Свидетельства учеников …Всего две одежды, скромность и простота во всем, но Сама Дева Мария излучала любовь и красоту. «Сокровенный сердца человек» угадывался в Ее неторопливой походке, спокойных жестах и голосе. Пораженный Ее красотой даже в преклонные годы, ученик апостола Павла грек Дионисий Ареопагит свидетельствовал, что, если бы он не исповедовал Единого Бога, он решил бы, что перед ним «прекрасная богиня». Воспоминание о ней оставил и другой ученик – Никифор Каллист: «В беседе Она сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением». Последние годы земной жизни Дева Мария, по преданию, провела в доме Иоанна Богослова на Сионской горе и часто посещала памятные для Нее места, освященные присутствием Иисуса Христа, приходила молиться и на Голгофу, и на Елеонскую гору. Служа апостолам, служа Богу вместе с ними, частью души Она была уже не на земле, стремясь к Небу, к соединению с Сыном. И вот, в один из дней, Архангел Гавриил известил Ее о приближающемся часе Ее ухода из мира, что должно было совершиться через три дня. Для удостоверения в истине этого извещения, Он подал Ей райскую ветвь, оставшуюся у Ней на руках, когда явление закончилось. Для Девы Марии это была весть радостная, долгожданная. Она видела, что основание и устроение Церкви на земле совершилось, и готова была к переходу в Царство Небесное с чувством спокойствия за учеников Христа. Перед кончиной Она обещала собравшимся в доме Иоанна Богослова апостолам не оставить мира в сиротстве и подавать помощь всем, прибегающим к Ней в молитве, и завещала перенести Ее тело в Гефсиманию, туда, где провел последнюю свою ночь перед крестными страданиями Ее Сын. Безболезненным, мирным было Ее разрешение от земных уз. Глаза Ее уже видели Бога, и последними словами Ее было радостное приветствие, как в юности, когда Она получила благую весть о предстоящем рождении от Нее Спасителя: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем…».

http://pravmir.ru/uspenie-presvyatoj-bog...

Спаса Нерукотворного в Московском Кремле (ГММК). Вторая, меньшего размера, исполнена учеником Симона Ушакова Феодотом Протопоповым Ухтомским (ГРМ). На обеих иконах авторское наименование образа не приведено. На первой - на фоне дан текст пророчества прав. Симеона Богоприимца о крестных муках Спасителя: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец» (Лк 2. 34-35). Этой цитате соответствует страстная атрибутика в руках Младенца Христа - достоверно переданный уменьшенный в размерах Голгофский крест с терновым венцом на нем, копие и трость. По кайме мафория Божией Матери на обеих иконах начертан ответ Богоматери арх. Гавриилу при Благовещении: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк 1. 46-47). Эта иконографическая схема, но без евангельских цитат точно повторена на гравюре 1713-1714 гг. московского мастера Г. П. Тепчегорского, вклеенной в сб. «Солнце Пресветлое» рядом с текстом сказания о Н. и., где в авторской подписи указано название «Новоникитская». Очевидно, идентификация уже существовавшего извода как Н. и. произошла благодаря изображению креста в руках Спасителя. С тем же названием этот извод представлен на первом по времени создания изобразительном своде чтимых Богородичных образов - на раме к Владимирской иконе Божией Матери, выполненной в 1722 г. Иваном Дорофеевым (частное собрание). Новоникитская икона Божией Матери. Роспись Благовещенской ц. в Ярославле. 1-я четв. XVIII в. Новоникитская икона Божией Матери. Роспись Благовещенской ц. в Ярославле. 1-я четв. XVIII в. Точный источник иконографии Н. и. неизвестен; на ее зап. происхождение указывают следующие особенности: сложенные на груди руки Богородицы, синий цвет Ее мафория, короткая белая рубашка у Младенца Христа, крест и орудия страстей в Его руке. Близкие по композиции изображения встречаются в европ. печатной графике XIV-XVII вв., в частности на нем. ксилографии XV в., где, как и на иконе работы Ушакова, есть мотив «Симеонова проречения», поскольку грудь Божией Матери пронзает меч.

