Последнее большое гонение на христиан при имп. Диоклетиане в нач. IV в. началось именно с уничтожения христиан в армии ( Euseb. Hist. eccl. VIII 4). Одним из главных поводов к гонениям был отказ христиан от вменяемого всем гос. служащим Римской империи, в частности офицерам, участия в языческих жертвоприношениях. За этот отказ приняли мученический венец воины мч. Виктор (II в., пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая), Виктор, мч. Марсельский († ок. 290, пам. зап. 21 июля), великомученики Георгий Победоносец († 303, пам. 23 апр.) - один из самых почитаемых христ. святых, покровитель воинов, и Феодор Тирон († ок. 306, пам. 17 февр.), Александр Римский , мч. Дризипарский († нач. IV в., пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта), воины Фиванского легиона (нач. IV в.), мч. Варвар Воин († ок. 362, пам. 6 мая, пам. зап. 14 мая) и мн. др. Среди святых воинов первых веков христианства широко почитаются также мч. Андрей Стратилат († ок. 300, пам. 19 авг.), великомученики Димитрий Солунский († ок. 306, пам. 26 окт.), Феодор Стратилат († 319, пам. 8 февр., 8 июня) и Артемий Антиохийский († 362, пам. 20 окт.), мч. Иоанн Воин (IV в., пам. 30 июля) и др. Жития этих святых повествуют и об их незаурядных воинских подвигах, совершенных с помощью благодати Божией,- их христ. совести не противоречила В. с. в легионах языческих императоров Рима. Храм во имя апостолов Петра и Павла в пос. Прохоровка. 1995 г. Архит. Д.С. Соколов Храм во имя апостолов Петра и Павла в пос. Прохоровка. 1995 г. Архит. Д.С. Соколов Участие христиан в гос., общественно-политической жизни, а следов., и в войнах в большей степени стало необходимо с провозглашением в нач. IV в. христианства гос. религией Римской империи. В этих условиях, по словам протопр. Иоанна Мейендорфа , «все учения о непротивлении насилию, будучи доведены до логического конца, обращаются лицемерием... Если человек не хочет никоим образом принимать участие в военном насилии, то он должен также отказаться и от уплаты налогов, и от участия в выборах. Единственной альтернативой общественному существованию может быть монашество, проповедующее полный уход из общества» (Введение в святоотеческое богословие.

