818 В Византии дневные и ночные часы имели отдельный счет. Продолжительность часа менялась в зависимости от времени года. Второй час дня — это утро (см. Grumel, La Chronologie, р. 163 sq.).     819 По-видимому, р. Карасу (Меласу).     820 Т. е. 19 февраля 1091 г.     821 Т. е. 18 февраля 1091 г.     822 Bmopoзak.:XXXII, 30.     823 Вафис-Риак — древний Ресий вблизи Константинополя (см. Κυριακδου — Νστορος, Μολυβδβουλλον... σελ.180 εξ).     824 Имеется в виду храм великомученика Феодора Тирона, день поминовения которого приходится на первое воскресенье поста (17 февраля). В этот день приток богомольцев был особенно велик. Однако весной 1091 г. печенеги стояли под стенами Константинополя, и жители византийской столицы не имели возможности посетить храм (см. ниже). Упоминание храма Феодора помогает точнее датировать события.     825 Анна употребляет античный термин οπισθδομος. Так называлась внутренняя часть храма Афины-Паллады в афинском акрополе. В данном случае Анна имеет в виду внутреннюю часть церкви (корабль).     826 Чакан и раньше вступал в сношения с печенегами (см. Ал., VII, 8, стр. 217). Союз турок и печенегов облегчался этнической близостью этих племен. По-видимому, можно говорить о координированных действиях врагов Византии.     827 Как только он достанет ячменя - οπηνκα τς κριθς καταλαβοι. Β. Васильевский («Византия и печенеги», стр. 73, прим. 1) предполагает, что под κριθας следует понимать название города на Херсонесе Фракийском и таким образом переводить эти слова: «... когда он прибудет в Крифию». С таким толкованием текста согласен и В. Златарский («История...», II, стр. 203, бел. 1).     828 1090—1091 гг.     829 Dölger, Regesten..., 1158 (начало 1091 г.).     830 О влахах см. прим. 533.    На основании этого места «Алексиады» некоторые исследователи делали вывод, что слово βλαχοι употребляется Анной как синоним «кочевников».    С нашей точки зрения, прав М. Дьони (Gyóni, Le пот..., р. 241 sq.), утверждающий, что «влахи» в данном случае — точное этническое наименование. Аргументы М. Дьони сводятся к следующему:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Все христиане, как я сказал, подвизаются в первую великопостную седмицу. Но, как в субботу празднуем мы преславное избавление от осквернения, бывшее христианскому народу чрез посредство святого великомученика Феодора Тирона, а в воскресенье творим праздник в воспоминание Православия и благодарим Всеблагого Бога славословиями и песнями, то в это время лукавый диавол, завидующий всякому нашему добру, подходит тайком к каждому христианину и, связав его нерадением и леностию, внушает отвратиться от святого поста, столь для нас спасительного, и опять вдаться в прежние свои злые обычаи. По сей причине я и напоминаю вам ныне и прошу любовь вашу, отнюдь не слушайте врага нашего диавола, не начинайте следовать опять злому навыку ненасытного чревонеистовства и не возвращайтесь более к удовлетворению недобрых пожеланий, коим удовлетворяли прежде столь долгое время, но как почтили мы первую неделю Великого поста сего, так да почтим и вторую, а потом последовательно и все прочие. Да, братия мои возлюбленные, пожалеем себя самих и не попустим себе сгубить в наступающую седмицу, что собрали в прошедшую. Напротив, надлежит нам паче поревновать о том, чтоб к стяжанному прежде приложить и другое что, а не разбрасывать зле (худо. - Ред.), что прежде уэкономили добре. Для того воспоминай каждый, сколь великую доставил ему пользу пост и сколь великую благодать получил он от Бога в эти немногие дни первой недели, и возгревай тем ревность на дальнейший подвиг поста. Пост, как врач душ наших, у одного христианина смиряет плоть, у другого укрощает гнев, от одного отгоняет сон, другого возбуждает на большее доброделание, у одного очищает ум и делает его свободным от злых помыслов, у другого вяжет неудержимый язык и страхом Божиим, как уздою, удерживает его, не позволяя ему говорить праздные и гнилые слова, а у иного не дает глазам смотреть туда и сюда и любопытствовать, что делает тот или другой, но всякого располагает внимать себе самому и свои собственные рассматривать грехи и недостатки. Пост мало-помалу утончает греховный покров, лежащий на душе, и рассеивает мысленный мрак ее, как солнце рассеивает туман.