поиск:   разделы   рассылка Увещательное слово Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета по случаю событий в с. Никольское, Бековского района Дорогие братья и сестры! В праздник святого великомученика Димитрия Солунского был крайне опечален и взволнован известием о том, что в с. Никольское группа людей, находящаяся вне храмов Божиих, святой Евхаристии и соборной молитвы верующих людей нашей Епархии, готовит себя ко второму пришествию Христову. Странно уже потому, что и мы, православные христиане, верим и всем сердцем принимаем учение святого Евангелия и пророческой книги Апокалипсис, написанной святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, с той лишь разницей, что внимательны к каждому слову этих Священных книг. Да, и мы знаем, что будет кончина мира, но мы помним слова Спасителя, сказанные им накануне Его Крестной смерти и обращенных к будущим христианам: " ...не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти " (Деян. 1, 7). " Бодрствуйте потому что не знаете в который час Господь ваш придет " (Мф. 24, 42). Кроме этого, мы знаем и твердо исповедуем своей верой существование на земле Церкви Христовой, о которой Господь сказал: " ...созижду Церковь мою и врата адовы не одолеют её " (Мф. 16, 18). Исходя из этих слов Евангелия, мы держимся главной заповеди Его относящейся к кончине века: " бодрствуйте и молитесь, чтобы вам не впасть в искушение " (Мк. 14, 38). " И берегитесь, чтобы кто не прельстил вас " (Мф. 24, 4), но при этом сказал: " горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам " (Мф. 18, 7). Посему обращаюсь к вам словами апостола Павла, проникнутых любовью и заботой о христианах: " Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны вопреки учению, которому вы научились и уклоняйтесь от них " (Рим. 16, 17). " Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях " (1 Кор. 1, 10). Почему так горячо Апостол старается убедить христиан в этом? Потому что он знал слова Спасителя, обращенных к будущим христианам, предупреждая их об опасности соблазнов: " если кто скажет вам: вот здесь Христос, или там, – не верьте... если скажут: " вот, Он в пустыне " , – не выходите; " вот Он в потаенных комнатах " , – не верьте " (Мф. 24, 23 – 26). " Берегитесь чтобы кто не прельстил вас " (Мф. 24, 4).

http://religare.ru/2_47501.html

Пророчества Иеремиина чтение (глава 2): 2. Пророчества Иеремии чтение Сия глаголет Господь: помянух милость юности твоея и любовь совершенства твоего, еже последовати тебе Святому Израилеву; глаголет Господь Святый Израилев: Господу начаток рождений его, вси снедающии его прегрешат, злая приидут на тыя; глаголет Господь: услышите слово Господне, доме Иаковль и все отечество дому Израилева. Сия глаголет Господь: кое обретоша отцы ваши во Мне прегрешение, яко отступиша далече от Мене, и ходиша в след суетных и осуетишася. И не рекоша; где есть Господь, возведый нас из земли египетския и путеводивый нас в пустыни, в земли сухой и неходней, в земли безводней и неплодней, и в сени смертней, в земли, по нейже не пройде когда муж, ниже вселися сын человечь тамо. И возведох вы на Кармил, еже ясти вам плоды его и благая его; и внидосте и осквернисте землю Мою и наследие Мое положисте в мерзость. Иерее не реша: где есть Господь; и держащиися закона не ведеша Мя; и пастырие нечествоваху в Мя; и пророцы пророчествоваху Ваалом и в след неполезных ходиша. Сего ради еще возсуждуся к вам, глаголет Господь, и к сыном сынов ваших возсуждуся. Прейдите во островы Хеттиим, и увидите, и в Кидар послите, и уразумейте вельми, и увидите, аще бяху таковая. Аще изменят языцы боги своя, и сии не суть бози. Людие же Мои премениша славу его, от неяже не приимут пользы. Ужасеся небо о сем и вострепета на мнозе зело, глаголет Господь. Так говорит Господь: Вспомнил Я милость юности твоей и любовь совершенства твоего, так что последовала ты Святому Израилеву, – говорит Господь, Святой Израилев. Господу – начало порождений его; все поедаюшие его погрешат, беды придут на них, говорит Господь. Выслушайте слово Господне, дом Иакова и всякий род дома Израилева! Так говорит Господь: Какой нашли отцы ваши во Мне недостаток, что отступили далеко от Меня и пошли за суетою, и осуетились, и не сказали: “Где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, провел нас по пустыне, по земле неведомой и непроходимой, по земле безводной и бесплодной, и по земле тени смертной, по той земле, по которой не ходил человек, и там, где не обитал сын человеческий?” И Я привел вас на Кармил, чтобы вам есть плоды его и добро его; и вы вошли, и осквернили землю Мою, и наследие Моё превратили в мерзость. Священники не говорили: “где Господь?”, и блюстители закона не знали Меня, и пастыри творили нечестие против Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и в след бесполезных пошли. Потому Я еще буду судиться с вами, говорит Господь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

