На стиховне стихиры самогласны, трясения, глас 2. Симеона Дивногорца: На стиховне стихиры самогласны, землетрясения, глас 2. Симеона Дивногорца Земли смущаемей гнева Твоего страхом,/холми и горы трясутся, Господи,/но благоутробия оком на ны призрев,/не яростию Твоею прогневайся на ны,/но умилосердився на дела рук Твоих,/страшнаго ны прещения труса свободи,/яко Благ и Человеколюбец. Когда земля содрогается в страхе гнева Твоего,/холмы и горы сотрясаются, Господи;/но оком благосердным на нас призрев,/не прогневайся яростию Твоею на нас,/но сжалившись над творением рук Твоих,/от угрозы страшного землетрясения нас освободи,/как Благой и Человеколюбец. Стих, глас 6: Призираяй на землю/и творяй ю трястися. Стих, глас 6: Он взирает на землю/и приводит её в трепет. Пс 103:32А Страшен еси, Господи,/и кто стерпит праведнаго Твоего гнева,/или кто Тя умолит, или кто укротит, Благий,/о людех согрешивших и отчаявшихся?/Небеснии чини, Ангели, Начала и Власти,/Престоли, Господства, Херувими и Серафими/о нас Тебе вопиют:/Свят, Свят, Свят еси, Господи,/дел рук Твоих не презри, Блаже,/за утробы милости спаси град бедствующий. Страшен Ты, Господи,/и кто выдержит праведный Твой гнев,/или кто Тебя умолит, или кто упросит, Благой,/о народе согрешившем и отчаявшемся?/Небесные полки, Ангелы, Начальства и Власти,/Престолы, Господства, Херувимы и Серафимы/о нас Тебе взывают:/“Свят, Свят, Свят Ты, Господи,/дел рук Твоих не презри, Благой,/по милости сердца Твоего/спасай город бедствующий!” Стих: Стрясл еси землю/и смутил еси ю. Стих: Ты потряс землю/и смутил её. Пс 59:4А Ниневитяне согрешений ради/трусом прещения погибель слышаху,/в средственном же знамении кита,/чрез востание Ионы, покаяние умоляет./Но яко оныя вопль людей Твоих со младенцы и скоты, ущедрив, приял еси,/и нас, наказуемыя,/тридневнаго ради Востания пощади и помилуй. Ниневитяне за согрешения свои/угрозу быть засыпанными при землетрясении слышали;/посредством же знамения – выхода Ионы из кита,/их покаяние Бога умоляет./Но как вопль тех – народа Твоего/с младенцами и скотом, сжалившись, Ты принял,/и нас, наказанием вразумляемых,/ради Воскресения в третий день пощади и помилуй.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

В Севастополе пока не было ни одной более или менее серьёзной провокации Настоятель храма св. великомученика Димитрия Солунского иерей Евгений Решетков рассказал Правмиру о строительстве нового храма для детей-инвалидов и о настроении севастопольцев. 28 февраля. ПРАВМИР. «Подготовка к строительству идёт по ранее намеченному плану. Пока никаких указаний из Марфо-Мариинской обители приостановить процесс не поступало. Будем и далее ориентироваться по ситуации, но пока события на Украине и в Крыму в частности никак не повлияли на планы по возведению храма», — сообщил иерей Евгений Решетков. «В общем и целом тревоги и беспокойства, а тем более паники у севастопольцев нет. Зато есть уверенность, что Россия в беде не оставит. Крым, как известно — это особый случай. В Севастополе пока не было ни одной более или менее серьёзной провокации. Город живёт практически в привычном режиме. Что касается храма для детей-инвалидов, то как Господь управит, так и будет», — добавил священник. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 июня, 2020 22 января, 2020 27 февраля, 2014 18 сентября, 2023 31 октября, 2021 30 октября, 2021 1 сентября, 2021 24 февраля, 2021 11 декабря, 2020 29 июня, 2020 22 января, 2020 27 февраля, 2014 18 сентября, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/sevastopolskij-svyashh...

