3я. Благодарственная песнь св. Анны, матери пророка Самуила. Св. Анна дала обет Господу, отдать Ему сына своего, если у неё будет ребенок. Песнь является её молитвой, когда она отдала ребёнка служить Богу при священнике Илии. ( 1Цар.2:1-10 ). Символизирует нашу благодарность Господу, ибо без него мы бесплодны, как бесплодна была св. Анна. 4я. Пророческая песнь-молитва пророка Аввакума ( Авв.3:1-19 ), в которой он воспевает величие Господа, Его спасение для нас. 5я. Молитва пророка Исайи ( Ис.26:9-19 ), провидевшего пришествие Спасителя и всеобщее воскресение. 6я. Молитва пророка Ионы из чрева кита ( Ион.2:2-10 ). Мы выражаем благодарность Господу за то, что Он спас нас, погрязших в грехах. Чрево кита – образ преисподней. 7 и 8я. Песнь трёх отроков, вверженных в раскалённую печь за отказ поклониться идолу и чудесно спасённых ( Дан.3; 19:26-56; 3:57-90 ). Печь – символ прошедшей, грешной жизни, за что евреи были отданы под власть язычников. 9я. Песнь Богоматери при встрече со св. Елисаветою: «Величит душа моя Господа…» ( Лк.1:46-55 ). Молитва Захарии, поражённого немотой и вновь обретшего дар речи «Благословен Господь Бог Израилев…» ( Лк.1:68-79 ). Толкование песней Священного Писания, положенных в основу ирмосов канона 1я песнь канона приводит на память благодарственную песнь пророка Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися», после перехода евреев через Чермное (Красное) море. Именно это событие – основа ветхозаветной Пасхи и прообраз новозаветной. Вот как описывает события библейская книга Исход (слова собственно библейской песни, издревле входившей в богослужение, выделены шрифтом). Приводим отрывок из русского Синодального перевода Библии. Некоторые фразы и выражения даются в квадратных скобках по церковнославянской Библии: те, что чаще всего используются в ирмосах канонов, а также те, которые заметно отличаются в церковнославянской Библии от русского Синодального перевода (напомним, что церковнославянская Библия переведена с греческой, а русская – в основном с еврейского текста, поэтому некоторые выражения в них различаются).

http://azbyka.ru/irmos

45) И блаженна, кто уверовала, потому что совершится то, что сказано Тебе от Господа». 46) И сказала Мария: «Величит душа Моя Господа, 47) и возрадовался дух Мой о Боге, спасении Моем. 48) Что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо, се, отныне блаженной Меня нарекут все роды. 49) Ибо соделал Меня великой Сильный, и свято имя Его; 50) и милосердие Его из рода в роды к боящимся Его. 51) Сотворил державу во плече Своем; рассеял гордецов помышлениями сердца их. 52) Низложил сильных со престола, и вознес смиренных. 53) Алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем. 54) Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милосердие Свое, 55) как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его во веки». 56) Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. 57) Елисавете же настало время родить, и она родила сына. 58) И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милосердие Свое над нею, и сорадовались ей. 59) И было в восьмой день: пришли обрезать отрока и назвать его, по имени отца его, Захариею. 60) И, отвечая, мать его сказала: «Не так, но да зовется он Иоанном». 61) И сказали ей: «Ведь никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем». 62) И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. 63) И, потребовав дощечку, он написал, возвещая: «Иоанн есть имя ему». И все были удивлены. 64) Отверзлись же тотчас уста его и язык его, и он заговорил, благословляя Бога. 65) И был страх на всех живущих вокруг них; и обо всем этом распространилась молва по всей нагорной стране Иудейской, 66) и все слышавшие положили это на сердце своем, говоря: «Кто, как думаешь, будет младенец сей?!» Ибо рука Господня была с ним. 67) И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: 68) «Благословен Господь Бог Израилев, ибо Он посетил и сотворил искупление народу Своему, 69) и воздвиг рог спасения нам в доме Давида, отрока Своего, 70) как возвещено устами святых, бывших от века, пророков Его, 71) спасение от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; 72) дабы сотворить милосердие с отцами нашими и помянуть святый завет Свой, 73) клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, данную Им нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

