Мозаики VII в.- самый представительный ансамбль монументального искусства этого времени на греч. Востоке. По ряду стилистических приемов и в целом по содержанию образы принадлежат к той линии ранневизант. искусства, принципы к-рой сформулированы в VI в. в искусстве Равенны (мозаики базилики Сант-Аполлинаре ин Классе, Сан-Витале), Рима (мозаики базилики Санти-Козма э Дамиано) и Синая (мозаики в апсиде кафоликона мон-ря вмц. Екатерины), отличаются духовной значительностью и аскетическим содержанием, иератической фиксированностью жестов персонажей, статикой форм. При отсутствии прямых стилистических аналогий мозаики Д. б. имеют ряд характерных для VII в. особенностей, представляющих собой дальнейшее развитие принципов искусства VI в.: выбеленность и высветленность цвета, обобщенный рисунок, геометризованный до абстрактной простоты силуэтами одежд, стереометрической формой голов (ср. рим. мозаики базилики Сант-Аньезе фуори ле Мура (ок. 625), ц. Сан-Теодоро на Палатине (642-649), ц. Санто-Стефано Ротондо (642-649), капеллы Сан-Венанцио Латеранского баптистерия (VII в.), базилики Сан-Пьетро ин Винколи (ок. 680), а также фрески ц. Панагии Дросиани на о-ве Наксос (VII в.), мозаики ц. Панагии Ангелоктисты в Кити, Кипр (2-я пол.- кон. VI в.)). Тончайшая красочная лепка полутонами заменяется линейной трактовкой, акцент с живописного блика-мазка (как на мозаиках V-VI вв.) перемещается на контур и штрих, на строгие, четкие линии и крупные, застывшие цветовые пятна (в нек-рых случаях почти орнаментального характера), на смену лепке объема мягкими «живыми» линиями приходит линейная очерченность силуэтов, все художественные средства окончательно отрешаются от иллюзорности раннехрист. живописи. Фигуры уплощенные, с маленькой головой, узкими плечами, с расширяющимся книзу внешним контуром драпировок, в движении фигур чувствуется церемониальная статичность, в композициях царит строгая торжественность, симметрия или повторное чередование фигур, не предполагающие возможности движения, исчезает ощущение пространственности сцены, однообразные отрешенные (образы вмч. Димитрия) лица с преувеличенно большими глазами лишены индивидуального начала. В то же время в ряде образов видны духовная активность и напряженность.

http://pravenc.ru/text/178245.html

353 И посла по нихъ Данилъ... до Сухое Дорогве...– Гавриил Душилович – воевода галицкий (см. также рассказ под 6735 (1227) г.), Семен Олюевич – воевода галицкий (см. рассказ под 6731 (1223) г.), Василий Гаврилович – воевода галицкий, участник битвы при Калище в 1223 г. и защитник города Ярослава в 1231 г. Сухая Дорогва – урочище в Волынской земле. 356 Яронови...– Ярун – тысяцкий перемышльский, известный по другим летописям (Лаврентьевской, Новгородской) как воевода Мстислава Удалого. В рукописи Ярон переделано позднее на Ярун, в списке X – Аронови, в списке П – Романови. 357 И посла Дмитра... к Городку.– Дмитр – галицкий тысяцкий, один из приближенных к Даниилу Романовичу военачальников. В 1238 г. оставлен Даниилом Романовичем наместником в Киеве. По-видимому, с его слов была написана «Повесть о разорении Киева Батыем» в 1240 г. Михалко Глебович – воевода. Городок – город в Галицкой земле, ныне в Львовской области на Украине. 358 Михалка же Скулу убиша, согонивше на Ширц...– Михалко Скула, воевода галицкий. Ширеца – река в Галицкой земле, приток р. Зубрьи (ныне Щерка). 361 ...идоша за Рогожину...– Рогожина – город в Галицкой земле, ныне с. Рогозно Львовской области. 362 ...быша противу Толмачю...– Толмач – город в Галицкой земле (ныне город Тлумач в Ивано-Франковской области на Украине). 367 Поидоша вози и къ Плаву на канун святаго Дмитря.– Плав – город в Галицкой земле. Канун святого Димитрия – по-видимому, 25 октября: память великомученика Димитрия Солунского празднуется 26 октября. 369 ...из Олешья...– Олешье (Ольшье, Олшия, Ошелье) – киевский морской порт, в устье Днепра. По-видимому, лодки шли по Черному морю из Днепра в Днестр. 370 Божиимъ повелениемъ... б земля покойна.