Она живет в Москве, владеет собственным небольшим бизнесом и преподает французский язык. Узнав о нашем приюте, она позвонила мне и попросила разрешения приехать познакомиться с детьми. Сельская жизнь, красота этих мест произвела на нее большое впечатление. Она приехала зимой и обрадовалась настоящему белому снегу, как чуду, сказав, что видела такое лишь в детстве. Очень поразило нашу гостью то, что дома в селе имеют печное отопление. Идешь по улице, а по обе стороны деревянные домики стоят, и из труб дым валит. Такого в Париже, да и в Москве давно не увидишь. Я показал ей полуразрушенный храм великомученика Димитрия Солунского, и Катрин загорелась идеей его восстановления. Я ей сказал, что дело-то хорошее, вот только денег у нас на это нет. Она очень решительно отвечает: " Будем искать!» В следующий раз она привезла с собой специалиста по реставрации живописи из одного французского университета. Максимилиана (так его звали), как и Катрин, потрясло то, что при обрушенном куполе в храме сохранились фрески на стенах. Вдобавок они были поражены тем, что в такой глуши существовала такая высококлассная техника письма. Лики на фресках и сейчас выглядят как живые. Расписывали его, по всем данным, ярославские мастера. В конце января Катрин привезла из Франции еще одного эксперта – ­специалиста по реставрации кирпичной кладки. Он дал рекомендации, как сохранить и вылечить церковное здание. Француженка уже нашла благотворителей, которые оплатили установку строительных лесов вокруг храма. Слава Богу, успели их поставить до снега. Надеюсь, летом уже начнем работу.  – Мадам Жубер, вероятно, католичка? Конфессиональных разногласий у вас не возникло?  – Думаю, когда она у нас оказалась впервые, то была далека от веры вообще. Сейчас она только окунулась в наш церковный мир и еще не вполне разбирается, в чем разница между Православием и католицизмом. По натуре это просто очень добрая, отзывчивая и энергичная женщина, которая, кстати, не имеет русских корней, как можно было бы предположить.

http://pravoslavie.ru/4794.html

Особую своеобразную приятность представляет во многих акафистах игра слов и некоторое подобие аллитерации, то есть подбор одинаковых звуков: «Радуйся, Чистая чисте Чистаго возлюбившая» (ик. 8 акафиста великомученице Екатерине); «Радуйся, питателю Питавшаго люди Своя манною» (ик. 7 акафиста Иосифу Обручнику); «Радуйся, безнадежных Надеждо» (ик. 4 акафиста иконе Божией Матери «Скоропослушница»); «Радуйся, ненадеющихся Надеяние» (ик. 7 акафиста Бого-любской иконе Божией Матери); «Радуйся, Безплотнаго Воплотившая» (ик. 5 акафиста иконе Божией Матери «Скоропослушница»); «Радуйся, безоружный вооруженных победивый» (ик. 3 акафиста Леонтию Ростовскому); «Радуйся, во плоти безплотныя враги победивый» (ик. 5 акафиста Димитрию Солунскому). Составители акафистов иногда не имеют правильного представления о построении их, являющихся церковными песнопениями. В отзывах об акафистах, неодобренных цензурой, часто встречаются указания на неправильное и неумелое построение их. Прежде всего по объему своему акафист оказывается иногда неудовлетворительным, оказываясь или черезвычайно малым и кратким (например, не одобренный цензурой акафист Анастасии Римлянине), или огромным, далеко превышающим обычные нормы (например, неодобренный заупокойный акафист). Иногда построение акафиста таково, что получается неправдоподобие содержания. В одном из неодобренных цензурой акафистов, например, иноки обители еще живому своему сожителю святому подвижнику говорят: «Радуйся, яко смерть твоя честна и успение твое свято бысть; радуйся, яко истинный угодник Божий скончался еси». Иногда недостаток порядка в распределении материала акафиста ведет к темноте мысли. Например, 4-й кондак неодобренного акафиста св. Стефану Сурожскому был начат так: «Буря несогласия людей сурожских умиротворися богоизбранным поставлением твоим в архиепископа им», – тогда как выше не было речи ни о каком несогласии, и кондак оказывается непонятным. Иногда в акафисте нет единства лица излагающего. То акафист исходит от собрания молящихся, то переходит в личную молитву одного богомольца, а то даже и одного только христианина, носящего имя чествуемого святого угодника. Субъективная узость объема лишает акафист значения церковной, то есть общей, молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Ф. 796. Оп. 121. Д. 547). Ангел. Фрагмент композиции «Страшный Суд» Ангел. Фрагмент композиции «Страшный Суд» Для освидетельствования древней росписи в июне 1844 г. во Владимир был командирован Солнцев, датировавший фрески XII в. и определивший их принадлежность к композиции «Страшный Суд». Тогда же им было сделано 9 рисунков Д. с. (на 7 сохранившиеся архитектурные части собора, на 2 раскрытая реставраторами древняя живопись). На 1-м л. он воспроизвел 1 Страшный Суд, 2 Сидящих праотцев в раю», на 2-м - «12 апостолов с небесными силами на Страшном Суде» (РГИА. Ф. 472. Оп. 17 (97/1934). Д. 4. Л. 234-235 об.). По рекомендации Солнцева 27 июля 1844 г. фрески были возобновлены «в прежнем древнем вкусе» Сафоновым. Расчистка древней живописи, подвергшейся повторной реставрации в 90-х гг. XIX в., произведена в 1918 г. Всероссийской реставрационной комиссией под рук. Грабаря: были удалены прописи XIX в., загрязнения и цемент из трещин. Для полноты композиции «Страшный Суд» на нек-рых участках стен фрагменты живописи XIX в. были сохранены. На протяжении 30-х - нач. 50-х гг. XX в. в ходе систематического удаления со стен Д. с. живописи XIX в. производился поиск древнего живописного слоя. В 1937/38 и в 1940 гг. разведки в барабане, парусах, апсиде и на юж. стене над хорами производились Касаткиным и П. И. Юкиным; в юго-зап. части собора Касаткиным был обнаружен (1938) небольшой участок фрескового грунта со слабыми следами древнего орнамента ( Сычёв. 1976. С. 325). Неск. фрагментов древних орнаментов найдено (1952) во время работ под рук. Столетова в сев.-зап. и юго-вост. окнах барабана. Фрагменты подробно описаны Н. П. Сычёвым (Там же. С. 328-330). В 1948-1950 гг. собор был почти полностью освобожден от живописи XIX в. Реставрация (кон. XX - нач. XXI в.) монументальной живописи Д. с. направлена на предотвращение разрушения красочного слоя древних фресок. Результаты технологического исследования росписи подтвердили предположение, что она исполнена на штукатурном основании с добавлением карбонатного наполнителя (дробленый известняк и древесный уголь), а не цемянки, что типично для монументальной живописи Греции, Рима и крымских греч. колоний, в технике фреска а секко. В качестве пигментов использованы известковые белила, натуральный ультрамарин, киноварь, желтая и красная охры, зеленые земли, глауконит ( Балыгина, Цейтлина, Некрасов. 1997. С. 120-127). Состав

