Польский период После заключения советско-польск. Рижского мирного договора с марта 1921 г. Жировицкий монастырь находился в составе Польши . Реквизированные польскими властями некоторые монастырские здания и часть земельных угодий отошли к сельскохозяйственной лесной школе. В 1920-х гг. польские власти предпринимали попытки передать монастырь католикам. Массовые протесты православного населения Зап. Белоруссии, организовавшего многолюдные крестные ходы в Жировицкий монастырь, сорвали планы его закрытия. Римо-католиками был захвачен и переоборудован под костел только Крестовоздвиженский храм. Немецкая оккупация С началом второй мировой войны в 1939 г. территория Зап. Белоруссии и Зап. Украины вошла в состав СССР, но с первых дней Великой Отечественной войны Жировицкий монастырь оказался на оккупированной территории. Немецкие воинские части и комендатура заняли территорию Жировицкого монастыря, расстреляв несколько монахов, но благодаря вмешательству архиеп. Пантелеимона (Рожновского) и еп. Брестского Венедикта (Бобковского) вскоре были выведены из монастыря. Явленская церковь, использовавшаяся фашистами в качестве склада боеприпасов, также была очищена и возвращена обители. Советский период В 1945 г. часть зданий обители занял сельскохозяйственный техникум. В том же году в Жировицком монастыре были открыты богословско-пастырские курсы, в 1947 г. преобразованные в Минскую духовную семинарию . В 1963 г. располагавшаяся в монастыре семинария была закрыта, начался новый этап притеснений братии, прекращен доступ паломников к источнику под алтарем Успенского собора, часть монастырских строений была занята под больницу. В 1989 году семинария была возрождена. Современный этап С 1992 года Жировицкий монастырь - ставропигия Белорусской Православной Церкви . Обитель включает в себя 5 действующих церквей, 4 жилых здания, хозяйственные постройки, а также монастырский пруд, сад, огород и пасеку. В монастыре подвизаются 32 человека монашествующей братии (по состоянию на 31 декабря 2006 года), в том числе – один епископ, три архимандрита, четыре игумена, пять иеромонахов, три иеродиакона, четыре монаха, три инока и девять послушников.

http://drevo-info.ru/articles/18076.html

Новогрудка и благочинный округа (19181937), клирик Гродненской епархии после провозглашения автокефалии Польской Православной Церкви (1925), митрофорный протоиерей (1935), овдовев, пострижен в монашество (26.3.1937), архимандрит (28.3.1937), настоятель Жировицкого монастыря (19371944), после присоединения восточной части Польской Республики к СССР воссоединился к МП (29.6.1940), епископ Брестский, викарий Гродненской епархии (30.3.1941), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Нижегородский Сергий (Страгородский) в Москве, вместе с митр. Пантелеймоном (Рожновским) стал одним из учредителей Белорусской Автокефальной Православной Церкви на оккупированной немцами территории (3.10.1941), правящий епископ Гродненской епархии и член Архиерейского Синода Белорусской Церкви (3.3.1942), архиепископ Гродненский и Белостокский (10.3.1942), участник Совещания архиереев РЗЦ в Вене (2126.10.1943), эмигрировал в Германию (7.7.1944), присоединился к РЗЦ (1.4.1946), управляющий белорусскими приходами на правах викария Германской епархии (19461950), участник Архиерейского Собора РЗЦ в Мюнхене (710.5.1946), архиепископ Берлинский, управляющий Германской епархией с местопребыванием в Мюнхене (10.9.1950). Архив: АГЗ. Лит.: Кончина архиеп. Венедикта. ЦВед. 1952. 