– Здесь говорится о русско-литовском договоре, подписанном союзом литовских князей. Князья, подписавшие документ, разделены на группы, связанные с отдельными землями в Литве; первыми названы: «старейшие» князья – князья собственно Литвы (Аукштайтии), от которых остальные находились в вассальной или договорной зависимости. В дальнейшем повествовании Галицко-Волынской летописи мы встретим из перечисленных здесь князей Миндовга и Выкинта; встретим и представителей названного здесь рода Рушьковичей – Айшвно (под 6754 (1246) г.), Сирвида (под 6766 (1258) г.) и Вишимота Булевича (6760 (1252) г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примерами такой любви к отечеству наполнены жития святых; поэтому я не буду теперь перечислять их для краткости нашей беседы, а скажу только словами Премудрого, что любовь святых к отечеству была крепка, как смерть (Песн. 8, 6) и часто доходила до самоотвержения. Так апостол Павел говорит, что он желал бы отлучен быть от Христа, – лишиться блаженного общения с Ним, чтобы только родные ему по плоти, соотечественники его Израильтяне, получили спасение во Христе (Рим. 9, 1-4; 10, 1). Сам Иисус Христос, приближаясь к Иерусалиму, главному городу земного отечества Его, Иудеи, и предвидя те страшные бедствия, каким подвергнется сей город, горько заплакал о нем (Лук. 19, 41-44). Так Он любил земное свое отечество, хотя принадлежал ему только в половину – одною человеческою своею природою! Да и как не любить нам отечества? В нем мы в первый раз увидели свет Божий, получили бытие и духовное возрождение. В нем мы впервые испытали родительские ласки и детские невинные игры. В нем мы получили образование, необходимые для нас познания и все, что имеем теперь. Оно с самого рождения нашего питало и призревало нас чрез наших родителей; в юности нашей учило нас чрез наставников всему доброму, старалось сделать нас людьми умными и честными; затем открыло нам поприще для деятельности, с любовью взирает на труды наши и поощряет к ним разным образом. Вместе с сим оно печется о том, чтобы жизнь наша была покойна и счастлива, охраняет нас от внешних и внутренних врагов нашей безопасности, доставляет нам способы удовлетворять житейским нашим потребностям и делает все, что может служить к общему благу нашему. Как же нам не любить отечества своего, когда оно от пелен наших до гроба окружает нас таким попечением, так благотворит нам? Долг благодарности и христианская обязанность требуют (Гал. 6, 10; 1 Тим. 5, 8), чтобы мы, братия, за любовь и благотворения, оказываемые нам отечеством, сами любили его искренно, как подобает детям его, и по мере сил наших содействовали его благосостоянию, а поэтому делали то, чего оно требует от нас и что может служить к его благу.

http://pravoslavie.ru/49728.html

В Косовской Митровице торжественно открыт памятник российскому консулу Григорию Щербине, убитому в 1903 году албанцами 11 ноября 2007 г. 17:46 Более ста лет назад, в марте 1903 года, от рук албанских фанатиков пал русский консул в Косовской Митровице Григорий Степанович Щербина. В 1928 году в Косовской Митровице от имени благодарных горожан и офицеров гарнизона был поставлен памятник Григорию Степановичу. В годы Второй мировой войны памятник пострадал, в ходе натовской агрессии против Сербии в 1999 году и изгнания сербов из Косово и Метохии он был уничтожен албанскими фанатиками — памятник находился в албанской части Митровицы. Теперь историческая справедливость восторжествовала. Министр по делам Косово и Метохии Слободан Самарджич и Посол Российской Федерации в Сербии Александр Алексеев открыли 8 ноября памятник Григорию Степановичу в центре северной — сербской — части Косовской Митровицы, сообщает Радио Косово и Метохии и сайт Министерства по делам Косово. После открытия памятника С.Самарджич отметил, что его страна настроена на добрососедские отношения со всеми государствами и подчеркнул, что Белград и Москва проводят единую политику в отношении Косово и Метохии. Министр отметил: «Мы открыли памятник Григорию Степановичу Щербине, напоминающий нам о прошлом, а прошлое похоже на настоящее. В истории нам выпала участь вынести много тяжестей за свои жизни, за свои очаги и за свое государство». А. Алексеев подчеркнул огромное значение открытия памятника русскому консулу в Косовской Митровице. Он подтвердил, что Россия и Сербия проводят общую политику по Косово и Метохии: «Мы в начале становления и развития добрых отношений, и сегодняшнее событие будет способствовать прогрессу, необходимому на любом уровне развития отношений. Открытие памятника русскому консулу — это показатель того, что когда мы переживаем тяжелые минуты, необходимо быть вместе». В тот же день Самарджич и Алексеев приняли участие в форуме «Статус Косово и Метохии», который прошел в северной части Косовской