3 . 11 литографированных в России снимков с изображений, находящихся в книгах церковных, греческих и арабских. 4 . 34 листа на которых помещены снимки с следующих афонских икон: 1. Перстосложение на иконах. Он же. Из Афонопавловск. монастыря с образа, писанного на стекле. Господь Вседержитель. Еммануил, – Нен17;, из Афонской лавры. Божия Матерь. Подобие иконы Божьей Матери Скоропослушницы. Подобие иконы Божьей Матери Достойно есть. Святой архангел Михаил. Святой архангел Гавриил. Из иконы Собор св. Архангелов в Руссике. Святой Иоанн Предтеча. Обретение главы св. Иоанна Предтечи. Святой апостол Петр. Святой апостол Павел. Два рисунка с древней медной иконы. Святой Феодор Стратилат и святой Феодор Тирон. Образ серафима. Мучение св. Георгия. Рисунок диптиха (т.е. помянника) в Кутлумуше. Из Диптиха (т.е. помянника) в Кутлумуше. Часть железного щита св. мученика Меркурия в монастыре Пандократорском. Катапетазма (занавес) царя Ивана Васильевичи Грозного и подпись под ней. Шитый образ Божьей Матери на катапетазме (завесе) царя Ивана Васильевича Грозного. Николай чудотворец. Столешник Андроника Деспота в Ватопеде. Надписи на столешнике Андроника Деспота. Господь Вседержитель. Образ пресв. Богородицы. Святитель Николай. Свящевномученик и целебн. Пантелеимон и пресв. Богородица, все написаны красками; еще священномученик Пантелеимон на бумаге. Все последние изображения помещены па 5-ти листах. 5 . 24 листа афонской живописи стенной, на которых представлено следующее: 1. Господь Вседержитель. Фрески в трапезе монастыря Хиландарь на Афоне. Святой пророк Илия Фесвитянин. Апостол Филипп. Димитрий великомученик. Георгий великомученик. Артемий великомученик. Прокопий великомученик. Святой бессребреник Дамиан. Св. Николай архиепископ Мир Ликийских. Святой Патапий. Преподобный Моисей Мурин. Живопись Фралга 1560 года, на западной стене соборного придела в Афонской Лавре. Изображение притчи: Премудрость созда себе дом, в нартике Хиландарского собора. Стенное изображение св. пророка Илии, возносящегося на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Из священных предметов, имеющихся в холодной церкви, особенное внимание заслуживают по их ценности и древности следующие: 1) из св. икон: а) икона Господа Вседержителя, украшенная серебряной ризою с позолоченным венцом; весу в ризе 14 фунтов; б) икона Успения Божией Матери, в серебряной ризе с одиннадцатью сребропозлащенными венцами; гроб же Божией Матери и покров оного унизаны китайским крупным жемчугом; в) кипарисный крест большого размера, поставленный за правым клиросом, почитаемый прихожанами за чудотворный и, г) плащаница, шитая золотом по алому бархату, в золоченой гробнице; лики изображены живописью, а ризы вышиты золотом; 2) из церковной утвари: а) евангелие печати 1668 года; средник и по углам евангелисты серебряные; б) евангелие печати 1698 года, передняя доска на нем серебряная, в средине ее – изображено Воскресение Христово, а по углам – евангелисты; в) евангелие в переплете алого бархата, длиною в 1 аршин 2 вершка, шириною в 12 вершков, весом 1 пуд 28 фунтов, печатанное в 1759 году на александрийской бумаге; передняя доска его украшена сребропозлащенною ризою, на средине которой изображено Воскресение Христово, а по углам – четыре евангелиста; на евангелии имеется надпись вкладчика, сельского крестьянина, следующего содержания: «1777 года месяца Ноября 26 дня на память Св. Великомученика Георгия приложил я сию святую книгу Евангелие Иисуса Христа в церковь Успения Пресвятые Б-цы да Николая Чудотворца села больших Всегодич крестьянин Григорий Леонтьев сын Китаев ради душевной вольны и для поминовения моих родителей и меня в вечную память. Аминь.»; г) напрестольный кипарисный крест в сребропозлащенной ризе с частицами св. мощей следующих 20 угодников Божиих: св. пророка Даниила, ан. Варфоломея, ап. Филиппа, Святителя и Чудотворца Николая, великомученика Антипы, св. чудотворца Тихона, св. чудотворца Спиридона, св. Иоанна Милостивого, св. Пимена Великого , св. Нила Столбенского, св. Антония Римлянина, св. великомученика Меркурия, св. великомученика Прокопия, св. Иоанна Воина, св. благоверного Великого Князя Владимира, св. благоверного Великого Князя Александра Невского, св. Алексия человека Божия, св. первомученицы Феклы, св. великомученицы Марины и св. мученицы Феодосии; на конце рукоятия креста имеется надпись жертвователя: «1691 года Ноября в 20 день пожертвовал сей благословящий крест сытняго дворца стряпчий Григорий Иванов сын Ушаков и приложил в церковь Успения Божией Матери, что в селе больших Всегодичах ради своего и жены и детей здравия и душевного спасения и родителей своих в поминовение»; д) ковчег сребропозлащенный, украшенный финифтью и стразами, весом 8 фунтов и, ж) богослужебные сосуды, украшенные финифтью и стразами; весу в них 6 фунтов 25 золотников.