Гомельская Основана 25.01.1907. Могилевское викариатство. Самостоятельная в 1925 г. Упразднена в 1945 г. (?) Возобновлена 17(30)01.1990 (ЖМП. 1990. С. 6–7). Выделена из Минской епархии. Именовалась: Гомельская и Мозырская; с 29.05(11.06)1992 – Гомельская и Жлобинская. 11.02.1907 03.11.1912 13.01.1913 16(29)04.1919 23.11(06.12)1924 03.1925 09(22)03.1925 04(17)03.1934 04(17)12.1934 14(27)05.1935 11(24)10.1943 24.06(07.07)1944 07(20)07.1990 16(29)07.1990 16(29)07.1990 Гомельская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1934 г. Именовалась: Гомельская; Гомельская и Речицкая. 07.1923 08.1923 07(20)11.1923 01(14)05.1924 Петр Сергеев 07.1924 05(18)07.1924 08(21)01.1925 Симеон Канарский 08.1925 16(29)06.1926 Петр II Виноградов 07.1926 Николай Рубцов 18(31)05.1928 14(27)02.1931 02.1931 10.1931 в/у Савватий Зосимович 16(29)02.1932 07(20)07.1934 Варлаам Покровский 1186 В октябре 1918 выехал в Киев, не смог вернуться вовремя в Гомель и был «отчислен за выбытием в Киев и невозвращением». 10(26)06.1919 был арестован в Гомеле «по подозрению в контрреволюции» и Губревтрибуналом осужден на 2 года заключения, но уже 05.07.1919 освобожден по прошению 5000 верующих. Вскоре получил назначение на Мстиславскую кафедру, также викарную Могилевской епархии. См. 1189 Из архимандритов Жировицкого Свято-Успенского монастыря (тогда – в Польше); известный «патриархистский» деятель в Польше, вернувшийся на родину с разрешения советских властей. В связи с провозглашением самочинной «автокефалии» Православной Русской Церкви в Польше Тихон (Шарапов), вскоре по своей хиротонии во епископа Гомельского, 17(30)03.1925 получает указ Святейшего Патриарха Тихона, коим вверяется его архипастырскому попечению (и руководству) православная паства Польши, сохранившая верность своему законному священноначалию в лице Московского Патриаршего Престола. 06–27.11 (–10.12)1925 управлял епархией из Москвы; далее пребывал в ссылках и в заключении (в СЛОН в 1927–1930 гг.). Фактически – титулярный епископ. 1193 Епископ Гомельский и Мозырский. Хиротонисан в Вене (первая дата) митрополитом Антонием (Грибановским) и иными иерархами РПЦЗ по рекомендации находившегося там архиепископа Гродненского Венедикта (Бобковского). По возвращении в Белоруссию подал прошение митрополиту Минскому Пантелеимону и решением Белорусского Синода перешел в юрисдикцию Белорусской временной автономии. По свидетельству архиепископа Афанасия (Мартоса), «в епархию ему не довелось отправиться по причине приближения фронта». Далее – в эмиграции, с 1946 г. в юрисдикции РПЦЗ. По ММЛ РПИ, только Мозырский; «поликарповец», «вывезен немцами за границу при отступлении» (неверно).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филофеи (Нарко), ЕВ von Berlin und Deutschland Год рождения и образование неизвестны. Был архимандритом. В 1941 году хиротонисан в Жировицком монастыре во епископа Могилевского. Хиротонию совершал архиепископ Пантелеймон (Ражновский) в сослужении епископа Гродненского Венедикта (Бобковского). В мае 1942 года был возведен в сан архиепископа тогда уже митрополитом Пантелеймоном. В этом же году, после удаления последнего, возглавил автокефальную Белорусскую Церковь , пребывая на Минской кафедре. В 1944 году бежал за границу. Дальнейших сведений о нем не имеем. Литература: «Рапорт на имя Святейшего Патриарха Алексия архиепископа Минского и Белорусского Питирима от 6 октября 1951 года». «Наука и религия» 1961, 3, стр.38–39. ФАМ 14. Er heißt mit weltlichem Namen Vladimir Evdokimovi und wurde am 21.2.1905 in Zanaroy in Weißrußland geboren. Mit 14 Jahren diente er schon bei seinem Vater, der Priester war. Von 1924 an Studium am GS in Wilna, dann an der Theol. Fakultät in Warschau und in Moskau. Am 4.1.1928 empfing er in der Lavra von Poaev die Mönchsweihe . Am 22.1.1928 wurde er von M Dionysij (Valedinskij) zum Ierodiakon und am 18.3.1928 durch EB Aleksij von Grodno in Warschau zum Ieromonach geweiht. 