" Сейчас, в начале XXI века, мы живем в такое время, когда никто нас не гонит, не распинает, но не значит, что нам легко, - отметил владыка. - Нам нужно показать, что мы любим Господа. Каждый должен задать себе вопрос " В чем заключается моя любовь к Богу? " В том, что я пришел в храм? Это хорошо и важно. Но стоит посмотреть, каково мое отношение к ближним. Господь просит, чтобы мы любили ближних, как самих себя. Но еще Он заповедал нам любить своих врагов, благословлять проклинающих, молиться за обижающих. Часто мы не проходим по этой заповеди. Даже в нашем собственном доме в течение дня бывает несколько столкновений - то разозлимся, то поругаемся, бывает, потом подолгу не разговариваем " . " Мы видим, как далеки от исполнения заповедей Божиих о любви к ближним. Господь хочет пропустить нас через столкновения с ближними, чтобы открылся наш внутренний мир, чтобы мы увидели, кто мы есть. А мы есть гордецы, никак не можем прийти к смирению. Господь показывает нам: смотрите, как вы не можете простить обиды, как вам становится больно, когда вас оскорбляют, говорят про вас ложь. Если мы себя оправдываем, а других осуждаем - это признак большой гордости. Нужно заниматься самоукорением, себя осуждать, винить во всех грехах, а ближнего оправдывать " , - отметил митрополит. " Также мученики брали пример с Господа, который на Кресте молился за распинающих. У этих мучеников не было того, что есть у нас - опыта святых за две тысячи лет. Они знали только Евангелие - жизнь Христа. И были уверены, что с ними ничего не случается без промысла Божия. Когда Пилат сказал Господу: " Мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? " , Спаситель ответил ему: " Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше " (Ин.19:10-11). Если с нами несправедливо поступают - это происходит по промыслу Божию. Мы часто не понимаем, что через этих людей нам идет спасение. Отвергая их, мы отвергаем спасение. Господь посылает нам эти скорби. Не мученичество же нам посылать в XXI веке. Вспоминая святого Димитрия Солунского, мы должны понимать, что скорби посылаются исключительно для спасения души. Поэтому нужно терпеливо без ропота их принимать и считать за благодетелей тех людей, которые нам делают плохо. Император Максимилиан думал, что сделает Димитрию плохо, а на самом деле, дал ему небесный венец. Где сейчас император Максимилиан, и где великомученик Димитрий? "