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Она будет помнить, например, о людях и предметах, о которых не имела возможности помнить, пока была в теле, и следить за всеми их перемещениями. «То, что ты ищешь, находится в мешке пылесоса, посмотри туда и найдёшь», –сказала умершая свекровь († 2000) своей невестке г-же А. С., когда та искала дорогой её памяти предмет. И она, действительно, нашла то, что потеряла, в указанном покойницей месте. Если бы свекровь была жива и помогала ей искать в доме, то, вероятно, ничего бы не нашла, или нашла не так легко. Со скоростью света А может ли душа одновременно следить за всем и за всеми? Наблюдать за теми, кто находится в Австралии, и в Греции, и в Америке, и в России? «Меня не было здесь (т.е. в гробу), но я был в Константинополе, на погребении преподобного Иосифа Песнописца», – оправдывалась душа великомученика Феодора Тирона (IV в.) перед одним христианином, который молился у его гроба и не получил ответа. Это доказывает, что душа после смерти не может быть везде одновременно. Однако, освободившись от тяжести тела, она может перемещаться по всей земле, не встречая препятствия в пространстве. Она летает как молния, со скоростью света! Мало того, она имеет возможность видеть одновременно многие лица и предметы (то, что в малой степени наблюдается и в реальной жизни). Но наблюдать за миллиардами людей и ангелов в каждый момент времени может только всемогущий Господь! 5. А ты откуда знаешь? Существуют три верования относительно жизни после смерти: 1. Всё заканчивается со смертью. 2.      Душа перевоплощается в растения или в животных, или в рыб, или в человека (в соответствии с «кармой», со своей предшествующей жизнью) и потом снова перевоплощается, пока не достигнет совершенства, состояния «нирваны». 3.      Существуют Рай и ад. Эти три варианта не могут существовать вместе, значит, есть только что-то одно из трёх. Либо мы перестаём существовать, либо наша душа воплощается в другом теле, либо она попадает в Рай или ад. И каждый может выбрать что-то одно, чтобы верить в это. 84

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

На пример великомученика Феодора Тирона показывают те, кто говорят о новой опасности сегодня, грозящей Церкви. Об опасности, о которой в Православной Церкви в течение уже десяти лет идут жаркие богословские споры: о принятии электронных карточек и о числе 666. Вы слышали, наверное, о том, что еще более двадцати лет назад в Брюсселе был создан некий сверхмощный компьютер, который назвали апокалиптическим именем " Зверь " . Через компьютерную сеть, использующую для кодирования число 666 и охватывающую практически все страны мира, он содержит информацию о каждом человеке, имеющем свой кодовый номер. И поскольку мы живем в такие времена, когда декларация абсолютной свободы человека на наших глазах превращается уже в абсолютное рабство, именно эта система как раз и является очень ярким, точным показателем того, как " свобода " может превратиться в абсолютное рабство антихристу. Это своего рода всемирное КГБ, которое имеет досье почти на каждого человека. " Зверь " владеет информацией на всех людей, живущих в странах, входящих в эту компьютерную сеть, и учитывает все, что с вами происходило и происходит. Многие богословы, и даже известные старцы, говорят, что наступит время (и наступило уже), когда слова Апокалипсиса о том, что человеку будет поставлена печать антихриста на лбу и на правой руке, так что никто не сможет ничего ни продавать, ни покупать, если не будет иметь этой печати, - уже исполняются. Поэтому, кто хочет остаться верным Христу, говорят нам эти люди, не должен принимать карточку со штрих-кодом, которая раздается сейчас во всех странах. Штрих-код - это временный этап, потому что враг знает, как более точно, более надежно установить контроль над всеми людьми. Можно устроить, представьте, какую-нибудь провокацию, объявив, например, по телевидению, что такой-то человек выкрал у другого его карточку, с помощью которой похитил с его банковского счета большие суммы (и таких случаев действительно много). Подобная провокация может дать основание для принятия решения: ради безопасности всех граждан той или иной страны отменить пластиковые карточки и ввести контроль за информацией о человеке нанесением ему прямо на руку кода с помощью лазерных лучей.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_13...

