Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОФЕЙ [серб. Jepomej] (Мутибарич Игнатий; 1799, Бегеч, близ Нови-Сада, Сербия - 1858, Сремски-Карловци, там же), еп. Далматинский в 1843-1853 гг. Получил богословское и философское образование. 7 февр. 1824 г. в мон-ре Раковац был пострижен в монашество митр. Карловацким Стефаном (Стратимировичем) . Считался одним из лучших знатоков т. н. карловацкого пения. Преподавал пение в церковных школах в городах Вршац и Сремски-Карловци. 30 дек. 1832 г. возведен в сан архимандрита в монастыре Гргетег. В 1843 г. И. был избран на кафедру Далматинской епархии , после того как в 1836 г. под давлением светской власти еп. Пантелеимон (Живкович) был отстранен от архипастырского служения. Хиротония во епископа состоялась 25 окт. 1843 г. в Сремски-Карловци, интронизация - 19 дек. в г. Задар. Пытался создать епархиальную консисторию, но столкнулся с противодействием властей. Заботился о повышении уровня образования духовенства, добился увеличения (с 25 до 50) обучавшихся за счет гос-ва числа клириков, на личные средства основал учебный фонд для девочек. Весной 1844 г. объехал епархию, и в результате его проповеди в Дрнише 256 униатов вернулись в православие. В нач. 1853 г., подобно своему предшественнику, по указанию властей был снят с кафедры, 16 марта на нее был утвержден архим. Стефан (Кнежевич) . Похоронен в монастыре Гргетег. Соч.: Слово. Нови Сад, 1843. Лит.: А. Српско народно црквено njehuje//Календар Српске правосл. enapxuje Бачке за 1944 г. Нови Сад, 1944. С. 94; Српски jepapcu. С. 219-220; Д. Jepomej и карловачко Нови Сад, 1988; Никодим (Милаш), еп. Дела. Београд, 20042. 4: Православна Дaлмaцuja. С. 570-572. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик ВЕНЕДИКТ (Кралевич, наст. фамилия Пачавура (серб. по др. данным, Полизович; 1765, по др. данным, 1767 - 1862), еп. Далматинский

http://pravenc.ru/text/293764.html

1983. Год 15. 1/3. С. 1-16; Фuлocoфuja и мистика//Там же. С. 16-25; Марксистичко и peлuruje и фuлocoфuje//Там же. С. 131-144; и као чувар и бранилац же. 1984. 16. 1/2. С. 69-79; Исус Христос jeдuhu света у православной мисли данас//Там же. С. 49-68; као човека//Там же. 3/4. С. 163-173; Nampoлoruja. Приручник за студенте. Београд, 1984. Св. 2: Источници и писци IV и V од Hukeje до Халкидона, 325-451; Сусрет схоластике и исихазма код Нила Кавасиле//Теолошки погледи. 1985. 17. 4. С. 201-212; Летопис манастира 1985; Ohaj koju jecme - живи и истинити Бог Светог Гpuropuja Паламе//Теолошки погледи. 1985. Год 17. 1/3. С. 95-119; Од Косова до Jaдobha: Путни записи. Београд, 1987; Задужбине Косова: Споменици и српског народа/Уред. А. J. Призрен; Београд, 1987; за Христом. Београд, 1989: и патристика//Теолошки погледи. 1989. Год 21. 1/2. С. 41-52; срба на Косову и Memoxuju од 1941 до 1990. Приштина, 1990; Духовност Београд, 1990; Света Ucmopuja и эcxamoлoruja//Теолошки погледи. 1990. Год 22. 1/3. С. 97-107; На путевима Отаца. 2. Београд, 1991; личности у ucmopuju//Теолошки погледи. 1991. Год 23. 1/4. С. 19-33; Свети Сава и Косовски Завет. Београд, 1992; Српска Црква у другом светском рату. Београд, 1992; Le royaume céleste dans le destin historique du peuple Serbe//Russie: Mille ans de vie chrétienne. Chambésy, 1993. P. 197-204; L " infinito cammino: Umanazione di Dio e deificazione dell " uomo. Sotto il Monte, 1996; Знак препоречни: Разговори у времена смутна. Београд, 1994; Etudes hésyhastes. Lausanne, 1995. (La lumière du Thabor); Српски Православни буквар. Београд, 1997; Распета Херцеговина/Приредио Велибор В. 1997. Пер.: Makabejcke. 