Великомученик Мина происходил из Египта и сначала служил воином при императорах Диоклетиане и Максимиане, в конце III века. Оставив военную службу, удалился в пустынную гору, где проводил время в посте и молитве. Однажды явившись на языческий праздник во Фригии и став посредине места, которое было назначено для языческих игрищ, он обличил всех в нечестии. «Кто ты?» – спросил его правитель. – «Я был воином, – отвечал Мина, – но видя беззаконие людей, поклоняющихся идолам, а не Богу, оставил военный чин и служил Богу в пустыне. Теперь же, узнав о богомерзком празднике, пришел обличить вашу слепоту и проповедать истинного Бога». Его заключили в темницу. Наутро принуждали отречься от Христа, а затем, за отказ, жестоко начали мучить. Долго мучили, наконец один из воинов сказал князю: «Господин, ты знаешь, что христиане – люди несмысленные, они не боятся мук, точно как камень или бездушное дерево, и смерть считают за счастье. Поэтому не утруждай себя, а лучше прикажи поскорее покончить с этим ожесточенным христианином». Тогда отсекли голову св. мученику и тело бросили в огонь. Христиане собрали оставшаяся от огня части его мощей и погребли на его родине. Мученик Виктор был родом из Италии и служил воином при Антонине, в III веке. Военачальник Севастиан хотел заставить его отречься от Христа угрозой мучений и смерти, но он отвечал: «Я того и хочу, чтобы пострадать за Христа, и очень радуюсь сему». Тогда бросали его то в разожженную печь, то в кипящее масло, поили сильным ядом, палили огнем; но св. мученик все оставался жив. Наконец сняли с него кожу и умертвили мечом. Некто Стефанида, видя страдания св. Виктора, во всеуслышание восхваляла его и объявила и себя христианкой. Севастиан велел привести ее к себе. На вопрос: «Кто она?», св. Стефанида отвечала, что она женщина, имеющая 16 лет отроду, и год тому как вышла замуж. Мучитель убеждал ее пощадить себя и поклониться идолам. Святая отказалась, и была разорвана двумя деревьями, к которым привязали ее. Пострадали святые Виктор и Стефанида в Дамаске, в 304 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Прославим, возвеличим чудную нашу общую Промыслительницу, Попечительницу и Покровительницу. Слава, величие и честь Приснодеве Марии Богородице!» Икона была вручена бывшему в России на сборе монаху Иринею (в схиме Евфимию) в 1850 году и получена в обители в 1852 году. Она находится над царскими вратами Покровского собора, откуда для поклонения опускается на широкой ленте.Благодатная сила Божия, присущая этой святой иконе, не раз проявлялась в обители. 44 Иерусалимская икона Божией Матери в Покровском соборе По ходатайству святого великомученика Пантелеймона Сама Богоматерь приняла участие в благоустроении Русского монастыря и сооружении в начале 1850-х годов храма в честь Ее Покрова в русском братском корпусе. «Русский собор во имя Покрова устроен по мысли старца отца Иеронима, желавшего ввести сей праздник на Святой Горе, ибо у греков его не праздновали», – отмечает отец Мина. Божия Матерь, Питательница и Промыслительница обитающих в Ее жребии, в исполнение Своего милостивого обетования расположила боголюбивых благотворителей к сочувствию и помощи инокам. Вот присланное на Афон из Нижнего Новгорода свидетельство 1852 года одной из благотворительниц, В. А. Бибиковой, после получения письма от старца Иеронима и чудесного исцеления переславшей пожертвование на строительство Покровского храма. «В марте я переводила жития египетских пустынников и дошла до места, где говорится о их прозорливости, и только что подчеркнула это последнее слово, как в эту минуту подают мне письмо, все проколотое и со штемпелем из Одессы. Я никого не знаю в Одессе, с кем бы могла иметь переписку, а потому получение из этого города письма удивило меня. Развертываю. Вижу в начале изображение святого великомученика Пантелеймона, а в конце письма – подпись на греческом языке начальника монастыря Русик на Афонской Горе, а на русском – духовника. Все это удивило меня. К стыду должна признаться, что дотоле я ничего не знала о Святой Горе. Читаю и более изумляюсь. Святые отцы пишут, что им известна моя вера к образу Покрова Пресвятой Богородицы, известны и мои телесные страдания, а так как они предприняли сооружение в своей обители храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, то и просят меня сделать по возможности им пособие, за что Господь воздаст мне и восстановит мое здоровье. По прочтении письма первым моим движением было позвонить, чтобы отнесли меня к иконе Богоматери, но какая-то непостижимая сила заставила меня подняться с кресла, и в то же время я почувствовала, что могу идти без посторонней помощи и что все болезни мои исчезли...