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Молящиеся шедше в ту ограду: По вере своей емлют вси отраду: Славу Господу за все сие восписуют Врачующиеся весело ликуют, Ради мученик обитель сия создася, В целебный дар всем икон в ней стася». 3) Виленская икона Божией Матери – весьма чествуемая многими как чудотворная. Икона эта украшена сребропозлащенной ризою, жемчугом и дорогими камнями. 4) Крест напрестольный большой, обложенный металлическими золоченными пластинками с прекрасным изображением Распятого Спасителя, под коим вычеканена надпись об устроении его в 7198 году монахом иеродиаконом Стефаном Сахаровым. На оборотной стороне креста написано вверху: мощи первомученика Стефана. На правом конце: св. Апостола Варнавы , на левом – св. Ап. Тимофея. В центре средней поперечины написано: часть древа креста Господня. На правой стороне ее: перст Иоанна Предтечи; св. Апостола Матфея; св. Иакова брата Божия. На левой стороне ее: – св. Апостола Андрея Первозванного; св. Ап. Луки; священномученика Симеона брата Божия. На продольной части креста, несколько ниже соединения ее с среднею поперечиною написано: святого Великомученика Артемия. На ней же еще пониже: – святого Великомученика Пантелеимона. В центре ее: святого мученика Евстратия. В центре нижней поперечины написано: св. Великомученика Меркурия. На правом конце ее: – святого Великомученика Иакова Перского. На левом конце ее: – святых бессребреников Космы и Дамиана. На продельной части креста несколько ниже соединения ее с нижнею поперечиною написано: трех святителей – Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста . На конце ее: – многих святых святителей и преподобных отцов Греческих и Российских. Сей крест обычно хранится за престолом в особом футляре. 5) Крест напрестольный (средней величины) серебряный позлащенный, украшенный со всех сторон чеканкой. На нем находится на обороте надписи, а именно, вверху: часть животворящего креста Господня. В центре поперечины креста: – святая пречистая кровь Господня. На правом конце этой поперечины: – часть святыя ризы Господни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

От монастыря ведет к морю прекрасная дорога, иссеченная в скалах, по обрыву глубокого оврага, изрытого быстрым потоком; на этом потоке устроена монастырская мельница.          . При море – хорошая пристань. В виду монастыря возвышается над глубокою лощиною пещера преподобного Космы Зографского, подвизавшегося здесь в исходе XIII и в начале XIV века. Кроме Животворящего Древа Креста Господня, в Зограф следующие святыни: глава преподобной Матроны Хийской и две части ног ее; челюсть преподобномученика Стефана Нового; часть мощей Св. Великомученика Георгия и кровь его; части мощей: св. архидиакона Стефана, священномученика Игнатия Богоносца , Антипы и Харлампия; св. мученика Никиты, Нестора, Варлаама, Кирика; св. великомученика Феодора Стратилата; преподобного Феодосия Великого; св. великомучеников Прокопия и Меркурия; св. Апостола Андрея Первозванного; св. Авксентия; св. Апостола и Евангелиста Матфея; св. великомученика Иакова Персянина; св. Евтихия, патриарха Цареградского; св. бессребреников Космы и Дамиана; св. Кира и Иоанна; св. Пантелеимона и Трифона; св. Петра и Афанасия, патриархов Александрийских; священномученика Климента, св. Ферапонта и других. В алтаре собора есть еще чудотворная икона Божией Матери, называемой «Услышательница». За исключением собора и параклиса Успения, находятся здесь параклисы (т. е. малые храмы): 1) Преображения Господня; 2) св. Архангелов; 3) Рождества св. Иоанна Предтечи; 4) св. Димитрия Солунского; 5) Благовещения Богородицы; 6) Св. Николая Мирликийского; 7) Покрова Божией Матери; 8) св. Спиридона Тримифунтского и 9) преподобного Космы Зографского, на хорах. Зограф – монастырь болгарский, общежительный. Братство его многочисленно; иноки почти все болгары. Богослужение совершается на нашем церковном, то есть, славянском, языке, впрочем, по греческому напеву. Он принадлежит к числу первостепенных обителей св. горы. («Письма с востока», Муравьева, ч. 1. стр. 261; «Письма Святогорца», I, стр. 209 и др. и «Душеполезные размышления» за 1884 г.). Монастырь Ксеноф

