Кроме этого единственного списка все прочие известные доселе списки повести представляют другую ее редакцию; последняя более литературно обработана в обычном стиле житий XV–XVI вв. и между прочим включена в Макарьевские Четьи-Минеи. Буслаев называет ее литературной редакцией и считает позднейшей 74 . Песнопения, вошедшие в службу Меркурию, Буслаев рассматривает, как особую редакцию легенды, которую и называет лирической. Таким образом являются две редакции повести и три редакции легенды вообще. Впрочем, Буслаев сам указывает, что различия между тем, как представляется событие по песнопениям, и рассказом литературной редакции повести чрезвычайно незначительны; в сколько-нибудь существенных чертах дело представляется одинаково и там и здесь, так что необходимо предположить, что в основе и повести и службы лежит тот же вид легенды, и различными редакциями последней можно считать два эти памятника лишь с точки зрения формы 75 . Ниже мне придется коснуться этого вопроса подробнее, как и вообще взаимоотношения различных пересказов легенды. Теперь считаю нужным лишь указать, что по-моему нельзя говорить об особой редакции легенды (в смысле содержания) вне повести, которая ее заключает, и что поэтому в дальнейшем изложении я говорю о двух редакциях и повести и легенды вообще (имею в виду главным образом повесть; в службе касаюсь лишь отступлений ее от повести); принимая пока на веру выводы Буслаева, я называю ниже его народную редакцию первою, а литературную – второй редакцией повести. Далее, Буслаев указывал чудесные, фантастические черты сказания о Меркурии. Признавая полную историческую реальность факта, лежащего в основе сказания, он думал, что этими чертами данный факт обставился в устах народа, почерпавшего их из обильного запаса своих исконных верований, преданий, поэтических представлений, притом очень часто мифического происхождения. Впрочем, Буслаев, занимаясь главным образом общей характеристикой сказания и посвященных ему памятников, преимущественно повести, как поэтического произведения древнерусской литературы, выдвинул эти черты, но не объяснял обстоятельно происхождения и значения всех их; общие указания на доисторическую древность и мифологическую основу той или другой подробности или на существование параллельных мотивов и образов у других народов не разъясняют еще процесса сложения нашего сказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Убеждения царя поклониться языческим богам снова не имели успеха, и он приказал предать св. Екатерину колесованию; но она и после этих жесточайших истязаний оставалась непреклонной. Наконец, св. страдалица, по повелению мучителя, была «во главу усечена мечом». Видя страдания св. Екатерины, обратились ко Христу: царица Августа (см. ниже), супруга Максимина, Порфирий стратилат (полководец) и 200 воинов. Все они были обезглавлены. Ныне мощи св. Екатерины (глава и левая рука ее) находятся в обители на г. Синай, в небольшой мраморной раке на правой стороне престола Преображенского храма. Для ближних пришельцев эта рака открывается только по окончании утрени на Господские праздники, а для дальних богомольцев – во всякое время. У греков память св. великомуч. Екатерины празднуется 25 ноября, каковой день считается днем открытия ее мощей, Тропарь, гл. 4. Добродетельми яко лучами солнечными просветила еси неверныя мудрецы, и якоже пресветлая луна ходящим в нощи неверия тму отгнала еси, и царицу уверила еси, вкупе же и мучителя обличила еси, Богозванная невесто блаженная Екатерино; желанием востекла еси в небесный чертог к прекрасному Жениху Христу, и от Него царским венцем венчалася еси: Емуже со ангелы предстоящи, за ны молися, творящия пречестную память твою. Кондак, гл. 2. Лик честный Божественна мучениколюбцы воздвигните ныне, почитающе всемудрую Екатерину: сия бо в тризнищи Христа проповеда, и змия попра, риторов разумы укротивши. Ап. и Ев. см. 4 февр. Св. велиномуч. пострадавшего за Христа при Декии и Валериане в Кесарии Каппадокийской. Сын скифа, римский воевода, он «оружием веры» и «силою укрепляемь Христовою», претерпел за веру во Христа «всякий болезней вид, веселяся», и, после ужаснейших истязаний, был усечен мечом. Глава св. великомученика и большая часть его мощей находятся ныне в г. Майнце. Кондак, гл. 4. Во бранех непобедимаго воина, и в бедах непостыдна заступника, песньми Меркурия ублажим славяще: празднующия бо память его весело, от бед избавляет и скорбей. Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Обращаясь к присутствующим перед началом панихиды, владыка митрополит, в частности, сказал: «Наш гражданский и христианский долг —  вспомнить и молитвенно почтить человека, который вошел в историю не только города Новочеркасска, но и в историю всей нашей страны». По окончании заупокойного богослужения настоятель Михаило-Архангельского храма протоиерей Олег Добринский познакомил митрополита Меркурия с музейными экспонатами, которые находятся в нижнем криптовом храме в честь великомученика и целителя Пантелеимона. В экспозиции представлены личные вещи и письма иерархов Церкви, которые служили в Новочеркасске, а также фотографии и письма А.Ф. Лосева. По материалам сайта «Дон православный» Патриархия.ru за темою У роботу з У пройшла атрибути в та У нового видавничого науковий О.В. Щипкова «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги [Ihmepb " ю] У палестинського товариства в праць Миколая Японського Проблеми та позитивний дорослих обговорили на читаннях У Христа Спасителя пройшла робота читань, Кирила ректору МДУ М.В. Ломоносова В.А. Садовничому з дня народження : та звернення] У збори Кирила з РФ С.С. Кравцовим У проходить з у монастирях На 9-й день панахиду «Крокус Холу» з благословення Кирила звершив Одинцовський Красногорський Фома несуть до " я Церкви в пам " ять про жертви теракту в «Крокус Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус У шосту в кемеровському торговому «Зимова вишня» у храмах молитовно згадали жертви з ключовими словами – синодальний – заклади – поминання   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У пройде виставка-форум Слова» У м. Москви чергове Синодального з чернецтва У «Ковчег» монастиря у Ради Голова ВЗЦЗ з представником Церкви робоча голови Ради з керуючим Бердянською Митрополит Волоколамський з представниками Церкви   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2245408...

е. причину смерти. Эта смерть была уже дана рассказчикам, как факт; ее надо было примирить с фактом посланничества свыше; составители и переделыватели сказания стремятся провести в рассказе последовательность и цельность; в данном случае это достигается мотивом предопределения святого свыше не только к подвигу, но и к смерти. Нас этот мотив не удовлетворяет, но для древнерусского читателя он все разъяснял и разрешил недоумения; необоснованность факта и противоречия в самом образе Меркурия исчезали; святой в сущности остался непобедимым: кемъ бы он ни был убит, он уступил не убийце, бывшему слепым орудием Провидения, а сознательно и радостно покорился высшему изволению. Разобрав подробности рассказов о кончине Меркурия, мы коснулись таким образом вопроса о различиях двух дошедших до нас редакций повести. Обратимся к другим пунктам, в которых они расходятся. Первая редакция, не знающая исполина, знает в свою очередь несколько подробностей, неизвестных второй; так, по ее показанию, Меркурий по выходе из церкви находит коня, на котором и отправляется на свой подвиг: „и доше полки злочтиваго цря. бжieю помощию и прчтыя бцы побивая враги. собирая хртиянъ пленны пщая во гра свои прехрабро екакание по поко ко орелъ по воздх летая» 130 . Подробность о коне принадлежит собственно русской повести: греческие сказания о великомученике Меркурии про коня не говорят. Ф. И. Буслаев 131 объяснял эту подробность из народных представлений о чудесных, мифических конях; вряд ли однако нужно здесь привлекать к делу мифологию и особенно коня Одина, хотя бы уже потому, что это в сущности мало выясняет дело. Г. Писарев 132 объясняет введение коня психологически, так сказать, из соображений рассказчиков: раз Меркурий отправился из города на Долгий Мост или Долгомостье (позднейшее название этого места), ему необходимо было ехать верхом, потому что пешком он не поспел бы туда до утра. Может быть, действительно, это соображение имело значение для вставки этой подробности; но и помимо его, в нашем случае могло оказать влияние общее представление о воинах-победоносцах, как о всадниках: народные, былинные герои обыкновенно выезжают в поле и бьются на конях; так же изображается и Георгий Победоносец; так что коня при витязе мы можем считать общим местом народных преданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Христос не отворачивался, когда Его били…” Экзекутор выстрелил ему в переносицу, и монах упал. Мне сразу же пришло на ум, что это был не кто иной, как раб Божий отец Парфений. Сняв с головы скуфью, я перекрестился и сказал: — Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего и всех подобных ему, умерщвленных в этом подземном узилище. Никто по собственному произволению без благодатной помощи свыше не сможет так смело и бесстрашно глянуть смерти в глаза в эти ужасные минуты. Ведь если внимательно проследить по страницам церковной истории за проявлением величайшего бесстрашия и вместе с тем величайшего терпения у христианских