Духовные стигматы иногда невидимы для окружающих, но видимы для человека, получившего их; примером служит святая Екатерина Сиенская, а также мистическое кольцо великомученицы Екатерины; иногда их можно чувствовать лишь на ощупь, чаще же всего они дают себя чувствовать болью. Обратимся теперь к единственно достоверным стигматам, а именно — подражательным, а также к обстоятельствам их возникновения. Возникновение их всегда внезапно, хотя ему и предшествует ряд подготовительных явлений. После того как они появились, в них можно наблюдать ряд изменений; прежде всего это колебания: стигматы то ясно видны на коже (или, при сквозных стигматах, в тканях), то видны с гораздо меньшей ясностью. Эти колебания не случайны, они обусловлены временем года. Стигматы гораздо яснее выступают в пятницу, и особенно в Страстную пятницу. Второе: кроме колебаний периодически наблюдаются кровотечения, они то отсутствуют, то становятся сильными, что также связано с пятницей и со Страстной пятницей. И, наконец, боль. Боль очень характерна для этого явления, она очень часта, хотя не всегда непрерывна и наблюдается не во всех известных случаях. Боль — как бы подготовительное явление, и иногда все ею и ограничивается: ни раны, ни знаки могут не появиться, но чаще боль именно предваряет появление видимых стигматов. Во время долгого периода, предшествующего появлению стигматов, боль ощущается на тех местах, где позже они появятся. Пока видны стигматы, боли бывают постоянными. Они очень сильны, гораздо сильнее, насколько можно судить с медицинской точки зрения, чем при простых ранениях. В связи с этим современные ученые думают, что это не простое поражение мягких тканей, то есть мышц и кожи, но что поражены также и нервы, и это делает боль сильнее, чем при ранении мышц. Следующее, что надо подчеркнуть, это возможность выздоровления; оно может быть периодическим — и тогда мы имеем дело с колебаниями, о которых я говорил выше: стигматы видны в течение нескольких часов или дней в те периоды, когда внимание стигматизованного или внимание Церкви особым образом обращено на страдания Христовы, то есть в пятницу каждой недели и особенно в самый день Страстей — Великую пятницу. Выздоровление между этими периодами возможно; не так редки случаи, когда стигматы совершенно исчезают на целый год и вновь появляются только в следующую Страстную пятницу. Выздоровление может быть и окончательным. Носитель стигматов может перестать быть стигматизованным; в обоих случаях, будь то временное или окончательное выздоровление, характерна совершенно особая черта: после исцеления не остается никаких рубцов, на коже стигматизованного нельзя найти никакого следа стигматов там, где всего несколько дней назад они были видны со всей ясностью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Правило Лаодик. 50 предписывает нам во всю Четыредесятницу сухоядение, и божественный Епифаний в главе о 75-й ереси говорит: «В Четыредесятницу – пост, сухоядение и целомудрие» 495 . А данное апостольское правило вместе с постом Четыредесятницы называет пост среды и пятницы. Следовательно, и пост каждой среды и пятницы должен заключаться в сухоядении наравне с постом Четыредесятницы. Сухоядение же состоит в том, что едят один раз в день в девятый час, не вкушают масла и не пьют вина, как мы сказали в толковании Апост. 