Феодоро-Тироновский женский монастырь (Кишинев) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Святого Феодора Тирона (Чуфлинский монастырь, монастырь Чуфля рум. Mnstirea Ciuflea) — женский монастырь Молдавско-Кишинёвской митрополии Русской православной церкви в черте города Кишинёва. Содержание История [ править править код ] Соборный храм обители был построен на окраине Кишинёва, тщанием купцов Анастасия и Феодора Чуфля в 1858 году. Церковь была построена как приходская, и начата в 1854 году. До конца строительства Феодор не дожил. Храм был посвящен великомученику Феодору Тирону, но по фамилии чтимой купеческой семьи ктиторов за ним закрепилось название Чуфлинского. Вначале храм следовал простому типовому плану каменной церкви, разработанному русскими архитекторами в начале XIX века. Со временем, по мере умножения прихожан, храм был расширен и перестроен. Близ церкви устраивали народные гулянья на Пасху и другие праздники. Вплоть до 1962 года оставался приходским храмом, после чего, в связи с закрытием Рождественского кафедрального собора, получил статус кафедрального собора Кишинёвской епархии. В начале 1970-х в Чуфлинском соборном храме начался капитальный ремонт, который контролировали старосты. Реставрацией росписей, выполненных в стиле Васнецова, занимался художник А. Бурбела. В ходе ремонта был сооружен южный придел в честь Покрова Божией Матери. В начале 1980-х годов позолотой были покрыты центральный и четыре маленьких купола. Реставрация собора затянулась на целых 18 лет. Он был взят под охрану государства как памятник архитектуры. После возвращения Рождественского собора Церкви, Феодоро-Тироновский наименование собора не утратил, но кафедральным быть перестал. В 2002 году при соборном храме Феодора Тирона был учрежден женский монастырь, получивший статус ставропигии Православной Церкви Молдовы. Описание [ править править код ] Храм отмечен чертами русско-византийского стиля начала XX века. Доминирующее положение в композиции здания занимают девять луковичных граненых куполов на восьмигранных барабанах. Над западным притвором расположена высокая восьмигранная колокольня с четырьмя проёмами, крытая высоким шатром. Пластика следует формам Московской архитектуры: арки под сводами и опорные арки, русские барочные карнизы над окнами и дверями. Церковь имеет богатое убранство. Старые и новые части храма, претерпевшего значительную перестройку, хорошо согласованы и создают цельный образ. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Феодоро-Тироно...

Самый большой мощевик в форме ковчега содержит крест с Животворящим Древом, украшенный драгоценными камнями,- дар имп. Андроника II Палеолога, а также барельефные изображения святых, держащих в объятиях частицы мощей: свт. Иоанна Милостивого, мч. Елевферия, вмч. Феодора Тирона, равноап. Марии Магдалины, свт. Модеста, вмц. Марины, свт. Василия Амасийского, мц. Параскевы, вмч. Пантелеимона, мч. Трифона, вмч. Евстафия Плакиды и вмч. Артемия (мастер Иоанн Смирнский, 1806). Им же выполнен и кивот с мощами прмч. Стефана Нового, вмч. Феодора Тирона, прп. Герасима, мц. Иулитты, сщмч. Антипы, вмч. Пантелеимона, свт. Иоанна Златоуста, вмч. Никиты и сщмч. Власия. Золотой крест с частью Животворящего Древа, вклад молдав. господаря Александру Лэпушняну, украшенный рубинами, хранится в ковчеге с мощами вмч. Феодора Стратилата, сщмч. Харалампия, мч. Ермолая, вмч. Пантелеимона, мч. Трифона, вмч. Артемия и мц. Параскевы. Подобных мощевиков с крестами и частицами мощей еще 6, форму ковчега имеет мощевик с большой частью кожи прпмч. Стефана Нового. В Д. хранится плат, обагренный кровью вмч. Димитрия Солунского, подаренный господарем Александру Лэпушняну в 1560 г., упоминаемый в неск. источниках. Однако после того как мн. святыни Д. остались без драгоценных мощевиков, произошло их смешение, и в наст. время считается, что этот плат имеет отношение к мч. Роману, но в переписях 1921-1977 гг. присутствует приписка о том, что под платом была «найдена бумажка, где написано, что этот плат омочен в крови великомученика Димитрия». В мощевиках в форме руки хранятся десница с кожей мц. Параскевы и кость руки вмц. Марины, имя к-рой выгравировано по-гречески и по-славянски. В деревянном ковчеге, украшенном перламутровой инкрустацией, находится часть мраморной плиты, имеющей отношение к 1-му чуду св. архангелов: ей был прикрыт клад и ее же привязали на шею спасенному чудесным образом послушнику. В алтаре хранятся также мощи новомучеников Иакова Дохиарского, Иоанна и Герасима, часть главы равноап. Космы Этолийского и прп. Арсения Паросского. Часть мощей прп. Феофана, игум. Д., была получена от Веррийского еп. Софрония в 1927 г. Монастырский комплекс