1996. На рус. яз.: Учение о Пресв. Богородице у св. Иоанна Дамаскина//Правосл. мысль. П., 1971. Вып. 14. С. 40-61; Человек полагает, а Бог располагает//Беседа. Л.; П., 1984. С. 217-221; Покаяние, исповедь и пост. Фрязино, 1995; Новое слово о покаянии, исповеди и посте. М., 1996; Православный экуменизм//Церковь и время. М., 1998. 4 (7). С. 63-74. Лит.: [Предисловие]// Amahacuje. Знак препоречни: Разговори у времена смутна. Београд, 1994. С. 9; 1991. 582. 15 jyh; Светигора: Образник веры, культуры и воспитания. 1994. 1. С. 100; Orthodoxia. 1999-2000. P. 183. И. А. Чарота Рубрики: Ключевые слова: ГЕРАСИМ (Петранович; 1820 - 1906), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель ВЕНЕДИКТ (Кралевич, наст. фамилия Пачавура (серб. по др. данным, Полизович; 1765, по др. данным, 1767 - 1862), еп. Далматинский

http://pravenc.ru/text/76888.html

Секретарь посольства предложил просителю 2) обратиться с просьбой об Антиминсе и о проч. к архиепископу Венеции Венедикту Кралевичу, который присоединил Сент-Альбана к Восточной Православной Церкви. Последний отвечал: больше трудностей и меньше пользы – находиться под духовным управлением архиепископа Венеции, или какого-нибудь Восточного Патриарха. Русская Церковь находится в цветущем состоянии, а другая Православные местные Церкви ищут в Ней помощи и защиты, и одна Русская Церковь имеет в Париже свою капеллу и священников, что совершенно необходимо для руководства и примера устраняющейся Православной Церкви в Париже. Секретарь посольства продолжал: 3) наше духовное правительство не имеет обыкновения вмешиваться в дела чужих стран. Сент-Альбан отвечал: мое дело законное и не тайное; я имею на устроение моей церкви позволение префекта полиции, министра внутренних и министра иностранных дел, которые изъявили свое согласие с особенным удовольствием, желая выиграть расположение французов за свою веротерпимость. Вот ответ Сент-Альбана, который в заключение просил наше посольство не оставить его своей рекомендацией и объявил, что он посылает вторую просьбу к Г. Обер-Прокурору. Сколько мне известно положение дел нового Православного общества, оно состоит более, нежели из 50 членов – все благородных фамилий, 3, кажется, графов, 2 баронов, которые имеют силу в Палате Депутатов; кроме Французов, к Православному Парижскому обществу принадлежит один поляк, – полковник Какушки, и недавно приобретенное семейство евреев. Сент-Альбан принес с собой в нашу Церковь ревность римской пропаганды, которая с помощью Божией увенчается успехом; теперь готовы к нему присоединиться два римско-католических священника: один церкви Св. Магдалины Gietry, другой церкви Вознесения René, и еще один пастор лютеранский. Проповедник замечает у французов расположение к Православию и надеется приобрести множество членов; существующие собираются каждое Воскресенье в капеллу (Rue Montaigne 32), где слушают от Сент-Альбана изложение Православного вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Русск. Вестника» за 1872 год). Из лиц же, близко знавших дело, Геронтий, исчисляя места, посещенные Павлом и Алимпием, совсем не упоминает о Венеции, а о. Онуфрий положительно утверждает, что в Венеции Павел и Алимпий не были в 1845 году и никаких сношений с Венедиктом Кралевичем не имели; кроме того, о. Филорет в своих заметках говорит, что первый раз Алимпий был в Венеции в 1861 году, вместе с Филоретом и о. Сергием. 