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

На Росткине храм камен Царь Константин, приделы два: Дмитрий Великомученик да Илья Пророк. На Яневе храм камен Царь Константин, 2 придела: Дмитрий Великомученик и Илья Пророк. На Яневе храм камен, 40 Мученик, а у него два придела: Покров Богородицы да три Отроки, Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп. На Щеркове храм камен ФЕОДОР СТРАТИЛАТ, у него два придела: Феодор Тирон да Игнатий Священномученик. На Розваже храм камен Преображенье Христово да придел Василий Кесарийский. На Розваже ж монастырь мужской, а в нем храм камен Никола Чудотворец; трапеза древяна, а в ней храм Благовестие Богородицы, да придел Антип Священномученик; на воротах храм древян Варлаам Преподобный. На Козмодемьяне храм камен КОЗМА и ДАМЬЯН, да два придела: Покров Богородицы да Екатерина Мученица. Другой храм камен Савва Освященный да придел Собор Иоанна Крестителя. На Холопье храм камен, Козма и Дамьян, да 3 придела: Преображенье Христово, Никола Чудотворец, Екатерина Мученица. На Боркове храм камен Георгий Мученик, да трапеза древяна, а в ней храм Рождество Христово. На Яковле улице три храмы каменны: ЯКОВ АПОСТОЛ, а придел Покров Богородица; храм НИКОЛА Чудотворец, храм ПАНТЕЛЕЙМОН Мученик, а в нем Чудотворец Никола Кочанов лежит. На Дославе храм камен МИНА Великомученик, да храм древян, Преподобная Мария Магдалина. В городе Земляном, на Лукинской, Лука Апостол, камен. На Здвиженской Воздвиженье Честного Креста, камен. На Рядетине Троица, камен. На Новинке: Василий Парийский древян Василий Кесарийский камен, Образ Нерукотворен камен, Введенье Богородицы камен, Иоанна Усекновение, да Никола Чудотворец, каменны – Архистратиг Γαвриил, камен. Монастырь девич Варварин, а в нем храмы: Варвара, да все Святые, каменны. На Волосове храм ВЛАСИЙ, камен. На Добрыне храм Иаков Апостол, камен. Монастырь девич на ДЕСЯТИНЕ – храм Успение Богородицы, камен. В Козмодемьянском Заполье храм древян Пречистой Богородицы Успенье. В Чудинцовском Заполье монастырь мужской, а в нём храм камен, Никола Чудотворец; трапеза каменная, а в ней храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Написанные монастырскими иконописцами иконы щедро раздавались поклонникам, отсылались в Россию благодетелям, храмам, монастырям, многочисленным подворьям обители, и мало было в России мест, где бы не имелось иконы афонского письма. Присланные со Святой Горы в благословение храмам, иконы встречались торжественно, с крестными ходами и ставились на особо видных местах в богато украшенных киотах, а в домах сберегались как драгоценные святыни и передавались из рода в род. Как мы видели, от этих икон и изображений святого великомученика Пантелеймона во множестве происходили чудотворения, что еще сильнее располагало православных людей к помощи его святой обители и распространяло добрую славу о ней и ее духовных руководителях. 64 Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», присланная в Ново-Афонский монастырь на Кавказе из Пантелеймонова монастыря. Фотография 1893 г. 65 Иконописная мастерская Свято-Пантелеимонова монастыря. Фотография 1880-х годов Иконописная школа, основанная старцем Иеронимом, просуществовала в монастыре недолго, так как обученные в ней мастера предпочитали уходить на келлии и продолжали работать самостоятельно, снабжая иконами афонские монастыри, в том числе и Пантелеймонов, за известную плату. Школа, таким образом, доставляла монастырю хлопоты и большие расходы, а пользы приносила немного. Но иконописцы, приобретшие опыт и мастерство под руководством старца, уходя из Пантелеймонова монастыря, распространяли по всему Афону и за его пределы особый стиль иконописи, названный почитателями афонским письмом, а святогорцами-греками – «русской манерой». 66 Иконописцы русской Иоанно-Златоустовской келлии и их иконы афонского письма. Фотография начала XX в. 67 Архидиакон Лукиан, иеросхимонах Мина, иеросхимонах Агафодор В то время, когда в церковном изобразительном искусстве преобладала живопись, афонский стиль, соединяя живописность с иконописностью, предшествовал возрождению древних византийских традиций и подготавливал «нынешних слабых людей» (как говорил отец Иероним) к восприятию лучших иконописных образцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Разделы портала «Азбука веры» Великомученики (греч. μεγαλομρτυρες) — святые, относимые к лику мучеников, претерпевшие особо жестокие и продолжительные страдания и смерть