10. Церковь Святого Феодора Стратилата на Софийской стороне Местоположение и основание церкви св. Феодора. Построение нынешней каменной церкви и устройство ее в настоящем виде совне и внутри. Церковь св. Феодора Стратилата находится на Софийской стороне среди площади, в прежнем большом земляном городе, между Розважскою и Щирковою улицами 491 . О первоначальном существовании церкви в печатных летописях не упоминается. По новг. рукописному летописцу 492 , она построена в 1118 году в. к. св. Всеволодом Мстиславичем в честь Ангела отца своего Мстислава – Феодора. Под 6628 годом тут сказано: «Тогожь году заложи церковь св. Феодора, в Новегороде, князь Всеволод». После сего о церкви Феодоровской упоминаетя, что она архиепископом Климентом заложена вместо прежней разрушившейся в 1292 году, а в 1294 году освящена 493 . В XIV веке упоминается также о Феодоровской церкви по случаю пожара в 1310 году на Розважской улице 494 и о придельной ее церкви св. Ипатия, где сотворилось знамение от иконы Спасителя в 1396 году 495 . Наконец известно, что после шведского разорения была церковь каменная с двумя приделами. По росписи новг. церквей в 1615 году «на Щиркове храм камен Феодор Стратилат, у него два придела: Феодор Тирон да Ипатий священномученик» 496 . Что касается до новг. III летописи, где под 190 (1682) годом сказано, что при митрополите Корнилии построена, между прочим, церковь Феодора Стратилата вново 497 ; то слова сии должно относить не к первоначальному построению церкви, а к ее возобновлению и устройству в нынешнем виде, тем более, что подобные слова сказаны вместе и о церкви Флора и Лавра, существующей с XIV века. Согласно с сказанием летописи, церковь Феодора Стратилата в клировых ведомостях издавна пишется построенною митрополитом Корнилием. Так напр. в ведомости за 1750 год записано: « Церковь во имя св. великомученика Феодора Стратилата с приделы св. великомученика Феодора Тирона и Знамения пресв. Богородицы каменного здания, которые построены в прошлом 1652 году 498 рачением митрополита Корнилия Велико-Новгородского, из коих настоящая великомученика Феодора Стратилата с приделом Феодора Тирона освящены помянутым преосвященным Корнилием митрополитом в 1684 году, а второй придел, который имеется под настоящею церковию, Знамения пресвятой Богородицы, освящен в 1710 году преосвященным Иовом митрополитом новгородским».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Давид же, увидя это, весьма огорчился и воззвал к Богу: – Боже, Боже мой! Что сотворил Ты! Тот дракон положился на меня с упованием, а Ты огнем истребил его. На эти горестные слова Святого Ангел Божий отвечал: – Что ты так беспокоишься, отче, об одном червяке? Разве ты не знаешь, что, если бы он вошел в реку, то отсюда пошел бы в море и там истребил бы множество кораблей? Не скорби о погибели его, ибо так изволил Бог. Иди в свою пещеру, где твой ученик лежит подобно мертвому, укрепи и утешь его. Лучше тебе заботиться о духовных детях твоих. Давид, сойдя с горы, нашел Лукиана, лежащего в обмороке, и, поднимая его, сказал: – Что же ты так испугался из-за какого-то червяка, который по повелению Божию был мгновенно сожжен небесным огнем ! Теперь ободрись и не бойся, ибо сила Христова споспешествует нам во всем, она сохранила нас ныне от страшной брани. Лукиан, ободрившись и утешившись этими словами, благодарил Бога, творящего великие чудеса и знамения, давшего рабу Своему Давиду власть над зверями» 9.3. Поединки Святых с драконами Некоторые жития Святых содержат описания поединков угодников Божиих со змеями. Великомучник Феодор Тирон (17 февраля) «Святой Феодор