На утреннем Богослужении в Великую пятницу Церковь торжественно произносит благовестите о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 чтений Евангельских, называемых страстными Евангелиями. Чтение 12 Евангелий в Великую пятницу восприяло начало свое от предания Апостольского. О чтении XII страстных Евангелий в Великую пятницу упоминает св. Иоанн Златоуст . Он говорит: «Иудеи нападают с неистовством на Иисуса Христа, и сами по себе мучат Его, связывают, отводят, делаются виновниками обид, нанесенных воинами, пригвождают ко кресту, укоряют, насмехаются. Пилат здесь ничего не присоединял со своей стороны: они сами все делают. И сие у нас прочитывается, когда бываем все в собрании, дабы не сказали нам язычники: вы показываете народу только блистательное и славное, например знамения и чудеса, а позорное скрываете. Благодать Св. Духа так устроила, что все сие прочитывается у нас во всенародный праздник, – именно в Великий вечер Пасхи (т. е. в пятницу Страстной седмицы), когда мужи и жены предстоят в великом множестве, когда стекается целая вселенная, тогда-то проповедуется сие громким гласом; и при таком-то всенародном чтении и проповедании мы веруем, что Христос есть Бог» 382 . «Ныне все мы, говорил св. Иоанн Дамаскин в Великий пяток, собрались послушать о кресте, наполняем Церковь , тесним друг друга, потеем и изнуряем себя» 383 . Согласно с древним обычаем, чтение страстных 12 Евангелий бывает среди храма и верующих, в следующем порядке: в 1-м Евангелии, более продолжительном, нежели прочие, читается последняя утешительная беседа, которою Господь, отходя на страдания и смерть, произнес в утешение и наставление учеников Своих, и ходатайственная молитва Его о них и всех верующих в Него ( Ин.13:31–18:1 ). В беседе Господь, называя печальных учеников Своих чадцами, другами, возлюбленными, избранными от мира учениками, назидал и утешал их изображением им Своего Божественного единосущия с Богом Отцем. Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога, и в Мя веруйте. Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет к Отцу, токмо Мною. Видевый Мене, виде Отца, яко Аз в Отце, и Отец во Мне есть. Глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю: Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела. Вся, елика имать Отец, Моя суть. Изыдох от Отца, и приидох в мир: и паки оставляю мир, и иду к Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

После этих удивительных событий, как уже настал вечер, пришел Иосиф из Аримафеи — также ученик Иисуса, но тайный, осмелился войти к Пилату, будучи известен ему, и просил тела Иисусова (ср.: Мк. 15: 42, 43; Ин. 19, 38); и Пилат позволил взять тело (Ин. 19, 38). Иосиф, сняв его с креста, положил со всяким благоговением. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде (к Иисусу) ночью, — и принес некий состав из смирны и алоэ, приготовленный в достаточном количестве (ср.: Ин. 19, 39). Обвив (тело) пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи, они положили его поблизости, в гробе Иосифа, высеченном в скале, где еще никто не был положен (ср.: Лк. 23, 53; Ин. 19, 40). (Так устроилось для того), чтобы, когда Христос воскреснет, воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому (лежавшему вместе с Ним). Смесь же алоэ и смирны евангелист упомянул потому, что она очень клейкая, — чтобы мы, когда услышим о пеленах и головных повязках, оставленных во гробе (см.: Ин. 20, 6—7), не думали, будто тело Христово украдено: ибо как можно было, не имея достаточно времени, оторвать их, настолько сильно прилипшие к телу? Все это чудесно совершилось в ту пятницу, и богоносные отцы повелели нам творить память обо всем этом с сокрушением сердца и умилением. Замечательно и то, что Господь распялся в шестой день седмицы — в пятницу, так же как и в начале в шестой день был создан человек. А в шестой час дня был повешен на кресте, как и Адам, говорят, в этот час простер руки, прикоснулся к запретному древу и умер, поскольку подобало ему снова воссоздаться в тот же час, в какой он пал. А в саду — как и Адам в раю. Горькое питие — по образу (Адамова) вкушения. Пощечины означали наше освобождение. Оплевание и позорное выведение в сопровождении воинов — почет для нас. Терновый венец — устранение нашего проклятия. Багряница — как кожаные одежды или наше царское убранство. Гвозди — окончательное умерщвление нашего греха. Крест — древо райское. Пронзенные ребра изображали Адамово ребро, из которого (произошла) Ева, от которой — преступление. Копье — устраняет от меня огненный меч (см.: Быт. 3, 24). Вода из ребер — образ крещения. Кровь и трость — ими Он, как Царь, подписал красными буквами (грамоту), даровав нам древнее отечество.

