Наутро толпа язычников продолжила влачить апостола по улицам, пока Марк не отдал душу Богу. Христиане положили святые мощи в гробницу в Александрийском районе Буколис. Во время арабских завоеваний, когда халиф Египта приказал разбирать христианские храмы, чтобы употреблять их камни на строительство своего дворца, святые мощи из Александрии вывезли и доставили в Венецию купцы. Перевозили святыню в корзине со свиными тушами - таможенники-мусульмане не смели притронуться к «нечистым» животным. Мощи положили в домашней церкви дожей - сегодня это грандиозная базилика Святого Марка - с тех пор Марк считался покровителем Венеции. Мощи находятся под престолом главного алтаря верхнего храма. Мощи святого преподобного Павла Фивейского Фото предоставлено профессором Ренато Д " Антига ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ: ПЕРВЫЙ МОНАХ Преподобный Павел не основал ни одной обители, но именно он считается «отцом православного монашества». Он родился в Египте, в городе Фиваида. Оставшись сиротой, много претерпел от корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Павла хотели выдать власти во время гонений Декия (249-251), узнав об этом, он удалился в Фиваидскую пустыню. Там прожил 91 год, в пещере у подножия горы, неустанно молясь Богу, питался финиками и хлебом, который приносил ему ворон. Незадолго до смерти святого к его пещере пришел преподобный Антоний Великий, подвизавшийся в той же пустыне. Преподав Антонию урок смирения, Павел вышел ему навстречу из своей пещеры. Старцы назвали друг друга по имени, обнялись и долго беседовали. Скончался святой Павел Фивейский в 341 году в возрасте 113 лет и был похоронен Антонием Великим недалеко от пещеры. В Константинополь мощи преподобного перенес император Мануил Комнин (1143-1180). В Венецию же святыня попала в XIII веке благодаря знатному гражданину Джакомо Ланзоло: он уговорил аббата бенедиктинского монастыря отдать мощи. Сегодня они находятся над главным алтарем церкви Святого Иулиана Антинойского. ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФЕОДОР СТРАТИЛАТ Святой Феодор Стратилат происходил из Малой Азии, служил воеводой («стратилат» по-гречески) в городе Гераклее близ Черного моря в III-IV веках. Его жизнь и служба располагала к нему горожан, многие, впечатленные его примером, принимали веру во Христа. Узнав об этом, император Ликиний, гонитель христиан, приехал в город и принуждал воеводу поклониться языческим богам. Получив твердый отказ, он предал Феодора мучениями: его жестоко били железными прутьями, палили огнем, и, наконец, распяли на кресте, выколов глаза. Ночью ангел явился мученику и полностью исцелил его. Наутро слуги Ликиния, посланные бросить тело Феодора в море, увидев его совершенно здоровым, уверовали во Христа. А за ними - многие другие язычники. Узнав об этом, император приказал обезглавить мученика. Эти события были описаны их очевидцем, слугой и писарем святого Феодора - Уаром.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Федор Тирон Галерий принял власть после отречения императора Диоклетиана и правил Востоком. Вместе со своим племянником, цезарем Максимином Дазой, он продолжили гонения. Среди пострадавших: великомученик Димитрий Солунский, Адриан и Наталия Никомидийские, бессребреники Кир и Иоанн, великомученик Феодор Тирон. В конце жизни именно император Галерий, непримиримый враг христиан, издал первый в истории империи эдикт, который сделал христианство «дозволенной религией». Случилось это в 311 году, когда его поразило неизлечимое заболевание. При императоре Максимине Дазе (305–313) Епископ Мефодий Патарский Несмотря на эдикт императора Галерия о признании христианства, Максимин возобновил гонения, тайно подговаривал язычников изгонять христиан из городов и всячески старался дискредитировать христиан и Христа. Из пострадавших: епископ Сильван Эмесский, епископ Мефодий Патарский, Порфирий Стратилат и 200 воинов в Александрии. В 313 году под давлением императора Константина прекратил гонение на христиан. При императоре Лицинии (308–324) 40 Севастийских мучеников Разделил правление Римской империей с императором Константином. В 313 году императоры провозгласили знаменитый Миланский эдикт, который предоставлял свободу исповедания христианства. Несмотря на это, в 320 году по непонятным причинам начал гонение на подвластном ему Востоке империи. Среди прочих пострадали: великомученик Феодор Стратилат, мученик Евстафий Анкирский, епископ Василий Амасийский, Фока Вертоградарь, 40 Севастийских мучеников. Гонение прекратилось в 324 году, когда император Константин разбил армию Лициния, а его низложил. При императоре Юлиане Отступнике (361–363) Последний гонитель христиан в Римской империи. Безуспешно пытался возродить язычество и не мог открыто преследовать христиан, но постоянно ущемлял их в правах и поддерживал еретиков, создавая нестабильность в Церкви. На Востоке империи во время его правления проходили антихристианские погромы. Святой император Константин I Великий (306-337) Первый император после Диоклетиана, который самостоятельно правил всей Римской империей. Сделал христианство государственной религией и перенес столицу империи из Рима в Константинополь (Стамбул, Турция). За свои труды в пользу Церкви причислен к лику святых.

