В заботах приискании способных наставников для с.-петербургской академии члены Комитета разделили между собой это дело и назвались протекторами классов. Феофилакт сам вызвался быть профессором словесности и перешел жить в лавру. Первое принято было с благодарностью, а последнее многими сочтено за подкоп под слабого митрополита Амвросия 26 . М. М. Сперанский взялся приискать наставников по философии и древним языкам. Профессор Лоди рекомендовал ему Фесслера для еврейского языка, обнадежив, по-видимому, что он годится и для философии. Фесслер жил в ту пору в Берлине, занимался учеными трудами и адвокатурой. Комиссия Духовных Училищ поручила М. М. Сперанскому войти с ним в сношение. Игнатий Фесслер родился в 1756 году, в небогатом немецком семействе; получил католическое воспитание и в порыве религиозной экзальтации, 17-ти лет вступил в орден капуцинов; несколько времени был профессором восточных языков в Львове, где и слушал его Лоди. В 1783 г. он вступил в масонскую ложу и, встречая неприязнь со стороны католических монахов, оставил католичество и перешел в лютеранство. «Ревностнейший масон и иллюминат, – говорит о нем барон М. А. Корф, – человек необыкновенно умный, ученый, с блестящим пером и даром слова, он, по мнению многих, не щеголял, однако же, нравственными своими правилами 27 ». В первых годах нынешнего столетия он издал много масонских сочинений; последними из них, перед вызовом его в С.-Петербург, были два философских романа Терезия или таинства жизни и любви, Бреславль, 1807 года, в двух частях, и Алонзо, Лейпциг, 1808 г., в двух частях. В этих сочинениях он раскрыл и изложил историю своей внутренней жизни. В феврале 1810 г., когда Фесслер уже получил приглашение в с.-петербургскую духовную академию, в немецких «Ученых ведомостях» напечатаны пространные рецензии на его книги. «Все сочинения Фесслера, говорится в одной рецензии, изъясняют в разных видах одну великую мысль: все в Боге и Бог во всем; одно только Целое, одна жизнь; все явления суть отсвет Единицы единосуществующей, суть только необходимые обнаружения гармонической деятельности Целого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Афон (θως). Лавра Святого Афанасия. Лавра /// Епархия неизвестна Монастырь.   ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Адрес: Афон. Координаты: 40.170831, 24.38305 Проезд: Чтобы совершить паломничество в Великую Лавру, от каждого желающего (им может быть только мужчина) требуется выполнение определенных условий, которые одинаковы во всех монастырях Афона. Паломнику необходимо получить разрешение на посещение Святой Горы (диамонитирион). Для этого следует направить фак ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Чтобы совершить паломничество в Великую Лавру, от каждого желающего (им может быть только мужчина) требуется выполнение определенных условий, которые одинаковы во всех монастырях Афона. Паломнику необходимо получить разрешение на посещение Святой Горы (диамонитирион). Для этого следует направить факс в Великую Лавру (или Паломническое бюро Святой Горы Афон в городе Салоники) с просьбой благословить поездку. В запросе должно быть указано полное имя паломника, данные заграничного паспорта и дата заезда на Афон; одновременно с запросом нужно отправить копию первой страницы загранпаспорта. Надлежит отправлять запросы как можно раньше, за несколько месяцев до поездки. После разрешения на получение диамонитириона в посольство Греции подаются документы с просьбой выдать греческую (шенгенскую) визу и приобретается билет на самолет до города Салоники. По прибытии в Салоники на междугородных автобусах или такси следует доехать до города Уранополис, находящегося на границе Афонской монашеской республики. Гам, в специальном офисе Паломнического бюро Святой Горы Афон, паломника уже будет ждать готовый диамони- тирион, который необходимо выкупить за 25 евро. В Уранополисе паломник садится на паром и плывет до порта Дафни. К приходу парома в Дафни прибывает автобус, он отвозит паломников в столицу Афона город Карею. От остановки этого автобуса в Карее в Великую Лавру ходит монастырский автобус (платный). Ряд паломнических служб в России предлагает помощь в организации поездок на Афон.