мучеников и мучениц, то невольно убеждаешься в высшей степени воодушевления — такой, что немощные женщины, даже молоденькие девицы, как, например, Вера, Надежда и Любовь или великомученица Варвара и подобные им, подкрепляемые благодатью Всесвятого Духа, Который снисходил на них в те ужасные минуты, до крайности удивляли своей невозмутимостью и стойкостью всех бездушных исполнителей истязаний. Вспоминается случай, бывший с одним христианским исповедником, обреченным на публичное отсечение головы. Когда он взошел на эшафот, палач дал ему в руки платок и велел завязать им себе глаза. Исповедник, повернувшись лицом к находящимся возле помоста родственникам, сказал: “Исполнителю моей казни уплатите двадцать пять златниц из оставшихся у вас моих сбережений”. После чего завязал себе глаза, и затем палач отрубил ему мечом голову. Но вот и в данном случае не менее знаменательное явление: “Стреляй так. Христос не отворачивался, когда его били…” Поздно вечером я возвратился в тюремный корпус. Ключник впустил меня в камеру. Там было по-прежнему многолюдно, и мне после целого дня свободы на тюремном дворе казалось невыносимым быть в этой людской толчее. После поверки все опять, как и вчера, уселись: кое-кто на краю нар, а иные оставались в полулежачем положении с подогнутыми ногами — рассказчик стал продолжать свое повествование, прерванное вчерашним звонком отбоя. Он не спеша и в точности, хотя и с неизбежными сокращениями пересказывал, надо полагать, не особенно давно прочитанный им роман, и все в камере сидели не шелохнувшись, с интересом слушая повествование.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-monaxa-...

Вторая редакция представляет вместо этого другую черту сходства: оружие Меркурия Кесарийского хранилось всегда при гробе его; по кончине Меркурия Смоленского, по его особому повелению, оружие его также хранилось над его гробом. Гробница смоленского святого по обеим редакциям повести, как и кесарийского, находится в храме. Таким образом, интересующие нас рассказы совпадают и в очень многих отдельных чертах, и въ общей последовательности подробностей главного события; лишь смерть мученика и хранение его оружия в греческой легенде предшествует главному подвигу святого, а в нашей повести следует за ним. Но это обратное отношение не может устранить впечатления значительной аналогии, значительной настолько, что трудно видеть в ней случайное явление; скорее представляется нужным понять ее, как продукт действительной связи между обеими легендами, т. е. зависимости младшей, русской, от старшей, греческой. Принципиально предположить такое влияние вполне возможно: Псевдо-Амфилохиево житие Василия Великого представляет один из весьма известных памятников старинной литературы, популярных и на Востоке, как и на Западе. Состоящее почти целиком из небольших рассказов чудесного характера, оно являлось весьма интересным чтением; для ознакомления с жизнью св. Василия оно и у нас служило главным источником; некоторые эпизоды жития переписывались и отдельно, входя в разные сборники. Влияние его вообще на русскую легенду – факт довольно нзвестный: еще издателями „Памятников старинной русской литературы» было дано справедливое объяснение повести о Савве Грудцыне, как переделки одного из чудес Василия 114 ), которое в житии называется чудом о прельщенном отроке. Сказание о Меркурии Смоленском, составляющее содержание обеих редакций нашей повести, мало выходит за пределы рамки греческой легенды о посмертном чуде великомученика Меркурия. Те черты, которые являются в первом лишними по сравнению с последней, стоят большей частью в связи с указанным уже основным различием обеих легенд: русский святой совершает свой подвиг еще до кончины и затем уже венчается мученическим венцом. Мы находим в русской повести сведения о событиях, последовавших за его кончиною, о приходе его в город, о погребении и (по второй редакции) о посмертном явлении; с другой стороны, представляя Меркурия живым лицом и становясь источником для ознакомления с его личностью, повесть играла роль жития его, а потому должна была сообщить и сведения о предшествующей его жизни. Таким образом эти лишние черты находятся вне пределов главного события, на котором сосредоточивается внимание повести.