В тот же день делегация побывала в городе Саха, расположенном недалеко от монастыря Святой Дамианы. В этом месте находится одна из первых остановок на пути Святого Семейства в Египте. Как известно из Евангелия, Пресвятая Богородица, праведный Иосиф Обручник и Богомладенец Христос, спасаясь от гонений Ирода, вынуждены были бежать в Египет, где скрывались более трех лет. Вначале они шли по северу Синайского полуострова, а затем через дельту Нила, где и остановились в местечке Саха. В отличие от других подобных остановок (всего их было восемнадцать), где, по преданию, Святое Семейство встречало радушный прием местных жителей, здесь оно такового не нашло — никто даже не подал Странникам воды. Но Богомладенец и Пресвятая Дева явили чудо: изнуренная странствованием Мария, большую часть пути несшая Спасителя на руках, поставила Своего Сына на каменистую землю, и оттуда изошел источник. От прикосновения также сохранился отпечаток на камне стопы Богомладенца, благоговейно хранимый египетскими христианами и находящийся в настоящее время в построенном на этом месте коптском храме в честь Пресвятой Богородицы. Паломники из Украины поклонились великой святыне. Митрополит Святогорский Арсений передал в дар храму икону, на которой имеется изображение отпечатка стопы Пресвятой Богородицы в Почаеве, отметив, что история этого чудесного явления очень напоминает то, что произошло две тысячи лет назад на египетской земле. Утром 26 марта делегация посетила монастырь святого великомученика Мины Котуанского, находящийся в пустыне Мариотт близ Александрии. Это одна из современных обителей Коптской Церкви, она построена на месте, где с IV века существовал посвященный этому угоднику Божию храм. Святой Мина сегодня является одним из самых любимых коптским народом небесных заступников: его имя дают детям во время крещения и монахам при пострижении, в честь этого угодника Божия воздвигают приходские церкви. Когда-то его почитание как одного из первых христианских мучеников было особенно распространено и в землях исторической Руси, включая пределы нынешней Украины.

http://patriarchia.ru/db/text/5796050.ht...

102 Полностью рассказ об отце Никодиме из собственноручных келейных записок старца Иеронима см. на с. 419. 103 Граф Н. П. Игнатьев (1832 – 1908) – российский посол в Константинополе в 1864 –1877 годах, министр внутренних дел в 1881 –1882 годах, великий благодетель и покровитель Пантелеймоновой обители и всех русских на Афоне. – Примеч. сост 110 Арсений, иеромонах. Письма с Афона к новообратившимся из разных сект русского раскола к Православной Церкви Душеполезное чтение. М., 1884. 4.2. С. 203–204, 207, 318–327. 112 Воспоминания душевных впечатлений при поклонении святыне на Востоке иеросхимонаха А...я. М., 1880. С. 29 –30. 116 Из писем отца Макария к игумении Лидии от 22 октября 1858 года, 21 июля 1859 года, 8 сентября 1860 года. 117 События этой главы, а также следующей приводятся нами в основном по рукописям отца Азария и отца Мины. 119 «Первейшие из братий [греков] старались убеждать смущающихся чрез одного архиерея, который, хотя жил на Карее, считался нашим сокиновиатом и содержание получал из монастыря, но, посещая монастырь, говорил от лица игумена, что их дело правое...» – пишет отец Мина. 120 По поводу вопроса об Афонском монастыре святого Пантелеймона: Статьи Любителя истины. СПб., 1875. С. 59. 129 Эта записка отца Иеронима и его письмо монаху Венедикту (см. с. 774) предоставлены Институтом рукописей им. К. С. Кекелидзе АН Грузии (Тбилиси). Рукопись Q-151a. 133 1 О том, с каким покаянным чувством братия Русского монастыря восприняла гибель судна, можно судить по записи из дневника 1866 года монаха Мелетия (в схиме Михаил): «30 октября, то есть на другой день после пострижения меня, окаянного, в великий ангельский образ... в Мраморном море погибло наше монастырское судно, нагруженное пшеницей, которая вместе с судном стоила около 12 тысяч рублей. Потеря нашей обители чувствительная. Но случилась она попущением Божиим за мои беззакония, за которые я уже было находился близ адской темницы и только чрез молитвы моих отцов возвращен паки к жизни. Итак, я думаю, вместо моей душевной погибели Бог наказал обитель нашу гибелью судна...» (Душеполезный собеседник. 1913. Вып. И. С. 399). – Примеч. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

