Святой Феодор отвечал им: – Да будет воля царская и ваша, только веселитесь и радуйтесь сегодня, а завтра мы исполним то, что нужно будет исполнить. Прошло уже три дня, а между тем, несмотря на убеждения посланных, чтобы святой Феодор шёл с ними к царю, он оставался в своем городе. Потом, оставив некоторых из присланных мужей царских у себя, святой Феодор отослал остальных к царю с письмом, в котором говорил, что ему нельзя оставить город свой в то время, когда в народе такое большое смятение: ибо «многие, – писал он, – оставив отечественных богов, поклоняются Христу, и почти весь город, отвратившись от богов, славит Христа, и грозит опасность, что Гераклея отступит от твоего царства»; «посему, – продолжал он, – потрудись, царь, и приди сюда сам, взяв с собою изваяния более славных богов, – сделай это по двум причинам: 1) чтобы усмирить мятежный народ и 2) чтобы восстановить древнее благочестие; ибо когда ты сам с нами пред всем народом принесешь им жертвы, то народ, увидев нас поклоняющимися великим богам, станет подражать нам и утвердится в отечественной вере». Такое послание святой Феодор написал к царю Ликинию, возбуждая его этим прийти в Гераклею: святой хотел пострадать в своем городе, дабы освятить его своею, пролитою за Христа, кровью и своим страдальческим и мужественным подвигом утвердить других в святой вере. Царь Ликиний принял это письмо Стратилата и, прочтя его, обрадовался. Нимало не медля, он, взяв с собою около восьми тысяч воинов и самых знатных из никомидийских граждан, с радостью отправился со своими князьями и сановниками в Гераклею; захватил он с собою и идолов более чтимых народом богов, – и золотых, и серебряных. В ту же ночь, когда святой Феодор, по обычаю, молился, было ему такое видение: ему казалось, что он находится в храме, крыша которого разверзлась, и оттуда сиял небесный свет, как от какого-либо великого светила, и освещал главу его; и вот послышался голос: – Дерзай, Феодор, Я с тобою! После этого видение прекратилось. Тогда святой Феодор понял, что настало время его страданий за Христа и радовался, пламенея духом. Услышав, что царь приближается к городу, он вошел в молитвенную комнату свою и так с плачем молился:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Последнее обстоятельство, по нашему мнению, составляет крупный недостаток иконы, так как в иконографии Феодор Тирон определенно различается от Ф. Стратилата: один старше, борода у него гуще и длиннее, волосы курчавятся сильнее даже в русских подлинниках, а в византийских изображениях святые разнятся и чертями лица, и возрастом, и военными доспехами, которые у одного богаче, пышнее и выше по рангу. „Одинакова у них стрижка кудрявых волос в виде скуфьи; одинаковы и чело, и брови, и круглые, хорошие глаза и носы, закругленные к низу, и уста, а бороды разнятся; у Тирона борода густа и клинообразна, а у Стратилата пореже и с тремя внизу разделенными прядями. У обоих одинаково сложены обе руки и воздеты к Богоматери для принятия от нее наград. Оба они одеты в панцыри, на петлях накинуты мантии, застёгнутые на правом плече так, что правая сторона тела у обоих открыта. У Тирона поддевка под панцирем красная, а у Стратилата желтосерая; у того на левом плече виден золотой крест звездообразный, а у этого нет такого креста; у первого золотые узоры на панцире, как бы гребни, не походят на панцирные узоры на втором; а поручи с золотистыми полосками у обоих одинаковы». Золотые узоры, о которых говорит преосв. Порфирий, должны изображать золотую насечку на стали, но способ представления насечки выполнен по иконе так наз. ассисткою (выражение наших иконописцев, идущее из древности), т. е. наложением листового золота