Тирон был известен как победитель дракона . Согласно тексту греческой рукописи 890 г., огромное чудовище , поселившееся недалеко от большой дороги, препятствовало Икона «Чудо великомученика Феодора Тирона». Новгород. в. ГРМ жителям проходить по ней. Святой, прибывший на это место, осенив себя крестным знамением, вступил в битву с драконом и отрубил ему голову. В рукописи более позднего времени рассказывается о том, что дракон проглотил св. Марину во время ее молитвы. Тогда явившийся Федор Тирон вспорол дракону живот, и Марина вышла невредимой... «Чудо великомученика Феодора Тирона». Фрагмент иконы. Строгановская школа. XVII в. ГРМ Согласно апокрифическому тексту жития св. Феодора Тирона, получившему распространение на Руси, Феодор Тирон убил дракона, спасая свою мать. Огромный дракон, живший в подземелье около колодца, вынуждал жителей близлежащего города приносить ему дань. Оставшись без приношений, чудовище лишило город воды. Затем дракон похитил мать св. Феодора Тирона. Воин, спустившись в подземелье, одолел его и освободил свою мать. Этот сюжет впервые на славянском языке описан в древнейшем списке Пролога XII-XIII вв.» [XV, с. 115].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Небольшая группа храмов, расположенных преимущественно вокруг крепости Майна, связана с элладской архитектурной школой и выделяется высоким качеством постройки. Местные строители, особенно в комниновский период, следовали элладскому зодчеству в вопросах типологии и композиции, в технологии строительства, в устройстве арок и сводов, в оформлении фасадов. Среди выразительных средств, неск. упрощенных по сравнению с утонченными архитектурными формами памятников Юж. Греции XII в.,- смешанная плинфяно-каменная кладка т. н. типа «клуазоне» и керамопластический декор. Возможно, формирование упрощенного варианта купола афинского типа с 4 окнами на главных осях и с 4 глухими нишами по диагоналям, к-рый впосл. получил широкое распространение, следует приписать местным мастерам. Др. местной особенностью, не вышедшей за пределы полуострова, стало размещение мраморных балок в пятах сводов арок, поддерживающих купол, которое имело гл. обр. декоративную функцию. В ряде храмов типа вписанного креста свод зап. рукава креста непрерывно продолжается в центральной части нартекса, подчеркивая продольную ось здания. Церковь великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона в Вамваке. 1075 г. Церковь великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона в Вамваке. 1075 г. Храм Агиос-Стратигос в Ано-Буларии, типа вписанного креста, с 2 колоннами и нартексом, был построен, вероятно, в нач. XI в., о чем можно судить по использованию кладки «клуазоне», в которой тесаные камни переложены плинфой, а куски кирпичей образуют буквы и геометрические мотивы на стыках. Позднее, возможно в кон. XII в., с зап. стороны нартекса был пристроен портик. К этому же времени относится первоначальный слой фресок, к-рый сохранился в алтаре, наосе и части нартекса. Внутреннюю декорацию дополняют обильно украшенные мраморные легели и темплон. В ц. великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона в Вамваке в надписи на зап. легеле указана дата сооружения постройки - 1075 г., что делает этот храм ключевым для исследования эволюции зодчества М. Разнообразие и полихромность в оформлении окон и барабана купола (не имеющие прямых аналогов в регионе), использование прорезных кирпичей в качестве декора, кладка плинфой арок лицевой стороны сводчатых конструкций обнаруживают присутствие опытной строительной артели, знакомой с архитектурными тенденциями Юж. Греции.