В храме достопримечательны: 1) напрестольный крест, четвероконечный, существующий около 200 лет; 2) запрестольный крест, в серебряной ризе, с иконами Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила, Илии, апостолов Петра и Павла и великомученика Георгия. Надпись на кресте показывает, что он, 1813 г. сентября 14-го был взят в области шведской, в окрестностях Нейшлота, капитаном Преображенского полка Василием Корчминым. Риза на кресте устроена в 1833 г. помещиком Ефремовым, при участии священника Василия Передольского; 3) напрестольное евангелие. Киев 1696 г.; 4) крашенинная фелонь, с белыми, по красному полю, цветами, на холщовой подкладке, доходящая спереди и сзади до полу. Ее будто бы пожертвовал Алексей Петрович; 5) брачные венцы – дар Царевича, в виде жестяных колец, с образами на овальных дощечках; 6) колокол ежедневный в 15 пудов, пожертвованный Феодором Иоанновичем (1588) в новгородский Антониев монастырь, и переданный сюда в 1713 г.; 7) колокол в 10 пудов, вылитый в 1619 г. с следующей надписью: «Laudo Deum, populuin soco. En ego campana nunguam denuncio vana. Congrego devum (?). Anno dom. 1619 iuni. Iosephi Henrici Ledio fusa in Limingo». Причт сперва состоял из священника, дьячка и пономаря; в 1785 г. учреждена должность диакона. Ныне причт составляют: священник Николай Иванович Первенский, штатный псаломщик Феодор Дамаскинский и сверхштатный Петр Пруденский. Из прежних священников известны: Никита, служивший, вероятно, при Грезневой церкви; Иоанн, Григорий, Феодор Федотов, освятивший, в 1713 г., церковь Рождества Богородицы; Мина Савельев; Петр Иоаннов († 1804 или 1805); Василий Агапович Передольский, † 1839 г., Феодор Афанасьевич Румянцев, переведенный в 1855 г. на другое место; Владимир Васильевич Тихонравов, переменившийся местом с священником города Гапсаля; Петр Григорьевич Свиткин, перешедший из Гапсаля и умерший в 1862 г. от чахотки. До штатов причт содержался доходами, довольно значительными; с 1843 г. причт получает жалованье, по 3 разряду, 323 р. с. в год. Доход за требы, простирается до 600 руб. в год на всех. Церковной земли 27 десятин 1600 кв. с. Из них усадебной 1056 саж., пахотной 9 дес. 544 саж., пастбищной 4 дес., под мелким лесом 7 десятин. Причт помещается в собственных домах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Один из подвижников Почаевской горы около 1340 года удостоился Божественного откровения. Однажды после молитвы он вздумал взойти на вершину и вдруг увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Изумленный старец тотчас позвал жившего с ним брата. Это видел и пастух Иоанн Босой с отроками, пасший стадо под горою. Он поспешил подняться на гору и увидел там двух иноков, прославлявших Богоматерь. Пресвятая Дева на поверхности камня оставила оттиск правой стопы Своей, наполненный с тех пор прозрачной водой. С этого времени Почаевская гора сделалась селением Божественной славы, а след стопы Богоматери – неоскудевающим источником чудес. В этой стопе Богоматери до сих пор находится вода – великая святыня горы Почаевской. В 1559 году греческий (по другим источникам – болгарский) митрополит Неофит, путешествующий по России, приехал на Волынь. По внушению свыше в благодарность за гостеприимство, которое оказала ему в своём имении Орля, недалеко от Почаева, благочестивая дворянка Анна Гойская, владыка благословил её иконою Пресвятой Богородицы. Эта икона, привезённая им из Константинополя, написана была масляными красками в строго византийском стиле, на простой липовой доске. Размеры её небольшие – 61/4 и 51/6 вершков. Первоначально икона была покрыта тонким серебряным покрытием, сделанным наподобие ризы. Но со временем эта риза обветшала и впоследствии была заменена новой, сделанной из жемчуга, а затем – золотой, украшенной драгоценными камнями, после пожара 1869 года, повредившего прежнюю ризу, но не коснувшегося самого образа. Икона (типа «Умиление») изображает Матерь Божию в пояс, с Предвечным Младенцем на правой руке. В левой руке Богоматерь держит плат, которым прикрыты ноги и спина Младенца. Богомладенец положил левую руку на плечо Матери, а правой благословляет. Матерь Божия преклонила голову к головке Сына, выражая Свою сердечную любовь к Нему. Кроме того, на иконе Почаевской находится ещё семь миниатюрных изображений святых угодников. Справа, как гласит надпись по-русски, изображён в рост пророк Илия, под ним мученик Мина, слева – первомученик Стефан, под ним – преподобный Авраамий; внизу же иконы – лики трёх святых жен: великомученицы Екатерины и великомучениц Параскевы и Ирины. Подобно Богоматери, нижние изображения святых жен написаны также в пояс. Скорее всего, это была семейная икона, может быть, принадлежащая роду самого Неофита.