http://pravenc.ru/text/2716436.html

Тайна Божией Матери может быть понята в какой-то степени через это. Хотя сегодня Она Сама — дитя. И поскольку Ей дана вся благодать, Она зовет к этой радости всех детей. Она зовет всех детей, и как только дети собираются вокруг Нее, Она раздает им подарки, в которых с избытком присутствуют все виды благ, чтобы они могли подарить их Отцу. Поистине Дух Святой, ведущий детей к небесному Отцу, действует по Ее ходатайству. В этом — тайна святых всех времен. Сколько веков надо было ждать! Но это ничто, по сравнению со всей историей Церкви и жизнью будущего века, открывающейся там, где Святое Святых. Как питает наш ум и сердце сегодняшнее Евангелие! В нем — трепетная поспешность Пречистой Девы и легкий шаг небесной любви, которым Она идет. В нем — голос Божией Матери, услышав который возрадовался младенец во чреве Елисаветы. В нем — благая весть, радость, которая будет всем людям, и больший из рожденных женами весь обращен к Богу Отцу. Это единственное Евангелие, где мы узнаем, что любовь спешит. Читая Писание, мы не можем не видеть, что у Бога для всего свое время, что проходят поколение за поколением, а Он постепенно уготовляет что-то великое. Но внезапно в этом Богородичном Евангелии все ускоряется. И слова, которые звучат в Песне Богородицы, являют, как дух Ее трепещет, ликует, возносится: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем». Дух Святой открывает нам через эти слова, что Бог — весь в движении. Он поворачивает течение времени вспять, Он возвышает нас, Он утешает, Он празднует Свою любовь, Он склоняется над родом человеческим, соединяется с ним. Поистине все — здесь. Это поистине пророческий час, когда все совершится быстро, когда Бог будет спешить. Введение трехлетней Отроковицы во Святое Святых — прообраз этого. Богу надо, чтобы было Святое Семейство, новая Ева и новый Адам, человек праведный, святой в этом раю Пресвятой Троицы на земле. Адам и Ева были изгнаны из рая, и вход в него хранил Ангел. Но вот — новый рай открывается для нового Адама и новой Евы. Скоро Бог сможет сказать: «Совершилось!» и почить от дел рук Своих. Но Он хочет, чтобы все люди спаслись. Будем молить сегодня Божию Матерь о благодати приобщиться и нам этому трепету и поспешности любви, ибо мы слышали голос Писания — голос Бога, ходящего в раю и голос Ее. Пречистая Дева явила нам Свой лик, и мы знаем, что Она бесконечно прекрасна. И даже если мы не видели Ее телесными глазами, мы предощущаем Ее красоту иным зрением. Но этого недостаточно. Надо делать все, что Она требует. А все, что Она требует, сообщает небесные искры, огонь.

http://moral.ru/поспешность-любви/

Хотя о храме и церковном празднике тоже мысль присутствовала. Вот эта: «В Покров день девушки спозаранок бежали в церковь и ставили свечку празднику. Кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет» . Завершалось все плясовой: «Скоро, девушки, Покров, Скоро нам гуляночка, Скоро-скоро заиграет Милого тальяночка» И утверждающим призывом: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком!». Что тут скажешь, если даже Богородичный Покров стал «батюшкой»? Именно потому и слышит священник недоуменные и горестные стенания на «оставленность», что земные заботы стали прерогативой повседневности, а языческие отголоски назвали духовностью. Не оставит Пречистая Покровом Своим тех, где есть святые Андреи и Епифании. По молитвам праведников покрывает омофором Богородица всех, кто к Богу стремится и даже тех, кто в неведении пребывает… Нам лишь осталось молитвенно исполнять слова Самой Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лук.1:46-48) С Праздником! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 июля, 2021 7 февраля, 2021 3 июня, 2022 7 апреля, 2022 26 октября, 2021 14 октября, 2021 14 октября, 2021 5 августа, 2021 21 июля, 2021 9 июля, 2021 7 февраля, 2021 3 июня, 2022 7 апреля, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pochemu-nam-ne-pomogae...