http://pravenc.ru/text/2561832.html

В таком же неудовлетворительном положении находится вопрос о грузинской агиологии. Многочисленные её памят- —325— ники или совершенно неизвестны европейским ученым, или имеются об них превратные представления. Для иллюстрации именно этого вопроса я хочу остановиться на анализе житий свв. Феодора Тирона и Феодора Стратилата. На грузинском языке существует житие того и другого Феодора. Житье св. Феодора Стратилата имеется в двух списках Тифлисского церковного музея под 382 и 388. Первый 382) писан гражданскими буквами (мхедрули) известным переписчиком XV в. Руфом. 41-ое место в этом сборнике житий занимает Мученичество св. Феодора Стратилата, приуроченное в 8 июня. Второй список 388) относится по палеографическим данным к XII–XIII в.в.; писан он на пергаменте церковными буквами (хуцури). В списке мученичество св. Феодора Стратилата занимает 4-ое место и отнесено также к 8 июня. Начало житья, приведенное в Описании рукописей тифлисского церковного музея (Тифлис, 1903), словами «Ви тарца мзе ганантлебе» 2173 … соответствует тексту на греческом и латинском языках: σπερ φανει λιος… или quo modo resplendet sol… Таким образом, Мученичество св. Феодора Стратилата на грузинском языке представляет перевод с греческого жития. Песнопения в честь св. Феодора Стратилата, по мнению г. Жордания, составленные отцом XII в. грузинской церкви Иоанном Шавтели, приводятся в списке XVI в. Житие св. Феодора Тирона имеется в Тифлисском церковном музее в списках под 272 и 518. Первый список довольно позднего времени: он относится к началу XIX в. (1817 г.), житием занимается в сборнике 37-ое место, за которым следует «Мученичество 40, замученных в Севастии». Другой список жития относится к XVIII в. (1708 г.), хотя с уверенностью сказать не можем, что в нём идет речь именно о св. Феодоре Тироне, так как в Описании рукописей не приводится начало жития и не означен месяц и число, к которому приурочено празднование памяти этого великомученика. Однако, в том же —326— Тифлисском музее хранится сборник, в котором приводится отдельно «чудо, совершенное св. великомучеником Феодором», свидетельствующее, что житие св. Феодора Тирона появилось в греческом переводе, по крайней мере, в XI в., ибо его перелагатель, известный деятель Георгий Мтацминдели подвизавшийся на Афоне, скончался в 1066 г. Почти в то же время была переведена «Похвала мученику Феодору Тирону» Григория Нисского , приведенная в списке XII–XIII в.в. 388) и начинающаяся словами: эрно кристесно…=μες το Χριστο λας…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Чудо Феодора Тирона 1 мин., 03.03.2017 Святой Феодор пострадал за Христа в Малой Азии в начале IV века во время правления императора-язычника Галерия. Но многие знают о великомученике благодаря чуду, которое произошло уже после его смерти. Через 50 лет со дня мученической кончины Феодора Тирона в Константинополе царствовал Юлиан Отступник (361–363), племянник святого равноапостольного Константина. Новый император отрекся от Христа и стал язычником. В начале Великого поста Юлиан решил надругаться над верующими. Он приказал градоначальнику Константинополя незаметно окроплять продукты на рынке кровью животных, принесенных в жертву языческим богам. Апостолы предписывали воздерживаться от идоложертвенного и крови (Деян 15 :29), и, как бывший христианин, император прекрасно об этом знал. Коварный замысел правителя оставался в тайне и должен был достигнуть своей цели, если бы не произошло чудо. Святой Феодор явился во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел передать христианам, чтобы они ничего не покупали на рынках и готовили из домашних запасов коливо — вареную пшеницу с медом. Архиепископ немедленно собрал всех верующих, рассказал им о явлении великомученика и передал его повеление. Царь увидел, что попытка надругаться над христианами не принесла результата, и отменил свой приказ. В память о чуде Церковь чтит память святого Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне, в пятницу, после литургии Преждеосвященных Даров читается канон великомученику Феодору. В этот день благословляют коливо и раздают его верующим. Рисунки Ксении Наумовой Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/chudo-feodora-tirona.html

