Это было летом в 1814 году. Когда прибыл он в Киево-Печерскую Лавру, ему, по особенному о нем Промыслу Божию, указали на келью тогдашнего начальника типографии, соборного старца иеромонаха Антония (Смирницкого) 22 , отличавшегося строгой подвижнической жизнью и ставшего впоследствии архиепископом Воро-нежским и Задонским. Он принял Петра с любовью и радушной простотой, с участием расспросил об обстоятельствах его жизни и дальнейших намерениях, и дал приют у себя на все время пребывания его в Киеве.     Святые врата Лавры, Через которые вошел в Лавру Петр.     Великая Лаврская церковь , увидев которую, Петр дал обет вернуться в Лавру. «Неизъяснима была, – сказывал старей, – та радость, какую ощутил я при входе во врата Святой Лавры и при взгляде на Великую 23 , Небеси подобную, церковь Лаврскую. Тогда же дан был мною обет здесь остаться и быть хотя самым последним послушником и служителем на дворе лавроском». Послушаем, как описывает святыни и красоты Киево-Печерской Лавры духовный писатель XIX века А.Н.Муравьев, позже путешествовавший по святым местам нашего Отечества: «Я взглянул в окно и уже не мог отвести взоров от очаровательной картины, которая раскрылась предо мною: позлащенные главы двух отдельных обителей, над ближними и дальними пещерами, живописно возникали из густой зелени плодоносных дерев, разросшихся по глубокой дебри, которая лежит между обеих пещер Антония и Феодосия; а за нею – широко расстилался синий Днепр, со своим зыблющимся мостом и дремучими лесами противоположного берега, ярко освещенный лучами вечереющего дня. Казалось, митрополит утешался моим восхищением... и сказал:     «Сколько бы ты ни смотрел на это чудное зрелище, нельзя довольно насытить им своих глаз, потому что святые угодники, почивающие под сею горою, в недрах пещерных, невольно влекут к себе око внешнее и духовное... Если же так тебе нравится Киев, с его святынею подумай, каково должно быть Царство Небесное!» И помолчав немного при сей благоговейной мысли, он продолжал: – «Я слышал, что ты хочешь сделать описание Киева, но испросил ли ты на это благословение преподобных Печерских? А без него не думай и начинать; завтра пойдем вместе в пещеры; я сам хочу ввести тебя в жилище сих земных ангелов и Небесных человеков. С ними отраднее жить, нежели с нами, бедными людьми! После всякой молитвенной беседы с ликом сих праведников, невольно водворяется мир душевный. Меж ними, кажется, провел бы всю жизнь и не заметил бы, как переступишь в вечностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Архив Пн Святейший Патриарх Алексий посетил Троице-Сергиеву Лавру 27 апреля 2006 г. 23:03 Святейший Патриарх Алексий прибыл сегодня в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где совершил Великую вечерню в Троицком соборе монастыря и поздравил братию обители и паломников с Пасхой. Его Святейшеству сослужили архиепископ Верейский Евгений , ректор Московской Духовной Академии и Семинарии , наместник монастыря епископ Сергиево-Посадский Феогност и епископ Брянский и Севский Феофилакт . За богослужением Предстоятель Русской Церкви наградил патриаршими наградами братию монастыря: звания архимандрита удостоены казначей обители игумен Порфирий (Шутов) и наместник Троице-Сергиева Варницкого монастыря игумен Силуан (Глазкин); келарь объединенного хозяйства Лавры и Московской Духовной Академии и Семинарии игумен Аристарх (Смирнов) и настоятель Гефсиманского Черниговского скита игумен Дамиан (Швецов) удостоены права ношения наперсного креста с украшениями; настоятель Крестового храма Московской Патриархии иеромонах Аристарх (Казадаев) удостоен права ношения наперсного креста. По окончании богослужения Святейший Патриарх Алексий обратился к паломникам и братии обители с кратким словом. Поздравив собравшихся со Светлым Христовым Воскресением, Первосвятитель пожелал, чтобы радость Пасхи сопровождала каждого верующего на его жизненном пути. Завтра, в пятницу Светлой седмицы, в день праздника в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Святейший Патриарх Алексий совершит Божественную литургию и возглавит крестный ход с освящением воды. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/108402.htm...

