10. Церковь Святого Феодора Стратилата на Софийской стороне Местоположение и основание церкви св. Феодора. Построение нынешней каменной церкви и устройство ее в настоящем виде совне и внутри. Церковь св. Феодора Стратилата находится на Софийской стороне среди площади, в прежнем большом земляном городе, между Розважскою и Щирковою улицами 491 . О первоначальном существовании церкви в печатных летописях не упоминается. По новг. рукописному летописцу 492 , она построена в 1118 году в. к. св. Всеволодом Мстиславичем в честь Ангела отца своего Мстислава – Феодора. Под 6628 годом тут сказано: «Тогожь году заложи церковь св. Феодора, в Новегороде, князь Всеволод». После сего о церкви Феодоровской упоминаетя, что она архиепископом Климентом заложена вместо прежней разрушившейся в 1292 году, а в 1294 году освящена 493 . В XIV веке упоминается также о Феодоровской церкви по случаю пожара в 1310 году на Розважской улице 494 и о придельной ее церкви св. Ипатия, где сотворилось знамение от иконы Спасителя в 1396 году 495 . Наконец известно, что после шведского разорения была церковь каменная с двумя приделами. По росписи новг. церквей в 1615 году «на Щиркове храм камен Феодор Стратилат, у него два придела: Феодор Тирон да Ипатий священномученик» 496 . Что касается до новг. III летописи, где под 190 (1682) годом сказано, что при митрополите Корнилии построена, между прочим, церковь Феодора Стратилата вново 497 ; то слова сии должно относить не к первоначальному построению церкви, а к ее возобновлению и устройству в нынешнем виде, тем более, что подобные слова сказаны вместе и о церкви Флора и Лавра, существующей с XIV века. Согласно с сказанием летописи, церковь Феодора Стратилата в клировых ведомостях издавна пишется построенною митрополитом Корнилием. Так напр. в ведомости за 1750 год записано: « Церковь во имя св. великомученика Феодора Стратилата с приделы св. великомученика Феодора Тирона и Знамения пресв. Богородицы каменного здания, которые построены в прошлом 1652 году 498 рачением митрополита Корнилия Велико-Новгородского, из коих настоящая великомученика Феодора Стратилата с приделом Феодора Тирона освящены помянутым преосвященным Корнилием митрополитом в 1684 году, а второй придел, который имеется под настоящею церковию, Знамения пресвятой Богородицы, освящен в 1710 году преосвященным Иовом митрополитом новгородским».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Протоиерей Феодор Соколов 10.01.1959 — 21.02.2000 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000 19 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000 Отец Феодор покинул земную жизнь в день памяти своего небесного покровителя великомученика Феодора Стратилата, и это вовсе не случайное совпадение, ибо очи Господни обращены на праведников (Пс 33:16), а нам выпадает нелегкая задача осмысливать пути Промысла. Решить ее можно только обращаясь ко Христу со смирением и любовью. Должно быть, отец Феодор был готов принять волю Божию, потому что всю неделю перед праздником был особенно добр со всеми, а после богослужения проникновенно простился с паствой и клиром. Вся его жизнь была пламенным горением любви ко Господу и людям. О. Феодор родился в семье, глубоко укорененной в православной вере. Его отец, священник Владимир Соколов, с 1952 г. служил в храме мучеников Адриана и Наталии, настоятелем которого он пребывал в течение долгих лет, а мать, Наталия Николаевна Соколова, была дочерью профессора Н. Е. Пес­това, пользовавшегося уважением в кругах людей, хранивших веру при всех гонениях, автора ряда трудов, увидевших свет уже в наши дни, а до этого десятилетиями распространявшихся в машинописи. О. Феодор был самым младшим и горячо желанным ребенком в этой многодетной семье, потому и нарекли его родители Божиим даром . В 1979 г. Ф. Соколов окончил школу, в 1977–79 гг. проходил военную службу, был десантником. В 1979 г. он поступил в Духовную семинарию, в 1982 — в Академию, в 1986 г. стал кандидатом богословия; с 1979 по 1990 г. был референтом Святейшего Патриарха Пимена. 7 августа 1982 г. он был рукоположен во диакона, а 6 января 1983 г. — во иерея. Первым храмом, где служил о. Феодор, был храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. 21 мая 1990 г. протоиерей Феодор Соколов был назначен настоятелем в храм Преображения Господня в Тушине. В это время от храма оставались одни стены, а на территории были склад и свалка. Но богослужения начались сразу же; через 20 дней о. Феодор отслужил заупокойную службу сорокового дня по Святейшему Патриарху Пимену и молебен на начало благого дела, а 17 августа храм освятил Святейший Патриарх Aлekcuй II. За время своего служения о. Феодор не только полностью восстановил храм, но и сделал его поистине центром духовного притяжения: за Великий пост здесь принимает причастие 10 000 человек, на обычных воскресных службах к Святой Чаше подходят сотни причастников.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-feodor-so...