Митровицы. Выступая на нем, Самарджич подчеркнул, что «международное сообщество» не может «подарить» косовским албанцам независимость. Министр отметил, что в Косово существуют террористы и Сербия «будет бороться против террористов, против всех, кто угрожает нашей свободе, нашему государству». Российский посол отметил, что решение косовской проблемы не может быть каким-то исключением из норм международного права, и подчеркнул, что в случае одностороннего провозглашения независимости Косово реакция Москвы будет адекватной. Открытие памятнику Григорию Степановичу Щербине было приурочено к Митровдану — дню святого великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя Косовской Митровицы. «Русская линия» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/320452.htm...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Откуда берутся дети? 1 мин., 26.09.2012 Ребенку семь лет, его мама ждет второго. Как рассказать старшему о беременности мамы, как объяснить, почему она меняется, куда собирается уезжать и что за крикливый комочек вот-вот появится в доме? Как не нарушить целомудрия ребенка и правильно рассказать о рождении брата или сестры? Алена Мурзаева Отвечает протоиерей Александр Рябков, клирик храма святого великомученика Димитрия Солунского, Санкт-Петербург : Сомневаюсь, что семилетний ребенок озабочен «технической» стороной появления на свет брата или сестры. Мне представляется, что ребенок более естественен, чем мы, взрослые. В его сознании не возникает надуманных нами противоречий. То, что ребенок у мамы в животе, — это ему понятно и без объяснений. Конечно, ребенку надо сообщить, что скоро Господь пошлет ему братика или сестренку. И когда маме надо будет рожать, можно просто сказать, что мама поехала в специальный родильный дом, где малышу помогут появиться на свет. Без сомнения, за долгие месяцы до этого ребенок, живущий в общей атмосфере ожидания появления нового члена семьи, будет и сам охвачен этим трепетным чувством, и потому вряд ли ему надо будет объяснять, «что это за крикливый комочек».  Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Новое Освященная верба стояла дома год. Куда ее можно деть? 27.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/otkuda-berutsya-deti.html

Arhiva Cu participarea Bisericii la Samara a fost deschis un centru pentru îngrijirea oamenilor care sufer de maladii grave 12 martie 2020 13:28 В Самаре открылся центр по уходу за пожилыми и тяжелобольными людьми, рассчитанный на единовременное размещение 80 человек. Центр получил название «Обитель милосердия в честь великомученика Димитрия Солунского». Здесь принимают на постоянное и временное проживание людей, перенесших инсульт, инфаркт, тяжелые травмы, а также пациентов с деменцией, болезнями Паркинсона и Альцгеймера, людей, нуждающихся в паллиативной помощи. В центре уже находятся 17 человек. Постоянный уход за ними обеспечивают 30 сестер милосердия. Центр создан по инициативе Елизавето-Варваринского сестричества и занимает здание площадью 1900 м 2 , на безвозмездной основе предоставленное Самарской епархией . «В перспективе в этом же здании мы собираемся открыть стационар дневного пребывания для пожилых людей c деменцией, у кого работающие родственники и кого нельзя оставлять без присмотра, — рассказала руководитель проекта, старшая сестра милосердия Елизавето-Варваринского сестричества Самары Ольга Васильева. — Также в наших планах — реализовать проект по социализации женщин от 18 до 45 лет с интеллектуальными нарушениями, будем забирать их из психоневрологического интерната, учить их готовить, вести личный бюджет». Центр по уходу — не единственный проект Елизавето-Варваринского сестричества Самары. Всего в сестричестве 82 сестры милосердия, оказывающих помощь пациентам в крупнейших больницах Самарской области  — Городской клинической больнице 4, Клинике Медицинского университета, Госпитале ветеранов войн. Также сестры милосердия ухаживают за лежачими больными на дому. В планах центра  — организация проекта сопровождаемого проживания для женщин с инвалидностью. Всего в регионах России действуют более 300 сестричеств милосердия. Они объединены в Ассоциацию сестричеств Русской Православной Церкви. Также в России работают более 60 богаделен  — церковных приютов и центров по уходу за одинокими пожилыми и тяжелобольными людьми. Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5606562...

