После сноса в 1838 г. галерей, игравших роль контрфорсов, собор начал разрушаться: в 1903 г. лопнуло железное кольцо в основании барабана, в 1915 г. обнаружились трещины в юго-зап. углу здания. С переменой власти в стране в 1917 г. собор не потерял своего значения как памятник древнерус. искусства. В 1918 г. здесь работала Комиссия по сохранению и раскрытию памятников живописи под рук. И. Э. Грабаря . В 1919 г. храм был закрыт и перешел в ведение Коллегии по охране памятников старины, служба прекратилась. Храм стал использоваться как фондохранилище Владимирского музея. Отопление бездействовало, страдали от сырости настенные росписи, разрушались конструкции. В 1922 г. предполагалось провести ремонт Д. с.: необходимо было восстановить хотя бы водосточные желоба и трубы, поставить вентиляторы в окнах барабана, положить новую кровлю. В 1928 г. начали выламывать плиты из панели вокруг здания, в 1932 г. смыли позолоту с иконостаса 1843 г. и разобрали его. Ремонтные работы начались только в 1937 г. под рук. аспиранта Всесоюзной академии архитектуры архит. П. С. Касаткина. В 1939 г. здание было поставлено на коренные леса по чертежам Академии архитектуры под рук. архит. И. Л. Белоусова. Здание спасло инженерное укрепление: по проекту архит. И. П. Суханова в 1940-1941 гг. заменили лопнувшее кольцо в основании барабана, в 1941 г. по проекту архит. А. В. Столетова собор укрепили металлическими и железобетонными связями, основные работы по укреплению конструкции - парусов, арок, сводов, зап. столбов, верха собора - проводились в 1947-1953 гг. под рук. Столетова. В 70-80-х гг. реставраторы занимались проблемами сохранения белого камня и устройства внутреннего микроклимата. Ранее наружную поверхность здания начали очищать от многослойного красочного покрытия, игравшего защитную роль. Это привело к быстрому разрушению структуры белого камня, подверженного пагубному воздействию ветра, влаги, мороза, биоорганизмов, сероводорода в атмосфере и др. Особенно пострадали рельефы. Окончательный этап работ проведен в 1999-2004 гг. (ГУП «Владспецреставрация»). Белый камень укреплен и покрыт защитной пластической смесью известковой штукатурки и белокаменной крошки. Для отвода влаги поставлены обычные водосточные трубы, к-рые оказались надежнее белокаменных водометов, устроенных в 1974 г. Положена медная кровля, заменен крест на главе. В здании создан стабильный микроклимат с незначительным подогревом. Скульптурное убранство

http://pravenc.ru/text/178253.html

Seš. 4. S. 820-821; он же. Вопросы изучения и истолкования древнерус. искусства//Искусство. 1967. 1. С. 66. Ил. 66-67; Анисимов А. И. Домонг. период древнерус. живописи// Он же. О древнерус. искусстве: Сб. ст. М., 1983. С. 283, 286-290; Артамонов М. И. Один из стилей монументальной живописи XII-XIII вв.//Сб. аспирантов ГАИМК. Л., 1929. Вып. 1. С. 56-57; R é au L. Les fresques de la Cathédrale St. Dmitrij à Vladimir//L " art byzantine chez les Slaves: Deuxième recueil dédié à la mémoire de Th. Uspenskij. P., 1932. Vol. 1. P. 68-76; Лазарев В. Н. Живопись Владимиро-Суздальской Руси//История рус. искусства. М., 1953. Т. 1. C. 444-457; он же. О методе сотрудничества визант. и рус. мастеров// Он же. Рус. средневек. живопись: Ст. и исслед. М., 1970. С. 144-149; он же. История визант. живописи. М., 1986. Т. 1. С. 96-97. Примеч. 61; Т. 2. Ил. 312-317; он же. Искусство Др. Руси: Мозаики и фрески. М., 2000. С. 97-100, 270. Ил. 23, 24, 37-40; Galassi G. La pittura di Vladimir e i differenti angoli visuali degli storici d " arte//Arte veneta. 1956. Vol. 10. P. 19-24; Каргер М. К. Древнерус. монументальная живопись XI-XV вв. М.; Л., 1964. С. 4-5. Ил. 32-41; Филатов В. В. Художественно-технологические особенности росписи Дмитриевского собора во Владимире//ДРИ. М., 1972. [Вып.:] Худож. культура домонг. Руси. С. 141-161; Плугин В. А. Фрески Дмитриевского собора: Выдающийся памятник монумент. живописи древнего Владимира. Л., 1974; Сычёв Н. П. К истории росписи Дмитриевского собора во Владимире//Избр. тр. М., 1976. С. 323-382; Орлова М. А. О фрагментах орнамента и нек-рых декоративных приемах в росписях храмов Владимирского княжества//Дмитриевский собор во Владимире: К 800-летию создания. М., 1997. С. 147-155; Пивоварова Н. В. «Страшный суд» в памятниках древнерус. монумент. живописи 2-й пол. XII в.//Там же. С. 130-132. Ил. 89; Попова О. С. Фрески Дмитриевского собора во Владимире и визант. живопись XII в.//Там же. С. 93-119; Балыгина Л. П. , Цейтлина М. М. , Некрасов А. П. Исслед. и реставрация настенной живописи XII в.