Так в жизни отца Феодора осуществлялось то, что неизбежно ожидало выпускника Духовной Академии в монашеском чине: сразу же после её окончания ему пришлось пуститься «в широкое житейское плавание». За пять лет, с 1901 по 1906 год, он сменил четыре места служения: Калуга, Казань, Тамбов, наконец Москва. Когда отец Феодор стал инспектором семинарии, ему только-только исполнилось 26 лет. Ни опыта, ни умения не было. Этот опыт, преподавательский, административный и прежде всего жизненный, приходилось добывать во многих трудах и испытаниях. Тревожило и то, что жизненные обстоятельства препятствуют продолжению углублённого изучения богословия Церкви. Встав на путь учёного монаха, он никогда не снимал с себя ответственности за это звание и твёрдо знал, что необходимо дорожить его авторитетом, – не только для себя, но и для паствы. Учёный монах, считал он, более чем кто-либо должен быть всегда готовым «давать отчёт всякому вопрошающему о словеси упования». Кроме того, время ставило перед иночеством новые задачи: именно монашество в первую очередь призвано хранить чистоту православного богословия. Поэтому, невзирая на трудности и всегдашнюю нехватку времени, отец Феодор усиленно занимался изучением аскетических трудов и опыта древних отцов-подвижников, готовя магистерскую диссертацию на тему «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина , пресвитера Массилийского», к которому всю жизнь сохранял глубокую любовь и почитал своим молитвенником пред Престолом Божиим. До наших дней дошла икона с изображением святого Иоанна Кассиана , заказанная вл.Феодором в то время, когда он был уже настоятелем Данилова монастыря. На иконе изображены преподобный Кассиан Римлянин , святой великомученик Феодор Стратилат и благоверный князь Даниил Московский (см. фото) 49 . Для нас это бесценная святыня, свидетельство того, что свои земные труды вл.Феодор всегда соединял с молитвой и что участие Церкви Торжествующей, Небесной в делах Церкви воинствующей, земной было для него живой реальностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

– Господи, Боже Всесильный, не оставляющий всех уповающих на милость Твою, но защищающий их, будь милостив и ко мне, и соблюди меня Твоим заступлением от вражеского обольщения, – да не паду я пред врагами моими и да не порадуется о мне враг мой; предстань мне, Спасителю мой, во время предстоящего мне подвига, который я так желаю понести за имя Твое святое; укрепи и утверди меня и подай мне силу мужественно, до крови, постоять за Тебя и положить душу мою ради любви к Тебе, как и Ты, возлюбив нас, положил на кресте душу Свою за нас. Так со слезами помолившись, святой Феодор умыл лицо свое. Потом, одевшись в светлые одежды, он сел на коня своего, на котором некогда убил змия в Евхаитах, и вместе с воинством своим и гражданами вышел навстречу к царю; как и подобало, он поклонился ему и, приветствуя его с почтением, произнес: – Радуйся, божественнейший царь, самодержец могущественнейший! Царь тоже очень любезно встретил святого Феодора; он облобызал его и сказал: – Радуйся и ты, прекраснейший юноша, храбрый воин, славный воевода и как солнце пресветлый, – премудрейший хранитель отеческих законов, и диадимы достойный! Тебе подобает после меня быть царем. Так любезно и весело беседуя, они, под звуки тимпанов и труб, вошли в город и оба в радости легли отдохнуть в тот день. Утром, когда на высоком помосте на площади посреди города был приготовлен царский престол, пришел царь Ликиний со всею своею свитою и с Феодором Стратилатом и, воссев на престол, начал хвалить город, его граждан и святого Стратилата, говоря: – Поистине, место сие достойно называться престолом Божиим: его должно почитать другим небом для людей; этот город и велик, и жителей в нем много, и притом они все благочестивы и привержены богам своим. Поистине ни в каком другом месте не почитаются так наши великие боги, как здесь; да и нет более приличного и удобного места для служения великим богам, как это; вот почему и Геракл, этот чудный и мужественнейший бог наш, сын великого бога Дия и богини Алкмены 1264 , возлюбил это место и во имя свое наименовал его городом Гераклеею; и поистине, Феодор, оно достойно стать твоим владением: тебе подобает обладать этим чудным городом и только ты достоин управлять таким народом. Ведь ты чтишь наших богов, и вся твоя любовь направлена к ним; день и ночь ты ничем другим не занимаешься, как только заботишься о том, чтобы благоугодить древним еллинским богам. Поэтому ты и ныне покажи свою любовь к ним и принеси им жертву с поклонением, дабы и народ весь увидел твое усердие к богам и познал, что ты искренний друг великих богов и угоден царю».