Религ. произведения И. М. также весьма разнообразны. С большой вероятностью ему принадлежит ок. 160 канонов, среди к-рых особое место занимают «венки» канонов - группы из 8 канонов на 8 гласов, написанных в честь к.-л. праздника или святого. Сохранились составленные И. М. «венки» канонов св. Иоанну Предтече, ап. Петру, ап. Павлу, свт. Иоанну Златоусту, свт. Николаю Чудотворцу. И. М. принадлежат большие циклы канонов Пресв. Богородице (более 60) и Иисусу Христу (более 20); по 2 канона на праздник Трех святителей, свт. Василию Великому, вмч. Феодору Тирону, свт. Григорию Богослову, вмч. Димитрию Солунскому; отдельные каноны вмч. Феодору Стратилату, прп. Иосифу Песнописцу, бессребреникам Косме и Дамиану, вмч. Георгию и др. (полный список см.: D " Aiuto F. 1994. P. 22-25). Большинство канонов, составленных И. М., 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, 2-я песнь в них отсутствует. В канонах И. М. использует акростих, в конце к-рого обычно помещает собственное имя (Ιωννου или Ιωννης). Значительная часть канонов И. М. не издана, а многие изданы с неверной атрибуцией (напр., Иоанну Дамаскину). В совр. богослужебных книгах содержится лишь неск. канонов И. М., напр. канон Пресв. Богородице и 2 канона Трем святителям под 30 янв. (см.: Μηναον. Ιανουριος. Σ. 442-457; Минея (МП). Янв. Ч. 2. С. 511-524), 2 канона вмч. Феодору Тирону в 1-ю субботу Великого поста (см.: Τριδιον. Σ. 135-141; Триодь Постная (МП). Ч. 1. Л. 135 об.- 151 об.). Др. излюбленный жанр И. М.- поэтические экфрасисы, посвященные изображениям святых (великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, обнявшихся апостолов Петра и Павла, свт. Василия Великого, плачущей Богоматери, ап. Павла, диктующего апостолам Луке и Тимофею, святых бессребреников и др.) и сюжетов, связанных с важнейшими церковными праздниками (Рождеством Христовым, Богоявлением, Воскресением, Вознесением и др.). Среди прозаических агиографических сочинений И. М. особенно важны похвалы святым, связанным с Евхаитами, прежде всего вмч. Феодору Тирону, к-рому И. М. посвятил 3 похвалы: BHG, N 1770 (произнесена в 1-ю субботу Великого поста в воспоминание о чуде с коливом), BHG, N 1771 (произнесена 8 июня, т. е. в день памяти не Феодора Тирона, а Феодора Стратилата) и BHG, N 1772 (посвящена евхаитскому изображению мученика, отличающемуся от иных тем, что святой представлен пешим, а не в седле). Также И. М. принадлежит похвала благочестивой евхаитской жене Евсевии, похоронившей Феодора Тирона (BHG, N 632). И. М.- автор ряда Житий современных ему святых, напр. прп. Дорофея Нового († 1045).