за Христа. Каким наиболее известным святым усвоено именование великомучеников? Такое именование усвоено в православной Церкви следующим святым: Ирина († кон. I — нач. II в., память 5 мая); Евстафий Плакида († около 118, память 20 сент.); Параскева († III в., память 28 окт.); Меркурий († сер. III в., память 24 нояб.); Марина († около 284–305, память 17 июля); Анастасия Узорешительница († 290 или 304, память 22 дек.); Георгий Победоносец († 303, память 23 апр.); Прокопий († 303, память 8 июля); Пантелеимон († 303 или 305, память 27 июля); Мина († 304, память 11 нояб.); Евфимия († около 304, память 16 сент.); Феодор Тирон († около 305, память 17 февр. и суббота первой седмицы Великого поста); Димитрий Солунский († около 305–306, память 26 окт.); Екатерина († около 305–313, память 24 нояб.); Варвара († около 306, память 4 дек.); Феодор Стратилат († около 319, память 8 февр. и 8 июня); Артемий († 362, память 20 окт.); Никита († около 372, память 15 сент.); Иаков Персянин († 421, память 27 нояб.). Есть ли в перечне канонизированных Церковью святых, в лике великомучеников, имена русских святых? Имен канонизированных русских святых в официальном перечне великомучеников нет. Когда оформился лик святых великомучеников? Принятое ныне разделение святых на лики окончательно оформилось только в VII–VIII вв. В древности великомучениками подчас могли именоваться малоизвестные сейчас святые, например антиохийская великомученица Дросида, в честь которой свт. Иоанн Златоуст написал похвальное слово. Повсеместно в древней Церкви великомучениками именовали только Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Каков общецерковный смысл страданий великомучеников? Вера и терпение великомучеников, а также чудеса, совершавшиеся во время их истязаний, воодушевляли многих язычников и способствовали их обращению к Истинному Богу, ко Христу, в частности в этом можно видеть общецерковный смысл их страданий. Особое место великомучеников в лике мучеников основывается, помимо прочего, на потребности указать на всепобеждающую силу Божию, являющую себя в человеческой немощи. Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/velikomucheniki

Гости были торжественно встречены братией монастыря во главе с настоятелем епископом Кириллом. Делегация поклонилась мощам великомученика и другим святыням обители, среди которых — хранящиеся в ее соборном храме частицы мощей святого апостола Марка и многих общехристианских святых первых веков. По просьбе игумена и братии митрополит Арсений оставил памятную запись в книге почетных гостей монастыря. В завершение гости посетили находящуюся в обители могилу одного из выдающихся Коптских Патриархов — Кирилла VI (1959-1971), ныне прославленного этой Церковью в лике святых, а также расположенное рядом с монастырем древнее городище, носящее имя великомученика Мины (Абу Мина), где когда-то и был воздвигнут первый из посвященных ему храмов и полагались его честные мощи. В тот же день делегация Украинской Православной Церкви направилась в Нитрийскую пустыню (Вади-ан-Натрун) — родину христианского монашества. Первой обителью, которую посетила делегация в Нитрийской пустыне, стал монастырь преподобного Макария Великого, отсчитывающий свою историю с 360 года и имеющий сегодня около ста сорока насельников. Именно здесь преподобный Макарий принял блаженную кончину. Гости из Украины поклонились честным мощам одного из основателей египетского и в целом христианского монашества, двух других святых старцев, подвизавшихся здесь позднее и также носивших в ангельском образе имя Макарий, а также нетленным останкам преподобных Пафнутия Великого, Пимена Великого и частицам мощей пророков Елисея и Предтечи Господня Иоанна. В Макариевской обители также пребывают мощи преподобного Иоанна Колова и 51 мученика, живших в V веке; 49 из них были братиями монастыря, вместе со своим игуменом добровольно отказавшимися бежать от напавших на обитель варваров и выбравшими смерть за Христа. Вместе с ними пострадали и двое мирян. Это были находившиеся тогда неподалеку паломники из Константинополя — вельможа императорского двора и его девятилетний сын. По преданию, отрок чудесно узрел ангелов, сошедших с неба и возложивших на мучеников сияющие венцы, после чего возжелал того же подвига и побудил отца войти в обитель и разделить участь страдальцев. У мощей 51 мученика в разное время произошли многочисленные случаи чудесного исцеления молившихся возле них монахов и других верующих.