В понедельник первой недели поста в доме графа (на верхней половине) служили великое повечерие. Гоголь едва смог подняться наверх по ступеням, однако отстоял всю службу. День он провел почти без пищи, ночь — в молитве со слезами. Граф Толстой, видя, как все это изнуряет Гоголя, прекратил у себя богослужения. В ночь с 11 на 12 февраля, в третьем часу, Гоголь будит своего слугу Семена, велит ему бесшумно подняться на второй этаж, где располагались печные задвижки, растопить печь в кабинете и затем сжигает бумаги. Наутро он (по запискам доктора Тарасенкова) говорит графу Толстому: «Вот что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег все. Как лукавый силен, вот он до чего меня довел. А я было думал разослать на память друзьям по тетрадке: пусть бы делали, что хотели» 12 . Физическое состояние Гоголя в эти дни резко ухудшается: очевидцы заметили в нем усталость, вялость и даже изнеможение — отчасти следствие обострения болезни, отчасти действие поста. Со слов графа Толстого известно, что Гоголь принимал пищу два раза в день: утром хлеб или просфору, которую запивал липовым чаем, вечером — кашицу, саго или чернослив. Но всего очень понемногу. 14 февраля, в четверг, Гоголь, по свидетельству Хомякова, сказал: «Надобно меня оставить, я знаю, что должен умереть» 13 . В эти же дни Гоголь делает распоряжения графу Толстому насчет своего крепостного слуги Семена и рассылает деньги «бедным и на свечки». Средства, которые будут выручены от последнего издания его сочинений, он незадолго до этого просил раздать неимущим. 16 февраля, в субботу, Гоголя посетил доктор Тарасенков (впервые за время болезни) и убеждал его подчиниться указаниям врачей. Гоголь отвечал вяло, но внятно и с полной уверенностью: «Я знаю, врачи добры: они всегда желают  добра». При этом ничем не выразил готовности следовать совету Тарасенкова. «Он смотрел как человек, для которого все задачи разрешены, всякое чувство замолкло, всякие слова напрасны.. .» 14 В этот день Гоголь, по свидетельству графа Толстого, приобщился Святых Таин 15 . Древний христианский обычай причащаться в субботу первой седмицы Великого поста издавна существовал на Руси (он связан с празднованием памяти святого великомученика Феодора Тирона, которое всегда совершается в этот день).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Со скоростью света А может ли она одновременно следить за всем и за всеми? Наблюдать за теми, кто находится в Австралии, и в Греции, и в Америке, и в России? «Меня не было здесь (т.е. в гробу), но я был в Константинополе, на погребении преподобного Иосифа Песнописца», оправдывалась душа великомученика Феодора Тирона (IV в.) перед одним христианином, который молился у его гроба и не получил ответа. Это доказывает, что душа после смерти не может быть везде одновременно. Однако, освободившись от тяжести тела, она может перемещаться по всей земле, не встречая препятствия в пространстве. Она летает как молния, со скоростью света! Мало того, она имеет возможность видеть одновременно многие лица и предметы (то, что в малой степени наблюдается и в реальной жизни). Но наблюдать за миллиардами людей и ангелов в каждый момент времени может только всемогущий Господь! 5. А ты откуда знаешь? Существуют три верования относительно жизни после смерти: Эти три варианта не могут существовать вместе, что-то одно из трех! Либо мы погружаемся в небытие, или наша душа воплощается в другом теле, либо она попадает в Рай или ад. И каждый должен выбрать одно из трех! Естественно, что мы, христиане, верим не в небытие, и не в перевоплощение, но только в существование Рая и ада. И знаем, что это соответствует действительности, потому что вера наша не человеческое изобретение или открытие, но дар и откровение человеку Самого Бога. Иными словами, для нас, христиан после смерти существует не просто неопределенное, абстрактное бессмертие, но нечто более конкретное — рай и ад! Т.е. как только ты умрешь, твоя душа, соответственно с твоими делами, хочешь ты этого, или нет, окажется либо в аду, либо в раю! Это ты увидишь своими собственными глазами, когда умрешь (только наберись терпения…) Пока ты живешь, все это тебе незнакомо, является загадкой, тайной, потому ты и не можешь это принять. И говоришь: здесь рай, здесь и ад. Так вот, я тебя и спрашиваю, а ты откуда знаешь? «Не знал? А ты спросил?» Тебе дают, к примеру, какую-нибудь еду, в которую положен смертоносный яд, но ты об этом не знаешь. Ешь и умираешь от отравления. Неведение не спасло тебя!