8я песнь – «Благословите вся дела Господня», является продолжением предыдущего славословия, призывающего воздавать хвалы Богу за все ( Дан.3:67-88 ). 9я песнь — «Величит душа моя», является составной: вначале поется песнь Пресвятой Богородицы, воспетая Ею после приветствия Елизаветы, наименовавшей Ее Матерью Господа ( Лк.1:46-55 ) во время которой совершается каждение храма, а затем добавляется еще (10я) песнь священника Захарии — «Благословен Господь Бог Израилев», которая является славословием Бога при рождении святого Иоанна Предтечи ( Лк.1:68-79 ). Как видим, библейские песни, расположенные приблизительно в хронологическом порядке, в конечном итоге приводят нас к новозаветным временам через 9ю песнь, которую Устав возносит над другими песнями настолько, насколько Новый Завет выше Завета Ветхого. Что касается способа исполнения, то в богослужебной практике 1го тысячелетия библейские песни употреблялись наравне с псалмами и подчинялись в общем тем же правилам псалмодии , хотя и пелись более торжественным напевом, чем псалмы. Первоначально библейские песни (как и псалмы) пелись антифонно, и с кратким припевом к каждому стиху. Например, к 1ой песни (Моисея из Исх) употреблялся припев: «Господу поем, ибо славно прославился»; ко 2й (Моисея из Втор) были 4 припева (к стихам 1–14 — «Слава Тебе, Боже», 15–21 — «Сохрани мя, Господи», 22–38 — «Праведен еси, Господи», 39–43 — «Слава Тебе, слава Тебе»); к 3й (Анны) — «Помилуй мя, Господи»; к 4й (Аввакума) — «Слава силе Твоей, Господи»; к 5–6 (Исаии и Ионы) — «Ущедри мя, Господи»; к 7й (вавилонских отроков) — «Господа пойте дела и превозносите во вся веки»; к 8й — «Благословен еси, Господи». Похожий припев поется ныне в конце 8й песни перед катавасией, выражая наше отношение к Лицам Пресв. Троицы: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поющее и превозносящее во вся веки». А припев к песни Пресв. Богородицы до сих пор возглашается священником или диаконом на амвоне перед ее началом, который когда-то звучал так: «Матерь Святая чистого света, ангельскими песньми Тя, ублажая, величаем». Обычай же петь эту песнь с ИРМОСОМ « Честнейшую херувим », вошел со времен прп. Космы Маюмского (VIII в.), написавшего его.

http://azbyka.ru/video/106-utrennee-peni...