338 «Записки» о. Онуфрия. Сведения об Иерониме, разумеется, не вполне верные, сообщаются еще в раскольнической рукописи: «Краткое описание об австрийских христианах» (Рукоп. М. Д. Академии). Здесь изложенные сейчас обстоятельства из жизни Иеронима передаются так: «Иероним, природный бывший московский купец, поступил в Воскресенский монастырь, именуемый Новый Иерусалим, где и был пострижен в иночество и поставлен по степеням духовным в священноинока в Москве от митрополита Филарета. По случаю был из Одессы архимандрит в Новом Иерусалиме и убедил его ехать с ним в Одессу в монастырь. И по прибытии в Одессу, познакомились наши (и) христиане с ним, через разговоры о вере убедили его поступить в наше (и) православие», и т. д. 339 Записка эта сохранилась в «Белокр. арх.» Она выдана Иерониму в 1841 году, декабря 4-го дня, и подписана братским духовником иеромонахом Клеопой. 340 Он подписывался иногда двумя фамилиями: Булгакова и Звягинцева. Ниже сообщаемые сведения о нем заимствуются из собственного его письма в Белую-Криницу, к Сергию и Филарету, писанного в 1862 году («Белокр. арх.»), также из «Записок» о. Онуфрия. 341 В упомянутом письме 1862 г., он говорит о себе, что в «… древлеправославной вере в сане пресвитера состоит сорок лет»: следовательно, из православной в глаголемую «древлеправославную» веру он перешел именно в 1822 году. 342 Первый, таким образом принятый лужковцами поп (Иоанн), за полным отсутствием у них священного лица, вопреки всем правилам, был принят в сущем его сане мирянами, перед которыми произносил проклятие ересей, или, вернее, сам был и приходящий, и приемлющий от ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Часть далматинского священства не признала его хиротонию и по-прежнему подчинялась митрополиту Дабро-Босанскому, а сербы Боки-Которска - митрополиту Черногорскому. Сначала резиденция еп. Никодима находилась в мон-ре Крка и он именовался «епископ Кркский». Он заботился о благолепии богослужения, возобновил в 1694 г. мон-рь Драгович, перенес кафедру в Шибеник. Много внимания уделял защите православных от навязывания им унии, но был вынужден уйти на Св. Гору, чтобы избежать подчинения католич. епископу Сплита. В 1707 г. вернулся на кафедру и вскоре умер, а епархия на долгое время осталась без епископа. Патриарх Печский Моисей (Райович ; 1712-1725) во время посещения Далмации призывал сербов к противостоянию угрозам правосл. вере ( В. Изабрана дjeлa. Capajebo, 1982. Т. 1. С. 27). Активные защитники Православия подвергались арестам. Неск. месяцев провел в тюрьме свящ. Симеон Кончаревич, к-рый в 1750 г. на Церковно-народном Соборе в далматинском Косове, несмотря на запрет венецианских властей, был избран епископом Далматинским. В 1753 г. власти изгнали его с кафедры. 4 года он жил в дер. Попина (совр. Велика-Попина) обл. Лика и управлял епархией через архим. Никанора (Раевича). Когда он понял, что не сможет вернуться на кафедру, уехал в Россию, чтобы известить рус. царя о тяжелом положении сербов в Далмации и просить его помощи. В 1762 г. пытался вернуться в епархию, но власти выслали его в Россию. Далмация официально получила первого правосл. епископа, когда попала под власть французов. В сент. 1808 г. по предложению ген.-проведитора В. Дандоло ген.-губернатор О. Мармон учредил правосл. епархию с центром в Шибенике. 26 марта 1810 г. имп. Наполеон утвердил избрание на кафедру еп. Венедикта (Кралевича) . Тогда же к епархии были присоединены Бока-Которска, Пула и Перой. 8 нояб. 1813 г., после передачи Далмации под власть Австрийской империи, еп. Венедикт перешел в юрисдикцию Карловацкой митрополии. Но 6 апр. 1819 г. в Вене он лично передал властям прошение о введении в Далмации унии и просьбу направить в открытую им в Шибенике семинарию учителей-униатов.