64. Потому и Вальсамон запрещает в среду, пятницу и Четыредесятницу есть ракообразных. Свидетельствует о верности сказанного и божественный Епифаний, говоря: «Пост в среду и в день перед субботой, т. е. пятницу, – до часа девятого» 496 . Филосторгий (Церковная история. Кн. 10) также говорит: «Пост среды и пятницы не ограничивается воздержанием от мяса, но, по правилам, состоит в том, чтобы совершенно не касаться пищи до вечера» 497 . Потому и блж. Венедикт в своем 41-м правиле определяет, чтобы подчиненные ему монахи постились в среду и пятницу до девятого часа. И богоносный Игнатий пишет в послании к филиппийцам: «Четыредесятницы не уничижайте, ибо в ней – подражание жительству Господа. После Страстной седмицы не пренебрегайте постом среды и пятницы, отдавая излишки бедным» 498 . Итак, пусть не обманываются те, которые говорят, что пост среды и пятницы не является апостольским законоположением. Ведь вот же апостолы в своих правилах перечисляют его наряду с постом великой Четыредесятницы, а в своих «Постановлениях» – наряду с постом Великой седмицы. В них действительно написано: «Необходимо поститься в Великую седмицу, в среду и пятницу» 499 [ 500 ] . Но почему я сказал, что его установили апостолы? Сам Христос дал закон о посте в эти два дня. А о том, что это истина, послушай самих святых апостолов. В «Постановлениях» (кн. 5, гл. 14) они говорят: «Он Сам повелел нам поститься в среду и пятницу» 501 . Видишь, что Сам Господь – Законоположник поста этих двух дней?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Страстная седмица: опыт многодетных Как совместить бытовую сторону подготовки к празднику с богослужениями Страстной седмицы? Каждый год во всех православных семьях встает вопрос поиска баланса. Как с этим справляются и где находят компромиссы многодетные семьи с многолетним опытом? 30 апреля, 2013 Как совместить бытовую сторону подготовки к празднику с богослужениями Страстной седмицы? Каждый год во всех православных семьях встает вопрос поиска баланса. Как с этим справляются и где находят компромиссы многодетные семьи с многолетним опытом? Как совместить бытовую сторону подготовки к празднику с богослужениями Страстной седмицы? Каждый год во всех православных семьях встает вопрос поиска баланса. Как с этим справляются и где находят компромиссы многодетные семьи с многолетним опытом? Анна Синякова , мама шестерых детей: Будем печь пироги для заключенных Готовиться к празднованию Пасхи начинаем обычно заранее: за уборку принимаемся не в последнюю неделю поста. Иначе не успеть вымыть окна, постирать шторы, убраться во всех уголках квартиры. Сейчас вот надо разобрать вещи на балконе, убрать игрушки, спрятать лыжи… На все службы, ходить, конечно, не получается, тем более – это – учебная неделя. В Великий четверг дети обычно не ходят, я иду одна, а в Великую пятницу стараемся прийти в храм вечером – на погребение Плащаницы. Может быть не все – кто может, у кого нет занятий. На ночную службу удаётся попасть не каждый год, но если идем, то, конечно, младших не берём. В четверг или пятницу обычно печём куличи, в пятницу — варим пасху, красим яйца. Участвуют все, каждый стремится проявить фантазию, нарисовать что-нибудь особенное. Каждый год к Пасхе мы с детьми печём пирожки и раздаём в Великую субботу их кому-нибудь у храма. Обычно – тем людям, которые просят милостыню. В этом году решили испечь побольше и отдать ещё тем, кто собирает какие-либо пожертвования для заключенных. Алёна Калмыкова, мама четверых детей: С коляской вокруг храма Алёна Калмыкова Старшие ходят в школу, так что на утренние службы в будни не попадёшь. В пятницу у них после школы занятие в храме и оттуда они все пойдут на Вынос Плащаницы. А я с младшим – буду около храма. Если он спать не будет – даже смогу зайти.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmica-opy...