на поверхность, предварительно проложенную клеем при помощи кисти, по способу шраффировки; части золотого листа, не приставшие, затем счищаются с икон: такова простая причина образования „гребней». На Тироне мантия серо-желтовата, а на Стратилате красновата. На обоих надраги (штаны) багряного цвета, с золотыми продольными позументами, запущены в ноговицы: но у Стратилата на надраги нашиты золотые четыреугольные бляхи без ужиц как у Тирона. Ноговицы у сего великомученика желты с красноватыми поперечными перевязями желтыми». Словом, золотая парча чередуется с пурпуром в мундирах военачальников.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат. Шиферный фасадный рельеф, 2-я пол. XI в. Киев (Национальный историко-культурный заповедник «София Киевская») Великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат. Шиферный фасадный рельеф, 2-я пол. XI в. Киев (Национальный историко-культурный заповедник «София Киевская») Большого развития достигло также производство стекла и эмалей. Остатки мастерских по изготовлению стеклянных и эмальерных изделий исследованы на Старокиевской горе, в «городе Ярослава», на Михайловской горе, на Печерске, в неск. местах Подола. В 1981-1982 гг. такая мастерская обнаружена на ул. Щекавицкой, 25 (Г. Ивакин). На территории усадьбы Софийского собора есть следы производства смальты для его мозаик. В стеклоделательных мастерских изготовляли смальту, браслеты, перстни, вставки для них, посуду и оконное стекло. Наиболее ранние находки киевского стекла (донца остродонных кубков) происходят из слоев Х в. на Контрактовой пл. (1972). Мастерские по обработке камня и кости найдены на Старокиевской и Замковой горах, на Подоле. Хвойке удалось исследовать мастерскую по обработке крупных масс камня, в к-рой изготовлялись мраморные, шиферные и гранитные плиты, карнизы и капители для украшения Десятинной ц. Об уровне мастерства киевских резчиков по камню свидетельствуют шиферные плиты хор Софийского собора, знаменитые монументальные рельефы св. всадников из Димитриевского, Печерского и других мон-рей. О масштабах использования шифера говорит тот факт, что только при исследовании Успенского собора найдено 544 плиты, покрывавшие общую площадь 530 кв. м. На Подоле (выше мастерской по отливке поясных бляшек) в слоях XII в. обнаружена мастерская по изготовлению пряслиц из овручского шифера. Столяры, косторезы, изготовители пряслиц применяли токарные станки, о чем свидетельствуют находки деревянных ковшей, шашек и др. Традиционно широк был ассортимент изделий из кости и дерева ( 2011). Энколпион. Нач. XIII в. Киев. Раскопки Михайловского Златоверхого мон-ря. 1998 г.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Он был удостоен дара прозорливости и чудотворений. Однажды пришел к Луке некоторый человек. Увидав пришельца, он воскликнул: «Когда же ты исповедуешь свой грех перед священником? Бойся Бога за свой грех!» Оказалось, что это был убийца. Тогда грешник с плачем рассказал о своем преступлении и просил преподобного молиться за себя. Предчувствуя близкую кончину. Лука затворился и три месяца приготовлялся к смерти. Скончался он около 950 года. Мощи его почивают под спудом в Елладе; мраморная плита над ними по временам источает миро. Мученики 1003 были все слугами четырех царских вельмож-христиан в Никомидии: свв. Васса, Евсевия, Евтихия и Василида. (20 января). После мученической кончины своих господ они согласились последовать примеру их, чтобы вместе с ними блаженствовать на небе. Явившись к Диоклетиану, объявили себя христианами. Царь, увидев в таком множестве явившихся к нему христиан, сначала смутился; потом начал ласками склонять их к отречению от Христа, затем стал устрашать