1929 machte er sein theologisches Abschlußexamen und wurde stellvertretender Leiter des Klosters Jablono. 1931 Studium an der Theol. Hochschule in Chalki. 1933 Vorsteher einer Pfarrei in L’vov. 1934 wurde er Archimandrit und Dekan der Gemeinden in Galizien. 1936 Vorsteher der Kathedrale in Warschau. 1939 Mitglied des Metropolitankonsistoriums. Am 23.11.1941 wurde er zum Bvon Sluck geweiht. 1942 Ernennung zum Bvon Mogilev. 1943 Erhebung zum EB von Mogilev und Mstislav. Dann floh er nach Westdeutschland und verwaltete das russ.-orth. Vikariat Hessen unter der Jurisdiktion der Auslandskirche, der er sich 194S anschloß. Ab 1953 Verwalter des norddeutschen Vikariats. Am 8 ./21.9.1971 wurde er zum EB von Berlin und Deutschland ernannt (Prav. Rus’ 1971,18,8). Am 10 ./23.9.1971 erhielt er das Recht, auf dem Klobuk das Kreuz zu tragen (Prav. Rus’ 1971,20,11).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Слова митрополита Николая отразили сдвиг в советской политике в отношении Православной церкви. В обмен на физическое выживание и некоторое пространство для деятельности на родине РПЦ должна была содействовать советским интересам за рубежом. А они после Второй мировой войны значительно расширились. Из-за геополитической ситуации СССР теперь мог прямо или косвенно влиять на территории, на которых находились Польская, Албанская, Чешская, Румынская, Болгарская и Сербская православные церкви. Была предпринята попытка создать единую православную церковь в Венгрии. Как писала историк Даниэла Калканджиева, Сталин даже предполагал превратить Московский Патриархат в своего рода советский Ватикан для православных . Интересы советского правительства выходили за пределы коммунистического восточноевропейского блока. СССР стремился заручиться поддержкой и симпатией в Западной Европе, а также в Соединенных Штатах. Препятствием этому была антикоммунистическая позиция Ватикана. Вся ситуация создавала проблемы – но и возможности. Для осуществления политики, проводимой Советом по делам религий и Советом по делам РПЦ, в 1949 году в РПЦ был создан Отдел внешних церковных связей . РПЦЗ имела куда более скромное влияние. Ее представители не были приглашены в Амстердам. При этом некоторые клирики и иерархи продолжали принципиально сопротивляться участию в экуменическом движении. После ассамблеи в Амстердаме протоиерей Игорь Троянов из Швейцарии направил письмо протопресвитеру Георгию Граббе, секретарю Синода, в котором выразил надежду, что РПЦЗ не пойдет на компромисс с протестантскими тенденциями ВСЦ. По его мнению, для тех протестантов, которые были близки к православию, было важно, чтобы РПЦЗ не сотрудничала с представителями более либеральных течений протестантизма. Таким образом, РПЦЗ скорее руководствовалась стремлением поддерживать связи с консервативными протестантами, лояльными к православию, а не продвигать какую-либо политическую программу. Письмо было зачитано на заседании Архиерейского синода 13 апреля 1949 г. в присутствии митрополита Анастасия, митрополита Серафима (Ладе), архиепископа Венедикта (Бобковского) и епископа Евлогия (Марковского). Эта группа иерархов дала Троянову ответ, что в соответствии с предыдущими постановлениями Всезарубежного собора и Архиерейского синода РПЦЗ не участвует в экуменическом движении. Архиерейский собор счел возможным присутствовать на различных межхристианских конференциях только для бескомпромиссного разъяснения учения Православной церкви .