http://pravenc.ru/text/155071.html

Великомученик Феодор Стратилат (8 февраля) «Недалеко от города Евхаиты, на север от него, было пустын­ное поле, а в нем большая пропасть, внутри которой жил громадный змей . Когда он выходил из этой пропасти, земля на том месте тряслась; выходя же, он пожирал все, что только ему ни попадалось – и человека, и зверя. Услышав об этом, храбрый воин Христов святой Феодор... вышел один на того лютого змея... Святой мученик Феодор, сотворив крестное знамение и воззрев на небо, стал так молиться: – Господи Иисусе Христе, воссиявший от Отчего Существа, помогавший мне в битвах и дававший победу на супротивных, Ты и ныне Тот же есть. Господи Христе Боже: итак, пошли мне одоление с высоты Твоей святой, да поборю я врага этого – змея. Потом, беседуя со своим конем как бы с человеком, он сказал: – Мы знаем, что Божия власть и сила существуют во всех, и в людях и в скоте, итак, помогай мне при помощи Христа – да одолею я врага. Конь, выслушав слова господина своего, остановился, ожидая появления змея. Тогда мученик Христов, приблизившись к пропасти, воззвал громогласно к змею: – Тебе говорю и повелеваю именем Господа нашего Иисуса Христа, распявшегося добровольно за род человеческий, выйди из логовища своего и приползи ко мне. Змей, услышав голос Святого, зашевелился, и тотчас земля на том месте потряслась. Святой же Феодор, назнаменовав себя крестным знамением, сел на коня, который, терзая и попирая вышедшего змея, встал на него всеми четырьмя копытами. Тогда воин Христов Феодор поразил змея мечом и, убив его, произнес: – Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты услышал меня в час сей и даровал мне победу над змеем!» с. 162–163]. Святитель Донат, епископ Эврийский (30 апреля) «Святой Донат жил в царствование благочестивого императора Феодосия Великого и был епископом в городе Эврии, находившемся в древнем Эпире. Близ сего города было место, называемое Сориа, на котором находился источник воды; если кто-либо пил из этого источника воду, то тотчас умирал в жестоких мучениях. Святой епископ Донат, узнав об этом, пошел к тому источнику со своими клириками.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В послепетровские времена дворянских юношей обыкновенно определяли в гвардию, служил в ней и отец будущего адмирала Феодор Игнатьевич, и даже пришлось ему повоевать с турками в войну 1735-1739 годов, но после рождения третьего сына Феодора он был уволен от службы с пожалованием сержантского чина лейб-гвардии Преображенского полка. Вернувшись в родное сельцо, он сменил царскую службу на хозяйственные хлопоты и воспитание детей. День рождения будущего адмирала Российского флота – 13 февраля – приходится между празднованием памяти двух воинов-великомучеников: Феодора Стратилата и Феодора Тирона (память 8 и 17 февраля), – а вся жизнь российского флотоводца, от младенчества до дня кончины, прошла под благотворным влиянием его родного дяди, преподобного Феодора Санаксарского – великого воина в духовной брани. Преподобный Феодор родился и вырос в том же сельце Бурнаково, отсюда ушел в юности служить в столичную гвардию, но затем, стремясь душою к иному служению, желая стяжать звание воина Царя Небесного, бежал из столицы в пустынные двинские леса, чтобы одному Богу работать, укрепляясь в подвиге поста и молитвы; был сыскан, доставлен к Императрице, которая, вняв Промыслу Божиему о молодом подвижнике, благоволила оставить его в Александро-Невском монастыре, где он принял монашеский постриг в 1748 году, – и это исключительное для дворянского семейства Ушаковых событие, вкупе с последующими известиями о его монашеском служении Богу, было постоянным предметом бесед среди родственников и служило им назидательным примером. Большое семейство Ушаковых состояло в приходе храма Богоявления-на-Острову, находившегося в трех верстах от Бурнаково на левом берегу Волги. В этом храме Феодора крестили, здесь же была школа для дворянских детей, где он обучался грамоте и счету. Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, будучи очень набожны, почитали главным условием воспитания детей развитие высоких религиозных чувств и строгой нравственности. Эти чувства, возбужденные примерами семейства и особенно родного дяди-монаха, глубоко запечатлелись в сердце возраставшего отрока, сохранились и стали господствующими во всю его последующую жизнь. В глуши деревенского поместья было много простора для физического развития; отрок Феодор, обладая врожденным бесстрашием характера, нередко, в сопровождении таких же смельчаков, отваживался, как отмечают биографы, на подвиги не по летам – так, например, со старостою деревни своей он хаживал на медведя. Эти качества – бесстрашие и пренебрежение опасностью – также укрепились в характере Феодора. Скромный и уступчивый в обычных условиях, Феодор Ушаков как бы перерождался в минуты опасности и без страха смотрел ей прямо в лицо.

http://pravmir.ru/v-saranske-osvyashhen-...

В эту же субботу Православная Церковь совершает благодарственное празднование святому великомученику Феодору Тирону, погибшему в начале IV столетия, в период последних гонений на христиан. По его имени первую седмицу поста называли в Древней Руси «Федоровой неделей». Св. вмч. Феодор Тирон. Монастырь Высокие Дечаны. Сербия, Косово. 14 в. В субботу, завершающую первую седмицу Великого поста, богослужебные песнопения преподносят нам новое подтверждение того, что разумный пост угоден Богу, и что постящиеся находятся под Его особым покровительством. Одновременно евангельское чтение предупреждает: пост и другие религиозные предписания – не самоцель и имеют смысл лишь тогда, когда помогают, а не мешают нам нормально жить и работать на благо семьи и общества. «Суббота для человека, а не человек для субботы»! Именно поэтому в завершение первой строгой великопостной недели мы читаем о том, как Христос с учениками «нарушали» библейские предписания, вызывая формально справедливые упреки со стороны книжников и фарисеев – этих ревностных постников и благочести¬вых ревнителей Моисеева Закона. В эту же субботу Православная Церковь совершает благодарственное празднование святому великомученику Фе о дору Т и рону, погибшему в начале IV столетия, в период последних гонений на христиан. По его имени первую седмицу поста называли в Древней Руси «Федоровой неделей». Согласно житию, святой Феодор Тирон был воином в городе Аласии Понтийской области, расположенной в Малой Азии у побережья Понта Эвксинского, т. е. Черного моря. Его прозвание Тирон указывает на воинское звание – это «молодой воин (новобранец)» (в отличие от стратилата ), несущий преимущественно караульную службу. За отказ принести жертву идолам Феодор был предан истязаниям и осужден на сожжение. Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии (305–311). Неповреждённое огнём тело святого Феодора было погребено в Евхаитах, недалеко от Амасии. Затем его мощи перенесли в Царьград; глава же святого находится в Италии, в городе Гаэте. Память св. Феодора по неподвижному (минейному) календарю – 17 февраля/2 марта.