их угрозами. «Мы не хотим даров твоих, не боимся и угроз. Для нас нет ничего лучше и дороже Христа», – отвечали мученики. Тогда Диоклетиан дал повеление своим воинам посечь всех их мечом. Это было в 303 г. 8-е число Великомученик Феодор Стратилат жил в г. Евхаитах, в Малой Азии. Был добродетелен, мудр и храбр, почему и поставлен стратилатом, т. е. воеводой, в г. Ираклию, близ Черного моря. Мудро и кротко правил Феодор городом и через это расположил к себе горожан, так что многие из них приняли христианскую веру, которую он сам исповедовал. Узнав о том, что Феодор обращает многих ко Христу, царь Ликиний призвал его к себе и потребовал, чтобы он публично принес жертву идолам, которых привез с собой Ликиний. Но Феодор просил отсрочки, а сам разбил идолов, золото же и серебро, из которых они были сделаны, отдал бедным и сказал Ликинию в свое оправдание: «Рассуди сам, какие это боги – идолы ваши, когда они и самих себя не могли спасти от разрушения!» Ликиний приказал мучить исповедника, и его растянули на земле, били железными прутьями, строгали тело острым железом, палили огнем и растирали раны черепьями; затем вбили длинный гвоздь в чрево, выкололи глаза и наконец распяли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Всё, что росло в их душе, было посевом сатанинским, антихристовым. Посему и намеревались они убить Христа. Устами благодатного Псалмопевца Господь говорит: Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмъ Бог ( Пс. 45:11 ). Итак, надлежит сначала опорожнить себя от всего богопротивного, то есть от всего того, что мешает вселиться в нас свету богопознания. Когда человек опустошит себя от всего этого, тогда и только тогда он может понять, что Бог – это Бог . А до тех пор пока человеческую душу наполняют богопротивные помыслы, богопротивные чувства и богопротивные хотения, человек вообще не способен ни слушать, ни принимать слово о Боге. А не имеющий в себе Бога пытается, повинуясь некоему адскому инстинкту, искоренить Бога из души того, кто Его в себе носит. Ищете убить Меня . Почему? Потому что ни одно Божественное, Христово слово не могло найти ни пристанища, ни приема в их безбожных сердцах. Не имея [в себе] ничего схожего со Христом Господом, иудейские старейшины с самого начала были не способны завязать с Ним хоть какие-то дружеские связи. О Господи Иисусе, благий Спаситель наш, помоги нам освободиться от всего греховного в нас семени, чтобы Твое святое слово могло вселиться в нас, и осиять нас, и укрепить, и воскресить. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 8 февраля 1. Св. великомученик Феодор Стратилат . Есть мученичество драгоценнейшее драгоценного. Драгоценность мученичества зависит от количества благ, которые тот или иной христианин оставит и вместо того примет страдание. Зависит оно и от тяжести страданий, претерпеваемых им ради Христа. Святой Феодор, римский военачальник в армии императора Ликиния и управитель города Гераклея, презрел и свою молодость, и красоту, и чин воеводы, и царскую милость – и вместо всего этого подъял жестокие мучения за Христа. Сначала Феодора бичевали, так что принял он 600 ударов по спине и 500 по животу. Затем пригвоздили ко кресту и всего изрешетили стрелами. И наконец, усекли мечом. За что всё это? За то, что святой Феодор любил Владыку Христа больше всего на свете; за то, что презрел он глупые идолопоклоннические суеверия царя Ликиния; за то, что разбил серебряных и золотых идолов и раздал их осколки нищим; за то, что обратил многих в веру Христову и даже самого царя Ликиния призвал отречься от кумиров и уверовать в единого живого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Кондак, глас 6: Светоявленный и Божественный в мире столп,/солнца светильник,/Предтеча, главу светоносную и Божественную свою показавый в концех,/освящает той верно покланяющихся и взывающих:/Христов премудрый Крестителю, спаси всех нас. Кондак, глас 6 Свет являющий в мире и божественный столп,/светильник Солнца духовного, Предтеча,/главу светоносную и божественную свою явив концам земли,/освящает с верою поклоняющихся ей и восклицающих:/“Христов Креститель премудрый, спаси всех нас!” 8 ИЮНЯ. ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА (319) Тропарь, глас 4: Воинствословием истинным, страстотерпче,/Небесного Царя воевода предобрый был еси, Феодоре:/оружиями бо веры ополчился еси мудренно,/и победил еси демонов полки,/и победоносный явился еси страдалец./Темже тя верою/присно ублажаем. Тропарь, глас 4 Воинской службой истинной/ты сделался полководцем прекрасным Царя Небесного, страстотерпец Феодор:/ибо оружием веры вооружился ты премудро,/и истребил демонов полки,/и явился победоносным страдальцем./Потому тебя с верою всегда прославляем. Кондак, глас 2: Мужеством души в веру оболкийся/и глагол Божий, аки копие, в руку взем, врага победил еси,/мучеников превелий Феодоре,/с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас. Кондак, глас 2 Мужеством душевным верою вооружившись/и слово Божие, как копье, в руку взяв,/ты победил врага, Феодор, слава мучеников;/с ними не преставай молиться Христу Богу о всех нас. 9 ИЮНЯ. ПРЕПОДОБНОГО КИРИЛЛА, ИГУМЕНА БЕЛОЕЗЕРСКОГО (1427) Тропарь, глас 1: Яко крин, в пустыни давидски процвел еси, отче Кирилле,/злострастия терние искореняя,/и собрал еси в ней ученик множество,/страхом Божиим и учением твоим наставляемых,/ихже и до конца, яко чадолюбивый отец,/не оставил еси, посещая, да вси вопием:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Тропарь, глас 1 Как лилия в пустыне, по писанию,/расцвел ты, отче Кирилл,/злых страстей терние искореняя,/и собрал ней множество учеников,/страхом Божиим и учением твоим наставляемых;/их и до конца, как чадолюбивый отец,/не оставил своим посещением,/дабы все мы возглашали:/“Слава Давшему тебе силу,/слава Увенчавшему тебя,/слава Совершающему через тебя всем исцеления.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/tropari-i...

– Увы мне, увы мне! Как я поруган! И что я теперь скажу, что сделаю, – не знаю. Будучи могущественнейшим царем, и собрав такое большое количество воинов, я пришел к этому несчастному человеку, и теперь осмеян всеми моими врагами, особенно за то, что сей окаянный сокрушил победоносных моих богов и раздал их нищим. Потом, обратившись к святому, он сказал: – Феодор, это ли твое воздаяние богам за принятые от них дары? Этого ли я ожидал, когда осыпал тебя столь великими почестями? И ради того ли я оставил Никомидию, придя ныне к тебе? О, злой и порочный человек! Поистине, – ты сын коварства и скверное жилище лукавства, – лестью меня заставивший прийти сюда. Но, клянусь тебе силою моих великих богов, я не потерплю этого, и не добром кончится для тебя твоя хитрость. Святой отвечал Ликинию: – Безумный царь, что ты так разгневался? Посмотри сам и уразумей силу твоих богов? Если бы они были действительно боги, то почему же они сами себе не помогли? Почему они не разгневались на меня, когда я их разбивал, и не послали с неба огня, дабы сжечь меня? Но они суть бездушные и бессильные вещи, которые так же легко рассекаются рукою человека, как золото и серебро. Ты, царь, гневаешься и возмущаешься, а мне смешно твое безумие. Ты гневаешься и яришься, а я мужаюсь и не обращаю внимания на твою ярость. Ты печалишься, а я радуюсь погибели твоих богов. Ты упорствуешь Господу, а я благословляю Его. Ты хулишь Бога истинного, а я