http://bogoslov.ru/article/5998370

Сторонники сохранения единства с Московским Патриархатом в противовес автокефалистам создали Ковельский церковный совет во главе с вернувшимся в Ковель к осени 1941 г. Черновицким и Хотинским еп. Дамаскином (Малютой) , который был изгнан из Буковины румын. духовенством. Ковельский церковный совет состоял в юрисдикции автономной Украинской Православной Церкви (УПЦ) во главе с митр. Алексием (Громадским). Дамаскин (Малюта) получил титул «епископ Ковельский и Любомльский» не позднее сент. 1941 г. (1-е документальное упоминание), 8 дек. 1941 г. был переведен на Каменец-Подольскую кафедру. Еп. Дамаскин, архим. Иоанн (Лавриненко), ковельский благочинный прот. Ипатий Червинский и др. духовные лица остановили распространение автокефалистского раскола в Ковельском окр. 9 дек. 1941 г. на очередном Соборе автономной УПЦ в Почаевской лавре архим. Иоанн (Лавриненко) был хиротонисан во епископа Ковельского, викария Волынско-Житомирской епархии. Хиротонию совершили митр. Алексий (Громадский), архиепископы Антоний (Марценко) и Симон (Ивановский) , еп. Вениамин (Новицкий) . Прот. Ипатий Червинский был избран главой Ковельского церковного совета. Местные украинские националистические деятели, в частности прот. Иоанн Губа, в янв.-февр. 1942 г. организовали травлю еп. Иоанна в прессе. В марте 1942 г. по рекомендации бывш. Брестского еп. Венедикта (Бобковского) , переведенного в Гродно, на соборе духовенства Брестской епархии еп. Иоанн (Лавриненко) был избран на Брестскую кафедру. Избрание было утверждено на очередном Соборе автономной УПЦ в Почаевской лавре 30 апр. 1942 г. При этом за еп. Иоанном была оставлена также Ковельская кафедра, он имел титул «епископ Ковельский и Брестский», оставаясь викарием Волынско-Житомирской епархии. В авг. 1942 г. Иоанн стал правящим архиереем и получил титул «епископ Брестский и Кобринский» в связи с передачей приходов Ковельского окр. под управление Иова (Кресовича) , хиротонисанного 24 июля 1942 г. во епископа Луцкого, викария Волынской епархии. 8 окт.

http://pravenc.ru/text/1841606.html

Мне эта книга напоминает о том, что нужно не отрывать глаз от Христа ОСГ: – Собирая эти материалы, знакомясь с проповедями и посланиями, интервью иерархов, которые пережили революцию, Гражданскую войну, мировые войны, скитания, борьбу за сохранение своей веры в чужой среде, я увидел много цитат, которые меня глубоко тронули. Были такие слова, которые я уже знал, но они открылись для меня по-новому. Меня поразили мысли одного из наших иерархов о милости Божией: о том, что перед лицом Его правды и справедливости никто из нас не выстоит. Поэтому единственная надежда для нас – милость Божия. Милостью Божией нам удается что-то делать, ею мы спасаемся, и она не имеет границ. Мне многие из этих цитат напомнили о беспомощности человека и необходимости смириться под крепкую Руку Божию и положиться на Него. Не на себя, не на свои силы, а именно уповать на Господа, довериться Его водительству. Это очень чувствуется в словах наших архипастырей, поскольку они сами жили в сложных условиях, и, думаю, благодаря этому упованию им удалось не только сохранить свою паству, но и благоустроить церковную жизнь. НГ: Н.Гансон с дедушкой, владыкой Митрофаном (Зноско-Боровским), конец 1990-х годов – На мой взгляд, среди этих цитат можно найти глубокую мысль на любой случай в жизни. Обиделся на кого-то – открой книгу, и найдешь совет, как следует на это реагировать. Лениш ься молиться – увидишь указание о том, как нужно приступать к молитве. Осуждаешь ближнего – открой книгу, и узнаешь, как нужно со снисхождением относиться к людям. Меня лично до слез тронули слова владыки Венедикта (Бобковского, † 1951), архиепископа Берлинского и Германского, который писал в Пасхальном послании во время Второй мировой войны: «Среди бурь военных событий, под грохот могучих орудий и разрывы всесокрушающих бомб, под стоны умирающих на поле брани, среди отчаяния покидающих свои родные края и уходящих в неизвестную даль, среди моря слез и горя, среди этого мирового хаоса, уничтожения, разрушения и ужаса раздаются сегодня на весь христианский мир светлые слова Христос Воскресе!” и не менее радостный ответ Воистину Воскресе!”»