http://pravenc.ru/text/168664.html

Они скоро уехали отсюда через Вену и Варшаву в богоспасаемое отечество свое. II. Венеция. Судьба греческой православной селитвы в этом городе, типографическая деятельность ее и живопись Июнь, 3, четверток. Город Триэст, обозренный мною в 1842 году 248 , в этот раз нимало не занимал меня. В нем торговая суета та же, что и прежде. Здесь я нечаянно встретился с бывшим при нашей посольской церкви в Константинополе иеродиаконом Григорием, который в качестве переводчика сопровождал меня по Сирии и Палестине в 1843–1844гг. 249 . Он, одетый, как одеваются латинские патеры, узнал меня и зазвал к себе в дом, в котором дано ему даровое помещение как учителю детей хозяйских. Мы вспомнили былое и расстались приятельски. Счастливый был тот час, в который пароход помчал меня в Венецию. Быстро плывя туда по тихой поверхности Адриатического моря, он лихо доставил меня в этот любимый мною город. Здесь я остановился в известной мне гостиннице Луна, в которой и покойно, и сытно, и недорого. Три дня проведены были мною в Венеции. Что же я делал тут? Обозрел церковь св.евангелиста Марка и мозаическую живопись в нем, дворец дожа и картинные покои, великолепную площадь Марка и на ней льва, стоящего на колонне и от старости не могущего перевернуть тот лист Евангелия, на котором он держит свою лапу; видел разные церкви и монастыри, по вечерам катался в гондоле по главному каналу моря и любовался обрамливающими его красивыми домами вымерших богачей усопшей республики; молился Богу в греческой церкви и тут видел покоющегося архиерея Венедикта Кралевича, который на визитной карточке своей титуловался: Архиепископ Далматинский, Боке-Которский и Истринский, « оу nehsiй», т.е. получающий пенсию от австрийского правительства 250 ; отыскивал греческую типографию и книжную лавку и не нашел ни той, ни другой, так как они уже давненько не существуют. Не описываю этих занятий своих, потому что еще и еще придется мне побывать в художественной Венеции и потому что под перо мое напрашиваются другие малоизвестные предметы, как то: 1.Венеция в редкой книге нашего знаменитого путешественника Василия Барского, 2.греческая община в этом городе, 3.ее духовенство, 4.женский монастырь, 5.училища, 6.типографии и 7.живописцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

2. Епархия далматинско-истрийская. Со времени Наполеона I православная сербская церковь в Далмации была устроена как самостоятельная епархия и получила своего епископа. Указ Наполеона I об устройстве далматин­ской церкви вышел 19 сентября 1808 года. Австрийская империя, под власть которой перешла Далмация в 1814 году, признала самостоятельность православной серб­ской епархии и утвердила ее законом. Резиденции сербских епископов была в Шибенике до 1841 года, а тогда пе­ренесена из Шибеника в Задр (Zara), где и ныне на­ходится. Первым епископом сербским в Далмации был Венедикт Кралевич (род. в Македонии 1767 г., 1862 г.). Поставлен в далматинского епископа императорским ука­зом Наполеона I в марте 1810 г. В 1823 г. оказалась сует­ной попытка его ввести унию в Далмации, и он убежал в Венецию, откуда управлял епархией через своего намест­ника до 1829 г., когда вышел в отставку с пенсией и до самой смерти проживал в Венеции. Вторым епископом был Иосиф Раячич (род. 1784 г. в Хорватии, 1861 г. в Карловцах). Управлял далматинской епархией до 1834 г., когда перешел в вершецкую епархию. В 1842 г. назна­чен карловецким архиепископом и митрополитом, а в 1848 г. и патриархом. Третьим епископом был Пантелеймон Живкович (род. в Карловнах 1795 г., 1851 г.). Определен на кафедру далматинского