восхваляю Его в песнопениях. Ты поклоняешься мертвым богам, а я поклоняюсь Богу Живому. Ты служишь скверному Серапису 1266 , а я служу пречистому и честнейшему Владыке моему Христу, восседающему на чистейших Серафимах. Ты почитаешь мерзкого Аполлона 1267 , я же чту Бога живущего во веки. Ты уголь Фракийский 1268 , я же князь римский; – ты Ликиний – веятель, я же Феодор, – дар Божий 1269 . Итак, царь, не гневайся и не ярись; поступая так, ты только проявляешь свою внутреннюю муку и уподобишься ослу или какому-либо мулу. Тогда Ликиний царь, еще более разгневавшись, велел распростереть крестообразно святого обнаженным и сильно бить сырыми воловьими жилами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Твоих благодеяний воспоминание, творимое днесь,/движет сердца наша со устнами к благохвалению Твоему, Владычице,/но сотвори, да и красный лик Твоих добродетелей/привлечет сердца наша к люблению и подражанию оных.  Седален, глас 3 Сии людие устнами чтут Мя,/сердце же их далече отстоит от Мене, –/рече иногда Господь Вседержитель ко иудеем, един внешний вид благочестия являющим./Но да и мы не туюжде с ними часть и осуждение восприимем, братие,/всячески блюдемся дел, подобных лицемерию./Сего ради празднующе и всечестный сей праздник,/да не явимся извне точию благоговейны,/внутрь же уду зли и нечестивии пред Испытующим сердца и утробы,/в простоте сердца поклонимся Ему, якоже Сам рече, Духом и истиною,/да тако будем подражатели Пресвятей Деве,/в Нейже не глас точию, но паче душа величаше Господа/и Дух радовашеся о Бозе, Спасе Своем. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Покрова Твоего Божественнаго, Пречистая Богородице Владычице,/да не отъимеши от рабов Твоих, молят Тя угодники Сына Твоего:/великомученик Феодор Стратилат и преподобнии чудотворцы,/страны сея Костромския и Галицкия заступницы,/ихже моление приими и помилуй нас. Песнь 4 Ирмос: Седяй в славе на Престоле Божества/во облаце легце,/прииде Иисус Пребожественный/Нетленною Дланию и спасе зовущия:/слава, Христе, силе Твоей.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Седяй одесную Престола величествия на высоких,/снизшел еси к дольнейшим странам земли/и, вселився во чрево смиренномудрыя Матере Девы,/явил еси мирови, яко Ты призираеши на смирение рабов Твоих/и даеши им благодать Твою,/еяже да и мы сподобимся, даруй нам быти ревнители смиренномудрыя Твоея Матере.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Седяй на рамех Херувим и Серафим,/благоволил еси плотию седети на объятиях Чистейшия Отроковицы,/да сим покажеши нам, яко Ты, Святе святых,/обитаеши в сердцах единых любителей чистоты и целомудрия,/егоже рачители и нас покажи молитвами рождшия Тя. 

http://foma.ru/kanon-presvjatoj-bogorodi...

- Уйди, не подсматривай! Иди, делай свои уроки, не подглядывай, что я делаю! Голосок Феди звучал все настойчивее, и мне казалось, что малыш вот-вот заплачет. А Серафим стоял у двери в столовую и то и дело заглядывал туда. - Сима, что ты донимаешь Федю, оставь его, - сказала я. - А ты знаешь, чем он играет? Он принес в столовую кубики, бумаги и щепочки. Федюшка под столом уже печурку сложил, ему только чиркнуть спичкой осталось... Я кинулась в столовую, приподняла длинную скатерть и увидела Федю со спичками в руках. Слава Богу, что Господь прислал в тот час Симу, а то бы длинные кудри моего малыша не уцелели. А в пять лет Федюшка задумал сам залить угасавшую печь. Он видел, что я всегда сначала заливаю водой шлак и золу, когда вычищаю печь. Федя набрал воды в ковш и, сунув ручонку в печь, начал заливать золу. Но каменный уголь еще на дне не погас, зашипел... Горячим паром Феде сильно обожгло кисть руки и пальчики. Он долго