http://pravenc.ru/text/178253.html

Так мы должны поступать всегда, а в особенности это необходимо в настоящее время. Ныне наше отечество ведет священную брань с неверными турками не за свои интересы, а для пользы христианства и преимущественно ко благу соплеменных и единоверных нам восточных христиан, которые около пяти веков страдают под тяжким мусульманским игом. Эта брань трудна и требует от России больших усилий; поэтому все верные сыны отечества должны принять и действительно принимают в ней живое участие. Сам Царь наш давно оставил дворец свой и живет теперь среди Русского воинства в утлой хижине, терпя разные невзгоды и житейские лишения. Почти все Августейшие Дети и Братья Его Величества находятся ныне на поле брани и наряду с простыми воинами исполняют трудные воинские обязанности; а один доблестный Племянник Его положил недавно и живот свой за веру и отечество... да и те царские Особы, которые по своему положению и полу не могут лично участвовать в ратных подвигах, — и те, начиная с Государыни Императрицы до последней Великой Княжны, разделяют их сердцем, живо сочувствуют нашим воинам, с любовью пекутся уврачевать их раны, облегчить страдания. А воины наши? Они геройски сражаются на поле брани, охотно проливают кровь свою в борьбе с супостатом, и получив облегчение от ран и недугов, опять бросаются в бой с ним. А православный народ наш? Он чутко прислушивается к вестям о войне и за успех её готов отдать не только последнюю копейку, но и душу свою!.. Что же мы, братия, сделаем при таких обстоятельствах? Ужели мы будем равнодушны к нынешнему положению нашего отечества и не пожелаем принять участия в священной брани его с неверными? Нет, это было бы постыдно и грешно для нас; нет, каждый из нас пусть сделает ныне то, что может служить ко благу отечества и успешному окончанию войны его с врагами христианства. Кто умеет владеть оружием и чувствует в себе воинский дух, тот пусть идет на поле брани сражаться с сими врагами; кто имеет достояние, тот пусть жертвует им отечеству на военные потребности; а кто не может сделать ни того, ни другого, тот пусть усердно молится Богу и празднуемому ныне великомученику Димитрию, мощному заступнику христиан, да помогут они Благочестивейшему Государю нашему сокрушить супостатов к славе Божией, ко благу христианства и к чести нашего отечества.

http://pravoslavie.ru/49728.html

В 1922 году Павел Дмитриевич был рукоположен во диакона, а затем во священника к Ильинскому храму в селе Лобково Михайловского уезда; с 1928 года он стал служить в храме в честь великомученика Димитрия Солунского в селе Тросна Зарайского района. В июне 1929 года отец Павел обратился к уполномоченному местного земельного общества с просьбой выделить ему землю в аренду. Вопрос был поставлен на рассмотрение общего собрания, и крестьяне проголосовали за выделение земли священнику. Это вызвало раздражение у настроенных враждебно против Церкви представителей местных властей, и они обвинили священника в подкупе крестьян и оказании на них морального давления. И в ОГПУ был отправлен донос, оформленный в виде выписки из заметки в стенгазете. Эта заметка не содержала в себе никаких фактов, кроме оскорбительных для священника и крестьян домыслов. Автор ее подписался псевдонимом Помольщик. Этого было достаточно для оформления ареста, и 5 января 1930 года отец Павел был арестован и заключен в коломенскую тюрьму. На допросах он виновным себя не признал и убедительно опроверг все обвинения. У следователя не было никаких доказательств преступной деятельности священника, и, составляя 29 января обвинительное заключение, он пошел по уже проторенному тогдашней юридической системой пути. Воспользовавшись фактами его биографии — службой прапорщиком в императорской армии и тем, что он оказался в Михайловском уезде в период крестьянского восстания, — следователь обвинил священника в том, что он «принимал руководящее участие в кулацком восстании», заодно приписав ему то, чего не было вовсе — что за это он по приговору «отбывал наказание». Следователь написал, что отец Павел будто бы говорил, что «власть задушила духовенство налогом, на религию ведется гонение, наступают последние дни». В итоге он обвинил священника в том, что, «используя религиозные чувства верующих», тот «вел среди них контрреволюционную агитацию, преследуя цель — вызвать массовое недовольство по поводу обложения духовенства налогом», что, по мнению следователя, подходило под самую популярную в то время статью уголовного кодекса — 58-ю.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-pavel...