http://pravoslavie.ru/1867.html

Воскрес Христос из мертвых, воскреснем и мы вслед за Ним. Жены мироносицы, пришедши в третий день ко гробу Христову, нашли его пустым, потому что пречистое Тело, которое Иосиф с Никодимом положили в него в Великую пятницу мертвым, в Пасхальную ночь восстало из него живым. «Не ужасайтесь, – говорит ангел женам, – Иисуса ищете Назарянина, распятого. Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» ( Мк.16:6 ). И те же самые язвы, которые это пречистое Тело приняло в Великую пятницу от гвоздей и копья на Себя, осязает десять дней позже апостол Фома. Ибо воистину воскресе Христос. «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это – Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите» ( Лк.24:39 ), – говорит воскресший Христос Своим ученикам. «Господь истинно воскрес» ( Лк.24:34 ), и мы истинно воскреснем с Ним. И исполнится древнее пророчество великого Исайи: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц… Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела… и земля извергнет мертвецов» ( Ис.25:8; 26, 19 ). Ибо Христос, распятый, погребенный и воскресший, разрушил смерть и явил нам из Живоносного гроба Своего жизнь и нетление, Ему слава и держава во веки веков. Аминь 1960 Вознесение Господне Событие Вознесения Господня на небо является последней гранью блаженного и радостнейшего пасхального сорокадневия. Вознесением Христовым заканчиваются явления Воскресшего на земле. Христос теперь всецело входит в славу Свою. Он возвращается к Богу Отцу. В течение сорока дней бывали явления воскресшего Христа ученикам на земле, а теперь Он оставляет эту землю. Но оставляя землю, Он не отлагает принятое Им на этой земле наше человеческое тело, не снимает с Себя наше человеческое естество, но с ним, с человеческой душой и с человеческой плотью, восходит во славу Отчую. Как Бог Он пришел на эту землю, чтобы принять нашу человеческую природу и, приняв ее, спасти весь человеческий род. И как Бог и Человек Он теперь восходит на небо, чтобы сидеть одесную Бога Отца превыше всех херувимов и серафимов, всех ангелов и архангелов. И «видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» ( Евр.2:9 ). «Бог превознес Его и дал Ему имя, которое выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос – Господь, в славу Бога Отца» ( Флп.2:9-11 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

Особенно осуждается жадность при подаянии  нищим и нуждающимся.  Пример тому – 85 рассказ, когда из-за недорода братия монастыря отказали нищим в обычной хлебной раздаче на Великий Четверг. В Великую Пятницу эконом монастыря увидел, что весь запас пшеницы пророс. Тогда игумен, обличая непокорных говорит им: «Отвергающий обетования отца своего так страдает,  вы пожали скорби преслушания вашего (τους πονους της παρακοης σου τρυγησατε). Образ пожинаемых скорбей связан с праотцем Адамом, преступившим заповедь:  «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. (Быт. 3, 17-19). Более того, косвенно скупые и маловерные братья сравниваются с Израилем, распявшим Христа. Игумен говорит далее: «Воистину два лукавая сотворихом» (δυο πονηρα εποιησαμεν). Эти слова являются цитатой из пророка Иеремии:οτι δυο πονηρα εποιησεν ο λαος μον. εμε εγκατελιπον, πηγην υδατος ζωης, και ωπυξαν εαυτοις λακκους συντετριμμενους, ου ου δυνησονται υδωρ συωεχειν. (два лукавая сотворил народ мой, меня оставили, источник воды живой и выкопали себе колодцы сокрушенные,  где не могут почерпнуть воду). Но эта цитата из пророка Иеремии используется в службе Великой Пятницы, в стихире на «Хвалитех»: «Два и лукавая сотвори перворожденный сын мой Израиль».  Δυο και πονηραι εποιησεν ο προτοτοκος υιος μου’ Ισραηλ. Мене остави, источник воды живой и ископа себе кладезь сокрушенный. Мене на древе  распя, Варраву испроси и отпусти». Еще раз напомним: пшеница проросла в Великую Пятницу и именнно в ее контексте эта цитата приобретает полноту своих смыслов. Сребролюбие является угрозой для устроения монашеской жизни. В 13 рассказе из membra disiecta, опубликованном Ниссеном, рассказывается о брате, который пожертвовал игумену золото, несмотря на его  просьбу раздать его нищим. В результате «брат  уже не выказывал такой ревности, как прежде но слегка и роптал, говоря: «Я достаточно золота дал киновии, и поэтому не ем даром хлеб». Слыша это, некие из братьев соблазнились, особенно те, кто были по состоянию из простых». Игумену пришлось обличить брата и на его глазах утопить золото в Иордане, чтобы исцелить его от гордыни и сребролюбия. 

