Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Память о смерти есть память о Боге 01.12.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Слово в Неделю 27-ю по Пятидесятнице Мы слышали Евангелие о человеке, который строил прожекты, как разбогатеть и расширить свои житницы, не думая ни о ком и ни о чем, кроме как о себе. И вот, внезапно разбогатев, он потерял голову и воскликнул: «Скажу душе моей: душа, много добра лежит у тебя на многие годы. Покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя, а то, что ты собрал, кому достанется?» Так будет со всяким, заключает Христос, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. В Бога богатеть — значит богатеть Богом. Жить жизнью, какую Бог хочет дать нам, а не той, какой мы сами хотим, как это было у безумного богача. Бог не бывает отсутствующим в нашей жизни ни на одно мгновение. Но мы забываем об этом, и все наши несчастья происходят по этой причине. Мы не умеем сказать Богу в любой момент: «Да будет воля Твоя!», оттого что нам недостает подлинной веры и подлинного доверия Богу. Сейчас Церковь снова готовит нас к празднику Рождества Христова, чтобы напомнить нам, что жизнь наша имеет смысл и ценность одним только фактом — что Бог живет нашей жизнью. Оттого что Бог воплотился, оттого что Он стал человеком, хрупким и смертным, как мы, Он поистине живет каждое мгновение нашей жизнью. Он присутствует в нашем рождении Своим Рождеством. Он живет нашими страданиями, самыми непереносимыми, в нашей Гефсимании и на нашей Голгофе. Бог участвует в нашей смерти в час, когда у нас ночь наступает среди полудня, в нашу Великую Пятницу. Наконец нам, христианам, дано радостное ожидание Христа во Втором Его Пришествии — победы жизни над смертью, Царства Божия над властью сатаны. Мы знаем, что значит Его Воскресение, наша Пасха. Что значит Причастие Его Пречистого Тела и Крови и приобщение Святому Духу, Которого Он посылает Своим ученикам. Поистине, коротко время нашей жизни, уготованное для нас Богом на этой земле. Но Сам Бог, Который дает человеку дыхание жизни, премудро содержит в Деснице Своей эту тайну. «Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!» Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи», — говорит псалом (Пс. 89, 4—5).

http://moral.ru/память-о-смерти/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Как измерить глубины любви, не измерив глубин зла? 24.09.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя перед Воздвижением Слово в Неделю пред Воздвижением Скоро Церковь снова поставит нас перед Крестом Христовым, чтобы укрепить нас. Чтобы мы не оглядывались назад, не роптали, не унывали, а научились любви Господней. В Неделю перед Воздвижением мы слышим слово Христово, возвещающее нам тайну Креста: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах». Христос сошел с небес, чтобы возвестить нам истину Божию. Чтобы принести на землю ту любовь Божию к человеку, которая была явлена в Совете. И вознести нас на небо этой любовью. Он пребывал с людьми и умер за них, и возвратился к Своей славе. И эта слава теперь принадлежит всем, поклоняющимся Его Кресту. Крест Христов открывает нам, что вся наша жизнь, земная и вечная, должна быть непрестанным благодарением Богу. Но как измерить глубины любви, не измерив глубин зла? Крестом Своим Христос входит во все потоки нашей грязи и крови. Зло, присутствующее на всяком месте и во всякое время в мире, сконцентрировалось в Великую Пятницу в час тьмы на Иерусалимской Голгофе. Он взял на Себя все наше зло и стал грехом и клятвой за нас. Не это ли означало таинственное изображение медного змия в пустыне, о котором напоминает сегодня Христос? «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому». Люди Израиля устремлялись к непостижимой для них тайне спасения. Змей был вознесен, они смотрели на него, и их мысли обращались к Богу. И они получали исцеление силой Божией, доверяя Ему свою жизнь. Так было при явлении прообраза Креста Христова. Несравненно большее будет, когда откроется Сам Бог, сама распятая Божия любовь. Когда люди обратятся ко Христу и ко Кресту Его, и уверуют в Него, они обретут вечную жизнь. Он жизнью и смертью Своей заплатил, чтобы уверить нас в этом. Никто не может называться христианином, пока не уверует в это. Он — Единородный Сын Божий и Слово Божие — един с Богом Отцом, и Он — Сын Человеческий — точно так же един с нами. До смерти, и смерти крестной.