http://foma.ru/ot-nerona-konstantina-poc...

Феодор Дука Ангел Комнин – деспот Эпира (1215–1230) 304–306, 312 Феодор из Мисфии – византийский военачальник 225, 226, 231 Феодор Лалакон – византийский воин 207 Феодор Продром – византийский писатель 255 Феодор Стратилат – святой великомученик 210, 211, 213, 232 Феодор Студит – византийский богослов, исповедник иконопочитания, преподобный 107 Феодора – жена императора Феофила 184 Феодора – жена Юстиниана II 119, 120 Феодора – сестра императрицы Зои 235 Феодора Комнина – жена Генриха Австрийского 269 Феодосий I Великий – византийский император (379–395) 21, 31, 32, 42, 58–61 Феодосий II – византийский император (408–450) 42 Феодосий – сын Атаульфа 62 Феодосий Месоникт – византийский воин 202 Феотим – епископ Скифии 39 Феофан – византийский полководец, патрикий 179–181 Феофан Готский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Феофан Исповедник – византийский хронист, исповедник иконопочитания (ок. 760–818) 107, 108, 155, 176, 182, 216 Феофил – византийский император (829–842) 144, 184, 218 Феофил – епископ александрийский 39 Феофил, епископ евхаитский – см. Филофей Феофил – митрополит готский, участник I Вселенского Собора 32 Феофил – приближенный Юстиниана II 119 Феофилакт – кувикулярий 120 Феофилакт Симокатта – византийский историк (ок. 580-х гг. – после 641 г.) 97, 98, 112 Фивадий – участник свадебной церемонии Атаульфа 62 Филемут – предводитель герулов 69 Филипп – римский император (244–249) 18 Филиппик (Вардан) – византийский император (711–713) 121, 122 Филоксен – посланник 53 Филон – еврейский философ-платоник 15 Филосторгий – церковный историк, арианин (ок. 368–440) 21, 22, 24 Филофей (Феофил) – епископ евхантский, дипломат 192 Фока – византийский император (602–610) 95 Фома – один из двенадцати апостолов 16 Фома – евнух, приближенный императора Мануила I 272, 273 Фома Славянин – мятежник 176 Фотий – патриарх константинопольский (858–867, 877–886) 21, 26, 46, 58, 60,129, 131, 132, 177, 178, 182 Фраат, сын Фраата – парфянин, заложник 65 Фравиф – византийский полководец 33–35

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так говорил Ликиний, обольщая и лаская святого. Святой Феодор на это так ответил царю: – Будь долголетен, царь. Да будет воля твоя, только дай мне сегодня на дом изображения великих еллинских богов, которые ты взял с собою, и золотые и серебряные, дабы я в эту ночь и в следующую за ней прежде всего почтил их у себя, и жертвами, и каждением, и ароматами; а потом, если повелишь, принесу им жертвы явно пред всем народом. Царь, услышав это, очень обрадовался. Он тотчас же велел принести золотых и серебряных идолов. Святой Феодор, взяв их с собою, отправился домой и там, ночью, сокрушив и разбив их на малые части, раздал эти части нищим. Спустя два дня, царь послал к святому, повелевая, чтобы он исполнил обещанное и в тот же день пред всем народом принес жертвы богам. Феодор, обещав исполнить всё это, с поспешностью отправился к царю, и царь, вместе с ним, поехал на площадь, находившуюся среди города, и там, сев на престоле своем, сказал святому Феодору: – Премудрейший Феодор, прекрасный воевода, почтенный бывшими прежде нас царями! Вот настал день жертвы и празднества. Итак, всенародно принеси жертвы богам, дабы все жители видели твое благоговение к ним и чрез это стали бы еще более старательными и усердными в своих жертвоприношениях. В то время, как царь говорил это, один из стоявших здесь сотников, по имени Максентий, сказал ему: – Клянусь великими богами, царь, обманут ныне ты этим нечестивым Феодором. Ибо я вчера видел золотую голову богини Артемиды 1265 в