http://ruskline.ru/opp/2021/03/23/zerna_...

Летом 1944 г. территория Белоруссии была освобождена от нем. оккупации. При приближении советских войск оккупационные власти организовали эвакуацию белорус. архиереев на запад. Есть сведения, что П. пытался бежать из железнодорожного состава во время стоянки в г. Слоним, чтобы вернуться в Жировицкий мон-рь и там дожидаться прихода советских войск, но был задержан нем. охраной. 15 июля 1944 г. П. был доставлен в г. Франценсбад (ныне Франтишкови-Лазне, Чехия), потом переведен в Мюнхен. После окончания второй мировой войны он оказался в американской оккупационной зоне. Состоял в переписке с первоиерархом РПЦЗ митр. Анастасием (Грибановским) . В февр. 1946 г. перешел со своей иерархией в юрисдикцию Зарубежной Церкви, однако в отличие от др. выехавших на Запад белорусских архиереев не принял участия в проходивших в Мюнхене в 1946 и 1947 гг. Архиерейских Соборах РПЦЗ. Пребывал на покое, возглавлял образованные в лагерях перемещенных лиц белорус. правосл. приходы, организовал сбор помощи для особо нуждающихся эмигрантов, утешал их душевно при личных встречах и в письмах. Проживал в лагерях в баварских городах Вунзидель (с сент. 1945), Вайден (с янв. 1946), Байройт (с марта 1947), Фельдмохинг (ныне в черте Мюнхена) (с окт. 1948). Последние месяцы перед кончиной П. жил в Мюнхене, до последнего совершал литургии в храме во имя арх. Михаила в лагере Фельдмохинг. Скончался в присутствии своего соратника в трудах архиепископа Берлинского и Германского РПЦЗ Венедикта (Бобковского), читавшего над ним отходную молитву. Отпевание через 3 дня в Михаило-Архангельском лагерном храме после кончины возглавил архиеп. Венедикт. П. был похоронен на кладбище в Фельдмохинге. Лит.: Гриненко В. Праздник в Дубно: Страничка воспоминаний о митр. Пантелеимоне//Правосл. Русь. Джорд., 1951. 11. С. 8-9; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 358-360; Дорош Н. Православный Гродно. Гродно, 2000. С. 182-187; Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2002. С. 417-441; Митрофан (Зноско-Боровский), еп. Хроника одной жизни. М., 2006. С. 548-585; Нивьер. Деятели рус. эмиграции. М., 2007. С. 361-362; Кривонос Ф., свящ. Белорусская Православная Церковь в ХХ в. Мн., 2008. С. 23, 32, 34-40; Миронович А. Православная церковь на территории Белоруссии во время Второй мировой войны//Православие в Балтии. Рига, 2015. 3(12). С. 62-75.