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—174— ков, то он распродал бы их по самой высокой цене» (IV, 10В–109). В русской земле Павел не раз молился, чтобы им возвратиться домой обогащенными и заплатить все долги (III, 2; II 174–175). И молитва его была услышана. Патр. Макарий и его спутники получили обильную милостыню и дорогие подарки от царя, патриарха, монастырей и бояр. Павел рассказывает, как перед отъездом из Москвы он хлопотал целые дни, собирая дары у бояр, давал посулы придворными чиновникам, чтобы они отпустили наилучших соболей из царских складов, а потом укладывал их в дорогу. Из Москвы путешественники поехали на 60 подводах, хотя, как скромно замечает наш автор, им было бы достаточно и 20-ти (IV, 161). Записки Павла алеппского несомненно преувеличивают добродетели и благочестие казаков, особенно же московитов, которые, по его словам, все святые и превзошли подвижников в пустыни. Они недостаточно говорят и о церковной смуте, поднявшейся в Москве при исправлении книг п. Никоном . Теперь вероятен источник этого коренного недостатка в труде алеппского архидиакона. Павел – свидетель, подкупленный в пользу русского народа богатой милостыней, вывезенной его отцом из нашей земли. IV. А. Кадлубовский. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых (Русский Филологический Вестник). I. К вопросу о житии преподобного Авраамия Ростовского (1897, 1 и 2). II. Великомученики Меркурий Кесарийский и мученик Меркурий Смоленский (1898, 1 и 2). III. Св. Великомученики Никита и св. Никита, столпники Переяславский (1897, 1 и 2) I. Житие преп. Авраамия ростовского содержит рассказ об обращении Ростова великого к христианству, о событии малоизвестном из других источников, – несколько данных по истории русского монашества и наконец передает эпизод ссоры преп. Авраамия с владимирскими князем. —175— Историки прежнего времени доверчиво пользовались данными жития, излагая истории распространения христианства в нашем крае, а также истории русского монашества. Но памятник в разных своих редакциях представляет внутренние несообразности и противоречит другим историческим данным о христианстве в Ростове того времени и о монашестве на русском севере. Несообразности объясняли, противоречия примиряли. Было высказано много догадок. По самому житию прей. Авраамий современник свв. Владимира и Бориса, и первых ростовских епископов Феодора и Илариона. Но кажется, только один преосв. Макарий относил деятельность Авраамия к этой ранней эпохе, признавая произвольно годом его смерти 1045. Другие ученые отодвигали жизнь Авраамия рост. к концу XI стол. или даже к концу XII.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так, в житии св. преподобномученика Стефана нового, рассказывая о политических событиях того времени, когда жил св. Стефан, Святитель к тому же источнику, которым пользовался, добавляет целый эпизод из истории Г. Кедрина – о евреях, предсказавших Льву Исаврянину царствование и взявших с него клятву – уничтожить иконопочитание у христиан 519 ; в житии свв. Феодора и Феофана начертанных из того же Г. Кедрина делается к рассказу Метафраста добавление о возобновлении иконоборческой ереси при имп. Льве Армянине и о причинах, вызвавших это 520 ; о том же Льве Армянине и о некоторых подробностях его воцарения сделано добавление в житии преп. Николы исповедника, написанном по великим Четиим-Минеям 521 . Жития св. великомученика Артемия, 42-х мм. Амморейских, свв. семи братьев Маккавеев и некоторых русских святых (напр., Игоря Олеговича) начинаются в наших Четиих-Минеях обширными историческими введениями, которые, «аки предословия», даются для того, чтобы читатель мог «яснее разумети» предлагаемое далее житие 522 . Делать дополнения к источникам часто побуждала Святителя та дидактическая задача, которую он выполнял своими Четиими-Минеями. Мы уже говорили как под влиянием ее Святитель опускал в житиях важные исторические факты и дополнял их назидательными повествованиями. Укажем еще некоторые однородные с вышеприведенными примеры. Передавая по Сурию чудо св. архистратига Михаила, случившееся в Хонех, Святитель в слово свое вносит новое, не рассказанное в источнике Афонское чудо, несомненно по причине его трогательности и назидательности 523 . По той же причине добавляются: в житие св. великомученика Меркурия из сочинений И. Дамаскина рассказ об иконе мученика и о смерти Юлиана отступника, которая, по церковному преданию, произошла от руки св. Меркурия 524 ; в житие св. Григория чудотворца – новое, поразительное чудо его при построении храма из сочинений блаж. Иеронима или Скарги 525 ; в житие преп. Павла Фивейского – из великих Четиих-Миней трогательный рассказ преподобного о двух мучениках 526 ; в житие св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

