Стены трапезундской крепости. 1916 г. Византийская принцесса и писательница Анна Комнина упоминает о Феодоре Гаврасе в «Алексиаде»: «В царственном городе [Константинополе] находился Феодор Гавра. Зная дерзость и энергию этого человека, [император] Алексей решил удалить его из столицы и потому назначил правителем Трапезунда, города, который тот ранее отобрал у турок. Гавра был родом из горных районов Халдии и завоевал славу доблестного воина, ибо превосходил всех людей своим умом и мужеством. Ни в одном, даже самом малом, деле не терпел он неудач и постоянно брал верх над своими противниками, а завладев Трапезундом и распоряжаясь им как своей собственностью, он и вовсе стал непобедим». Императору Алексею I Комнину ничего не оставалось делать, как признать его правителем этих областей, но, чтобы отвратить опасность открытого отпадения Трапезунда, император под благовидным предлогом удерживал в Константинополе его сына Григория, обещая женить его на своей дочери Марии. Впоследствии император расторг их помолвку. Сам Феодор был женат дважды. Первый раз – на некоей Ирине, возможно, из армянского рода Таронитов. Овдовев, он женился второй раз – на племяннице жены Аланского царя Дургулеля. Таким образом, он заключил родственные союзы с двумя наиболее влиятельными домами Великой Армении и Северного Кавказа. Нелишне заметить, что Никифор Алан, бывший примерно в те же годы византийским губернатором Таврики, мог быть родственником второй жены Феодора Гавраса. Спустя время, оклеветанный завистниками, Феодор ушёл со службы. Он делал богатые приношения известным понтийским монастырям Панагия Сумела и Вазелонас, а также жертвовал средства на строительство женского монастыря Пресвятой Троицы. Впоследствии этот монастырь был переименован в честь Великомученика Феодора Стратилата. Сам Феодор ушёл в горы, где стал вести отшельническую жизнь. Монастырь Панагия Сумела (недействующий православный монастырь на территории нынешней Турции) Мученичество и прославление В 1098-м году, во время очередного нашествия турок-сельджуков, уступая просьбам населения, Феодор оставил аскетическую жизнь и возвратился в ряды воинства, одержав ряд побед над захватчиками.

http://pravoslavie.ru/131365.html

Изображения Г. прочно утвердились на монетах Комнинов, начиная от имп. Алексея I. Г. обычно был представлен фронтально, в рост, вместе с императором, по сторонам креста (напр., на реверсе монеты (аспрон трахи) имп. Иоанна II Комнина (1118-1143), К-поль (ГЭ)), могла чеканиться полуфигура святого (напр., на аверсе медной монеты (тетартерон) имп. Алексея III Ангела (1195-1203), Фессалоника (ГЭ)) - в обоих случаях изображен Г.-воин с соответствующими атрибутами: щитом, мечом или копьем. Образ Г.-воина известен и на монетах Палеологов (напр., Андроника II); одна из поздних монет относится ко времени короткого правления трапезундского имп. Давида Великого Комнина (1460-1461). О широком распространении изображения Г.-воина в визант. искусстве в XI-XII вв. говорит целый ряд сохранившихся памятников: стеатитовая иконка XI в. (мон-рь Ватопед); эмалевое изображение на крышке переплета с образом арх. Михаила (XI в., сокровищница Сан-Марко, Венеция); мозаика в кафедральном соборе в Чефалу, Сицилия, 1148 г.; шиферная икона «Святые Георгий и Димитрий» (XI-XII вв., ГЭ); стеатитовая икона «Святые Георгий и Феодор Стратилат» (XIII-XIV вв., ГИМ) и мн. др. Великомученики Георгий, Феодор Тирон и Димитрий Солунский. Икона. XII в. (ГЭ) Великомученики Георгий, Феодор Тирон и Димитрий Солунский. Икона. XII в. (ГЭ) Уже с VI в. Г. часто изображается с др. воинами-мучениками - Феодором Тироном, Феодором Стратилатом, Димитрием Солунским. Наиболее ранний пример - Г. и вмч. Феодор на упомянутой выше энкаустической иконе VI в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. С X в. известны изображения Г. в числе др. св. воинов, напр. «Деисус со святыми воинами» (X в., музеи Ватикана). С XII в. иконы с изображением св. воинов получили широкое распространение: икона «Святые Феодор Тирон, Георгий и Димитрий» (XII в., ГЭ), каменная рельефная икона того же состава святых (XII в., ГЭ) и др. Наиболее устойчивым является парное изображение Г. с вмч. Димитрием Солунским. На объединение этих святых могло повлиять и подобие их обликов: оба юные, безбородые, с короткими, доходящими до ушей волосами. Изображаются они и как мученики (камея из голубого халцедона, X в., ГЭ (на обороте позднейшее (XVIII в.?) врезанное изображение (инталия) «Чудо вмч. Георгия о змии»); на «Малом» саккосе митр. Фотия (XIV-XVII (?) вв., ГММК), и как воины, пешие (резная шиферная икона кон. XI-XII в., ГЭ) или на конях (рельефная икона XIV в. из ц. Богородицы в Созополе с житийной рамой XVI в. (ЦИАМ) - Г. и Димитрий в темнице (клеймо 3), Г. и Димитрий перед имп. Диоклетианом (клеймо 4)).