Апостолы собрались к Успению в Иерусалим волей Бога и силой ангельской из различных пределов, где они трудились Словом среди разных народов, возвещая Благую Весть. Согласно Преданию, Пречистая сказала им: «Господь привел вас сюда для утешения души Моей, которой по долгу смертного естества настало определенное Создателем Моим время разлучиться с телом». Когда-то для Нее из уст архангела прозвучало: «Радуйся, Благодатная!... Благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28). Разве может радоваться грешный человек небесной радостью? Напротив, Мария радовалась Господом, потому что всегда искала Его. Тогда великое событие, развернувшее историю нашего мира, произошло. В мир родился Спаситель. Вот почему, говоря о Богородице, мы почитаем Ее выше херувим, выше серафим, выше архангелов и ангелов, и выше всех людей на земле. Она родила Богочеловека, как об этом пишет святитель Григорий Палама: «…Бог не только стал Человеком, но и воспринял плоть от Девы Чистой и Святой, не только выше плотской скверны, но – и скверны помышлений, приходящих от плоти, зачатие в Которой произвела не воля плоти, но наитие Святого Духа: благовещение (Архангела) и вера (Пресвятой Девы) явились причиной обитания Бога, обитания побеждающего всякое слово, как необычного и сущего выше слова, а не согласие и опыт страстного вожделения, потому что нечто такое было совершенно отстранено Ее молитвой и духовным радованием». Преподобный Иоанн Дамаскин называет Ее одушевленной Лествицей: «Ныне умственная одушевленная Лествица, по которой Вышний, нисшедши, явился на земле и пожил с человеками, взошла от земли на небо посредством смерти, как бы некоторой лествицы. Ныне земная Трапеза , неискусобрачно носившая небесный Хлеб жизни, угль Божества, взята от земли на небо, и врата Божии, зрящи на восток (Иез. 43:2), сделались вратами небесными». Безусловно, смирение служит основанием всем другим нашим добродетелям. Именно смирением Своим Она взошла на небо и возведена была на престол Небесного Царствия. Предание повествует, что, когда наступил 15-й день августа (по н.с. 28-е), то Пречистая «возлежала благолепно на украшенном ложе, и в девятый час за полночь вся храмина озарилась неисповедимым светом Божественной Славы», так, что свет от свеч пред ним померкнул. Слава Господня сошла с небес, и Она в восторге воскликнула: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге спасе моем: яко призре на смирение рабы Своея». Услаждаясь неизреченным зрением лика Господа, с великим счастьем сладчайшей любви предала Она душу Свою в руки Бога.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/26/...

Богородичен, глас тойже: Божественнаго быхом общницы естества Тобою Богородице Приснодево: Бога бо нам воплотившагося родила еси. Темже по долгу Тя вси благочестно величаем. Кондак, глас 2. Подобен: Вышних ищя: Пророче Божий, и Предтече благодати, главу твою яко шипок священнейший от земли обретше, исцеления всегда приемлем: ибо паки якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. Светилен: Предтечу Иоанна, и Крестителя Спасова, во пророцех Пророка, и пустыни воспитание, Елисаветино рождение восхвалим вси. Богородичен: Сладосте Ангелов: ищи в понедельник. На литургии прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него. Стих: Услыши Боже глас мой, внегда молити ми ся к Тебе. Апостол Деяний, зачало 33: Якоже скончаваше Иоанн течение: Аллилуиа, глас 4: Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Стих: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут. Евангелие Иоанна, зачало 3: Виде Иоанн Иисуса грядуща к себе: Причастен: В память вечную будет праведник: Во вторник вечера, тропарь Креста, глас 1: Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Крестобогородичен: Твое предстательство имуще Пречистая, и Твоими молитвами лютых избавляеми, Крестом Сына Твоего везде соблюдаеми, по долгу Тя вси благочестно величаем. Кондак, глас 4: Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй Христе Боже, возвесели силою твоею православныя христианы, победы дая им на сопостаты, пособие имущу Твое оружие мира, непобедимую победу. Светилен: Крест хранитель всея вселенныя, Крест красота Церкве, Крест царей держава, Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава, и демонов язва. Крестобогородичен: У креста предстоящи Тя безсеменно Рождшая, и рыдающи вопияше: увы сладчайшее Чадо, како зашел еси от очию Моею? Како в мертвых вменился еси? На литургии прокимен, глас 3: Песнь Богородицы: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В образе Е. и в описании ее окружения подчеркивается, что Спаситель рождается и возрастает в среде хотя и бедных и незнатных, но праведных людей, лучших представителей Израиля, к-рые хранят верность заповедям и надежду на обетования Бога и в ответ на это становятся первыми свидетелями и провозвестниками исполнения последних. Е. и подобные ей люди, живущие жаждой обещанного Божия спасения, становятся тем связующим звеном, благодаря которому обеспечивается и сохраняется преемственность новозаветной Церкви Христовой ветхозаветного избранного народа ( Brown. 1997. P. 227-228). Описание образа Е., по мнению ряда исследователей, встраивается в богословскую концепцию Евангелия от Луки, в к-ром в отличие от остальных Евангелий женщинам уделяется больше внимания, подчеркивается их бóльшая чуткость и преданность Божией воле по сравнению с мужчинами ( Witherington. 1992. P. 63). Именно Е. и Мария, а не Захария и Иосиф первыми слышат весть о приходе Христа и отвечают на нее полным доверием (Лк 1-2; ср.: Мф 1-2). Вера Е. (наряду с верой Марии), а не Захарии считается образцовой. Е. и Дева Мария - главные в событиях, подготавливающих рождение Иоанна Крестителя и Спасителя. В сцене обрезания ее ребенка и наречения имени Е. первая дает ему имя Иоанн, а Захария только подтверждает решение жены, после чего к нему возвращается дар слуха и речи ( Nolland. 1998. P. 79). Е. изображается как пророчица, прозревающая совершившееся зачатие и скорое рождение Господа и восхваляющая Его Мать. В нек-рых старолат. версиях текста Евангелия от Луки IV-VIII вв. ( Nestle-Aland. NTG. P. 153; Metzger B. M. A Textual Comment. on the Greek NT. Stuttg., 19942. P. 130-131), а также в цитатах из этого Евангелия, содержащихся в арм. переводе трактата сщмч. Иринея Лионского «Против ересей» (Adv. haer. III 10. 2 и IV 7. 1), гимн «Величит душа Моя Господа» приписывается Е., а не Марии. О рукописной традиции атрибутирования пророческих слов Е., а не Марии упоминает и блж. Иероним Стридонский в переводе гомилий Оригена ( Hieron. Transl. Homil. Orig. in Luc.//PL. 26. Col. 233C; подробный анализ этой проблемы и способов ее решения см.: Brown. 1993. P. 334-336).