http://pravoslavie.ru/60280.html

Точная копия Годеновского креста будет создана для Казахстанского митрополичьего округа 28 ноября 2019 г. 12:07 27 ноября 2019 года митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил паломничество в Никольский женский монастырь города Переславля-Залесского. Главу Митрополичьего округа  Русской Православной Церкви в Республике Казахстан встречали епископ Переславский и Угличский Феоктист и настоятельница монастыря игумения Евстолия (Афонина). В Никольском соборе митрополит Александр поклонился главным святыням обители — мощам святого благоверного князя Андрея Смоленского и древнему Корсунскому кресту с частицами мощей известных угодников Божиих, в числе которых Предтеча и Креститель Господень Иоанн, великомученик Димитрий Солунский, великомученик Феодор Тирон, великомученик Георгий Победоносец, великомученик Феодор Стратилат, святители Исаия и Игнатий Ростовские. У монастырских святынь владыка митрополит вознес сугубые молитвы о епископате, пастырях, монашествующих и мирянах Казахстанского митрополичьего округа, о мире и благоденствии Казахстанской земли. Епископ Феоктист рассказал Его Высокопреосвященству о жизни Переславской епархии , и, в частности, о создании копии чудотворного небоявленного Годеновского креста для Сербской Православной Церкви , которая была доставлена в Белград в октябре текущего года. Митрополит Александр и игумения Евстолия обсудили ход работ по созданию точной копии этой великой святыни для Казахстанского митрополичьего округа в ответ на многочисленные пожелания православных казахстанцев. Планируется, что изготовление завершится к концу января 2020 года, и 9 февраля состоится торжественное освящение новосооруженного креста у небоявленной святыни в Иоанно-Златоустовском храме села Годеново Ярославской области. Точная копия креста, «мера в меру», будет храниться в храме святых Царственных страстотерпцев на подворье Иверско-Серафимовского женского монастыря в поселке Ключи Алма-Атинской области. Годеновский крест создан в глубокой древности в Византии, а 9 мая 1423 года чудесным образом был явлен в пределах города Ростова Великого.

http://patriarchia.ru/db/text/5538218.ht...