На полпути между морем и монастырем стоит высокая и величественная башня, построенная в XVI веке на деньги упомянутого молдовского господаря Рареша. Вся жизнь монастыря, всякое движение в нем, совершается под надзором и покровительством первоверховных апостолов Петра и Павла. Им посвящен центральный храм, кафоликон, где в день их празднества, 29 июня, совершается великое торжество. А на устах монахов-каракалитов то и дело непроизвольно возникают слова песнопений, обращенные к двум святым покровителям: «Киими песненными добротами воспоем Петра и Павла, благоразумия криле...». Весь храм покрыт изнутри великолепными фресками XVIII века. Большой ценностью считается икона кисти Константина Палеокапаса, изображающая в строгой византийской манере апостолов Петра и Павла, обнимающих друг друга. Выдающимся произведением является и икона Двенадцати апостолов, созданная знаменитым иконописцем иеромонахом Дионисием. В тяжелых обстоятельствах, при особой нужде приходят монахи и к иконе Богородицы «Скоропослушница», обладающей благодатью чудотворения. «Всяк бо, притекший к Тебе с верою, не отыде от лика Твоего тощ и не услышан...». Царские врата кафоликона, которые изготовлены мастером Феофаном в 1562 году, также считаются произведением, обладающим особой художественной ценностью. В библиотеке монастыря помимо новейших изданий можно найти и древние кодексы, написанные как на бумаге, так и на пергамене, причем достойны внимания и их количество, и их ценность. Здесь хранятся и мощи святых, «честнейшие многоценных камней и славнейшие превыше злата», из числа которых, например, стоит упомянуть главу апостола Варфоломея, главу святого Иоанна Златоуста , часть мощей великомученика Меркурия. Особо почитаются мощи преподобного новомученика Гедеона, духовного воспитанника монастыря. Кроме того, здесь хранится в серебряном футляре частица Честного Креста Господня, а также шлем и меч великомученика Меркурия. В этой атмосфере, где так сильно ощущается присутствие стольких святых, в окружении их икон, реликвий, воспоминаний, не может не получить развития жизнь в своем стремлении к святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Штундист. Постараюсь, духовный отец. Миссионер. Но все-таки не могу я сейчас перейти к другому спорному вопросу, не окончив надлежащее об иконах. Я еще хочу сказать о том, что иконы, хотя бездушны, как вещь, хотя и священная, но чрез них Бог являл и являет дивные чудеса и эти чудеса свидетельствуют как о святости икон, так и о том, что почитание их угодно Богу и для нас спасительно, Были такие, например, иконы, что говорили, или правильнее сказать, чрез них Бог говорил и открывал людям свою волю. Так святая преподобная Мария, величайшая прежде блудница, когда с глубоким покаянием вошла в притвор храма и исповедала пред Богом свои грехи, то от иконы Божьей Матери, стоявшей здесь, она услышала голос, наставляющий ее: как и где ей спасаться. Об этом рассказала сама же подвижница, а слово святого или святой не требует свидетельства других, так как святой, по свидетельству Самого же Духа Святого пред Богом ценнее всего мира(«их весь мир недостоин»), следовательно и собственное слово их ценнее всяких других свидетельств и достойно всякого внимания и восприятия. В Вышгороде, что возле Киева, есть икона Спасителя, на лице которой видны капли запекшейся крови, которая излилась из лица иконы, пораженной стрелой, брошенной в нее татарином во время осады г. Киева татарами. Еще есть древнейшее свидетельство, что стрела, брошенная арабом в икону св. великомученика Меркурия (в храме города сирийского Рамле); по воле святого, возвратилась, не прикоснувшись к иконе и поразила араба. От сей же иконы дерзкий араб получил и исцеление. Об иконе сего же святого есть свидетельство, что в тот момент, когда, Юлиан Богоотступник хулил Христа Спасителя, вызывая Его на брань (борьбу) с собой в момент поражения неизвестно кем и откуда брошенным копьем, в этот момент св. Великомученика Меркурия не было на иконе, только спустя несколько мгновений, когда дерзкий хулитель совсем испустил дух, лик святого опять явился и копье, бывшее до той поры чистым, с того времени осталось обагренным запекшейся кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Мчч. Флор и Лавр. Новгород. 