Арх. Савва. Указатель ... стр.210. (Син.181) Минея-четья, месяц Июнь, 1°, русский полуустав разных рук в два столбца, 675 л. Водяные знаки: 1. Буква Р, Бр. 8712, 1544 г. 2. Перчатка под короной, на ладони сердце, Бр. 10826, 1547 г. На обороте четвертого переплетного листа помета Афанасия Скиады: «Videtur scriptus seculo 17». л.1. Крупным полууставом: «Минея месяц июнь сочтена и наполнена и рядом вся положена». Внизу листа запись повторяется еще раз четкой скорописью. л.3–8. Указ главам. Среди других статей: л.11. Житие Дионисия Глушицкого (1437 г.), 1 июня. л.35. Слово похвальное ему же. л.39 об. Второе похвальное слово ему же. л.41. Житие великомученика Иоанна Новаго, Сочавского (1330–1340 гг.), 2 июня. Начинается словами: «Мучение св. и славнаго мученика Иоанна Новаго иже в Белеграде ... списажеся Григорием мнихом игуменом обители Пантократовы и прозвитером великой церкви Малдовлахийскый». л.152. Житие Илариона «новаго», Далматского игумена, 6 июня, л.162. Житие Кирилла Белозерского, 9 июня. л.319. Житие Мефодия, епископа Моравского (Патарского), 20 июня, л.444. «Послание Никифора митрополита Киевскаго к Володимеру князю всея Русии, сыну Всеволоду сына Ярославля». л.446. Заглавие то же, текст иной. л.542. Житие Петра «братанича царева зовомаго Беркина, иже есть из Орды...», 29 июня. л.618. Хождение игумена Даниила в святую землю, л.647. Георгия Писида «похвала Богу о сотворении всея твари» входит в хро- нографы (русской редакции). л.668. «Прение Панагиота философа с 12 гардинарии ... в Констянтинеграде... о правой вере», По листам пометы писцов: л.11, 12. «Дьякона Никиты». л.204 об. «Правил богословский поп Захарей»; 2-я строка: «Отдал книгу и писмо Софейскому священнику Фоме в лето 7060-го месяца февраля 16 на царя и государя великого князя написал диакон Борисо и Глебской Никитище, книга июньской минии полтретьятцать тетрадей, да исправил». л.263, 264, 265. «Дьяка Троицкого» (надписи наполовину срезаны ). Заставок нет, оставлены для них свободные места над текстом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

часть Крови Христовой, часть Ризы Господней, часть Животворящего Древа. II. Мощи Христова века: часть младенца, от Ирода убиенного Христа ради; часть святого Предтечи Иоанна Крестителя, святого Первомученика и архидиакона Стефана, св. апостола и Евангелиста Матфея, св. апостола Павла. III, Части мощей греческих Святителей: св. Василия Великого , св. Григория Богослова , св. Иоанна Златоустог о, св; Василия епископа Амасийского, св. Михаила епископа Синадского, Священномученика Анфима, епископа Никомидиского, Священномученика Власия, епископа Севастийского, Священномученика Ианнуария епископа. IV. Части мощей Святителей российских: св. Михаила первого митрополита Киевского, св. Симона епископа Суздальского, св. Ефрема епископа Переяславского, св. Исайи епископа Ростовского, св. Нифонта епископа Новогородского. V. Части мощей греческих Великомучеников Георгия, Прокопия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Артемия, Пантелеимона, Иоанна Сочавского (Молдавского); Мучеников: Космы Бессребреника, Иакова Персянина, Трифона, Севастиана, Мирона, Преподобномученика Лукиана пресвитера Антиохийского. VI. Великомучениц греческих: Феклы Первомученицы, Варвары, Марины; Мучениц: Ефимии, Параскевы, Фотинии. VII. Преподобных греческих Макария Египетского , Ефрема Сирина , Илариона Великого, Иоанна Дамаскина Марка Фряческого, Ксенофонта; Преподобных российских Киево-Печерских: Николы Святоши князя Черниговского, Поликарпа архимандрита Печерского, Никона игумена Печерского, Варлаама игумена Печерского, Нестора летописца, Иоанна Многострадального, Никона, Анатолия, Никодима просфорника, Дамиана Целебника, Феодора Молчаливого, Григория иконописца, Кукши, Марка гробокопателя, Феофана Постника, Авраамия, Феодора, Иосифа, Никона Сухого, Луки эконома Печерского, Афанасия затворника, Исаака затворника, Еразма, Илариона схимника, Евфимия схимника, Силуана схимника, Онисифора; Арсения Трудолюбивого, Лаврентия затворника, Григория Чудотворца , Прохора Чудотворца, Феофила Чудотворца, Иоанна Чудотворца, Тита, Агафона, Паисия, Логгина вратаря, Агапита врача, Нестора не книжного, Зинона постника, Спиридона просфорника, Сергия Послушливого, Павла Послушливого, Онуфра Молчаливого, Ильи Муромца, Пимена Многоболезненного, Иоанна Постника , Мартирия диакона, Анастасия диакона, Макария диакона и Евфросинии игумении Полотской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Долгие годы церковных разногласий имели печальные последствия для всех конфликтующих сторон. «Большой проблемой как для РПЦЗ, так и для юрисдикции митрополита Платона стала практика переманивания священников из одной юрисдикции в другую. В результате упала дисциплина, часто священники не слушались архиереев, зная, что они могут перейти в другую юрисдикцию, и их не только с радостью примут, но еще и наградят». 