е) Учитесь смирению у Той, Которая, несмотря на великие совершенства телесные и духовныя, не считала Себя стоящею какого-либо внимания пред очами Божиими и, когда ангел приветствовал Ее благодатною и благословенною в женах, смутилась и недоумевала, как могло идти к ней такое приветствие. ж) Учитесь Господу Богу воздавать хвалу о всяком даре Его, – великом и малом, – у Той, Которая в первыя минуты Богоматерства воспела хвалебную песнь Богу: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем... з) Учитесь, в час какой-либо напраслины, благодушно терпеть и от Бога единого ожидать себе оправдания и заступления, – учитесь сему у Той, Которая не спешила Сама Себя оправдывать и защищать, когда Иосиф смятеся, бракоокрадованною помышляя Ее, непорочную, а всю Себя предала Богу, творящему дивная в немощах наших. и) Учитесь не поколебаться в том, что Господь верен в обетованиях Своих, несмотря ни на какие внешния тому противности, – учитесь сему у Той, Которая была уверена, что рождает Бога воплощенна, раждая в вертепе, и носит Спасителя мира в руках Своих, бежа с Ним во Египет по злобе человеческой. и) Учитесь ожидать положенного всякому делу времени, не упреждая намерений Божиих и не вмешиваясь в то, что не вверено вам, – учитесь сему у Той, Которая и 30 лет ждала без тревожных принуждений, пока Господь благоволил явить Себя миру, и никогда не позволяла Себе со властию Матери входить в деяния Сына Своего – Спасителя мира. к) Учитесь состраданию у Той, Которая не могла равнодушно сносить стыда чужого ей семейства по случаю недостатка вина на браке в Кане галилейской. л) Учитесь переносить скорби и телесные болезни у Той, Которой Самой прошло оружие сердце, когда, стоя на Голгофе у креста, видела невыразимо-великие страдания Божественного Сына Своего. м) Учитесь не жить только, но и умирать у Той, Которая с масличною ветвию в руках радостно отошла к Господу. III. Намеренно сокращу указания добрых черт для вас в лике Богоматери, потому что и времени не достанет все пересказать вам, как должно. То, что говорит апостол о плодах Духа, кои суть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал. 5, 22 ), – все это в совершеннейшем виде было у Владычицы Богородицы. – Всеми сими добродетелями поревнуйте украситься и вы, да будете добры добротою духовною. (Сост. с дополн. по кн. «Небесный над нами покров святых», епископа Феофана, стр. 25–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Есть еще одна замечательная подробность, которую Господь открывает нам в этом событии. Только самарянин, «иноплеменник сей», изумленный и потрясенный, возвращается ко Христу и падает ниц к ногам Его. Именно это делаем мы в центральный момент Евхаристии, когда все изменено и преображено, оттого что Отец Небесный дает Духа Своего Святого, и священник падает ниц перед престолом Божиим, и мы с ним. В нашей сердечной молитве мы можем жить этим моментом, сокровенно длящемся во времени. Надо чтобы несколько раз в течение дня мы возвращались так ко Господу — падая ниц перед Ним, сознавая смиренно всем нашим существом, что мы земля и прах, из которых Он создал нас. В житии святителя Иоасафа Белгородского, память которого Церковь будет совершать завтра, есть рассказ, как, объезжая свою епархию, он остановился в доме одного священника и не мог заснуть. Во время молитвы Господь показал ему, что на полке между цветочными горшками находятся запасные Святые Дары, завернутые в бумажку. Со страхом и трепетом святитель перенес их на стол посреди комнаты, зажег перед ними свечу, и, как перед престолом, всю ночь, преклонив колена, молился. Священник, допустивший такое небрежение к святыне, был запрещен в служении. А нам этот случай оставлен в напоминание, что значит Евхаристия, и кому и как открывает Господь духовное зрение к узнаванию присутствия Божия. Молитва это память сердца, а неблагодарность — небрежение к святыне и забвение. Память сердца дает нам услышать, как Господь говорит нам: «Встань, иди, вера твоя спасла тебя». Быть спасенным это больше, чем быть исцеленным, больше, чем преходящее исцеление от какой угодно болезни. Если коснется нас благодать благодарения, мы не сможем молчать. Не столько словами, сколько тем, что мы есть, наша вера будет свидетельствовать о Благой Вести — о чуде, что каждый человек любим Богом и призван быть спасенным, не только исцеленным. Это будет наша Нечаянная Радость — праздник чудотворной иконы с таким именованием мы совершаем сегодня. Этой радости Пресвятая, Преблагословенная, исполненная Христова смирения, Божия Матерь приобщает нас в Своем гимне, который стал благодарением всей Церкви. Пусть каждый день как в храме звучит в нашем сердце эта песнь Пресвятой Богородицы: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем». Чтобы Ее предстательством мы обрели способность без конца возвращаться к Богу, как бы ни поражала нас проказа греха. И через это благодарение возвещать всем, кто способен услышать, о ничем непобедимой Божией и нашей победе.