...А 27 апреля 2014 года произошло у нас чудо второго обретения и возвращения в родную обитель главной ее святыни — иконы «Божией Матери «Отрада и Утешение». Этот список с чудотворного образа на Святой Горе Афон был подарен сестрам в середине XIX века святогорцами и пропал после закрытия и разорения монастыря. Для нас это не просто намоленный образ, а нить, связующая прошлое и настоящее. Словно Царица Небесная чрез возвращение Своего образа приемлет наши малые труды и возвещает нам Свое Материнское доверие, что мы — слабые и немощные, являемся преемницами своих великих предшественниц и не должны посрамить их память. Преподобный встал у раки и сказал: «Жди» — У обители много небесных покровителей. Среди них — и любимые наши святые, в подвиге просиявшие в XX трагическом веке: священномученики Иларион (Троицкий) и Серафим (Чичагов), преподобный Серафим Вырицкий. Матушка, а когда Вы стали сознательно ходить в храм и воцерковляться, к кому из великих угодников Божиих душа сразу потянулась и «прилепилась» на всю жизнь? — Воцерковляться я стала в ранней юности, и в жизнь мою вошел преподобный авва Сергий. Кажется, впервые я увидела его образ на картине «Видение отроку Варфоломею». И этот образ святого отрока стал для меня как-то сразу образом неведомой, таинственной Руси, Руси сокровенной, «где под ласковым небом каждый с каждым поделится Божиим словом и хлебом...». В Князь-Владимирском соборе на Петроградской стороне пред старинным образом Преподобного я молилась и о себе, и об Отчизне, стоявшей тогда на перепутье исторического выбора. Когда довелось в первый раз увидеть Радонежские пределы, в памяти всплыли любимые с юности строки: «Я молю тебя: — Выдюжи! Будь и в тленьи живой,/Чтоб хоть в сердце, как в Китеже,/Слышать благовест твой!..» В начале 90-х годов прошлого века  Свято-Троицкая Сергиева лавра  ходатайствовала перед властями о возвращении своего Петербургского подворья. Меня, тогда еще студентку и начинающего юриста, привлекли к этому делу. Будучи с мамой в Москве, мы поехали с ней в Лавру для встречи с отцами по данному вопросу. Душа моя стремилась в духовное сердце России — Дом Пресвятой Троицы, в великую келью аввы Сергия. В Лавру мы приехали поздно вечером, Троицкий собор был уже закрыт, и я почувствовала в душе какую-то огромную скорбь и разочарование. Однако в ночь после поездки в Лавру мне был исключительный сон, в котором я не только увидела Троицкий собор, святую раку, но и самого Преподобного... Преподобный встал у раки и сказал мне: «Жди». И действительно, я дождалась: через четыре года на память преподобного Сергия в Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни, что на берегу Финского залива, я была пострижена в мантию. Некоторых первых сестер обители, прихожанок Сергиевой пустыни, тоже там постригали. Поэтому у нас в каждом храме и в трапезной есть образ Преподобного, а в 2014 году Господь сподобил устроить и освятить домовый храм Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию.

http://patriarchia.ru/db/text/5976741.ht...