http://pravmir.ru/posle-smerti/

Но действительное значение этой победы было в высшей степени призрачно. Уже через две недели, т. е. в начале марта 1091 г., печенеги снова стали угрожать самым предместьям столицы, так что в первое воскресенье Великого поста благочестивым чтителям памяти св. Феодора Тирона не было возможности выйти из города и помолиться в храме великомученика, так как поблизости рыскали печенежские разъезды. Мы имеем особенные побуждения остановиться подробней на этих событиях, так как в связи с ними, как видно будет далее, находится объяснение мотивов первого крестового похода. И прежде всего заметим, что зима 1091 г. имела в этом отношении чрезвычайно важное значение для царя Алексея Комнина. Если ему удалось удержать печенегов в некотором страхе перед стенами Константинополя и даже отогнать их на север, тем не менее положение дел оставалось крайне серьезным ввиду задуманного турками и печенегами соединенного движения. Пират Чаха готовил флот с целью сделать высадку на полуострове Галлиполи, где ему должны были помочь печенеги, раскинувшие свои становища по течению Марицы. При устье этой реки находился город Энос, который в XI в., как можно заключить из тогдашних известий, не был еще отделен от моря, как ныне, песчаными заносами и болотными зарослями, обратившими этот важный прежде город в жалкое местечко, окруженное развалинами домов и церквей и величественными боевыми укреплениями и башнями. Царь избрал Энос стоянкой для флота и сборным местом для войска, откуда он мог удобно наблюдать за действиями врагов и препятствовать сношениям между ними. Здесь, поблизости от города, устроен был военный лагерь, и отсюда направлялись военные распоряжения царя Алексея. На четвертый день по прибытии его к месту получено было известие, что половецкая орда под предводительством ханов Тугоркана и Боняка численностью в 40 тысяч человек приближается к Эносу. Хотя можно было ожидать, что половцы будут действовать в соглашении с императором, но пока никто не мог еще поручиться за это. Со стороны императора последовало приглашение половецким вождям прийти к нему для переговоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Что же случилось в ту субботу, когда Христос проходил мимо засеянных полей и дал возможность срывать колосья ученикам? Случилось очень многое. И это часто для нас остается сокрытым. Мы не прочитываем до конца Евангелие. Исполнением субботы, исполнением седьмого дня в Евангелии становится Сам Христос. «Я пришел не нарушить Закон, но исполнить» ( Мф 5:17 ). И именно через крестную смерть Спасителя происходит исполнение Закона. Человека, исполняющего Закон, на самом деле нет, и Христос говорил об этом, что если ты нарушил хотя бы одну заповедь, ты нарушил весь Закон. «Несть человека, иже жив будет и не согрешит». Мы это знаем очень хорошо. Только Христос является исполнением Закона. Только Он имеет право эти законы утверждать. И эта фраза, которая остается нами немного незамеченной, о том, что Он Господин и субботы – есть сильнейшее свидетельство о Своем Мессианстве Христа. Никогда более к этой фразе не прибегали ученики и апостолы. Только Он Господин субботы. Только Он, через Которого все начало быть. И Христос имеет право распоряжаться субботой. Сегодняшнее Евангелие дает нам возможность снова вспомнить о нашем седьмом дне и вдруг увидеть, что для нас не Закон, но благодать важна. Мы вдруг видим, что седьмой день становится днем именно исполнения субботы, то есть воскресением. Мы видим учеников, собирающихся именно в воскресение – первый день. И вдруг обнаруживаем в Ветхом Завете, что оказывается праздник опресноков, праздник кущ совершался именно в первый день. Совершался именно в воскресный день, как мы его празднуем. Ещё в 12й главе книги Исход, до того, как в 20й дана Моисею заповедь, уже говорится о том, что «собрание Твое должно совершаться и в первый день» ( Исх 12:16 ). Этот первый день еще в Ветхом Завете освящен. Сегодняшний разговор о четвертой заповеди, о заповеди седьмого дня, должен быть соединен с церковной памятью, с памятью великомученика Феодора Тирона. Соединен именно таким образом – фарисеи делали из Закона кумира. Они служили этому кумиру. Они служили этому идолу. Для них понимание Закона свелось к очень мелочному уложению. И как бы в нарушение этого, в подтверждение слов Евангелия от Матфея, что исполнение Закона, высшее в Законе – это суд, милость и вера, Господь шесть раз делает запретные, с точки зрения фарисеев, действия. Это и сегодняшний сухорукий в синагоге, это и исцеленный от водянки в доме фарисейского начальника, это и согбенная 18 лет женщина, это и овчая купель и исцеленный там и, наконец, чудо в Вифании, Лазарь Четверодневный – это ведь тоже суббота. Господь везде утверждает Свое господство над субботой. И говорит о том, что Закон исполнить может только Он, а тот, кто делает из Закона кумира, тот на самом деле идолопоклонник.