http://pravenc.ru/text/178253.html

Согласно сообщению Воскресенской летописи под 1212 г., «чюдно велми иже бе извну камень той около всея церкви резан» (ПСРЛ. Т. 7. С. 118). Резьба по белому камню драгоценной ризой покрывает главу и верхний ярус храма, основной объем «препоясан» широким резным фризом. Густая резьба и на арках порталов. Всего на фасадах Д. с. размещается более 1 тыс. резных камней; из них во 2-м ярусе - 563 цельных резных камня: 98 рельефов перенесено с разобранных башен, 412 рельефов сохранилось от XII в., 53 вырезано в 1838 г. заново. Из числа рельефов XII в. более половины находится in situ (хронология рельефов определена С. М. Новаковской-Бухман и М. С. Гладкой). Рельефы расположены правильными рядами соответственно кладке. Св. мученики. Рельеф сев. фасада. XII в. Св. мученики. Рельеф сев. фасада. XII в. Скульптурное убранство Д. с. принадлежит к уникальным явлениям мировой художественной культуры. В фасадной пластике средневековья неизвестны иные примеры сложных многоярусных ансамблей рельефов, связанных в единое целое внутренней логикой и композицией. В первоначальном замысле скульптурного декора ведущей стала тема власти. Трижды в центральных закомарах изображен царь Давид на троне (до расчистки в 1974 надписи: «ДАВЪ» (Давид) над центральными рельефами Д. с. бытовало мнение (Н. П. Кондаков, Н. В. Малицкий, Г. К. Вагнер), что здесь изображен царь Соломон). К трону царя-псалмопевца собирается вся тварь небесная и земная: ангелы и птицы, люди и звери, деревья и травы. На главном, зап. фасаде над головой царя Давида парит ангел, возлагающий на него корону (сцена «Коронация Давида», по атрибуции Новаковской-Бухман). На рельефе юж. фасада на царя Давида нисходит Св. Дух в виде голубя. В руке у Давида свиток или скрижаль - он не только псалмопевец и пастырь, но и законодатель. На зап. фасаде Давид изображен дважды: как царь и как герой в единоборстве со львом (прежде считалось, что это ветхозаветный Самсон). Др. рельеф относили к теме подвигов Геракла, позже было замечено, что такими изображениями в лицевых Псалтирях иллюстрируются повествования о Давиде, который в юности пас овец, защищая их от хищников (сцена «Погоня Давида с палицей за львом» - атрибуция Новаковской-Бухман). 2 рельефа зап. фасада по-прежнему считаются (В. П. Даркевич) изображениями Геракла (сцены охоты на лернейскую гидру (в виде птицы) и на стимфалийскую птицу).