http://sobory.ru/article/?object=15907

В это время он уже был почитаемым духовником, за советом и с просьбами о молитве к которому шли многие люди. В 1954 году отец Варлаам переезжает в Киев и становится насельником Киево-Печерской лавры. Он принимает великую схиму с именем Валентин, становится духовником семинарии, неся это послушание вплоть до ее закрытия в 1960 году. Вскоре после этого была закрыта и лавра. Именно в это время в Киево-Печерской лавре, перед самым ее закрытием, начал свой монашеский путь будущий схиархимандрит Зосима, а тогда послушник Иоанн. О своем пребывании в лавре и о ее закрытии отец Зосима вспоминал следующее: «Ну, надо Богу служить, " – говорит старец, отец Димитрий покойный. И схимник мой говорит: «Иди в лавру.» Пошел я в лавру Киево-Печерскую. До закрытия лавры там побыл. При мне закрывали лавру. Рассказывали, как Филарет, этот сатанист нынешний, приехал тогда с чекистами и говорит архимандритам: «Так, лавра закрывается на ремонт. Освобождайте помещения. Быстренько. Вас переселяют в Почаев». Бедные старцы! Те плачут– знают, что никакого там ремонта не будет. Что никакого Почаева им не будет. Выгоняют их куда глаза глядят. Нет, а то в тюрьму посадим. Филарет: «Отцы, отцы, освобождайте, завтра начинаем ремонт капитальный лавры. После всех вас возвратим обратно». Говорят они: «Куда мы уже возвратимся! Мы никогда уже сюда вновь не возвратимся». А мой старец смелый такой был, покойничек. Подходит, говорит Филарету: «Помни, ты за нечестие свое отступишь от Бога, будешь врагом Церкви. Придет время, ты предателем Церкви будешь. И помни, за твое нечестие, что ты лавру закрыл, тебе Бог , придет время, не даст нормальной смерти. Повесишься ты, как Иуда-предатель». Он так грозно сказал. Как плакали старцы монахи, схимники, когда закрывали лавру! Грабили страшно. А монахи иконы в землю закапывали, в огороде у епископа Нестора. Тогда он был наместником лавры. Все жили верой, что лавра вновь будет служить, откроется, трагедии такой не было... Но все старцы знали, что не возвратятся при жизни в лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6. От Ферана до Тора 7. От Тора до монастыря Св. Екатерины 8. Указатель собственных имен Православный палестинский сборник 5-й выпуск, Том 2 выпуск 2-й 1884 г. Путешествие святого Саввы, архиепископа Сербского, 1225­1237 гг. 1. Предисловие 2. Первое путешествие Святого Саввы, архиепископа Сербского между 1225 и 1230 гг. 3. Второе путешествие Саввы, архиепископа Сербского между 1233 и 1237 гг. 4. Первое путешествие Святого Саввы, архиепископа Сербского между 1225 и 1230 гг. ( по другой редакции изданной Ю. Даничичем в 1865 г.) 4.1 О путешествии в Иерусалим преосвященного. 4.2 О вхождении в святой град Иерусалим преосвященного кир Савы. 4.3 О вхождении в Витлеем преосвященного. 4.4 О шествии на святой Сион преосвященного кир Савы. 4.6 О шествии в Подгорье преосвященного. 4.7 О пришествию в дом честную праведнику Иоакима и Аны. 4.8 О вхождении в святая святых преосвященного. 4.9 О шествии в Гефсиманию преосвященного. 4.10 О шествии на гору Елеонскую преосвященного. 4.11 О шествии в Галилею преосвященного. 4.12 О шествии в Витанию преосвященного. 4.13 О шествии в постницу Господню преосвященного. 4.14 О пришествии на Иордан преосвященного. 4.15 О возвращении в святой град преосвященного. 4.16 О шествии в великую лавру святого Савы и пустынком прохождении преосвященного. 4.17 О возвращении от святого града Иерусалима преосвященного. 4.18 О шествии на гору Таворскую преосвященного. 4.19 О пришествии в Акр преосвященного. 4.20 О сстании с благоверным царем Калоянем преосвященного кир Сары. 4.21 О пристании в Святую гору корабля преосвященного и шествии в лавру Иверскую. 4.22 О пришествии в Карие преосвященного. 4.23 О пришествии в Лавру святой Богородицы Ватопедской преосвященного. 4.24 О пришествии преосвященного в лавру святой Богородицы Хилландарской. 4.25 О пришествии в град Солун, и о сстании с царем и путешествии к земли отечества преосвященного. 4.26 О пришествии в лавру святой Богородицы Студенической преосвященного. 