Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий почтил память выдающегося философа А.Ф. Лосева (монаха Андроника) 25 мая 2012 г. 20:39 24 мая 2012 года, в праздник Вознесения Господня и день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил архипастырскую поездку в г. Новочеркасск. Глава Донской митрополии  совершил Божественную литургию в Вознесенском войсковом кафедральном соборе, а затем посетил МОУ СОШ 3 им. атамана М.И. Платова (бывшую гимназию г. Новочеркасска). В 1903-1911 гг. в этой школе учился великий русский философ Алексей Федорович Лосев, принявший тайный монашеский постриг с именем Андроник (скончался 24 мая 1988 г.). Владыка посетил учебные классы, музей А.Ф. Лосева, а также помещение, которое раньше было действующим храмом в честь святых Кирилла и Мефодия. В хоре этого храма в школьные годы пел Алексей Лосев. Сегодня в помещении храма располагается спортзал. После осмотра гимназии состоялось рабочее совещание, в ходе которого митрополит Меркурий выразил надежду, что храм в стенах школы им. атамана М.И. Платова будет в скором времени восстановлен. Затем архиерей посетил храм Михаила Архангела, где возглавил панихиду по монаху Андронику (Лосеву). В этом храме, где настоятелем был некогда дед философа — протоиерей Алексий Поляков, А.Ф. Лосев был крещен. Обращаясь к присутствующим перед началом панихиды, владыка митрополит, в частности, сказал: «Наш гражданский и христианский долг —  вспомнить и молитвенно почтить человека, который вошел в историю не только города Новочеркасска, но и в историю всей нашей страны». По окончании заупокойного богослужения настоятель Михаило-Архангельского храма протоиерей Олег Добринский познакомил митрополита Меркурия с музейными экспонатами, которые находятся в нижнем криптовом храме в честь великомученика и целителя Пантелеимона. В экспозиции представлены личные вещи и письма иерархов Церкви, которые служили в Новочеркасске, а также фотографии и письма А.Ф. Лосева. По материалам сайта «Дон православный» Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2244510.ht...

Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру (370 г.). В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Однажды, во время молебна пред иконой Пресвятой Богородицы и великомученика Меркурия (III в., память 24 ноября), святитель Василий получил откровение о гибели императора Юлиана Отступника (361–363), пытавшегося вновь утвердить язычество. Святитель Василий увидел, как изображение великомученика Меркурия исчезло, а когда вновь появилось на иконе, копье великомученика было обагрено кровью. В это самое время Юлиан Отступник был пронзен копьем и погиб на Персидской войне. Когда император Валент (361 – 378) отдал в Никее православную церковь арианам, святитель Василий предложил прибегнуть к Божьему суду, передать церковь той стороне (православным или арианам), по чьей молитве откроются ее запертые запечатанные двери. Три дня и три ночи молились ариане, но все было тщетно. После этого к церкви подошел святитель Василий с православным клиром и народом, и по молитве святителя двери храма раскрылись. Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим . Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Так, например, некая знатная женщина, стыдясь своих блудных грехов, записала их и отдала запечатанный свиток святителю Василию. Святитель всю ночь молился о спасении этой грешницы. Утром он отдал ей нераспечатанный свиток, в котором все грехи оказались изглаженными, кроме одного страшного греха. Святитель посоветовал женщине идти в пустыню к преподобному Ефрему Сирину . Однако преподобный, лично знавший и глубоко почитавший святого Василия, отослал каявшуюся грешницу обратно, сказав, что лишь святитель Василий силен испросить ей у Господа полное прощение. Вернувшись в Кесарию, женщина встретила погребальное шествие с гробом святителя Василия. В глубокой скорби она с рыданиями упала на землю, бросив свиток на гроб святителя. Один из клириков, желая посмотреть, что было написано в свитке, взял его и, развернув, увидел чистый лист; так был изглажен последний грех женщины по молитве святителя Василия, совершенной им посмертно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2. Крест чеканный, сребро-позлащенный 7 вершков. В нем мощи святых: архидиакона Стефана, Великомучеников: Георгия и Димитрия Солунского, Пантелеймона; св. мучеников: Феодора Стратилата, Ермолая Меркурия, Ореста, Наталии; священномуч. Василия Амасийского, Великомученицы – Феклы, преподобного Кирила, св. Митрополита Филиппа, княз. Георгия Владимирского, князя Андрея Боголюбского, князя Николая Муромского, Преподобного Макария Желтоводского. 3. Крест с ручкою серебренный, гладкий. В нем части св. мощей: преподобных, – Исаакия чудотворца, Феофана Постника, Онисефора – Исповедника, Алипия иконописца. 4. Крест сребро-позлащенный с ручкою. В нем части св. мощей: преподобных – Антония Печерского, Дамиана Целебника, Агапита врача и Исаакия затворника. 5. Крест малый серебрянный с ручкою; верхняя сторона, вызолочена. В нем части св. мощей: Архидиакона Стефана, Иоанна Златоустог о, свящ-муч. Василия Парийского, мучеников: Феодора Стратилата, Геория Меркурия и Ореста. 6. Крест сребро-позлащенный малый. В нем части святых мощей: мучеников – Карика и Иулитты, препод. Печерских: Василия, Феодора и Марка Гробокопателя, князей Петра и Февронии Муромских; великомученицы Варвары – часть от срачицы. 7. Образ святых числом 16, в серебряной ризе. В средине вложен сребро-позлащенный крест. В нем части св. мощей: Игнатия Богоносца , Григория Богослова , Иоанна златоустог о, св. вел. Феодора Тирона и Пантелеймона, преподобномученицы Домники; муч. Ирины, Дамиана, св. Николая чудотворца, царя Константина, Московских митрополитов: Петра, Алексия, Никиты архиеп. Новгородского. Аврамия Затворника, Петра, Иоанна Ростовского чудотворца; часть дуба Маврийского, часть клобука преподобного Сергия Радонежского. 8. Замечательный образ Рождества Богородицы, в кивоте за стеклом: лица и ручки у Божией Матери и предстоящих – живописные, а одежды из разноцветной золотой й серебряной фольги; над группою священных изображений устроен фольговый балдахин, поддерживаемый фольговыми колонками, по две на стороне; между колонок устроена фольговая тумбочка, на которой поставлен маленький решетчатый серебряный ковчежец с частями св. мощей: Иоанна Златоустог о, великомучеников: Димитрия Солунского, Пантелеймона, Георгия, Феодора Стратилата и Мардария. – Образ сей устроен, в 1793 году, послушницами Арзамасской Алексеевской общины, основанной первоначальником Санаксарким о. Феодором Ушаковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самый известный научный труд К.- «Очерки по истории древнерусской литературы житий святых» - выходил отдельными выпусками в «Русском филологическом вестнике», потом был защищен как диссертация и опубликован в Варшаве в 1902 г. В предисловии исследователь отметил 4 подхода, сложившихся к тому времени в исследовании житийных памятников: изучение их как лит. формы; определение происхождения «легендарных мотивов»; установление «дидактической направленности» житий и «религиозно-нравственных воззрений» авторов; выявление исторической основы произведений. Отметив выдающийся вклад Ключевского в изучение рус. агиографии, К. обозначил свой подход к исследованию агиографических памятников: взглянуть «на житие не как на исторический источник, а как на литературный памятник». Задачами К. были: «1) изучение легендарных сюжетов житий и 2) изучение отражаемого ими религиозно-нравственного мировоззрения» (Очерки. 1902. С. VIII). Подобно большинству исследователей XIX - нач. XX в., К. был уверен, что «краткие жития составлены из пространных» (Там же. С. 27). А. П. Кадлубовский. Фотография. Нач. ХХ в. А. П. Кадлубовский. Фотография. Нач. ХХ в. Первые 4 очерка монографии посвящены преимущественно изучению «легендарных мотивов» и установлению заимствований в русских житиях из визант. агиографических сочинений, в 5-м очерке анализируются «данные для истории идей и взглядов... в житиях XV и XVI в.» (Там же. С. VIII). В 1-м («К вопросу о Житии преподобного Авраамия Ростовского»), 2-м («Великомученик Меркурий Кесарийский и мученик Меркурий Смоленский») и 3-м («Св. великомученик Никита и св. Никита, столпник Переяславский») очерках ученый выявил круг визант. житий, повествовательная модель к-рых была положена в основу житий названных рус. святых. В 4-м очерке («Легендарные рассказы Волоколамского патерика») К. обратился к тексту Досифея (Топоркова) . Проанализировав Иосифо-Волоколамский патерик , исследователь пришел к выводу, что «сама форма его представляет продукт сознательного подражания переводным памятникам» (Азбучному, Египетскому, Скитскому патерикам, «Лугу духовному», «Диалогам» Григория I Великого ). В 5-м, самом большом по объему очерке «Русские жития XV-XVI вв. и современные им направления русской религиозной мысли» К. поставил задачу определить, учила ли агиобиография «каким-либо определенным добродетелям и каким именно; выражает ли она известный религиозно-нравственный идеал и может ли рассматриваться как отражение культурного состояния эпохи» (Там же. С. 163). К. рассмотрел 30 текстов (различные редакции Житий прп. Сергия Радонежского, прп. Кирилла Белозерского, прп. Димитрия Прилуцкого, прп. Дионисия Глушицкого, Павла Обнорского, прп. Пафнутия Боровского, св. митр. Ионы, прп. Иосифа Волоцкого и др.), разделив их на 3 хронологические группы: относящиеся к периоду ранее деятельности Московского митр. св. Макария , тексты эпохи митр. Макария, более поздние произведения.