http://pravenc.ru/text/471360.html

По прочтении псалма – «Бог Господь», тропарь святого Феодора Тирона, глас 2-й: «Велия веры исправления! Во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – Богородичен «Вся паче смысла». Чтец – псалом 50-й. Иерей во время псалма кадит коливо и лики по чину. После 50-го псалма – канон на 4 без ирмосов. Певцы поют запевы: «Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас», «Слава, и ныне». Канон рекомендуется читать самому иерею. Катавасии нет. По 6-й песни кондак святого Феодора, глас 8-й: «Веру Христову яко щит внутрь приим в сердце твоем, противныя силы попрал еси, многострадальче и венцем небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый». По 9-й песни вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни. Трисвятое по «Отче наш», тропарь святого, «Слава» – кондак, «И ныне» – Богородичен «Якоже предстательство». Диакон – «Господу помолимся». Певцы – «Господи, помилуй». Иерей читает молитву над коливом:    «Вся совершивый Словом Твоим, Господи, и повелевый земли многоразличныя прозябати плоды, в наслаждение и пищу нашу, Иже семенми три отрока и Даниила, сущия в Вавилоне, сластнопитанных светльшия показавый! Сам Всеблагий Царю, и семена сия с различными плоды благослови и от них вкушающия освяти, яко в славу Твою и в честь святаго великомученика Феодора Тирона сия предложишася от Твоих рабов и в память во благочестивой вере скончавшихся. Подаждь же, Блаже, благоукрасившим сия и память совершающим вся, яже ко спасению, прошения и вечных Твоих благ наслаждение, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и святаго великомученика Феодора Тирона, его же и память совершаем, и всех святых Твоих. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, – Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Мощи святого мученика пребывают ныне в Венеции в храме Христа Спасителя. «Причем, надо заметить, что рака с реликвиями святого Феодора имеет две надписи: Феодор из Амассеи (Тирон) и Феодор из Ераклеи (Стратилат). В храме почитаются два мученика-воина: Феодор Тирон и Феодор Стратилат» 71 . В летописях встречается интересное свидетельство об иконе святого мученика. В 1211 году в Ростове Великом случился пожар. На владычном дворе сгорела церковь Иоанна Предтечи, «бе же в церкви той икона, на ней же написан святы мученик Феодор Тирон, и вощаница с вином... пришедши же на пожар места церковнаго, и видеша вся огнем взята, толико икона святаго Феодора с вощаным съсудом цело посреди огня» 72 . Мученик Феодор Тирон может изображаться на триодных иконах в субботу первую Великого поста: «Явление святого великомученика Феодора Тирона Патриарху Евдоксию о кутьях» 73 . На иконе слева изображен «Федор Тирон, явившийся епископу Константинополя Евдоксию... Через Евдоксия Феодор повелевает христианам питаться во время поста «коливом» – кутьей, то есть вареной пшеницей с медом. Справа Евдоксий представлен совершающим Богослужение перед престолом, где стоит сосуд с кутьей. Евдоксий молится иконе Феодора Тирона, помещенной над окном алтаря» 74 . Мученик Феодор может изображаться вместе с мучеником Феодором Стратилатом 75 . В собрании художника П.Корина имеется двусторонняя икона-таблетка Триодь постная, на которой изображено Чудо Феодора Тирона о кутьях 76 . Слово мученику Феодору Константинопольский Патриарх Нектарий заканчивает следующими словами: «Мы же мученику с сими победную песнь воспоим и чюдеси присно обнавляти паметь сами приносеще добропобедному мученику Феодору верно возопиим: О мучеником светлость и святим красота; о Божий дар воистину; о хранителю и предпособниче верным неотступниче. Не забывай нас убогых и смереных, но всегда присно молитисе не престай о нас, пречюдне, ни пакы иже повсегда мысльнаго душам нашим Иулияна, иже тогда и ныня злоначелнаго врага борущаго нас, да не презриши, пречестне» 77 . Православная семья