http://pravenc.ru/text/180375.html

И тогда святой мученик Феодор, явившись во сне местному епископу, приказал ему объявить христианам о том, чтобы они не покупали ничего на рынках, но вместо продуктов, которые они обычно использовали в пищу, сварили пшеничные зерна, приправили их медом и вкушали только это. Такая пища получила наименование «коливо», и в пятницу первой седмицы Великого поста в память о чуде, явленном святым великомучеником Феодором Тироном, мы освящаем коливо после Литургии Преждеосвященных Даров. Не случайно память святого великомученика празднуется в первую седмицу Великого поста: как он помог тем древним христианам не впасть в грех, воздержавшись от пищи, которую им не подобало вкушать, так и ныне он помогает нам, грешным. Во время Великого поста у людей постящихся возникает много искушений, кто-то ослабевает, не выдерживает постного поприща, соблазняется и вкушает скоромную пищу. Чудо святого Феодора Тирона дает всем нам основание и возможность в моменты таких искушений обращаться к святому великомученику, прося его молитв об укреплении нас в прохождении постного поприща. Именно потому Церковь и празднует его память в первую седмицу Великого поста, чтобы в течение всего постного времени, помня о той силе, которой обладает святой, мы укреплялись в своем малом подвиге и в случае необходимости прибегали к нему с молитвенной просьбой о помощи. Молитвами святого великомученика Феодора Тирона да поможет нам Господь спасительно пройти поприще Святой Четыредесятницы! Аминь. Божественная помощь и человеческие усилия. Слово по окончании Божественной литургии в субботу первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе города Смоленска (28 февраля 2004 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, я сердечно поздравляю с завершением первой седмицы Великого поста! В эти спасительные дни Святой Четыредесятницы Господь вновь даровал нам возможность усиленно молиться, достойно проходить постное поприще, получить радостный опыт христианской жизни. Верующие, посещавшие богослужения утром и вечером, действительно имели особые условия для внутренней духовной концентрации, самоанализа и молитвы.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Иерей читает молитву над коливом (ср.: Служебник, Чин благословения колива): Вся совершивый словом Твоим, Господи, и повелевый земли многоразличныя прозябати плоды в наслаждение и пищу нашу, Иже семенми три отроки и Даниила, сущия в Вавилоне, сластнопитанных светльшия показавый! Сам, Всеблагий Царю, и семена сия с различными плоды благослови и от них вкушающия освяти, яко во славу Твою и в честь святаго великомученика Феодора Тирона сия предложишася от Твоих рабов, и в память во благочестивой вере скончавшихся. Подаждь же, Блаже, благоукрасившим сия и память совершающим вся, яже ко спасению прошения, и вечных Твоих благ наслаждение, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, и святаго великомученика Феодора Тирона, егоже и память совершаем, и всех святых Твоих. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Певцы: «Аминь». «Буди имя Господне...» (трижды). [«Слава, и ныне».] Псалом 33-й: «Благословлю Господа...». Отпуст по обычаю. Примечание. «И входим в трапезу, вкушаем же вина и елеа, ради святаго. Сие прияхом в Лавре преподобнаго отца нашего Саввы, и киновии преподобнаго Великаго Евфимия: но не творим сего ныне за честность дне, обаче ядим варение с сливами без елеа, и армеа: произволяющии же ядят сухоядение, якоже и в среду» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера седмицы]»). 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2018 года были утверждены тексты тропаря и кондака священномученику Сергию Лебедеву. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5331699.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/447 ). 2 Ср.: Православный церковный календарь на 2013 год; Богослужебные указания на 2013 год. М., 2012. С. 204–211.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-22/

