В 1872 году он действительно приехал на Афон и присоединился к своим братьям. Старцы монастыря с любовью приняли Михаила и определили на послушание в трапезную. 15 февраля 1874 года его постригли в мантию с именем Мина. Вскоре он был отправлен на московское подворье монастыря, где принимал активное участие в строительстве часовни святого великомученика Пантелеимона у Владимирских ворот. После окончания Русско-турецкой войны он вернулся на Афон. «Любознательный от природы, очень начитанный и усердный писака, отец Мина долгое время состоял при покойном игумене отце Макарии в качестве личного секретаря. По своей любознательности он переписывал каждую исходящую и входящую бумагу игумена в особую, специально заведенную для этого книгу, куда, кроме того, попадали и другие бумаги, письма и даже выдержки из газет, так или иначе относящиеся к истории монастыря. Таким образом и составился обширный сборник весьма любопытного характера, который при другом к нему отношении навсегда был бы утрачен для истории монастыря» 129 . Отец Мина написал книгу «Указание особенностей церковного богослужения на Афоне», которая была издана в Москве. Он оставил после себя также несколько рукописных томов разнообразного содержания. В них были сведения по истории монастыря, описание монастыря, описание храмов и церквей монастыря и многое другое 130 . Он первым в монастыре начал систематическую регистрацию братии, завел так называемый монахологий 131 и тем самым способствовал сохранению информации о насельниках монастыря. Отец Мина обладал необыкновенной памятью, знал всех келиотов и братию и составил краткие жизнеописания многих из них. Отец Мина был рукоположен в иеродиакона 10 февраля 1880 года, а в иеромонаха – 14 сентября 1882 года. Вот что он пишет по этому поводу своему брату отцу Агафодору: «Я, совершенно неожиданно для меня, 14 сентября был рукоположен во пресвитера... Так, верно, угодно Господу Богу, я не искал, и не желал, и боялся принять такой великий сан, ибо я человек слабосильный и немощный, а быть совершителем Святых Великих Таинств – великая ответственность. И ответ за них нужно отдавать перед Господом. Прошу тебя, помолись за меня, дабы Господь подкрепил мои немощи и сподобил достойно предстоять пред Святым Престолом величия Божия. Голова моя идет кругом, и думается, не сон ли это?» 132

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

11-е Святого великомученика Мины Мина, родом Египтянин христианской веры, служил в войске, но когда изданы были указы Диоклитиана против исповедующих христианство , оставил военную службу и в пустыне угождал Богу. Однажды в городе Котуане совершался праздник языческий, сопровождавшийся, по обычаю, пьянством и распутством. Среди неистовой толпы появился Мина и стал обличать идолопоклонников. Его узнали сослуживцы, и градоначальник, после краткого допроса, велел отвесть его в тюрьму. В следующее утро его вывели на суд, и градоначальник, не могши преклонить его к нечестию словами, приказал бить его воловьими жилами и жечь тело огнем. Наконец оказал: «Мина! выбирай одно из двух: или будь нашим, и мы перестанем тебя мучить, или оставайся Христовым и гибни». Мина отвечал: «я был Христовым, остаюсь и останусь Христовым». Тогда велено его влачить по земле, усыпанной крючками, трезубцами и гвоздями железными, наконец обезглавить и сжечь (304 года). Это было во Фригии. Некоторые останки тела его собраны верными и принесены в Египет, в отечество его – в город Александрию, и положены в честном месте, на котором впоследствии устроена и церковь (см. жизнь св. Аполлинарии 5-го января). Преподобного Феодора Студита Феодор, по прозванию Студит, как восстановитель и настоятель впоследствии