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услышит тя Господь в день печали»; стих: «Защитит тя имя Бога Иаковля». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознесися, Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи, силою Твоею…»). «Да исправится молитва моя…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю). По заамвонной молитве иерей с диаконом исходят к уготованному на солее столу, на котором стоит блюдо с коливом, и совершают чин молебного пения великомученику Феодору Тирону. Чтец – псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…» . На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Велия веры исправления…». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Вся паче смысла…». Чтец – псалом 50-й. Во время псалма совершается каждение. По обычаю, диакон кадит окрест стола с коливом и священнослужителей. Примечание. Устав дает следующие указания относительно каждения: «…Псалом 50-й. И кадит священник коливо, и настоятеля, и лики, по чину» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера седмицы]»). По 50-м псалме – поется канон вмч. Феодора, глас 8-й, на 4 (без ирмосов). Певцы поют запевы: «Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас» к двум первым тропарям канона, затем «Слава», «И ныне». Иерей, по обычаю, читает тропари канона. По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й. По 9-й песни вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни: «Тя, Неискусобрачную Матерь…». Чтец: Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство…», и тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Велия веры исправления…». «Слава» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й: «Веру Христову…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Якоже Предстательство…». Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву над коливом (ср.: Служебник, Чин благословения колива): Вся совершивый словом Твоим, Господи, и повелевый земли многоразличныя прозябати плоды в наслаждение и пищу нашу, Иже семенми три отроки и Даниила, сущия в Вавилоне, сластнопитанных светльшия показавый! Сам, Всеблагий Царю, и семена сия с различными плоды благослови и от них вкушающия освяти, яко во славу Твою и в честь святаго великомученика Феодора Тирона сия предложишася от Твоих рабов, и в память во благочестивой вере скончавшихся. Подаждь же, Блаже, благоукрасившим сия и память совершающим вся, яже ко спасению прошения, и вечных Твоих благ наслаждение, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, и святаго великомученика Феодора Тирона, егоже и память совершаем, и всех святых Твоих. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Лысцево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Покровская церковь была построена в 1780 г. тщанием капитана Михаила Васильевича Ртищева в стиле провинциального барокко, с колокольней. В 1875 г. на средства прихожан к холодному зданию церкви пристроили теплую трапезную с двумя приделами: во имя великомученика Феодора Тирона и великомученицы Параскевы. В 1932 г. храм закрыли. Церковь была разорена и сильно разрушена: сохранились лишь части трапезной. Использовалась в качестве каменоломни. В 1998 г. храм в разрушенном виде был возвращен верующим. Восстановлен придел великомученика Феодора Тирона, устроен иконостас, происходят богослужения. Информация с сайта Московские епархиальные ведомости Даже самое богатое воображение ещё несколько десятилетий назад не могло нарисовать картину столь мощного возрождения разрушенных храмов Подмосковья - казалось бы, навсегда утраченных. Но, по милости Божией, многие из них начали возвращаться к жизни... Сначала возле поруганных святынь стали совершаться молебны, затем - с восстановлением стен, кровли - Божественные литургии. Люди, представляющие разные поколения, объединяются вокруг поруганных святынь, и на недавних руинах развивается приходская жизнь. Так случилось и с Покровским храмом села Лысцево. 240 лет назад тщанием отставного капитана Михаила Васильевича Ртищева была здесь построена каменная церковь в стиле провинциального барокко с колокольней. Ещё через 95 лет на средства прихожан к зданию церкви пристроили тёплую трапезную, в которую были перенесены приделы во имя великомученика Фёдора Тирона и великомученицы Параскевы. Ну, а безбожный ХХ век с его гигантской разрушительной силой пытался сначала морально уничтожить дома Божии, превратив их в спортзалы, клубы, кинотеатры, просто хозяйственные склады, и затем нередко следовало физическое уничтожение. Как горько слышать возле возрождающихся в наши дни святынь такую фразу: " Разобрали на кирпичи " ! Тут тоже часть храма разобрали на кирпичи... А что осталось - местный колхоз " переоборудовал " под зернохранилище. И чтобы сюда могла заезжать техника, решили сделать сквозной проезд, то есть разбить для этой цели стены. Колокольню уничтожили ещё в 1938 году. В 80-х годах прошлого века в оставшейся части храма случился пожар. Сгорело сено и вместе с ним - уникальная роспись XIX века. Остался лишь небольшой фрагмент. В 1998 году этот уже бесхозный храм, точнее его руины, передали епархии. Какое-то время он был приписным к храму апостола Иоанна Богослова в Коломне.