35 Артемов Н., прот. К 50-летию со дня кончины архиеп. Венедикта (Бобковского). ВГЕ. 2001. 5 Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи Косик О.В. Венедикт (Бобковский) архиеп. ПЭ. Т. 7. Венецкий Николай (даты рождения и смерти не установлены), протоиерей. Из семьи духовенства. После окончания духовной семинарии принял священнический сан, служил в ведомстве военного духовенства, священник корабля Черноморской эскадры, эмигрировал с флотом в Бизерту (1920), переехал во Францию (1924), по поручению митр. Евлогия (Георгиевского) обслуживал церковную общину в Крезо (1925), больше сведений о нем не имеется. Лит.: Добыцин В.В. Бизертский морской сборник; Евлогий, митр. Путь моей жизни. Вениамин ( Дзергач Вячеслав ; дата рождения не установлена – сконч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слова митрополита Николая отразили сдвиг в советской политике в отношении Православной церкви. В обмен на физическое выживание и некоторое пространство для деятельности на родине РПЦ должна была содействовать советским интересам за рубежом. А они после Второй мировой войны значительно расширились. Из-за геополитической ситуации СССР теперь мог прямо или косвенно влиять на территории, на которых находились Польская, Албанская, Чешская, Румынская, Болгарская и Сербская православные церкви. Была предпринята попытка создать единую православную церковь в Венгрии. Как писала историк Даниэла Калканджиева, Сталин даже предполагал превратить Московский Патриархат в своего рода советский Ватикан для православных . Интересы советского правительства выходили за пределы коммунистического восточноевропейского блока. СССР стремился заручиться поддержкой и симпатией в Западной Европе, а также в Соединенных Штатах. Препятствием этому была антикоммунистическая позиция Ватикана. Вся ситуация создавала проблемы – но и возможности. Для осуществления политики, проводимой Советом по делам религий и Советом по делам РПЦ, в 1949 году в РПЦ был создан Отдел внешних церковных связей . РПЦЗ имела куда более скромное влияние. Ее представители не были приглашены в Амстердам. При этом некоторые клирики и иерархи продолжали принципиально сопротивляться участию в экуменическом движении. После ассамблеи в Амстердаме протоиерей Игорь Троянов из Швейцарии направил письмо протопресвитеру Георгию Граббе, секретарю Синода, в котором выразил надежду, что РПЦЗ не пойдет на компромисс с протестантскими тенденциями ВСЦ. По его мнению, для тех протестантов, которые были близки к православию, было важно, чтобы РПЦЗ не сотрудничала с представителями более либеральных течений протестантизма. Таким образом, РПЦЗ скорее руководствовалась стремлением поддерживать связи с консервативными протестантами, лояльными к православию, а не продвигать какую-либо политическую программу. Письмо было зачитано на заседании Архиерейского синода 13 апреля 1949 г. в присутствии митрополита Анастасия, митрополита Серафима (Ладе), архиепископа Венедикта (Бобковского) и епископа Евлогия (Марковского). Эта группа иерархов дала Троянову ответ, что в соответствии с предыдущими постановлениями Всезарубежного собора и Архиерейского синода РПЦЗ не участвует в экуменическом движении. Архиерейский собор счел возможным присутствовать на различных межхристианских конференциях только для бескомпромиссного разъяснения учения Православной церкви .