Пишешь, что прежде употребляла пищу в Великую Пятницу, и несмотря на это изнемогала от поста, теперь же, благословившись от меня, совсем ничего не вкушала в Великую Пятницу и не чувствовала ни слабости, ни головной боли, и приписываешь это мне. Не от меня это, а по твоей вере Господь тебе помог и укрепил... (преп. Иларион). Посты непременно надо соблюдать, в среду и в пятницу, и весь Великий пост. Вот теперь Страстная неделя, и ты непременно постись... Непременно постись! (преп. Анатолий). ...Задерживай себя от снеди и пищи сколько можно и старайся кушать умеренно легкой и известной вам пищи (преп. Лев). А что вы вопрошаете мою худость и просите моего недостойного благословения, дабы вам единожды в день есть в вечер сухоядение, то и на сие заочно моих сил недостает о сем сорассудить, не знавши потонку ваших там дел и между собой с сестрами... Но только, хотя вы несколько и заметили, что от такового пищеупотребления бывает вашим чувствам и телу движениям облегчение, но, однако, хотя я и согласую с сим, но не дерзаю един соизволить вам на сие. Но проси Матушку, ей вы там виднее и ваши сообращения, и ежели ей Бог возвестит и попустит, то и я благословляю, и ежели же после усмотрите, что вы сим будете вредиться (то есть гордиться), то она, и не относясь со мною, может вам и паки сие оставить... Я не знаю, что для вас тяжелым покажется, что не досыта наедаться, а видно из многих святых, что наиболее советуют употреблять и алкать... и утверждают за полезное, но и вашей меры не опровергают... Но как выше сказано, Матушка поблагословит, так и располагайся... (преп. Лев). На вопрос: «Не все ли равно Богу, какая пища?» — старец ответил: «Не пища имеет значение, а заповедь, Адам изгнан из рая не за объедение, а за вкушение только запрещенного. Почему и теперь в четверг или вторник можно есть что хочешь и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность» (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вопрос сам собой предполагает, что поступали в этом случае различно и поступали, конечно, потому, что не находили положительного решения в уставе. А что было действительно так, показывают древнейшие типики, из которых прямо видно только, что священник для чтения страстных евангелий должен был облачаться в епитрахиль и фелонь, а не прямо можно заключать, что оно происходило в алтаре. Из вопросов Феогноста Сарайского обстановку этого обряда можно дополнить тем, что первое евангелие страстное, так называемое евангелие завещания, читал архиерей, и это было одно из четырех евангелий, которые, по греческому обычаю, ежегодно приходилось на долю архиерея. В вопросе, предложенном Киприану, замечательна еще одна черта, показывающая, что автор послания жил в эпоху иерусалимского устава и излагал свою мысль под его влиянием. «Евангелия великого четверга страстная како чтутся и где?» – спрашивает он. По студийскому уставу служба страстям Христовым, кроме вторника страстной недели, справлялась в пятницу на утрене и на часах. 114 Под влиянием иерусалимского и святогорского устава, вместо утрени службу великого пятка стали называть бдением «γρυπνα», 115 начиная его великим четвергом, во второй час ночи, почему и евангелия страстей Христовых помещаются обыкновенно, в росписи евангельских чтений, после литургийного евангелия на великий четверг, и называются евангелиями страстными великого четверга. 116 В великую субботу вечером нет мефимона, – замечает Киприан в поучении к новгородскому духовенству. Павечерница или мефимон не полагается в этот день по всем древнейшим уставам, 117 так что невольно является вопрос: откуда взялось противоположное обыкновение, каким образом могла зайти речь о мефимоне? Вопрос был вызван, вероятно, прибавлением канона погребению христову, который, по уставу иерусалимскому, положено читать вечером в великую субботу. Это будет яснее из параллельного места в грамоте Фотия псковскому духовенству: «а что сынове пишете о мефимоне, что пети в великую субботу, ино по уставу не поется мефимон в церквах, в великий четверг вечер и в великую пятницу и в великую субботу».