плакал. Ребята приносили в тарелке с улицы снег и охлаждали обожженную ручку Феди. Целую неделю потом он носил ручонку на перевязи, зажила она только тогда, когда прорвавшийся пузырь стали мазать стрептомициновой эмульсией, которую выписал нам врач. Так неудачно кончилось желание Феди помочь своей мамочке. А делать для нас что-то приятное ему часто хотелось. Раз вечером мы с отцом сидели наверху, в его кабинете, обдумывали, что приготовить на ужин. Захотелось блинов. Прошло с полчаса, мы все еще продолжали мирно беседовать. Вдруг входит Федюшка, несет нам на тарелочке стопочку чудесных блинчиков. Мы вытаращили глаза, ведь дома никого из старших не было: - Где ты взял блины? - Сам испек. Я видел, как мама месит и жарит, вот сам и испек. А малышу было всего пять лет. Однажды мы ели сладкие мясные котлеты, и все с недоумением переглядывались. - Это я фарш подсахарил, чтобы вкуснее было, - сказал Федюша. Я чувствовала его безграничную любовь, когда он бывал со мною в храме. Я стояла на клиросе, вокруг меня пел левый хор. Держать ребенка на руках было тяжело, я опиралась рукой на широкий обитый бархатом валик деревянной загородочки. Сидя на этих перилах, Федя засыпал, прижавшись ко мне. А на стене над Федей красовался во весь рост написанный его Ангел - святой великомученик Феодор Стратилат. Федюша в возрасте двух-трех лет мог спать на службе под пение хора, просыпался, целуя меня, улыбающийся, довольный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1912...

И ныне: Твоих благодеяний воспоминание, творимое днесь,/движет сердца наша со устнами к благохвалению Твоему, Владычице,/но сотвори, да и красный лик Твоих добродетелей/привлечет сердца наша к люблению и подражанию оных. И ныне: О Твоих благодеяниях воспоминание,/совершаемое в сей день,/подвигает сердца наши и уста/к восхвалению Тебя, Владычица;/но сотвори, дабы и прекрасный образ добродетелей Твоих/привлекал сердца наши к любви и подражанию им. Господи, помилуй, трижды. Господи, помилуй, трижды. Седален, глас 3 Сии людие устнами чтут Мя,/сердце же их далече отстоит от Мене, –/рече иногда Господь Вседержитель ко иудеем, един внешний вид благочестия являющим./Но да и мы не туюжде с ними часть и осуждение восприимем, братие,/всячески блюдемся дел, подобных лицемерию./Сего ради празднующе и всечестный сей праздник,/да не явимся извне точию благоговейны,/внутрь же уду зли и нечестивии пред Испытующим сердца и утробы,/в простоте сердца поклонимся Ему, якоже Сам рече, Духом и истиною,/да тако будем подражатели Пресвятей Деве,/в Нейже не глас точию, но паче душа величаше Господа/и Дух радовашеся о Бозе, Спасе Своем. “Эти люди устами чтут Меня,/сердце же их далеко отстоит от Меня”,/– сказал некогда Господь Вседержитель иудеям,/один внешний вид благочестия являвшим./Но чтобы и нам той же участи и осуждению с ними не подвернуться/будем всячески остерегаться, братия,/дел, подобных лицемерию./Потому празднуя и этот всесвященный праздник,/не будем являть лишь внешнее благоговение,/будучи внутри злы и нечестивы/пред Испытывающим сердца и внутренние чувства;/в простоте сердца поклонимся Ему,/как Он Сам сказал в Духе и истине,/чтобы так стать подражателями Пресвятой Деве,/у Которой не столько голос,/но скорее душа величала Господа и/дух Ее радовался о Боге, Спасителе Своем. Слава, и ныне: Покрова Твоего Божественнаго, Пречистая Богородице Владычице,/да не отъимеши от рабов Твоих, молят Тя угодники Сына Твоего:/великомученик Феодор Стратилат и преподобнии чудотворцы,/страны сея Костромския и Галицкия заступницы,/ихже моление приими и помилуй нас.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-pre...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010