http://sobory.ru/article/?object=19922

Суббота первой седмицы Великого поста. Великомученика Феодора Тирона Стихи: Тирон пищей колива питает город, Пищу оскверненную признав негодной. Святой великомученик Феодор Тирон В этот день, в первую субботу Великого поста, мы празднуем дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона, которое имело такую предысторию. Когда Юлиан Отступник наследовал царство после Констанция, сына Константина Великого , и обратился от Христа к идолослужению, то началось великое гонение на христиан, явное и вместе с тем скрытое. Ибо нечестивый царь запретил жестоко мучить, а также откровенно бесчеловечно покушаться на христиан, — стыдясь и в то же время опасаясь, чтобы к ним не присоединились многие, но задумал мерзкий обманщик некоторым тайным способом осквернить христиан. Для чего он, помня, что христиане в первую седмицу святого поста особенно очищаются и внимают Богу, призвав градоначальника, повелел обычно продаваемые продукты убрать, а выставить на рынке другую пищу, то есть хлеб и напитки, предварительно окропив их идоложертвенной кровью и осквернив этим окроплением, чтобы покупающие их после поста христиане осквернились в момент наибольшего очищения. Градоначальник сразу осуществил на деле повеленное ему, и на всем торжище разложили оскверненные идоложертвенной кровью пищу и питие. Но Всевидящий Бог, препятствующий хитрецам в их коварстве и всегда промышляющий о нас, Своих рабах, разрушил и гнусные козни отступника. Городскому епископу Евдоксию , хотя он был и еретиком, а не православным, Бог послал великого страстотерпца Своего Феодора, из воинского сословия, по прозванию Тирон . И тот, представ перед ним не во сне, а наяву, сказал вот что: «Как можно скорее, встав, собери стадо Христово и строго заповедай никому ничего не покупать из предлагаемого на торжище, ибо все это осквернено идоложертвенной кровью по приказу нечестивого царя». Архиерей недоумевал и спрашивал: «Но как бы это удалось не имеющим дома достаточно пищи — не покупать предлагаемого на торжище?» — «Дав им коливо, — ответил святой, — восполни недостаток». Когда же тот, удивляясь и не понимая, спросил, что бы это значило — «коливо», великомученик Феодор сказал: «Вареная пшеница, — ибо так мы привыкли ее называть в Евхаите». Патриарх выведывал, кто это, заботящийся о христианах, а святой снова отвечал: «Феодор, мученик Христов, ныне послан вам от Него помощником». Патриарх же, тотчас встав, многим христианам возвестил о видении и, сделав так (как повелел святой Феодор), сохранил Христово стадо невредимым от коварства врага и отступника. Царь же, видя, что его козни раскрыты и ничего не вышло, сильно устыдившись, снова повелел продавать на торгу обычные товары.

http://pravoslavie.ru/1614.html

Но убо и прочыя три святых апостол глаголю, Богородицы, и Рождества Христова: к четырем бо лета временом, и четыредесятницу божественнии апостоли издаша, сию вящше почетше Святых ради Страстей, и яко Христос сию постися и прославися. и Моисей четыредесять дней постився закон прият: и Илиа сам: и Даниил, и елицы искуснии у Бога. И яко добро есть пост, показует от сопротивнаго Адам. за сию убо вину Адамово изгнание зде Святыми отцы умыслися. Надлежит знать, что Святая сия и великая Четыредесятница есть как бы уплата десятины со всего года. И поскольку из-за лености несклонны мы непрестанно поститься и избегать зла, то святые апостолы и божественные отцы передали ее нам как некую душевную жатву, чтобы ныне отстали мы от всего, что совершили во весь год неподобающего, сокрушаясь и смиряя себя постом, который должны с великим усердием хранить, как и прочие три поста – разумею пост Святых апостолов, Богородицы и Сорокадневие [перед Рождеством Христовым]. Сообразно четырем временам года выделили божественные отцы и Великой Четыредесятницы дни, ради Святых страстей особо ее почтив, и потому еще, что Сам Христос в продолжение этого времени постился и прославился. И Моисей, сорок дней постившийся, закон получил, и Илия, и Даниил, и иные, испытанные пред Богом. А что пост – доброе дело, показывает нам от противного Адам. По этой-то причине и задумано святыми отцами вспоминать здесь Адамово изгнание. Неизреченным твоим благоутробием Христе Боже наш, пищи райския нас сподоби, и помилуй, яко един Человеколюбец, аминь. По неизреченному Твоему милосердию, Христе Боже, удостой нас райского наслаждения и помилуй, ибо Ты один Человеколюбец. Аминь. Синаксарь в субботу первой седмицы Великого поста. Великомученика Феодора Тирона Стихи: Пищею колив питает Тирон град: Пищу оскверненую учинив непотребну. Стихи: Мученик Тирон весь город коливом ныне питает, Чтоб оскверненная снедь верным ненужной была. В сий день в субботу первую постов, еже коливами преславное чудо святаго и славнаго великомученика Феодора Тирона празднуем, еже име начало быти сице: В этот день, в первую субботу Великого поста, празднуем дивное чудо святого и славного великомученика Феодора Тирона, совершившееся через коливо.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Освящение колива в храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» г. Ульяновск. Фото из архива храма В память об этом чудесном событии на первой неделе Великого поста, в навечерие субботы ( т.е. накануне в пятницу) после Литургии Преждеосвященных Даров, в храмах звучит канон великомученику Феодору . Его составил преподобный Иоанн Дамаскин. В этот день благословляют и раздают прихожанам коливо. А на утрене в суб­бо­ту по­ет­ся ка­нон в честь свя­то­го Фе­о­до­ра, со­став­лен­ный Иоан­ном, мит­ро­по­ли­том Ев­ха­ит­ским. Канон святому великомученику Феодору Тирону Накануне дня памяти святого в пятницу после Литургии Преждеосвященных даров по заамвонной молитве совершается молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива. Канон святому великомученику Феодору Тирону Рецепт колива ко дню памяти святого великомученика Тирона Пропорции любые в зависимости от вашего вкуса. Молитвы Феодору Тирону Тропарь великомученика Феодора Тирона, глас 2 Велия веры исправления,/во источнице пламене, яко на воде упокоения,/святый мученик Феодор радовашеся:/огнем бо всесожжегся,/яко хлеб сладкий Троице принесеся.//Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Кондак великомученика Феодора Тирона, глас 8 Веру Христову, яко щит, внутрь приим в сердце твоем,/противныя силы попрал еси, многострадальче,/и венцем Небесным венчался еси вечно, Феодоре,//яко непобедимый. Молитва святому великомученику Феодору Тирону О, Преславне, великомучениче Феодоре Тироне. Услыши моление нас верных, величающих тя и в смирении своем взывающих к тебе от всея души. От юности показавый пламенную веру во Христа Господа и ради нея жизнь свою положивый, подаждь и нам молящимся тебе душевныя силы, во еже блюсти во вся дни чистоту правыя веры. Запечатлевый мученичеством исповедание веры в пещи огненней, буди нам образом в ревности проповедывания Истины Христовой. Оградивый верных от греха язычества и отступничества, соблюди и нас чистыми от еретических козней и всякого диавольскаго навождения. О, Преблаженне, великомучениче Феодоре, своим предстательством у Престола Всевышняго умоли Господа Бога, да подаст нам благодатныя силы, во еже направити пути жизни нашея по Слову Божию во спасение душ наших. Яко да твоими молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя Бога, Единаго, в Троице Святей Славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Акафист святому великомученику Феодору Тирону