Считается, что часть мозаик (расположенные над аркадой) были своеобразным вотивом, выполненным по специальному заказу, что объясняется случайным характером композиций. Фрески Фрески, украшавшие ранее стены базилики, сохранились только в её правом нефе. Фресковый цикл был выполнен в несколько этапов в VIII—XIV веках. Крипта базилики [ править править код ] Крипта была обнаружена под базиликой в 1918 году при проведении реставрационных работ в разрушенном храме после пожара 1917 года. В древности вход в крипту осуществлялся через проёмы, которые располагались снаружи здания со стороны алтаря. Сейчас вход в крипту осуществляется по лестнице справа от алтаря. Крипта включает в себя место, где по преданию был убит великомученик Димитрий, и располагается под алтарной частью базилики. Ансамбль крипты состоит из однопридельной базилики в которой в древности покоились мощи святого, а также полукруглого пространства с парапетами и колоннами, окружённого цистернами для воды. В центре рядом с мраморным сводчатым навесом, который поддерживают семь колонн, имеется мраморная раковина, предназначенная для сбора мира, по преданию, истекавшего из мощей Димитрия. В северной части крипты находился ряд захоронений епископов Салоник. В крипте с раннехристианских времен существовал источник воды (происходил из римских терм), которая текла по устроенному в X веке водопроводу. Колодец с источником воды существует в настоящее время. В 1980-х годах в крипте был открыт археологический музей, где представлены скульптуры и другие находки, сделанные в ходе раскопок, а также часть мозаик, ранее украшавших стены базилики. К наиболее ценным экспонатам музея относят чашу для помазания миром, связанную с культом святого Димитрия, а также восстановленный амвон храма и архитектурные скульптуры раннего храма. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Реликвии святого Димитрия [ править править код ] Базилика, построенная на месте мученичества святого Димитрия, с самого её основания была хранилищем реликвий, связанных с этим святым.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