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Т. 14. С. 464515, 730739. 118 ...ученик его Корнилий... – В «Цветнике священноинока Дорофея» ученик, как и старец, был безымянным. 120 Анастасий мних – речь идёт либо об Анастасии Персидском (см.: Пролог, 22 января), либо об Анастасии Синайском (см.: Пролог, 20 апреля), однако описанных подробностей подвига святого в Прологе нет. 123 ...Максима, и Василия, Исидора, паче же и древняго великаго Андрея, и Прокопия, Иоанна уродивых. – Имеются в виду юродивые святые Максим Московский (Пролог, 13 августа), Василий Блаженный (Пролог, 2 августа), Исидор Ростовский (Пролог, 14 мая), Андрей Юродивый (Пролог, 3 октября, 12 октября), Прокопий Устюжский (Пролог, 8 июля), Иоанн Устюжский (Пролог, 29 мая). Все они русские святые, кроме Андрея Юродивого, имя которого в общем ряду особо выделено. В соответствующем фрагменте статьи «Цветника священноинока Дорофея» называются лишь первые три имени. Упоминания Андрея Юродивого, Прокопия и Иоанна Усюжских появились в более поздней редакции текста, дошедшей до нас в «Кринах сельных» и в «Старчестве» Матфея Никифорова. 124 ...великомучеников Георгия и Димитрия, Иякова Персянина, и Феодора Тирона, и Феодора Стратилата, и 40 мученик, и пятечисленую пятерицу – Евстратия и Евгения, Мардария и Ореста, и Авксентия. – Имеются в виду великомученики Георгий Победоносец (Пролог, 23, 24 апреля), Димитрий Солунский (Пролог, 26 октября), Иаков Персянин (Пролог, 27 ноября), Феодор Тирон (Пролог, 17 февраля), Феодор Стратилат (Пролог, 8 июня, 8 февраля). 40 мучеников севастийских – см. в Прологе под 9 марта, а «пятечисленую пятерицу» севастийских мучеников – Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста – под 13 декабря. В «Цветнике священноинока Дорофея» этот фрагмент имеет несколько иной вид: Федор Тирон упоминается в другой части статьи, Федор Стратилат не упоминается вовсе, а вместо «пятечисленой пятерицы» названы мученицы Ирина и Екатерина. См.: Творогов О. В. Переводные жития в русской книжности XIXV веков: Каталог. СПб., 2008. С. 3739, 4446, 52, 6061, 116, 117.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Поместный собор будет молиться перед чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери 27.01.2009 11:15 Москва, 27 января. Участники Поместного собора Русской Православной Церкви (РПЦ), которому предстоит 27-29 января избрать нового патриарха Московского и всея Руси, будут молиться перед чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, сообщили РИА Новости в пресс-службе собора. Одна из величайших святынь России, связанная с династией Романовых, доставлена специально к собору из Костромской епархии, где она постоянно хранится в кафедральном соборе Костромы. Сейчас икона в древнем богатом окладе установлена в верхнем храме, где будут проходить заседания собора, с левой стороны иконостаса на солее и украшена цветами. Святыня доставлена в Москву по благословению местоблюстителя патриаршего престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на время избрания нового предстоятеля РПЦ. Феодоровская икона - один из самых древних русских чудотворных образов Богоматери, сохранившийся до наших дней. Перед образом Феодоровской Божьей Матери молились Александр Невский, Дмитрий Донской, этой иконой был благословлен на царство Михаил Романов, после чего образ стал святыней дома Романовых. Перед Феодоровской иконой православные христиане издревле возносили молитвы о деторождении и добром семейном воспитании чад. В наши дни она хранится в Костроме. Первоначально находилась в Городецком Феодоровском монастыре, так называвшемся по наименованию города Городца Нижегородской губернии и находившегося там храма во имя Святого великомученика Феодора Стратилата. По преданию, когда Городец разорили монголо-татары, икона была спасена и вновь явилась висящей на сосне близ города Костромы 16 августа 1239 года. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата - небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. На следующий день после обретения образа жители Костромы пришли в соборный храм великомученика Феодора для поклонения святому образу, многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города. Это убедило князя в том, что сам святой Феодор принес в дар городу этот образ. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С 5 по 12 марта в Саратове будет находиться чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери. В Саратове чудотворная икона (прибывает не список, а именно подлинная икона!) будет предложена для молитвенного поклонения верующим в храме в честь Покрова Божией Матери - ежедневно с 8 до 24 часов. По традиции перед этой иконой молятся о семейном благополучии и о даровании чад бездетным супругам, а также о благополучном разрешении от бремени, сообщает Пресс-служба Саратовской епархии. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен святым князем Василием близ реки Запрудни. На следующий день после его обретения жители Костромы пришли в соборный храм великомученика Феодора для поклонения святому образу, многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города. Это убедило князя в том, что сам святой Феодор принес в дар городу этот образ. После чудесного обретения князем был основан первый монастырь на костромской земле - Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Одной из особенностей иконы является то, что она двухсторонняя - лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева (Пятница), покровительница Полоцкого княжеского дома. Считается, что именно этим образом князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, Александра Невского, на брак с полоцкой княжной Братиславой. Широкое почитание Феодоровская икона получила в 1613 году после того, как при избрании на царство ею был благословлен Михаил Романов. После этого события было установлено празднование иконе 14 марта в дополнение к воспоминанию ее явления 16 августа (по старому стилю) и начали появляться многочисленные списки с нее. Сам же образ стал родовой святыней семьи Романовых. Существует множество свидетельств о чудотворности Феодоровской иконы. Дважды Костромской собор пережил пожар, и оба раза из огня она выходила невредимой. После этих пожаров князь Василий решил построить для иконы особый храм - Успенский собор с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Алтарем он был обращен не на восток, а на север - к месту обретения иконы. Феодоровская икона пребывала в этом соборе, ставшем в 1835 году кафедральным, до 1929 года. После всевозможных перемещений из храма в храм, связанных с «историческими изменениями» в стране, 18 августа 1991 года икона была перенесена в новый кафедральный Богоявленско-Анастасиин собор Костромской епархии, где и пребывает до настоящего времени.

http://pravoslavie.ru/21108.html

Ушаковым же были написаны в 1676 г. на 8 медных кругах два деисуса, образа Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи, Феодора Стратилата и преподобного Сергия Радонежского. Один из деисусов был поставлен против государева золотого крыльца, а образа преподобного Сергия и великомученика Феодора Стратилата в пещерах от того же крыльца, а другой деисус в церкви, с правой стороны от входа с красного крыльца 374 . Другие иконописцы – левкасили и оклеивали клеем 8 деревянных образов, а на них писаны пророки, да две доски круглых с изображениями Спаса Нерукотворенного и Знамения Пресвятой Богородицы, да две больших доски с изображениями ангелов к жертвеннику 375 , причем иконы – распятия, пророков и апостолов к жертвеннику были написаны также Ушаковым с товарищами 376 . Живописец же Феодор Матвеев золотом, серебром и красками расцветил у разных святых – в трапезе, ризы 377 , а иконописец Иван Филатов написал красным и зеленым аспидом с лица от грановитой палаты стенное письмо 378 . В то же время был позолочен деревянный резной жертвенник с дверьми, да около жертвенника ангелы с рипидами вышиною 3 аршина 2 вершка, шириною 1,5 аршина 379 . Само освящение возобновленного храма состоялось 23 декабря 1677 г. при участии самого патриарха Иоакима 380 . Но прошло лишь три года после возобновления церкви, как последовало повеление царя о новом внутреннем возобновлении письма в соборе. Велено было вместо прежнего стенного письма написать новое и в трапезе притчу мытаря и фарисея написать стенным письмом, тогда как раньше она была написана на полотне. В стенописной работе принимали участие жалованные иконописцы Степан Резанец, Симон Ушаков, Иван Левонтьев, 2 московских кормовых иконописца, 2 патриарших, 4 костромских, 4 ярославских, 3 псковских, 6 вологодских и 7 великоустюжских 381 . В частности иконописцы первой статьи Семен Павлов с товарищами другой статьи – починивали с лица стенное письмо 382 , Федор Евтихиев грецкими губами и ветошками стирал стену и вновь писал на ней страшный суд 383 и в алтаре, около Господа Саваофа в силах – гулфарабил 384 ; каменных дел каменщики – Илюшка Кузьмин с товарищами левкасили стену у Спасской церкви в 6 пещерах от Большого Успенского собора, а потому левкасу писали иконописцы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