http://bogoslov.ru/article/5998370

Гомельская Основана 25.01.1907. Могилевское викариатство. Самостоятельная в 1925 г. Упразднена в 1945 г. (?) Возобновлена 17(30)01.1990 (ЖМП. 1990. С. 6–7). Выделена из Минской епархии. Именовалась: Гомельская и Мозырская; с 29.05(11.06)1992 – Гомельская и Жлобинская. 11.02.1907 03.11.1912 13.01.1913 16(29)04.1919 23.11(06.12)1924 03.1925 09(22)03.1925 04(17)03.1934 04(17)12.1934 14(27)05.1935 11(24)10.1943 24.06(07.07)1944 07(20)07.1990 16(29)07.1990 16(29)07.1990 Гомельская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1934 г. Именовалась: Гомельская; Гомельская и Речицкая. 07.1923 08.1923 07(20)11.1923 01(14)05.1924 Петр Сергеев 07.1924 05(18)07.1924 08(21)01.1925 Симеон Канарский 08.1925 16(29)06.1926 Петр II Виноградов 07.1926 Николай Рубцов 18(31)05.1928 14(27)02.1931 02.1931 10.1931 в/у Савватий Зосимович 16(29)02.1932 07(20)07.1934 Варлаам Покровский 1186 В октябре 1918 выехал в Киев, не смог вернуться вовремя в Гомель и был «отчислен за выбытием в Киев и невозвращением». 10(26)06.1919 был арестован в Гомеле «по подозрению в контрреволюции» и Губревтрибуналом осужден на 2 года заключения, но уже 05.07.1919 освобожден по прошению 5000 верующих. Вскоре получил назначение на Мстиславскую кафедру, также викарную Могилевской епархии. См. 1189 Из архимандритов Жировицкого Свято-Успенского монастыря (тогда – в Польше); известный «патриархистский» деятель в Польше, вернувшийся на родину с разрешения советских властей. В связи с провозглашением самочинной «автокефалии» Православной Русской Церкви в Польше Тихон (Шарапов), вскоре по своей хиротонии во епископа Гомельского, 17(30)03.1925 получает указ Святейшего Патриарха Тихона, коим вверяется его архипастырскому попечению (и руководству) православная паства Польши, сохранившая верность своему законному священноначалию в лице Московского Патриаршего Престола. 06–27.11 (–10.12)1925 управлял епархией из Москвы; далее пребывал в ссылках и в заключении (в СЛОН в 1927–1930 гг.). Фактически – титулярный епископ. 1193 Епископ Гомельский и Мозырский. Хиротонисан в Вене (первая дата) митрополитом Антонием (Грибановским) и иными иерархами РПЦЗ по рекомендации находившегося там архиепископа Гродненского Венедикта (Бобковского). По возвращении в Белоруссию подал прошение митрополиту Минскому Пантелеимону и решением Белорусского Синода перешел в юрисдикцию Белорусской временной автономии. По свидетельству архиепископа Афанасия (Мартоса), «в епархию ему не довелось отправиться по причине приближения фронта». Далее – в эмиграции, с 1946 г. в юрисдикции РПЦЗ. По ММЛ РПИ, только Мозырский; «поликарповец», «вывезен немцами за границу при отступлении» (неверно).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Решением Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) от 17 окт. 1939 г. управление воссоединенными территориями было поручено архиеп. Пантелеимону (Рожновскому) с пожалованием ему титула «Пинско-Новогрудский, экзарх Московской Патриархии по епархиям западных областей Белоруссии и Украины». В Ж. м. было устроено временное управление этой епархией. Наместник Ж. м. архим. Венедикт (Бобковский) в 1941 г. был хиротонисан в викарного епископа Брестского. Поселившиеся в нескольких монастырских постройках красноармейцы уничтожили часовню во имя Иоанна Крестителя на ручье Викня у монастырской ограды, демонстративно, на виду у богомольцев, вышедших после литургии из Успенского собора, расстреляли икону св. пророка. Здание Минской ДАиС. Ок. 1710 г. Фотография. 2008 г. Здание Минской ДАиС. Ок. 1710 г. Фотография. 2008 г. С первых дней Великой Отечественной войны Ж. м. оказался на оккупированной территории. Нем. воинские части и комендатура заняли территорию Ж. м., но благодаря вмешательству находившегося на покое в мон-ре архиеп. Пантелеимона и еп. Брестского Венедикта (Бобковского) вскоре были выведены из Ж. м. Архиеп. Пантелеимону нем. власти предложили возглавить автокефальную Белорусскую Церковь, потребовав от него не вступать в сношения ни с Москвой, ни с Варшавой. Но, возглавив Белорусскую Церковь в сане митрополита Минского и Белорусского, Пантелеимон не пошел на разрыв с Предстоятелем Русской Церкви, настаивая на том, что полная автокефалия может быть получена только каноническим путем. По благословению митр. Пантелеимона насельник Ж. м. архим. сщмч. Серафим (Шахмуть) вместе со свящ. Григорием Кударенко (впосл. архим. Игнатий) был командирован для возрождения приходской жизни в Вост. Белоруссию. В 1941-1943 гг. жировичские миссионеры восстановили значительное количество приходов Минской, Витебской, Могилёвской и Гомельской областей, совершили множество крещений. В 1944 г. архим. Серафим был арестован органами НКВД по ложному обвинению в «пособничестве оккупантам» и замучен в лагере.