http://pravenc.ru/text/189821.html

Можно ли на службе подпевать хору? Отвечает священник Сергий Кузин, настоятель храма святой великомученицы Екатерины г. Саратова: -В древний период в христианских храмах тексты молитв исполняли все пришедшие на богослужение. С течением времени в церквях появляются хоры, а прихожане внимают пению и чтению «про себя». Лишь некоторые известные песнопения традиционно исполняются всем приходом. К таким песнопениям на всенощном бдении можно отнести следующие: тропарь на литии (по большим праздникам), «Богородице Дево, радуйся», «Воскресение Христово видевше» (по воскресным дням). Иногда прихожане подпевают песнь Богородицы «Величит душа моя Господа». На Литургии весь храм поет «Символ веры» и молитву «Отче наш». Порой в храме по сложившейся местной традиции исполняются вместе с прихожанами и некоторые другие песнопения - например, 50й псалом. В своем желании подпеть хору человеку лучше ориентироваться на эту традицию, не пытаясь петь другие произведения, даже если они знакомы, так как это может помешать и молящимся, и певчим. Если же есть желание петь на службе больше, стоит обратиться в любительский церковный хор - занятия церковным пением для прихожан организованы при многих храмах. Можно ли во время службы, если чувствуешь в себе такую потребность, постоять на коленях? Отвечает священник Антоний Давиденко, настоятель храма святителя Иоанна Златоуста г. Саратова: -Христианское богослужение очень символично. Оно отражает в себе те основные свойства, которыми обладает Церковь: единство, соборность и прочие. Каждый год Церковь в определенном порядке совершает богослужения, посвященные воспоминанию основных событий, имеющих непреходящее значение в деле домостроительства нашего спасения. В связи с этим весь богослужебный год можно разделить на периоды, каждый из которых имеет свойственный только ему богословский смысл. Это отражено и в церковном уставе, в котором, в частности, есть разграничение: когда можно вставать на колени, а когда этого делать не стоит. Например, в период Великого поста совершается много коленопреклонений, а в период от Пасхи до Троицы, воскресные дни и двунадесятые праздники они отменяются совсем. Как писал святитель Афанасий (Сахаров), «коленопреклонение знаменует рабское состояние и наше падение. В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчуждившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: " Авва, Отче! " ».