е., в Фессалии. – Веуниты (Βαιουνιται) едва ли не удержали древнее название всех Славян Венетов; они, во время 3-й Солунской войны, жили, вероятно, на границе Эпира и Фессалии. На границе Фессалии и северной Греции показывают Сетунь, при подошве Еловых гор и хребта Горы. Тут же поселения: Гура, Карпенища, Вола, Вайница, Езеро, Любово, Мечаво, – чисто Славянские. Не в дальнем расстоянии от Пинда встречаются имена городов и селений: Коница, Останища, Загорье, Богацкое, Клиново, гора Смокова, реки Десница, Теплица, Приморици, Самые вершины Пинда и ныне называются Василисса, Смоляк 85 . Все это следы собственности Белезитов, Борзитов и Венетов, занимавших Фессалию и часть Эпира. Все эти Славяне в 3 и 4 Славянской воине являются уже не данниками Кагана; для последнего нападения они призывают его только как союзника. Солунский историк в описании третьей войны показывает Славянского повелителя (Εξαρχον) Хацона, – Хочуна, а в описании пятой выставляет Рунхинского Князя Первунда, которого называет Царем (Ρηξ) и потом упоминает о современных Славянских Князьях (Ρηγους). По другим известиям Само, «Славянин Хорутанский», освободил Паннонских Славян от Обров в 622 году. – В тоже время Имп. Ираклий, для обуздания Обров, пригласил Карпатов поселиться в Империи. И в 623 г, пять племен с вождями своими заняли нынешнюю Хорватию, или Кроацию, после кровопролитной брани с Аварами. В след за Карпатами из нынешних Лужиц, Силезии и Саксонии вышли другие Славяне и поселились между одноплеменными Сербами по берегам Адриатики до самого Эпира, опять в невыгоду Аварам 86 . Немцы, заклятые враги Славян, старались поддержать Аваров в борьбе с Славянами: в 630 году они истребили ночью более 8000 сонных Славян, скрывшихся у них от Аваров 87 . Но Авары мало по малу исчезали в волнах Славянского мира; отселе писатели безразлично называли Славян Аварами и Аваров Славянами 88 . Солунский историк не говорит, когда именно упоминаемые им Славянские племена заняли Македонию и Фессалию. При описании воины 597 года он говорит, что Солуняне не ожидали тогда к себе Славян раньше четырех дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Неопознанные останки жертв авиакатастрофы над Синаем захоронены в Петербурге 22 мая, 2017. Новостная служба Траурная церемония прошла 20 мая на Серафимовском кладбище Петербурга 22 мая. ПРАВМИР. Неопознанные останки жертв авиакатастрофы над Синайским полуостровом захоронены 20 мая на Серафимовском кладбище Петербурга. Фрагменты тел были привезены в общем гробу. На траурную церемонию приехали родственники погибших из 38 городов и шести стран, сообщает пресс-служба Петербургской митрополии. Панихиду отслужил иерей Сергий Кубышкин, настоятель планируемого храма великомученика Димитрия Солунского, где будут особо поминаться жертвы авиакатастрофы А321 в Египте. «Полтора года назад в небе Синайского полуострова был взорван пассажирский самолет с 224 гражданами нашей страны и братских Белоруссии, Украины и Казахстана. Эта страшная трагедия кровавой раной запечатлелась в сердцах жителей нашей страны и всего мира. Сегодня мы молились за упокой членов экипажа и пассажиров рейса 9268 – среди них люди разных вероисповеданий, но они погибли вместе, их родные и близкие оказались в общей лодке горя, поэтому мы поминаем всех без исключения невинно убиенных в теракте», – сказал отец Сергий. Священник напомнил о других трагических событиях, произошедших за эти полтора года: авиакатастрофе самолета «FlyDubai» в Ростове-на-Дону, авиакатастрофе самолета министерства обороны, разбившегося в Сочи в канун Нового года, взрыве в петербургском метрополитене 3 апреля нынешнего года. «Человеческая память скоротечна, люди стараются жить повесткой сегодняшнего дня, забывая о трагедиях, которые постепенно становятся для них достоянием прошлого. В Санкт-Петербурге уже практически забыли трагедию 22 августа 2006 года – крушение лайнера, следовавшего рейсом «Анапа – Санкт-Петербург», в котором погибли 170 человек. Постепенно забудут и нашу трагедию… А между тем родственники жертв нуждаются в помощи, ведь слова о том, что время лечит, — неправда. Время не лечит, и боль внезапной утраты и потери столь же тяжелы, как и тогда, в страшные дни октября-ноября 2015 года», – добавил отец Сергий.

http://pravmir.ru/neopoznannyie-ostanki-...

А вот 8 ноября мы ждали самое главное событие этого времени – «Престол». Я тогда не знал, что 8 ноября – это, по новому стилю, день Великомученика Димитрия Солунского, что в селе Старая Белица Дмитриевского уезда Курской губернии был старинный, 1775 года постройки, деревянный Димитриевский храм, освященный в честь этого святого. И мой отец был назван по его имени. Храм снесли (на десятки километров не было ни одного открытого храма, оставался только кладбищенский в Дмитриеве), на его месте построили клуб, где у нас и происходили утренники, концерты и танцы (впоследствии). А память о Димитриевском храме и празднике осталась в виде слова «престол» спустя десятилетия. И мы, дети 1960-х, целый год ждали этот «престол». Ждали гостей с деревни Сухой Ровец (где родились бабушка Анюта и отец), дядю Колю «Тришкина», который отлично играл на гармони, и особенно пел песню «Я назову тебя зоренькой»… К этому времени работы по саду-огороду завершались, поросят еще не резали, но гуси уже к этому времени шли на хороший холодец. Доставались все виды солений… Были еще свежие яблоки. Мать пекла в русской печке вкусные пирожки, ватрушки… За стол никто не садился, пока не приходил дедушка. Отец говорил мне: «Иди, позови дедушку!». Тут уж я никак не мог скакать на одной ноге. Бежал с радостью и звал: «Де (так сокращенно мы его звали), пошли скорее, ждут тебя все, зовут!». Приходил молчаливый трудяга-дедушка , немного посидев для приличия – уходил по своим делам. А «престол» продолжался… Детей из-за стола не выставляли (когда хотели, тогда сами и уходили), матерными словами из взрослых никто у нас не ругался, даже навеселе. И не только на «престол». Когда мне, 17-летнему, выросшему среди лугов, болот, огородов, садов, полей надо было уезжать учиться в университет, то отец никаких особенных наставлений не давал, кроме короткого: «Смотри, сынок, как лучше». А как лучше? – нужно было разбираться самому (среди десятков пьяных иностранцев в общежитии, при желании не тянуть с родителей деньги и жить на одну стипендию…)