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Сын мой Тимофей, укрепляйся в благодати, которая во Христе Иисусе; и что услышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые способны будут и других научить. Ты же переноси страдания как добрый воин Иисуса Христа. Никто, состоящий на военной службе не связывает себя житейскими делами, чтобы угодить зачислившему его в войско. Если же кто и состязается, он не увенчивается, если не по правилам будет состязаться. Трудящемуся земледельцу должно первому вкушать от плодов. Разумей, что я говорю: пусть же даст тебе Господь разумение во всем! Помни (Господа) Иисуса Христа, воздвигнутого из мёртвых, от семени Давидова, по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но слово Божие узами не связано. Потому я все терплю ради избранных, чтобы и они получили спасение, которое во Христе Иисусе, со славою вечною. 2 Тим 2:1–10 Аллилуиа, глас 4: Боже, отринул ны еси и низложил еси нас. Стих: Стрясл еси землю и смутил еси ю, исцели сокрушение ея, яко подвижеся. Аллилуия, глас 4: Боже, Ты отринул нас и низверг нас. Стих: Ты потряс землю и смутил её; исцели разломы её, ибо она поколеблена. Пс 59:3А, 4 И святаго: Праведник, яко финикс, процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Воспоминанию землетрясения. Евангелие от Матфея, зачало 27 Во время оно, влезшу Иисусу в корабль, по Нем идоша ученицы Его. И се трус велик бысть в мори, якоже кораблю покрыватися волнами: Тойже же спаше. И пришедше ученицы Его возбудиша Его, глаголюще: Господи, спаси ны, погибаем. И глагола им: что страшливи есте, маловери? Тогда востав запрети ветром и морю, и бысть тишина велия. Человецы же чудишася, глаголюще: кто есть Сей, яко и ветри и море послушают Его? В то время, когда вошел Иисус в лодку, последовали за Ним ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодку заливало волнами; Он же спал. И подойдя, ученики Его разбудили Его, говоря: “Господи, спаси нас, погибаем!” И говорит им: “Что вы так боязливы, маловерные?” Тогда, встав, Он запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же удивились и говорили: “Кто это, что и ветры и море повинуются Ему?” Мф 8:23–27

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Чин великого освящения храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского 26 февраля 2012 г. 18:08 26 февраля 2012 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения  храма святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше  в Москве и Божественную литургию в новоосвященном храме. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Амфилохия (Бондаренко)  во епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского. Фото: С. Власов, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Чин великого освящения храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского» Фотоальбом «Чин великого освящения храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского» Фотоальбом «Чин великого освящения храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского» Фотоальбом «Чин великого освящения храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского» Фотоальбом «Чин великого освящения храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского» Фотоальбом «Чин великого освящения храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского» Фотоальбом «Чин великого освящения храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского» Фотоальбом «Чин великого освящения храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского»

http://patriarchia.ru/db/text/2036996.ht...

На литургии на блаженнах песни 3-я и 6-я из канона Димитрия Солунского, чтения - как в Студийско-Алексиевском Типиконе, но Евангелие - только землетрясения. В греч. изданиях Минеи вплоть до совр. сохраняется примерно тот же устав службы. Вероятно, древними связями слав. традиции с фессалоникийской следует объяснять то, что в слав. странах и на Руси день памяти Димитрия Солунского 26 окт. отмечался особенно торжественным богослужением. Согласно большинству слав. рукописных и старопечатных Типиконов и Миней XIV - 1. XVII в., 26 окт. на великой вечерне читаются 1 паремия землетрясения и 2 Димитрия Солунского Ис 43. 9-14а; Прем 4. 7-15; 2 паремии Димитрия Солунского приводятся и в некоторых греч. рукописях - напр., в Минее XII в. (ГИМ. Син. 446; см.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 401); в укр. изданиях XVII в. (напр., в Минее Праздничной 1651 г., изданной во Львове), и в рус. изданиях после появления исправленного слав. Типикона в 1682 распределение паремий меняется: по образцу греч. книг назначается чтение 2 паремий трясения и 1 - Димитрия Солунского (Прем 4. 7-15)); на стиховне поются стихиры трясения. На утрене - прокимен из Пс 63 (начиная с издания Типикона 1682 г.- из Пс 67), Евангелие Димитрия Солунского: Мф 10. 16-22 (в некоторых рукописях: Лк 21. 12-19 - так, в частности, в Евангелиях-апракосах и Четвероевангелиях, написанных в южнослав. странах или скопированных с южнослав. оригиналов; это же чтение помещается в совр. греч. служебном Евангелии); каноны, посвященные землетрясению на 6 (1 канон) и Димитрию Солунскму на 8 (2 канона). На литургии на блаженнах, согласно Типиконам XV-XVI вв. и московскому печатному изданию 1633 г., поются тропари из 3-й песни канона Димитрия Солунского и из 6-й - землетрясения (согласно изданиям Типикона 1610, 1641 гг. и послениконовским книгам, поются тропари из 3-й песни канона землетрясения и из 6-й - Димитрия Солунского); чтения на литургии те же, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону, но, согласно памятникам XV-XVI вв., к ним добавляются апостольское и евангельское чтения землетрясения, а по рукописным и печатным книгам начиная с XVII в. на литургии - уже 2 полные службы землетрясения и Димитрия Солунского. В Типиконах XVI в. 26 окт. имело знак креста, XVII в.- знак креста в круге; в исправленном издании Типикона 1682 г. редакторы вернулись к старой практике обозначения этого числа крестом, отметив возможность по желанию настоятеля совершения всенощного бдения в этот день. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. есть глава, отсутствующая в более ранних памятниках, о совпадении 26 окт. с воскресным днем. Эта глава сохранилась и в послениконовских рус. изданиях Типикона и Миней. Праздничность службы Димитрию Солунскому усиливается тем, что она, как и мн. большие праздники, имеет сопровождающую память - у праздника Димитрия Солунского это 27 окт., память мч. Нестора.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

