Сперва нужно упражняться в трудах и приобрести венец в подвиге, чтобы таким образом вкусить и Божественной благодати. Горечь подвига заменяется сладостью упокоения, и суровость жизни заменяется благодатью. Преподобный Ефрем Сирин В июне 1819 года Петр Краснопевцев прибыл в Киево-Печерскую Лавру, теперь уже навсегда. Знакомый ему наместник Лавры иеромонах Антоний (Смирницкий) 30 к тому времени стал уже архимандритом. Он принял Петра с прежней любовью, исходатайствовал у митрополита Серапиона благословение на определение его в Лавру, и поместил в просфорне, где и началась его подвижническая жизнь. Петр принял это поручение за великую милость Божию, зная, что приготовленные просфоры приносятся к Божественной литургии, на Таинство Хлеба Христова. Вернувшись в Киево-Печерскую Лавру, Петр узнал, что схимник Михаил, у которого он получил благословение в первое свое посещение Лавры, 22 апреля 1815 года ушел из жизни на девяносто третьем году жизни и погребен при больничной церкви Киево-Печерской Лавры. Петр всегда вспоминал о нем с благодарностью и любовью, В Лавре остался только один схимник – слепой иеросхимонах Вассиан (Балашевич), принявший схиму еще в 1802 году. «Редкий из посещающих Лавру, прослышав про благодетельное и богоугодное житие старца Вассиана, не приходил к нему за советом и утешением». Конечно же и Петр заходил к нему за благославением и назиданием. «Я вовсе не раздумывал, – говорил Петр, – о подвигах монашеских, о том, чтобы установить себе то или другое правило, избрать такой или иной образ жизни; я думал только о том, как бы молиться, да молиться непрестанно, и трудиться, сколько сил есть, слушать во всем, как Бога, начальника, никого не оскорбить и не осудить; да мне и некогда было смотреть за поступками других, я только себя знал». Так, руководимый Духом Святым, – повествует жизнеописатель, – он в новоначалии легко исполнял те добродетели, которые обыкновенно бывают только плодом долговременных подвигов. Он утруждал плоть свою, подвергал себя всякого рода лишениям не для умерщвления плотских страстей (он их не знал, хранимый благодатию Божией с раннего детства), а потому, что презирал покой телесный, полагая, что всякая внешняя забота, всякое попечение о себе отвлекали бы его от молитвы, которой хотел он посвящать каждую минуту, остававшуюся у него свободной от многотрудного просфорнического послушания, с горячим усердием им проходимого, «Бывало, утрудившись, – вспоминал он, – я лягу под лавкой, или под столом, – мне все было равно».

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Предстоятель Русской Церкви посетил Великую Лавру преподобного Афанасия Афонского 5 июня 2013 г. 17:25 5 июня 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Великую Лавру преподобного Афанасия Афонского. Его Святейшество сопровождают представитель  Константинопольского Патриархата  на Святой Горе Афон митрополит Милетский Апостол, председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , председатель Синодального отдела Московского Патриархата по монастырям и монашеству , наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры   архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , руководитель Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, клирики и миряне — члены официальной делегации Русской Православной Церкви, генеральный консул Российской Федерации в Салониках А.А. Попов, многочисленные паломники из России. От монастырской пристани Святейший Патриарх Кирилл проследовал к святым вратам Великой Лавры. Здесь он был встречен монастырской братией во главе с архимандритом Продромом, настоятелем обители. Под пение пасхального тропаря торжественная процессия проследовала в собор монастыря, где было совершено молебное пение. По окончании молебна Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал архимандрит Продром. Он особо отметил важность посещения Афона Святейшим Патриархом Московским и всея Руси для укрепления духовных связей Святой Горы с Русской Православной Церковью. В слове к настоятелю и братии монастыря Святейший Владыка сказал: «Ваше Высокопреподобие, всечестной отец архимандрит Продром! Дорогие о Господе отцы и братия! Христос Воскресе! У Предстоятелей Русской Православной Церкви сложилась замечательная традиция к братскому посещению Элладской Православной Церкви присоединять поклонение святыням Святой Афонской Горы — этого уникального духовного центра поистине всемирного значения и первоистока русского монашества.