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Напротив, в изданиях устава при патриархе Иоасафе I в 1641 г. и при патриархе Иосифе в 1651 г. в чине Великой Субботы опять появляются русские монастырские добавления. Иосифовская редакция устава и до сих пор в употреблении у старообрядцев-раскольников и у единоверцев. В этой редакции вынос плащаницы в Великую Субботу описан так: " Славословие великое. Таже входит игумен во святый алтарь со иереи и диаконы и облачится во вся священныя одежды, иереи же токмо в ризах; исходит с Евангелием под плащаницею и диаконы с кадилы, обращающеся кадят трижды, предходящим ему со свещами и со двемя лампадома и оба лики поюще Трисвятое надгробное " . После Трисвятого " входит игумен с Евангелием в царские двери и полагает Евангелие на престол " . После утрени " игумен целует образ и братия его " В позднейших редакциях устава патриарха Иоакима (1681) и окончательной патриарха Адриана (1695), доселе употребляющейся в Русской Церкви, плащаница узаконена. Плащаница по уставу должна выноситься из алтаря с Евангелием на утрени в Великую Субботу после великого славословия: Евангелие полагается на престоле, а плащаница среди храма " на уготованном столе, во образ гроба " . Целование плащаницы бывает после отпуста утрени Современный устав предполагает возможность и отсутствия плащаницы, когда говорит, что, где нет плащаницы, целуют образ. О выносе плащаницы в [Великую] Пятницу и о хождении с нею в [Великую] Субботу вокруг храма до сих пор в уставе не говорится, а Триодь постная и совсем не упоминает о плащанице Наша современная богослужебная практика, как очевидно, далеко опередила в развитии обрядов Великого Пятка и Субботы существующий печатный Типикон. Современный устав Греческой Церкви после его реформы уже в XIX веке подробно описывает обряды, соединенные с выносом плащаницы. Собственно говоря, греческий устав имеет в виду службу патриаршую. В Великую Пятницу по этому уставу за вечерней во время пения стихир стиховных из северных дверей алтаря выходят шесть иереев, облаченных в священнические одежды, неся на главе плащаницу (ο εο); из них архимандрит держит и Святое Евангелие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/229/...

«Паломничество» Эгерии 102 XXXVII. 1. ... [утром в Великую пятницу] поставляется для епископа кафедра на Голгофе за Крестом, который теперь стоит [там]; восседает епископ на кафедре; ставится перед ним накрытый льняной тканью стол; встают вокруг стола диаконы; и приносится покрытый серебром ковчег, в котором находится Древо святого Креста. [Ковчег] открывают и вынимают [Истинное Древо], и полагаются на стол как Древо Креста, так и табличка. 2. Когда будет совершено положение [реликвий] на стол, епископ, восседая, сжимает своими руками края святого Древа, [а] диаконы, стоящие вокруг, охраняют его. Так оно охраняется по той причине, что, согласно обычаю, один за другим весь народ подходит, как верные, так и оглашенные, преклонившись пред столом, целуют святое Древо и отходят. И после того, как (не знаю, когда [именно]), говорят, некто откусил и похитил частицу от святого Древа, и охраняется так оно поэтому ныне диаконами, которые стоят вокруг, чтобы не пришло в голову кому-нибудь из приходящих [для поклонения] снова так поступить. 3. И, таким образом, весь народ проходит один за другим, все поклоняются, сначала лбом, затем глазами касаясь Креста и таблички, и так, поцеловав Крест, отходят, никто рукой не смеет его коснуться. И там, куда они, поцеловав Крест, проходят, стоит диакон, держащий кольцо Соломона и тот рог, из которого помазывали царей [иудейских]. Целуют и рог, взирают и на кольцо 103 ... меньше секунды 104 ... и вплоть до шестого часа 105 весь народ проходит, через одну дверь входя и через другую выходя, ибо это на том месте происходит, где днем раньше, то есть в четверг, совершалось приношение [Евхаристии]... Армянский перевод иерусалимского Лекционария 106 ...Утром в [Великую] пятницу драгоценное Древо Креста полагается за святой Голгофой. И собравшиеся покланяются; поклонение бывает до шестого часа... Грузинский перевод иерусалимского Лекционария 107 [Чин поклонения Кресту утром в Великую пятницу в этом памятнике обойден молчанием, но в гимнографическом приложении к Лекционарию приведены 12 тропарей Кресту для исполнения между утренней (точнее, ночной) и дневной службами Великой пятницы. Исчезновение из иерусалимского Лекционария указания на чин поклонения Древу Креста, очевидно, связано с трагическим событием, случившимся в 614 г., когда персидский царь Хосров захватил Иерусалим и похитил Истинное Древо, но из содержания тропарей и их положения в Лекционарии видно, что они предназначались для этого чина – диак. М. Ж.].