Борьбу Св. Евфимия с кесарийскими оригенистами Вальх относит к последним годам жизни сего подвижника. 710 С 472 по 504 г. нет никаких сведений о распространении оригенистских мнений среди палестинских иноков; известно только, что оригенизм сделал в это время большие успехи на Востоке. 711 В 504 г. была основана Саввой Освященным Новая лавра; первыми подвижниками её были те из монахов, которые оставили великую лавру вследствие недовольства своим игуменом Св. Саввой. Первоначальное положение Новой обители (ссоры, безначалие) было удобной почвой для развития ереси. Далёкие от истины мнения Оригена о конечных судьбах мира и человека в глазах подвижников Новой лавры были несомненными догматами веры, – это были еретики, готовые с упорством отстаивать свои ложные мнения. Первый игумен Новой лавры Иоанн-грек видел в подчиненной ему общине тот возмутительный дух, который более всего способствует зарождению ереси; обладая пророческим даром, он незадолго до своей кончины (514 г.) предсказал уклонение Неолавритов в ересь: вот наступают дни, в которые жители сего места чрезмерно возвысятся и отступят от правой веры; но высота их унизится и они за дерзость будут изгнаны. 712 Предсказание Иоанна начало сбываться тотчас же после его смерти. Его преемник Павел, который был весьма прост, не долго управлял Новой лаврой; беспокойный, еретический дух её подвижников побудил его оставить лавру. Отцы Новой лавры сообщили Св. Савве о Павловом побеге и просили дать им нового игумена. Савва Освященный назначил им одного из наиболее приближенных к нему учеников – Агапита. Среди иноков вверенной ему общины Агапит нашел четырех, тайно внушавших братии заблуждения Оригена . Приняты они были в лавру игуменом Павлом, который, по простоте своей, не представлял их еретиками. Главным между оригенистами Новой лавры был Нонн-палестинец. Кирилл Скифопольский считает его виновником всех зол, происшедших в палестинских обителях в конце V-ro и первой половине VI века; это был вполне убежденный еретик, глава всех палестинских оригенистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он говорил: „Как цвет предваряет плод, так жизнь в киновии предваряет отшельническую " " 791 . Киновии и лавры были своего рода школами, постриженники которых удостоивались возведения на епископское служение и даже на кафедру Иерусалимского патриарха. Так, патриарх Анастасий (458–478) был учеником аввы Пассариона, Мартирий (478–486) и Илия (494–517) были учениками преп. Евфимия, Софроний (534–544) был монахом лавры преп. Саввы Освященного, автор «Луга духовного» Иоанн Мосх (550–619) с 575 года был монахом киновии преп. Феодосия. Преп. Савва построил семь монастырей: Великую лавру, которая являлась главной из всех палестинских лавр, Новую лавру, лавру Гептастом (так названную потому, что стояла при озере, имеющем семь устьев) – и четыре киновии: Кастеллий, Пещерную, Схолариеву и Заннову. Кроме того, он поддерживал две древние киновии – своего наставника Евфимия и друга Феоктиста 792 . Он заботился не только о благоустроении монастырей, но и о пристанищах для паломников Святого Гроба. Когда патриарх Илия построил монастырь близ епископского дома для монахов-спудеев, которые служили при храме Воскресения и жили разбросанно около столпа Давидова, тогда и Савва купил часть келий и сделал в них гостиницу для приходящих монахов и еще две гостиницы – для Кастеллии: одну в Иерусалиме и другую в Иерихоне 793 . Более того, когда после Халкидонского Собора несторианство, а затем евтихианство и монофизитство широко распространились в Палестине и в самой лавре Саввы Освященного оказались явные и тайные распространители этих ересей, преподобному пришлось вести борьбу с ними, удерживать в Православии простецов в вере – таких, как преп. Герасим, совершить два дальних путешествия в Константинополь, в первый раз на семьдесят третьем году жизни, к императору Анастасию, чтобы убедить его в Православии Иерусалимского патриарха Илии, которого покровительствующий ерет тикам император решил было сослать в заточение и «покушался ниспровергнуть и привести в беспорядок все церковное установление в Палестине» 794 . В другой раз он должен был совершить такое же путешествие на девяносто первом году жизни в связи с погромом христианских храмов самарянами и учиненным ими при этом кровопролитии 795 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Эта же необычная энергичность, готовность к молитвенному и практическому действию, к хождению по водам истории характеризует и личность о. Варнавы. Сказывалась одна и та же закваска. Он окормлялся у того же игумена Германа, у иеромонаха Митрофана Зосимовского (иногда исповедовался и у