http://patriarchia.ru/db/text/3039393.ht...

124:3). Когда преподобный Савва возвратился в лавру свою, то пришел к блаженному Иоанну в пустыню и сказал ему: — Вот Господь сохранил тебя от нашествия варваров, дав тебе видимого стража. Но всё же ты должен поступить, как и другие люди: собирайся и беги, как и прочие отцы пустынные сделали. Много и другого говорил Иоанну в увещание преподобный и убедил его оставить пустыню. Приведя его в великую лавру, он дал ему келлию, — и снова блаженный Иоанн стал жить в лавре, на пятьдесят шестом году от рождения своего. Кроме святейшего патриарха Илии и преподобного Саввы, никто не знал тайны Иоанна, что он епископ, — а те скрывали ее. Но прошло много времени, и Бог благоволил открыть о том всем братиям. Произошло это так. Прибыл из страны Асийской некий муж, именем Еферий, почтенный саном архиепископа; поклонившись животворящему древу креста Господня и святым местам и раздав много золота нищим и монастырям, он решил возвратиться в отечество свое, оставил святой град и сел на корабль. После недолгого плавания, поднялся в море противный ветер, принудивший Еферия вернуться в Аскалон Пробыв здесь два дня, он хотел снова начать плавание, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: — Прежде, чем поплывешь в отечество свое, ты должен возвратиться в святой град и пойти в лавру аввы Саввы, там найдешь авву Иоанна Молчальника, мужа праведного и добродетельного, епископа, для Бога всё оставившего и смирившего себя добровольною нищетою и послушанием. Пробудившись, Еферий возвратился в Иерусалим, пришел в лавру преподобного Саввы и спросил об Иоанне Молчальнике; ему указали келлию Иоанна. Он вошел и пробыл у него два дня, моля его и заклиная именем Божиим открыть ему о своем роде, отечестве и епископстве. Усматривая в сем волю Божию, Иоанн рассказал всё подробно. С того времени стало известно всей лавре, что Иоанн Молчальник — епископ, и все весьма дивились великому смирению его. В семидесятый год жития Иоанна в 5-й день декабря преподобный и богоносный отец Савва отошел ко Господу. Не пришлось Иоанну быть при разлучении души от тела Саввы преподобного, и он весьма скорбел о том духом и плакал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации О значении преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества Речь, произнесенная в торжественном собрании Московской духовной академии. Московская духовная академия, которая сегодня имеет честь приветствовать вас как ее посетителей, находится в стенах лавры, под кровом преподобного Сергия, с 1814 года,– следовательно, вот уже 78 лет. Такое продолжительное время дает академии право, а вместе с тем вменяет ей и в обязанность считать лавру своим родным местом. Считая лавру своим родным местом, академия не может не принимать сердечного участия во всех ее радостях. Вчера лавра имела великую радость праздновать пятисотлетие кончины преподобного Сергия, иначе сказать, великую радость воздавать хвалы и благодарения угоднику Божию за то, что в продолжение пятисот лет он своими молитвами к Богу хранил в благоденствии созданную им обитель, и академия, разделяя эту великую радость лавры, желает заявить свое участие самым делом. Как учебно-ученое учреждение, академия есть представительница научного слова, и свойственный ей способ заявления участия может состоять в посвященном виновнику празднества употреблении сего последнего. Итак, да будет позволено предложить вашему благосклонному вниманию некоторые чтения, некоторые беседы о преподобном Сергии Радонежском. Для того, чтобы подробно излагать святую и чудную жизнь преподобного Сергия, потребовалось бы слишком много времени, притом же эта святая и чудная жизнь его всем более или менее известна. Выбирая частнейшее из того, что может быть говорено о преподобном Сергии, мы в первой беседе о нем скажем о его значении в истории нашего русского монашества. Значение это чрезвычайно велико, а между тем оно странным каким-то образом совсем или почти что совсем не примечается, так что речи о нем весьма желательны для установления правильного и надлежащего взгляда на преподобного Сергия и для воздаяния ему всей той славы, которая ему подобает.