Заполицы. Церковь Феодора Тирона. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Феодора Тирона Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:не позже 1770. Год утраты:Не установлен. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, с. Заполицы Координаты: 56.328213, 40.586705 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:10 км на восток от центра поселения села Павловское и в 17 км на юго-восток от райцентра города Суздаль Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь в Заполицах первоначально была деревянной с одним престолом в честь Святого великомученика Федора Тирона, построена в 1770 году на средства прихожан. Сама церковь представляет собой плотнособранное в длину сооружение с большим основным объемом, небольшой трапезной и невысокой колокольней. Храм стоит на высоком холме, обрывисто спускающимся к реке Нерль. Церковь нарядно и узорчато украшена различными фигурами из кирпичной кладки и выглядит очень своеобразно. Состояние церкви неудовлетворительное. Завершение основного объема утрачено. Внутри просматриваются вытяжные отверстия, возможно приточной вентиляции или воздушного отопления. Парусный свод основного объема исключительно грамотно усилен железными воздушными связями еще при строительстве и не имеет ни единой трещины. Все это по совокупности говорит о высоком уровне строительной техники, нетривиальных, достаточно смелых архитектурных и инженерных решениях. Все объемы соединяются между собой широкими проемами, образуя большое единое пространство. Сохранившихся фресок практически нет. Интересен прием, когда неошуткатуренные фасады украшены фресками на прикрепленных больших листах железа. В настоящее время храм бесхозный и подвергается систематическому вандализму. Например, южный и западный входы лишены входных дверей. http://vgv33.ru/suzdal/streets/999450/10.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=59930

Зима. Церковь Феодора Тирона. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В конце XIX века, в связи с прокладкой железной дороги, неподалеку от старого поселения Зима возник новый пристанционный поселок того же наименования. 14 мая 1898 года на средства из Фонда имени императора Александра III, а также на пожертвования А.Ф. Боталина и других лиц, был торжественно заложен деревянный храм. Спустя год, 24 июля 1899 г., церковь освятили во имя мученика Феодора Тирона. Храм общей площадью 50,78 кв. саженей был рассчитан на 400 молящихся. Для посёлка, насчитывавшего в 1905 г. 10 000 жителей, он был мал, и возник вопрос о расширении церковного здания. Однако к перестройке так и не приступили, а вскоре в поселке была возведена еще одна церковь – Покровская. Архитектура Феодоро-Тироновской церкви выдержана в псевдорусском стиле, характерном для многих культовых сооружений Министерства путей сообщения. Масштабное построение храма и колокольни различно. Последняя имеет явно подчиненный характер при монументальном храме с широким восьмериком и крупной главой. Каждая грань восьмерика завершается щипцовой кровлей. Вместе такие кровли создают нарядное основание восьмигранного колпака. Устремлены вверх и кокошники по периметру барабана, и завершение колокольни, и щипцы над четвериковыми основаниями храма и колокольни, а также узкие высокие окна. Горизонтальные членения фасадов придают храму монументальность и даже некоторую массивность. Стены храма снаружи были обшиты и окрашены, а внутри оштукатурены и побелены. До наших дней здание не сохранилось. О дальнейшей судьбе сведений нет... Первым священником храма в честь великомученика Феодора Тирона стал уроженец Балаганского уезда, сын псаломщика, Иоанн Иннокентьевич Амвросов (1899-1909). Отец Иоанн служил в храме в пристанционном поселке Зима десять лет, затем был переведен в Иркутск, где служил в храме в честь Входа Господня в Иерусалим города Иркутска. Был законоучителем Иркутского второго высшего начального училища, библиотекарем епархиального братства святителя Иннокентия Иркутского. После захвата Входоиерусалимской церкви обновленцами вышел за штат. А дальше начались аресты и ссылки. В феврале 1925 года священник Амвросов был арестован впервые и приговорен к трём годам концлагерей и трём годам ссылки. С июля 1926 года находился в Вишерском отделении Соловецкого лагеря особого назначения. Затем отбывал в ссылку в Ялуторовском районе Уральской области. Затем был арестован в конце 1931 года, находясь в ссылке. В мае 1932 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ как " член Ялуторовского руководящего ядра контрреволюционной организации «Союз Спасения России» " и за " получение контрреволюционных воззваний Никольского епископа Ерофея " осужден по статье 58-11 УК РСФСР. Мера наказания и дальнейшая судьба неизвестны. Реабилитирован 12 января 1990 года Прокуратурой Тюменской области по делу 1932 года, 13 февраля 1995 года Прокуратурой Иркутской области - по делу 1925 года.

http://sobory.ru/article/?object=39328

Монашество поддерживало особые связи с Россией и Святой Горой Афон . Монахи из Ново-Хопова часто отправлялись в Россию за помощью. Русский царь в 1641 году дал грамоту монастырю, в которой было сказано, что монахи из этого монастыря, которых в то время было шестьдесят, могут каждые 7-8 лет приезжать в Россию за помощью. В XVIII веке в монастыре была школа живописи во главе с влиятельными российскими художниками Иовом Васильевичем и Василием Романовичем, чьи работы сильно повлияли на дальнейшую сербскую церковную живопись. Позже Арсений Зограф и Нил обучали насельников монастыря созданию фресок. Впервые монахам пришлось покинуть монастырь, взяв с собой мощи Святого Феодора Тирона, в 1683 году, когда турецкие войска пересекли Саву и Дунай и осаждали Вену. Затем братство, насчитывающее около ста душ, с мощами святителя пересекли Саву и направились в Шабац, а дальше – в монастырь Радовашница в Мачве, в храм Святого Архистратига Михаила. Там мощи вмч. Феодора Тирона пребывали целый год. Между тем, потерпевшие поражение в Вене, разъярённые турки по возвращении опустошили и можгли церковь монастыря Ново-Хопово, как и все его постройки. Хоповские монахи возвращаются с мощами Святого Теодора Тирона, и оставляют их в церкви Ирига, где те пребывали вплоть до 1689 года. На месте старой церкви в Ириг, позже была создана новая, посвященная Святому Великомученику Теодору, которую и по сей день называют Феодоровской. В 1690 году из-за очередного туцрецкого нашествия монахи вновь вынуждены были бежать из этих мест, спасая от поругания святые мощи. Третий побег произошел в 1716 году, когда турецкий правитель Ахмет отправился в новый поход. Тогда монастыри Крушедол и Великая Ремета были подожжены, а хоповские монахи спрятали мощи Святого Феодора Тирона, закопав их в укромном месте, а сами разошлись по разным монастырям. Когда турки были побеждены, монахи выкопали мощи и перенесли их в город Нови-Сад, в Собор Святого великомученика Георгия , где они находилось в течение года. В четвертый раз монастырь пострадал во Вторую мировую войну, когда партизаны подожгли его в 1943 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

17. Пятница. Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца. Прп. Варнавы Гефсиманского, Радонежского. Служба вмч. Феодора Тирона шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (Б) . А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 2-й и глас 4-й – 6. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Священия дар...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Оружие, якоже рече Симеон...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Страдальческим мужеством...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Юница Нескверная...». По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево, поем Тя...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево, поем Тя...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и великомученика на 6. Примечание. В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален великомученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен великомученика, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-01/

Научаемые этими великими примерами христианской жизни, будем стремиться к внутренней перемене нашего сердца, к сохранению и приумножению навыков добродетели. Аминь. Память святого великомученика Феодора Тирона. Слово по окончании вечернего богослужения в пятницу первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе города Смоленска (27 февраля 2004 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Завтра мы празднуем память святого великомученика Феодора Тирона. В первую субботу Великого поста Церковь вспоминает имя мученика, который прославился не столько своей жизнью, сколько истинно христианской кончиной. Феодор был воином, жил в Малой Азии, в восточной части Римской империи, и в 306 году был осужден к смерти и умерщвлен за открытое исповедание христианской веры и отказ вернуться к язычеству. В то время императором Максимианом было воздвигнуто гонение на христиан и, конечно, воин-христианин не мог далее оставаться на службе, не будучи подвергнутым преследованию. От Феодора потребовали принести жертву языческим идолам, но он отказался, бесстрашно исповедовав свою веру в Господа Иисуса Христа. Его жестоко истязали, стремясь сломить его волю, но воин выдержал все пытки. И тогда после непродолжительного заключения в тюрьме его казнили — заживо сожгли на костре. В житии святого сказано о том, что Феодор взошел на костер без всякого страха и сомнения. Он не пожелал отказаться от Господа, ни пытки, ни угроза смерти не склонили его к предательству. И саму смерть он принял спокойно и мужественно. Святой мученик Феодор не дожил всего нескольких лет до прекращения преследований христиан, на исходе эпохи гонений запечатлев свою верность Господу даже до смерти (Флп. 2, 8). А пятьдесят лет спустя после его кончины произошло событие, которое мы особым образом вспоминаем в пятницу первой седмицы Великого поста, накануне празднования памяти святого великомученика Феодора Тирона. В то время к власти пришел император по имени Юлиан. Несмотря на то что правители, занимавшие римский престол до него, были христианами, Юлиан, будучи язычником, решил реставрировать язычество, стараясь всяческими способами насаждать идолопоклонство в своей империи. Он придумал хитроумный способ, чтобы тайно приобщить христиан к языческому культу: Юлиан приказал кропить все продукты, которые продавались на рынках, кровью животных, принесенных в жертву языческим богам в капищах. Христиане не могли вкушать такую пищу, ибо она становилась идоложертвенной, оскверненной. Все это делалось втайне для того, чтобы ввести в искушение ничего не подозревавших христиан.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010