http://pravoslavie.ru/122862.html

240 См.: 328А-В. Максим здесь оспаривает только то, что послание Мины было вручено папе Вигилию. Факт же написания послания Миной он не отрицает. 241 Папа Вигилий подготовил отлучение патриарха Мины еще 17 августа 551 г., когда укрылся в базилику св. Петра, находившуюся во дворце «Ормизда». Спустя некоторое время он переправился через Босфор и укрылся в храме великомученицы Евфимии, откуда в январе 552 г. опубликовал осуждение Феодора Аскиды и Мины Константинопольского, составленное им прежде. Патриарх Мина умер в августе 552 г., преемником его стал Евтихий. Он не торопился входить в сношение с Вигилием, и только 6 января 553 г. подал папе православное исповедание веры. Вигилий выразил удовлетворение и счел раскол прекращенным (см.: Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. IV. М., 1994. С. 405–407). 242 26 мая 553 г. по предложению императора Юстиниана V Вселенский собор признал папу Вигилия, отказавшегося принять постановления Собора, заслуживающим низложения и постановил исключить имя его из диптихов. Бывшие в Константинополе западные епископы и клирики, несогласные с решениями Собора, были сосланы, некоторые из них – на рудники. Вигилий был отправлен в заточение. Только после всего этого, 8 декабря 553 г., он написал послание Евтихию Константинопольскому , в котором отказался от своих мнений; впрочем, в послании западным епископам (от 23 февраля 554 г.) он дал пререкаемым вопросам относительно т. н. Трех Глав свое, отличное от точки зрения Собора, толкование. Впрочем, формально его примирение с византийцами произошло, и вскоре, 7 июля 555 г. по дороге в Рим он умер (см.: Болотов В. В. Указ. соч. С. 427–428). 243 Хотя, как мы отметили выше, сломить в этом случае пытались не самого папу, а его соратника, Максима. 244 См.: HalleuxA. D. La distinction des natures du Christ «par la seule pensee» aucinquieme concile oecumenique//Persona si comuniune. Prinos de cinstire Parintelui Professor Academician Dumitru Staniloae la implinirea vurstei de 90 de ani [Melanges Staniloae]/Ed. A. Plamadeala. Sibiu, 1993. P. 313.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Разделы портала «Азбука веры» 29 Июн 2022 Фото: orthodoxie.com В ходе визита в Каир (Египет) Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида, Коптская церковь передала Московскому Патриархату храм великомученика и чудотворца Мины и папы Кириллоса VI («Мар-Мина») в Гизе. 25 июня 2022 года владыка отслужил в нем первую Божественную литургию в статусе экзарха на африканской земле. Об этом пишет сайт «Православная жизнь» . За богослужением молились российский посол в Египте, сотрудники дипломатического ведомства, прихожане. О передаче храма святого Мины в качестве подворья Северо-Африканской епархии экзархата РПЦ сообщил иерарх Коптской церкви епископ Гизский Феодосий, приветствовавший митрополита Леонида. В ответном слове экзарх рассказал об особых, добрых и братских отношениях с коптскими христианами и отметил, что они в нынешнее непростое время являются одними из «ключевых партнеров» Русской Православной Церкви. «Когда мы получили этот добрый сигнал от Его Святейшества Патриарха [Коптского] Тавадроса о том, что мы можем в одном из подворий Коптской церкви совершать богослужения и получить это в безвозмездное пользование, мы, конечно, очень были рады. В ответ в Москве мы также предпринимаем всевозможные усилия для того, чтобы Коптская церковь чувствовала себя так же уютно на земле российской, как она чувствует у себя дома на земле египетской», — особо отметил митрополит Леонид. На следующий день, 26 июня, митрополит Леонид встретился с главой Центрального управления Высшего совета по исламским делам, заместителем министра вакуфов Египта шейхом Нурэддином Канави. Во время встречи экзарх сообщил, что Русская Православная Церковь обратится к президенту Египта с просьбой о выделении в Новом Каире участка под административно-духовный центр. «Для нас это очень важно», − подчеркнул иерарх. Шейх Нуреддин пообещал содействовать Русской Православной Церкви в достижении ее целей. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/kopty-peredali-rus...