http://pravenc.ru/text/162188.html

Кто может описать удивление и радость Евфросинии при виде сына! Она бросилась обнимать его; но вдруг остановилась, возвела очи и руки на небо и воздала благодарение Богу; потом облобызала сына своего. Святый Лука пробыл у своей матери четыре месяца, но стремясь сердцем и душою к Богу и к житию безмолвному, начал у нее просить позволения удалиться в пустыню. Богобоязненная Евфросиния благословила его, ибо знала она, что Бога должно почитать и любить более, нежели родителей. Молитва святого Препод. Лука всегда молился ночью и поклоны делал до изнеможения, говоря: «Господи помилуй!» Он молился всегда с теплотою духа и нередко всю ночь. Рыбу посылает Бог Преподобного Луку посетили гости; не имея чем угостить их, он стал молиться Богу; по молитве, из моря выскочили две рыбы, и он угостил посетителей. Укоризна и обида, нанесенная святому, наказывается Некий священник произносил разные укоризны на одного столпника, а преподобного Луку, защищавшего честь подвижника, ударил по лицу; поэтому вскоре его постигла казнь Божия, – стал мучить его бес и до конца жизни мучил. Святый покрывает пост обильным ядением Пришел однажды брат одного его ученика – мipяhuh Филипп. Преподобный, ради гостя, с избытков вкушал пищу и пил более обыкновенного. Филипп, ложась спать, подумал в мысли, что старец сей лицемер и много вкушает пищи не для прикрытия поста, но по пристрастию к объядению. Во сне явились к нему два ангела и обличили неправедное его о преподобном Луке суждение. 8. Св. великомученик Феодор Стратилат Сила воина зависит от Бога В стране Евхаитской в одной пещере был огромный змей, который, выходя каждое утро из пещеры, пожирал людей и скотов. Великом. Феодор, будучи еще воином, прибыл на коне своем к той пещере, помолился Богу, перекрестился и, вызвав того змея из пещеры, убил. Мамона неправды или милостыня из разбитых идолов Св.Феодор Стратилат разбил идолов серебряных и златых и раздал части оных нищим; одному нищему досталась целая златая голова богини Артемиды. Бог и среди смертных крестных страданий человека не оставляет