Св. Феодор сам снял одеяние и обувь. Когда его привязали к колесу арбы, чтобы бросить в огонь, св. Феодор, скрестив руки, возвел очи к небу, Богу Отцу И. Христа, благодарил, что пришлось пострадать во имя Его, просил даровать помощь читающим житие его. Увидев за сим воина Клеопа, он звал его последовать за ним в огонь, чтобы вместе быть в небесной жизни, как они были неразлучны на земле. При слове его «аминь» разожгли костер, но случилось чудо: пламя обвилось сводом и плоть святого не горела, а исходило от него благовонье, словно от испеченного хлеба. При слове аминь он испустил дух «и видели мы исходящую в виде молнии душу его, возносящуюся к небу». Благочестивая Евсевия выпросила мощи св. Феодора, вином и елеем набальзамировала, саваном покрыла и положила в раку и принесла в деревню Евхаиты; построила над ним церковь и ежегодно совершала память его. Таким образом, грузинское житие св. Феодора представляет слияние эпизодов двух житий одноименных мучеников: Тирона и Стратилата. Начинается житие рассказом о Стратилате, боровшемся со змеем, а кончается повествованием о Тироне, мученичество которого с детальной передачей беседы в диалогической форме между святым мужем и судьей Бринкой (Вринкой) значительно отличается от подробностей страданий Феодора Стратилата. Чудо же св. Феодора Тирона, связанное с обычаем употребления колива в субботу на первой неделе поста, совершенно опущено: оно сохранилось по-грузински в особом изводе. Перевод этого жития принадлежит одному из афонских перелагателей священного писания с греческого языка на грузинский язык. Свв. Евфимий († 1028) и Георгий Мтауминдели († 1066) связали свои имена с ознакомлением грузинских читателей с житием того и другого великомученика Феодора. С какой греческой редакции сделан грузинский перевод, мною изданный, вопрос, который пока остается открытым. А. Хаханов Кузнецов Н.Д. Русская художественная литература в отношении к вопросам религии: [По поводу кн.:] Ктитарев Я.Н. Вопросы религии и морали в русской художественной литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ну, как, братие, из подобных примеров не почерпать терпения и ободрения при служении больным, как бы трудно оно ни было? Представишь подобный пример, сейчас же и скажешь: " так ли я хожу за своим больным? То ли я терплю? " Тогда и ропот утихнет, и уныние отойдет, и уход, конечно, сделается несравненно легче. Да, братие, примеры святых великое дело; и самое лучшее в них то, что они смиряют нас, ободряют и учат любить Бога и ближних не словом, а делом. Аминь. Благочестивые, когда терпят бедствия без вины, не должны унывать (Мучение святого славного великомученика Феодора Стратилата) Во время тяжких бедствий многие и из благочестивых падают духом, изнемогают и говорят: " Бог оставил меня, иначе Он бы видел, что я терплю, и явился бы помочь мне! " Так ли? Нет. Господь все видит, все знает и никогда не попустить рабам Своим искуситься паче, нежели могут; если же и попускает на них бедствия и иногда очень тяжкие, то единственно лишь для того, чтобы даровать им высшую награду на небе, как претерпевшим до конца. В доказательство последнего возьмем ничто из повествования о страдании св. великомученика Феодора Стратилата. Когда он был распят на кресте и, кроме ужасных страданий от пригвождения ко кресту, терпел еще другие ужасные истязания, то среди них изнемогший и духом и телом, наконец воскликнул: " Господи, Господи, Ты мне предрек, что Ты со мною; зачем же ныне оставил меня? Вот пришло время помощи! Помоги мне, поскольку я переношу все эти страдания ради Тебя и из любви к Тебе терплю такое мучение. Укрепи меня, Господи, или возьми душу мою от меня, ибо более не могу терпеть " . Сказавши это, мученик умолк. Мучитель Ликиний из этого молчания заключил, что святый умер и, отпавши повеление оставить тело его на кресте до утра, оставил место казни. В полночь же явился Ангел, отрешил тело святого от креста, облобызал его и сказал: " Радуйся, Феодор, воин Христов! Дерзай и укрепляйся именем Христа, истинного Бога; вот с тобою Бог. И зачем ты говорил, что Он оставил тебя? Докончи подвиг твой и придешь к Господу взять уготованный Тебе венец " Сказавши это, Ангел стал невидим, а святый стал хвалить и благодарить Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Алушта (храмы) Материал из Азбука паломники Малореченский храм-маяк святого Николая Чудотворца [ править править код ] Современный действующий храм Украинской Православной Церкви. Храм расположен в селе Малореченское (юго-восточное побережье Крыма). Храм-маяк является самым высоким храмом в Крыму. Храмовый комплекс входит в состав Мемориала всем погибших на водах. Церковь-маяк построили по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Основными меценатами были: депутат Государственной Думы Александр Лебедев, российский Национальный резервный банк, банк «НРБ-Украина» и пансионат «Море». Общий бюджет проекта составил 5 млн.долларов, при первоначальном бюджете в 3,5 млн.долларов. Задолго до начала строительства геологи искали место для храма, так как храм должен стоять на берегу, а юго-восточное побережье Крыма подвержено частым оползням. Первый камень был заложен в октябре 2004 года. Работы по проектированию и строительству проводились в рекордно короткие сроки. Уже в середине 2006 года строительство храма было завершено, а 15 мая 2007 года храм-маяк был торжественно освящен. Церемонию освящения храма совершил митрополит Киевский, Предстоятель УПЦ Владимир (Сабодан). Адрес: Россия, Республика Крым, городской округ Алушта, с. Малореченское, ул. Алексея Дижа, д. 17 Подробнее... Храм во имя всех Крымских святых и великомученика Феодора Стратилата (Алушта) [ править править код ] Храм всех Крымских Святых и Феодора Стратилата посвящён одному из самых почитаемых в Крыму святых. Римский воин Феодор был военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где многих обратил в христианство. Был убит по приказу императора Лициния за то, что разбил золотые статуи языческих богов и раздал куски нищим. Культ великомученика был особо распространён на территории княжества Феодоро в XIII-XV вв. В 1842 г. в его честь был построен главный алуштинский храм. Проект разработан одесским городским архитектором Г. Торичелли. Церковь построена в стиле романтической эклектики с использованием элементов, характерных для тюдоровской готики: контрфорсы, открытые деревянные формы в интерьере, стрельчатые перемычки проёмов. В советские времена здание было приспособлена под клуб, а колокольня разрушена. Сейчас храм восстановлен.