http://pravenc.ru/text/1319778.html

Библиотека содержит около 350 рукописных кодексов и примерно 3500 печатных книг. В братии 15 монахов. С 1992 г. имеет статус общежитийного.   мощи великомученика Феодора Стратилата мощи бессребреников Космы и Дамиана частица Животворящего Креста часть щита великомученика Меркурия иконы XIV века (иконостас собора, вероятно, самый древний на Афоне) При северно-восточной колонне стоит чудотворная икона Божией Матери, так называемая здесь Герондисса (старица). Кроме части Животворящего Древа, здесь находятся следующие мощи: части руки и ноги Апостола Андрея; голова св.Иоанна Милостивого; часть руки св. Иоанна Златоустого; части руки св. Афанасия Константинопольского и священномуч. Харалампия, голова преп. Иоанна Великого, голова св. Феодора Стратилата; рука св. муч. Трифона, части св. муч. Меркурия и Артемия, часть руки св. муч. Евстафия плакиды, части рук св. муч. Кирика и Иулитты, части преподоб.отец в Синае и Раифе избиенных, св. муч. Антипы, Прокопия и Фотинии, голова св. безсребренника Космы.         Особо почитаемые иконы               Икона Богородицы Герондисса (Старица) Находится в левом киоте монастырского собора. Богородица изображена в полный рост, в преклонном возрасте, без младенца Христа. Сосуд, изображенный на иконе, - это напоминание о чудесном умножении в обители елея во время голода по молитвам одного из игуменов. Икона принадлежит к типу «Скоропослушницы».     Предание   По преданию, во время литургии Богородица указала служащему иеромонаху не продолжать службу, а поспешить причастить одного из братьев монастыря, который был в предсмертной агонии. С этой иконой связаны не раз совершавшиеся чудесные события. Во время разграбления Пантократора турками икона была брошена в колодец, серебрянные ризы были сняты. По дороге турки были поражены слепотою и сами поняли кару за святотатство с иконой. Несколько лет спустя, с возобновлением иноческой жизни, монахи нашли икону невредимой в колодце. Многократно Богоматерь изъявляла свою особенную попечительность об умирающих старцах, отсюда закрепилось название иконы " Старица " или " Геронтисса " .

http://isihazm.ru/?id=506&c_pid=2

Одобрен текст акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее иконы ‘Всецарица’, а также тексты акафистов апостолу Фоме, великомученику Меркурию Кесарийскому, святителю Григорию Паламе, святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францискому, преподобному Герасиму Иорданскому, преподобному Симеону Новому Богослову и преподобному Никодиму Святогорцу. 26 декабря. ПРАВМИР. Тексты восьми акафистов одобрены для употребления за богослужением и в домашней молитве решением Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает сайт Московского Патриархата . Одобрен текст акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Всецарица», а также тексты акафистов апостолу Фоме, великомученику Меркурию Кесарийскому, святителю Григорию Паламе, святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францискому, преподобному Герасиму Иорданскому, преподобному Симеону Новому Богослову и преподобному Никодиму Святогорцу. Тексты акафистов будут опубликованы в официальных церковных средствах массовой информации и направлены  в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники. Читайте также: Тексты акафистов будут утверждаться Издательским Советом Русской Православной Церкви Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 15 октября, 2018 3 октября, 2018 7 июня, 2022 9 июля, 2019 9 июля, 2019 28 декабря, 2018 28 декабря, 2018 28 декабря, 2018 28 декабря, 2018 15 октября, 2018 3 октября, 2018 7 июня, 2022 9 июля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/sinod-odobril-teksty-v...