http://pravenc.ru/text/182311.html

Есть еще у меня на примете Архимандрит Гермоген КИВАЧУК, родом с Волыни, окончивший вместе со мной Православный богословский факультет в Варшаве со степенью Магистра. Насколько я его знаю, он тоже против карловацкого раскола, но я давно уже с ним не виделся и не получал от него писем, а главное, не знаю его точного адреса теперь. Был он последнее время в Бремене (Зап[адная] Гер[мания]) в пересылочном лагере Грон для уезжающих в Америку. Теперь же, по слухам, он то ли уехал в Иерусалим, то ли в Лондон. Теперь особо хочу перейти к характеристике Православной Германской Епархии – Западной ее части. Как известно Вашему Высокопреосвященству, после смерти Митрополита СЕРАФИМА (Ляде) – немца по происхождению – и Архиепископа Венедикта БОБКОВСКОГО ( t 1951 г. 3 сент.) временно Управляющим т. н. Германской Епархией был назначен Карловацким Синодом Епископ АЛЕКСАНДР (Ловчий) – викарный епископ епархии, рукоположенный в 1945 г. в Мюнхене в сан епископа митрополитами Анастасием и Серафимом. Несмотря на то что в епархии находился тогда старейший по хиротонии и положению Архиепископ ФИЛОФЕЙ Висбаденский, однако Карловацким Синодом неожиданно после 7-ми месяцев временного управления Архиепископ Александр Ловчий назначается «Правящим Архиепископом Берлинским и Германским». Видно, угодил отцу Граббе! Воистину это была несправедливость, допущенная по отношению к Архиепископу Филофею Нарко, который, по-видимому, все это больно переживал. Когда же Карловацкий Синод распорядился переместить А[рхиепископа] Филофея из Висбадена (где прекрасный храм и приход) в Гамбург (где очень захудалый приход) – то последний, конечно, сильно заскорбел от такой незаслуженной несправедливости, допущенной по наущению «Канцлера Синода» о. Георгия Граббе и его послушного приспешника в Мюнхене, некоего МАХАРОБЛИДЗЕ Экзакустодиана Ивановича (б[ывшего] старосты в церкви «царской ставки» в Могилеве), весьма нашумевшего в свое время в Югославии еще при Митрополите АНТОНИИ Храповицком , когда Махароблидзе издавал т. н. журнал «Церковные Ведомости».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«У Патриархии, как у всякого греховного образования на теле Церкви, утрата благодатности не произошла в один момент. Ветвь, отделяемая от древа, отмирает постепенно, и не всегда можно установить точно момент наступления смерти, т[о] е[сть] прекращения поступления живительного сока. Митрополит Кирилл [Смирнов] осуждал направление, принятое М[итрополитом] Сергием, но не произнес суда о его безблагодатности. Но углубление сергианства постепенно вело к утрате благодати. Когда теперь мы узнаем о существовании духовных лиц – членов партии, когда видим образчики патриаршего духовенства, присылаемый на Ближний Восток (настоящие неверующие чекисты), то ясно делается, что такая иерархия не может быть благодатна. Однако хиротонии Арх[иепископов] Пантелеймона [Рудыка] и Венедикта [Бобковского] происходили в более ранний период и совершены Митроп[олитом] Сергием, который впал в грех в своей попытке перехитрить диавола, но не продался ему полностью и сознательно, как это думают многие осведомленные люди про его преемника и его сотрудников ныне. Сами же хиротонисуемые архимандриты из Польши были мало осведомлены о жизни Церкви в России, и им трудно ставить в укор, что они согласились на хиротонии от М[итрополита] Сергия. Поэтому наш Синод и признал Украинскую Автономную Церковь со всею ее иерархией, ставшей на тот же канонический принцип, что и мы. А в юрисдикцию Синода мы принимали всех Вас, как епископов Украинской Церкви, и, следовательно, Архиепископ] Пантелеймон принимался именно в этом качестве, а не в качестве члена сергиевской иерархии, к которой он в то время уже не принадлежал». 