Студийского монастыря 163 , – родился в Константинополе в 758 году и стараниями своих благородных и богатых родителей получил хорошее многостороннее образование, которое самостоятельно, при помощи избранного чтения, значительно дополнил и утвердил. Усовершенствовавшись вместе с тем и в благочестии, Феодор на 32-м году своей жизни вместе с супругою своею Анною решились посвятить себя иноческой жизни. Удалясь вместе с своим родным дядею по матери – Платоном (пам. его – 5-го апреля) – в уединенное место, пленившее их своим живописным положением – Саккудиан, близ Константинополя, Феодор под руководством благочестивого Платона, участвовавшего на 7-м Вселенском соборе, предался здесь самым строгим подвигам иночества и притом ревностно продолжал изучать священное Писание, толкования св. отцов и творения Василия Великого . Заслужив своею святою жизнью общее уважение и любовь и посвященный в пресвитера, Феодор еще при жизни своего дяди, хотя и против своей воли, был избран игуменом, как самый достойный и способный для управления обителию и самый желательный для руководства братиею, признанный всеми единодушно, подвижник. И действительно, с неутомимым и беспредельным усердием предался Феодор новой деятельности; под его влиянием строго соблюдались монастырские уставы и быстро подвигалось внутреннее устройство монастыря. Между тем, вскоре предстоял ему новый подвиг... подвиг противодействия нарушителям правды и истины Христовой, подвиг самопожертвования в борьбе с сильными мира, и не устрашился, не уклонился от него строгий ревнитель Божиего закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кроме метафраз блаженный Симеон написал еще несколько слов 839 , молитв 840 , песней 841 , краткие мысли и составил извлечения из творений Василия Великого и Макария Великого . В благодарность «мужу святому, который с большим трудом и потом изобразил мученические подвиги за истину, в хвалу Божию и вечное прославление мучеников», греческие отцы причислили его к лику блаженных и установили день празднования торжества его – 27-го ноября. Симеон преставился в половине Х века. День десятый Святого Нонна, епископа Илиопольского Святой Нонн, прославившийся своею святою жизнью сначала в Тавеннском монастыре, был после того (с 448 г.) епископом в Едессе и потом (с 451 г.) в Илиополе, где обратил в христианство до 30 000 арабов. Последние три года жизни снова украшал собою Едесскую кафедру и мирно скончался в 471 году. О нем упоминается в житии святой Пелагии (8-го октября), которую он обратил на спасительный путь. День одиннадцатый Святого великомученика Мины Мина, родом египтянин христианской веры, служил в войске, но когда изданы были указы Диоклетиана против исповедующих христианство, оставил военную службу и в пустыне угождал Богу. Однажды в городе Котуане совершался праздник языческий, сопровождавшийся, по обычаю, пьянством и распутством. Среди неистовой толпы появился Мина и стал обличать идолопоклонников. Его узнали сослуживцы, и градоначальник, после краткого допроса, велел отвесть его в тюрьму. В следующее утро его вывели на суд, и градоначальник, который не смог преклонить его к нечестию словами, приказал бить его воловьими жилами и жечь тело огнем. Наконец сказал: «Мина! выбирай одно из двух: или будь нашим, и мы перестанем тебя мучить, или оставайся Христовым и гибни». Мина отвечал: «Я был Христовым, остаюсь и останусь Христовым». Тогда велено его влачить по земле, усыпанной крючками, трезубцами и гвоздями железными, наконец обезглавить и сжечь (304 г.). Это было во Фригии. Некоторые останки тела его собраны верными и принесены в Египет, в отечество его – в город Александрию – и положены в честном месте, на котором впоследствии устроена и церковь . День пятнадцатый