5. Второе путешествие Саввы, архиепископа Сербского между 1233 и 1237 гг. (по другой редакции изданной Ю. Даничичем в 1865 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Столетний отшельник Кириак оградил от нападений лжеучителей лавру Суккийскую, но в Великой лавре настоятель ее архимандрит Геласий открыл сорок оригенистов. По совету знаменитого молчальника Иоанна, Геласий велел прочитать в церкви в воскресный день писания св. Антипатра, епископа Бострского, против Оригена , и когда обличенные приверженцы мнений Оригеновых от этого только более раздражились, изгнал их всех из лавры 321 . Изгнанные иноки бежали в Новую лавру к Нонну и его сообщнику Леонтию Византийскому ; там на общем совете оригенистов положено было силою заставить Великую лавру принять мнения Оригена . Прежде, однако, оригенисты хотели привлечь на свою сторону киновию Феодосия Великого, но были отражены его благоразумным преемником Софронием и пришли оттого в еще большую ярость. И вот, собрав заступы, багры, ломы и прочие нужные для разрушения орудия, взяв себе в помощь нескольких поселян, озлобленные иноки с величайшим бешенством пошли разрушать Великую лавру. Но Бог св. Саввы явил при этом великое чудо. Во втором часу дня ослепленных злобою врагов объял мрак и темнота, так что они весь день скитались по трудным и непроходимым местам; на другой же день, увидев пред собою вифлеемскую обитель блаженного Маркиана, которая была очень далеко от лавры, были принуждены возвратиться в свои места. Между тем патриарх Иерусалимский Петр 322 донес императору Юстиниану о смятениях в Палестине, вследствие чего император издал указ против оригенистов (543 год). В силу этого указа состоялся в Константинополе собор, на котором осуждены были неправые мнения Ори- гена и заблуждения его последователей. Императорский указ об оригенистах, присланный в Палестину, с радостью был принят тамошними православными епископами и настоятелями обителей и охотно подписан. Вследствие сего многие иноки-оригенисты удалились из Великой лавры и стали жить на полях. Нонн и его сообщники принуждены были также оставить Новую лавру и совершенно отделиться от общения с православными. Впрочем, через несколько времени они снова утвердились в своей лавре, ободренные и поддержанные единомышленником своим Феодором, архиепископом Кесарийским, жившим тогда в Константинополе и имевшим влияние при дворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гинара очень печалилась о сем. Тогда ей явился преподобный Савва и сказал: — Не скорби, завтра дело пойдет успешно, ибо приношение твое будет угодно. Он явился также и ткачихе и с гневом упрекал ее за леность. На утро одна другой рассказала виденное, и работа вскоре была готова. Эконом великой Лавры нанял сарацинских верблюдов для перевозки от Мертвого моря купленной пшеницы. Когда верблюды пришли с пшеницею в лавру, один из них сошел с дороги направо, упал с берега с ношею в поток и лежал в болоте. Хозяин верблюда, сарацин, воскликнул: — Отче Савва, помоги и не дай погибнуть моему верблюду. И тотчас, в одно мгновение, он увидел честного старца, сидящего на верблюде; он побежал другим путем, сошел в поток и нашел своего верблюда невредимым, но сидевшего на нем уже не видел. Пшеница также оказалась цела. С тех пор каждый год сей Сарацин приходил в Лавру для поклонения гробу преподобного Саввы. Однажды последователи Оригена, собравшись из разных мест под начальством некоего Леонтия, намеревались внезапно напасть на великую Лавру и разогнать правоверное стадо преподобного Саввы, а Лавру разорить всю до основания. Заготовив для сего множество ломов и другого железного орудия, а также и оружие, они пошли целым полчищем в великой ярости. Был второй час дня, и вдруг нашла на них в пути тьма и туман; весь день они проблуждали и не нашли Лавры, но забрели в непроходимые места, где застигла их ночь; с трудом, на следующий день они очутились близ монастыря святого Маркиана Поняв, что им ничего не удастся, они разошлись каждый к себе с позором; и сбылись на них слова Исаии пророка: «Опустошение и гибель на стезях их… осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень» (Ис.59:7, 10). Бог же хранил Лавру ради угодника Своего, преподобного Саввы, славно в ней потрудившегося. Его святыми молитвами и нас да сохранит от всех зол Преблагой Единый в Троице Бог, Отец, Сын и Святой Дух, Ему же слава во веки, аминь Кондак, глас 8: Яко от младенства Богу жертва непорочная принеслся еси добродетелию, Савво блаженне, садоделатель быв благочестия: темже был еси преподобных удобрение, гражданин же пустынный достохвален.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