В монастыре Хоповском в открытой гробнице почивают святые мощи великомученика Феодора Тирона, столь чтимого всем православным миром, в память которого Церковью установлен особый праздник с освящением колива – кутии – в пятницу первой недели Великого поста. С глубоким молитвенным благоговением преклонились мы пред святынями Хоповской обители. Мы прослушали там всенощное бдение и на следующий день литургию, внимая прекрасному хору инокинь. После литургии совершили мы молебен пред святыми мощами великомученика. От настоятельницы монастыря, глубоко всеми почитаемой игуменьи Нины, я получил на молитвенное воспоминание драгоценный дар – икону святого Феодора Тирона с частицей мощей этого святого. Эту икону уже давно приготовила для себя матушка Нина, чтобы с ней вернуться в Россию, когда благословит это Господь, и в течение многих годов изгнания икона была на святой гробнице. С благоговением принял я святой дар и был глубоко счастлив разделить молитвенное общение и духовное единение с этой святой обителью. Духовник Хоповского монастыря, высоко духовный человек о. Алексий, показал нам дивные, замечательно художественные фрески этого монастыря, к сожалению, большей частью скрытые под слоем штукатурки, которой замазали их за последнее пятидесятилетие рабочие, ремонтировавшие храм еще до переезда в Хопово лесненских монахинь. Фрушкая гора является центром сербского монашества на севере, но главное множество святых и высоко почитаемых монастырей Сербии находится на юге, в старинных, освященных пребыванием самых чтимых сербских святых долинах Дрима и Моравы. Во всяком случае можно смело сказать, что монашество в Сербии совершенствуется ныне с каждым годом, с каждым днем благодаря стараниям иерархов, особенно Патриарха Варнавы, благодаря прибытию в Сербию нескольких глубоко духоносных носителей традиций русских святых монастырей, благодаря высокому стремлению к Богу православных сердец. В течение ряда веков сербские монастыри имели значение в истории народа главным образом как очаги борьбы за веру православную и родную землю против иноверных поработителей. В тишине монастырей собирались народные вожди, водившие дружины свои в битвах «за Крест честной и свободу златну», из монастырских келий выходили иногда такие неукротимые борцы против турок, как первые вожди Черногории; монастыри благословляли эту борьбу и молились за борцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

И эту (Четыредесятницу) мы должны тщательно соблюдать, как, впрочем, и другие три (поста), то есть святых апостолов, Богородицы (Успенский) и Рождества Христова, – соответственно четырем временам года. Четыредесятницу же передали (нам) святые апостолы, почтив ее особо из-за святых Страстей и из-за того, что Христос постился (40 дней) и прославился; и Моисей 40 дней постился, чтобы принять закон; также и Илия, и Даниил, и все, которые прославлены у Бога. И Адам доказывает от противного, что пост – это благо. По этой причине Адамово изгнание и помещено здесь святыми отцами. Христе Боже наш, по несказанному милосердию Твоему сподоби нас райской сладости и помилуй, ибо Ты один Человеколюбец. Аминь. Синаксарь в субботу 1й седмицы Великого поста. Великомученика Феодора Тирона Стихи: Тирон пищей колива питает город, Пищу оскверненную признав негодной. В этот день, в первую субботу Великого поста, мы празднуем дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона, которое имело такую предысторию. Когда Юлиан Отступник 18  наследовал царство после Констанция, сына  Константина Великого 19 , и обратился от Христа к идолослужению, то началось великое гонение на христиан, явное и вместе с тем скрытое. Ибо нечестивый царь запретил жестоко мучить, а также откровенно бесчеловечно покушаться на христиан, – стыдясь и в то же время опасаясь, чтобы к ним не присоединились многие, но задумал мерзкий обманщик некоторым тайным способом осквернить христиан. Для чего он, помня, что христиане в первую седмицу святого поста особенно очищаются и внимают Богу, призвав градоначальника, повелел обычно продаваемые продукты убрать, а выставить на рынке другую пищу, то есть хлеб и напитки, предварительно окропив их идоложертвенной кровью и осквернив этим окроплением, чтобы покупающие их после поста христиане осквернились в момент наибольшего очищения. Градоначальник сразу осуществил на деле повеленное ему, и на всем торжище разложили оскверненные идоложертвенной кровью пищу и питие. Но Всевидящий Бог, препятствующий хитрецам в их коварстве и всегда промышляющий о нас, Своих рабах, разрушил и гнусные козни отступника.