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Предлагаемые каноны на Страстную седмицу принадлежат знаменитому Песнописцу 8-го века – св. Козьме, Епископу Маиумскому, кроме канона на Великую Субботу, который отчасти принадлежит ему, отчасти Марку, Епископу Идрунтскому, жившему в 9-м веке, и отчасти благочестивой инокине Кассии, жившей в 9-м же веке. Подобно тому, как для утренняго богослужения предшествующих седмиц Святой Четыредесятницы на каждый простый день написаны не полные каноны, а только трипеснцы и четырехпеснцы, которые в течении недели как бы составляют один канон с шестикратным числом 8-х и 9-х песней, т. е. на Понедельник песни 1-я, 8 и 9-я, на Вторник – 2-я, 8 и 9-я, на Среду – 3-я, 8 и 9-я, на Четверток – 4-я, 8 и 9-я, на Пяток – 5-я, 8 и 9-я, на Субботу – 6-я, 7, 8 и 9-я; точно также первоначально написаны были каноны и на Страстную седмицу, с тем только различием, что св. Козьма опустил в них 2-ю песнь (падающую на великий Вторник), как это обыкновенно делается в канонах праздничных, и на великий Четверток по причине особенной торжественности сего дня вместо трех песней (4-й, 8 и 9-й) составил полный канон из осьми песней. Все же сии песнопения на великую седмицу св. песнописец соединил следующими тремя акростихами, или тремя ямбическими шестистопными стихами: T δευτρ, τρτ τε τετρδι ψαλ (в понедельник, вторник и среду воспою), T μακρ πμπτ μακρν μνον ξδω (в великий четверток продолжительную песпь воспеваю), Προσββατον τε σββατον μλπω μγα (в пятницу и великую субботу пою). По первому стиху расположены в последовательном порядке начальныя буквы ирмосов и тропарей трипеснца на великий Понедельник и трипеснца на великую Среду; по второму – ирмосы и тропари канона на великий Четверток – ирмосы и тропари трипеснца на великий Пяток и 6-й, 7, 8 и 9-й песней канона на великую Субботу. В последствии времени, для большей торжественности богослужения великой Субботы, Епископ Идрунтский Марк составил тропари 1-й, 3, 4 и 5-й песней по акростиху: κα σ μερον δ (и ныне же), и заимствовав для сих песней бывшие еще прежде него в церковном употреблении ирмосы, приписываемые инокине Кассии (стоящие вне акростиха), присоединил их к песнопениям св. Козьмы и составил таким образом полный канон на великую Субботу с шестистопным ямбическим акростихом:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Киприан первый из русских пастырей настаивал на отмене прежнего обычая служить литургию преждеосвященных в середу и пятницу сырной недели и в пятницу на страстной. В этом случае он следовал практике палестинских монастырей, которая стала входить в общее употребление с иерусалимским уставом, и выразился на этот счет в грамоте к Новгородскому духовенству таким образом: «а в среду масленой недели и в пятницу нет никакой службы, но только часы с вечернею поются, и в великую пятницу потомужь». Согласно этому правилу, он воспользовался для своего служебника теми списками, которые были соглашены с требованием иерусалимского устава, между тем как в студийских 16 в самом начале преждеосвященных читалось такое замечание: «в среду сыропустныя недели вечер на литургии». В Киприановом служебнике обряд осенения свечами с кадилом, на преждеосвященной, усвояется священнику, между тем как в служебниках прежней редакции (по крайней мере, во многих из них) возглас: свет Христов... произносит дьякон, выходя, после первой паремии, к царским вратам с кадилом и двумя или тремя свечами. Что касается до положения лица, совершающего этот обряд, то оно представляется здесь иначе, чем в теперешнем служебнике и прямо замечено, что иерей, став пред Св. трапезою, на восток зря,.. назнаменовав крестообразно кадилом на св. трапезу, речет велегласно: «свет Христов»... Чтобы священник подходил при этом к царским дверям и обращался к народу, мы нигде не читали в старинных требниках: здесь говорится глухо ισταται κατενωπιον της αγιας τραπεζης, и только в одном списке, приводимом у Гоара, замечено, что священник произносит эти слова «εις διαστυλα» т. е. близ алтарной решетки (р. 202). 