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/13/ispo...

Мы знаем, что в час, решающий судьбу человечества, Пречистая Дева произнесла: «Как будет это?» и «се, Раба Господня». И мы знаем Песнь Богородицы, открывающую нам, как достигнуть красоты вечного блаженства. Каждый из нас должен прежде всего сказать: «Да будет мне по слову Твоему». Это наше «да» Господу, произнесенное не одними устами, даст нам благодать, которая присутствует в Ее «Величит душа Моя Господа». Тогда и на нас упадет луч Ее красоты. Церковь говорит о тайне женщины и о красоте этой тайны. Она видит в Божией Матери высшее выражение женского гения. Есть прекрасное слово поэта: «Спасибо тебе, женщина, только за то, что ты женщина». Одним принятием этого дара женщина обогатила наш мир и внесла полноту истины в человеческие отношения. Но там, где первая Ева пала, соблазненная сатаной, Пречистая Дева — вторая Ева — явила верность Богу. Сегодня в мире, где хотят уничтожить разницу полов, христианки — матери и девы — предстательством Пречистой открывают нам особое призвание и красоту женщины. Попытка устранения различия полов на самом деле означает не утверждение равенства мужчины и женщины, а сатанинское покушение на достоинство Божия творения. Женщина осуществляет мужчину, так же как мужчина — женщину. Но это происходит в красоте различия и в восполнении друг друга. Человечество не должно допустить разрушения этой сияющей красоты, открывающей нам, что такое человек. Принесем благодарение Божией Матери за великие чудеса, совершенные женщинами. Когда-то «белые платочки тихие» спасли нашу Церковь от полного истребления. И будущее Церкви в третьем тысячелетии будет во многом зависеть от женщин. Мы, несомненно, увидим рождение новых чудес от Господа через женщину. Сатана и здесь попытается приступить со своим искушением вроде «женского священства», как это мы наблюдаем уже в иных западных конфессиях. Но дар женщины — «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Пет. 3, 3). И он начинается в сокровенной способности дара. Но умеет ли мужчина всегда принять этот дар? Мы оказываемся в самом сердце преображенной благодатью любви. И мы видим в Божией Матери совершенный образ будущей Церкви, дело Церкви торжествующей. Мы призваны глубже войти в тайну Пречистой, чтобы увидеть, чего Господь ждет от нас, чтобы Царство Божие уже сейчас открывалось нам — и не только за Божественной литургией.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/16/ne...

