Характер церковных зданий на Востоке одинаков: здесь повсюду следы Византийских форм величественных, невольно наводящих на сердце мысль присутствия в святилище Существа неземного, Существа невидимого... Храм Великомученика Димитрия, в свое время, был чрезвычайно великолепен, даже поныне он не утратил резких знаков своего древнего величия, несмотря на то, что архитрав алтаря весь исписан стихами корана, а место архиерейской кафедры замещено формой турецкого Имама. Как впрочем ни изуродован этот храм, как ни глубоко сглажены Турками все символы христианског зодчества, но и теперь еще на капителях, венчающих роскошные колонны, идущие в два ряда вдоль всего святилища, от притвора до самого алтаря, видны кресты – память давно минувших веков христианского владычества; – мощей св. Великомученика здесь нет; одна только могила его, хотя в руках неверных, но доступна для посетителей – христиан; она находится в северо-западном оконечнике храма, в темной и нестройной комнате вроде саркофага. Память праведного с похвалами, изрек премудрый, и как верно это изречение!... Несмотря на то, что Восток сокрушен грозной Портой, большая часть христианских храмов его обращена в чтилища корана, как и этот храм св. Великомученика Димитрия, но не только свято хранится память его страдальческих подвигов, самая даже могила остается под охранением жалкого магометанина, который, сам не понимая по какой непреложной судьбе, теплит неугасимую лампаду в честь чуждого ему праведника, украшая вместе с тем священный гроб его не роскошной, но приличной пеленой... С грустным, сжатым сердцем обозрел я великолепное святилище Солунского Мироточца, и, оградившись крестным знамением, вступил в его могильный затвор. Едва видный замирающий огонек неугасимой лампады разливал слабый свет над гробом дивного Страстотерпца. Долго молча смотрели мы на его скромную могилу, и, по земном коленопреклонении пред нею, взяли из нее в освящение себе несколько праху. На гробовой плите, накрытой шелковой тканью черного цвета, поставлена тарелка для вкладов на освещение могилы маслом; молча положили мы на нее по нескольку пар, и с глубоком вздохом, в чувствах раболепного благоговения пред непостижимыми судьбами Создателя, наложившими на все святилища Востока, а вместе и на этот гроб праведника, вековую печать уничижения, удалились от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Действительно, призвав на помощь «Бога Димитриева», Нестор одолел силача и сбросил его сверху на копья, как прежде тот сам сбрасывал других. Но за это немедленно был предан казни по повелению императора, разгневанного за погибель своего любимца от руки ненавистного христианина. Вслед затем, узнав, что это Димитрий благословил на победу юного Нестора, император приказал и его подвергнуть такой же смерти, от которой погиб знаменитый гладиатор Лий. И вот, рано утром, 26-го октября, воины отправлены были в темницу, чтобы убить Димитрия; они нашли его молящимся и, безжалостно с копьями бросившись на него, мученически умертвили. Ночью христиане тайно унесли из темницы тело св. мученика и предали его погребению. Святой Димитрий Солунский пострадал в 306 году. Вскоре после него был предан смерти и верный слуга его Лупп, который, быв при кончине своего господина, прибрал и сохранил одежду, обагрённую его мученическою кровью, и, возлагая её на больных, увидел, что от неё совершаются чудные исцеления. Это повлияло на обращение многих к вере в Бога христианского мученика, но обратило внимание гонителей на Луппа, распространявшего таким образом обращение в христианство язычников, и он был мученически умерщвлён. Когда гонение прекратилось, то усердием верующих был сооружён небольшой храм над могилой великомученика Димитрия, при которой совершались многие чудесные исцеления от болезней. Когда же, между прочими, получил исцеление один Иллирийский воевода, по имени – Леонтий, то он пожелал вместо бывшего малого построить большой и великолепно-украшенный храм; при копании рвов обретены были мощи св. Димитрия нетленными и положены в ковчеге, украшенном золотом и серебром. На содержание храма, сооружение которого относится к началу V века, приобретены были земли и виноградники. И с этих пор жители Солуня не переставали почитать память своего великомученика, который действительно много раз проявлял несомненные знамения своего заступничества и охранения им места своей земной жизни, подобно и многим другим святым, которые, переселившись в блаженную вечность, не оставляют их земного отечества, продолжают принимать участие в нуждах и скорбях своих земных соотечественников и не оскудевают в ходатайстве за них перед Богом и в проявлении им нередко истинно-чудной, неожиданной помощи, на которую нельзя было и рассчитывать при одних человеческих, естественных соображениях...