некоторые областные начальники, негодовавшие на замыслы хитрой гречанки, высказали непокорность кралю. Недоброжелатели поспешили выставить это пред кралем-отцом как дело, не чуждое замыслов сына. Краль Урош явился с войском в Зету и усмирил мятеж. Сын, обвиняемый приверженцами мачехи в участии с мятежниками, замедлил явиться к отцу по его требованию, чем усилил подозрение отца против него. Когда явился он с полной сыновней покорностью, отец сперва принял его ласково, как и обещал, но потом партия мачехи до того расстроила доброго отца, что он, не выслушав возражений сына против обвинений, повелел ослепить его в г. Скопле и отослать его с детьми к тестю, императору греческому, в заточение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

218 Собственное имя города мы читаем наугад. Написано: воло5ъ. Такого места не отыскивается на имеющихся под рукою картах. Других всех местоположение известно. Сомнительно, чтоб Кратово был епископальный город. Сосипатр, может быть, только проживал там временно или на покое. 219 Отыскались, таким образом, имена четырёх Игуменов монастыря: Серафим – 1548 года. Вениамин – 1617 г. Иоаким – 1627 г. Савва – 1637г. 220 Да найдёт себе извинение этот быстрый переход от «берёзовой каши» к «Димиургу». Никогда воображение не стремилось с такою страстью в область поэзии и мифологии, как в счастливое, но вместе и тяжёлое, время берёзовой ферулы. 221 Любопытен отзыв о Марке Кралевиче историка Раича: «Аще ли за истину почтется, еже о нем в простых песнех поется, обретаем его бытии продерзливым насильником и подлым пияницом, кроме прочих безстудий» (кн. VII. гл. 14. § 13). 222 Видимо в переиначении имени водились чисто капризом. Звук е или после л должен был слышаться греческому уху как ε, а вовсе не как α, чтобы из пралепа вышел прилап. Чтобы дело могло случиться наоборот, т.е. чтобы Славяне из древнейшего греческого πρλαπον сделали, по своему усмотрению, прилеп, это крайне невероятно. Ученый автор: Les Turques etc. недовольный ненаходчивостью Византийцев, придумал городу имя Периллам (Περ-λλαπον), которому, конечно, рукоплещут Афины и Византия. Право, после это кажется уже Бог простит отыскать в имени и русские перила, а ещё удачнее считать его перифразом выражения, столько подходящего к условиям времени и места: бери в лапы. 224 Мы не иронизируем. По понятиям тех времен, он имел право умертвить пленников. Ослепление тогда считалось простым наказанием или даже административною мерою. 227 Error – погрешность, которую знаменовала наведённая учителем под местом ошибки чёрточка. Сумма таких чёрточек выставлялась учителем в конце задачи и определяла собою «похвалу», а при переходе в две цифры, нередко и диверсию к «порогу». 229 Греки не уступают этого слова Латинам, производя его от глагола: κμπτω, тогда как Латины своё: camera не имеют из чего вывести.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