После этого обрадованная Мария пошла навестить свою родственницу Елизавету, жену Захарии. Когда Она пришла к ней, Елизавета, по научению Святого Духа, сказала Марии: «благословенна (возвеличена или прославлена) Ты между женщинами и благословен плод чрева Твоего (Сын Твой)! И откуда мне такая радость, что пришла ко мне Мать моего Господа!» Мария же отвечала: «величит (прославляет) душа моя Господа!.. С этого времени будут прославлять Меня все народы за то, что сделал со Мною Господь!» Таким образом, Елизавета первая назвала Деву Марию Матерью Божией; так и мы должны называть Ее. Пресвятая Дева Мария сказала, что с того времени Ее должны прославлять все люди; и мы также должны прославлять Ее. Принесение Ангелом Деве Марии радостного известия (благой вести) о рождении от Нее Спасителя называется Благовещением Деве Марии и празднуется 25 марта (7 апреля). Кто явился к Деве Марии? Что сказал ей Ангел? Как отнеслась святая Мария к словам Ангела? О какой радости сказал Ей Ангел? Как это могло случиться, по словам Ангела? Как приняла Святая Дева Мария слова Ангела? Куда после этого пошла Святая Дева Мария? Как назвала Ее Елизавета? Что сказала на это Дева Мария? Как мы должны называть Пресвятую Деву Марию? Почему мы должны прославлять Ее? Когда празднуется Благовещение? (Молитва: Богородице Дево, радуйся...) 67. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь его Предсказание Ангела Захарии исполнилось. У него родился сын, которого назвали Иоанном. После этого Захария опять мог говорить и усердно благодарил Бога вместе с своею женою. Когда Иоанн подрос, а родители его умерли, он ушел в пустыню и там проводил время в молитве и посте. Он питался только диким медом и насекомыми, носил грубую одежду из верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным поясом. Когда Иоанну минуло 30 лет, он по повелению Божию пошел к Иордану и стал проповедовать на берегах его, что явился Спаситель и люди должны приготовиться встретить Его. Народ толпами приходил слушать Иоанна, который говорил: «покайтесь, потому что близко Царство Божие». Кто каялся в грехах своих, тех Иоанн погружал (крестил) в Иордане в знак того, что Господь очистит их душу от грехов, как тело омывается водою. Так как Иоанн крестил людей, он потому называется Крестителем. Некоторые спрашивали Иоанна, – не Христос ли он. Но Иоанн говорил: «я не Христос, но пришел приготовить вас к принятию Его». Потому Иоанн называется еще предшественником или Предтечею Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Препод. Пафнутий спросил учеников о том, когда он заболел; ему сказали «в четверток». «В тот же день и умру» – отвечал преподобный, имея в устах молитву Иисусову и псалом 118 и другие, а также пел: «святых лик обрете» и пр. 2. Св. мученики Еспер и другие Святых не жжет огонь ни настоящий, ни будущий, а грешников и тот и другой Мученики, брошенные в разженную печь, пели песнь и остались невредимыми; потом уснули и был глас с небес; «внидите, праведнии, в рай Господа своего; ты же, нечестивый Катале, пойдешь в геенну мучиться во веки в огне неугасимом.» Св. мученики Борис и Глеб Братоубийство оскверняет землю и воздух На братоубийцу Святополка напал бес и расслабил его кости; когда он убегал, его несли часто по лесам на носилках, и ему непрестанно виделось, что за ним гнались. Когда же умер, то из могилы, которая над ним была насыпана, исходил смрад целые столетия. Пренебрежение к святым наказывается Варяги, бывши на той земле, в которой погребены были мощи св. мучеников Бориса и Глеба, ходили по ней небрежно, – вдруг опалены были огнем, исшедшим из земли, ноги одного варяга, который небрежно вступил на ту землю. Маловерие к святым наказывается При перенесении мощей св. мучеников Бориса и Глеба, имея нетвердую ко святым веру, митрополит Георгий был объят ужасом. Лишенный дара от грешников получает его от святых Некий безногий нищий, пришедши за милостынею к одному человеку, который в день св. Николая творил обед, не получил ничего; от голода он пришел в исступление и увидел, что святые Борис и Глеб врачуют его ногу; действительно, из отсеченной при колене ноги, видимо стала показываться нога и скоро выросла. Наказание за работу в праздник В городе Дорогобуже одна женщина, что то работала в день св. Николая, – вдруг явились ей святые Борис и Глеб и с угрозою ей сказали: «зачем ты работаешь в день святого Николая? Разве ты не знаешь, что Господь не терпит бесчестия угодников своих?» Сказав это, они разметали ее хижину; женщина от страха обмерла и, придя в себя, пролежала больною целый месяц и в этой болезни иссохла ее рука. Услышавши о целебности мощей святых Бориса и Глеба, она пришла к их церкви и ночью увидела сон: будто бы явились к ней два юноши, из коих один спросил: «Кто велел ей быть при церкви»? и, внушая ей веру во святых, – надел на ее руку кольцо и советовал ей перекреститься. Проснувшись, она рассказала свой сон и во время пения: «величит душа моя Господа», – рука ее уврачевалась. Польза просфоры и свечей

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010