В Подмосковье до 5 сентября можно поклониться мощам великомученика Димитрия Солунского 2 сентября, 2011. Новостная служба Встречая мощи святого митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий напомнил, что «Веками русский народ чтил святого великомученика Димитрия Солунского и обращался к нему с молитвой, но это он делал мысленно, зная о его чудесах и его чудесной помощи». 2 сентября. ПРАВМИР. Мощи святого великомученика Димитрия Солунского прибыли в Россию на этой неделе. В Россию святыную доставила делегация Элладской Православной Церкви во главе с митрополитом Верийским, Наусским и Камбанийским Пантелеимоном Встречая мощи святого митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий напомнил, что «Веками русский народ чтил святого великомученика Димитрия Солунского и обращался к нему с молитвой, но это он делал мысленно, зная о его чудесах и его чудесной помощи». Мощи святого великомученика Димитрия Солунского будут пребывать в Успенском соборе г. Дмитрова до 5 сентября. Доступ к святыне открыт с 7.00 до 20.00. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/v-podmoskove-do-5-sent...

Ковчег с десницей святого великомученика Димитрия Солунского доставили в больницу, где пребывает Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир 9 ноября. ПРАВМИР. 7 ноября 2011 года после всенощного бдения в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской лавры, ковчег с десницей святого великомученика Димитрия Солунского доставили в больницу, где пребывает Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, сообщает Патриархия.ru . Блаженнейший владыка поклонился мощам угодника Божия, после ‘этого ковчег возвратили в Крестовоздвиженский храм Киево-Печерской лавры. Десница великомученика Димитрия Солунского была принесена в Киев 7 ноября, в канун празднования памяти святого. Как сообщалось ранее, Предстоятель Украинской Православной Церкви был госпитализирован 30 октября в тяжелом состоянии. По последним сообщениям Блаженнейший владыка ежедневно причащается, его состояние остается тяжелым, но стабильным. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/mitropolit-vladimir-po...

(Кекелидзе. Литургические груз. рукописи. С. 237-238), 26 окт. также совершается память Димитрия Солунского и землетрясения, но последование - только Димитрию Солунскому. На утрене кафизмы заменяются особыми антифонами, утренние прокимен (из Пс 67) и Евангелие (то же, что и в Мессинском Типиконе) - Димитрия Солунского Утреня оканчивается по праздничному чину, с пением славословия в кафедральной редакции. На литургии служба та же, что и по Типикону Великой ц., кроме прокимна (здесь - из Пс 115). Согласно одной из ранних редакций Иерусалимского устава, зафиксированной в рукописи XII-XIII вв. Sinait. gr. 1094 (Lossky. Typicon. P. 179-180), в день памяти Димитрия Солунского 26 окт. совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропаря святого. Соединяются последования святого и Октоиха. В службу включено неск. песнопений в память землетрясения, но они не составляют полноценного последование. Праздничных элементов (входа на вечерне, полиелея, утреннего Евангелия) в службе нет, утреня заканчивается по будничному чину с пением стихир на стиховне из Октоиха. На литургии прокимен и Апостол те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Евангелие приведено только землетрясения (эта же традиция отражена в ряде рукописей богослужебного Евангелия, где на 26 окт. назначается только чтение землетрясения: греч. Евангелие XI в., ГИМ. Син. греч. 225; Архангельское Евангелие 1092 г. и др.), причастен - Димитрия Солунского (Пс 111. 6b). Тот же устав службы изложен, напр., в старопечатном слав. Часослове 1491 г., изданном в Кракове. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1544) 26 окт. соединяются последования Димитрию Солунскму и землетрясения, устав соответствует полиелейной службе. На вечерне 3 паремии: 1-я и 2-я - землетрясения, 3-я - Димитрия Солунского; назначается лития с пением стихир Димитрия Солунского; на стиховне поются стихиры землетрясения; тропари - Димитрия Солунского и землетрясения. На утрене - полиелей, степенна (1-й антифон 4-го гласа), прокимен (из Пс 67) и Евангелие Димитрия Солунского; каноны - Октоиха, землетрясения и Димитрия Солунского; на хвалитех поются стихиры Димитрия Солунского; утреня заканчивается по праздничному чину, с пением славословия в кафедральной редакции; в конце утрени совершается помазание молящихся освященным маслом из лампады.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