766 И все же отрицательное отношение к московскому церковному руководству еще не приводило Зарубежную Церковь к крайним шагам. Так, несмотря на отсутствие молитвенного общения с Московским Патриархатом, Зарубежный Синод был далек от отрицания его благодатности. Были случаи, когда священники Зарубежной Церкви, переходившие в Московский Патриархат и получавшие там награды, по возвращении в РПЦЗэтих наград не лишались. 767 § б. Место Русской Зарубежной Церкви в православном мире

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Боровичская Основана в 1922 г. Именование – по г. Боровичи (Новгородская область). Новгородское викариатство. Упразднена в 1936 г. (?) 1922 Серафим Велицкий Гродненское викариатство. Самостоятельная в конце 1941–1945, 1946–1949 гг. В 1945–1946 гг. присоединена к Пинской епархии. 17(30)01.1990 возобновлена (ЖМП. 1990. 5. С. 6–7). Именовалась: Брестская; в 1942–1944 гг. – Полесская и Брестская; с 04.1944 – Брестская; с 1944 г. – Брестская и Кобринская, паки; в 1948 г. – Брестская и Кобринская; с 17(30)01.1990 – Брестская и Кобринская. 06.03.1839 28.01.1840 28.01.1840 01.03.1848 Михаил Голубович 20.05.1848 27.06.1870 09.08.1870 10.02.1875 Евгений Шерешило 16.03.1875 16.05.1877 Владимир Никольский 05.06.1877 17.02.1879 Ианнуарий Попов 27.05.1879 14.05.1881 Донат Бабинский-Соколов 26.06.1881 09.03.1885 Авраамий Летницкий 05.05.1885 17.11.1891 Анастасий Опоцкий 15.12.1891 24.05.1897 Иосиф Соколов 24.05.1897 13.01.1900 Иоаким Левицкий 17(30)03.1941 23.02(08.03)1942 13(26)08.1944 21.05(03.06)1948 15(28)02.1948 Паисий Образцов, паки 06(19)02.1990 06(19)09.2000 13(27)12.2000 22.01(04.02)2001 22.01(04.02) 2001 24.09(07.10)2002 Софроний Ющук 24.09(07.10) 2002 Иоанн Хома 488 Первая дата – дата хиротонии, которую совершали в Москве Патриарший местоблюститель митрополит Сергий Страгородский и 6 епископов. Ранее, 13(26)03.1941, было определение Московской Патриархии о бытии епископом Брестским, викарием Гродненской епархии настоятеля Жировицкого Свято-Успенского монастыря архимандрита Венедикта (Бобковского) с оставлением за ним настоятельства Жировицким монастырем. Архиепископ с 23.02(08.03)1942. 489 Архиепископ с титулом: Полесский и Брестский (с 1943 г.) 04.1944 в связи с присоединением оккупантами Полесья к Генеральному комиссариату Белоруссии (из-за ликвидации Рейхскомисссариата Украины) ходатайствовал о принятии в состав иерархии временной Белорусской автономии, что удовлетворено. Титул Полесский и Брестский был за ним сохранен. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Время, однако, позднее, свечи догорают, скоро и светать начнет, понтеры выдохлись — не разойтись ли по домам? — да и проигравшийся банкомет в трансе. Пора, пора закругляться! И вдруг казначей, словно очнувшись, просит игроков не расходиться и позволить ему еще одну, последнюю «талью», чтоб отыграть именье — «иль проиграть уж и жену». Понтеры в ужасе — какое злодейство! — один лишь Гарин принимает злодейское условье. Авдотья Николавна, забившись в кресло, ни жива ни мертва, но собравшимся не до переживаний несчастной красавицы, ведь идет нешуточная битва. Улан играет отчаянно, и судьба, посмеявшись напоследок, окончательно отворачивается от старика Бобковского — «жребий выпал час настал». В тишине, ни единого слова не произнося, «медленно и плавно» подходит к игорному столу проигранная казначейша — ни слез, ни истерики, ни упреков! Молча смотрит на мужа и