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Равным образом мы не можем удержать названий народной и литературной редакций: резко противоставлять их друг другу в этом смысле трудно; вторая редакция может быть так названа в отличие от первой главным образомъ в виду ее большей внешней стилистической отделки во вкусе XV–XVI веков. В отношении существенных черт содержания обе редакции литературны, потому что и возникли на почве литературного источника, и записаны книжниками, и с другой стороны народны, потому что получили развитие путем устной традиции, в народе, и вторая не меньше первой обязана этой традиции различными подробностями (что признает и сам Буслаев). Резюмируем вкратце все сказанное. Сказание о Меркурии Смоленском повествует о событии половины XIII в., о котором не говорят несомненные исторические источники, и известно лишь по двум памятникам: повести и службе, дошедших в записях не старше конца XV в.; содержанием своим оно вызывает некоторые сомнения; между тем оно очень сходно с легендой о великомученике Меркурии, что было замечено уже в древней Руси; содержание сказания приходится объяснять заимствованием из греческой легенды, с приурочением ее сюжета к русской почве и русской исторической обстановке. В основных чертах процесс сложения легенды о Меркурии можно представить в таком виде. Спасение Смоленска от татарского разорения приписано небесной помощи. Частнее представление об этой помощи и о личности избавителя развилось под влиянием известной легенды об убиении Юлиана и спасении города Кесарии от разорения великомучеником Меркурием, именно соответствующого эпизода в житии Василия Великого ; легенда приурочена к новому событию: Меркурий совершает дело спасения Смоленска, по велению Богоматери, явившись на Ее зов. В новом приурочении, особенно распространяясь путем устного пересказа, легенда видоизменилась: спаситель Смоленска понят, как особое лицо, как русский святой; он разбивает татарское войско, подвиг его совершается еще при жизни; пономарь является вместо Василия Великого . Данные о великомученике Меркурии в его житии также повлияли на русскую легенду: Меркурий молодой воин и мученик, убитый через обезглавление; позднее говорят о его связи с Римом (по происхождению). Для объяснения его смерти допустили, что она совершена сверхъестественной силой, рукой ангела. Другие рассказы из старых народных поэтических сказаний заимствовали образ исполина: Меркурий убивает именно его, а сын его мстит Меркурию за отца; на этих рассказах основана 2-я редакция повести о Меркурии. Та же редакция, под влиянием местного почитания Смоленской иконы, заменяет явление самой Богоматери гласом от иконы Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В виду приведенных данных мы можем заключать, что хотя чудо несения Дионисием своей головы было на Руси известно, но, по-видимому, рассказ о нем особой популярностью не пользовался, и представление о нем, именно как о мученике, несущем свою голову, не было господствующим; можно потому сомневаться, чтобы ходившие в письменности сведения об этом чуде отразились на нашем сказании о Меркурии; да и трудно было бы объяснить, почему именно проложное житие или краткие указания святцев о Дионисии повлияли в данном случае. Можно сомневаться, чтобы на почве этих указаний выработался в народной фантазии образ мученика, несущего свою голову, который и приурочился бы к нашему сказанию. Действительно господствующим и общеизвестным такое представление о Дионисии было на Западе. Это обусловливается интересом к личности этого святого и популярностью ее, которые развились там, и которых не было на Востоке. Дело в том, что св. Дионисий пользовался исключительным почитанием во Франции, где в нем видели патрона страны и ее королей, и где по преданию он принял мучение и кончину. О мучении его во Франции (в Париже) говорят и православные жития и еще обстоятельнее западные повествования: Дионисий послан в Галлию на проповедь св. Климентом Римским ; там вблизи Парижа (Parisii), на месте, называемом „горою мучеников» (Montmartre) он и его ученики Рустик и Елевферий мучены и обезглавлены префектом Фесценнином; там почивают и его мощи, в основанном им знаменитом аббатстве St.-Denis; к этому месту своего вечного упокоения он пришел сам с места своего мучения, неся в руках свою голову 152 . Существует сомнение, действительно ли Дионисий Парижский тождествен с Ареопагитом, или же это совсем особая личность. Для нас, впрочем, это вопрос второстепенный: агиографические памятники их отождествляют, и, главное, к Дионисию, патрону Франции, кто бы он ни был, приурочилось то же представление о мученике, несущем свою голову; эта-то связь с личностью популярного святого и обусловила известность, которую приобрело данное представление именно на Западе, начиная с Франции; соответствующее изображение святого также стало общеизвестным; в одном из сочинений Гейне находим такое замечание: „Дионисий, как известно, патрон королей французских и всегда изображается с собственной головой в руках» 153 ; так изображали его и живопись и скульптура 154 , содействуя в свою очередь