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Радуйся, многоцелебнаго мира сподобляяй верных; радуйся, разслабленныя телом и духом исцеляяй. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче. Кондак 13 О, святый великомучениче и верный угодниче Христов, Димитрие мироточиве, малое сие песнословие от нас приемше, моли Христа Бога нашего, да вселяется и благоухает в сердцах наших святыня православной веры, да умножается в житии нашем елей благих дел, да не угаснут светильники наши в полунощный час сретения Небеснаго Жениха, и да сподобимся вместе с тобою воспевати Ему в вечном Царствии: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелов Творец и Господь Сил яви тя, досточудне, ангела во плоти, мученика тверда и сильнаго предстателя верных. Прибегающе убо к заступлению твоему, сицевая радостная тебе приносим: Радуйся, звездо блистающая на тверди церковней; радуйся, светильниче, чудесы мир озаряяй. Радуйся веры непоколебимый столпе; радуйся, христиан несокрушимый щите. Радуйся, Фессалии светлое украшение; радуйся, Солуня похвало преславная. Радуйся, апостолов согражданине; радуйся, мучеников совсельниче. Радуйся, молящихся к тебе прошения приемляй; радуйся, о всех нас Богу моляйся. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче. Кондак 1 Дивный воеводо града Солуня, великий угодниче Христов и славный страстотерпче, святый Димитрие, источаяй мирови милости миро, похвальная восписуем ти, чтущии святую память твою. Ты же имеяй дерзновение ко Господу, от всяких бед избавляй нас, верно зовущих ти: Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче. Молитва Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-vel...

Вкоренився, якоже древо Давидски, славне,/при исходящих вод,/велик воздал еси мучения плод и ныне источник показался еси мира,/проходящ, земли концы.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Почерп благодать Христову,/ребра с Кровию источившаго воду,/кровь излиял еси твою, Его ради прободся;/и ныне, яко воду, проливаеши сердцам благовонное миро, Димитрие.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Священнии Твои сосуди душевнии, Пречистая,/полны аромат и мира Божественнаго Духа, нашедшаго на Тя,/ибо Бога рождши, верныя изменила еси от зловония страстей.  Седален, глас 4 Яко доблему страдальцу/и воину крепку Всецарюющаго Христа,/взываем псаломски:/радуйся, мучеников украшение и лепота;/радуйся, светлая Церкве звездо/и стено, и пристанище прибегающих к тебе,/великомучениче славне Димитрие,/тя поющия спасай/от всякаго вреда чуждаго и озлобления вся. Песнь 4 Ирмос: Ты моя крепость, Господи,/Ты моя и сила,/Ты мой Бог, Ты мое радование,/не оставль недра Отча,/и нашу нищету посетив./Тем с пророком Аввакумом зову Ти:/силе Твоей слава, Человеколюбче.  Припев: Святый великомучениче Димитрие, моли Бога о нас. Скверну всяку отверг рождения банею порождения,/чистоту, явился еси, соблюдая даже до кончины./Темже Христос тебе, Димитрие,/естественную влагу претворяет в миро,/якоже и воду в вино преложи.  Припев: Святый великомучениче Димитрие, моли Бога о нас. Якоже огня естество всему преподается,/делу спасающ силу;/тако твое миро, страдальче, всеми убо почерпается,/обаче же пребывает неумалено./Темже ныне благочествующим, покланяющеся, поем Бога,/Иже благодать тебе даде.  Припев: Святый великомучениче Димитрие, моли Бога о нас. Кто слышаны Твоя хвалы сотворит, Христе Слове,/видя Твоя благодати, яже страдальцем Твоим подал еси;/Димитрия бо се миро мученика,/яко источник, убо истекает,/благовоние же дышет и разоряет зол омрачение.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Напаяше убо источник, от земли восходящий,/первее, неже одождити все сея лице,/ты же сокрывся, мучениче, под землю,/источник явился еси благовонна мира, Димитрие;/копий бо множество отверзоша жилы/и ныне мира напояеши концы. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-velik...