Древнейшими сохранившимися изображениями Димитрия Солунского являются мозаичные композиции V-VII вв. в базилике - уникальный пример монументальной декорации ранневизант. мартирия. Серия автономных вотивных произведений была создана по инициативе разных заказчиков (значительная часть мозаик, находившаяся над аркадой внутреннего сев. нефа, погибла во время пожара 1917 и известна по фотографиям и акварелям англ. архит. У. С. Джорджа). Мозаики свидетельствуют, что к VII в. в Фессалонике сложилась иконография Димитрия Солунского-мученика, образ которого мог включаться в разнообразные вотивные композиции. Димитрий Солунский имеет устойчивые иконографические признаки: он представлен фронтально, часто на фоне апсиды или портика (архитектурные элементы, возможно, символизировали серебряный киворий - место пребывания святого), в образе юноши с короткими прямыми русыми волосами; облачен в патрицианские одежды - орнаментированные хитон и плащ (хламиду) с крупным тавлионом. К V-VI вв. принято относить 2 частично сохранившиеся композиции на зап. стене наоса. На одной из них, над юж. выходом в нартекс, справа, юноша подводит к Димитрию Солунскому вверяемого его покровительству мальчика, аналогичные фигуры, очевидно, были представлены и слева от Димитрия Солунского; Димитрий Солунский здесь показан в позе оранта, ладони выложены золотой смальтой - деталь, очевидно, подчеркивающая действенность его заступничества. Остатки 2-й композиции находятся над сев. выходом в нартекс. В ее левой части фронтально представлена фигура Димитрия Солунского и в облаках 2 ангела, один с трубой (?) (возможно, это изображение Димитрия Солунского в Царствии Небесном - аллюзия на эпизод из Жития с увенчанием его ангелом в темнице). Остальные композиции (датировка не всегда точно определяется, особенно в случае с утраченными мозаиками) можно разделить на 2 основных типа. К 1-му, генетически связанному с мозаикой над юж. выходом из храма в нартекс, принадлежат сложные сцены с Димитрия Солунского и детьми (или донаторами), вверяемыми его покровительству. Среди них - композиции, размещавшиеся во внутреннем сев. нефе и, видимо, созданные до пожара базилики ок. 620 г. (Димитрий Солунский подводит донатора к восседающей на престоле Богоматери с Младенцем; Димитрий Солунский на престоле на фоне кивория принимает ребенка из рук матери; Димитрий Солунский в позе оранта, с матерью и детьми, подносящими святому свечи; ребенок, сопровождаемый родителями и др. лицами, подносит голубей Димитрию Солунскому. По мнению Р. Кормака, эти сцены, а также близкая по смыслу композиция с Богоматерью, составляли особый вотивный цикл, иллюстрирующий основные этапы жизни девчки соименной Богородице (Cormack R. Writing in Gold. Byzantine Society and Its Icons. London, 1985. P. 87-89. Fig. 27-30). Рядом располагалась композиция с Димитрием Солунским и неск. молящимися донаторами (фрагменты, уцелевшие после пожара в 1917, сняты со стены и хранятся в Музее визант. культуры в Фессалонике).

http://sedmitza.ru/text/514958.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010