В другой раз в его голове зарождается коммерческая афера. После перемены патр. Никоном русского клобука на греческий, русские монахи и священники дружно последовали его примеру. «Если бы в этом случае, – замечает Павел, – у кого-нибудь из монахов Святой Горы были целые воза комилавок и клобуков, то он распродал бы их по самой высокой цене» (IV, 108–109). В русской земле Павел не раз молился, чтобы им возвратиться домой обогащенными и заплатить все долги (III, 2; II, 174 – 175). И молитва его была услышана. Патр. Макарий и его спутники получили обильную милостыню и дорогие подарки от царя, патриарха, монастырей и бояр. Павел рассказывает как перед отъездом из Москвы он хлопотал целые дни, собирая дары у бояр, давал посулы придворным чиновникам, чтобы они отпустили наилучших соболей из царских складов, а потом укладывал их в дорогу. Из Москвы путешественники поехали на 60 подводах, хотя, как скромничает наш автор, им было бы достаточно и 20-ти (IV, 161). Записки Павла Алеппского несомненно преувеличивают добродетели и благочестие казаков, особенно же московитов, которые, по его словам, все святые и превзошли подвижников в пустыни. Они недостаточно говорят о церковной смуте, поднявшейся в Москве при исправлении книг п. Никоном . Теперь вероятен источник этого коренного недостатка в труде алеппского архидиакона. Павел – свидетель подкупленный в пользу русского народа богатой милостыней, вывезенной его отцом из нашей земли. IV А. Кадлубовский. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых (Русский филологический вестник). I. К вопросу о житии преподобного Авраамия Ростовского (1897, 1 и 2). II. Великомученик Меркурий Кесарийский и мученик Меркурий Смоленский (1898, 1 и 2). III. Св. Великомученик Никита и св. Никита, столпник Переяславский (1897, 1 и 2). Житие преп. Авраамия Ростовского содержит рассказ об обращении Ростова великого к христианству, о событии малоизвестном из других источников, – несколько данных по истории русского монашества и наконец, передает эпизод ссоры преп. Авраамия с Владимирским князем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