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Среди св. воинов и князей М.- седовласый старец с короткой, кудрявой бородой, всклокоченными волосами; он изображен в рост в полном воинском облачении, с копьем, мечом, луком и щитом на вологодской иконе-двухряднице из Входо-Иерусалимской ц. Каргополя (кон. XVI-XVII в., ВГИАХМЗ). Среди св. воинов - на створке складня XVII в. с образом прп. Александра Свирского в среднике (Музей икон, Рекклингхаузен - см.: Бенчев. 2008. С. 285). Как воин, с копьем и щитом, он представлен в росписях собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502, мастер Дионисий с сыновьями), на юго-зап. столбе Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле (1564), в ц. Успения Пресв. Богородицы в Свияжске (кон. XVI в.), на юж. грани сев.-вост. столба собора Смоленского Новодевичьего мон-ря в Москве (кон. XVI в.), на сев.-вост. столбе Успенского собора Московского Кремля (1642-1643), в ц. Воскресения в Ростове (1670-1680), в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря в Костроме (1684; вместе с мч. Саввой Стратилатом) и др. Вмч. Мина, со сценами Жития. Икона. 2-я четв.— сер. XVI в. (ЦМиАР) Вмч. Мина, со сценами Жития. Икона. 2-я четв.— сер. XVI в. (ЦМиАР) Со 2-й пол. XVI в. в рус. искусстве бытуют житийные иконы М. Одна из них, «Великомученик Мина в житии» (2-я пол. XVI в., ЧерМО) происходит из Воскресенского Горицкого мон-ря (см.: Рыбаков А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. 43/44). Клейма: 1. Принесение мощей в отечество; 2, 3. Чудо о спасении задушенного купца; 4, 5. Чудо о Евтропии, обещавшем поставить блюдо в церковь Мины; 6. Чудо о спасении от воина женщины по имени София; 7. Чудо об исцелении хромого и немого; 8. Чудо о самарянке Афракии, спасенной от смерти и обращенной в веру; 9. Чудо об обращении эллина; 10, 11. Чудо о еврее и христианине; 12. Чудо о богатом эллине и бедной вдовице; 13. Чудо об обещанных верблюдах; 14. Чудо о пожертвованных дровах; 15. Чудо об исцелении бесноватого; 16. Чудо об укравшем вепря. Содержание 15 клейм житийной иконы М. (в среднике - в воинских доспехах, с копьем и мечом) из деревянной церкви во имя святого, стоявшей на месте Покровской ц. в с. Данилове Конаковского р-на Тверской обл. (сер. XVI в., ЦМиАР), сосредоточено на сценах мученичества святого и связанным с почитанием его св. мощей Чудом о воскрешении паломника: М. перед языческим судьей; его ведут в темницу; секут воловьими жилами; мучают железными когтями; вновь секут воловьими жилами; поджаривают на огне; снова секут; отрубают голову; погребение М.; обретение его мощей; некий человек плывет поклониться мощам М. с мешком золота для его церкви; человек останавливается на ночь в доме, где его обворовывают и обезглавливают; М. на коне являтеся хозяину дома; он находит в доме голову человека и предлагает убийце покаяться; М. молится Господу о воскрешении человека (см.: Святое воинство: Образы небесных защитников в рус. искусстве XII - нач. XX в. М., 2010. Кат. 42. С. 40, 93).

http://pravenc.ru/text/2563238.html

Святой великомученик Мина, египтянин, был воином и служил в городе Котуане под началом центуриона Фирмилиана во время царствования императоров Диоклитиана и Максимиана (284–305). Когда соправители начали жесточайшее в истории гонение на христиан, святой не пожелал служить гонителям и, оставив службу, удалился в горы, где подвизался в посте и молитве. Однажды во время языческого праздника святой пришел в город, в котором раньше служил. В разгар праздничных игрищ, смотреть которые сошелся весь город, раздался обличающий голос угодника Божия, проповедовавшего веру во Христа, Спасителя