распространению данного представления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда же святую привели на место усечения, она произнесла следующую молитву: — Господи Иисусе Христе, Боже мой! Благодарю Тебя за то, что Ты поставил на камне терпения ноги мои, и направил стопы мои. Простри ныне пречистые длани Твои, некогда уязвленные на кресте, и приими душу мою, приносимую Тебе в жертву ради любви к Тебе. Вспомни, Господи, что я — плоть и кровь, и не попусти, чтобы лютые истязатели на Страшном Суде соделали явными согрешения мои, в неведении соделанные; но омой их кровью, которую я изливаю за Тебя и соделай, чтобы тело сие, израненное в муках ради Тебя и усекаемое мечем, было бы невидимо для врагов и гонителей моих. Призри с высоты Твоей, Господи, и на предстоящих людей сих, и наставь их светом Твоего познания; и прошения тех, которые призовут чрез меня имя Твое святое, исполни на пользу, дабы всеми воспевалось величие Твое во веки. Окончив молитву, святая сказала исполнителю казни: — Оканчивай приказанное. Тогда воин поднял меч и отсек честную главу Екатерины и из раны вместо крови истекло молоко. Честные ее мощи, как то видели удостоившиеся того верующие, тотчас же были взяты святыми Ангелами, и перенесены на гору Синайскую во славу Христа Бога, Который со Отцом и Святым Духом во Едином Божестве царствует во веки. Аминь Тропарь, глас 4: Добродетельми, яко лучами солнечными, просветила еси неверныя мудрецы, и якоже пресветлая луна ходящым в нощи, неверия тьму отгнала еси, и царицу уверила еси, вкупе же и мучителя обличила еси, богозванная невесто, блаженная Екатерино: желанием востекла еси в небесный чертог, к прекрасному Жениху Христу, и от него царским венцем венчалася еси: Ему же, со ангелы предстоящи, за ны молися, творящыя пречестную память твою. Кондак, глас 2: Лик честный божественне, мучениколюбцы, воздвигните ныне, почитающе всемудрую Екатерину: сия бо в тризнищи Христа проповеда, и змия попра, риторов разумы укротивши. Страдание святого великомученика Меркурия Нечестивые цари Римские, Декий и Валериан созвав своих князей и вельмож, имели совещание с ними о распространении чествования своих лживых богов, и истреблении и уничтожены святой христианской веры. И единодушно, с общего согласия, они издали в Капитолии следующий указ:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Когда же святую привели на место усечения, она произнесла следующую молитву: — Господи Иисусе Христе, Боже мой! Благодарю Тебя за то, что Ты поставил на камне терпения ноги мои, и направил стопы мои. Простри ныне пречистые длани Твои, некогда уязвленные на кресте, и приими душу мою, приносимую Тебе в жертву ради любви к Тебе. Вспомни, Господи, что я — плоть и кровь, и не попусти, чтобы лютые истязатели на Страшном Суде соделали явными согрешения мои, в неведении соделанные; но омой их кровью, которую я изливаю за Тебя и соделай, чтобы тело сие, израненное в муках ради Тебя и усекаемое мечем, было бы невидимо для врагов и гонителей моих. Призри с высоты Твоей, Господи, и на предстоящих людей сих, и наставь их светом Твоего познания; и прошения тех, которые призовут чрез меня имя Твое святое, исполни на пользу, дабы всеми воспевалось величие Твое во веки. Окончив молитву, святая сказала исполнителю казни: — Оканчивай приказанное. Тогда воин поднял меч и отсек честную главу Екатерины [ 23 ], и из раны вместо крови истекло молоко. Честные ее мощи, как то видели удостоившиеся того верующие, тотчас же были взяты святыми Ангелами, и перенесены на гору Синайскую [ 24 ], во славу Христа Бога, Который со Отцом и Святым Духом во Едином Божестве царствует во веки. Аминь [ 25 ].   Тропарь, глас 4: Добродетельми, яко лучами солнечными, просветила еси неверныя мудрецы, и якоже пресветлая луна ходящым в нощи, неверия тьму отгнала еси, и царицу [ 26 ] уверила еси, вкупе же и мучителя обличила еси, богозванная невесто, блаженная Екатерино: желанием востекла еси в небесный чертог, к прекрасному Жениху Христу, и от него царским венцем венчалася еси: Ему же, со ангелы предстоящи, за ны молися, творящыя пречестную память твою.   Кондак, глас 2: [ 27 ]   Лик честный божественне, мучениколюбцы, воздвигните ныне, почитающе всемудрую Екатерину: сия бо в тризнищи Христа проповеда, и змия попра, риторов разумы укротивши. Страдание святого великомученика Меркурия Нечестивые цари Римские, Декий и Валериан [ 1 ], созвав своих князей и вельмож, имели совещание с ними о распространении чествования своих лживых богов, и истреблении и уничтожены святой христианской веры. И единодушно, с общего согласия, они издали в Капитолии [ 2 ] следующий указ:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010