http://foma.ru/feodor-tiron-i-kolivo.htm...

Церковь во имя вмч. Пантелеимона в Кишинёве. 1889–1891 гг. Архит. А. О. Бернардацци Церковь во имя вмч. Пантелеимона в Кишинёве. 1889–1891 гг. Архит. А. О. Бернардацци Среди церковных памятников периода эклектики сочетанием геометризма и особой массивностью размеров выделяется новая летняя церковь Жабского мон-ря с посвящением престолов в честь Вознесения Господня и Преображения Господня, во имя апостолов Петра и Павла (1916, проект гражданского инженера М. С. Сероцинского). План имеет вид вписанного креста, 3-гранная апсида. Свод, поддерживающий цилиндрический низкий барабан и купол, опирается на 4 столпа. Грандиозное строение в архитектурном ансамбле занимает все свободное пространство. Следование стандартным архитектурным проектам архит. К. А. Тона с сочетанием черт неовизантийского и русского стилей наблюдается в архитектуре летней Успенской ц. (1894-1897) Кондрицкого монастыря - в плане это вписанный триконх с 5 луковичными главами, из к-рых боковые совсем небольшие, расположены на фасадах и ориентированы по сторонам света. Неовизантийский и русский стили совмещены и в летней ц. в честь Сошествия Св. Духа (1870) Гербовецкого монастыря. В результате перестроек (последняя в 1891) сходный облик приобрел и собор во имя вмч. Феодора Тирона (по фамилии основателей церковь называют Чуфлинской) кишинёвского во имя великомученика Феодора Тирона женского монастыря : 2 крупные луковичные главы - над нефом и нартексом, шатровая колокольня и многочисленные декоративные главки на фасадах. Собор Преображения Господня в Кишинёве. Кон. 1902 г. Архит. М. Сероцинский Собор Преображения Господня в Кишинёве. Кон. 1902 г. Архит. М. Сероцинский Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы Кондрицкого мон-ря. 1894–1897 гг. С использованием элементов декора в стиле барокко была построена летняя ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (1872-1880) Курковского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря , напоминающая о творениях архит. Б. Ф. Растрелли , Андреевском соборе в Киеве и соборе санкт-петербургского Смольного в честь Воскресения Христова монастыря . В духе проектов Тона возведены Успенская (1891) и Дмитриевская (1890-1902) церкви Кишинёва. Оригинальным сочетанием различных форм рус. архитектуры XVII в. с полосатой кладкой, характерной для средиземноморской строительной традиции (греческой или турецкой), отличается Феодоровская ц. (1895, архит. Бернардацци) при бывш. жен. гимназии Кишинёва, ныне с престолом во имя вмч. Феодора Тирона и св. Феодоры из Сихлы. Также по проекту Бернардацци была построена ц. св. кн. Александра Невского в Унгени (1905) в виде ротонды с примыкающей с зап. стороны колокольней. Традициям молдав. средневек. зодчества следует церковь в Кухурештий-де-Сус, спроектированная архит. А. В. Щусевым (1912-1914). В кон. XIX - нач. XX в. каменное зодчество оказало значительное воздействие на деревянное, напр. в формах деревянных кокошников на фасаде Троицкой ц. в Ларге (Бричанский р-н, 1897).