Кто слышаны Твоя хвалы сотворит, Христе Слове,/видя Твоя благодати, яже страдальцем Твоим подал еси;/Димитрия бо се мvpo мученика,/яко источник, убо истекает,/благовоние же дышет и разоряет зол омрачение. Кто сделает слышными хвалы Тебе, Христе-Слово,/видя Твои благодатные дары,/которые подал Ты Твоим страдальцам;/ибо вот, Димитрия мученика мvpo/словно источник истекает,/но благовоние издает и разгоняет зол омрачение. Напаяше убо источник, от земли восходящий,/первее, неже одождити все сея лице,/ты же сокрывся, мучениче, под землю,/источник явился еси благовонна мvpa, Димитрие;/копий бо множество отверзоша жилы/и ныне мipa напояеши концы. Орошал источник, восходивший из земли,/все ее лицо, прежде, чем дождь пролился;/ты же под землю скрывшись, мученик Димитрий,/явился мvpa благовонного источником;/ибо множество копий отверзло твои жилы,/и ныне орошаешь ты мipa kohцы. Богородичен: Невесту Божию Тя и Матерь вемы, Богородице,/Тебе бо, яко мvpoдoxhobehhый шипок, обрет Слово Божие, цветущ во удоле смиреннем человечестве,/возжеле Твоея доброты,/из Тебе Плотоносец прошед, верныя облаговонствоваше. Богородичен: Мы знаем Тебя, Невесту Божию и Матерь, Богородица;/ибо Слово Божие, Тебя найдя,/как мvpoм благоухающую розу,/цветущую в долине – смиренном человечестве,/возжелало красоты Твоей,/и из Тебя пройдя носящим плоть,/верных исполнило благовонием. Катавасия: Седяй в Славе/на Престоле Божества/во облаце легце,/прииде Иисус Пребожественный,/Нетленною Дланию/и спасе зовущия:/слава, Христе, силе Твоей. Катавасия: Сидящий в славе/на престоле Божества,/на облаке легком,/пришел Иисус божественнейший,/носимый непорочной рукою,/и спас взывающих:/“Слава, Христе, силе Твоей!” Песнь 5 Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже,/утренюющих Ти души любовию озари, молюся,/Тя ведети, Слове Божий,/истиннаго Бога,/от мрака греховнаго взывающа. Песнь 5 Ирмос: Божественным светом Своим, Благой,/души с рассвета к Тебе стремящихся/любовью озари, – молюсь я, –/чтобы знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога,/от мрака грехов/к Себе призывающего.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Стенание от сердца издадим и слезы прольем,/чтобы милостивым Владыку Христа обрести,/грозящего страшно за множество грехов/землетрясением всех нас сокрушить. Увы, воззовем, и руце воспрострем к Богу Высочайшему,/и престанем прочее творити злое;/се Спас, негодуя, колеблет всю землю, утвердити хотя ны. “Увы!” воскликнем и руки прострем/к Богу Высочайшему,/и прекратим впредь делать злое:/вот, Спаситель в негодовании колеблет всю землю,/желая нас утвердить. Богородичен: Призри, Чистая, и спаси вся поющия Тя,/потребитися имущия во гневе Божии,/и яростию великою и страшною ныне нашедшаго прещения,/за множества многих грехов наших. Богородичен: Знак подай, Чистая,/что спасутся рабы Твои,/которым предстоит погибнуть от гнева Божия,/и ярости великой, и страшной угрозы, наставшей ныне/за множество многих согрешений наших. Ин. Ирмос: В пещи Авраамстии отроцы персидстей,/любовию благочестия паче,/нежели пламенем, опаляеми, взываху:/благословен еси в храме славы Твоея, Господи. Канон иной. Ирмос: Чада Авраамовы в печи Персидской,/любовью к благочестию более, чем пламенем разжигаемые, восклицали:/“Благословен Ты в храме славы Твоей, Господи!” Преукрашен Божественною славою и благодатию,/мучениче страстотерпче, сияеши световидно и просвещаеши зовущия:/благословен еси в храме славы Твоея, Господи. Блещущий Божественною славою и благодатию,/мученик-страстотерпец,/ты сияешь световидно и просвещаешь восклицающих:/“Благословен Ты в храме славы Твоей, Господи!” Яко багряницею, украшен твоею кровию, имея вместо скиптра, славне, крест;/со Христом царствуеши ныне, мучениче Димитрие,/благословен еси, зовый, в храме славы Твоея, Господи. Как багряницею украшенный кровию своею, славный,/вместо скипетра имея крест,/со Христом ты царствуешь ныне, мученик Димитрий, восклицая:/“Благословен Ты, Боже мой и Господи!” Богородичен: Препрославленная, Просвещенная, Мати Дево,/вся, чтущия Тя Всеистинную Богородицу, огради;/благословена Ты в женах, Всенепорочная Владычице. Богородичен: Прославленная, просвещенная, Матерь-Дева,/всех, чтущих Тебя, истинную Богородицу, защити;/Благословенна Ты между женами, Владычица!