– Дело поначалу представлялось как бы прямо не возможным. Громадная твердыня стояла как бы отвесно над монастырём, и голова кружилась при взгляде на выспреннюю крепость, где предстояло быть нам. Нас вывели в верхнюю калитку за монастырь на северный скат горы, до того крутой, что, оступившись раз, можно было далеко неудержимо катиться кубарем к низу, пока какой-нибудь роковой удар о встречный камень не положит предела и движению, и дыханию. Под такими страшливыми мыслями мы начали свой подъём. Сперва дорога, виляя туда-сюда, давала нам возможность выбирать, куда ступить покрепче и понадёжнее. Монастырские батожки держали тела на равновесе. Приходилось шагать под углом 45° и больше сего. Потом дорожка разбежалась во все стороны. Вместо неё торчали одни каменные глыбы. Приходилось карабкаться, хватаясь за скользкий гранит всем, чем попало. Батожок не помогал более, и положительно мешал рукам. Через каждые 5 минут нужно было давать себе передышку, я старался не смотреть ни вперёд, ни назад от страха, чтоб не закружилась голова. Наконец мы оперлись в стену, перегораживавшую дорогу, но развалившуюся на столько, что ни в каких воротах не оказывалась нужда. Их и следа, впрочем, не видно было с этой стороны, так что мог бы на досуге возникнуть вопрос, откуда же люди входили в крепость в былые времена, если верить проводнику, что другого доступа к Маркову замку нет, как только от монастыря. Стена кладена из кирпича и природного камня, и идёт в несколько рядов по косогору, представляя своеобразное, величественное и вместе страшащее зрелище. Поднимаемся ещё выше, и оканчиваем восход свой у одной башни с узкими окошечками. Куда ни посмотришь, всюду видишь одно и то же. Всё растрескалось, пошатнулось, облупилось, исказилось. Нам показывают разные ямины в стенах башни, в коих часто находят целые горсти ячменя и других хлебных зёрен. Это – остатки того корма, который приносит и даёт каждую ночь своему любимому коню, обитающий в замке Марко Кралевич. В тех дырах стенных, которые можно было ощупать рукой и осмотреть глазом, на тот раз, впрочем, не оказалось ни одного зёрнышка.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Но и еще раз Бог помог ему быть миротворцем: по просьбе страдальца, кралевича Стефана, он принимал живое участие в примирении отца с сыном. У краля Уроша (Милютина) был от первой жены сын Стефан, который по достижении совершеннолетия вступив в брак с Марией, дочерью князя болгарского, получил от отца в управление Зетскую землю. Ласковый, добрый, кроткий, щедрый к бедности он располагал каждого любить его искренне. Мачеха, гречанка (дочь византийского императора Андроника), желавшая предоставить престол сыну своему Константину, с женскими ласками внушала супругу кралю, что сын Стефан замышляет недоброе на отца, но этого мало, она, наконец, со слезами говорила, будто Стефан покушался даже на ее супружескую чистоту. Стефана предупреждали о кознях против него, с коварной целью возбудить его ненависть к отцу. На несчастие некоторые областные начальники, негодовавшие на замыслы хитрой гречанки, высказали непокорность кралю. Недоброжелатели поспешили выставить это пред кралем-отцом как дело, не чуждое замыслов сына. Краль Урош явился с войском в Зету и усмирил мятеж. Сын, обвиняемый приверженцами мачехи в участии с мятежниками, замедлил явиться к отцу по его требованию, чем усилил подозрение отца против него. Когда явился он с полной сыновней покорностью, отец сперва принял его ласково, как и обещал, но потом партия мачехи до того расстроила доброго отца, что он, не выслушав возражений сына против обвинений, повелел ослепить его в г. Скопле и отослать его с детьми к тестю, императору греческому, в На дороге в Овчеполе, где храм святителя Николая, явился ему Святитель и сказал: – Не теряй духа: вот очи твои на моей длани, – и показал ему глаза. Это видение утешило страдальца и облегчило боль страшной экзекуции. Когда прибыл страдалец в Царьград, то заперт был во дворце со строгим приказанием не допускать никого до него. Потом заключили его в монастырь Вседержителя под строгий надзор. В то время хитрый сторонник запада Варлаам тревожил Царьград своими схоластическими спорами о свете фаворском.