http://pravenc.ru/text/2564036.html

Подумав, судья сказал Феодору: – Чего хочешь ты: быть ли с нами или с твоим Христом? С великой радостью святой ответствовал: – Со Христом моим я был, есмь и буду; ты же делай, что хочешь. Судья, видя, что ничто не может одолеть твердости Феодора, произнес смертный приговор. – Феодора, – сказал он, – который не повинуется власти великих царей, не признает великих богов и верует в Иисуса Христа, распятого, как говорят иудеи, при Понтийском Пилате, я повелеваю предать огню. Сие приказание мучителя было быстро исполнено: слуги его собрали из ближайших домов и бань много дров, сложили огромный костёр и привели к костру святого Феодора. Подожженный со всех сторон костер разгорелся ярким пламенем. Войдя на костер, святой Феодор перекрестился, и вот внезапно сошел Дух Святой и посреди пламени дал прохладу святому страстотерпцу. Святой же, воспевая и славословя Бога, в мире предал Ему дух свой. – И мы видели, – пишет один очевидец блаженной кончины великомученика, – его честную и святую душу, вознесшуюся как молния на небеса. Одна благочестивая и добродетельная женщина, по имени Евсевия, просила тело святого славного великомученика Феодора. Когда ей отдали честные мощи святого, она помазала их благовонным миром и, обвив чистой плащаницей, погребла в своем доме в городе Евхаитах 1422 , в митрополии Амасийской, и ежегодно совершала святую память мученика. Скончался святой великомученик Христов Феодор 17 февраля около 306 года, в царствование императора Максимиана. О чуде святого великомученика Феодора Тирона. После сына Константина Великого , Констанция, на царский престол вступил Юлиан Отступник 1423 . Он отрекся от Христа, стал поклоняться идолам и воздвиг на христиан великое гонение. Юлиан преследовал христиан не столько открыто, сколько тайно; ибо он не решался явно подвергать жестоким и бесчеловечным мучениям всех христиан, так как боялся, чтобы многие из язычников, видя мужественное терпение мучимых христиан, не обратились бы сами ко Христу. Посему сей нечестивый царь замыслил тайно осквернить христиан. Он знал, что в первую седмицу Великого поста христиане соблюдают особенную чистоту и каются в своих согрешениях. И вот он призвал к себе константинопольского градоначальника и повелел ему ежедневно в продолжение первой седмицы, осквернять припасы, продаваемые на торжищах, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны воздерживаться ( Деян.15:29 ). Приказание царя было исполнено, и на всех торжищах были положены яства, оскверненные неверующими. Но Всеведущий Господь, посрамляя язычников и заботясь об истинных рабах Своих, разорил сие тайное коварство. Он послал к константинопольскому архиепископу Евдоксию 1424 , святого страстотерпца Своего Феодора, за много лет пред тем пострадавшего за Христа и пребывавшего во славе в небесном Царствии. Святой Феодор явился Евдоксию не во сне, но наяву и сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010