В 1918 году декретом Ленина была организована комиссия по обследованию и изъятию мощей. Очевидцы рассказывали: когда приехала комиссия обследовать и изымать мощи преподобного Сергия, то комиссия обнаружила несоответствие костей черепа и скелета. Они принадлежали разным людям. На митингах на площади перед Лаврой выступали антирелигиозные агитаторы и в качестве аргументов «обмана монахов» выставляли и этот факт. Мощи преподобного Сергия не раз вывозились в Москву, выставлены были в Трапезной церкви, где был устроен клуб с песнями и плясками и прочим, что бывает в клубах. Вы помните, вероятно, о том, что преподобный Сергий, явившийся старцу Захарии (схиархимандриту Зосиме), говорил ему, чтобы тот оставил Лавру, и когда отец Захария спросил: «А как же мощи?», преподобный Сергий сказал ему, что мощи останутся здесь, но благодать отыдет. В своих мемуарах Сергей Иосифович Фудель упоминает о том, что преподобный Сергий явился старцу отцу Алексию Зосимовскому, последние дни жизни жившему в Загорске . И ему преподобный Сергий сказал, что воля Божия такова, чтобы его мощи оставались в поругании. Перед самой войной мощи преподобного Сергия были вновь помещены в Троицком соборе в раке. В Великую Субботу 1946 года мощи преподобного Сергия были переданы во вновь открывшуюся Лавру. В Москве существует обычай освящать куличи и пасхи накануне Светлого Христова Воскресения. Обычно сразу после Литургии в Великую Субботу начинается освящение их и до самой Христовой заутрени идет беспрерывный поток. Надо сказать, что весть об открытии Лавры разнеслась молниеносно, и в Лавру из Москвы поехали верующие, и из окрестных мест в таком количестве, что каждый день огромный Успенский собор на Страстной был более чем полон. Когда сообщили о том, что можно взять мощи и перенести в Успенский собор из Троицкого, который оставался еще в ведении музея, после Литургии был прекращен доступ народа с куличами и пасхами в Лавру. Их направляли в Ильинскую церковь. Милиция закрыла ворота, удалили всех с территории Лавры.

http://pravoslavie.ru/47765.html

Здесь непрестанными молитвами и приближением к Богу он совершенно победил злых духов, и Бог на 45-м году жизни его вверил ему попечение о душах других людей. Ибо слово Божие словами пророка раскуйте мечи своя на рала и копия на серпы внушило ему, что он не должен напрасно заниматься побежденными врагами, но силы свои, способные прежде к брани, должен, для пользы многих, обратить от бранных подвигов к возделанию тех людей, которые заросли, так сказать, порочными помыслами. После сего Савва начал принимать всех приходящих к нему. Весьма многие из отшельников и Восков, узнавши об этом, приходили к нему и оставались при нем. В числе пришедших были: св. Иоанн, который после был настоятелем новой лавры, блаженный Иаков, который после при Иордане основал лавру так называемую с башнями, блаженный Фирмин, который в стране Махмаса основал лавру, и славный по монашеским подвигам Севериан, который после построил обитель Перикапарвариха; также пришел к нему Юлиан, по прозванию Кирт (согбенный), который при Иордане основал лавру, называемую Неслкерава; приходили и другие многие, их же имена суть в книзе животней. Савва давал каждому из приходящих к нему приличное место, на котором находилась небольшая пещера и келлия. Благодатью Божиею его общество возросло до 70 человек которые все были боговдохновенны, все христоносцы. Если кто назовет их ликом ангелов, или племенем подвижников, или градом людей благочестивых, или новым ликом седьмидесяти апостолов, тот не ошибется в сем названии. И начальником, путеводителем и пастырем всех их был Савва. Вознамерившись построить башню на горе, он собрал учеников своих и начал строить ее на той части горы, которая лежит к северу, к истоку потока. С сего места, при благодати и содействии Св. Духа, который руководствовал Савву, он начал строить лавру. Посреди же самого потока он построил небольшую церковь и в ней поставил освященный жертвенник. Когда кто приходил к нему в сане пресвитера, то он заставлял его совершить богослужение; ибо сам он, имея великую кротость и истинное смирение, не хотел принять рукоположения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