http://sedmitza.ru/lib/text/438561/

Речь о значении преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества, произнесенная в торжественном собрании Московской Духовной Академии, бывшем 26 Сентября 1892 года Источник Московская Духовная Академия, которая сегодня имеет честь приветствовать Вас как ее посетителей, находится в стенах Лавры, под кровом преподобного Сергия, с 1814 года; следовательно – вот уже 78 лет. Такое продолжительное время дает Академии право, а вместе с тем вменяет ей и в обязанность – считать Лавру своим родным местом. Считая Лавру своим родным местом, Академия не может не принимать сердечного участия во всех ее радостях. Вчера Лавра имела великую радость праздновать пятисотлетие кончины преподобного Сергия, иначе сказать – великую радость воздавать хвалы и благодарения угоднику Божию за то, что в продолжение пяти сот лет он своими молитвами к Богу хранил в благоденствии созданную им обитель, – и Академия, разделяя эту великую радость Лавры, желает заявить свое участие самым делом. Как учебно-ученое учреждение, Академия есть представительница научного слова, и свойственный ей способ заявления участия может состоять в посвященном виновнику празднества употреблении сего последнего. Итак, да будет позволено предложить Вашему благосклонному вниманию некоторые чтения, некоторые беседы о преподобном Сергии Радонежском. Для того, чтобы подробно излагать святую и чудную жизнь преподобного Сергия, потребовалось бы слишком много времени; при том же эта святая и чудная жизнь его всем более или менее известна. Выбирая частнейшеее из того, что может быть говорено о преп. Сергии, мы в первой беседе о нем скажем об его значении в истории нашего русского монашества. Значение это чрезвычайно велико, а между тем оно странным каким-то образом совсем, или почти что совсем, не примечается, так что речи о нем весьма желательны для установления правильного и надлежащего взгляда на преподобного Сергия и для воздаяния ему всей той славы, которая ему подобает. Имя преподобного Сергия обыкновенно произносится вместе с именами преподобных Антония и Феодосия Печерских . Этим хотят заявить признание, – и совершенно справедливое, – что преподобный Сергий был такой же великий подвижник, как и преподобные Антоний и Феодосий. Но кроме того, что Сергий был таким же великим подвижником, как Антоний и Феодосий, он имеет еще в истории нашего монашества совершенно такое же значение, какое имеет второй из двоих последних, т. е. Феодосий. Преподобный Феодосий был у нас вводителем строгого монашества после принятия нами христианства от Греков и после заимствования нами от них вместе с христианством монашества не совершенно строгого. Преподобный Сергий был восстановителем у нас строгого монашества, после того как оно, быв введено у нас преподобным Феодосием, потом с течением времени снова уступило место монашеству не совершенно строгому.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Относительно преп. Кириака Отшельника известно, что первоначально он подвизался в монастыре Евсторгия, вблизи Иерусалима. Затем пришел в обитель преп. Евфимия и там, «из святых рук» Великого аввы, принял иноческий образ. Сподобив Кириака иноческого образа, преп. Евфимий отослал его для подвигов в обитель преп. Герасима, откуда Кириак перешел в лавру преп. Евфимия, – что случилось уже при игумене Илии-преемнике преп. Евфимия 126 . Таким образом, свои аскетические подвиги преп. Кириак усиливал постепенно. Он начинал их в монастыре Евсторгия, увеличил после того, как сподобился принять иноческий образ от святых рук преп. Евфимия и возвел на высшую ступень, когда в последний период своей жизни перешел из обители преп. Герасима в Евфимиеву лавру. Последовательные ступени аскетической жизни и благословляет Церковь , когда вводить в церковно-богослужебное употребление три чина монашеского пострижения: а) чин на облачение в