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Стена твердая нам,/пленения вражия не убоявся, дан еси,/варварская нашествия упражняя и недуги утоляя,/степень неразрушимый, и основание необоримое,/и градодержец, населитель и поборник был еси твоему граду, Димитрие;/егоже и ныне, всеблаженне, люте бедствующаго и обтяженна окаянне,/твоими молитвами спаси,/Христа моля, подающаго мipy велию милость. Как укрепленная стена/вражеских машин осадных не боящаяся,/ты был нам дан, Димитрий,/прекращающий варваров набеги и всех недугов приступы,/опора нерушимая, и основание незыблемое,/и стал покровителем, основателем и защитником города твоего;/его, избавленного, по Божию благоволению,/твоими ходатайствами, славный,/навсегда свободным сохрани,/Христа моля,/подающего мipy великую милость. Всяку добродетель восприим, страстотерпческий лик явися,/отонудуже нетленныя и блаженныя жизни наслаждение достойне наследова./В немже досточудне украшаем, Димитрие,/и подражанием Христовым почитаяся,/и хваляся равенством копия,/проси прилежнее/нас, почитающих тя, избавити от страстей и лютых обстояний,/тепле моля Подающаго мipy велию милость. Всякую добродетель собравшим/явился страстотерпцев сонм,/оттого он нетленной и блаженной жизни наслаждение/достойно унаследовал./Среди них выдаешься ты, достойный удивления Димитрий,/и Христу подражанием величаешься,/и хвалишься, что наравне с Ним был пронзен копьем;/Проси же усерднее об избавлении нас, почитающих тебя,/от страстей и тяжких бедствий,/горячо моля/Подающего мipy великую милость. Слава, глас 4. Самогласен, Андрея Иеросолимита: Слава, глас 4. Самогласен, Андрея Иерусалимского Копиями наследовавшаго Спасовых ребр благодать,/прободенных копием,/из нихже нам источает Спас жизни и нетления воды,/Димитрия почтим, премудраго во учениих и венечника в мученицех,/кровию скончавшаго страдания течение/и чудесы просиявша всей вселенней,/ревнителя Владычня и милостива нищелюбца,/во многих и многащи бедах лютых фессалоняном предстателя./Егоже и летнюю память почитающе,/славим Христа Бога,/действующа его ради всем исцеления.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Сергей не только сам помогал нуждавшимся, но, будучи человеком общительным и живым, увлекал своим примером и других. Постепенно около него собралась группа семинаристов, четыре-пять человек, с которыми он ездил по женским монастырям и что-то ремонтировали, строили или у слабых, стареньких бабушек кололи дрова, копали огороды. Часто хоронили бедных верующих людей. Если один не мог пойти, Сергей брал другого из своей же команды и спешил на помощь. Все его помощники были благочестивыми, очень скромными, неприхотливыми, отзывчивыми к чужому горю. Друг друга понимали с полуслова – Сергей умел подбирать коллектив. В шутку их называли «Тимур и его команда». Сходство было, но у Сережи, конечно, в основе была христианская вера. Многие бабушки в Сергиевом Посаде знали Сережу с его ребятами. Они ходили к ним, помогали, а те старались их покормить. Конечно, ребята трудились не за угощение, но все-таки домашняя пища была лучше семинарского стола. Как-то раз, старушка попросила: – Мне бы огородик вскопать... – Хорошо, бабушка, придем! – Когда же придете? Мне надо знать, чтоб приготовить вам покушать. – Всё-всё, матушка, не переживайте, придем! Утром бабуля проснулась – огород вскопан! Ночью пришли и все сделали. Ездили в Струнино, где живет много лаврских прихожан и работников, помогали старым людям, вдовам. Так, Нина Павловна, жительница Струнино, вспоминала, как хорошо Сережа со студентом вскопал ей огород – земля была как пух! А зимой в рождественские вечера замечательно пел колядки и славил Христа. Редко кто мог так петь по-украински. Оказал влияние на ее сына; пробудил у него интерес к вере, наставлял в покаянии, позже звал в братию... У старенькой работницы академии протекала крыша. Студенты чинили ее, мазали гудроном, но она все равно текла. Когда, наконец, матушка достала гофрированное железо, Сергей пришел со своими ребятами и полностью всю крышу перекрыл. Во всей полноте такая деятельность развернулась года через два, расскажем об этом чуть позже, а пока прочтем еще одно письмо Сергея, связанное с событием из жизни его мамы. Накануне памяти великомученика Димитрия Солунского, 7 ноября 1993 года по новому стилю, матушку одели в подрясник и платочек.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010