http://azbyka.ru/sinaksar-ksafnopul

     В пятницу первой седмицы Великого поста архиепископ Горловский и Славянский Митрофан и архиепископ Краснолиманский Алипий, викарий Горловской епархии,совершили Литургию Преждеосвященных Даров в Александро-Невском собореСлавянска. По окончании богослужения архиепископ Митрофан обратился к гостям и прихожанам собора с архипастырским словом.      Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Ваше Высокопреосвященство, ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с окончанием первой седмицы Святой Четыредесятницы и с праздником в честь святого великомученика Феодора Тирона! Так устроен церковный устав, что на первой седмице Великого поста мы не совершаем торжественных праздников. Например, положенное в среду было празднование в честь Иверской иконы Божией Матери, переносится на Прощёное воскресенье или на Неделю Торжества Православия. Также переносится на другие дни память святителя Тихона и святителя Алексия Московских, потому что богослужения на первой седмице Поста особенные. Но тут вдруг, как бы вопреки уставу, несмотря на то, что даже особо чтимые праздники переносятся на другой день, Церковь совершает особое торжество в честь великомученика Феодора Тирона. И каждый год его память совершается на первой седмице. Сегодня мы слышим молебное пение ему. В чём причина? Почему Церковь это делает, как бы нарушая свой собственный устав? Дело в том, что святой великомученик Феодор когда-то, как раз в эти дни, оказал христианам особое благодеяние по Промыслу Божию. Нечестивый правитель, зная, что христиане всю первую неделю строго постятся, а в субботу и воскресенье могут себе позволить что-то вкусить и пойдут за продуктами на рынок, повелел, чтобы все продукты окропили идоложертвенной кровью. Когда идолам приносили в жертву животных, а иногда и людей, кровь жертв собирали в сосуды и «освящали» ей приношения, различные продукты, в знак того, что они тоже посвящены этому так называемому богу и являются жертвой для него. Конечно, с одной стороны, христиане знают, что идол — это ничто. Хоть окропляй, хоть не окропляй — это пустое место, их нет. Есть только Единый Бог — Господь. Но с другой стороны, люди, узнав о том, что они вкушали пищу, окроплённую идоложертвенной кровью, очень смутились бы этим. И ради этого всё и было задумано — чтобы посмеяться над христианами, чтобы их огорчить. Но святой великомученик Феодор по воле Божией явился епископу, сказал ему о том, что так будет, и подсказал, что надо делать. Епископ взял пшеницу и велел сварить коливо, такое, как вы видите сегодня. Туда добавили мёда и фруктов и после службы раздали людям, чтобы они не были голодными, и предупредил их, чтобы они не шли на рынок и никаких продуктов в этот день не покупали.

http://pravoslavie.ru/77600.html

В 17-й день. В субботу первую св. поста мучение св. великомученика Феодора Тирона, л. 472–487. Нач. «Максимилиан и Диоклетиан беззаконная царя». Сказание Нектария Архиепископа Константина-града исповедание чудеси, чесо ради в первую субботу св. поста память творим св. великомученика Феодора Тирона, л. 482 – 493 об. Нач. «Яко многое множество благостыни Твоея, Господи.» Житие св. Архиепископа Авксивия, л. 494–511 об. Нач. «Хошу вам сказати чудную и нетленную жизнь». В тот же день и Июля в 30-й повесть о блаженном старце Германе – спостнице Преп. отцем Зосиме и Савватию, како поживе с ними на острове Соловецком и о преставлении, и о пренесении мощей его, л. 512–522 об. Нач. «Сей блаженный старец Герман житие иноческое проходя». О преставлении Преп. Германа, л, 516. Похвальное слово Преп. Герману, л. 518. Тропарь Преп. Герману, л. 520. Семь чудес Преп. Германа вкратце, л. 520–522. об. Повесть вкратце о блажен. Германе, л. 522 об. – 523. Нач. «Сей Преподобный отец наш Герман житие имея близ моря Октана». В 18-й день. Житие Преп. Власия и Евфросима, л. 524–560 об. Нач. «Иже во святых отец наш Власий земли беяше восточныя. В 19-й день. Житие и хождение Преп. Александра, л. 562–601. Нач. «Святый блаженный Александр от Асиафеския страны сый». В той же день и Октября в 20-й и Декабря в 20-й день мучение свв. мученик Евгения и Макария, л. 602–613 об. Нач. «Пришедшу убо мучителю нечестивому царю Улиану во Антиохию град». В 20-й день. Мучение св. священномученика Садока Епископа и иже с ним скончавшихся, числом 128 мученик, л. 614–618 об. Нач. «По скончании мучения святого священномученика и Епископа Симеона». В 21-й день Житие Преп. Помлия, л. 622–627 об. Нач. «Бысть некто во время оно Помплии и видом достозрачен. В 22-й день. Житие Преп. Петра, л. 628–635. Нач. «Галааты слышим, иже в Европии в заходных странах». В 23-й день. Преподоб. Поликарпа Епископа Смирнского, л. 636–647 об. Нач. «Церкви Божией, яже есть в Смирне». В 24-й день. Обретение честной главы св. и славного Пророка, и Предтечи п Крестителя Христова Иоанна, л. 648–657 об. Нач. «Явися пребогатый вселенский Апостол и присный друг Христов».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Евтропий Амасийский, мч. Описания иконы Евтропий Амасийский, мч. - житие Святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск пострадали в городе Амасии Понтийской (Малая Азия) около 308 года. Братья Евтропий и Клеоник и племянник святого великомученика Феодора Тирона (память 17 февраля) Василиск были друзьями. После мученической кончины святого Феодора они находились в заключении и своей проповедью привели к христианской вере многих язычников, бывших с ними в темнице. Когда истязавший святого Феодора Публий бесславно погиб, пораженный Божиим гневом, правителем Амасии Понтийской был назначен Асклипиодот, не уступавший в жестокости своему предшественнику. Узнав, что друзья мученика Феодора Тирона все еще находятся в темнице, правитель велел привести их к себе. Перед новым правителем святые Евтропий, Клеоник и Василиск так же твердо исповедали веру во Христа. Они были беспощадно избиты, так что тела их превратились в сплошную рану. Во время пыток святой Евтропий громко молился Спасителю: " Даждь, Господи, нам терпения совершенного в ранах сих ради венца мученическ[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Дечани. Ок. 1350.] Мчч. Евтропий, Клеоник, Василиск. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года. Файл 5795.jpg:   Размер: 743x1200, 0.89 MPix, 144 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (175) , (2) . Описание: [Афон. XV.] Мч. Евтропий. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 5796.jpg:   Размер: 784x844, 0.66 MPix, 75 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (117) , (1) . Описание: [Афон. XV.] Мч. Евтропий. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 5797.jpg:   Размер: 416x1200, 0.5 MPix, 88 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (104) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1723