http://moral.ru/pered-vozdvizheniem/

Через века после смерти Давида в возгласе распятого Христа выразились чудовищные мучения, которые Он переносил, взяв на Себя неподъемное бремя наших грехов. Но и тут мы видим, что через жертвенные страдания Сына Божьего миру была явлена безграничная сила Божьей любви – силы любви сильнее смерти, доказательством чему служит славное Господне Воскресение. Ответ на наши вопросы прост: 11 сентября Бог был точно там же, где и в Великую Пятницу – на обломках ворот от Ада, попирая смертью смерть. Ибо благодаря Его силе и любви смерть более не безнадежный исход истории. В воскресении – наша победа и радость. Потому в своем ответе на ужасающую трагедию 9/11 мы должны опираться на нашу веру в Распятого и Воскресшего Господа. Нашим ответом на это горе должны стать слова утешения и дела милосердия. В своем желании понять этот жуткий момент истории и осмыслить его мы должны надеяться на спасительное присутствие, обетования и любовь нашего милостивого Бога. Этот день служит напоминанием о том, что нельзя забывать сурового предостережения Писания, сбывшегося 11 сентября 2001 года, что смерть приходит «как тать ночью» (1 Фес. 5:2). Это разумное напоминание нам о том, что мы должны смотреть, бодрствовать и молиться, ибо не знаем, когда наступит это время (Мк. 13:33). Этот день должен пробудить в нас желание прожить жизнь так, чтобы, когда мы навсегда закрыли глаза для этого мира, мы открыли их уже в любящих объятиях Господа, который принял смерть за наше спасение. Сегодня мы так же должны вспомнить всех тех, кто потерял свои жизни десять лет назад – и не просто вспомнить, а помолиться за них. В Писании говорится: «Ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Маккавейская 12:44-45). Многие из разных общин, входящих в эту епархию, потеряли дорогих и близких им людей. Писание призывает нас к тому, чтобы мы своей любовью прорывались через границы смерти и обращались к Богу с мольбами излить свою милость на тех, кого мы потеряли так внезапно.

http://pravmir.ru/episkop-nyu-jorkskij-m...

А через несколько лет ситуация изменилась. Я, с подачи все той же тети, перешла из обычной школы в православный лицей. Про храм и Таинства я уже узнала и даже старалась все делать «как надо». Только с одним «но». Среди наших родителей и учителей бытовало мнение, что учащимся подросткам никак нельзя поститься, поэтому ели мы все, кроме мяса. Возможно, это правильно, конечно. Только во «все, кроме мяса» включались и шоколадки, и всякого рода фаст-фуд. Сильно я сейчас сомневаюсь, что это жизненно необходимые продукты для растущих организмов. А вот в том, что подростки могут и должны пытаться себя в чем-то ограничивать, не сомневаюсь. Отказаться как раз от этой вредной еды было бы гораздо полезнее. Во всех смыслах полезнее. Точно такой же странный максимализм, как и с работой. «Раз можно всё, кроме мяса, будем есть шоколадки с чизбургерами». Чудная логика-то, но с ней было тоже проще. Проще, чем себя ограничивать хоть в малом… Человеку вообще свойственно искать простые решения. Это не всегда плохо. Лень, как известно, двигатель прогресса. Но если в быту это действительно так, то на самом деле сложно понять, зачем человек пытается упростить христианство. Последние дни земной жизни Спасителя как раз и должны нам напоминать о том, что нет у нас права на упрощение. Как можно пытаться упрощать свою и так-то несложную жизнь, когда Он на Кресте? Твои шоколадки — и Гефсиманский сад… Твое желание поспать лишние два часа и — Голгофа… Ведь дело даже не в запретах есть молочный шоколад или долга быть на службах. Дело просто в любви, как мне кажется. Ведь если мы стремимся быть с Ним, то мы же не можем не пытаться прочувствовать, что происходило в эти дни. А точно ли происходило, точно ли тут уместно прошедшее время? Мне кажется, что каждую Великую Среду Иуда предает Его, каждый Четверг Он говорит: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» — и каждую Пятницу Он умирает на Кресте. За нас. За каждого из нас.