http://pravenc.ru/text/178253.html

Славяне окружили Солунь и с моря и с сухого пути; они были тут и с семействами своими и с домашнею собственностью, намереваясь по взятии города, основаться в нем 53 . В городе поднялась тревога; кораблей иностранных и своих, которые могли бы, по крайней мере, заградить вход в пристань, не было. В этот раз точно тоже было, что и в предшествовавшую войну. Солунянам дано было время собраться с духом. Славяне стали обшивать лодки кожами, чтобы тем защитить их от стрел. Потом, когда решились на приступ, вместо того, чтобы прямо подходить к стенам, какой-то страх заставил их делать дальний обход около города. Солуняне ободрились, заградили вход в пристань цепью и лодками, защитили рвом и орудиями слабую част стены 54 . На третий день Славяне подошли ближе к Солуню с моря, а на четвертый с рассветом бросились с криком на стены; одни метали из машин каменья, другие подставляли лестницы, третьи бросали облака стрел и огонь 55 . В это время не только Христиане, но даже Евреи Солунские, ясно видели славного защитника Солунского, Св. Димитрия; в белой хламиде он сперва ходил по стенам города, потом по морю, как по суше; Славяне поражены были страхом и смятением; поднявшийся ветер мешал управлять лодками, которые сталкивались и разбивались одна об другую; флот почти весь погиб; Славяне бежали. Князь их, Хатцон (Χατζων), обратился к богам своим с вопросом: взойти ли ему в город, и, получив утвердительный ответ, взошел, но нашел здесь смерть 56 . Чрез два года после третьей, открылась четвертая война Славян с Солунем 58 . Славяне, досадуя частью на неудачу в последней войне, частью на то, что захваченные ими пленники скрылись от них в Солуни, просили Аварского Кагана воевать вместе с ними против Солуня. «Не должно быть тому, говорили они чрез послов, чтобы тогда, как опустошены все города и области, один сей город оставался цел и принимал к себе беглецов с Дуная из Паннонии, Дакии, Дардании и других областей и городов.» 59 Каган охотно согласился с Славянами, собрал многочисленное войско из своих Славян, Булгаров и других народов; содержание на все войско должны были доставить Драговичи 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

67 Possini Catal. cod. Taurin. cod, 556. Имп. Константин Порфирогенет пишет (De administr. imp. 550), что в половине 8-го в. Пелопоннес совершенно ославянился, и что древнюю образованность заменило Северное варварство. Сократитель Стрябоновой Географии говорит о своем времени (он жил ок. 1000 г.): «ныне не услышим Греческого имени в прежней стране Пизатов, Кавконов и Иилийцев,» в Пелопонесе, на берегах Алфея, все это занимают Скифы... Ныне Скифы Славяне занимают весь Эпир, почти всю Элладу, Пелопонес и Македонию.» (Geograph, vet. Script. Graeci min. Oxon. 1703, vol. 2. p. 98). Сл. Falmeraycr Geschichte d. Halbinsel Morea, werend d. Miltel-Alters. Sluttgard, u. Tub. 1850. Desselben: Welches Einfluss hatte d. Beseizung Griecbenlands. dur ch d. Slawen auf. d. Schicksal d. Stadt Athen u. d. Landschafft Attika? 69 В след за описанием четвертой войны Солунский историк пишет о землетрясении, и в самом начале говорит, что об этом открыто было Солунскому Архипастырю; при чем возвещено было ему, что он не увидит сего страшного бедствия; «так и случилось, прибавляет повествователь; почти за месяц Св. Отец наш переселился к Богу». §. 182. 72 См. Черткова о переводе Манассииной Летоп. стр. 86, 87, 126, 157. Симеон Магистр о Льве Армянине (cap. 11, р. 617 ed. Bono.): «Крум вооружил множество людей, собрав и Аваров и все Славянии», т. е., Македоно-Фессалийские. 73 Еврипид Bacch. 569. Никифора Хусин в 12 в. писал, что Солунская равнина «дает все роды плодов и служить городу вместо житницы, богата всем, что только может доставлять земля.» Boissonadi Anecdota Greca 2, 141. 74 «Повелел, чтобы живущие около нас племена Драговичей доставили достаточное содержание.» §. 197. Act. 75 Большие реки, о которых говорить Камениат, суть: Вардар, Людиас и Галикмон, очень известные по торговому судоходству в средние времена (сл. Кантакузена Hist. 4, 18). Но Людиас и Галикмон, как близкие к Веррее, по описанию самого Камениата, должны принадлежать Сагудитам и Драговичам, а не Булгарам. 76 См. Славянскую карту Шафарика. О Драговице см. ниже. Старидол у Камтакузена Hist. 4, 19. Пахимер: τους Βουδηνος και Σταριδολα, Στρβον (остров) τε και τα περι ταυτα. Hist. 2, 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Более 80 могил разрушено на сербском кладбище в Косово 28.02.2022 Массовое разрушение могил застали посетители православного кладбища в Косовска-Митровице в родительскую субботу, 26 февраля 2022 года. Уничтоженными оказались более 80 надгробий, сообщает Kosovo Online. Об акте вандализма и осквернении захоронений сообщили сербы, приехавшие в албанскую часть города на свое кладбище, чтобы помянуть усопших. «Как только я вошел в ворота, у меня от увиденного подкосились ноги. Мы — коренные жители. Моя семья, Миличи, — известные в городе плотники, живущие здесь более 150 лет. На кладбище похоронены мои бабушка с дедушкой, дядя, тетя, отец и брат. И я приезжаю сюда с большой болью и печалью. Проходим мимо албанского кладбища — там все вычищено и прибрано, мы там ничего не трогаем, для нас мертвые — не виноваты», — цитирует издание слова одного из посетителей кладбища. Еще один пожилой житель Митровицы отмечает: «Все разбито и разрушено, это варварство, печаль. Мы никогда этого не делали, это доказательство их культуры. Они пытаются стереть любой след того, что мы когда-то жили здесь». Напомним, город Косовска-Митровица, названный в честь великомученика Димитрия Солунского, с 1999 года разделен на южную часть, с абсолютным большинством албанского населения (примерно 60 тыс. жителей) и северную, заселенную преимущественно сербами (около 13 тыс. человек). После окончания войны в Косово и Метохии сербы из северной части Косовска-Митровицы хоронят своих покойников на кладбище в Рударе, а на южное кладбище приезжают только на поминки — когда их могут обеспечить транспортом и полицейским сопровождением. В прошлый такой приезд, в Димитриевскую субботу 6 ноября 2021 года, сербы также обнаружили могилы своих родных разбитыми. В отличие от православного кладбища в южной части города, мусульманское кладбище, расположенное на севере Косовска-Митровицы, сохраняется нетронутым. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 28.02.2022 19:49:14