руках одного нищего, который шёл и радовался. Я спросил: где ты ее нашел? А он мне сказал, что ее дал ему Феодор Стратилат. Услышав это, царь Ликиний содрогнулся и, недоумевая, долгое время молчал. Тогда святой Феодор сказал ему: – Вот что для меня сила Христа: всё то, что Максентий сотник сказал тебе, царь, – всё это правда, и я хорошо поступил, разбив твоих идолов. Ибо, если они сами себе не могли помочь, будучи сокрушаемы, то как они могут подать помощь тебе? Ликиний, выслушав такой ответ святого Феодора, оставался некоторое время безгласным, как бы человек немой и потерявши рассудок. Сидя в большой печали и облокотив голову свою на правую руку, скорбя и сетуя, он, наконец, произнес:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Потом беседуя со своим конём как бы с человеком, он сказал: – Мы знаем, что Божия власть и сила существуют во всех, и в людях и в скоте, итак помогай мне, при помощи Христа, да одолею я врага. Конь, выслушав слова господина своего, остановился, ожидая появления змия. Тогда мученик Христов, приблизившись к пропасти, воззвал громогласно к змию: – Тебе говорю и повелеваю именем Господа нашего Иисуса Христа, распявшегося добровольно за род человеческий, выйди из логовища своего и приползи ко мне. Змий, услышав голос святого, зашевелился, и тотчас земля на том месте потряслась. Святой же Феодор, назнаменовав себя крестным знамением, сел на коня, который, терзая и попирая вышедшего змия, встал на него всеми четырьмя копытами. Тогда воин Христов Феодор поразил змия мечом и, убив его, произнес: – Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты услышал меня в час сей и даровал мне победу над змием! После этого он благополучно возвратился к полку своему, радуясь и славя Бога. Граждане Евхаит и окрестные жители, услышав об этом, вышли на то поле и, увидев змия убитым святым Феодором, удивлялись и взывали: – Велик Бог Феодоров! Тогда уверовало во Христа множество из народа, и особенно воины, и все они, крестившись, стали единым стадом Христовым, прославляя Отца и Сына и Святого Духа. После этого святой Феодор, проживая в Гераклее, проповедовал Христа истинного Бога, и многие из язычников обращались ко Христу. Каждый день граждане собирались для крещения, и уже почти вся Гераклея приняла святую веру. Услышав обо всем этом, нечестивый царь Ликиний весьма огорчился и послал из Никомидии, где он тогда сам пребывал, в Гераклею сановников с телохранителями своими, дабы они, взяв Феодора Стратилата, привели его к нему с честью. Когда они пришли в Гераклею, святой Феодор принял их с почетом: он угостил их и каждому дал по подарку, как слугам царя. Потом они стали звать святого к Ликинию: – Иди, – говорили они, – в Никомидию, к царю, который тебя так любит; ибо он, услышав о твоей храбрости, о красоте и премудрости твоей, весьма желает видеть тебя, намереваясь почтить твою доблесть достойною почестью и дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мощи его под спудом и мраморная плита над ними по временам источает миро. Христ. Чтен. 1863 г. Ч. I. стр. 439.     Св. мученики 1003. Страдание их, вероятно, описано египтянином, потому и месяц выставлен египетский. Страдавшие, может, были частию из Египта или мощи некоторых из них перенесены в Египет. «Простота и краткость изложения, точность в обозначении времени страдания и свидетельство Евсевия (Ц. И. кн. гл. 6) о множестве пострадавших в Никомидии при самом начале Диоклитианова гонения указывают на древность сего сказания». Св. Дим. Ростовский стр. 159. В месяцеслове Василия и в греч: минеях ошибочно поставлено 3000 мучеников вместо 1003 (χιλιων τριν вместо χιλιων και τριν); неверно мученик Петр назван архиепископом александрийским; память сего Петра у нас 28 декабря. Сн. 2 сентября о 3618 мучениках. 