351 При этом многие священнослужители разбрелись по стране в поисках нового места служения. Иногда такие безместные священники старались выживать священников не только враждебной, но и своей юрисдикции. Дисциплинарные меры, такие как запрещения и лишения сана, в силу сложившихся обстоятельств не воспринимались всерьез. В 1930 г. была основана Канадская епархия РПЦЗ, во главе с архиепископом Иоасафом (Скородумовым), чтобы объединить церковные общины, оставшиеся верными Зарубежной Церкви после «платоновского раскола». В г. Калгари был организован приход во имя Всех Святых, настоятелем прихода был свящ. Михаил Данильчук. Церковь поначалу размещалась в протестантском храме, но в 1932 г. был приобретен участок, и через 2 г. там была построена православная церковь . Владыка Иоасаф жил в келье при храме вплоть до 1937 г. «Период пребывания кафедры владыки Иоасафа можно считать расцветом прихода. Была налажена культурно-просветительная жизнь: устраивались доклады, собеседования, была основана библиотека». 352 Затем владыка Иоасаф решил основать свою кафедру в Западной Канаде, в г. Эдмонтоне, поскольку там было больше русских, а также православных украинцев, галичан, карпатороссов и буковинцев. Там он «приобрел в 1938 г. храм, который ранее принадлежал протестантам: снаружи ему оставили первоначальный облик, а изнутри он был переделан в соответствии с канонами православия». 353 Протоиерей Аркадий (Маковецкий) в своей работе упоминает еще несколько канадских приходов. Среди них – старейший приход во имя св. великомученика Иоанна Сочавского в Лашине (Квебек), основанный в 1911 г., Свято-Троицкий приход в Виндзоре (1934 г.), церковь во имя св. Апостола Андрея Первозванного в г. Эдсоне, провинция Альберта (1922 г.)». 354

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ят бысть тобою, и удержан,/и до конца низложен змий безплотный во плоти твоим терпением./И того крепость угасе и лютое мучительство, Христу в плоть оболкшуся.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Хваляся язвами Христовыми, к вечным востекл еси обителем,/в багряницу одеян, мучениче, от кровей твоих обагреную,/и светло Царю сил предстоиши, с мученики ликуя.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Исаии угль древле послан бысть, клещами носим от Серафима,/касаются тому и грехи оставляющ./Клеща же Ты еси, Дево, Божественный Угль носившая во оставление грехов человечеству.  Песнь 9 Ирмос: Всяк земнородный/да взыграется, Духом просвещаемь,/да торжествует же Безплотных умов естество,/почитающее священное торжество Богоматере,/и да вопиет:/радуйся, Всеблаженная Богородице,/Чистая Приснодево.  Припев: Святый великомучениче Иоáнне, моли Бога о нас. Воин истинный Христова проповедания был еси, Иоанне,/и лести потребитель безбожия./Темже и ныне молитвами твоими потреби варварское востание,/воинству нашему под ноги сие, славне, низлагая.  Припев: Святый великомучениче Иоáнне, моли Бога о нас. Аще и разсеяни быша священныя твоя плоти, мудре,/аще и крови излияшася, но победительная на тебе преидоша./Тем на нас востающих силою твоею посрами/и воинство наше яви победителя.  Припев: Святый великомучениче Иоáнне, моли Бога о нас. Лук сокруши нечестивых, воине непобедиме,/неправедно движимый на твое достояние, еже себе избрал еси, возлюбив,/и отечество наше утверди,/да и мы тихо и мирно препроводим жительство.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Юже желахом память светозарную твою и честную,/прияхом и облобызахом, радующеся духом и играюще,/молимся, блаженне:/место сие и люди, идеже изволи славитися, сохраняй невредно, со отечеством нашим.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Егоже пророцы провозвестиша вси многообразне,/воплощаема нас ради, Тобою видехом, Богородице, Бога, нам совершенна,/избавляющаго человеки от клятвы прадедния,/мы же Твоими молитвами вечныя геенны да избавимся.  Светилен

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-velik...