http://azbyka.ru/palomnik/Алушта_(храмы)

Благоверный князь Михаил Феодорович был сыном святого благоверного князя Феодора Смоленского (†1299; память 19 сентября) от его первой супруги Марии, дочери благоверного князя Ярославского Василия. Супруги воспитали сына в благочестии и любви к Церкви. Блаженная кончина святого князя Михаила последовала в раннем возрасте (†1290). Память благоверного князя Михаила совершается 19 сентября. Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237–1239 года, и был в Крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата (память 8 февраля), особо почитавшегося русскими князьями-воинами. В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского (†1249; память 3 июля), и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил (память 19 сентября), но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения. В 70-х годах он жил в Орде, где благодаря храбрости и мудрости вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, выдавшего за благоверного князя Феодора свою дочь, названную в Крещении Анной. В Орде у благочестивых супругов родились сыновья – святой благоверный князь Давид и святой благоверный князь Константин. Большое влияние, которое святой князь Феодор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Православие все более укреплялось среди монголо-татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие, культуру. В 1290 году благоверный князь вместе с семьей возвратился в Ярославское княжество. Не порывались его связи и с родиной – Смоленском. 18 сентября 1299 года в Преображенском монастыре в Ярославле он принял монашеское пострижение, 19 сентября последовала его блаженная кончина. После него в Ярославле правил его сын святой князь Давид (†1321), второй сын, Константин, вероятно, почил ранее. 5 марта 1463 года совершилось обретение мощей святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина, память их празднуется 19 сентября и 5 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А был князь Василько, как летописец сообщает, красив лицом и выше меры храбр, был он боголюбив, нищелюбив, богобоязнен, всегда чтил сан иерейский, сирым был отец, голодающим — кормитель, о неимущих непрерывное имел попечение, печальным всегда подавал утешения; любовно и ласково он поступал с своими вельможами и с служащими ему, и кто бы из бояр ни служил у князя Василия, никогда не оставлял его для другого князя; в нем обитало мужество и светлый ум, истина и правда были его спутниками. Посему и хвалим был князь Василий от всех людей, а за свою веру сподобился получить венец нетленный от Христа Бога нашего. Март, 5 Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин, благоверные князья Ярославские Святой благоверный князь Феодор по прозванию Черный, внук Владимира Мономаха, сын Ростислава Мстиславича, князя смоленского, родился в грозную для Руси годину польского нашествия, около 1237–1239 гг., и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата (память 8/21 февраля), особо почитаемого русскими князьями-воинами. С юных лет он отличался смирением, строгой нравственностью и благочестием. И св. князю Феодору суждено было Богом прославиться в Русской земле воинскими подвигами. В 1239 г., когда молитвами Пресвятой Богородицы святой воин-мученик Меркурий (память 24 ноября/7 декабря) избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава Смоленского и Киевского († 1168; память 14/27 марта). Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему — отроку Феодору — маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству. В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского († 1249; память 3/16 июля), и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010