http://pravoslavie.ru/70015.html

Вниманию читателей портала «Богослов.Ru» предлагается фрагмент проповеди Иеронима Савонаролы об искусстве хорошей жизни, произнесенной в Великую Пятницу, 1 апреля 1496 года.   Иероним Савонарола, проповедь 44, На Амоса и Захарию В благоговении пред столь великим торжеством я поведаю вам то видение, что я видел в этот праздничный день. Неверие многих порождает лишения. Оно же становится причиной прекращения многих утешений. И, тем не менее, я радуюсь возвестить вам о виденном мной. «И поднял я глаза мои и увидел» (Дан. 8:3; 10:5). Я увидел пред своим взором всю Вселенную. Великое поле постепенно наполнялось мужами и женами от всякого рода и племени, от каждого сословия в мире. Не буду говорить вам о каждом подробно, ведь сие не позволено. Посреди этого поля, была небольшая гора, полная роз и лилий. На вершине этой горы было Распятие, которое изливало красную кровь. Кровь эта распространялась на весь мир, повсюду и всюду. Как бы сияя великолепием лучей, она тут и там выплескивалась в воздух. Но в наибольшем своем изобилии она изливалась на землю. Мне казалось, что кровь становилась рекой и разделяла мир на две части. И слышал я голос Распятого: «Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и я упокою вас» (Мф. 11:28). И вот встал я и по левую сторону реки увидел Рим со всеми христианами. С правой же стороны я увидел Иерусалим со всеми язычниками. На правую сторону изливалась кровь и проступала на челах каждого из них, мавров и язычников. Мне казалось, что на челах у каждого из них кровь превращалась в крест. Он был алый, великолепнее рубина. Как только все они заметили на себе это знамение креста, то устремились в реку, сбросили с себя одежды, вошли в нее, пили кровь и становились опьяненными. Потом выходили они… кроткие, смиренные, и прекрасные, словно Ангелы. Кровь изливалась и по левую сторону. Я видел, как эта кровь проступала знамением креста на челе каждого из христиан от всякого сословия. Я видел и Рим. От исходивших от Распятого лучей крови крест на челах их делался алым. Внезапно некоторые из бывших там накрыли Крест балахоном; другие прикрылись рукой; иные же – масками. Там были разные маски: маски львов и волков, маски лис и прочих зверей. Там были и проповедники, как бы взывавшие: «Не слышите ли вы Его слова? Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и я упокою вас».

http://bogoslov.ru/article/6028209

Итак, Христос был распят в третий час, как говорит святой Марк (см.: Мк. 15, 25), от шестого же часа тьма была до часа девятого (Мф. 27, 45; ср.: Мк. 15, 33). Тогда и Лонгин сотник, видя солнце (померкшее) и другие знамения, (устрашился) весьма и сказал: воистину, Он был Сын Божий (Мф. 27, 54; ср.: Мк. 15, 39; Лк. 23, 47). Один из разбойников злословил Иисуса, а другой унимал его, решительно запрещая ему, и исповедал Христа Сыном Божиим. Вознаграждая его веру, Спаситель обещал ему пребывание с Собою в раю (см.: Лк. 23, 39—43). В довершение ко всем издевательствам, Пилат написал и надпись на кресте, гласившую: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19, 19). Хотя (первосвященники) и не позволяли Пилату писать так, но что Он говорил: (Я Царь Иудейский), однако Пилат возразил: что я написал, то написал (см.: Ин. 19, 21—22). Потом Спаситель произнес: жажду, — и Ему дали иссоп с уксусом. Сказав: совершилось! — и преклонив главу, (Он) предал дух (см.: Ин. 19, 28—30). Когда все разошлись, при Кресте стояли Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, рожденная от Иосифа после того как Клеопа умер бездетным; а также любимый ученик Господа Иоанн (см.: Ин. 19, 25—26). Обезумевшие же иудеи, которым недостаточно было видеть тело на кресте, просили Пилата, так как тогда была пятница и великий праздник Пасхи, (приказать) перебить у осужденных голени, чтобы скорее наступила смерть. И у двоих перебили голени, потому что они были еще живы. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов, по имени Лонгин, угождая безумным, поднял копье и пронзил Христу ребра с правой стороны, и тотчас истекла кровь и вода (см.: Ин. 19, 31—34). Первое показывает, что Он человек, а второе — что Он выше человека. Или кровь — для Таинства Божественного причащения, а вода — для крещения, ибо те два источника поистине дают начало Таинствам. И Иоанн, видевший это, засвидетельствовал, и истинно свидетельство его (Ин. 19, 35), ведь написал присутствовавший там и видевший все своими глазами; и если бы он хотел говорить ложь, не записывал бы того, что считалось бесчестием для Учителя. Говорят, будто он тогда собрал в некий сосуд Божественную и Пречистую Кровь из источающих жизнь ребер.