1648 года, июля 20». Подписались: Иосиф священноинок, Пателарий, экзарх патриарший, и еще 13 священников и иноков города Канеи. Такого же содержания была и соборная грамота, выданная во свидетельство иеромонаху Григорию Вселенским патриархом Паисием от ноября месяца 1652 г. с припиской Антиохийского патриарха Макария и восьми митрополитов 81 . В 1636 году приехал из Крыма вместе с крымскими послами дьячок Иван, Предтеченской, на Солончаках, церкви в Бахчисарае. Из Путивля с приставом он прислал государю мощи св. мученицы Анастасии и при мощах свидетельство о них архиепископа Халкидской страны Сильвестра. Архиепископ между прочим пишет, обращаясь ко всем христианам: «Ныне прибег к нам благочестивый иерей, требуя от нас свидетельства о тех святых мощах, что он нашел их в месте нечестивых, в стране Халкидской, и принес и положил их в церковь с надписью: мощи св. Анастасии, да мощи св. мученика Мины, и задумал подати те мощи православным христианам, и те есть истинные мощи. А посему молим всех вас, да воспримите сего благочестивого архиерея и воздадите ему милостыню всякой по своей силе, чем Бог кого наделил, чтобы ему освободитися и от долгу оплатитися» 82 . В 1680 году путивльский воевода доносил, что приехал старец Пафнутий из Иерусалима и с собою объявил: «Шкатулка не велика в коже, обита железом, а в ней сосудец не велик серебрен кован с кровлею, коробочка, а в той коробочке кость оправлена серебром по краям, а сказал, что-де та кость мощи святаго мученика Димитрия Селунского, часть главы его». Пропущенный в Москву в Посольском приказе Пафнутий заявил, что его послал из Дамаска игумен их монастыря Михаил, «велел ему бить челом, чтобы великий государь изволил те святые мощи у него принять, а их в тот монастырь пожаловать своим великого государя жалованьем». Пафнутий представил свидетельственную грамоту сочавского митрополита, в которой говорилось, «что тот Димитриевский (в Дамаске) монастырь создан Константином и Еленою во имя святого великомученика Димитрия, ид еже и святые мощи его лежат, принесены от Солуни града изволением Божиим, и с которых мощей, для верности, сей священноинок Пафнутий носит с собою кость главы его – чело, во освящение и исцеление верою поклоняющихся и лобызающих ю» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Дмитрием Михайловичем Голицыным. – Ныне здесь три церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, с приделами Сергия Радонежского и Димитрия Ростовского , построена каменная в 1767 году, вместо существовавшей с 1716 года деревянной; 2) Трех Святителей Московских Петра, Алексея и Ионы; 3) Двунадесяти Апостолов. Эти последние церкви деревянные и построены Киевопечерским архимандритом Лукою. На месте, где существует пустынь, был – как гласит предание – загородный терем князя Андрея Юрьевича Боголюбского, прозванного в народе Китаем, от чего наименование это перешло и на основанную тут обитель. ГОЛОСИЕВСКАЯ, пуст. муж. в 4 верстах от Китаевской пустыни, приписанная также к Киевопечерской Лавре. Основана в половине XVII века митрополитом Петром Могилою , с церковью во имя св. Великомученика Иоанна Сочавского, которая перестроена в 1831 году. – Тут находится скит нынешнего митрополита Киевского Филарета, и в нем церковь Иоанна Многострадального, Печерского. ВОЗНЕСЕНСКИЙ-ФЛОРОВСКИЙ, женский 1 класса, в Киеве, на Подоле, на покатости горы Киселевки. Он прежде существовал в крепости, близ Печерской Лавры, против самых святых ее врат, где был основан в 1566 году монахом Иоанном Богушем – Пулькевичем; а на нынешнее место, где находилось издавна подворье сего монастыря, переведен по указу императора Петра I, в 1712 году, и получил наименование Флоровского по церкви, бывшей исстари на том подворье. – Ныне здесь 4 каменные церкви: 1) Соб. Вознесения Господня, с тремя приделами; она сооружена в 1732 году и освящена Киевским митрополитом Рафаилом; 2) теплая, св. мучеников Флора и Лавра, с приделом Тихвинской Богородицы; 3) Воскресения Христова, построенная в 1824 году, вместо бывшей деревянной, которая сгорела в 1811 г., 4) В недавнем времени воздвигнутая, обширнейшая церковь , во имя. Новоявленного Чудотворца, св. Митрофана Воронежского . В этой обители приняла иночество, а потом и схиму, несчастная дочь знаменитого фельдмаршала графа Шереметева, княгиня Наталья Борисовна Долгорукая, пострадавшая с мужем в ссылке, в Сибири; она здесь и погребена.