епископа в 1835 г. и менее чем через год перемещен в епископа будимского. С 1836 до 1843 г. далматинская епархия не имела своего епи­скопа, а управлялась викариями карловецкого митрополита. В декабре 1843 г. епископом далматинским назначен Иерофей Мутибарич (род. в бачском округе 1799 г., 1858 г. в Карловцах). Управлял епархией до 1853 г. в этом году вступил в управление далматинской епархией Стефан Кнежевич (род. 1806 г., в Задре 28 января 1890 г.). Во время его тридцатисемилетнего управления упо­рядочены в далматинской епархии приходы и блогочиния (протопресвитериаты), учрежден епархиальный духовный суд, назначено добавочное жалованье приходскому духо­венству из государственного казначейства, преобразована старая клирикальная школа в нынешний „православни богословски завод у Задру“.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

66. По поводу «Записки о Венедикте Кралевиче» (1872г. Русский Вест. 67. Белая Криница при Амвросие (1872г. Русский Вестник, и 5). 68. Собеседование православных со старообрядцами 20-го апреля (1872г. Москов. Ведом. и 121). 69. Первое общее собрание членовъ-учредитедей Братства св. Петра митрополита (1872г. Там же, 70. Открытие Братства св. Петра митрополита (1872г. Там же, 71. Записка об учреждении и первоначальной деятельности Братства св. Петра м., читанная в общем собрании членов Братства 21 декабря 1872г., в день его торжественного открытия. (1873г. Душеполез. Чтение). 72. Кирилл Белокриницкий. Некролог (1873г. Москов. Ведом. 73. Годичный праздник в Братстве св. Петра митрополита (1873г. Там же, 74. Двадцать четыре Отчета по Братству св. Петра митрополита, читанные в день братского праздника 21 декабря в общих собраниях членов 1873–1896гг. (напечатаны частию в Душеполез. Чтении, большею же частию в Братском Слове, именно 1875, 1876, 1883–1897гг.). 75. История Белокриницкой иерархии. Т. 1-й. Москва 1874г. Тоже сочинение, с новым обширным предисловием (I–XXXII) и заключительными выводами (стр. 497–512), тогда же напечатано особою книгою, под заглавием: «Происхождение ныне существующей у старообрядцев, так называемой австрийской, или Белокриницкой иерархии» (представлено в качестве сочинения на получение докторской степени). 76. О причинах и последствиях первоначального отделения старообрядцев от православной церкви (1875г. Братское Слово). 77. Два примечательные свидетельства древности о перстосложении для крестного знамения (1875г. Там же). 78. Протопоп Аввакум, как вероучитель и законодатель раскола (1875г. Там же). 79. Заметка по поводу непрекращающихся старообрядческих упреков православным писателям за Соборное Деяние на еретика Мартина (1875г. Там же). 80. Летопись происходящих в расколе событий за семнадцать лет: 1875, 1876, 1883–1898. (Все напечатаны в Братском Слове; с 1886г. издавались и отдельными книжками). 81. Об актах большого московского собора 1667г. Речь читанная на акте в М.Д. Академии 1-го октября 1875г. (1876г. Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

335 «Предлож. московск. старообряд. обществу». Тот же план излагал и Алимпий в одном письме своем к крыловским родственикам: «Предстоит наперед обратиться к тем племенам словенским, обитающим около Черной Горы, кои прежде приняли веру от Свв. учителей Кирилла и Мефодия и на остров Корфу, где мощи Спиридона Тримифунтского; нужно видеть и остров Кипр; а главный предмет – на Белоглавый Ливан, т. е. в Ливанские горы, но даже и во все концы света, где только могли бы отыскать желаемый предмет». (Письмо от 27-го июня 1842). 