По этими» словам, поселения Драговичей и Сагудитов, между собою соседние, граничили с Солунем и Верреею. Ниже он упоминает еще раз «о Славянах, близких поселенцах, союзных с нами (с Солунскою областью) и находящихся под ведением военачальника Стримонского 71 ». Само собою понятно, что поздний Грек (или не вернее ли огречившийся Славянин Камнев?) – странен, выражаясь спесиво: «какие-то Драговиты и Сагудиты. " Эти какие-то выставляли до 100,000 войска и заставляли трепетать Царьград. Правда, при Камениате Славяне были уже довольно смирны, но во всяком случае не надобно было забывать прошлого. Веррея, известная еще по Апостольской проповеди к жителям её, Евреям и Грекам ( Деян. 17:10–14 ), в последствие занята была Славянами; Имп. Никифор в 805 г., возвращал ее Грекам, но не долго; Крум заставил бежать Греков, кто куда мог; в конце 10-го века Василий Булгароистребитель опять ввел в нее Греческих колонистов 72 . Таким образом, если Камениат выставляет поселения Славян в долине Солунской незначительными, то не надобно забывать, что это говорит спесивая нищета; простим её слабости, но не опустим из виду и правды. Сам Камениат говорит, что рыбный промысел и торговля обогащали поселенцев Солунской равнины; кроме того та же равнина известна была по богатству хлебородия, что так естественно для местности, обильно орошаемой реками. 73 Как далеко простирались поселения Дроговичей и Сагудитов, не показывает историк Славянских воин Солуня, хотя он, говоря о событиях, случившихся спустя 60 лет после четвертой воины, опять упоминает, что Драговичи жили около Солуня 74 . Камениат показывает, что вершины судоходных рек, Вардара и Черной, 75 принадлежали Скифам-Булгарам, а поселения Драговичей и Сагудитов граничили с Скифами. По сему можем положить, что поселения Драговичей и Сагудитов на северо-западе Солуня достигали Погонии или Пелагонии. В этой западной части Македонии известны Славянские поселения: Подин, Граданска, Остров, Мглин, (Эдесса), Прилеп, Преспа, Старидол, Драгубииа, никогда место кафедры Епископской, Кастранища 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С кем хотели действовать Кубер и Мавр против Солуня и Империи? Солунский Историк, как Грек, в своем повествовании об избавлении пленников от Кагана, преимущественно имеет в виду пленников Греков 104 . Но он же прямо называет Кубаря и Мавра Булгарами и между пленниками полагает значительное число язычников, каковыми, конечно, не были Греки, тогда как Славяне были, как известно, и в порабощении у Кагана и оставались язычниками. С другой стороны, если бы пленники состояли из одних Греков, то Кубарь и Мавр с ними одними не могли замышлять что-нибудь против Империи. Поскольку же из Солунского повествования ясно видно и то, что большинство удалившихся с Кубарем из области Кагана состояло из Христиан, то необходимость требовала от Кубаря обратиться для успеха в своем деле за помощью к другим – к тем, которые имели одинаковые с ними причины действовать против Солуня и Империи, к Славянам Македонским. Это дает видеть и сам Солунский историк!», когда говорит!., что Кубарь имел тесные отношения с Сагудатами. Таким образом действия Кубаря и Мавра против Солуня и Империи были делом Славян. Современные обстоятельства, известные по другому источнику, еще более объясняют это дело. По словам Солунского повествователя, борьба Кубера с Каганом происходила спустя более 60 лет после Аваро-Славянской четвертой войны с Солунем (678 г.), следовательно около 742 г., во время Имп. Константина Копронима (741–773). Таким образом время восстания Кубаря и Мавра против Империи близко было к тому событию, о котором говорить Феофан. Он пишет: «В сем году (758) Константин покорил Славян Македонских (τας κατα Мακεδονιαν Σκλαβινιας, κατα, – εν) и сделал данниками другие народы». По какому Случаю возгорелась эта воина? Как и сколь долго происходила она? Какие Славянские Македонские племена покорены был и тогда? На эти вопросы Феофан не говорит ни слова. При молчании Феофана, соображая событие его с повествованием Солунским, мы можем считать за вероятное, что война, показанная Феофаном, если не была непрерывным продолжением дела Кубера, то, по крайней мере, она начиналась с того, что Славяне, спустя нисколько времени после неудачного окончания дела Куберова, хотели довести до конца предприятие Кубера, разрушенное так неожиданно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ин. Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи/попраша пламень дерзновенно/и на росу огнь преложиша, вопиюще:/благословен еси, Господи Боже, во веки. Канон иной. Ирмос: Отроки Еврейские в печи/попрали пламя дерзновенно,/и огонь превратили в росу, взывая:/“Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!” Воду почерпсти Исаия жаждущим, Димитрие, предповелевает./Аще бы видел твой гроб, возопил бы всяко:/мvpa источнику приходите и почерпите спасение. Воду жаждущим почерпнуть/Исаия пророчески повелевает;/но если бы он видел твой, Димитрий, гроб,/то воскликнул бы непременно:/“К источнику мvpa приходите/и почерпните спасение!” Земли убо пород был еси,/вселился же еси в земли кротких,/идеже вода сладости;/еяже напився в сытость,/мvpa источник присный ныне, Димитрие, проливаеши. Земли порождением ты был, Димитрий,/но вселился в землю кротких, где вода сладка;/ее напившись вдоволь, ныне проливаешь/источник мvpa постоянный. Возрасл еси, яко розга в винограде,/пребывая неотсечен Богу и совокуплен;/и Сего исполнився тука неизреченнаго,/мvpo, яко струи, всем ныне, Димитрие, точиши. Возрос ты, как в винограднике побег,/пребывая неотсеченным от Бога и с Ним соединенным;/и, Его неизреченной тучности исполнившись,/мvpo, как струи, ныне всем,/Димитрий, источаешь. О, новых твоих борений! О, странных мученических страданий!/Твоя бо поты, за Него пролиянныя, блаженне,/Христос приим, источник мvpa тя показует. О, небывалые борения твои!/О, неслыханные мученические страдания!/Ведь струи пота твоего, за Него пролитые, Христос приняв,/источником мvpa являет тебя, блаженный. Струю мvpa твоего проливая,/велию пучину простерл еси чудес,/и душ, и телес недуги потопляеши,/и напастей, Димитрие, всяку бурю усповуя. Струю мvpa твоего проливая,/ты простер пучину великую чудес:/и душ, и тел недуги, Димитрий, потопляешь,/успокаивая и напастей бурю всякую. Богородичен: Млеком питала еси, Дево,/Плотоносца, Твоего Бога рожденнаго,/яко да болезнь Адамову сущую во аде облегчит,/от древа снедша знания, и заповеди преслушавша. Богородичен: Молоком Ты питала, Дева,/Бога Твоего, Который родился, плоть нося,/чтобы облегчить болезнь Адама, во аде пребывавшего,/за то, что от древа познания вкусил/и заповеди ослушался.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Двадцать шестой день. Поучение 1-ое. Св. великомученик Димитрий Солунский. (Об отношении христиан к удовольствиям). I. Уроженец города Солуня, святой Димитрий, память коего ныне, был правителем родного города. Он заботился о благе граждан своего города – не только настоящем, но и будущем, уча их вере Христовой. Прибывший в Солунь император Максимиан заключил его за это в темницу. После того император предался одной недостойной забаве: он смотрел, как один силач, по имени Лий, бросал людей с возвышенного места вниз на копья. Но нашелся юноша христианский, который лишил царя недостойной забавы. Нестор, так звали этого юношу, задумал погубить Лия; он отправился к св. Димитрию и начал просить у него благословения выйти на состязание с силачем. Св. Димитрий похвалил намерение юноши, ободрил его и предсказал ему как победу над Лием, так и мученическую кончину. Действительно Нестор с помощию Божиею сбросил Лия на копья. Император разгневался и приказал Нестора вместе с Димитрием исколоть копьями. Чрез несколько времени при копании рвов найдены были мощи св. Димитрия, которые источали целебное миро. II. По поводу грубых и безнравственных удовольствий, которыми наслаждался языческий император Максимиан, о чем повествуется в жизни св. великомученика Димитрия Солунского, побеседуем об отношении христиан к чувственным удовольствиям вообще. а) Общий предлог и общая цель всех удовольствий и увеселений есть необходимое отдохновение от трудов. Труд сам по себе необходим для нас, как заповедь Самого Творца нашего. Еще невинному человеку было поставлено в обязанность «делати и хранити» вверенный ему рай. И этот труд был для него источником наслаждения: ибо он видел и чувствовал, как деланию его покорялась вся природа, как деланием его возвышалось и совершенствовалось все окружающее его. По падении человека, труд уже вменен ему в