о. Ипполита), Серапиона Параклитского. В пустыни встречал великую княгиню Елизавету Федоровну, набожных сановников, слышал от старцев рассказы о известных писателях Булгакове, Лодыженском, Тихомирове, ездивших к ним. Духовные наставники учили смотреть на жизнь не односторонне, понимать неоднозначность многих ее явлений, не сводить духовное содержание к формальным признакам. Уткнешься в букву и потеряешь дух. « От меня старцы ничего не скрывали, – вспоминал он. – И когда я только еще пришел к ним и просился к о. Герману , что он сказал? Что если там, , тебя не приняли, то в Лавру (она же его начальство!) не советую тебе поступать. При этом замялся, но сказал: погибнешь. Подробнее не помню, но сказал определенно, я очень хорошо это принял к сердцу» 167 . Монашеская жизнь в Лавре находилась в запустении (и о ней не найти ни одной строчки в рукописях епископа Варнавы). Но любовь к преподобному Сергию все так же приводила сюда народ. Камни и плиты, которыми замощена площадь древней обители, были истерты бесчисленными подошвами многотысячных паломников. «Излишне говорить о количестве чудес от св. мощей преп. Сергия... – рассказывал позже епископ своей пастве. – Об этом можно судить по громадному количеству богомольцев, прибывающих со всех концов России в Лавру, особенно к Успенью, Троицыну дню и 25 сентября. Для того чтобы приложиться к св. мощам в эти дни, нужно встать в конце длинной ленты, вьющейся зигзагами по площадям Лавры, с двух часов ночи, тогда ко времени поздней обедни попадешь в собор» 168 . Году в 1911 запомнился случай: «Привезли в Лавру больную, ходить она совершенно не могла, но только ползала с помощью рук. И дивны были ее вера и терпение, ежедневно она ползком взбиралась на гору, на которой стоит Лавра, чтобы помолиться у мощей преп. Сергия и попросить его об исцелении, в которое едва ли верили окружающие. Глядя на нее, ползущую по весенней грязи, было стыдно за свое здоровье и леность... за... холодность к молитве. И преподобный не посрамил ее усердия и веры и исцелил ее» 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Некая женщина приехала как-то к отцу Авелю (а он нес послушание духовника епархии, был авторитетнейшим клириком среди всего духовенства и мог обращаться с ходатайством к правящему архиерею) с просьбой о рукоположении старосты их прихода во священники. На это батюшка ей строго ответил: «Не тебе решать, кому быть священником, а кому не быть». Прошло много лет, и эта дама, активная прихожанка и неутомимая труженица, всё же «решила, кому не быть», – и увела из семьи уже немолодого священника, отца четырех детей… Не знаю, можно ли отнести к прозорливости архимандрита Авеля (или это была просто любовь к ближнему) его тесные дружеские взаимоотношения с некоторыми представителями Русской Православной Церкви за рубежом, хотя в те далекие времена у нас не было с ними евхаристического общения. Так, во время пребывания на Афоне отец Авель заботливо наставлял и опекал, а впоследствии даже тайно сослужил (впрочем, несомненно, с ведома священноначалия, принципу послушания которому он всегда строго и неизменно следовал) с будущим председателем Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком (Арндтом). Видимо, старец еще в те советские годы надеялся, а может быть, по благодати Божией, предвидел, что вопрос объединения двух ветвей некогда Единой Русской Церкви – это не утопия, но вполне реальное будущее, к которому нужно стремиться. Понятно, что тогда об этом было невозможно даже мечтать. Батюшка велел всей братии подойти под благословение к владыке Лавру и, когда высокого гостя провожали, распорядился звонить в колокола. Мне известна и другая трогательная история, которую я слышал из уст ее непосредственных участников. История о том, как в 1993 году будущий первоиерарх РПЦЗ Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) , с которым у архимандрита Авеля были давние прекрасные отношения, прибыл в Иоанно-Богословский монастырь и, войдя в главный собор обители, смиренно стоял в притворе и молился. Батюшка, стоя в стасидии у самого иконостаса, каким-то образом заметил своего молящегося старого друга и, подозвав служащего иеродиакона, что-то прошептал ему. Иеродиакон, далее по ходу службы произнося великую ектению, после положенного поминовения Святейшего Патриарха почтительно повернулся к владыке Лавру и, торжественно проговаривая его архиерейский титул, помянул его вместе с нашим первосвятителем, чем вызвал слезы умиления смиренного монаха, коим являлся митрополит Лавр. После службы батюшка велел всей братии монастыря подойти под благословение к владыке Лавру и, когда высокого гостя провожали, распорядился звонить в колокола.