рясу и камилавку, б) чин на облачение в мантию, или – в малую схиму и в) чин на облачение в схиму великую. XXVI Разделение чинов пострижения в монашество на рясофор, на малую схиму и на схиму великую явилось в богослужебной монастырской практике не одновременно с тем, как вошло в обычай освящать церковным благословением и общею братскою молитвою вступление человека на путь подвижнической жизни. Исторические свидетельства и литургические памятники показывают, что сначала в монастырской практике существовало одно только пострижение, – был один «образ» иноческий. И в Египте, и в Палестине с Сирией, и в Малой Азии, и, вообще, во всех концах древнего христианского мира, куда проникло монашество, желавший сделаться иноком и начать подвиги произносил обеты отречения раз навсегда и раз же навсегда облачался при этом в монашескую одежду отречения (σχμα ποτακτικν). С такого рода порядком, существовавшим по монастырям в половине V века, мы осведомлены, благодаря записи чина пострижения в монашество в творении псевдо-Дионисия: О церковной иерархии. Когда последовало разделение единого иноческого образа на два вида: на схиму малую или первую (иначе – просхиму) и на схиму великую, ангельскую, – с точностью трудно установить.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Новости Епископ Звенигородский Питирим: Мор начался в Великую Пятницу Ректор МДА просит верующих пожалеть священников, которые оказались сегодня в группе риска 25.04.2020 22:56 Епископ Звенигородский Питирим. 23 апреля 2020. Фото: www.facebook.com Сергиев Посад, 25 апреля, Благовест-инфо. О том, как проходило заражение коронавирусом в Троице-Сергиевой лавре и расположенных на ее территории духовных школах, рассказал ректор Московской духовной академии и семинарии епископ Звенигородский Питирим (Творогов), который испытал на себе COVID-19. На своей странице в Фейсбуке 52-летний архиерей сегодня написал: «Меня очень критиковали за то, что я выступил с призывом не посещать храмы во время эпидемии. Даже потребовали " железобетонных доказательств " , что заразился я именно в храме, а не где-нибудь в другом месте. На данный момент анамнез заболевания точно установлен, попробуем проследить генезис. Весь прошедший великий пост я по обыкновению служил все литургии. Со мной вместе в последние недели поста служили иеродиаконы Иннокентий и новопостриженный в монашество Михей – самые ревностные. Иннокентий заболел первым, за ним я, потом Михей. Самым первым ковид-больным в академии оказался студент магистратуры, который пел в лаврском хоре. Больше всего студентов заразилось именно в хорах, где идеальные условия для распространения заразы. Священники очень рисковали и рискуют, принимая исповедь. Заражаются те, кто больше всех рискует, кто не бежит от народа, кто смиренно приносит себя в жертву болезни в слабой надежде, что больные прихожане остались дома. Но надежды не оправдались». Епископ приводит краткую хронологию распространения инфекции в самом знаменитом монастыре России: «Великий понедельник. Утро. Врата Троице-Сергиевой лавры закрыты. Перед ними разгоряченная толпа, требующая открыть лавру. Протестующие ведут себя очень агрессивно, матерятся. Владыка Парамон открывает лавру на всю Страстную седмицу и на Пасху. Мор начался в Великую Пятницу. Самые лучшие священнослужители заболели, некоторые в тяжелой форме. Заболел владыка Парамон, заболел я, заболели лаврские старцы и один наш, академический».