мира. Перед судом правителя Пирра святой мужественно исповедал свою веру и сказал, что пришел сюда, чтобы обличить всех в злочестии. Святой Мина отверг предложение принести жертву языческим богам, принял жесточайшие муки, после которых был обезглавлен в 304 году. Тело святого мученика приказано было сжечь. Христиане ночью собрали в погасшем костре уцелевшие останки мученика, которые положили в храм его имени. В Русской Церкви святой великомученик Мина стал особо почитаться после того, как в день его памяти, 11 ноября 1480 года, произошло бегство хана Ахмата от Угры, явившееся одним из окончательных этапов борьбы против монголо-татарского ига. Преподобный Феодор Студит родился в 758 году в Константинополе в семье благочестивых христиан сборщика податей Фотина и Феоктисты. Святой Феодор получил широкое разностороннее образование через обучение у лучших риторов, философов и богословов византийской столицы. В то время в империи распространилась ересь иконоборцев, которую поддерживал император Константин Копроним (741–775). Фотин, ревностный поборник Православия, оставил государственную службу. Вскоре, по обоюдному согласию, родители святого Феодора раздали свое имение бедным и приняли монашеский постриг. Преподобный Феодор, глубоко изучивший Священное Писание , успешно противостоял еретикам-иконоборцам в диспутах о Православной вере. Совершенное ораторское искусство, знакомство с философскими учениями и глубокое знание православной догматики неизменно приносили ему победу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святитель Нектарий рассказал ей, что его собеседником был святой Мина Когда святитель Нектарий понял, что сестра стала свидетелем чуда, он рассказал ей, что его собеседником был святой Мина, и не разрешил до самой своей смерти открывать кому-либо эту историю. Память святого Мины празднуется почти одновременно с памятью святителя Нектария – 11 ноября и 9 ноября. Святой великомученик Мина жил в III веке и служил воином в римском войске. Это очень почитаемый в Греции святой, наряду с другими святыми воинами – Георгием Победоносцем , Димитрием Солунским, Феодором Стратилатом. В монастыре святого Мины Свидетельства о святителе Нектарии Бабушки и дедушки нынешних жителей деревень вокруг монастыря хорошо знали святого, обращались за его молитвенной помощью, часто беседовали с ним. Сейчас их внуки передают сестрам эти рассказы. Также старшие сестры рассказывают младшим то, что слышали от уже ушедших в мир иной монахинь. Когда святитель Нектарий служил литургию, все присутствующие на ней испытывали такую благодать, такое блаженство, что всем хотелось, чтобы служба никогда не заканчивалась. Такой дар был у него. Святитель Нектарий очень почитал Пресвятую Богородицу и обращался к Ней на «Вы», но просил у Неё с такой верой, словно Она находилась рядом с ним. Он говорил: – Госпоже Пресвятая Богородице, помогите нам, пожалуйста, попросите Сына Вашего. Но нам нужно это срочно! Владыка написал несколько тысяч стихов, посвященных Пресвятой Богородице, из некоторых его стихов составили песнопение «Агни Парфене», очень известное в России. Все, кто приходят к святому за помощью, – получают её Господь прославил святителя Нектария как чудотворца, но он был и замечательным духовным писателем, и выдающимся богословом. Скоро должны издать 30 томов его богословских творений. Ученые поражаются, как мог один человек, имея так много обязанностей, столько написать?! Святитель очень много молился, стоя на ногах, и ноги у него были больные, сильно отекшие. Широко известны в монастыре его слова: «Знайте, что никто не может прийти ко мне, если я сам его не позову». Все, кто приходят к святому за помощью, – получают её.