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Церковь Рождества Пресв. Богородицы на о-ве Малиград. XIV в. Церковь Рождества Пресв. Богородицы на о-ве Малиград. XIV в. В Корче визант. церкви не сохранились (мечеть Ильяс-Бей-Мирахори в мусульманском р-не Касабая сооружена в 1496 (или 1484) г. на месте ц. вмц. Параскевы Иконийской, построенной предположительно в XIV в.). Христианское зодчество в городе возобновилось в XVIII в., в т. ч. в 1707-1725 гг. был построен кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (не сохр.). В христианском р-не Вароши сохранились узкие улицы и старая застройка. В кон. XIX - нач. ХХ в. был возведен кафедральный собор вмч. Георгия Победоносца (1875-1905, разрушен в 1968), ц. прор. Илии с 2 колокольнями с зап. стороны, митрополичья резиденция (10-30-е гг. ХХ в.). Мн. храмы были разрушены при режиме Э. Ходжи. В 1980 г. был открыт Национальный музей средневек. искусства Корчи (далее НМСИК), его экспозиция включает архитектурные детали, скульптуру IV-XIII вв., ок. 6,5 тыс. икон XIV-XIX вв., в т. ч. резной иконостас 20-х гг. XVIII в. из корчинского собора в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»). В 1992-2004 гг. построен кафедральный собор Воскресения Христова, в 1995 г.- базилика свт. Афанасия Великого, в нач. XXI в.- Спасо-Преображенская ц. Великомученики Мина, Федор Стратилат, Феодор Тирон. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в Воскопое. Мастер Давид Селеница. 1726 г. Великомученики Мина, Федор Стратилат, Феодор Тирон. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в Воскопое. Мастер Давид Селеница. 1726 г. На территории К. м. сохранились храмы XIV-XV вв., некоторые из них расписаны мастерами касторийской школы: небольшая (4,6×3,3 м) однонефная ц. Рождества Пресв. Богородицы в пещере на о-ве Малиград на оз. Преспа с росписями 1345, 1369 и 1607 гг. (в т. ч. ктиторский портрет кесаря Новака с семьей (1369), «Страшный Суд» (1607), фрески реставрированы в 1981-1982); однонефная бесстолпная одноглавая ц. Вознесения Господня (Христа Живодавца) в с. Мборья (XIV в., фрагменты храма 898 г., обширный нартекс XVII в. объединен с юж. приделом; росписи 1389 г. и XVII в.), однонефные базиликальные церкви вмч. Димитрия Солунского в с. Бобоштица (XIV в.; росписи посл. трети XIV в., 1591 г., XVII в.), вмч. Димитрия Солунского в с. Туминец (Каламаси) (XIV в.), 4-столпная одноглавая типа «вписанного креста» ц. Св. Троицы в Лавдари (предположительно ок. 1470).