http://pravenc.ru/text/2578866.html

Высокопреосвященный Пантелеимон принял немецкое предложение с оговоркой: отделение от Московской Патриархии может состояться после того, как Белорусская Церковь организуется для автокефалии и оформит это отделение канонически, согласовав его с Московской церковной властью и другими Поместными православными Церквями, что в условиях войны было невозможно. Кроме того, митрополит Сергий никогда не согласился бы с провозглашением Белорусской автокефалии, да еще под немецким патронажем. Такое решение митрополита Пантелеимона по существу противоречило немецким планам. В начале марта 1942 года в Минске состоялся Собор белорусских архиереев с участием митрополита Пантелеимона, епископа Венедикта (Бобковского), епископа Филофея (Нарко) и архимандрита Афанасия (Мартос), присутствовавшего в качестве наблюдателя. Вновь вступивший с началом войны в управление Полесско-Пинской епархии архиепископ Александр (Иноземцев) участия в Соборе не принял. Собор этот избрал преосвященного Пантелеимона митрополитом Белорусским. В связи с вхождением Гродненщины в пределы Восточной Пруссии Собор принял решение о создании автономной Белостокско-Гродненской епархии и назначил ее правящим архиереем епископа Венедикта (Бобковского), с возведением в сан архиепископа. Помимо этого, собственно в Белоруссии были открыты еще несколько епархий: Минская (под управлением митрополита Пантелеимона), Могилевская (под управлением епископа Филофея (Нарко)), Новогрудско-Барановическая (управляющим которой был приглашен проживавший в Почаевской лавре на Украине епископ Вениамин (Новицкий), так и не решившийся приехать в Белоруссию), Смоленско-Брянская и Витебская. На последние две кафедры было решено хиротонисать новых епископов. Собор принял статут Православной Белорусской Церкви, по которому Высшее церковное управление Белоруссии должен был осуществлять избранный на Соборе Синод во главе с митрополитом Пантелеимоном 32 . Решения об автокефалии Белорусской Церкви на Соборе принято не было. Белорусское духовенство продолжало возносить за богослужением имя Патриаршего местоблюстителя, а сам митрополит Пантелеимон отказывался проповедовать по-белорусски, говоря, что языком городского населения является русский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На этой основе Варшавский Синод под председательством Дионисия 09.09.1941 г. решил выдвинуть для Белоруссии трех кандидатов во епископы, из которых Филофей Нарко уже прибыл в Минск и в сопровождении Пантелеймона нанес первый визит генеральному комиссару. Задумано ли назначение архимандрита Нарко в качестве представителя Пантелеймона Варшавой как клин для раскола белорусского православного церковного руководства, или Нарко взялся за изменения по конъюнктурным причинам, в настоящее время еще не может быть полностью установлено. Однако, после того как Варшава, одновременно с Парко, снова направила в Минск открытого врага Пантелеймона архимандрита Финковского с поручением руководить церквами в Минске и окрестностях, можно сделать вывод, что Варшава выступает за то, чтобы разрушить путем внедрения Нарко и Финковского учрежденное генеральным комиссаром руководство Белорусской Православной Церкви. Но этим было бы положено начало развитию, препятствующему необходимому укреплению автокефальной нациопачьной Белорусской Православной Церкви, и таким образом с самого начала пресечены замыслы распространения конфессиональной белорусской самобытности на культурный и политический секторы [...]. ВА, R58/220. В1. 83, 87–90. Машинописный экземпляр. Письмо администратора автокефальной Украинской Церкви архиеп. Поликарпа (Сикорского) еп. Венедикту (Бобковскому) с предложением передать приходы Полесской епархии архиеп. Александру (Иноземцеву) Луцк, 25 февраля 1942 г. 232 Его Преосвященству, Преосвященнейшему Венедикту, епископу Гродненскому. Рад известить Вас, что единым высшим канонично правильным церковным главой на всех освобожденных украинских землях является администратор Святой Автокефальной Православной Церкви, которым являюсь я. Уже как администратор любезно прошу Вас тс приходы, которые принадлежали к Полесской епархии в границах еще до немецко-польской войны и которые населены украинцами, вернуть Полесской епархии и передать их управляющему Полесской епархией – Высокопреосвященному Александру, архиепископу Полесскому и