молча бросает ему в лицо свое венчальное кольцо. И — в обморок. Улан, не будь дурак, не мешкая, хватает выигрыш в охапку и отправляется восвояси, благо нести недалеко, да и не тянет ноша, ежели своя. Родственники собрались загодя, вина уже льются, к закату дня прибудет и жених княжны Тамары — сиятельный властитель Синодала, а пока слуги раскатывают старинные ковры: по обычаю, на устланной коврами кровле невеста, еще до появления жениха, должна исполнить традиционный танец с бубном. Танцует княжна Тамара! Ах, как она танцует! То птицей мчится, кружа над головой маленький бубен, то замирает, как испуганная лань, и легкое облачко грусти пробегает по прелестному яркоглазому лицу. Ведь это последний день княжны в отчем доме! Как-то встретит ее чужая семья? Нет, нет, Тамару выдают замуж не против ее воли. Ей по сердцу выбранный отцом жених: влюблен, молод, хорош собой — чего более! Но здесь никто не стеснял ее свободы, а там… Отогнав «тайное сомненье», Тамара снова улыбается. Улыбается и танцует. Гордится дочерью седой Гудал, восхищаются гости, подымают заздравные рога, произносят пышные тосты: «Клянусь, красавица такая/Под солнцем юга не цвела!» Демон и тот залюбовался чужой невестой.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

15 января 1877 года по возвращении Сечена из Петербурга было приступлено к устройству нового завода. 11 марта завод уже действовал. Работа шла быстро. С одной только устроенной мною и поэтому названной Бобковской сушильни получалось сухого мяса 200 пудов в сутки. 23 марта готова была вся партия мяса. Стали варить бульон. Заказ вскоре был окончен. За работу с наградой я получил 1500 рублей. 26 марта двинулся лед и по Самарке, и по Волге. Вода залила весь берег, затопила завод, и волны стали подходить к самому дому, в котором я жил с женой. 14 апреля узнал, что объявлена война Турции. Идут целые обозы с новобранцами и провожающими их семьями. Господи, как много пьяных! 12 мая. Волга разливается все больше и больше. Дом наш затопило на 1 1/2 аршина. Нижний этаж и кухня залиты водой. Лодка пристает прямо ко второму этажу. Вечером и ночью, когда волны с шумом разбивались о стены и дом весь шатался, было очень жутко. 17 мая сдал завод Плешакову, сел с женою в подъехавшую к дому лодку и пересел на пароход, на котором доехал до Нижнего Новгорода и оттуда отправился по железной дороге в Москву. Та же компания, состоящая из Сечена, Зиберта, Данилевского и Киттары, получила подряд на поставку для Военного министерства консервов бульона, щей и гороховой и картофельной похлебки. Меня взяли и назначили мне жалованья 150 рублей в месяц. 15 июня завод начал действовать, и к 20 августа мною сдано было уже много консервов. Только железные цилиндры, вмещавшие в себе пять пудов, были очень плохи и поэтому даже при самом осторожном обращении с ними прорывались. К октябрю Военное министерство изменило укупорку. Порции стали раскладывать в мешочки, которые клались в цилиндры. Через несколько времени опять последовала перемена, и консервы стали класть в жестяные коробки 10, 5 и 1 фунт. Коробки эти ставились в деревянные ящики. С 15 ноября наша улица запружена ежедневно и едущим и идущим народом, направляющимся во двор Бахрушинской богадельни. Все желали взглянуть на пруд, на котором на льду образовался крест более темного, чем остальной лед, цвета. Служат молебны и берут воду из пруда. Рассказывают об исцелениях. Ходил смотреть и я. Форма креста ясно очерчена. По моему мнению, очень возможно, что маляр, вымывая кисть, сделал знак креста на льду.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010