http://pravenc.ru/text/2458763.html

Мы думаем, однако, что эта мысль Апостола требует некоторых ограничений. Христово благоухание исходит прежде всего от Евангелия Христова, а его не читают и не знают миллионы мусульман и буддистов, как мы, христиане, не читаем Корана и книг индийской религиозной философии, Благоухание Христово непонятно и миллионам других людей — людям не получившим никакого религиозного воспитания. От них, конечно, нельзя требовать понимания Христова благоухания и преклонения пред ним. Только те, кто сознательно «попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен…» (Евр. 10, 29), дадут тяжелый ответ пред Богом. Таких, конечно, нет среди вас, слушающих меня в храме Божием, и за сие приношу хвалу, и честь и благодарение Господу нашему Иисусу Христу с Его Предвечным Отцем и Всесвятым Духом. Аминь. О великомученике Феодоре Стратилате Недавно я говорил в кладбищенской церкви о весьма важном значении для нас житий святых. Вчера в Алуште был храмовой праздник в память перенесения мощей святого великомученика Феодора Стратилата. Хочу и вас познакомить с житием этого великого святого. Он был стратилатом, т. е. воеводой в городе Гераклее близ Черного моря и жил в конце III и начале IV века по Рождестве Христовом. До царя Ликиния дошла весть о том, что Феодор христианин и отвращает от языческих богов жителей Гераклеи, и он потребовал к себе в Никомидию Феодора. Желая пострадать за Христа на месте своего жительства, среди множества обращенных им ко Христу, Феодор прибег к хитрости: он написал Ликинию, что в Гераклее неспокойно, народ перестает чтить языческих богов, и потому просил Ликиния самому приехать в Гераклею и привезти побольше золотых и серебряных идолов. Царю понравилось это предложение, он принял его и прибыл в Гераклею с восьмитысячным войском и многими сановниками. Радостно приветствовав Феодора, он назначил на другой день жертвоприношение языческим богам, которое должен был публично совершить Феодор. Феодор просил оставить ему на ночь золотых и серебряных идолов, чтобы помолиться пред ними. Но вместо молитвы Феодор разбил их на куски молотком и раздал нищим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Святой князь Феодор Смоленский «Светилось лице его» Святой князь Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин Хмурая сентябрьская ночь 1299 года. В 2 часа по полуночи в Спасо-Преображенском монастыре зазвонили к утрене. Напутствованный святыми Христовыми тайнами и только накануне принявший постриг князь Феодор лежал неподвижно, прикрыв глаза. Когда же начали третью «Славу» Псалтири, он осенил себя крестным знамением и предал душу Господу. Облик смоленского и ярославского князя Феодора и в смерти как бы ободрял надеждой на обещанное праведным преображение плоти в день грядущего Воскресения: «Чудно бе зрети блаженнаго, на одре лежаща не яко умерша, но яко жива суща. Светилось лице его, солнечным лучам подобно, честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце». Чистая благородная красота, которой Господь наделил князя Феодора, привлекала к нему расположение не только братьев по вере, но и иноверцев. Создатель жития святого князя отмечает, между прочим, что «князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его». Небесным покровителем смоленского князя был великомученик Феодор Стратилат. Водительство и молитвенная помощь этого святого проявились в делах князя Феодора. В историю Руси и Православной Церкви князь вошел как боголюбивый правитель, отважный и мужественный воин, совершавший военные походы на Северный Кавказ и неоднократно бывавший с посольскими миссиями в Орде. Немалое значение для его княжества имел второй его брак с дочерью ордынского хана Менгу-Темира, нареченной в святом крещении Анной. Союз этот в некотором роде означал признание князя как имеющего равное достоинство и давал надежду на защиту от баскаков. Хан почтил русские обычаи, не препятствуя обращению дочери в христианство и повелев православной веры «отнюдь не осквернять». С. Иванов. Баскаки Господь благоволил дать благоверному князю от этого брака сыновей: Давида и Константина, проводивших жизнь в обычаях христианского благочестия, столь неукорного, что позднее праведность молодых князей была засвидетельствована обретением их нетленных мощей вместе с честными мощами князя Феодора. И все же не столько военная слава князя Феодора Смоленского принесла ему глубокое почитание в отеческой земле, сколько его исход.