Пинскому, и уведомить меня об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1944-1948 гг. в Белоруссии были репрессированы 78 священно- и церковнослужителей. Среди арестованных в 1944-1945 гг.: прот. Николай Ясинский, служивший в ц. Св. Софии в Бобруйске (приговорен к 10 годам заключения в ИТЛ за издание газ. «Церковный благовест»), свящ. Александр Антоновский, борисовский благочинный прот. Иоанн Строк, укрывший в 1944 г. в своем храме 75 детей из детдома, спасая их от артобстрела (приговорен к 5 годам заключения в ИТЛ), псаломщик из дер. Лебедево Молодечненского р-на И. Корсак, настоятель ц. равноап. Марии Магдалины в Минске прот. Константин Шашко, епархиальный миссионер архим. сщмч. Серафим (Шахмуть), настоятель ц. свт. Николая Чудотворца в Минске прот. Иосиф Голуб, настоятель ц. св. кн. Александра Невского в Минске прот. Николай Тесельский, протодиак. Спасо-Преображенской ц. в Минске Георгий Колядюк, преподаватель пастырских курсов в Минске М. И. Волосевич, казначей Спасо-Преображенской ц. в Минске А. Единович (схим. Серафима), диак. Екатерининского собора на Немиге в Минске Иоанн Шишло, священник из Логойска Антоний Зубович (приговорен к 10 годам заключения в ИТЛ) и др. В кон. 1944 - нач. 1945 г. Минский архиеп. Василий (Ратмиров) участвовал в мероприятиях по воссоединению с Московской Патриархией духовенства Белостокской епархии, в межвоенный период принадлежавшей Польской автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ), но исторически являвшейся частью дореволюционной Гродненской епархии РПЦ (в 1939-1941 территория Белостокской епархии входила в БССР). В период оккупации значительная доля приходов Белостокской епархии стала частью образованной решением Всебелорусского церковного Собора от 3 марта 1942 г. Гродненско-Белостокской епархии под рук. архиеп. Венедикта (Бобковского), подчинявшейся Минской митрополии Белорусской Церкви. Среди правосл. населения региона преобладали белорусы. 11 дек. 1944 г. архиеп. Василий вместе с уполномоченным Совета по делам РПЦ (СД РПЦ) по БССР А. Д. Лобановым в сопровождении своего секретаря иером. Ювеналия (Лунина) выехал в Польшу, где провел ряд встреч в Белостоке, Бельск-Подляски, Семятыче и Хайнувке.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Есть еще у меня на примете Архимандрит Гермоген КИВАЧУК, родом с Волыни, окончивший вместе со мной Православный богословский факультет в Варшаве со степенью Магистра. Насколько я его знаю, он тоже против карловацкого раскола, но я давно уже с ним не виделся и не получал от него писем, а главное, не знаю его точного адреса теперь. Был он последнее время в Бремене (Зап[адная] Гер[мания]) в пересылочном лагере Грон для уезжающих в Америку. Теперь же, по слухам, он то ли уехал в Иерусалим, то ли в Лондон. Теперь особо хочу перейти к характеристике Православной Германской Епархии – Западной ее части. Как известно Вашему Высокопреосвященству, после смерти Митрополита СЕРАФИМА (Ляде) – немца по происхождению – и Архиепископа Венедикта БОБКОВСКОГО ( t 1951 г. 3 сент.) временно Управляющим т. н. Германской Епархией был назначен Карловацким Синодом Епископ АЛЕКСАНДР (Ловчий) – викарный епископ епархии, рукоположенный в 1945 г. в Мюнхене в сан епископа митрополитами Анастасием и Серафимом. Несмотря на то что в епархии находился тогда старейший по хиротонии и положению Архиепископ ФИЛОФЕЙ Висбаденский, однако Карловацким Синодом неожиданно после 7-ми месяцев временного управления Архиепископ Александр Ловчий назначается «Правящим Архиепископом Берлинским и Германским». Видно, угодил отцу Граббе! Воистину это была несправедливость, допущенная по отношению к Архиепископу Филофею Нарко, который, по-видимому, все это больно переживал. Когда же Карловацкий Синод распорядился переместить А[рхиепископа] Филофея из Висбадена (где прекрасный храм и приход) в Гамбург (где очень захудалый приход) – то последний, конечно, сильно заскорбел от такой незаслуженной несправедливости, допущенной по наущению «Канцлера Синода» о. Георгия Граббе и его послушного приспешника в Мюнхене, некоего МАХАРОБЛИДЗЕ Экзакустодиана Ивановича (б[ывшего] старосты в церкви «царской ставки» в Могилеве), весьма нашумевшего в свое время в Югославии еще при Митрополите АНТОНИИ Храповицком , когда Махароблидзе издавал т. н. журнал «Церковные Ведомости».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002