«Зосимы и Саватеи соловецких чюдотворцов» («вверху во облаце образ Спасов»). Из этих (?) образов пять были на золоте 429 . На третьей стороне столба было 23 образа на золоте и красках, и позади того же столба (т. е. на стороне, видимой с западного входа, местный образ: «Евлогиево видение», а поверх его в киоте: a) Воскресение Христово, «во облаце Троица святая», б) Одигитрия и в) преподобные Александр Свирский и Кирилл чудотворец 430 . С четвертой стороны столба (к правому клиросу) помещался местный образ: а) «Корень Иосеев, на золоте», б) «образ Пречистые Богородицы Одегитрия в киоте, а на поле преподобный Кирил чюдотворец», в) «в киоте ж образ Иванна Предотечи да преподобная Евдокея да мученица Ва(р)вара на одной цке», е) «образ Кирила чюдотворца, на поле великомученица Екатерина», д) «образ собор Иванна Предотечи», е) «образ Иванна Богослова» и ж) «образ Марьи Египетские» 431 . К 1621 году иконописные украшения левого столба значительно изменились как по своему содержанию, так и по своей численности. Над левым крылосом (т. е. на стороне, обращенной к иконостасу) был помещен киот с 21 пядницами, изображавшими по преимуществу святых русских и Богоматерь, именно: а) «образ Пречистые Богородицы Умиление, казанская», б) образ «Воплощение», в) св. Петр и Алексий, митрополиты московские, а над главами их – «Спасов образ», г) св. Зосима и Савватий Соловецкие, над ними «во облаце Спасов образ», д) «мученик Христов Хрисанф и Дария, во облаце святая Троица», е) св. Николай чудотворец, (поясной образ) «над главою его Спасов образ, по полям Пречистая Богородица и Иван Предтеча, два архангела, два апостола, все выбиты по басме», ж) св. Варлам Хутынский, «во облаце Спасов образ», 8) св. Кирилл чудотворец, з) Одигитрия «на поле Кирил чюдотворец», и) Умиление, и) св. Иоанн Богослов, к) св. Леонтий Ростовский, л) св. Мина «Христов мученик», м) св. Варлаам Хутынский, «во облаце Спасов образ», н) св. Георгий великомученик, о) «София Премудрость Божия», п) Ярославские чудотворцы, «во облаце Спасов образ», р) св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Перевод: Мучениями ужасными и доблестью терпения ты всех поразил, многострадальный, претерпев отсечение каждой части тела, ты изрек преудивительные благодарственные молитвы Господу. Потому в мученичестве твоем получил венец и к престолу взошел Небесного Царя Христа Бога, Иаков, Его моли о спасении душ наших. Иоанну Новому, Сочавскому, глас 4 Житие на земли добре окормляя, страдальче,/милостынями, и частыми молитвами, и слезами,/паки же ко страданию мужески устремився,/персское обличил еси нечестие./Темже Церкве был еси утверждение/и христиан похвало,// Иоанне приснопамятне. Перевод: Земную жизнь верно направляя, мученик, милостынями, частыми молитвами и слезами, но сверх того ты мужественно устремился к мученичеству, обличив нечестие персов. Потому ты стал крепостью Церкви и славой христиан, Иоанн всегда вспоминаемый. Мине Котуанскому, глас 4 Яко Безплотным собеседника/и страстотерпцем единовсельника,/сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя,/мира мирови испроси//и душам нашим велия милости. Перевод: Как Бесплотных собеседника и поселившегося вместе с мучениками, собравшиеся с верой, Мина, прославляем тебя, мира испроси миру и душам нашим великую милость. Никите Готфскому, глас 4 Крест Христов, яко некое оружие усердно восприим,/и к борению врагов притекл еси,/и за Христа пострадав,/последи огнем священную твою душу Господу предал еси:/отонудуже и даров исцеления/от Него сподобился еси прияти,/великомучениче Никито./Моли Христа Бога//спастися душам нашим. Перевод: Крест Христов, как будто оружие смело взяв, на битву против врагов ты поспешил и за Христа пострадал, после чего и священную твою душу отдал Господу, потому и удостоился от Него получить дар исцелений, великомученик Никита. Моли Христа Бога о спасении душ наших. Николаю Софийскому, глас 3 Зарею Духа обогатився, славне,/и оттуду восприим дерзновение,/исповедал еси на судищи мужески Троицу Единосущную,/темже и камением побиваемь,/не покорился еси./Огнем же сожигаемь,/обличил еси прелесть безбожных,/многострадальне святе Николае./Сего ради молим тя:/испроси душам нашим//велию милость.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-vel...