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В месяцеслове отмечены следующие русские и славянские святые:; сентября 16 – Киприян митрополит; сентября 19 – князь Феодор Смоленский и Ярославокий и чада его: Давид и Константинъ; сентября 20 – Михаил, князь Черниговский и боярин его Феодоръ; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; октября 15 – Евфимий, архиепископ Новгородский; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион, епископ Меглинский; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 11, мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; в рукописи под 11-м ноября замечено: «святых новоявленных мученик Бориса и Глеба от некоего благоверного Феодора Когчина»: ноября 17 – Никон, ученик Сергия Радонежского; ноября 23 – «преподобный отец великий князь Александр Невский»; ноября 26 – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; ноября 28 – Феодор епископ Ростовский; декабря 21, июля 1 и 17 и августа 24 – Петр митрополит; января 10 – Павел «Коломенский» (Комельский); января 11, февраля 8 и мая 3 – Феодосий Печерский ; января 11 – Михаил Клопский; января 12– «преподобного Ильи нового чудотворца; положено бысть святое тело его честное в Богоспасаемом граде Москве у чуда вели архистратига Михаила среди града»; января 14 и февраля 16 – Савва Сербский ; января 17 и мая 7 и июля 10 – Антоний Печерский и Антоний Римлянин; января 28 – «преподобного отца Исапа кисаянина епископа бывшаго вели града Киева»; февраля 6 – Иаков епископ Ростовский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский мироточец; февраля 14 – Кирилл философ; марта 2 – Арсений епископ Тверской; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; марта 17 и мая 26 – Макарий Калязинский; марта 30 – Иона митрополит; апреля 1 – Евфимий Суздальский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 17 – Савватий и Зосима Соловецкие; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 12 – «священие церкви святыя Богородица юже созда благоверный князь Василей с блаженою княгынею Еленою в лето 6490» (?); мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 23 – Никита Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий и Амфилохий Глушицкие; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 3 – «сретение иконы с Москвы на Вологде Дмитрея чудотворца»; июня 9 – Кирилл Белозерских; июня 13 – Андроник ученик Сергия; июля 8 – Прокопий юродивый Христа ради Устюжский; июля 11– Ольга княгиня; июля 15 – князь Владимир; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; августа 2 – Василий блаженный; августа 16 – Яким Порский (Иоаким Сарандопорский, болгарский святой); августа 17 – положение во гроб благоверного князя Константина Улемци; августа 30 – Александр Свирский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви Киев, 26 июля 2005 г. Под председательством Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины сегодня в Киево-Печерской Лавре прошло заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, сообщает Пресс-служба УПЦ. В его работе приняли участие митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, митрополит Луцкий и Волынский Нифонт, епископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий, епископ Криворожский и Никопольский