Текст «Н. о.» обычно анализируется в контексте др. гимнографических славословий, представленных в Евангелии от Луки ( Величит душа Моя Господа - Лк 1. 46-55; Песнь Захарии - Лк 1. 68-79; славословие ангелов - Лк 2. 14), тем более что в каждом из них использованы ветхозаветные цитаты из пророческих и поэтических книг в новом контексте. В отличие от др. гимнов в «Н. о.» всего лишь один раз встречается упоминание автора молитвы о самом себе, которое как бы растворяется в обращении к Богу во 2-м лице ед. ч., в основном содержании стиха. Текст «Н. о.» на лексическом уровне совпадает с гимном «Величит душа Моя Господа» - оба славословия содержат общие слова, имеющие отношение к теме спасения: νν (ныне) - Лк 1. 48; λας/λαο (народ/народы) - Лк 1. 68; δολος/δουλα (раб/рабыня) - Лк 1. 38; Ισραλ (Израиль) - Лк 1. 54; ερνη (мир) - Лк 1. 79. С «Песнью Захарии» «Н. о.» сближают слова: «народ» - Лк 1. 68; «спасение» - Лк 1. 69; «Израиль» - Лк 1. 68; «мир» - Лк 1. 79; «приуготовлять» (τοιμζειν) - Лк 1. 76. Тем не менее при совпадении базовых слов «Н. о.» с этими 2 главными гимнами во всех 3 гимнах общими являются только 2 слова, их текст не образует единый поэтический текст пророческого обетования, каждое из молитвословий представляет самостоятельное произведение. Это не позволяет говорить о существовании их в качестве единого богослужебного сборника, но скорее можно предположить, что каждый из этих гимнов принадлежал определенной церковной общине ( Gryglewicz. 1975. P. 270). Богословие «Н. о.» поступательно раскрывает имеющиеся в ангельском славословии при рождении Иисуса Христа (ср.: Лк 2. 14) представления о том, что Его явление в мир не только имеет отношение к остатку Израиля, но и несет спасение всем народам (Лк 2. 32 - Fitzmyer. 1981. P. 422; Green. 1997. P. 146). В целом основной посыл «Н. о.» состоит в том, что Бог дарует Иисуса Христа и прав. Симеон опознаёт в нем буд. спасение всем людям, как язычникам, так и евреям; т. о. «Н. о.» отражает провозвестие сотериологического универсализма Евангелия от Луки (ср.: Лк 1. 47, 55, 69, 71, 73, 77; 2. 11 и др.). Затронутые в «Н. о.» темы служат пониманию природы спасительного служения Христа на протяжении всего евангельского повествования.

http://pravenc.ru/text/ Ныне отпущаеши ...

Осознавая эту благость и человеколюбие Божие и свою подлость и недостоинство, человек сердечно Бога благодарит как своего высочайшего Благодетеля, сердечные колена преклоняет перед Ним и падает, и если не устами, то сердцем вопиет к Нему: « Кто я, Господи, что Ты мне такие блага Свои подаешь? Я грешник, я тварь, перед Тобою согрешившая и огорчившая Тебя и каждый день перед Тобою согрешающая, но Ты меня и такого не оставляешь, а благостью и милостью Твоею жалуешь»... Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – имя святое Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его ( Пс. 102, 1–2 ). Ибо у благодарного сердца всегда блага, дарованные благодетелем его, перед душевными очами обращаются, и, глядя на них и на свое недостоинство, оно усердно благодетеля своего благодарит. Признак неблагодарного сердца – забвение благодеяний, как пишется об израильтянах неблагодарных: и забыли благодеяния Его и чудеса Его, которые Он показал им ( Пс. 77, 11 ). Божия благодать от этого зла отвращает человека и всегда напоминает ему о Божиих благодеяниях и о том, что должно их в памяти содержать и за них усердно Бога, Благодетеля, благодарить и признавать свое недостоинство. Те, которые довольствуются благами Божиими и не благодарят Благодетеля, показывают свою к Благодетелю Богу неблагодарность, что есть великий грех. Просвещенный светом Божиим должен усердно Бога благодарить за милость Его, оказанную ему, за то, что Он потерпел окаянство его, что в таком заблуждении не восхитил его и что подал ему просвещение и разум спасения. Благодарение Бога есть внутреннее, сердечное и радостное чувствование благости Его и милости, которые Он нам, недостойным, оказывал и оказывает, – и сердцем и устами засвидетельствование. Образ этого сердечного благодарения показал нам Сам Христос, Сын Божий, когда возрадовался духом и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, и прочее ( Лк. 10, 21 ); показала Пресвятая Матерь Его, Пречистая Дева Мария, когда радостным духом воспела эту песнь: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, и прочее ( Лк. 1, 46–55 ). Святой Давид во многих псалмах радостным духом и благодарным сердцем и устами воспевает благость Божию и других к этому пресладкому ликованию созывает: возвеличьте Господа со мною, и все вместе превознесем имя Его. И еще: вкусите и увидите, как благ Господь ( Пс. 33, 4, 9 ). Ибо свойство благодарного сердца не только самому благодетеля своего прославлять, но стараться, чтобы и другие славили его.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Нужно постепенно вовлекать в пение всех людей, потому что мы должны петь одними устами и одним сердцем. Так же и говорится: «Единодушно, едиными усты, единым сердцем восхвалим Господа Бога и Спасителя нашего». То есть нужно, чтобы уста также работали. В Послании апостола Павла к евреям говорится: «Мы приносим Богу жертву хваления — плод уст, исповедующихся имени Его». И еще говорится: «Сердцем веруется в праведность, а устами исповедуется во спасение». То есть открытые уста, хвалящие Бога, это непременное условие молитвы. Превращать многомиллионную паству в исихастов, молчащих, как рыба, и молящихся в уме, это, мягко говоря, жуткая ошибка, если не хуже. Но так у нас получилось, хотя раньше люди пели всегда. Люди вообще пели, понимаете? Люди пели, когда работали, а сегодня никто не поет, когда работает. Слесарь, когда гайки крутит, не поет, крестьянка корову доит — не поет, студент чертежи чертит — не поет, никто не поет. Никто не поет, да люди и песен не знают. На войну идут — оркестр играет, а люди не поют. Свадьбу празднуют — оркестр играет, а люди не поют. Пьют, жуют и не поют. Люди вообще не поют. Непоющий народ — это народ, находящийся в состоянии такого глубокого анабиоза, такой анемии, он полумертвый. Нам, конечно, надо начинать не с того, чтобы петь «Во саду ли, в огороде» на улице под баян, а нужно петь в храме: «Отверзу уста моя, и наполнятся духа». Пока рот закрыт, и духа нет, а отверзу уста, и дух появится. Нам не хватает народного пения. Начинать нужно с маленького, и нужно обязательно, чтобы люди вовлекались в это постепенно, ну, хоть бы шептали. Я говорю своим так: «Вот ты картошку чистишь, занавески стираешь, дома убираешь, транзистор паяешь — включи себе в магнитофоне церковное песнопение. Пусть звучит, например, «Свете тихий», пусть звучит «Честнейшую херувим», «Величит душа моя Господа», «Ныне отпущаеши», пусть Литургия поется, а ты подпевай». Некоторые даже не знают, каким голосом они поют — баритоном, баритональным басом, тенором, дискантом. Люди не знают своих голосов. Конечно, когда они начнут петь, сначала они станут пускать петухов, петь, кто в лес, кто по дрова, как глухие.