«Говорят, – пишет о патриархе Ефреме учёный патриарх Фотий, – что он сколько отличался другими славными делами, столько же славился и делами милосердия». Шестой Вселенский Собор с похвалой отзывался о пастыре Антиохийском; пресвитер Анастасий называет его святейшим епископом. Преподобный Ефрем скончался в 545 году 61 . Перенесение мощей св. муч. Феодора Стратилата Из Ираклии, где пострадал, в г. Евхаиты, отечество его. Перенесение последовало вскоре после кончины, вследствие видения великомученика старому слуге своему. См. 8 февр. ведения о нём. † Память о св. Феодоре, епископе Ростовском и чудотворце Суздальском Блаженный Феодор был посвящён в епископа Ростовского в 990 г., и в этом году построен им в Ростове из дубового дерева первый соборный храм в честь Богоматери, стоявший после того 168 лет 62 . Грубые язычники Ростова, принявшие и после того так худо св. Леонтия, весьма враждебно смотрели на первого христианского епископа Ростова. Много вытерпел от них разных оскорблений блаж. Феодор; но в 992 г. принуждён был удалиться из Ростова 63 . То самое, что мощи св. Феодора с незапамятных времён почивают в Суздальском соборе, показывает, что блаж. Феодор, изгнанный из Ростова, жил в поселении, сделавшемся впоследствии городом Суздалем, и что проповедь его в краю Суздальском, в первые два столетия входившем в круг Ростовской епархии, сохранилась в благодарной памяти края. О проповеди его в Суздальском краю говорит между прочим и стенная надпись 1635 г. над мощами его. «В л. 6498 (990), говорит она, первый благов. и вел. князь Владимир просвети Суздальскую землю святым крещением и паству вручи епископу Феодору». Согласно с летописью, просвещение Суздальского края св. Феодором надобно считать с 992 г. 64 . Так как по спискам Ростовских епископов XIV в. прежде св. Леонтия три раза поставляется в Ростове Феодор 65 , то это подаёт мысль, что св. Феодор из Суздальского уединения снова возвращался в Ростов на кафедру. Это подтверждается и ркп. житием св. Леонтия; здесь сказано о равноапостольном Владимире: «Феодора епископа посла в Ростов с князем Борисом» 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Услышав об этом, храбрый воин Христов, святой Феодор, находившийся тогда еще среди войска, никому ничего не говоря о своем намерении, вышел один на того лютого змея. Он взял с собою только обычное свое оружие, на груди же своей имел многоценный крест. Он сказал сам себе: – Пойду и избавлю отечество мое силою Христовою от этого лютого змия. Когда он пришел на то поле, то увидел высокую траву, сошел с коня и лег отдохнуть. В стране же этой жила некая благочестивая жена, по имени Евсевия. Это была женщина летами престарелая; за несколько лет перед этим, она, испросив честное тело святого Феодора Тирона , пострадавшего в царствование Максимиана и Максимина, погребла его с ароматами в дому своем в Евхаитах и каждый год праздновала память его. Женщина эта, увидев сего второго Феодора, воина Христова, именуемого стратилатом, спящим на этом поле, с великою боязнью подошла к нему, и, взяв его за руку, разбудила его, говоря: – Встань, брат, и поскорее отойди от этого места: ведь ты не знаешь, что на этом месте многие претерпевали лютую смерть; итак, встав скорее, иди в путь свой. Честный же мученик Христов Феодор, встав, сказал ей: – Про какой же страх и ужас ты говоришь, матерь? Раба Божия Евсевия ответила ему: – Чадо, на месте этом завёлся громадный змий, и потому сюда никому нельзя прийти: каждый день змий этот, выходя из логовища своего, кого-нибудь да находит, – человека или зверя, и тотчас же умерщвляет его и пожирает. Мужественный воин Христов Феодор сказал на это: – Отойди и встань подальше от места сего, и ты узришь силу Христа моего. Женщина отойдя от этого места, поверглась на землю, плача и произнося: – Боже христиан, помоги ему в час сей! Тогда святой мученик Феодор, сотворив крестное знамение, ударил себя в перси и, воззрев на небо, стал так молиться: – Господи Иисусе Христе, воссиявший от Отчего Существа, помогавший мне в битвах и дававший победу на сопротивных, – Ты и ныне Тот же есть, Господи Христе Боже: итак пошли мне одоление с высоты Твоей святой, да поборю я врага этого – змия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010