http://pravoslavie.ru/75634.html

Проходящая мимо Троице-Капелевской церкви боль­шая дорога с древних времен была оживлена сильным пешеходным и конным движением: потому что она была большим торговым путем к Волге у Ярославля, и особенно потому что была „народною тропою “ на поклонение, в дом Пресвятой и Живоначальной Троицы, к великому отцу и чудотворцу – Преподобному 3 Сергию. Старожилы Капельского прихода помнят, что еще в шестидесятых годах, до откры­тия железной дороги в Сергиев Посад, путь к Кре­стовской заставе был усеян едущими и идущими в Троицкую Лавру. Паломничество в основанную пр. Сергием Троицкую Лавру уже издавна стало святым всенародным обычаем, обязательным для всех русских, – начиная с царя до последнего его подданного. Богомольные походы наших государей в оби­тель Сергиеву начались еще при жизни ее основателя, когда Дмитрий Донской отправлялся туда испросить благословение на великую борьбу с Мамаем. Богомолья государей бывали ежегодно, иногда по нескольку раз в год. В назначенный день, после напутственного молебна в Успенском соборе, приняв благословение от патриарха, Государь отправлялся в Лавру или пешком, или верхом, или в возке. Впереди его двигался, под управлением бояр передовой отряд с столовой и шатерной казной. Затем, двигался отряд всадников и вели запасных государевых коней; за ними следовал ряд повозок и меж них образной или кресто­вый возок, возки с платьем и „мовный“ с принад­лежностями для бани: дальше шли отряды стрельцов и, наконец, государевы телохранители–рынды; за ними ехала карета Государя, запряженная в 6, а иногда в 12 лошадей, окруженная высшими боярами. Если и ца­рица с детьми отправлялась на богомолье, то ее ка­рета следовала за государевой, так было и в поход 1675 года, когда царь Алексей Михайлович шел к Троице со всем своим Государским домом. Царевич Петр Алексеевич, будущий храмоздатель наш, ехал в маленькой каретке на четырех, как гово­рит иностранец, – описавший этот поход, „пигмейных“ лошадках, за ним царевны большие и меньшие со своими мамами и верховыми боярынями. Наконец, 10 лошадей везли карету царицы Натальи Кирилловны; по бокам кареты шла боярская свита. Торжественно двигался царский богомольный поезд среди масс народных до первой остановки, или „слазки», которая в поход 1675 года, была назначена «у Креста», поставленного на месте встречи мощей святителя Филиппа, вместо прежней слазки между Марьиной рощей и Со­кольниками. На этой стоянке были раскинуты шатры из алого сукна. Здесь Царь и его семья, после отдыха, переоделись и в более простых дорожных одеждах двинулись в дальнейший путь остановка здесь и сделана была потому, что на этом месте поставлен был крест самим Царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Так как ты ослушался меня, то и наказан этою болезнью. Теперь встань и иди в Иерихон [ 29 ]; там в странноприимном доме аввы Евфимия найдешь некоего старого инока, следуй за ним в монастырь Евфимия — и спасешься. Тотчас пробудившись, я почувствовал себя вполне здоровым и пошел, по повелению святого отца, в Иерихон; там нашел, как он и сказал мне, инока старого, добродетельного и благоразумного, который привел меня в монастырь Евфимия великого, где я поселился. Часто приходил я и в лавру святого Саввы к преподобному Иоанну и получал от него великую пользу душе моей. Раз я был смущен и обременен помыслами сатанинскими, но когда исповедал их преподобному, то молитвами его святыми немедленно получил облегчение, и мир возвратился в сердце мое. Так поведал о себе инок Кирилл. Сего-то Кирилла преподобный Иоанн посылал в лавру Сукийскую с книгами к преподобному Кириаку отшельнику [ 30 ]. Однажды Кирилл сидел у оконца келлии преподобного Иоанна. И вот пришел некий человек, именем Георгий, ведя сына своего, мучимого бесом, поверг его перед оконцем и сам отошел. Святой Иоанн познал, что