336 Надеждин, на основании собранных им слухов, писал: «Черногорский владыка велел даже будто бы выгнать их (Павла и Алимпия) из своих владений с нечестию и с угрозой, что если они появятся опять, то им будут обрублены уши». («Сборник» Кельсиева ч. 1, стр. 108). Игумен Парфений также уверяет, что «… из Черногории они едва убрались живыми и спаслись бегством в другую сторону» (?). («Книга о Промысле», стр. 32). 337 Сведения об этом путешествии мы заимствовали из записок о. Онуфрия (рукоп.). Геронтий, в своем витиеватом «Памятнике», перечисляет те же места, посещенные на этот раз Павлом и Алимпием: «Пустилися в принадлежащий свой путь, первоначально в Моравию, начав любопытство свое от предгория Черной Горы, проехав Словению, иже возгласом сладковещанных своих глагол многие церкви обогати, таже в Сербию, иже во святых отца нашего Саввы архиепископа, сербской нивы делателя, зрети посевы его святых трудов». Есть известия, что Павел и Алимпий ездили тогда, кроме указанных мест, еще в Венецию к проживавшему там, бывшему далматинскому епископу Венедикту Кралевичу; но известия эти, сами по себе разноречивые и не подтверждаемые такими знающими дело свидетелями, как Геронтий, Онуфрий и др., не могут быть приняты с полным доверием. О сношениях раскольников с Венедиктом Кралевичем писал именно Надеждин. В «Русском Архиве» за 1872 год (стр. 441–444) напечатана доставленная в редакцию г-ном Мельниковым собственноручная записка Надеждина, которую он, как объяснено в примечании от редакции, писал в 1845 году для представления министру внутренних дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Ученики Павла прусского (Соврем. Лет. 18б8. 11). Иностранные газеты об иноке Павле (Современ. Лет. 1868. 11). Нечто о странниках (Соврем. Лет. 1868. 16). Русская старообрядческая литература за границей (Русский Вестник. 1868. 7, 8). Что делается у старообрядцев (Современ. Летоп. 1868. 33 и 46. 1870. 8, 9, 39, 40, 41). По вопросу о старообрядцах (Совр. Лет. 1868. 40). Современные известия об Аркадие Славском (Соврем. Лет. 1868. 42). О предположении учредить в Москве братство для содействия ослаблению раскола и воссоединению раскольников с православною церковию (Современ. Летоп. 1868. 14 и 15). Несколько слов о единоверии в ответ на возражения из Вятки (Соврем. Лет. 1869. 21). Учреждение архиерейской кафедры у турецких раскольников (Русск. Вестн. 1869. 5 и 6). Прошение ветковских старообрядцев о епископе (Душепол. Чтен. 1870. 1). Поездка священноинока Павла в северо-западный край (Соврем. Лет. 1870. L9 и 20). Летопись происходящих в расколе событий (Соврем. Лет. 1871. 4, 11, 14, 20, 21, 34, 36, 38, 40, 46, 47, 48; издана и отдельной книгой). По поводу записки о Венедикте Кралевиче (Русский Вестник 1872. 2). Летопись происходящих в расколе событий (Москов. Ведом. 1872. 93). Точные снимки с двух знаменитых памятников древности (Евангелия Мстиславова и Евангелия Юрьевского), представляющие свидетельство о правильном начертании достопокланяемого имени Христа Спасителя Иисус, с предварительными замечаниями по вопросу о имени Иисус (Изд. брат. св. Петра митроп. М. 1872). Деяние московского Собора 1654 г. по подлинному списку, с предисловием (Изд. брат. св. Петра митр. Μ. 1873). Записка об учреждении и первоначальной деятельности братства св. Петра митроп., читанная в общем собрании членов братства 21 декабря 1872 г. в день его торжественного открытия (Душен. Чтен. 1873, кн. 1) Отчет по братству св. Петра митроп. за 1873 (Душеп. Чтен. 1874, кн. 2). Происхождение ныне существующей у старообрядцев так называемой австрийской, или белокриницкой иерархии. М. 1874 г. (Сочинение на степень доктора богословия).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010