http://bogoslov.ru/article/1243145

Тело ломимое не означает просто физическое тело. На языке Священного Писания – это плоть, то есть все человеческое существование. И слова «сие творите в Мое воспоминание» означают прежде всего это преломление. Первое слово, которое употребляет Церковь , говоря о Евхаристии, – преломление. В Книге Деяний святых апостолов мы читаем о первых христианах, о том, что они пребывали в учении апостолов, в послушании и в преломлении хлеба. И в другом месте: «Они преломляли хлеб по домам». А в Евангелии от Луки сказано, что апостолы узнали Христа в преломлении хлеба. И есть еще слово апостольское, которое мы слышали сегодня за Божественной литургией. «Всякий раз, – говорит апостол Павел, – когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Мы не сомневаемся, что апостол имеет в виду и Воскресение Христово. Но слово, которое мы слышим здесь, – смерть. Тайная Вечеря – это жертвенное приношение Господа на Кресте, которое Он предлагает Своим ученикам, совершенное явление Его любви к нам, наше спасение. Господь до конца возлюбил Своих учеников, как мы читаем в Евангелии от Иоанна. Христос совершает Пасху вместе со Своими учениками, ту Пасху, которую Он совершит, когда Сам станет Пасхальным Агнцем в Великую Пятницу. И нам открывается, что и в умовении ног, и в Евхаристии – свидетельство одной и той же любви Господа, отдающего Свою жизнь за нас. Возрадуемся о даре Христовом, приносимом Им сегодня Своей Церкви. Но не будем забывать, что Великий Четверг уготовляет Великую Пятницу – с тем чтобы и мы могли праздновать Пасху Христову не только в полноте радости, но и в полноте ответственности, которой требует Пасхальная тайна. Великая Пятница Утреня Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин, 46 зач., 13, 31 – 178, 1. 2-е. Ин, 58 зач., 18, 1–28. 3-е. Мф, 109 зач., 26, 57–75. 4-е. Ин. 59 зач., 18, 28 – 19, 16. 5-е. Мф, 111 зач., 27, 3–32. 6-е. Мк, 67 зач., 15, 16–32. 7-е. Мф, 113 зач., 27, 33–54. 8-е. Лк, 111 зач., 23, 32–49. 9-е. Ин, 61 зач., 19, 25–37. 10-е. Мк, 69 зач., 15, 43–47. 11-е. Ин, 62 зач., 19, 38–42. 12-е. Мф, 114 зач., 27, 62–66.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тот же самый народ через 6 дней в Великую пятницу вместо этих слов «Благословен Грядый во имя Господне» будет кричать: «Распни, распни его!». Но там не будет кое-кого, кто с радостью бежал и встречал Христа Спасителя в этот день входа Господня в Иерусалим. 5 апреля 2015 года — Вход Господень в Иерусалим Праздник входа Господня в Иерусалим. Это вход довольно долгий. Потому что Христос Спаситель идет через всю святую землю. Это Его крестный ход начинается. Он идет с учениками, Он останавливается в одном месте, где виден Иерусалим, и начинает плакать над Иерусалимом. Оплакивает его, оплакивает и говорит: «Как Я хотел собрать вас всех, как наседка собирает своих птенцов, но вы не захотели». Плачет над всеми этими людьми. Господь входит в храм. Входит в храм, и что же первое, что Он видит, и что Он делает? Он видит, до чего опустилось все в храме духовно. До чего дошли люди, стали вместо того, чтобы быть проповедниками Царства Божия и Спасения, торгашами земными. Использовали храм в основном как самоцель для того чтобы как можно больше прибыли земной получить. И тогда Христос Спаситель оказывается впервые грозным судьей. Тем, которым Он станет в конце веков, когда уже придет на страшный Суд, когда все мы будем разделены. Вот Он уже сейчас начинает быть таким судьей и изгоняет этих торгующих из храма. И тогда к Нему приступают книжники-фарисеи, первосвященники, и говорят : «Какой властью Ты это делаешь?». А Он говорит: «Если бы вы знали какой властью Я это делаю, вы бы не делали то, что вы делаете сейчас». И вот это был момент полного расхождения между Ветхим и Новым заветом. Между старым, уже уходящим миром и новым — приходящим, который несет с собой свет Евангелия и Евангельского нового светлого благодатного закона и новой благодатной жизни, которая ведет ко спасению. Придет момент, когда те же люди, которые пели «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне», когда Христос взял молодого осленка и мать его и на осле въехал торжественно, как царь в Иерусалим — Царь небесный, но все же в Иерусалим, то вот тот же самый народ через шесть дней в Великую пятницу вместо этих слов «Благословен Грядый во имя Господне» будет кричать: «Распни, распни Его!».