muto – «менять»). Такие комнатки были при каждом тронном зале; 2) пристройка на южной стороне константинопольской Великой церкви, где византийские император отдыхал и разоблачался после окончания церковной службы, в которой он принимал участие. Мутафчиев Петр (1883–1943 гг.) – крупнейший болгарский византинист. В 1922–1930 гг. работал в Институте среднегреческой филологии в Мюнхене (Германия). Профессор (с 1927 г) Софийского университета по кафедре истории восточной Европы, где читал лекции по византийской истории и культуре (цикл его лекций по истории Византии 395–1204 гг. был издан посмертно). Как исследователь занимался изучением Земледельческого закона и проблемами военной истории Византии XIII-XIV вв. Мухаммед – см.: ислам, мусульмане, Мекка и Медина, хиджра. Мученики – они же священномученики, большинство святых, те, кто претерпел страдания и смерть во имя Христа, за христианскую веру, за отказ от служения языческим идолам. Претерпевшие их одними из самых первых, в эпоху раннего христианства – первомученики (см.: протомартирий), претерпевшие особенно жестокие муки – великомученики. В их числе целитель Пантелеймон, Георгий, Феодор, Мина, Димитрий, святые Варвара и Екатерина. Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики – в монашеском постриге. См.: канонизация, мартирий. Мушарабы – подвесные закрытые балконы-башенки на оборонительных стенах или башнях средневекового замка, откуда было удобно вести боковой обстрел противника. Мыло – на Древнем Востоке и в Египте были известны только мылообразные продукты, содержащие щелочи. Их использовали как для поддержания чистоты, так и в лечебных целях. Греческие и римские писатели упоминали смегму, соду, головную помаду (sapo) u др. Вряд ли речь шла о настоящем М. Античное и средневековое мыло приготовляли посредством варки жиров со щелоком (древесной золой). На его основе в Византии делали мыльный порошок и жидкий мыльный экстракт, считавшийся ядовитым. См.: сапонопрат. Мэнго (Mango) Кирил – крупный английский византинист последней трети ХХ – начала XXI вв., известен своими работами по византийской архитектуре больших и малых форм, памятникам Константинополя и его окрестностей, подборкой искусствоведческих текстов, изданием письменных источников, например, «Хронографии» Феофана Исповедника .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Итак, в руках у мучеников может быть крест, в ранних памятниках – венок. А еще? – Достаточно в позднее время в руках у мучеников и мучениц может изображаться свиток или кодекс, где указывается, за что они пострадали. Мы знаем много икон XVI века, особенно великомученицы Параскева, в руках со свитком, на котором – Символ веры, ведь Параскева пострадала за веру в единого Бога. Вмц. Параскева с житием. XVI в. Музей-заповедник «Дмитровский кремль» Вмц. Параскева Пятница. Русский Север. Начало XVI в. ГИМ Однако нельзя говорить, что ранее подобного не было совсем. Еще в миланских мозаиках V века мы видим у мучеников книгу с надписями. – Какую роль играет цвет в иконах мучеников? – Какая-то деталь одежды (например, плащ) может быть у мученика красного цвета, но все-таки красный цвет – не обязательный атрибут. В иконографии конкретных святых есть те или иные цвета, которые чаще имеют место быть при изображении этих святых. Иногда цвета могут быть вариативными. Например, нижняя одежда теплых оттенков, а верхняя – холодных. Или наоборот. Чем более почитаемый святой, тем у него складывается более стабильная традиция цвета одежд. – Мы в основном говорили про иконографию мирян. А какие особенности есть в иконографии преподобномучеников и священномучеников? Какая-то деталь одежды может быть у мученика красного цвета, но все-таки красный цвет – не обязательный атрибут – Чаще всего они изображаются в своих одеждах – преподобнических, священнических, в одеяниях святителя, диакона. При этом у них гораздо реже в руках встречается крест как атрибут мученичества. Особенно у святителей и священников. Хотя есть немногочисленные примеры, где это имеет место. А вот сегодня мы в большинстве случаем можем увидеть крест в руках новомучеников. Тем самым подчеркивается факт мученичества. Мчч. Мина, Ермоген и Евграф. Греция, XV (?) в. Монастырь Ватопед Сщмч. Василий Сыпановский. Алешин А.В. Фреска собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2005 г. Мч. Исавр. Фреска монастыря Водоча. Северная Македония. 1-я пол. XI в.

http://pravoslavie.ru/159636.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010