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Церковь святого мученика Феодора Тирона (Доня-Битиня) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святого мученика Феодора Тирона в Доня-Битиня — храм Сербской Православной Церкви XVI века. Памятник культуры исключительного значения. Содержание История [ править править код ] Церковь Святого Феодора Тирона в Донье Битинье находится на деревенском кладбище. Храм был построен и расписан в 1560-х годах. Является памятником культуры исключительного значения. Доня-Битиня находится на левом берегу Лепенца, в 4 км на северо-восток от Штрпце. Упоминается как Битинья в турецкой переписи завоеванных земель Вука Бранковича 1455 г. с 47 домами и двумя священниками. В помяннике монастыря Святой Троицы в Мушутиште записаны вкладчики из этого села. В селе есть две церкви: церковь Святого Федора Тирона и Церковь Святого Дмитрия, обе построены в 60-70-х гг. XVI в. Церковь святого мученика Федора Тирона построенная сразу после обновления Печской Патриархии в 1557 г., расписана в те же годы. Церковь неоднократно подвергалась нападениям албанцев. Впервые церковь была осквернена летом 1989 г. Современное состояние [ править править код ] Кладбищенская церковь Святого Феодора Тирона в Донья-Битиня представляет собой скромное однонефное строение. Построена из щебня с большим количеством раствора, углублена, пол покрыт большими каменными плитами неправильной формы. Из росписей, созданных в шестидесятых годах XVI века, сохранились лишь фрагменты на западной стене и в алтарном пространстве. Фрески представляют собой работу деревенского мастера. В церкви есть несколько икон, среди которых и икона Святого Илии с надписью «Раба Алексия из села Рованца» 1636 г. По своим размерам икона вполне могла быть тронной. Виртуальная экскурсия по храму Фотогалерея. Фрески Фотогалерея. Экстерьер Престольные праздники [ править править код ] Феодор Тирон, великомученик - 4 марта суббота 1-й седмицы Великого поста, 2 марта (17 февраля) в невисокосный год/1 марта (17 февраля) в високосный год Как добраться [ править править код ] Адрес: Косово Проезд: Церковь Святого Феодора Тирона находится на деревенском кладбище в Доня-Битиня. Паломнику [ править править код ] В окрестностях Донья-Битини находятся несколько памятников культуры Сербии исключительного значения - церковь святого Николая Чудотворца в Штрпце и церковь святого Николая в Готовуше, а также другие древние храмы: церковь Успения Богородицы в Готовуше, Церковь святой Параскевы-Петки в Беревце, Церковь святого Николая в Севце, Церковь святого Димитрия в Виче, церковь святого Георгия в Горня-Битиня. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святог...

С 1991 г. ведется реконструкция здания, на данный момент - это собор Воскресения Словущего Пинского Свято-Варваринского женского монастыря. В 2001 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II совершено освящение нового храма святого великомученика Феодора Тирона г. Пинска на новом месте. http://www.pinskeparh.by/blagochiniya/ Собор Феодора Тирона в Пинске (Беларусь) строился более десяти лет, с 1990 по 2001 гг. Над проектом храма трудился архитектор из города Баранович Л.В. Макаревич. Возвести новый православный храм в Пинске решили в конце 80-х гг. Долго думать и выбирать не стали и назвали его в честь Святого покровителя города Феодора Тирона. Собор выполнен в ретроспективно-русском стиле, развитие которого в Беларуси связано с деятельность Константина Тона — автора знаменитого храма Христа Спасителя в Москве. Источник: http://ap6y3uk87.livejournal.com/738860.html Собор Феодора Тирона, или Свято-Федоровский собор в Лугах, – один из наиболее молодых православных храмов Пинска. Он был возведен на окраине города в жилом микрорайоне Луги. Ранее на этом месте никакого храма не было. Проект этого нетипичного для белорусского церковного зодчества собора был разработан уроженцем города Барановичей архитектором Л.В. Макаревичем в ретроспективном византийском стиле. На церемонию закладки первого камня собора приезжал в Пинск Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в 1990 году. Монументальное белокаменное сооружение венчают пять черных куполов, на круглых световых барабанах. Высота колокольни собора достигает 55 метра. Святой великомученик Феодор Тирон считается православным небесным покровителем города Пинска и патроном пинского князя Федора Ярославича. Его почитали с XIV века, когда на главных воротах Пинска всегда горела лампадка перед образом святого Феодора Тирона. Источник: Свято-Феодоровский собор считается одной из пинских достопримечательностей и представляет собой достаточно красивое здание православной церкви. Собор посвящен св. Феодору Тирону, которого считают покровителем города.

http://sobory.ru/article/?object=19341

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010