http://isihazm.ru/?id=1833

О Симеоне или Синиссе (Синише – по Раичу) нет у него и помину при этом. Как согласить эту разность, не знаем. Разве предположить, что знаменитый «Romaniae, Sclavoniae et Albaniae imperator», смотря вдаль и вширь, просмотрел стоявшего обруку с ним брата, как по всему видно, крепко помнившего, что он не только кралевич, но еще и Палеолог, и чтобы дать безопасный исход его силам и помыслам, заместил им Николая Жупана или, точнее – Прялупа, которому достались Жупановы владения. Со странным именем этого Фессалийского наместника мы не знаем, как поступить. Славянин Раич читает его: Прилап. Кантакузин слышит в нем: Преалимбос, ему следует и «Хронография Эпира». По Лаонику, имя произносится: Πριαλοπις и Πριαλοπας, т. е. Прялуп. Мы предпочитаем следовать весьма точному писателю Кантакузину, слышавшему в конце слова звук славянский б ( μπ), и соединяя его с Лаониковым ου, ищем в нем корня: любить, а не лупить. Во всяком случае, если Прелюб отзывается натяжкой, то все же лучше заменить его Прелепом, чем Прялупом или Прилапом. 156 Lebeau (т. XX, стр. 363) называет ее Марией, и утверждает, что из-за нее вышла у Никифора война с Албанцами, будто-бы огорченными тем, что он поступил с нею так несправедливо и жестоко. 157 «Хронография» зовет ее Ангеликой, честя ее «женщиной благочестивой и благороднейшей, достолюбимой и народожеланной». Хлапена она считает сербом, женившимся не на дочери, а на вдове Преалимба, Фому же, сына сего последнего, называет вследствие сего: πργονος το Χλαπνου, разумея, очевидно, под этим «пасынка». По-видимому, этого самого Клапена дочь Елена была замужем за Марком Кралевичем. Кантакузин называет его даже родственником Душана, которому он изменил раз, передавшись императору. 158 Странно, что Дюканж любовника Деспины называет Иником Давало, испанцем родом, и заставляет ее выйти замуж не за него, а за владетеля острова Кефалонии из фамилии Токков, хотя тоже утверждает, что любовник имел влияние на все дела правления, и был ненавидим всеми, кроме любившей его.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

— А потом время гонений на Церковь со стороны безбожной власти… — Да. Вот с какими муками все движется вперед! Ни одна крайность не хороша. В то материалистическое время, хочешь не хочешь, ты должен был изучать марксизм и в начальной, и в средней школе, и в университете, и уж не будем говорить, какое отношение было к Церкви. Дошло до крайности, до самого предела. И сейчас люди, не скажу, что назло, но по сути вещей, бросились в другую сторону. Мы не смели и сказать, что мы верующие, а сейчас возьмем и скажем, что мы верующие! Разумеется, у нас, у нашего народа, в то время, и турецкое, и австрийское, народ все меньше и меньше знал свою веру. Несравнимо больше, чем мы, знали и католики, и мусульмане. Планка падала все ниже и ниже. Священники и те не были вполне подготовлены… И затем дошло до того, когда пришла свобода, что человек пошел в том направлении. Народ наш мало что знает о своей действительной вере. Вот сейчас Рождество, люди знают, что в домах будет немного соломы, будет кусок бадняка, может, будет и чесница и… еда и питье. А что это на самом деле, мало кто знает. Значит, это все не назло, хотя у нас много чего назло делается. Давайте немного пошутим и вспомним, как спросили Марко Кралевича: «А ради чего бы ты, Марко, потурчился?» А он: «А ни ради чего, разве что назло!» Так молодые люди в поисках сути и видя ту односторонность материалистическую, сейчас дошли до того, что свободно объявляют, что и они верующие. А о вере в основном мало что знают. И по этому можно видеть, что означает эта односторонность. Как бы это выглядело, когда бы мы сказали: не надо беспокоиться о теле, о царстве земном, но только о душе и о Царствии Небесном?! Это точно так же была бы односторонность. Этого мы должны беречься. Человек — это и тело, но и душа. Человек, он и земной, и небесный. — И само это столь значительное количество людей, объявивших себя верующими, говорит о многом, — констатирую я и спрашиваю Его Святейшество: — Каковы Ваши практические советы тем, кто тянется к духовному возрастанию, но кому тяжело приспосабливаться к этому миру, полному всяческих искушений?

http://pravmir.ru/patriarx-serbskij-pave...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010