17 По теперешнему уставу священник, взяв свечу и кадило, сначала становится перед престолом, к востоку зря, а потом обращается к народу и произносит: свет Христов... Такое исполнение исторически вернее и соответствует древней постановке этого обряда, когда он совпадал со временем зажигание свечей при наступлении сумерек, и дьякон выходил для этого со свечей из алтаря, а слова «свет Христов» произносил в церковных вратах, следовательно, между притвором и храмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Служебник нашей Академии, бывший волоколамский 88), представляет образчик еще более неумелого обращения с именем Киприана. Судя по письму, рукопись относится к XVI в. В ней не упоминается о патриархе, иногда говорится о царе, иногда же по старому о великом князе нашем, откуда можно заключать, что она писана с более древняго списка, в котором еще не упоминалось о царе. Литургия Златоустова изложена здесь коротко, без указания обрядовых действий, с сокращением молитв и эктений и в ином переводе, чем в служебнике Киприановом. В последствии к ней был приписан другим почерком известный устав литургии с прибавлением, что он „списанъ съ греческихъ книгъ святымъ Kunpiahoмъ митрополитомъ Kiebckuмъ“. От этого между текстом литургии и уставом вышло несоответствие; первый помещен в неисправленном виде, а последний присоединен к нему совершенно механически. Седмипросфорие не связано ни с какою особою редакцией служебника, но составляет естественное продолжение той неопределенности в перечне проскомидийных просфор, какая замечается в прежних списках, и новую попытку приурочить порядок проскомидийных поминовений к определенному числу просфор. О значении Киприана в обработке литургии преждеосвященных можно судить по тем отличиям, какие представляет она в его служебнике сравнительно с другими списками, более ранними. Древние списки этой службы вообще отличаются крупными разностями в изложении обрядовой части и могут быть сведены к двум главным типам: а) литургии с изложением устава службы и б) без него. Первый более поздний, соответствует Филофееву уставу, второй – тем спискам, которые его не имеют. Мы будем называть его первою редакцией. В служебнике Киприана записана эта последняя, начинающаяся словами: „божественная лumypriя преждесвященныхъ; молитвы npeдлoжehiя не глаголется“. В ней записаны молитвы священника, общий ход вечерни, эктении, но очень мало говорится об обрядовых действиях. Из списков этой краткой редакции он воспользовался такими, в которых были сделаны исправления и дополнения, согласные с духом иерусалимского устава, и благодаря этому обстоятельству, литургия преждеосвященных сделала под его пером значительный шаг вперед особенно среди других ее записей в служебниках славянских. Киприан первый из русских пастырей настаивал на отменении прежнего обычая служить литургию преждеосвященных в среду и пятницу сырной недели и в пятницу на страстной. В этом случае он следовал практике палестинских монастырей, которая стала входить в общее употребление с иерусалимским уставом, и выразился на этот счет в грамоте к Новгородскому духовенству таким образом: „а въ среду масленыя недли и въ пятницу нтъ никакой службы, но только часы съ вечернею поются, и въ великую пятницу потомужь“. Согласно этому правилу, он воспользовался для своего служебника теми списками, которые были соглашены с требованием иерусалимского устава между тем как в студийских 16 в самом начале преждеосвященных читалось такое замечание: „въ среду сыропустныя недли вечеръ на лumypriu“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010