http://drevo-info.ru/news/27821.html

Патриаршее слово в день памяти св. великомученика Димитрия Солунского 8 ноября 2007 г. 21:03 8 ноября, в день памяти великомученика Димитрия Солунского, Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в храме вмч. Димитрия на Благуше . По окончании Литургии Его Святейшество обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Преосвященный владыка Александр , дорогой отец благочинный, дорогой отец настоятель, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я рад в день престольного праздника посетить храм святого великомученика Димитрия Солунского, в котором мне доводилось бывать в прошлом. Сегодня храм украшен цветами, чувствуется радость престольного праздника, а тогда трудно было в этом здании узнать православный храм: все здесь было разрушено и осквернено. В тяжелые годы богоборчества сюда свозились ризы с икон и переплавлялись в серебряные слитки. Чтобы вернуть храму надлежащий вид, потребовалось немало трудов и забот настоятеля, прихожан и благотворителей. В возрождение храма святого Димитрия Солунского вложена любовь многих верующих, теперь здесь можно молиться, и атмосфера теплой христианской молитвы уже ясно ощущается. Однако еще многое предстоит сделать: восстановить приделы, покрыть стены росписью. Трудно восстанавливать то, что было разрушено, но, Слава Богу, мы живем во времена не разрушения, но созидания. Сейчас уже, по слову древнего пророка, не разбрасываются бездумно камни, а собираются, возрождаются и возвращаются порушенные и утраченные в прошлом святыни. Храм святого Димитрия Солунского обретает было благолепие, в его святых стенах ныне хранится частица честных мощей великомученика Димитрия, и все православные люди имеют возможность помолиться перед этой святыней. Поздравляю всех с престольным праздником. Рад, что сегодня имел возможность разделить со всеми вами радость церковной молитвы, духовного общения и прославления святого великомученика Димитрия Солунского в день его памяти. Спасибо вам всем за общую молитву! Благодарю владыку Александра, отца благочинного, всех священнослужителей, которые сегодня молились вместе с нами. Благодарю отца настоятеля за понесенные труды по восстановлению храма, но хочу сказать, что нельзя останавливаться на достигнутом. С помощью Божией и при поддержке благотворителей возрождение этой порушенной в прошлом святыни Господней должно продолжаться.

http://patriarchia.ru/db/text/319507.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010