Ефрем, архиепископ Переяславль-Хмельницкий Митрофан, Управляющий делами Украинской Православной Церкви. На заседании было принято решение направить обращение к президенту Украины о провозглашении дня памяти святого равноапостольного князя Владимира (28 июля) национальным праздником Украины. Другое обращение к президенту касается ведения переговорного процесса с целью преодоления раскола в Украинском Православии. Синод также принял решение благословить открытие Свято-Успенского женского монастыря в с. Райковщина Згуровского района Киевской области; Свято-Пантелеимоновского мужского монастыря в с. Осий-Камянка Иршавского района Закарпатской области; Свято-Преображенского мужского монастыря в г. Херсоне; мужского монастыря в честь великомученика Иоанна Сочавского в с. Диброва Тячевского района Закарпатской области. На заседании Синода также был рассмотрен ряд иных вопросов внутренней жизни Украинской Православной Церкви. Решения Священного Синода прокомментировал архиепископ Митрофан, викарий Киевской Митрополии, управляющий делами Украинской Православной Церкви: «На заседании Священного Синода рассмотрены текущие вопросы внутренней Церковной жизни. Из них хотелось бы выделить три особо важных. Первый вопрос касается Дня памяти святого равноапостольного князя Владимира. Была заслушана информация Блаженнейшего Митрополита Владимира о перенесении мощей святого князя Владимира из города Ростова-на-Дону в Киево-Печерскую Лавру для постоянного поклонения. Участники Священного Синода возблагодарили Господа за явленную милость к Украинской Православной Церкви. К Президенту Украины Виктору Ющенко было направлено обращение с предложением об объявлении 28 июля, Дня памяти святого равноапостольного князя Владимира, национальным государственным праздником. Это обосновано, прежде всего, той уникальной исторической ролью, которую сыграл святой князь Владимир для наших славянских народов в становлении духовности и государственности. Его мудрость и жизненный опыт, как тогда, так и сегодня, востребован обществом. Поэтому именно сейчас, по мнению Священного Синода, такое предложение является оправданным.

http://pravoslavie.ru/14115.html

Прп. Иоанн Зедазнийский (VI в.) — основоположник монашества в Восточной Грузии, учитель и предводитель знаменитых 12 сирийских отцов, основатель монастыря Зедазени. Прп. Иоанн Жнец, калабрийский преподобный XI в., одинаково почитается как православными, так и католиками. То же самое можно сказать и о прп. Иоанне Чешском, жившем в IX в. В 24-м томе размещены статьи о ряде русских преподобных, таких, как Иоанн и Захария Киево-Печерские (кон. XI — нач. XII вв.), Иоанн и Макарий Соловецкие (XV в., ученики прп. Зосимы, основателя Соловецкого монастыря), Иоанн и Лонгин Яренгские (середина XVI в.). Отдельная статья посвящена свв. Иоанну и Павлу, римским мученикам IV в., пострадавшим за Христа при императоре Юлиане Отступнике, а также знаменитому римскому храму, возведенному в их честь. Том содержит и статью о блаженном Иоанне Мосхе, известном духовном писателе VI-VII вв., авторе знаменитого труда «Луг духовный», в котором он ярко описал свое путешествие по древним монастырям Египта и Палестины и аскетические подвиги их насельников. Среди святых по имени Иоанн следует также отметить великомученика Иоанна Нового, Сочавского, особо почитаемого Румынской и Русской Православными Церквями святого XIV в. Многочисленны в новом томе статьи, посвященные известным церковным деятелям Византии, которые, не будучи причтенными к лику святых, оставили тем не менее значительный след в истории православной культуры. В частности, заслуживают упоминания статьи о таких личностях, как Иоанн Евгеник, византийский духовный писатель и церковный деятель 1-й половины XV в., младший брат знаменитого св. Марка Эфесского, главного борца с Флорентийской унией; