Москва. Церковь Феодора Стратилата. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Московская церковь во имя св. великомученика Феодора Стратилата находится в Архангельском переулке близ Чистых Прудов, рядом с Меншиковой башней. Скромная и маленькая, притаившаяся в изогнутом старомосковском переулке, Стратилатовская церковь была построена спустя столетие после возведения своей знаменитой соседки - в 1806 год, как " зимний " , или " теплый " небольшой отапливаемый храм при Московском Почтамте, и одно время так и называлась " почтамтской " . Однако первоначально новая московская церковь при Почтамте была освящена во имя св. Феодора Тиронского, а директор Ключарев по своим именинам освятил при ней придел. Отсюда родилась версия, что будущая почтамтская церковь возводилась как теплый храм гораздо раньше, после 1782 года, когда началось восстановление Меншиковой башни, сильно порушенной и оставшейся без колокольни. Нужна была звонница, которую и разместили, крохотную, в самой главе новой Стратилатовской церкви под крестом. А лишь потом она перешла в наследство Московскому Почтамту, обустроившему ее. Возведена эта церковь была в 1806 году архитектором И. Еготовым, по другой, менее принятой версии, Старовым. Во второй половине XIX века церковь была сильно перестроена, и с того времени стала называться Стратилатовской, а ее северный придел был освящен во имя иконы " Нечаянная Радость " . Чтимый образ находится в храме на левой стороне. Церковь была закрыта в 1930-х годах. Хорошая сохранность храма определила открытие здесь 17 июля 1948 года Антиохийского подворья, действующего в этой церкви и поныне. Сейчас великолепный храм действует, по-прежнему звонят его колокола. Феодора Стратилата, великомученика, церковь (Телеграфный переулок, дом 15а). Построен храм в 1782–1806 гг. как отдельный при церкви архангела Гавриила, известной также под названием Меншикова башня. Главный престол в 1806 г. освятили во имя великомученика Феодора Тирона, придел – великомученика Феодора Стратилата. В 1869 г. устроили второй придел – иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», соорудили новый иконостас и восстановили стенную живопись. Звонница находилась на круглой башне храма. Церковь закрыли в 1923 г. В 1948 г. ее вместе с храмом архангела Гавриила передали под Антиохийское подворье.

http://sobory.ru/article/?object=03452

" Надо оставлять то, что не пригодится в Царстве Небесном " марта 2017 Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме святого Пантелеимона на улице Пестеля В субботу недели 1-й Великого поста, празднование памяти великомученика Феодора Тирона, 4 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме святого великомученика и целителя Пантелеимона на улице Пестеля . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Александр Румянцев с клиром и другие священнослужители. По окончании богослужения митрополит обратился к молящимся с архипастырским словом. Владыка напомнил, что первая суббота Великого поста связана с памятью святых мучеников Феодора Тирона и преподобного Феодора Санаксарского, рассказав житие последнего. Святой Феодор Санаксарский родился в 1718 году в Ярославской губернии. Приехал в Санкт-Петербург, где стал гвардейским офицером. Но неожиданно решил оставить военную службу и уйти в монастырь. Получил согласие императрицы, принял постриг в Александро-Невской лавре и уехал в Саровскую пустынь. Чуть позже возглавил Санаксарский монастырь, который спас от упадка. “Из его жития видно, что промысл Божий ведет человека по жизни”, - отметил владыка, продолжил рассказ. Как игумен святой Феодор заботился о монастыре, часто у него происходили споры с местными помещиками, которые претендовали на монастырские луга. В результате одного из конфликтов отца Феодора осудили на десять лет. Светский суд совершил несправедливость. Но митрополит Санкт-Петербургский Гавриил подписал судебное решение. Игумен был сослан на Соловки. В то время в России было пугачевское восстание. Емельян Пугачев с войском подошел к Темникову, взяв уже к этому времени некоторые города, в том числе Саранск, где повесил несколько священников, помещиков, богатых людей. Бунтовщик заночевал в Темникове, в трех километрах от обители, чтобы на следующий день идти ее грабить. Во время пиршества он стал расспрашивать о монастыре. Ему сообщили, что игумена осудили на десять лет за борьбу с помещиками. “Так это же наш человек, зачем мы будем грабить его монастырь”, - решил Пугачев. Так ссылка Феодора Санаксарского сохранила монастырь от разграбления, а его самого - от смерти.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Феодоровская ц. построена в русско-византийском стиле, тип «греческого креста». Доминирующее положение в композиции здания занимают 9 луковичных граненых куполов на 8-гранных барабанах. Над зап. притвором расположена 8-гранная колокольня с 4 проемами, крытая высоким шатром, с 5 колоколами, самый большой весил 25 пудов (400 кг). В нач. 70-х гг. XX в. в церкви начался капитальный ремонт: произведена реставрация росписей, выполненных в стиле Васнецова; сооружен юж. придел в честь Покрова Пресв. Богородицы. В нач. 80-х гг. XX в. позолотой были покрыты центральный и 4 малых купола. Реставрация собора затянулась на 18 лет. С 1962 г. некоторое время (в связи с закрытием Христо-Рождественского кафедрального собора) Феодоровский храм был кафедральным собором Кишинёвской епархии. В 2004 г. в К. м. было начато строительство адм. корпуса, в котором должны были разместиться зимняя ц. архангелов Михаила и Гавриила, ризница, кельи, трапезная, просфорня, музей церковного искусства. Закладной камень освящал митр. Кишинёвский и всея Молдавии Владимир. Для сбора средств на это строительство в 2006 г. был создан благотворительный фонд вмч. Феодора Тирона, к-рый возглавил митр. Владимир. В 2008 г. возведение социально-адм. блока было завершено; 1 марта того же года, накануне празднования дня памяти вмч. Феодора Тирона, была освящена зимняя церковь. 21 апр. 2009 г. в К. м. митр. Владимир в сослужении епископов Анатолия (Ботнаря) и Маркелла (Михэеску) совершил освящение Иверской часовни. В К. м. ведутся большие ремонтно-реставрационные работы, обновляется внутреннее убранство Феодоровского храма. На нач. 2014 г. предполагалось построить ц. во имя свт. Николая Чудотворца. При обители действует детская воскресная школа, а также создан детский хор. В связи с тем что К. м. находится рядом с центральной улицей Кишинёва, мон-рь не имеет возможности создать собственное подсобное хозяйство. К февр. 2014 г. обитель содержалась на пожертвования благотворителей и прихожан. Предполагается создать подсобное хозяйство на участке в 5 га, к-рый расположен в окрестностях г. Вадул-луй-Водэ и находится в собственности К. м. Там же намечено построить скит во имя архангелов Михаила и Гавриила на участке в 1,62 га. Небольшой скит К. м. создан в Добруше. Для него было передано здание, в к-ром размещается в т. ч. домовая ц. во имя св. Иоанна Крестителя. Насельницей скита является схимонахиня.

http://pravenc.ru/text/1841181.html

– То есть это означало, что майор погиб? – Говорят, что да. Он ушел в сторону Севастополя. И там погиб. Позднее, как мне рассказал один поисковик, который зарабатывал на том, что искал немецкие медальоны, что будто бы останки этого майора он тоже нашел. – Мария Павловна после войны прожила еще 12 лет. Вы помните ее уход? – Мария Павловна здесь умерла, в Ялте. Она слабенькая была, конечно. Во время войны переболела тифом и воспалением легких. Столько всего пережила. И это, конечно, на ней сказалось. Но и возраст взял свое. Она до 93 лет дожила. А умерла от инфаркта. Это так доктор, который ее лечил, определил. А мы не знали тогда, что такое инфаркт миокарда. И мы, и медсестры, которые ей были выделены, видели, что у Марии Павловны какой-то особый прилив сил появился в последнее время. Вот она лежит в комнате, звонит телефон, она вскакивает к телефону, а таких резких движений делать было нельзя… Но кто ж знал… Да и кого рекомендации врачей останавливают когда. Мне было 84 года, когда я лазила на свою крышу ее чинить. Похоронили Марию Павловну рядом с матерью Евгенией Яковлевной на городском кладбище. «Я спрятала крестик Чехова от его родственников» Церковь Святого Великомученика Федора Тирона в конце XIX века (Ялта). Источник: krym-yalta.ru – Алла Васильевна, есть вопрос, о который спотыкаются многие читатели Чехова. Это его религиозность. Одни говорят, он был холоден к Церкви, другие – что постоянно метался. Что вы на это скажете? – Чехов был очень религиозным, верующим по-настоящему человеком. Что далеко ходить: он в Ялте храм помогал восстанавливать, который рядом с музеем. – ?.. – Это храм великомученика Феодора Тирона. Он был сначала деревянным и уже не вмещал всех прихожан. Решили строить каменный. Но там были какие-то проблемы с землей, Чехов помогал их решать. Помогал строить. Много раз ездил к архиерею, пока храм возводили. Кстати, рассказ «Архиерей» Чехов написал в то время в Ялте. В общем, в истории этой церкви записано, что Чехов «непосредственно принимал участие в постройке». А потом он же с Ольгой Леонардовной в храме Феодора Тирона венчался. И панихиду по нем служили тут же.

http://pravoslavie.ru/138923.html

Великий Новгород. Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице. Церковь Федора Стратилата на Софийской стороне Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице построена в 1292-1294 г.г. Церковь Фёдора Стратилата - единственная сохранившаяся церковь древнего Неревского конца. Она построена на месте более древней разрушившейся постройки. Верхняя часть церкви, своды и купола возведены вновь в 1682 году. Об этом говорит памятная доска на храме, как о дате его постройки, что неверно. Особенностью памятника являются вкладные кресты 14-15 веков и изразцовый декор 17-го века на барабанах. Колокольня построена в 1804 году. В настоящее время храм является действующим. Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице находится в историческом центре Великого Новгорода на территории бывшего Неревского конца. Известно, что в последние десятилетия XII в. на этом месте стояла одноименная деревянная церковь, а сама Щиркова улица упоминается в Новгородской летописи под 1396 годом. Новая каменная церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице сооружена в 1292-1294 г.г. на месте древней деревянной церкви в честь великомученика Феодора Тирона. От этой древней постройки конца XII в. сохранились лишь части валунного фундамента, к концу XVII в. стены каменной церкви сохранились лишь наполовину, разорённые в шведскую оккупацию 1611-1617 г.г. В 1682 г. они были достроены, на них возведены своды и пять куполов. Примечательной особенностью внешнего вида церкви являются пояски изразцовых плиток по окружностям всех пяти барабанов. С XVI в. церковь имела два придела: во имя Феодора Тирона и священномученика Игнатия, а в 1710 г. упоминается придел Знамения Божией Матери устроенный в подцерковье. Позднее к церкви делались пристройки, например, колокольня появилась в 1804 г. Трагические события мракобесия не обошли храм стороной. В ходе Большого террора 1937-1938 г.г. были расстреляны все трое, служившие в церкви протоиерея: И.Н. Орлинский, Д.Г. Семенов и Г.А. Цветков. Церковь была закрыта. Здание незначительно пострадало во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы использовалось как склад. В 1990-е г.г. церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице была отреставрирована на средства государства. После окончания реставрационных работ, в 2002 г., храм возвращен верующим. С того же года в нём проходят регулярные богослужения. Памятник имеет большое научное значение благодаря архитектурным наслоениям XIII-XVIII в.в. Особенно ценны формы XIII в., которые не имеют в себе ни одного архитектурного новшества, появившегося в более поздних новгородских памятниках. http://turbina.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00318

Затем следует рассказ, несомненно, заимствованный из жития св. Феодора Стратилата и относящийся к гонению царя Лициния (307–324) на христиан. Еще более яркое доказательство того, что первая часть жития посвящена Феодору Стратилату, а не Феодору Тирону, как можно было ожидать по заглавию, устанавливающему чествование памяти великомученика в первую субботу великого поста, дает изложение борьбы св. Феодора с змеем (вешапи=драко- —329— ном). Борьба же с змеем в греческом житии св. Феодора отнесена к Стратилату, а не к Тирону. Другими словами, происходит слияние эпизодов из житий одноименных святых. «По повелению царя (Лициния?) преследованию подверглись не те, которые исповедовали тайно новую веру, а лишь явно пренебрегающие идолами. В то время родился Феодор от христианских родителей в деревне Асхобий». По смерти матери остался он малолетним ребенком и был воспитан отцом. Святой непорочно возрастал, чудный на вид (с черными волосами) и славный мужеством. Описание наружности св. Феодора в иверском списке дано согласно с житием Феодора Стратилата, «человека храброго, мужественного и красивого». 2177 Далее следует рассказ о борьбе Феодора Стратилата со змеем (вешапи=драконом). Он не пожелал быть стратиотом при царском дворе, объявив себя стратиотом И. Христа… Случилось так, что раз он проходит мимо владения вдовы Евсевии и в виду знойного часа пожелал отдохнуть в «прастионе» Евсевии, называемом Евхарита, привязал коня, а сам прилег в тени дерева. Евсевия, 2178 увидев из дому всадника, воззвала к нему, что он находится в том опасном месте, где приютился дракон, и приглашала его переждать у неё, пока спадет зной. Св. Феодор ответил, что он, полагаясь на милость Божью, не боится дракона. Евсевия, признав из его слов в нём христианина, с радостью прибежала к нему, стала умолять его посетить её дом. В то время показался дракон. Евсевия в страхе убежала, а св. Феодор, совершив крестное знамение, ударил копьем в дракона и рассек его. С этого времени знала благочестивая Евсевия блаженного Феодора, который неустанно утешал верующих и увеличивал их число в царствование Максимиана и Максентия (Максимос), воздвигших гонение на христиан. С упоминанием этих двух исторических лиц житье св. Феодора Стратилата переходит к житью св. Феодора Тирона, при которых он пострадал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