http://pravoslavie.ru/39438.html

Адмирал Федор Ушаков — святой праведный воин Феодор После праведной кончины Феодора Феодоровича прошло почти два столетия. Его подвижническая и высокодуховная жизнь, его добродетели не были забыты в родном Отечестве. Его заветами жили русские воины и флотоводцы, ученики и продолжатели его идей и идеалов преумножали славу русского флота. 5 октября, 2004 После праведной кончины Феодора Феодоровича прошло почти два столетия. Его подвижническая и высокодуховная жизнь, его добродетели не были забыты в родном Отечестве. Его заветами жили русские воины и флотоводцы, ученики и продолжатели его идей и идеалов преумножали славу русского флота. Адмирал Федор Ушаков — выдающийся русский флотоводец, не потерявший в боях ни одного корабля. Об этом человеке мы подробнее поговорим в нашей статье! Адмирал Федор Ушаков (1745 — 1817) По благословению Блаженнейшего Владимира митрополита Киевского и всея Украины. Святой праведный Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. Родителей его звали Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, и были они людьми благочестивыми и глубоко верующими. В послепетровские времена дворянских юношей обыкновенно определяли в гвардию, служил в ней и отец святого праведного Феодор Игнатьевич, но после рождения третьего сына Феодора он был уволен от службы с пожалованием сержантского чина лейб-гвардии Преображенского полка. Вернувшись в родное сельцо, он сменил царскую службу на хозяйственные хлопоты и воспитание детей. День рождения будущего адмирала Российского флота — 13 февраля — приходится между празднованием памяти двух воинов-великомучеников: Феодора Стратилата и Феодора Тирона (память 8 и 17 февраля), — а вся жизнь российского флотоводца, от младенчества до дня кончины, прошла под благотворным влиянием его родного дяди, преподобного Феодора Санаксарского — великого воина в духовной брани. Преподобный Феодор родился и вырос в том же сельце Бурнаково, отсюда ушел в юности служить в лейб-гвардии Преображенский полк, но затем, стремясь душою к иному служению, желая стяжать звание воина Царя Небесного, бежал из столицы в пустынные двинские леса, чтобы одному Богу работать, укрепляясь в подвиге поста и молитвы; был сыскан, доставлен к Императрице, которая, вняв Промыслу Божиему о молодом подвижнике, благоволила оставить его в Александро — Невском монастыре, где он принял монашеский постриг в 1748 году, — и это исключительное для дворянского семейства Ушаковых событие, вкупе с последующими известиями о его монашеском служении Богу, было постоянным предметом бесед среди родственников и служило им назидательным примером. Большое семейство Ушаковых состояло в приходе храма Богоявления-на-Острову, находившегося в трех верстах от Бурнаково на левом берегу Волги.

http://pravmir.ru/admiral-ushakov-fedor-...

Ну, скажет кто-то, был ли у Феодора выбор? Трудно сказать. Быть может, пользуясь своим положением и заслугами, он мог бы попытаться что-то предпринять. Многие в то время в страхе подчинялись бесчеловечному приговору: отдать своего ребенка в жертву. Тем более, член дружины должен подчиняться воеводе. А для варяга это стало поводом, чтобы исповедать свою веру, да еще обличать языческих богов. Знал ли Тур, что подражает воинам-мученикам древности? Что, по сути, повторяет слова Севастиана (мученика II века, служившего в императорской армии в Дамаске), сказанные воеводе: «Теперь я воин Небесного Царя и Ему одному буду служить, а идолов я презираю!» Кто-то из святых воинов, как Феодор, практически никак не обнаруживал своей веры, пока не настал «момент истины», а другие — Феодор Тирон , Феодор Стратилат — крушили идолов и идольские капища или, как Димитрий Солунский , в лицо обличали императоров-гонителей христиан. Кто-то пострадал один, кто-то — вместе с семьей, как великомученик Евстафий Плакида, сожженый с женой и двумя сыновьями в медном быке. Кто-то — вместе с сослуживцами, как 40 мучеников из армянского города Севастии, оставленных замерзать в озере зимней ночью, или девять кизических мучеников. Одни из прославленных во святых воинов погибали в бою, как святой Меркурий Смоленский, по призыву Богородицы убивший в стане монголов великана из войска Батыя и настигнутый врагами. А другие, приняв крещение, бросали воинскую службу — мученик Гордий, ушедший в пустыню, или миссионер и епископ Лонгин-сотник… Феодор и Иоанн перед самым Крещением Руси стали в этот длинный ряд. На месте, где по преданию стоял их дом, князь Владимир после своего обращения в христианство построил Десятинную церковь — первый каменный храм на Руси, хранивший мощи Климента, Папы Римского, одного из 70 апостолов. Затем туда были положены мощи самого Владимира и членов княжеского дома. Сегодня эта церковь восстанавливается из руин. Читайте также: Георгий Победоносец: мученик рождается в Вечность Свидетели вечной жизни

http://pravmir.ru/feodor-i-ioann-varyagi...