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евтропий Амасийский, мч. - житие Святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск пострадали в городе Амасии Понтийской (Малая Азия) около 308 года. Братья Евтропий и Клеоник и племянник святого великомученика Феодора Тирона (память 17 февраля) Василиск были друзьями. После мученической кончины святого Феодора они находились в заключении и своей проповедью привели к христианской вере многих язычников, бывших с ними в темнице. Когда истязавший святого Феодора Публий бесславно погиб, пораженный Божиим гневом, правителем Амасии Понтийской был назначен Асклипиодот, не уступавший в жестокости своему предшественнику. Узнав, что друзья мученика Феодора Тирона все еще находятся в темнице, правитель велел привести их к себе. Перед новым правителем святые Евтропий, Клеоник и Василиск так же твердо исповедали веру во Христа. Они были беспощадно избиты, так что тела их превратились в сплошную рану. Во время пыток святой Евтропий громко молился Спасителю: " Даждь, Господи, нам терпения совершенного в ранах сих ради венца мученического, и прииди на помощь к нам, якоже к рабу Твоему Феодору пришел еси " . В ответ на мольбу святого мученикам явился Сам Господь с Ангелами и с ними святой великомученик Феодор Тирон, сказавший им: " Се на помощь вашу Спаситель прииде, да известны будете о вечной жизни " . Воины и многие из стоявших поблизости людей также сподобились видеть Спасителя. Они стали просить Асклипиодота прекратить пытки. Увидев, что народ волнуется и готов уверовать в Истинного Бога, правитель велел увести мучеников. Потом правитель пригласил святого Евтропия к себе на обед и предложил ему публично принести жертвы языческим богам, а в душе оставаться христианином. Но Евтропий отверг это предложение. На следующий день мучеников привели в языческий храм, чтобы насильно заставить их принести жертвы. Тогда Евтропий стал просить Спасителя: " Господи, буди с нами, а все языческое беснование истреби. Даждь, да на месте сем христиане Бескровные Жертвы принесут Тебе, Истинному Богу " . Только прозвучало последнее слово молитвы, как началось землетрясение, стали рушиться стены храма, а с ними разбилось и изображение богини Артемиды. Все бросились из храма, чтобы не погибнуть среди развалин. Среди шума землетрясения раздался свыше глас: " Молитва ваша услышана, и на этом месте будет дом для молитвы христиан " .

http://pravicon.com/info-2257

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010