17-го числа Св. великомученик Феодора Тирона Тирон – слово Римское, значит новобранец, воин новый. Исповедав Христа пред вождями и товарищами по оружию, Феодор сжег капище богини Цибелы, и после бичеваний и других мук, как противник богов и христианин, сожжен на костре в Амасии, в 306 году. Верные похоронили его останки в г. Евхаите, недалеко от Амасии. Церковь в субботу первой седмицы Великого поста, по древнему названию, Феодоровскую, совершает благодарственное празднование св. великомученику Феодору Тирону. Синаксарь в субботу первой седмицы Четыредесятницы начинается стихами: «Пищею колив питает Тирон град, Пищу оскверненную учинив непотребну». Юлиан, отступник и лукавый гонитель христианства, желая осквернить св. пост наш в первую; седмицу Четыредесятницы, издревле: особенно чтимую, и подвергнуть христиан осмеянию, повелел в 362 году епарху Антиохийскому тайно – ежедневно в продолжение первой седмицы осквернять припасы, продаваемые по обычаю в Антиохии на торжище, кровию идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны удерживаться ( Деян.15:29 ). Епарх исполнил повеление Юлиана. Но злоумышление врагов сделалось известно христианам. Св. великомученик Феодор Тирон (воин), стяжавший мученический венец при императоре Максимиане, в Амасии, около 306 года 17 февраля, является Константинопольскому архиепископу Евдоксию и повелевает ему призвать рано утром в чистый понедельник верующих и запретить им покупать на торжище оскверненную пищу. Епископ недоумевал, чем заменить это лишение, особливо имеющим недостаток в домашних запасах. Великомученик советовал употребить для пищи коливо (χολλυβα) или варению пшеницу с медом, называемую иногда кутиею, и таким образом обличил и посрамил нечестивое намерение хитрого кощунника. В память этого события и в благодарность великомученику Феодору, как потребителю идолов, предстателю и хранителю стада Христова, Православная Церковь с тех пор, т. е. с IV века, доселе ежегодно творит празднование великомученику, совершая в навечерие субботы, в пятницу на литургии по заамвонной молитве, молебный канон – сочинение св. Иоанна Дамаскина , и благословляя в честь великомученика коливо, коим внушил он заменить на первой седмице поста оскверненную постную пищу. В субботу Церковь постановила читать похвальное слово Феодору – сочинение Григория Нисского , и петь канон Иоанна, митрополита Евхаитского. † Память преп. Феодосия и ученика его Романа

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При храме святых Царственных страстотерпцев в Массандре действует проект " АрхеоМост к Древнему Крыму " и студия мультипликации " Жар-птица " . Храм работает ежедневно с 9:00 до 18:00. Каждую среду проводится молебен Богородице перед Её иконой " Неупиваемая Чаша " , для помощи страждущим недугом пьянства и наркомании. Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма . Адрес: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Массандра, ул. Винодела Егорова Телефон: +7 978 765 26 34 Электронная почта: church_massandra@mail.ru Подробнее... Храм Успения Пресвятой Богородицы (Гурзуф) [ править править код ] Свято-Успенский собор в Гурзуфе — молодой 5-ти купольный православный храм в Гурзуфе, освященный 2 июля 2007 года. Он находится возле проходной лагеря «Кипарисный». Адрес: Россия, Республика Крым, Ялтинский горсовет, ул. Ленинградская. Проезд: конечная остановка автобуса 31-б Подробнее... Церковь великомученика Пантелеимона при детском костно-туберкулезном санатории (Алупка) [ править править код ] Церковь великомученика Пантелеимона в Алупке находится при детском костно-туберкулезном санатории имени А. А. Боброва. Основателем санатория стал выдающийся хирург, профессор Московского университета Александр Алексеевич Бобров. Адрес: Россия, Республика Крым, Ялтинский горсовет, г. Алупка, ул. Ленина, Санаторий им. А. А. Боброва. Телефон: +7 3654 72-66-63 Подробнее... Церковь Святого великомученика Феодора Тирона (Ялта) [ править править код ] Одна из старейших церквей Ялты с удивительной историей. Она до сих пор называется греческой и упоминается в списках христианских храмов Ялты в 1778 году. В давние времена греки, жившие в Верхней Аутке, построили здесь храм. После переселения христиан в Мариуполь, он оказался заброшенным, обветшал и разрушился. В 1788 году, вернувшись на родину, греки восстановили разрушенную церковь, она была построена за казенный счет и освящена 30 ноября 1842 года во имя великомученика Феодора Тирона. К концу XIX века деревянная церковь стала мала для возросшего населения Аутки. В 1898 году старую церковь разобрали и заложили новую. Активное участие в постройке храма принимал А.П.Чехов (церковь расположена рядом с домом писателя), он лично вел переговоры с архиепископом Димитрием.