8     Св. Феодор стратилат. Он замучен 8 февр. в субботу в 3 час дня. Это должно быть по вычислению в 319 году. Страдания его описаны очевидцем слугою святого Уаром писцом, которого св. Феодор просил написать день его кончины и положить мощи его в Евхаитах. Впоследствии император Иоанн Цимисхий (969—976) за помощь, оказанную ему св. Феодором, поражавшим во время войны с русскими ряды их воздвиг великолепный храм великомученику на месте устаревшего прежнего и назвал город вместо Евхаит Феодорополем. Св. Феодор издревле считался патроном воинов. Уар в некоторых рукописях и у Никодима называется Авгарь, что значит: преданный роскоши, по толкованию Исихияа. (сн. у Ассемани о смешении актов у Фабриции двух Феодоров Тирона и Стратилата. Calend. Т. VI. 118.) Паломник Антоний, бывший в 1200 г. в Царьграде, пишет: «у Вдахерны во церковных палатах ер. Феодор стратилат лежит и щит и меч его туже». Когда мощи его перенесены из Евхаит в Царьград, неизвестно.     Св. прор. Захария. У Созомена говорится об обретении мощей прор. Захарии при импер. Гонории, но не сего, а убитого царем Иоасом (кн. 9, гл. 17). В Деян. св. (Sepm. 11. 655) разбираются мнения о Захарии, убитом между церковию и алтарем (Мр. 2335), и автор склоняется в той мысли, что Спаситель здесь разумел сего Захарию пророка из 12.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Феодор Стратилат и Феодор Тирон различного происхождения. Первый был родом из Евхаит, жил в Гераклее и принял мученический венец при Лицинии или Ликинии. Другой был родом из Амасии и пострадал при Максимилиане Галерии. 2176 Память св. Феодора Стратилата в Евхаитах по греческой менологии чествуется 8 февраля, а по латинской 7 февраля, что отмечено в Kalendaria ecclesiae universae (t. VI, стр. 117–119). Под 8 июня в Аста’х Sanctorum читается: Theodorus dux Euchaitae natus ac sepultus fuit. Εχατ μν γεγονς κα τ γνος κεθεν λκων, ν ρακλε δ τ κατ Πντον κειμνη τς διατριβς ποιομενος. Феодора Тирона Греки поминают 17 февраля и в первую субботу великого поста, а латиняне 9 ноября. В некоторых древних месяцесловах, по словам арх. Сергия, автора «Полного месяцеслова Востока», празднование сему святому 17 февраля не находится. В грузинском списке жития св. Феодора, действительно, не имеется указания о —328— чествовании его памяти 17 февраля и отнесено оно лишь к субботе на первой неделе великого постА.По чествованию памяти св. великомученика Феодора можно было бы заключить, что иверское житие посвящено Феодору Тирону, однако по прозвищу своему «Стратион» он напоминает Стратилата. Очевидно, произошла контаминация житий двух одноименных святых и смешение их, известное еще Фабрицию. Он сообщает: Theodori M-ris(a) vita: λλ’ ο πντιμος μν και. ρς auctor Ioannes Euchaitorum Metropolita Theodori(b) το πεζο (ejusdem cum priore) παρ’ μν δ’ον, ο σπανα τ καλ; auctor idem Theodori (c) militum praefecti, fire Theodori Tyronis, Martyris, Heracleae sub Imp. Licinio, primo Sabbato Ieijunii… По армянскому житию св. Феодор Стратилат – племянник св. Феодора Тирона, память которого воспоминается в субботу 1-й недели великого поста. Страдания Феодора Стратилата описаны его слугою Уаром. Страдания же Феодора описаны очевидцем, ибо он говорит: «видехом честную и святую его душу, аки молнию вземшуюся на небеса». Почти такими же словами оканчивается иверский список жития св. Феодора: видели мы исходящую из него душу в виде молнии. Таким образом, конец жития, равно как и чествования памяти в субботу 1-ой седьмицы великого поста, свидетельствует, что в нём речь идет о Феодоре Тироне. Однако начало жития по грузинскому переводу не соответствует известному на греческом и славянском языках изложению событий из жизни Феодора Тирона, равно как это начало жития не находит параллели в описании Деяний Феодора Стратилата. Грузинское житие открывается словами: «В то время, когда св. апостол Андрей прибыл в Амасию, рукоположил св. Федимоса в епископы и, оставив его вместо себя, отправился в Синопию, где, известно, он сотворил много чудес».