http://pravmir.ru/dolgij-vxod-v-ierusali...

Традиционное учение Церкви о смертной казни заключается в словах святого апостола Павла: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:3). А, между прочим, это меч, как известно, не только для вооружённой защиты общества, но для исполнения смертных приговоров. Апостол Павел далее говорит: «Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые» (Рим. 13:6). Если смертная казнь является смертным грехом, то тогда получается, что преступниками были не только благочестивые цари Ветхого Завета, но и христианские правители Нового Завета. Святой равноапостольный Император Константин, святой равноапостольный Император Юстиниан, благочестивые короли – крестители и просветители Европы, которые были вынуждены употреблять смертную казнь. С этой точки зрения католикам следует деканонизировать святого Людовика, с которым, по свидетельству его друга и сподвижника Жана Жуанвиля, в Великую пятницу произошла одна история. В Великую пятницу король хранил строгий пост и пребывал в молитве, читал Псалтирь. Как вдруг к нему вваливаются бароны и просят за одного узника, взятого под стражу и брошенного в тюрьму по обвинения в многочисленных преступлениях. Бароны заявили королю: « Ваше Величество, этот человек возможно и не так уж виноват, он раскаивается. И неужели Вы в тот День, когда Спаситель на Кресте пролил за нас Свою бесценную Кровь, помиловал и простил всех нас, не помилуете одного из своих подданных». Король растрогался и уже был готов выполнить их просьбу, как вдруг его взор остановился на Псалтире, в которой он прочёл такие слова: Сотвори суд и правду на всякое время. Король призвал прево, отвечавшего за суд в Париже и спросил его: «В чём повинен арестованный барон?» Прево покраснел и сказал: Ваше Величество, это разговор не для сегодняшнего дня. «Нет, – отвечал король, в Псалтире сказано: сотворил я суд и правду на всякое время, поэтому поведай мне, пожалуйста, в чём он виновен!»

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/09/po...