http://moral.ru/нечаянная-радость-благод...

Особое внимание почивший Предстоятель неизменно оказывал благотворительной деятельности. Святейший Патриарх Алексий II в течение многих лет помогал социальным проектам московской православной службы «Милосердие»: патронажной службе, группе помощи бездомным, посещал Свято-Димитриевский и Свято-Софийский детские дома, возглавлял Попечительские советы Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, Свято-Димитриевской общины сестер милосердия, больницы святителя Алексия. По благословению Патриарха Алексия весь прошлый концертный сезон Большого симфонического оркестра был посвящен благотворительной акции «Путь к милосердию» в поддержку Центральной клинической больницы имени святителя Алексия, митрополита Московского. Музыканты провели ряд концертов для персонала и пациентов. На счет больницы были переведены средства от других выступлений. Все денежные сборы от нынешнего мемориального концерта будут переданы на поддержку социальных проектов православной службы «Милосердие», которые благословил Патриарх Алексий II. Еще один вечер памяти Патриарха Алексия прошел 23 февраля в Академической капелле Санкт-Петербурга. Вечер открыл настоятель Казанского кафедрального собора протоиерей Павел Красноцветов. Он рассказал о жизненном пути Патриарха, на долю которого выпала эпоха государственного атеизма и гонений на Церковь, а позже — сложные перестроечные годы, в которые он сумел провести церковный корабль неповрежденным. Певческая капелла под руководством народного артиста СССР Владислава Чернушенко и мужской хор Синодальной резиденции Святейшего Патриарха под управлением регента Георгия Сафонова исполнили любимые песнопения Алексия II: «Вечную память», «Блаженни, яже избрал...», «С нами Бог!», «Величит душа моя Господа», «Херувимскую», «Господи, воззвах к Тебе...» и другие шедевры духовной музыки. К 80-летию со дня рождения Алексия II Санкт-Петербургская епархия выпустила книгу-альбом «Святейший Патриарх Алексий Второй. Студенческие годы в Ленинградских духовных школах». Ее презентации прошли в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге и в Центре русской культуры в Таллине.

http://e-vestnik.ru/reports/dni_pamyati_...