наказание и потому сопровождается изнурением сил, истощением телесных органов, утомлением и дряхлостию тела: «в поте лица твоего снеси хлеб твой», сказал ему Господь Бог, «дондеже возвратишися в землю, от неяже взят еси». При том и этот изнурительный труд редко сопровождается удовольствием, а чаще всего печалию и скорбию душевною; ибо проклятая в делах человека земля не вполне покоряется самым тяжким его трудам и усилиям. Посему не только тело человека имеет нужду в отдохновении и обновлении сил, а и душа его, утомляемая суетою дел своих, также нуждается в отдохновении, освежении и обновлении. Тело укрепляется пищею и сном, а душа ищет забвения своих печалей, освежения к ободрения сил своих – в других, более свойственных ей, наслаждениях; призывает на помощь искусство, разнообразит увеселения и хочет создать себе нечто похожее на потерянный рай. Все это естественно, даже необходимо, а потому и не может быть осуждаемо. «Вся ми леть суть».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  Кондак 9 Всякое естество Ангельское удивися, Димитрие святый, великаго твоего дерзновения делу. Хотящу бо Господу врагом предати Солунь, и явлением Ангельским, повелевшу ти оставити град, не оставил еси того, славне. Темже сподобивыйся ужасного видения и слышания, Иллюстрий с трепетом возглашаше: Аллилуиа.   Икос 9 Витии многовещанныя не возмогут разумети, как плененныя иногда девы, образ твой, святе, пленившему и их князю швением уготовавшия, внезапу восхищени быша тобою, и у гроба твоего поставлени, бдению на память твою совершающуся, благословяще убо о тебе Господа, со умилением зовем ти: Радуйся, за истину на земли, даже до крови пострадавый; радуйся, на небеси со дерзновением престолу Божию предстояй. Радуйся, благопотребная оттуду верным посылаяй; радуйся, от бед призывающия тя свобождаяй. Радуйся, яко во озлоблении сущим скоро помогаеши; радуйся, яко Господь молитвами твоими благоутробно внемлет. Радуйся, чудес неисчерпаемый кладезю; радуйся, знамений неоскудеваемый источниче. Радуйся, плененных свободителю; радуйся, варварския дерзости укротителю. Радуйся, печальным утешение посылаяй; радуйся, скорбящим радость подаваяй. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.   Кондак 10 Спасти хотя град твой от глада, являлся еси, Димитрие, во пристанищех морских и отоцех, повелевая имущим пшеницу плыти с тою в Солунь. Темже тобою от смерти избавленнии, благодарственне пояху о тебе Богу: Аллилуиа.   Икос 10 Стена явился еси граду твоему несокрушимая, богомудре, и необоримый защитник всем призывающим тя, зане тако благоволи о тебе небесе и земли Творец. Темже и нас научи приглашати тебе: Радуйся, милосердия великий любителю; радуйся, о бедствующих сострадательный попечителю. Радуйся, от глада верныя спасаяй; радуйся, от нашествия языков тех изымаяй. Радуйся, множицею избавивый солунян от уз работы горькия; радуйся, губительную язву и иный вред от них удаливый. Радуйся, воеводо, никимже в мужестве одолимый; радуйся, ратоборче, николиже в силе оскудевающий. Радуйся, вся на град твой устремляющияся, яко Моисей Амалика, низлагаяй; радуйся, яко Сампсон, иноплеменники прогоняяй. Радуйся, царем верным на враги одоление подаваяй. Радуйся, христолюбивым воином на брани помогаяй. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

http://isihazm.ru/1/?id=643

  Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности " вторым апостолом Павлом " , потому что именно " апостол языков " основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине. Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул - христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами. Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: " Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного " . А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца. Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан.   Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел молитвами святого угодника свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу - пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия. На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитриям, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

http://isihazm.ru/1/?id=643

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010