1460-е – 1470-е гг. У воинов-мучеников, кстати, на иконах и в росписях могут изображаться кольчуга, щит, меч, копье, но почти никогда нет головного убора. Как особый пример, есть икона, где у великомученика Димитрия изображен отброшенный назад шлем. Интересно, что великомученик Меркурий почти всегда изображается с воинским головным убором – так сложилась его иконография. Вмч. Димтрий. XVI в. Вмч. Меркурий. Фреска монастыря Дечаны, ок. 1347 г. – Вы затронули вопрос изображения в раннехристианском искусстве мучеников знатного происхождения. А как в дальнейшем в иконографии уделялось внимание сословному происхождению? – Мученики принадлежали к разным сословиям, и, конечно же, это отражается в иконографии. Среди них есть и простые люди, и князья… И в более позднее время богатая одежда указывает на знатный социальный статус мученика. Так Церковь подчеркивала, что, несмотря на особенное положение в обществе, святой всем пренебрег, чтобы послужить Христу. Ради Христа он не только пожертвовал своим богатством, но и жизнью. Иногда в иконографии отражаются и национальные одежды мучеников Иногда в иконографии отражаются и национальные одежды мучеников. К примеру, святые из Персии всегда показываются в особенных одеждах. Так, по-особенному изображаются святые мученики Мануил, Савел и Исмаил, ветхозаветные три отрока в пещи, великомученик Иаков Персиянин. Так Церковь стремится напомнить о месте подвига святых. Мчч. Косма и Дамиан Аравийские. Фреска монастыря Дечаны, ок. 1347 г. Свиток и крест – Расскажите про изображение святых мучениц. – Они обычно изображаются в одежде вроде туники и мафория Богородицы, порой подчеркивается и знатное происхождение святых жен. Так, великомученицу Екатерину мы всегда видим в богатых одеждах с короной на голове. Но по богатым красивым одеяниям не всегда можно судить о сословном происхождение. Мученица прославлена в Царствии Небесном, как она жила на земле может и не быть отражено на иконе. В базилике Равенны VI века мы видим шествие мучениц, которое уже упоминалось. Все мученицы в одинаковых прекрасных одеждах, хотя при жизни все они были очень разного положения в обществе. Этот момент как раз больше характерен для западной части христианского церковного искусства.

http://pravoslavie.ru/159636.html

В 361 году управление римской империей перешло в руки Юлиана Отступника. Язычество воспрянуло, так как Юлиан, вопреки своим предшественникам по императорскому престолу, склонился на сторону языческого мира и вместе с тем отрекся от христианства, за что и был прозван «Отступником». Этот император, желая восстановить умиравшее и разлагавшееся язычество, прибег к испытанным уже средствам грубого насилия и воздвиг жестокое гонение на христиан. Случилось так, что император принужден был вступить в борьбу с персидским народом. Отправляясь в поход на персов, он произносил страшные угрозы по отношению к христианам и говорил, что по возвращении истребит во всей своей империи всех исповедующих имя Христово. Но Юлиану не суждено было осуществить свои ужасные замыслы: Матерь Божия, Заступница христиан, не допустила этого и избавила церковь от нечестивого и лютого врага. В то время, когда император Юлиан Отступник со своими войсками был в походе, святитель Василий Великий однажды совершал молитву пред иконою Пресвятой Богородицы, на которой находилось также изображение и св. великомученика Меркурия в виде воина с копьем в руках. В своей пламенной молитве святитель просил Богоматерь оказать помощь страждущей церкви Христовой и избавить верующих в Ее Сына, Иисуса, от предстоящей опасности полного их истребления язычествующим императором. Во время молитвы св. Василий был поражен следующим обстоятельством: изображенный на иконе Богоматери лик св. великомученика Меркурия вдруг стал невидим, но потом показался опять, и — о чудо! — копье его было обагрено кровью... Впоследствии оказалось, что Юлиан Отступник в это самое время вступил в битву с персами и неожиданно был поражен в грудь копьем неизвестного воина, который тотчас же стал невидим. Смертельно раненный, Юлиан лежал на земле и даже в эти последние минуты не забыл христиан, которых желал истребить: ввергая кровь от раны к небу, он произнес последнюю свою хулу: «Ты победил, Галилеянин!» — и тотчас же умер. Поистине, дивную картину для благоговейного взора представляют подобные чудесные явления, совершавшиеся по молитвам людей пред иконами Пресвятой Богородицы и неопровержимо доказывающие, что Сама небесная Заступница дарует верным избавление от всяких бед и напастей!

http://sedmitza.ru/lib/text/440275/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010