http://pravoslavie.ru/1867.html

Иногда наше сердце больно ранит неверие мира сего, забвение Божиих заповедей, нечувствительность даже к таким великим событиям, как Воскресение Христово. Ведь многие веселятся даже в Страстную пятницу, не ведая, что творят. И, конечно, у верующих людей сердце надрывается, когда они видят своих соотечественников, которые даже в эти святые дни не могут удержаться от участия в том, что никак не соответствует настроению огромного количества людей. Так, если мы смотрим телевидение, то мы не видим никакого напоминания о Великой пятнице, о страданиях Спасителя, а видим все то же — смех, развлечения… Это ранит верующих людей. Но ведь ничего нового не происходит: в самый день Воскресения одни видели Воскресшего и уверовали, а другие оклеветали Воскресение; одни встретили Его с радостью и поклонились Ему на горе в Галилее, а другие усомнились. Господь Своим Пришествием в мир проводит черту между светом и тьмой, между добром и злом, и каждый человек, с радостью встречающий Пасху Христову, принадлежит этому свету. Может быть, он не до конца знает все заповеди и не до конца их выполняет, но если в сердце его — радость о Воскресшем, то он — вместе с женами-мироносицами, вместе со святыми апостолами. Именно в тот момент, когда они поклонились, а другие усомнились, Господь и сказал ученикам: «идите в мир сей и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам; и вот Я с вами во все дни до скончания века» (см. Мф. 28:19-20). Эти великие слова Спасителя обращены сегодня к Церкви, которая должна идти в мир сей и проповедовать Евангелие всему творению, ибо мы знаем: тот, кто веру имеет и крестится, тот спасен будет, а кто не имеет веры, тот осужден будет (см. Мк. 16:16). Миссия Церкви, обращенная к миру, — это никакие не новомодные выдумки. Это великий наказ Спасителя, который прозвучал там, на горе в Галилее; это первейшее призвание Церкви, и никто не вправе, особенно в церковной ограде, ставить под сомнение эти великие слова Господа, этот призыв к Церкви идти, свидетельствовать, учить и крестить.

http://patriarchia.ru/db/text/1459600.ht...

Другим знамением избавления от египетского рабства стало празднование пасхи (Исх. 12:13). В пасхальный день Бог наказал египтян-поработителей истребив всех первенцев мужского пола, а Своих людей, «народ избранный» пощадил. Отмечая пасху народ Израильский воспоминал обретенную от тяжелого труда свободу, покой и помилование в день Божия суда. Ежегодно каждая семья собралась в домашнем кругу за общим столом с опресноками, горькими травами и испеченным ягненком. Всем отцам надлежало объяснять сыновьям смысл праздника (Исх. 13:8) – вместо первенцев людских Бог забрал в жертву непорочных агнцев. Это – выкуп: вместо крови людской Богу была отдана кровь животных. И это с одной стороны – дорогая жертва, ведь пастухи уделяли много времени ягнятам: день и ночь охраняли их, поили, кормили, лечили и любили их. С другой стороны, эта жертва – милость Божия, ведь весь агнец целиком был съедаем семьей, Бог не забирал Себе от жертвы ничего.   Совпадение пасхи с субботним днем было явлением не частым. И потому такая суббота могла называться «великой» (Ин. 19:31). В одну из таких «великих» суббот почти два тысячелетия назад совершилось нечто совершенно необыкновенное. Это были дни той пасхи, когда Господь Иисус Христос пострадал на Кресте. В тот год, пасху иудейскую отмечали в субботу, накануне – в пятницу вечером заколали жертвенных ягнят. Но хотя жертвенных животных было много, они были не в состоянии искупить грехи всего человечества. Тем более что люди со временем приобрели склонность грешить постоянно. Потому однажды, накануне «великой субботы», Бог благоволил, чтобы заклался Особый, Великий Агнец – Христос (1Кор. 5:7), Сын Божий. Этот «Сын Человеческий» Кровью Своею искупил род людской от рабства греху, давая в снедь Новую Пасху – Свои Тело и Кровь, Свою Евхаристию. Осознание того, что Спаситель – «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29) было настолько важным для древних христиан, что и «Воскресению Христову», и Самому Христу было усвоено ветхозаветное именование «Пасха». О Спасителе как Пасхе так писал апостол Павел: «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор. 5:8).