лежащий и плачущий отрок одержим духом нечистым; движимый милосердием, он сотворил молитву и помазал его святым елеем, и тотчас дух нечистой оставил отрока, и он с того часа стал здоров. Авва Евстафий, подвизавшийся после Сергия в пещере преподобного Саввы, муж духовный и благочестивый, поведал о себе: — Некогда нашел на меня дух хулы и весьма смущал меня помыслами хульными на Бога и божественное, и был я в великой скорби. Пришел я к блаженному Иоанну Молчальнику, рассказал ему беду мою и прибег к помощи святых его молитв. Иоанн помолился обо мне Богу и потом сказал мне: Благословен Бог, чадо мое! Помысл хульный уже не приблизится более к тебе. Слова старца исполнились, ибо с того времени я не испытывал в себе помысла хульного. Некая женщина родом из Каппадокии [ 31 ], по имени Василина, диаконисса [ 32 ] святой Константинопольской церкви, пришла в Иерусалим с племянником своим, человеком знатным; это был муж поистине добродетельный, хотя держался неправомыслия Севера [ 33 ] и потому не находился в общении с святой кафолической Церковью. Благочестивая диаконисса прилагала много старания, чтобы обратить его к благоверию и присоединить к святой Церкви, и усердно просила каждого из святых отцов помолиться о нем Богу. Услышав о святом Иоанне, она пожелала и ему поклониться; когда же узнала, что женщины не входят в лавру, призвала Феодора, ученика Иоанна, и просила его, чтобы он пришедшего с нею человека отвел к святому старцу. Она веровала, что Бог молитвами Иоанна смягчит жестокосердие неправомыслящего и сотворит его достойным общение с кафолическою Церковию. Феодор взял поврежденного ересью мужа, пришел с ним к старцу, поклонился по обычаю и сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В Великий четверг 20 марта сарацины в еще большем количестве вновь напали на Лавру и стали истреблять иноков. Оставшиеся в живых были согнаны в церковь, чтобы под пыткой узнать от них, где спрятаны сокровища. Обитель была окружена, чтобы никто не мог спастись бегством. Варвары схватили святого Иоанна, совсем еще юного инока, бывшего попечителем странников. Его жестоко пытали, затем перерезали на ногах и руках сухожилия и стащили за ноги по камням с горы, содрав кожу со спины мученика. Хранитель церковных сосудов, преподобный Сергий, скрыл священную утварь и пытался бежать, но был схвачен и обезглавлен. Нескольким монахам все-таки удалось скрыться вне обители, в пещере, но это заметил находившийся на горе страж и приказал всем выйти. Внутри пещеры преподобный Патрикий шепотом сказал братиям, бывшим с ним в пещере: «Не бойтесь, я один за вас выйду и умру, вы же сидите и молчите». Сарацин спросил, есть ли еще кто-нибудь в пещере, и преподобный ответил, что он был один. Его отвели в Лаврскую церковь, где оставшиеся в живых ожидали своей участи. Сарацины потребовали с них выкуп в 4000 златниц и священные сосуды. Монахи не могли дать такого выкупа. Тогда их перевели в пещеру преподобного Саввы, находившуюся в ограде монастыря, и перед входом в пещеру развели костер, в который подбрасывали навоз, чтобы заключенные задохнулись от ядовитого дыма. В пещере погибло восемнадцать человек, в том числе и преподобные Иоанн и Патрикий. Оставшихся в живых сарацины продолжали истязать, однако, ничего не добившись от них, покинули монастырь. Поздно ночью в Великую пятницу скрывавшиеся в горах монахи вернулись в Лавру, отнесли тела убиенных преподобных отцов в церковь и в печали погребли их там. Варвары, грабившие Лавру, были наказаны Богом. Они стали жертвой внезапной болезни, и все до одного погибли, а тела их стали добычей диких зверей. --- См. также: Иоанн Безмолвник (Молчальник), Савваит, еп., прп. - http://pravicon.com/sv-974 Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта.

http://pravicon.com/info-2491

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010