http://pravoslavie.ru/119246.html

Сведения от сотрудников на местах и деньги поступали в Ленинградское отд-ние Драмосоюза, после чего денежные средства направлялись в Московское отд-ние, где распределялись между членами секции духовных композиторов по определенной квоте. Среди 130 зарегистрированных композиторов М. занимал 9-е место по количеству исполнений после Архангельского, Чеснокова, Кастальского, П. И. Чайковского , А. Т. Гречанинова , В. А. Фатеева (см. в ст. Фатеевы ), М. М. Ипполитова-Иванова и прот. Д. В. Аллеманова . В момент вступления в Драмосоюз М. жил в Таганроге, в 1926-1928 гг.- в Луганске, будучи регентом Казанской ц., с 1928 г.- в Славянске, где, как указано в анкете 1929 г., являлся руководителем (регентом и педагогом) хора местной Троицкой общины. Жизненный путь М. завершился в Славянске в период нем. оккупации. Несмотря на частые переезды и интенсивную регентскую деятельность, М. продолжал сочинять музыку. Он писал романсы, фортепианные пьесы, песни, составлял пособия для школ и клубов, но основное место в его творчестве занимала духовная музыка, причем половина написанного (в перечне сочинений 1929 г. указано 81 песнопение) осталась неизданной и отдельные сочинения распространялись автором в рукописях. Очевидно, весь архив, находившийся у М. в Славянске, погиб. Сочинения М. звучат в российских храмах и в наст. время, среди особо популярных - «Величит душа моя Господа», «Благослови, душе моя, Господа» (тенор соло), Великое славословие, «Свете тихий». Следует сказать об исключительной чуткости автора к хоровой звучности и большом мастерстве в соединении голосов, в его хоровых партитурах все просто и органично. Интонационно и по характеру изложения его сочинения имеют общие корни с укр. народной песней, просматривается также влияние А. Л. Веделя. Еще на раннем этапе творчества М. один из бакинских рецензентов точно подметил: «...его «Приидите поклонимся» - независимо от красивой гармонии и удобного расположения голосов, приятно поразило своей простотой и утонченностью». Муз. соч.: изд.