http://pravoslavie.ru/114501.html

Позолоченный ковчежец с мощами святого Мины Последнюю молитву святого предание передает так: «Господи Боже мой, благодарю Тебя, что сподобил меня стать причастником страсти Твоей. Ныне молю Тебя прими душу мою и сподоби меня царствия Твоего небесного. И даждь мне благодать помогать именем Твоим всем призывающим меня». Господь даровал своему верному сыну благодать чудотворения. Александрийский архиепископ Тимофей записал лишь некоторые из них. Многие чудеса святого Мины известны и в Греции, и на Кипре. Так 1826 году, в жуткие времена Греческой Революции турецкие жители Ираклиона на Крите покушались на жизнь христиан. И вот однажды они задумали утолить свою жажду крови в день Пасхи, когда христиане города были собраны на богослужении в кафедральном соборе святого великомученика Мины. Пасха тогда выпала на 18 апреля. Чтобы сбить с толку власти, заговорщики устроили поджоги в разных точках города вдали от собора. И когда пасхальная литургия уже началась, и читалось святое Евангелие, разъяренные толпы турок окружили храм, готовые незамедлительно приступить к осуществлению своего отвратительного плана. Но внезапно между ними возник всадник с обнаженным мечом. Он скакал на коне вокруг храма и отгонял турок прочь. В кромешной тьме сделался переполох. В страхе кровожадные варвары бежали. Всадника приняли за первого из прокритов и решили, что он послан управителем для усмирения мятежа. Как оказалось позднее, первый прокрит в пасхальную ночь не отлучался из дома вовсе. Всем было ясно, что это чудесное вмешательство небесного покровителя города. Так святой Мина посрамил злое варварское намерение и спас жителей Ираклиона. Турки из уст в уста передавали весть о чуде, исполнялись страха и благоговения перед святым. Некоторые мусульмане из бывших в ту пасхальную ночь возле храма святого Мины стали ежегодно приносить дары в храм святого Мины в день его памяти. На Кипре святой Мина – один из самых любимых народом святых, его призывают на помощь во многих повседневных нуждах. В прежние времена, когда на Кипре не редкостью были малярийные эпидемии, святого Мину считали единственным лекарем больных малярией. На Кипре верят, что святой Мина может исцелить от любой болезни, поэтому его почитают особо. Ему посвящены многие церкви в разных уголках острова — в Лапифо, Гери, Дримо, Нео Хорио, Полеми, Пендалья, Струби; действует женский монастырь, где хранится часть мощей святого Мины, привезенная из Александрии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Мог это сделать только Владыка Христос, – и Он действительно это сделал. То, что было удалено, Он сблизил и соединил. Чем? Кровию Своею. Иначе говоря, Своей жертвой заменил Он все прочие жертвы. Тем самым искупил Он и заменил Собою всю природу, от которой люди брали и приносили [нечто] в жертву Богу (либо богам). Одна жертва довольна и для израильтян, и для язычников – это жертва Христова. Далее, кровь животных разделяла израильтян и язычников: и по месту, где была приносима; и по тому, кому была приносима (ведь израильтяне приносили ее истинному Богу, а язычники – ложным богам); и по виду животных, которые приносились в жертву; и по самому способу приношения. Теперь же Пречистая Кровь Христова заместила все те виды крови, и сия Христова Кровь объединяет израильтян с язычниками, делая их побратимами. И те и другие становятся кровными братьями, равно как и все мы, верующие, братья по крови – благодаря Крови Христовой, которой искуплены мы от клятвы и которой теперь питаемся. Стоявшую посреди преграду , разделявшую и разлучавшую, Он разрушил, сочетав воедино руки и сердца израильтян и язычников. Чем? Плотию Своею . То есть живой истиной – истиной, воплощенной в Себе. Сень ветхозаветного закона заменяла эту истину у израильтян, а [мифы и] басни подменяли ее у язычников. То и другое удалил Он, явив живую истину во плоти. И увидел ее и возрадовался. О Господи Иисусе Христе, преблагий наш Искупитель, объедини сердца нас, верных Твоих. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 11 ноября 1. Св. великомученик Мина . Египтянин по происхождению и воин по роду занятий, святой Мина, как истинный христианин, не мог наблюдать за гнусными жертвоприношениями идолам и потому оставил и армию, и город, и людей, и всё прочее и ушел на пустынную гору. Ибо легче было ему жить с дикими зверями, чем с нечестивыми людьми. Как-то раз издалека прозрел святой Мина языческое празднество в городе [Котуане] (Катуании) и потому спустился в этот город и перед всеми исповедал свою веру во Христа, Бога живого, а идолопоклонство и язычество изобличил как ложь и мрак.