http://pravoslavie.ru/30115.html

Пилат же сказал иудеям: «я не нахожу никакой вины в этом человеке» ( Лк.23:4 ). И желая отпу­стить Его, говорит им: у вас есть обычай на праздник отпускать одного из заключенных. Итак слушайте: я отпущу вам одного, в ком не нахожу никакой вины. А они, крича, требовали отпустить убийцу, а о Том, кто оправдывает нечестивых, кричали: «распни» ( Лк.23:21 ). Тогда Пилат предал Его после бичевания на распятие. Господь под­вергся бичеванию, чтобы избавить нас от уз и бичей диавола; Он носил венец из терния, чтобы разрешить тяготевшее на нас проклятие. Терния и волчцы поведано было производить земле за престу­пление: она приносит терновый венец на главу, чтобы разрешить тя­готевшее на нас проклятие. Он распят на древе, чтобы разрешить грех, происшедший чрез древо: чрез древо изгнал Адама из рая сатана, чрез древо же и Господь разбойника сделал обитателем рая. И вот что удивительно, возлюбленные. В шестой день Господь сотворил Адама, и в шестой день он был изгнан из рая. Потому Господь в шестой же день открыл двери рая и ввел туда разбойника. Адам, преслушавший заповедь Господню, был изгнан из рая вечером. Вечером же и разбойник, послушавшийся гласа Владычня, был введен в рай. Итак, когда увидел диавол, что все произошло по домостроительству (Божию), увидел бывшие у креста знамения: солнце померкшее, землю колеблющуюся, завесу храма раздравшуюся, скалы разверзающиеся и себя самого посрамленного, – он бежал к аду и сказал ему: «горе мне несчастному, я посрамлен; помоги моему бессилию; запрем двери, чтобы Он не вошел сюда; укрепим их запо­рами, и всеми силами противостанем, чтоб не принять Его». Итак, в ад побежал, запер двери и укрепил железные запоры. И вот Го­сподь идет в ад, преследуя диавола, и силы небесные следуют перед Ним. Но врата заперты. И воскликнули небесные силы: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы» ( Пс.23:9 ). И говорит в ответ изнутри ад: «Кто сей Царь славы»? И опять говорят силы: «Господь сил, Он – царь славы» ( Пс.23:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ад сказал в ответ: «кто есть Тот, о Ком вы говорите»? И если Он таков, что Ему здесь нужно? Зачем оставил Он небо и пришел сюда?» И отвечают силы: «так как Он есть Царь славы, Он пришел связать и предать тебе того, кто осужден за возмущение, и вызвать и вывести из тебя Своих воинов». Ад говорит диаволу: «треглавый Веельзевул, изверженный из ангелов, посмешище святых, бессильный, скрытый от света, не говорил ли я тебе – не воюй с Ним? Вот теперь исполняется то, что я тебе предсказывал. Что делаешь, несчастный? Зачем не послушал моих слов? Вот Он пришел требовать тебя и связать, из-за тебя и я стану пленником. Выйди, если можешь, и сразись с Ним, а я не могу тебе по­мочь». Диавол говорит ему: «сжалься надо мною, – не открывай (дверей); иногда Он обращается назад, поборись за меня пока, хотя я и по­срамлен; да и кто не посрамится от таких слов Его? Некогда, боясь смерти, Он сказал: «душа Моя скорбит смертельно». А в другой раз Он умолял Отца, говоря: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф.26:38, 39 ). Эти слова прельстили меня». Тот сказал в ответ: «И я несчастный тоже предполагал, что Он страдает, боясь смерти». Когда они говорили это, силы не переставали взывать: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы» И пророки, услышав глас Царя славы, радовались и ликовали. Иоанн сказал: «Не говорил ли я вам, что Он придет и выведет нас?» Все радовались и говорили аду: «Открой свои врата, да внидет Царь славы». Но ад не повиновался. И сказал пророк Давид: «Оставьте его, так как должно исполниться мое пророчество. Когда я был на земле, я предвидел то, что будет, именно, что он не откроется сам собою, и сказал: «ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил» ( Пс.106:16 ). И тотчас, приступив, Господь сокрушил врата и сломал запоры, и попрал силы ада, и муки смертные разрешил, и жало ада притупил. И исполнилось Писание: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа» ( 1Кор. 15:55 )? Навстречу ему вышли пророки с радостью и ликованием, воспевая и говоря: «благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних» (Мф..21:9).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010