      Евангельское чтение этого дня - особое, составленное из описаний Тайной Вечери всеми четырьмя евангелистами.       «Херувимская песнь» и причастные стихи заменяются пением следующей молитвы:       «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». О Великом пятке Все богослужение Великого пятка посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека.       Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы - чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы.       Первое и самое длинное из них - Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как «Путь и Истину и Жизнь», как драгоценный дар Божией Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И весь разговор Христа с апостолами прочерчивается радостью спасения и искупления среди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Заканчивается это евангельское чтение так называемой Первосвященнической молитвой, которая являет нам весь смысл прихода Спасителя:       «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»       Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от Матфея.       В Великую пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях.       Вечерня Великой пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня.       Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение - «гроб», украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница - большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2118...

Архив Пн О Великом пятке 17 апреля 2009 г. 00:00 Все богослужение Великого пятка посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека. Утреня Великой пятницы совершается в четверг вечером. Главная особенность этой службы — чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы. Первое и самое длинное из них — Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как «Путь и Истину и Жизнь», как драгоценный дар Божией Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И весь разговор Христа с апостолами прочерчивается радостью спасения и искупления среди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Заканчивается это евангельское чтение так называемой Первосвященнической молитвой, которая являет нам весь смысл прихода Спасителя: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от Матфея. В Великую пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях. Вечерня Великой пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня. Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение — «гроб», украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница — большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После входа с Евангелием и пения «Свете тихий» читаются отрывки из Книг Исхода, Иова и 52-я глава Книги пророка Исайи. Апостол читается из первого Послания к Коринфянам и Евангелие опять составлено из четырех повествований о Христовых смерти и погребении. Стихи прокимнов и «Аллилуйи» заимствованы из пророческих псалмов Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий (Пс. 21, 18). Боже, Боже Мой, вонми Ми, векую оставил Мя еси (Пс. 21, 1). Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней (Пс. 87, 6).

http://patriarchia.ru/db/text/105987.htm...

И вдруг в полдень наступила тьма. Солнце потухло. Почему? Потому что оно не могло видеть, что его Владыка висит на Кресте. Представляете, Тот, Кто управляет Солнцем, светилами, Он висит на дереве. И Солнце не могло этого выдержать. У Христа страдание все увеличивалось, Он же пил Чашу проклятий Божиих, не забывайте. Это пятница была Страстная, поэтому в пятницу мы обязательно постимся. И вот, страдание Христа все усиливалось, и Он закричал: « Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? » ( Мф.27:46 ), Он кричал не от Своего лица, от лица всего проклятого человечества. Он почувствовал всю сокрушительную силу проклятия Божия, лежащую на всех людях, Он выпил эту Чашу до дна, Чашу проклятия, Чашу богооставленности. Еще перед тем, как Его распяли, Он попросил, и Ему предложили выпить вина со смирной, но они были такого отвратительного качества, что вино стало уксус, а смирна стала желчь. В Церкви в Великую Пятницу мы вспоминаем об этом событии и говорим: неблагодарные евреи, чем вы заплатили Богу за манну, которой Он вас кормил! Вы дали ему уксус, смешанный с желчью! И вот, Он висит на Кресте. Представьте, Человек висит с пробитыми венами на открытом воздухе, кровопотеря огромная, причем непрерывно раздираются руки, потому что Он должен подтягиваться на руках, чтобы дышать, иначе у Него начнется отек легких. И вот, Он говорит: жажду, – и Ему дали уксус с желчью. И тогда Он сказал: «Совершилось! » ( Ин.19:30 ). Наконец совершилось то, ради чего Он пришел в мир. Цена заплачена: Невинный умер за виновных. И сказал: « Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух » ( Лк.23:46 ). И в то же мгновение в том месте произошло страшное землетрясение. До сих пор в Иерусалиме видны его следы, трещины, пронзившие гору. И Кровь Иисусова пролилась тогда на голову первого человека, который был похоронен под Голгофой, на голову Адама, и омыла его грехи. И в это же мгновение разорвалась завеса в храме, которая отделяла Святое Святых от святилища, куда только первосвященник входил один раз в год, – в знак того, что закончился Ветхий Завет. И многие святые воскресли и явились после Воскресения Его вновь в Иерусалим в знак того, что власть смерти подорвана, потому что Господь умер на Кресте. Выкуп заплачен. Христос принес Себя в жертву за грехи людей.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010