http://azbyka.ru/palomnik/Ялта_(храмы)

Москва. Церковь Димитрия Солунского в Хорошёве. Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского Год постройки:Между 2015 и 2018. Архитектор:О.А. Баранникова Ссылки:     Адрес: Москва, улица Берзарина, владение 15, корпус 1 Координаты: 55.787511, 37.480947 Проезд:метро «Октябрьское поле», 1-й вагон из центра. Далее на любом троллейбусе в сторону просп. Маршала Жукова до ост. «Институт связи» (3 остановки). Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, Председатель Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы» архиепископ Егорьевский Марк, управляющий Северо-Западным викариатством, благословил на этом участке возводить храмовый комплекс по индивидуальному проекту. Архитекторы и проектировщики авторского коллектива ООО «ПроектПлюс» во главе со своим руководителем Ольгой Баранниковой вместе с главным архитектором ФХУ протоиереем Андреем Юревичем создали прекрасный проект, разметив на небольшом и вытянутом участке земли просторный храм на 500 человек и дом причта. За основу взяли памятники новгородской и звенигородской школы. Правда, в итоге несколько сместились в модерн. Храм спроектировали бесстолпный. То есть вся нагрузка сводов распределена по углам и стенам здания. А значит – внутри нет никаких перегородок, ничто не загораживает иконостас. Храм украшает шатровая колокольня. Снаружи стены будут убраны мозаикой (смальта). 1 ноября 2015 года состоялось важное событие для общины храма великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве (ул. Берзарина, вл. 15, корп.1, напротив) — заливка первоначального слоя фундамента будущей каменной церкви. http://www.200hramov.ru/4/temple/36/ Храм в честь великомученика Феодора Тирона был освящен 6-го января 2013 года. Построен как временный храм общиной храма великомученика Димитрия Солунского. Основной храм будет строиться в непосредственной близости от храма великомученика Феодора Тирона в рамках программы «200 храмов Москвы».

http://sobory.ru/article/?object=40993

XIII в. Иконография и стиль фресок следуют внутренней линии развития живописи в этом регионе с X-XI вв. параллельно с наивными проявлениями новаторских элементов офиц. живописи. Качественной живописью того же времени являются фрески древнейшего слоя росписей храма св. Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца в Ставропийи, принадлежащие мастеру, явно осведомленному о развитии стиля в крупных художественных центрах. Мн. фресковые ансамбли были созданы во 2-й пол. XIII в., когда п-ов Мани находился в эпицентре борьбы Византийской империи за восстановление своей власти в регионе. Считается, что большое количество расписанных храмов могло быть построено в связи с ростом населения за счет беженцев, к-рые т. о. выражали благодарность за избавление от лат. завоевателей. Росписи мн. храмов носят провинциальный характер и сохраняют архаичные иконографические черты (изображение в конхах святых, к-рым посвящен храм; фронтальные изображения иерархов в апсидах). Многочисленные изображения св. воинов - дань уважения маниотов к ратным подвигам сражавшихся против завоевателей. Личные предпочтения заказчиков определили иконографические особенности фресок, напр. в конхе ц. мучеников Сергия и Вакха в Ките (ок. 1265-1285), где в композиции «Деисус» на месте св. Иоанна Предтечи помещена фигура ангела или одного из св. покровителей храма. Стилистически фрески сохраняют черты позднекомниновского искусства (схематизм изображений и линеарная трактовка складок одежд) в сочетании с новыми прогрессивными тенденциями (поиск пластичности и монументальности образов). Второй слой росписей конхи апсиды ц. великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата в Кафьоне. 1263–1270 гг. Второй слой росписей конхи апсиды ц. великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата в Кафьоне. 1263–1270 гг. Деисус. Роспись центральной апсиды ц. свт. Николая Чудотворца в Камбинари. 1337/38 гг. Деисус. Роспись центральной апсиды ц. свт. Николая Чудотворца в Камбинари. 1337/38 гг. Определенные живописные ансамбли, такие как в церквах Агитрии (ок.

http://pravenc.ru/text/2561832.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010