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Таким образом образуется по подобию Троицы, нераздельной и неслиянной, новое существо – Св. Церковь , единая по существу, но множественная по лицам, имея главою Иисуса Христа, а членами – ангелов, пророков, апостолов, мучеников и всех в вере покаявшихся, отрясших тьму себялюбивого ослепления, умерших греху и оживших Христу, Которому слава во веки со Отцом и Духом. Наш Божественный Учитель потому и открыл нам учение о Пресвятой Троице, чтобы мы при «созидании тела Его» ( Еф.4:12 ), как чего то чудного и в себялюбивом мире невероятного, имели постоянное утверждение в лучшем бытии, вечном и неизменяемом Божестве и взиранием на Св. Троицу побеждали страх перед ненавистною разделенностью мира, отражающеюся и в сердце каждого несовершенного еще, христианина. Без веры в Троицу, эта борьба с самим собою и целым миром —172— в его прошлом, настоящем и будущем была бы беспочвенной мечтой: без этого св. догмата Евангельская заповедь о любви была бы бессильна, а потому противополагать сей догмат заповеди о любви есть безумие; так делать может только непонимающий или нежелающий понять истины. Нам остается показать, что в нашем истолковании учения о Св. Троице нет ни одного нового понятия сравнительно с тем, что о нем говорили Свв. Отцы Церкви – Афанасий, Василий, два Григория, два Иоанна, два Кирилла и Августин, прославившие Триединого. Р. А. Архимандрит Антоний Голубинский Е. Е. Речь о значении Преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества, произнесенная в торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 г.//Богословский вестник 1892. Т. 3. 11. С. 173–189 (2-я пагин.) —173— Московская Духовная Академия, которая сегодня имеет честь приветствовать Вас как её посетителей, находится в стенах Лавры, под кровом преподобного Сергия, с 1814 года; следовательно – вот уже 78 лет. Такое продолжительное время дает Академии право, а вместе с тем вменяет ей и в обязанность – считать Лавру своим родным местом. Считая Лавру своим родным местом, Академия не может не принимать сердечного участия во всех её радостях. Вчера Лавра имела великую радость праздновать пятисотлетие кончины преподобного Сергия, иначе сказать – великую радость воздавать хвалы и благодарения угоднику Божию за то, что в продолжение пятисот лет он своими молитвами к Богу хранил в благоденствии созданную им обитель, – и Академия, разделяя эту великую радость Лавры, желает заявить свое участие самым делом. Как учебно-ученое учреждение, Академия есть представительница научного слова, и свойственный ей способ заявления участия может состоять в посвященном виновнику празднества употреблении сего последнего. Итак, да будет позволено предложить Вашему благосклонному вниманию некоторые чтения, некоторые беседы о преподобном Сергии Радонежском. Для того, чтобы подробно излагать святую и чудную жизнь преподобного Сергия, потребовалось бы слишком

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вторые ученики преподобного Сергия, то есть известные только по имени, суть трое из его начальных сожителей в пустыне, когда он начал принимать к себе последних: Василий, прозванием Сухой, пришедший к преподобному одним из первых с верховья Дубны, то есть из какого-то недалекого от лавры селения с северной ее стороны, потому что верховья реки Дубны- недалеко на север от лавры (стан Переяславского уезда по Переяславской дороге от Троицы назывался Верхнедубенским). Иаков, которого звали Якутой, служивший для общины пустынножителей «посольником», то есть посыльным в мир в случае каких-либо очень важных дел. Онисим диакон, бывший Ростовский вельможа, мирянином переселившийся из Ростова в Радонеж вместе с родителями преподобного Сергия, отец другого диакона- Елиссея. Затем еще шестеро. Преподобный Михей, келейник преподобного Сергия, присутствовавший при посещении преподобного Божиею Материю, скончавшийся 6 мая 1385 года 94 . Макарий, удостоившийся вместе с Исаакием молчальником видеть сослужащего преподобному Сергию Ангела. Иоанникий и Елиссей. Эти двое, не будучи упоминаемы в житии преподобного Сергия, изображены вместе с другими его учениками на одной иконе, находящейся в Лаврской ризнице. Второй из них, вероятно, есть упомянутый сын диакона Онисима, а о сем последнем Елиссее жизнеописатель преподобного дает знать способом