16) св. великомуч. Георгия Победоносца; 17) св. Михаила Синадского; 18) св. Афанасия, основателя Лавры. В этом последнем храме находится деревянный Крест св. Афанасия в железном окладе - Просите и дастся вам www.isihazm.ru, который носил на себе преподобный; этому Кресту приписывают целительные действия. Здесь же находится другой жезл  святого, с которым он обыкновенно ходил. Этим жезлом он бил демонов. Вне лавры на принадлежащей ей земле в скитах и келиях находится 178 церквей. В десяти минутах ходу от Лавры, находится уединения небольшая церковь во имя св. Космы и Дамиана, созданная св. Афанасием по указанию Богоматери. В этой церкви находится чудотворная икона сих св. безсребренников. От Лавры до Молдавского скита один час ходу, до Кареи семь часов - ползком...     В настоящее время Лавру населяет 45 монахов.         Предание www.isihazm.ru ...   Старец Аввакум жил в Великой Лавре и имел дар запоминать наизусть целые главы из Священного Писания. Вначале он подвизался в Вигле, однако один случай заставил его уйти в Лавру, в которой он и остался жить, пока ему не пришло время перейти в мир иной. Однажды, будучи еще в Вигле, отец Аввакум молился по четкам на одной из скал, и внезапно явился ему бес в виде Ангела света и говорит: - Аввакум, Аввакум, Бог послал меня забрать тебя в рай, потому что ты уже стал Ангелом. Летим со мной. Старец Аввакум растерялся и, испуганный, отвечает: - Как же я полечу? У тебя ведь есть крылья, и ты можешь летать. Тогда мнимый Ангел говорит ему: - И у тебя, Аввакум, тоже есть крылья, потому что ты стал Ангелом, только ты их не видишь. Тогда старец Аввакум смиренно перекрестился и говорит: - Матерь Божия, да кто я такой, чтобы летать? Не успел он договорить своих смиренных слов, как видит, что этот якобы Ангел вдруг превратился в черного козла с крыльями, как у летучей мыши, бросился в пропасть и исчез. Старец Аввакум испугался, а затем возблагодарил Божию Матерь, Которая защитила его от лукавого, намеревавшегося низвергнуть его в ад. После этого он пошел к себе в каливу, взял свою котомку и ушел в Великую Лавру. Ради большей безопасности он решил монашествовать здесь, в киновии. Он приходил в свою келлию три-четыре раза в год, совершал здесь литургию, а затем возвращался в Лавру.

http://isihazm.ru/?id=498&c_pid=3

В 544 году скончался патриарх Иерусалимский Петр. Оригенисты воспользовались его кончиной и возвели в 552 году на патриаршую кафедру Святого града инока Новой лавры по имени Макарий, своего единомышленника, чем возбудили общее смятение. Император Юстиниан, раздраженный против оригенистов, вскоре велел изгнать Макария, а архимандрит Великой лавры Конон, бывший в то время в Константинополе, представил императору в настоящем виде все дела оригенистов. В 553 году открылся Пятый Вселенский Собор, на котором, между прочим, осуждены были мнения Оригена . Когда соборные деяния присланы были в Палестину, патриарх Евстохий 324 напрасно целых восемь месяцев убеждал оригенистов войти в общение с Православною Церковью: они противились и совершенно отделились от общения с православными. Тогда по церковному приговору оригенисты были изгнаны не только из Новой лавры, но и из всей Палестины, а в опустевшую лавру патриарх послал сто двадцать православных иноков, половина коих взята была из Великой лавры, а прочие из других обителей. Возвратился в лавру и преподобный Иоанн Молчальник. Это было двадцать три года спустя по кончине Саввы Освященного 325 . Страшное бедствие постигло Великую лавру в 614 году, когда войска персидского царя Хозроя, завоевав все восточные области империи греческой, проникли из Сирии и в Палестину, разлились по ней, подобно бурному потоку, опустошая все огнем и мечом, и осадили самый Иерусалим. Отряд персов напал на Великую лавру св. Саввы и наполнил ее неслыханными жестокостями и злодействами. Варвары ограбили сперва церковь , потом рассеялись по кельям, в которых нашли старцев, долгим подвигом иночества давно уже приготовившихся к переходу в другую жизнь и решившихся с покорностью воле Божией ждать участи, какую готовила им злоба врагов. Прочие иноки разбежались при первой вести о приближении варваров. В течение нескольких дней враги подвергали старцев жесточайшим мукам, требуя от них сокровищ и золота, и, наконец, обманувшись в своих ожиданиях, отсекли им головы. Когда после удаления варваров из лавры рассеявшиеся иноки возвратились в нее, ужас объял их при взгляде на разорение обители. Один из иноков, по имени Никодим, увидев трупы братий, упал как мертвый от потрясения душевного. Знаменитый настоятель обители Феодосия Великого Модест собрал рассеянные останки избиенных иноков, облобызал их с любовью и с честью положил в усыпальницу братий 326 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010