    Мелания (черная, греч.), римляныня, преп., 31 дек.     Меласипп (заботящийся коне, греч.), муч. анкирский, 7 ноября.     Мелевсипп муч., 16 янв.     Мелетий (пекущийся, заботливый, греч.), стратилат, муч., 24 мая.     Мелетий, архиеп. антиохийский, 12 февр. Мелетий священномуч., 21 сентября.     Мелиссен (пчелиной, гр.), из 42 мучч. амморейских, 6 мар.     Мелитина (медовая, сладкая, как мед, греч.), муч. оракийская, 16 сент.     Мелитон (делающий сладким, услаждающий медом, греч.), из 49 мучч. севастийских, 9 мар.     Мемнон (помнящий, памятливый, греч.), муч. филиппопольский, 20 авг.     Мемнон преп., чудотверец, 29 апреля.     Менандр (крепкий муж, греч. или ожидающий мужа), пресв. прусский, муч, 19 мая.     Менея (крепкий, постоянный, грея. μνω, из числа 45 мучч. никопольских, 10 июля.     Менигн (крепкий подколенок, греч. μνα и ιγνς), белильник, муч. парийский, 22 нояб.     Меркурий (бог красноречия и торговли, лат.), великомученик кесарийский, 24 нояб.     Меркурий, муч. смоленский, 24 ноября.     Мертий муч., 12 янв.     Мефодий (методический, в порядке идущий, греч.), еп. катарский, 20 июня.     Мефодий, патриархе цареградский, 14 июня.     Мефодий и Константин, или Кирилл, препп. епп. моравские, 11 мая.     Мефодий, прен. песношский, 4 июня.     Мигдоний (ингдомский, т. е. фригийский или мисийский), муч. никодимийский, с двумя тмами мучч., 28 дек.     Милий (яблочный, греч.), еп. сузский, и дла ученика его, мучч. персидские, 10 ноября.     Мина (месячный, лунный, гр.), воин, великомученик котуанский в Фригии, 11 ноября.     Мина, муч. александрийский, 10 декабря.     Мина, преподобномученик, 12 апреля.     Мина, патриарх цареградский, 25 августа.     Мина, монах синайский, 5 янв.     Мина калликелад, муч., 17 фев.     Минеон (Миней, месячный. греч.), из 10 мучч. в Пергии памф., 1 августа.     Минодора (дар месяца, греч.), мученица вифинская, 10 сен.     Мынсифей (вернее Мнисифей, помнящий о Боге, греч.), из 10 мучч. в Пергии, 1 авг.     Миракс (мальчик, девочка, греч.), муч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В церкви дурно тебе сделалось – это за смех, за то, что, идя дорогою, смеялась. [Исповедь] 28 марта Господь дал, вот и управились. Уж как Господь начнет миловать, так и помилует. Вот и приобщилась... Милующих Господь помилует. Когда нужно будет – приезжай. Я так и считаю тебя искреннею своею дочкою, хотя и храмлящею [хромающей]... Матушка!.. Мать!.. Маменька!.. Рано еще, когда больна будешь, тогда и пострижем... Нет, не будет. Главное сделано, хотя и там постриг примешь – ответ все-таки здесь будет. Я за тебя теперь покоен, а то кто знает, что могло бы быть... Приезжай тогда... Чего теперь не успеешь сказать, в другой раз приедешь скажешь. Живи проще. Что тебе нужно было, получила. Чего теперь бояться, только живи проще. Берегись как можно осуждать. Осуждение хуже всего. В чужие дела не мешайся. Живи проще. [Исповедь] 3 апреля На! читай! Грехи после. Видишь, какую милость явила Царица Небесная, как молила Она Господа об обращении друга, и Господь внял молитве Матери Своей – обратил друга и милость Свою оказал ему за то, что он проливал слезы о заблудшем брате. Читай дальше. Видишь, как ужасен взор демонов, что вынести невозможно одного взгляда. Читай третью. Когда [св.] Василий Великий видел в видении, что Матерь Божия послала святого вмч. Меркурия умертвить Иулиана царя и святой великомученик взял оружие и вышел, тотчас после видения св. Василий Великий отправился в храм, где почивали мощи святого вмч. Меркурия, и приказал открыть раку, которая оказалась пустою. Святого великомученика не было в раке, и оружия его не оказалось. Тогда [св.] Василий Великий понял, что не в видении только, но и в действительности святой великомученик исполнил поручение, возложенное на него Божиею Материю, и тогда, как все недоумевали, что бы это значило, он [святитель] уверился в истинности видения. Через несколько времени святые мощи опять лежали в раке и оружие было также на месте, только окровавленное. Это означало, что умерщвлен был Иулиан, чему подтверждением было окончание войны, которую по смерти Иулиана некому было продолжать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Таким образом, вериги, крест, камень, кольчуга и деревянное Распятие – святыни, связанные непосредственно с преподобным Иаковом, - упоминались монашествующими и исследователями в первую очередь. К другим реликвиям, упоминающимся в книге Воскресенского, относятся два интереснейших креста-мощевика. Первый - небольшой четырехконечный, сребропозлащеный крест с четырнадцатью частицами св. мощей: святителей вселенских: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, митрополитов Московских Петра, Алексея, Ионы, Филиппа, праведной Анны – матери Пресвятой Богородицы, апостола Фаддея, великомученика Пантелеймона, великомученика Димитрия Солунского, равноапостольного князя Владимира, преподобного Ефрема Сирина и преподобной Марии Египетской. Крест врезан в обложенную серебряной ризой икону (8х7 вершков), находящуюся в металлическом киоте с изображенным вверху Спасом Нерукотворным и 14-ю избранными святыми на полях. Эта святыня была пожертвована в монастырь помещицей г. Нерехты Верой Васильевной Килениной . Второй - восьмиконечный напрестольный крест в серебряном окладе с мощами 23 угодников: святых апостолов Андрея, Матфея, Марка, Иакова, брата Господня, великомученика Димитрия Солунского, мученика Нестора, великомученика Георгия Победоносца, великомученика Меркурия, пророка Даниила, священномучеников Василия Амасийского и Василия Агкирского, праведного Лазаря, святителя Арсения Тверского, великомучеников Феодора Стратилата, Феодора Тирона, Пркопия, мученика Адриана, святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, преп. Евфимия Великого, великомученицы Евфимии, преподобного Ефрема Сирина и мученицы Феодоры. В верхней части креста вычеканено Распятие Господне, над ним – Господь Саваоф, по сторонам от Распятия Богоматерь и Иоанн Богослов, внизу – голова Адама, еще ниже – ангел с крестом. На лицевой рукоятке креста изображены орудия страстей Христовых. На оборотной стороне крест имел надпись: «В лета 7264 (1778) года Иуня 26 дня построен сей святой крест в пречестную обитель Честнаго и Славного пророка Иоанна Предтечи и Преподобнаго Иакова Игумена Железноборовского Чудотворца тщанием же обители игумена Досифея» .

http://bogoslov.ru/article/1559953

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010