своего упоминания о нем, что он был человек чем-то знаменитый, или известный 95 . Варфоломей и Наум. Также неупоминаемые в житии преподобного Сергия, называются самим преподобным в одном видении, бывшем во время осады лавры Поляками 96 . Об иноках-воинах Пересвете и Ослябе мы сказали выше (с. 62–63). О значении преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества 97 Московская духовная академия, которая сегодня имеет честь приветствовать вас как ее посетителей, находится в стенах лавры, под кровом преподобного Сергия, с 1814 года,– следовательно, вот уже 78 лет. Такое продолжительное время дает академии право, а вместе с тем вменяет ей и в обязанность считать лавру своим родным местом. Считая лавру своим родным местом, академия не может не принимать сердечного участия во всех ее радостях. Вчера лавра имела великую радость праздновать пятисотлетие кончины преподобного Сергия, иначе сказать, великую радость воздавать хвалы и благодарения угоднику Божию за то, что в продолжение пятисот лет он своими молитвами к Богу хранил в благоденствии созданную им обитель, и академия, разделяя эту великую радость лавры, желает заявить свое участие самым делом. Как учебно-ученое учреждение, академия есть представительница научного слова, и свойственный ей способ заявления участия может состоять в посвященном виновнику празднества употреблении сего последнего. Итак, да будет позволено предложить вашему благосклонному вниманию некоторые чтения, некоторые беседы о преподобном Сергии Радонежском.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Пришедши в церковь, он просил отца нашего Савву, чтобы он отпустил его на один день в обитель блаженного Феодосия. Старец узнавши, что приблизился день его смерти, послал с ним Феодула, брата Геласиева и пресвитера, и велел сказать блаженному Феодосию: «Вот того Афродисия, которого я некогда принял от тебя человеком, теперь посылаю к тебе благодати Христовой ангелом». Блаженный Феодосий принял его с радостью, облобызал, дружелюбно пригласил его к себе для принятия пищи вместе с собою, и, наконец, отпустил его в мире. Афродисий, пришедши в Лавру, после непродолжительной болезни, скончался в радости. Отцы приготовили его к погребению и положили вместе с пресвитерами. Впрочем, блаженный Савва приказал положить отдельно честные его мощи, дабы в последствии времени отцы, приходящие на место погребения, могли знать оные и воздать им должное почтение.    45. За Иорданом к востоку есть некоторый, принадлежащий к Аравии, город Медавы. Жители его приходили к святому отцу нашему Савве, почерпали у него весьма великую душевную пользу, и приносили в киновию его и в Лавру хлеб в зернах и овощи. В числе таковых посетителей Саввы был некоторый старик, по имени Геронтий. Он впал некогда в телесную болезнь, и по причине оной долго прожив во Святом Граде, захотел помолиться в церкви святого Вознесения. Почему сел на лошака, и со своими служителями отправился к церкви. В то время, как он ехал на гору, лошак испугался тени, происшедшей вдруг от какого-то предмета. Геронтий упал с лошака и так расшибся, что пришедший врач не надеялся излечить его. При сем случае некто Порфирий, меньший брат Геронтия, никому ничего не сказавши, пошел в Лавру, и просил святого Савву придти к Геронтию для посещения его. Старец, услышавши о несчастии, случившемся с Геронтием, очень опечалился и тотчас пошел во Святой Град. Пришедши к Геронтию, он долго молился о нем; потом, помазавши его елеем от святого креста, исцелил его, так что все удивлялись столь нечаянной перемене и столь неожиданному чуду.    46. Спустя довольно долгое время после сего, сын сего Геронтия, по имени Фома, некогда во время голода пришел ввечеру весьма поздно во Иерихон в гостиницу, принадлежащую Великой Лавре.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3544...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010