http://patriarchia.ru/db/text/5796050.ht...

Блаженный (гр. μαχαριος, лат. beatus), в XIX в. данный эпитет стали прилагать в России к святым, почитаемым в других христианских исповеданиях (прежде всего, у католиков), в тех случаях, когда почитание их установилось до разделения церквей и тем самым признается православной церковью (ср.: блаженный Августин, блаженный Иероним Стридонский , блаженный Феодорит Киррский и т.д.). Данный эпитет возникает как калька с лат. beatus. У католиков наименование beatus усваивается тем подвижникам, которым на первом этапе канонизации (см.) установлено местное почитание (так наз. беатификация): при окончательной канонизации папа провозглашает блаженного святым (канонизационная формула содержит слова “beatum N. sanctus esse”). По этому образцу возникло и русское употребление наименования “блаженный” в применении к святым, почитание которых не распространено в России. В Древней Руси наименование “блаженный” прилагалось к святым юродивым (см.). Великомученик Великомученик (гр. μεαλομαρτϑρ, лат. magnus martyr), мученики, особо чтимые церковью как претерпевшие особенно тяжелые и продолжительные мучения и проявившие при этом чрезвычайную твердость в вере. Выделение великомучеников из всего множества почитаемых церковью мучеников происходит в результате формирования общецерковного почитания мучеников и подчеркивает всеобщность поклонения им; службы великомученикам отличаются особой торжественностью. К числу почитаемых Русской Церковью великомучеников относятся Артемий (ум. 362 г.), Викентий (ум. 296 г.), Виктор (ум. во II в.), Георгий Победоносец (ум. 303 г.), Димитрий Мироточивый (ум. 304 г.), Евстафий Плакида (ум. в нач. II в.), Иаков (ум 400 г.), Меркурий (ум. 252 г.). Мина (ум. 288 г.), Пантелеймон (ум. ок. 305 г.), Прокопий (ум. 290 г.), Феодор Тирон (ум. в нач. IV в.), Феодор Стратилат (ум. 320 г.); к числу великомучениц относятся Анастасия Узорешительница (ум. в нач. IV в.). Варвара, Евфимия Всехвальная (ум. 303 г.), Екатерина (ум. в нач. IV в.), Ирина (ум. 307 г.), Марина (ум. 275 г.), Параскева Пятница. Когда во время проскомидии вынимается частица в честь мучеников, поименно вспоминаются прежде всего великомученики. Широкое распространение культа великомучеников обусловливало соединение с ним ряда народных поверий и легендарного материала. К русским святым наименование великомученика не прилагалось. Диптих

http://azbyka.ru/svyatost-kratkij-slovar...

В 1860-х годах – начале 1870 годов немало было сделано к благоустройству и благоукрашению внутри самой обители, в которой велось большое строительство. Параллельно Покровскому собору, с северной его стороны во всю длину, в 1867 году приделана новая просторная церковь – во имя святого благоверного князя Александра Невского, устроенная в память чудесного избавления государя императора Александра II от смертельной опасности (в 1866 году) и освященная в 1868 году посетившим в то время Святую Гору преосвященным Александром, епископом Полтавским. Церковь святого Александра Невского сначала была отделена от Покровского собора капитальной стеной и потолок имела ровный, без купола, после была соединена с Покровским собором и над ней устроен купол. В прежнем монастырском пирге, вошедшем в Покровский корпус, вновь устроены и освящены митрополитом Варнским Иосифом два параклиса: один в честь Вознесения Господня, в память прежнего приморского монастырька, а другой во имя святых равноапостольных Константина и Елены, в память посещения обителив 1845 году великим князем Константином Николаевичем. Затем в 1871 году, когда Покровский корпус продолжен был на восток, параллельно с братской больницей на восточном конце южного греческого корпуса, и в нем выстроены внизу служебные помещения – просфорная и другие, а вверху архондарики, то в восточном углу в верхнем этаже также вновь устроены три параклиса: в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя святых богоотец Иоакима и Анны и святого Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы, – освященные архиепископом Дионисием в 1873 году. Немного ранее того, в 1871 году, возобновлен русскими параклис во имя святого великомученика Димитрия Солунского, устроенный еще до их вступления. В нем учреждено неусыпное (за исключением немногих праздничных дней) чтение Псалтири за благодетелей и в память сохранения обители во время Крымской войны (1853 – 1856), как и в другом, выше над ним, параклисе – во имя святых Архангелов – учреждено ежедневное чтение Евангелия (по евангелисту в сутки) иеромонахами и иеродиаконами в память сохранения обители во время другой русско-турецкой войны (1877 – 1878). Это чтение было установлено 15 июня 1878 года, в день тезоименитства старца-духовника Иеронима, как отметил отец Мина в дневнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Турово. Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Турово, от Твери 118 верст, от Кашина 12 верст. Церковь Никольская, построена в 1834 году, каменная, престола три: главный Святителя Николая, придельные: правый Покрова Пресвятой Богородицы, левый Святой Великомученицы Варвары. Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1720 года, исповедные с 1823 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Павел Димитриевич Виноградов 39-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1885 года, священником с 1891 года, награжден в 1900 году скуфьей. Псаломщик Михаил Алексеевич Башилов 58-ми лет, в должности с 1858 года. Церковный староста Мина Иванович Доманин с 1893 года, награжден серебряной медалью. Прихожан в селе Турове, в деревнях: Киселеве, Клитине, Старове, Покровской, Маркове - 139 дворов (399 мужчин, 450 женщин). Раскольников 4 двора (8 мужчин, 10 женщин). В 1914 году служили: Священник Иоанн Колтыпин 48-ми лет, окончил семинарию, на службе 25 лет, в Никольском храме 6 лет. Исполняющий должность псаломщика Феодор Крылов 21-го года, на службе 3 года. Прихожан в деревнях: Покровское, Киселево, Клитино, Старово - 398 мужчин, 415 женщин. В деревне Покровской находилась часовня, Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1805 году, деревянная. По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914. Никольская церковь построена в 1834 г. и имела три престола: Святителя Николая (главный), Покрова Пресвятой Богородицы (правый) и Святой Великомученицы Варвары (левый). Кирпичный храм возведен в стиле классицизма. Четверик венчает невысокая ротонда с термальными окнами, небольшая трапезная связана с колокольней, увенчанной шпилем. В 30-е г.г. XX в. храм закрыли. В 1943 г. он был возвращен верующим, но в начале 1960-х г.г. снова закрыт и в последующие годы разорен. В 2000-е г.г. принято решение о восстановлении церкви Церковь Николая Чудотворца, создана инициативная группа, в которую вошли уроженцы и жители села Турово, деревень Клитино и Зобнино Кашинского района, а также города Кашин. 4 ноября 2013 г. была организована уборка территории полуразрушенного храма, после этого иереем Ильёй Таниным и дьяконом Вадимом отслужен молебен, проведенный с благословения благочинного Кашинского округа протоиерея Димитрия Кунченко. У жителей появилась надежда, что это станет первым шагом к восстановлению духовного наследия села. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=30191

В соборном храме есть еще две чудотворный иконы: Божией Матери Предвосвестительницы и первомуч. Стефана. Замечательна здесь, также в соборе, древняя икона Богоматери Одигитрии. Она находилась во Влахернском, в Константинополе храме. Принесена же обители сей в дар Сербской княгиней Анной, которой она подарена была царями Мануилом и сыном его Иоанном Палеологом. Икона эта стоить при северо-восточной колонне, поддерживающей купол храма. Параклисов четыре: 1) св. Константина; 2) св. великомученика Георгия Победоносца; 3) св. великомученика Димитрия; 4) Всех Святых. Основание Костамонита приписывают Константину Великому , или сыну его Константину; но вернее то предание, что ктитор обители этой был вельможа царственного двора Комнинов. Название Костамона производят от каштановых рощей, среди которых уединено возникала обитель. Есть еще предание, что на месте, где устроен Костамонит, спасался в древности какой-то отшельник Коста, и будто бы от него монастырь занял свое имя (Барск. путеш. Часть 2, стр. 676). 5. Зограф (киновия) От Зографа до Хилендаря – два с половиной часа ходу, столько же и до Кареи. Зограф основанием своим древнее Лавры и многих других обителей 4 . Зограф по-русски значит живописец, или живописный. Он посвящен св. Великомученику Георгию Победоносцу, которого икона, сама собой изобразилась на доске, от чего и монастырь назван Зографом. Следствия отступления от православия Михаила Палеолога обозначились и здесь, в Зографе, также кровавыми чертами. Двадцать два инока и четыре мирянина, затворившиеся в башне и не принявшие ни лестных обещаний, не устрашившиеся смерти и пыток, латиномудрствующими сожжены. Башня, в коей они находились, была обложена хворостом, и пламя обняло исповедников православия; они мирно отошли огненною смертью к Богу. Это было 10 октября 1276 года. Имена их следующие: игумен Фома, иноки: Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий Дометиан, Парфений; имена четырех мирян неизвестны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010