По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника; кондак храма. «Слава» – кондак мучениц, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника. «Слава» – кондак мучениц, «И ныне» – кондак праздника. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма; кондак храма. «Слава» – кондак мучениц, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен – субботы пред Воздвижением, глас 3й: «Пойте Богу нашему, пойте…», стих: «Вси языцы, восплещите руками…»; и праздника, песнь Богородицы, глас тот же: «Величит душа Моя Господа…». Аллилуиарий – субботы пред Воздвижением, глас 5й: «Милости Твоя, Господи…»; и праздника, глас 8й: «Слыши, Дщи, и виждь…». Апостол и Евангелие – субботы пред Воздвижением и дня. Задостойник праздника. Причастен – праздника: «Чашу спасения прииму…». 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 29 июля 2017 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы Собору Липецких святых. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4972659.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/401). 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 9 июля 2019 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы новомученице Татиане Гримблит. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5467836.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/478). 3 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 11 марта 2020 года были утверждены тексты тропаря и кондака священномученику Василию Максимову, пресвитеру Кабановскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5605243.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/497).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Положение десницы и уст Пресвятой Богородицы также выражают Её смирение и благоговение. Несмотря на всю тяжесть выпавшего на Её долю Креста (ср. Лк. 2:35), Богоматерь принимает его — именно это призвано здесь отобразить по замыслу иконописцев выражение Её лика. Своей десницей же Она в благоговении не смеет коснуться главы Спасителя, подобно тому, как некогда не осмеливался это сделать и св. Иоанн Предтеча (ср. Мф. 3:14 и молитву после канона Предтече). Автор идеи создания этого образа – священнослужитель храма Крестовоздвиженья, отец Савва Тавадзе, ему же принадлежит и название иконы, и каждое изображённое на ней движение, динамика, выражение, цвета; а исполнителем идеи является иконописец Лаша Дарбуашвили. Новая икона Богородицы была передана в дар католикос-патриарху, Святейшему и Блаженнейшему Илии II, и ему она очень понравилась. Святейший благословил этот образ Богоматери, а также и его создателей. Благословение, полученное от Святейшего, дало основание для создания других копий этой иконы. Один список на данный момент хранится в храмовом комплексе Крестовоздвиженья в г. Тбилиси (ул. З. Панаскеретел-Цицишвили, 14), где сейчас близится завершение строительства четвёртого храма, который как раз будет посвящен прославлению Пресвятой Богородицы. По слову Евангелия: «И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:46-48). Новый образ Пресвятой Богородицы получает одобрение и признание и за пределами Грузии. Один список иконы был передан в дар на о. Кипр, владыке Афанасию, митрополиту Лимассольскому. Владыке образ настолько понравился, что он поместил его в своей резиденции, в числе своих личных икон. Мнение кипрского архиерея, ввиду его богатого духовного опыта, представляло весьма большое значение для создателей иконы. «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16) — наставляет апостол Павел. Поистине, следует подражать Христу, чтобы стать подобными Ему. «Подражать же Богу мы можем, несомненно, не в Его всемогуществе и бесконечности, но, в первую очередь, в кротости, смирении», — поясняет отец Феодор Гигнадзе. К этому призывает нас и безмолвная проповедь Пресвятой Богородицы – пример Её земного жития.

http://pravicon.com/info-4100

Примечание. «От днесь начинается чести Метафраст Логофета Симеона, и Маргарит Златоустов, и толкования Посланий святаго апостола Павла» (Типикон, 1 сентября, 1-е «зри»). По 2-м стихословии – седален преподобного, глас 8-й: «Воздержанием, и труды...». «Слава» – седален мц. Каллисты, глас 4-й: «Вошла еси в подвиг...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Скоро приими...». Псалом 50-й. Примечание. Полиелей поется только в храме прп. Симеона Столпника. Полиелей и величание преподобного с псалмом избранным. Малая ектения и седальны преподобного по полиелее (как указано в Минее). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – преподобного, стихира по 50-м псалме – храма (преподобного) (ср.: Минея, 1 сентября). Каноны: индикта со ирмосом на 6 (ирмос по дважды), мучениц на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Крест начертав...». По 3-й песни – кондак индикта, глас 2-й; седален индикта, глас 8-й, седален преподобного, глас тот же. «Слава» – седален мучениц, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». Примечание. «Иерей же, покадив святую трапезу, возгласит: Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим. И, покадив святый олтарь и всю Церковь, и братию, еже повсегда на 9-й песни утрени не оставляется. Мы же стихословим [стихологисуем] 9-ю песнь, поюще велегласно, на глас 6-й: Величит душа моя Господа... Припеваем же: Честнейшую Херувим...» (см.: Минея, 1 сентября). По 9-й песни – катавасия: «Таин еси, Богородице, рай...» и «Снедию древа...». «Достойно есть» не поется. Светилен индикта. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – ин светилен индикта. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 4: индикта, глас 3-й и глас 4-й – 3, и мучениц, глас 2-й – 1. «Слава» – преподобного, глас 2-й: «От корене благаго...», «И ныне» – индикта, глас 8-й: «Неизреченною мудростию...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь индикта, глас 2-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 1-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же: «Радуйся, обрадованная...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-09-14/