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/06/...

В Севастополе собирают помощь и медикаменты для беженцев с Юго-Востока Украины 7 июня, 2014. Новостная служба Наиболее необходимыми вещами сейчас являются медикаменты, вещи и любая другая гуманитарная помощь, а также помощь в расселении беженцев. 7 июня. ПРАВМИР. О сборе помощи и медикаментов для беженцев с Юго-Востока объявил настоятель настоятель храма св. великомученика Димитрия Солунского в Севастополе иерей Евгений Решетков. Наиболее необходимыми вещами сейчас являются медикаменты, вещи и любая другая гуманитарная помощь, а также помощь в расселении беженцев. Все неравнодушные, имеющие возможность помочь лекарствами, одеждой, предметами быта, а также расселить беженцев, уже прибывших в Севастополь, могут обращаться по следующим координатам: Телефон: +38 099 159-32-84 Адрес: ул. Советская, 65   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 марта, 2022 14 марта, 2022 6 июля, 2022 9 мая, 2022 3 апреля, 2022 23 марта, 2022 21 марта, 2022 20 марта, 2022 16 марта, 2022 14 марта, 2022 14 марта, 2022 6 июля, 2022 9 мая, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/v-sevastopole-sobirayu...

Сегодня созывает нас страстотерпца bceмiphoe торжество./Придите же, любящие праздновать,/справим весело его память, возглашая:/“Радуйся, ризу нечестия разорвавший верою/и мужеством Духа облекшийся./Радуйся, упразднивший замыслы беззаконников,/силою, данною тебе от Бога./Радуйся, пронзенными членами телесными/блаженное страдание Христа духовно нам живописавший./Его моли, страдальцев украшение Димитрий,/об избавлении нас от видимых и невидимых врагов/и спасении душ наших!” Канон трясения, со ирмосом на 6, глас 6. Канон землетрясения, со ирмосом на 6, глас 6. Егоже краегранесие: О Христе, земли колебание устави вскоре. Иосиф. Его акростих: О Христе, земли колебание прекрати вскоре. Иосифа. Песнь 1 Ирмос: Яко по суху, пешешествовав Израиль/по бездне стопами,/гонителя фараона/видя потопляема,/Богу победную песнь поим, вопияше. Песнь 1 Ирмос: Как по суше прошел Израиль/по бездне стопами,/и взывал, гонителя фараона видя утопавшим:/“Богу победную песнь воспоем!” Яко страшен гнев Твой,/от негоже нас избавил еси, Господи,/не погреб в земли все движение наше./Тем благодарственно Тя присно славим. Как страшен гнев Твой,/от которого Ты нас избавил, Господи,/не засыпав землей все величие наше./Потому мы Тебя всегда/благодарно славим. Радуяся нашему всегда всеконечному исправлению, Владыко,/якоже лист худ, колеблеши всю землю,/в страх Твой верныя утверждая, Господи. Радуясь всегда о каждом полном исправлении, Владыка,/Ты всю землю сотрясаешь как ничтожный лист,/нас, верных, в страхе Твоем утверждая. Избави труса тяжчайшаго вся ны/и не даждь, Господи, погибнути всеконечно наследию Твоему,/многими прогневавшему злыми Твое долготерпение. Избавь от тягчайшего землетрясения всех нас/и не дай, Господи, окончательно погибнуть наследию Твоему,/многими делами злыми прогневившему/Тебя, долготерпеливого. Богородичен: Рабски Тебе вопием,/Мати Божия, обычныя милости Твоя на град и люди милостивно показующи,/труса тяжчайшаго и тли нас измени. Богородичен: Молебно Тебе взываем, Матерь Божия,/обычные милости Твои/к городу и народу сострадательно являющая:/“От землетрясения тягчайшего и гибели нас избавь!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010