Татьяна Петрова Архиепископ Феодор (Поздеевский) – духовный сын преподобного Гавриила Седмиезерного Скачать epub pdf Преподобный Гавриил (Зырянов) – духовный наставник, оказавший влияние на целое поколение пастырей Русской Православной Церкви конца XIX – начала ХХ века. Духовным руководством преподобного пользовались сщмц. Великая княгиня Елисавета Феодоровна, сщмч. Игнатий (Лебедев), студенты и преподаватели Казанской Духовной Академии, будущие архиереи священномученики Анатолий (Грисюк) , Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Виктор (Островидов), Герман (Ряшенцев), Евсевий (Рождественский), Иоасаф (Удалов), Мефодий (Красноперов), Петр (Зверев) , архиепископы Варлаам (Ряшенцев) , Гурий (Степанов) , Иннокентий (Ястребов), Стефан (Знамировский), епископ Гавриил (Абалымов), а также схиигумения Фамарь (Марджанова) и др. Среди чад преподобного Гавриила Седмиезерного были и будущие насельники Даниловского монастыря – архимандрит Симеон (Холмогоров), автор книги о старце Гаврииле «Един от древних», епископ Варнава (Беляев) , автор книги «Тернистым путем к небу», и отец настоятель архиепископ Феодор (Поздеевский) . Архиепископ Феодор (Поздеевский) окончил Казанскую Духовную Академию в 1900 г. В этом же году был пострижен в монашество с именем Феодор, в честь великомученика Феодора Стратилата, затем рукоположен во иеромонаха. В 1902 – 1903 гг. вновь вернулся в Казань – был инспектором Казанской Духовной Семинарии. Преподобный Гавриил стал духовным наставником будущего владыки Феодора во времена его учебы в Казанской Духовной Академии, и потом на протяжении всей жизни старца владыка обращался к нему за духовной помощью и поддержкой. В те годы студенты Казанской Академии были наиболее частыми посетителями старца. «Им давно не доставало такого руководителя в духовной жизни – любвеобильного, простого и опытного, – писал в книге о старце архимандрит Симеон (Холмогоров). – Иногда приезжали к нему и из простого любопытства, а уезжали верующими»… В книге приводится один из таких случаев, который произвел большое впечатление на владыку Феодора и отца Симеона и во многом послужил для них, будущих духовных воспитателей и наставников, неким нравственным ориентиром.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 21 февраля Церковь чтит память великомученика Феодора Стратилата 1 мин., 21.02.2024 Память святого первых веков христианства – великомученика Феодора Стратилата (+ 319 г.) празднует Православная Церковь 21 февраля. Святой Феодор из города Евхаит был воином, известным своей храбростью. Слава о нем разошлась после того, как с помощью Божией он убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях Евхаита и пожиравшего людей. За проявленную отвагу Феодора назначили военачальником (стратилатом) Гераклеи. В этом городе, помимо службы, святой проповедовал о Христе подчиненным ему язычникам. В итоге, благодаря рассказам Феодора Стратилата, почти вся Гераклея приняла христианство. Узнав, что император Ликиний начал гонения на христиан, святой Феодор сам пригласил его к себе в город, обещая принести жертву языческим богам. Перед визитом правителя он собрал у себя в доме все золотые и серебряные изваяния богов, имевшиеся в Гераклее. Когда истуканы были собраны, святой Феодор разбил их на куски, раздав обломки из ценных металлов нищим. За совершенное он был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Когда великомученик уже готов был отойти к Богу, Господь исцелил его, сведя с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Увидев утром невредимого Феодора, царские воины тут же приняли крещение. Однако великомученик хотел до конца выдержать все истязания за Христа, а потому добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против того народ. В итоге святой Феодор Стратилат по приказу императора был усечен мечом. Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tserkov-chtit-pamyat-veli...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010