Примечание. «От днесь начинается чести Метафраст Логофета Симеона, и Маргарит Златоустов, и толкования Посланий святаго апостола Павла» (Типикон, 1 сентября, 1е «зри»). По 2м стихословии – седален преподобного, глас 8й: «Воздержанием, и труды…». «Слава» – седален мц. Каллисты, глас 4й: «Вошла еси в подвиг…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Скоро приими…». Псалом 50й. Примечание. Полиелей поется только в храме прп. Симеона Столпника. Полиелей и величание преподобного с псалмом избранным. Малая ектения и седальны преподобного по полиелее (как указано в Минее). Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен и Евангелие – преподобного, стихира по 50м псалме – храма (преподобного) (ср.: Минея, 1 сентября). Каноны: индикта со ирмосом на 6 (ирмос по дважды), мучениц на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Крест начертав…». По 3й песни – кондак индикта, глас 2й; седален индикта, глас 8й, седален преподобного, глас тот же. «Слава» – седален мучениц, глас 1й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос преподобного, глас 2й. На 9й песни поем «Честнейшую». Примечание. «Иерей же, покадив святую трапезу, возгласит: Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим. И, покадив святый олтарь и всю Церковь , и братию, еже повсегда на 9й песни утрени не оставляется. Мы же стихословим [стихологисуем] 9ю песнь, поюще велегласно, на глас 6й: Величит душа моя Господа… Припеваем же: Честнейшую Херувим…» (см.: Минея, 1 сентября). По 9й песни – катавасия: «Таин еси, Богородице, рай…» и «Снедию древа…». «Достойно есть» не поется. Светилен индикта. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – ин светилен индикта. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 4: индикта, глас 3й и глас 4й – 3, и мучениц, глас 2й – 1. «Слава» – преподобного, глас 2й: «От корене благаго…», «И ныне» – индикта, глас 8й: «Неизреченною мудростию…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь индикта, глас 2й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 1й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же: «Радуйся, обрадованная…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Мама у вас? «В Боровске». Путь не малый, пошел знакомой дорогой, к вечеру пришел, уж солнце село. Тихий стук. Та-татата-та – на другой не откроют. Шепотом в сенях: – Мама у Вас? – Входи, тут, тише, служба идет. Бревенчатые стены, на окнах глухие ставни, у икон лампада. Отец Серафим в полумантии и в марлевой епитрахили, в руке у него шарик ладана, в другой – свечка. Подогреваемый свечкой, шарик начинает синим дымком наполнять комнатушку благоуханием, батюшка «кадит им крестообразно». «Богородицу и Мати Света в песни возвеличим!» – тихо и проникновенно возглашает он. Все встают на колени, и я рядом с мамой. «Величит душа моя Господа, и возрадуется дух мой о Бозе Спасе моем», – все поют так тихо и с такими внутренними слезами радости, что душа твоя оставляет этот мир и куда-то уходит, сливаясь с ароматом ладана и растворяясь в покое, забыв все, словно и жизни не было. «Слава Тебе, показавшему нам свет… Слава Вышних Богу, и на земли мир в человецех благоволение, Хвалим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея… » Окончилась всенощная, рассказываю маме и батюшке, как я вырвался к ним из военкомата. «Я пришел попрощаться, забирают всех под гребенку, но без медкомиссии я идти на убой не желаю, повидав Вас, вернусь в Серпухов, а там будь, что будет». Вечером исповедовался, утром на литургии причастился, позавтракал, обнял мамочку, быть может, в последний раз, батюшка благословил меня, положив руку на мою голову: «С Богом! Иди с Богом!» Обернувшись еще раз, увидел слезы на глазах мамы, вышел из дома. Презентация книги Алексея Арцыбушева «Милосердия двери» состоится 5 мая в 18:00 в Москве в магазине «Библио-глобус» (-1 уровень, зал презентаций). Автор сам представит книгу. Алексей Петрович Арцыбушев, – дворянин, потомок черногорского императора,  авантюрист, художник, человек, никогда не терявший мужества, выживший благодаря этому в сталинских лагерях и ссылке. А.П. Арцыбушев родился в 1919 году в дворянской семье, дед Алексея Петровича был министром юстиции Российской Империи. Сам Алексей Петрович стал свидетелем великих и трагических событий ХХ века: родился в эпоху гражданской войны, видел Великую Отечественную войну, в 1946 году был осужден на 6 лет лагерей.

http://pravmir.ru/do-osobogo-rasporyazhe...