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Поэтому Грузинская икона Богоматери с древних времен уже признавалась чудотворной и всегда пользовалась большим уважением народа. Возможно, что и упомянутый крестный ход из Раифской пустыни в город Свияжск был установлен вследствие какого-нибудь чудесного события, бывшего от этой иконы Божией Матери. В настоящее время чудотворная икона Грузинской Богоматери находится в соборном монастырском храме ее имени. В 1830 году риза ее вновь была богато украшена старанием настоятеля Раифской пустыни архимандрита Амвросия и трудами игумении Казанского Девичьего монастыря Евпраксии. Риза стоит, как оценили ювелиры, более 10.000 рублей. Грузинская икона в Московской Троицкой церкви, у Варварских ворот. В 1654 году из Красногорского монастыря иеромонахом Макарием была принесена в Москву Грузинская икона Богоматери для поновления живописи. К этому иеромонаху на первой неделе Великого поста пришел серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов, имевший тяжко больного сына, и просил принести образ Богоматери в его дом. Макарий исполнил его просьбу. На дому Евдокимова перед чудотворным образом было отслужено молебствие, и больной сын его получил исцеление. Благодарный отец сделал список с Грузинской иконы Богоматери и поместил его в Троицкий, близ Варварских ворот храм, называвшийся еще церковью великомученика Никиты, что на Глинищах, у мельниц. Этот список вскоре прославился чудесами. В том же 1654 году в Москве стала свирепствовать моровая язва. Московский торговец Мина Стефанов, опасаясь заболеваний, задумал переехать со своим семейством в более безопасное место. Он обратился с усердной молитвой к Царице Небесной и стал готовиться в путь. В ночь на 13 августа ему во сне явился образ Богоматери с Предвечным Младенцем и от него был слышен голос: — Молись Богородице Грузинской! Мина Стефанов проснулся и никак не мог припомнить того, что он видел во сне. Через неделю, то есть 20 августа, ему во второй раз явилась Богоматерь и сказала, показывая на Свой образ: — Молись Богородице Грузинской! Мина пробудился от сна и стал молиться.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

Преподобный Никодим Кожеезерский (3 июля) «Он поставил себе в лесной чаще небольшую келлию и прожил в ней уединенно 35 лет, подражая преподобному Павлу Фивейскому. В полной тишине, вдали от мира совершал Святой строгое молитвенное правило о мире... Дикие олени безбоязненно ходили и кормились около пустынника» кн. III, с. 16]. Преподобный Ферапонт Белоезерский (27 мая) «Страшно и уединенно было место это; здесь жили дикие звери , сюда заходили разбойники, желавшие изгнать или убить пустынника, здесь искали устрашить его страхованиями злые духи. Но молитвой своей отражал Преподобный злобу их, пред кротостью его смирились разбойники, даже дикие звери уступили ему место свое и ушли » с. 328–329]. Великомученик Мина Котуанский (11 ноября) «Верующие во Христа повсюду были принуждаемы к идольским жертвоприношениям. Тогда блаженный Мина, не желая видеть такого бедствия и почитания бездушных идолов, оставил свое воинское звание и ушел в горы, в пустынные места, желая лучше жить со зверями, нежели с людьми, не знающими Бога. Святой Мина долгое время скитался в горах и в пустынях, поучаясь в Законе Божием, постом и молитвою очищая свою душу и служа день и ночь Единому Истинному Богу. Так прошло довольно много времени» с. 205–206]. Благоверная княгиня Февронья Муромская (25 июня) «Один из < княжеских отроков> уклонился в село Ласково. И пришел он к воротам одного дома, и не увидел там никого. Вошел он в дом, и там никто не встретил. Он вошел внутрь дома и увидел чудное виденье: внутри сидела одна девица, ткала полотно, а перед ней прыгал заяц . Юноша спросил девицу: –Когда вошел я к тебе, то увидел тебя занятую делом и зайца перед тобой скачущего» [XVII]. «Благоверная княгиня Феврония Муромская». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ». Преподобный Симеон Дивногорец (24 мая) «Отрок пребывал в горе пустынной, живя со зверями , как с агнцами. Он имел своими сожителями только зверей, так что никто из людей не видал его» с. 680]. Преподобный Варнава Ветлужский (11 июня) «Поселился он на высоком холме на берегу реки Ветлуги. Питался он травою и редко хлебом; дикие звери не вредили жившему по воле Божией» с. 355].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010