http://pravenc.ru/text/2564552.html

На Брянской земле знаменное пение возрождается в некоторых обителях и храмах. Оно включено в программу обучения на Регентском отделении Брянского Епархиального женского Духовного Училища. Данный сборник является практическим приложением изучаемого предмета. Издание включает необходимые песнопения для повседневного служения в храмах. Песнопения подбирались по принципу адаптации к начинающим и не имеющим широкого доступа к источникам. Возможность исполнения предлагаемого круга песнопений знаменного роспева подтверждается продолжительной клиросной практикой. Содержание Введение. 2 Всенощное бдение. 4 Благослови, душе моя, Господа. 5 Блажен муж. 7 «Господи, воззвах...», 1-я Воскресная стихира столпового роспева, примеры Воскресных стихир малого знаменного роспева, догматик Глас 1. 9 Глас 2. 12 Глас 3. 15 Глас 4. 19 Глас 5. 23 Глас 6. 27 Глас 7. 31 Глас 8. 34 Свете Тихий. 38 Свете Тихий, глас 6. 38 Прокимны вечерни. 40 Ныне отпущаеши. 41 «Бог Господь», тропарь Воскресный малого знаменного роспева Глас 1. 42 Глас 2. 42 Глас 3. 43 Глас 4. 44 Глас 5. 44 Глас 6. 45 Глас 7. 46 Глас 8. 46 «Хвалите имя Господне...». 48 Тропари по непорочных. 49 По 50-м псалме. 51 Величит душа моя. 52 Великое славословие. 53 Тропари Воскресны. 56 «Взбранной Воеводе...». 57 Литургия. 58 Великая ектения. 59 Антифон 1. 59 Малая ектения. 61 Антифон 2. 61 Единородный Сыне. 62 Малая ектения. 63 Антифон 3. 63 Входное. 66 Прокимны. 67 Аллилуарий. 70 Перед Евангелием. 71 Сугубая ектения. 71 Ектения об оглашенных. 71 Херувимская песнь (путевая). 72 Херувимская песнь (Обиход синодальный). 73 Просительнаяектения. 75 ОтцаиСына. 75 Милостьмира. 75 Достойно есть. 77 Задостойники. 78 О Тебе радуется. 90 После «Достойно есть». 91 После «Отче наш». 91 Един Свят. 91 Аллилуия. 92 В явление Святых Даров. 92 Многолетие. 94 Список источников. 96 Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Читать далее Источник: Всенощная и Литургия знаменного роспева. Изд. Брянского Епархиального упр. г. Брянск. 2013 г. С.100.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не так поступала Матерь Божия. Она, скажу словами апостола, облачалась «пристойно, с стыдливостию и целомудрием», и украшала себя не «плетением волос, или золотом, жемчугом и драгоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвятившим себя благочестию» ( 1Тим. 2, 9, 10 ). По свидетельству церковных писателей, «Она была Дева не точию плотию, но и духом, в сердце смиренна, в словеси богомудренна, в глаголании не скора, в беседах целомудренна, во всем честна и постоянна; говорила Она очень мало и только о нужном, охотно выслушивала других и была красноречива, воздавала всякому должную честь и почтение, со всеми беседовала благоприлично, без смеха, возмущения и гнева, не причастна была кичливости, притворства и изнеженности, но была проста и во всем показывала большое смирение» (Четьи Мин. 15 авг.). Смирение Девы Марии было так искренно и велико, что Она не усумнилась исповедать его пред Самим Богом в благодарной Своей молитве. «Величит душа моя Господа», взывала Она, «и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем: яко призре на смирение рабы Своея» ( Лук. 1, 46–48 ). Она была царского рода, юная и прекрасная, и однако не почла унижением для Ней быть обручницею престарелого древодела. Она была любимая дщерь Господа, имела общение с ангелами, удостоилась быть Матерью Сына Божия, и при всем этом жила в неизвестности, безропотно терпела бедность, питалась трудами рук Своих. Она знала о божественном достоинстве Ея Сына, – была свидетельницею той славы, которую воздали Ему при рождении волхвы, земные мудрецы, и воинства небесныя, замечала в Нем дивную премудрость, видела многочисленные опыты чудодейственной Его силы, и все это Матерь Божия соблюдала «в сердце Своем» ( Лук. 2, 19. 51 ), и как бы утаивала от Самой Себя, дабы невольно не возгордиться Своим величием. Таково было Ея смирение! в) Это смирение Божией Матери сопровождалось искреннею преданностию воле Отца небеснаго, совершенною покорностию Его распоряжениям и великодушным перенесением посылаемых от Него скорбей и несчастий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010