В этой милой, простой и доброй легенде кроется глубокий духовный смысл. Господь сказал: " Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царствие Небесное " . Народная мудрость гласит: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Знаем мы, что Господь нас учит кротости: " Научитесь от меня, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим " . Матерь Божия дает нам пример кротости и смирения. Когда праведная Елизавета, увидев Ее у себя, воскликнула: " И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне " , Пресвятая Богородица ответила ей: " Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей " . (Лк. 1; 43-48). Господь одарил Ее этой славой и честью только благодаря Ее смирению. Именно этому смирению учит нас и образ ели из старинной легенды. Кроме того, ель - вечнозеленое дерево, что также напоминает нам о вечности, святой правде Божией и о нашей вечной жизни с Господом Богом. Дети, танцующие возле елки, это наши христианские души. Тот, кто невинен, чист сердцем, тот узрит Бога. " Будьте как дети, и войдете в Царство Небесное " . Нам нужно уподобиться детям, их чистоте, доверчивости, смирению, незлобию. Кроме огоньков и ярких игрушек, украшающих ель, мы развешиваем на ветвях конфеты, сласти, фрукты, это символизирует то, что эта вечная жизнь с Господом - сладкая, радостная, всеблаженная. Все насладятся пиром веры в общении с Господом Богом, отведают манны небесной. Таким образом, рождественская ель обрела свое место в наших традициях, вошла в наш быт, и является внешним отличительным атрибутом этого высокого христианского праздника. Поэтому мы ставим ели не только в храмах, но и в своих домах. Искони ставились они и в залах, где проводились новогодние вечера. И сегодня ели украшают улицы и площади наших городов и сел. Это все подчеркивает, как наш народ любит этот праздник. + + + В нашем соборе во имя Владимирской иконы Божией Матери в этот праздник устанавливаются ели и в алтаре, и на солее, и в самом храме. Они приносят с собой свежесть леса, зимний аромат этого дерева, который всегда напоминает нам об этом дивном празднике.

http://ruskline.ru/analitika/2007/01/05/...

photosight.ru Но не все хотят следовать, как не все любят читать изысканную поэзию или любоваться музейными экспонатами. Для таких людей возвышенность языка не обязательно достоинство, она скорее связана для них с непонятностью. Им хочется услышать на богослужении и прочитать в Библии, как жить и что делать здесь и сейчас, и не вникать при этом в грамматические и стилистические тонкости. В конце концов, говорят они, ко Христу мы приходим, или к плюсквамперфекту? А Христос говорил с апостолами на самом простом, разговорном языке. Да нет же, отвечают им охранители, молился Он уж, во всяком случае, на особом, священном языке, и Евангелие написано возвышенно… Не вполне правы тут обе стороны. В Библии, и в Евангелии в частности мы найдем примеры очень разного стиля – к сожалению, мало какие переводы обращают на это внимание. Евангелист Марк писал предельно просто, порой даже с грамматическими ошибками (если судить по строгим меркам школьных правил), он и был простым человеком – а вот Лука получил хорошее образование, и в своем Евангелии он употребил самые разные стили. Так, обращение к Феофилу, с которого начинается его Евангелие, следует всем правилам греческой риторики, а песнопения первой главы («Величит душа моя Господа» и др.) подражают поэтическим текстам Ветхого Завета. Точно так же и в нашем богослужении мы можем найти тексты предельно простые и мощные именно в этой своей простоте (например, Трисвятое), и одновременно сложнейшие богословские построения, практически непонятные человеку без специального образования. Но было бы неверно связывать сложность предмета с возвышенностью стиля. Как раз тот самый анонимный античной автор говорил о суровой простоте первых слов Бытия: « В начале сотворил Бог небо и землю ». Возвышенно могут звучать очень разные тексты: и витиеватое плетение словес, и предельная лаконичность. Более того, возвышенность не является принадлежностью какого-то одного языка, например, церковнославянского. Как любой намагниченный кусок железа имеет два полюса, и если его разрубить пополам, то и каждая из половинок сохранит оба полюса, так и любой язык с литературной традицией имеет свое просторечие и свой высокий стиль. И эти два полюса распознаются людьми почти бессознательно, как магнитное поле действует на металлические предметы.

http://pravmir.ru/mezhdu-russkim-i-cerko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010