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всегда в любом обществе существовали определенные взаимоотношения между Церковью и властью. Не может быть так, чтобы между ними не было никаких взаимоотношений: это противоестественно. Просто власть далеко не всегда была богоборческой. Начиная с Миланского эдикта 82 , когда борьба против Церкви и целенаправленные гонения на нее остановились, соответственно, другой характер стали носить и взаимоотношения. И христианские мученики тоже сотрудничали с властями. Великомученик Георгий 83 был полководцем какой армии – христианской или языческой? Языческой, как и Феодор Тирон 84 , Феодор Стратилат 85 и Андрей Стратилат 86 . Великомученик и целитель Пантелеймон 87 был врачом какого императора – христианского или языческого? Языческого. Они тоже сотрудничали с властями, если переходить на этот язык. Поэтому обвинения в этом случае звучат абсурдно. – Если это абсурд, тогда почему откололась Зарубежная Церковь ? Разве не сотрудничество российского священноначалия с большевиками стало официальной причиной раскола? – Что касается «зарубежников», дело не в том, что они откололись, а в том, что, оказавшись за пределами Отечества и оставаясь юридически и мистически частью Русской Православной Церкви, они позволяли себе те высказывания, те выступления, за которые священники, епископы, а порой даже миряне Русской Православной Церкви, оставшиеся здесь, платили собственной жизнью, собственной кровью и собственными страданиями. И естественно, это привело к обращению Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России 88 (так в начале XX века обозначался титул русских Патриархов), к митрополиту Антонию (Храповицкому) 89 и другим иерархам, оказавшимся за рубежом, с просьбой от таких выступлений и высказываний воздерживаться. Представьте себе, что вы по стечению обстоятельств в числе других заложников оказались во власти террористов, которые обещают вам жизнь, если по освобождении вы не будете вредить им. И перед всеми заложниками тяжелейший выбор и сложнейшая задача – как себя не потерять, не сломаться и при этом остаться в живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

Среди других изображений киприотов наиболее выделяется портрет св. Иоанна Лампадиста на юго-зап. лопатке зап. стены с уточняющим место его происхождения эпитетом - « μαραθετις», т. е. житель долины Маратаса. Он представлен молодым, безбородым, с длинными волосами и гуменцом на макушке главы, в хитоне и стихаре. На юж. столбе, у входа в наос, помещен образ Христа Милостивого (Елеимон), Его хитон и гиматий имеют золотистую разделку, по иконографии и стилю изображение повторяет фигуру Спасителя в росписях ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1105/06). Единственное датированное изображение в наосе - образы апостолов Петра и Павла на южном подкупольном столбе, находящемся на одной линии с иконостасом: к ногам ап. Петра припадает миниатюрная фигурка донатора, инока Филофея, рядом дата - 1633 г. Расположение в этой части храма на столь почетном месте изображения апостолов указывает на чрезвычайные обстоятельства создания этой фрески, поскольку традиционно здесь должны находиться образы Христа и Богоматери. У левой ноги ап. Петра оставил надпись Григорович-Барский, посетивший храм 30 июля 1735 г. Великомученики Феодор Стратилат и Георгий Победоносец. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». 2-я пол. XIV в. Великомученики Феодор Стратилат и Георгий Победоносец. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». 2-я пол. XIV в. Наиболее известный памятник иконописи, происходящий из храма,- больших размеров (ок. 2 м в высоту) икона свт. Николая Чудотворца с житием (находилась в нартексе), одна из наиболее ранних в житийной иконографии святого (2-я пол. XIII в., ныне в Византийском музее культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия). Над головой святого в центре надпись, именующая святого тем же эпитетом, к-рый носит и церковь - « τς Στγης». Икона, созданная для правосл. храма, уникальна помимо прочего наличием портрета ее заказчика, рыцаря-феодала, латинянина по происхождению. Его портрет по зап. традиции размещен у ног святого, напротив ктитора изображены его супруга и наследник, за его спиной в нижнем левом клейме - конь рыцаря.

http://pravenc.ru/text/2566148.html

8-го числа Святого великомученика Феодора Стратилата Уроженец Евхаит, Феодор, храбрый и мудрый военачальник, получил достоинство воеводы (по-гречески стратилата) в городе Ираклии Понтийской (ныне Пендераклия). Живя тут, Феодор проповедовал о Христе и многих приводил к святой вере. Ликиний, император, желая поддержать язычество, наперекор Константину соимператору, поддерживавшему христианство , преследовал особенно епископов и военных из христиан. В 319 году он лично посетил Ираклию, чтобы своим присутствием ободрить унывавших поборников язычества и увериться в образе мыслей воеводы Ираклийского, о котором дошли к нему неприятные слухи. Сев на уготованное посреди города высокое место, он произнес хвалебную речь городу и сказал «нигде не почитаются боги, как здесь. Это место самое приличное, это город самый достойный для служения богам. Великий бог Иракл и возлюбил этот город и назвал его своим именем, а тебе, Феодор, достойно владеть этим городом и таким благочестивым народом. И теперь, докажи любовь твою к богам пред нами и принеси им жертвы! Пусть народ увидит твое усердие к богам и узнает, какой ты искренний друг им и доброхот царю!» «Царь! отвечал св. Феодор, дай мне сегодня в дом мой великих богов, золотых и серебряных, которых ты привез с собою! С жертвами и кадилами я поклонюсь им в эту ночь, а потом и торжественно, когда прикажешь, принесу им жертву пред всем народом». – Царь с радостию согласился и велел принесть богов. Взявши их, Феодор дома в ту же ночь разбил их на части и роздал эти ценные части нищим. Чрез два дня Ликиний назначил быть торжественному жертвоприношению и, заняв свое место, сказал Феодору: «теперь принеси жертвы богам, чтобы народ видел твое усердие к ним!» – Но тут подошел к царю сотник и возвестил, что вчера видел он золотую голову богини Артемиды в руках одного нищего, и на вопрос: где приобрел ее? получил ответ, что эту вещь дал ему Феодор Стратилат. Царь от изумления и гнева долго не мог ничего сказать; наконец, обратясь к Феодору, сказал: «так ли благодаришь богов за принятые от них дары? Этого ли ждал я, когда шел сюда из Никомидии? Но я не прощу тебе этого!» Феодор отвечал: «государь, за что гневаешься? Сам рассуди о силе богов твоих, которые нс что иное, как бездушные вещи. Ты скорбишь о богах своих, а я радуюсь о гибели их; ты кланяешься мертвым идолам, а я кланяюсь Богу живому!»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010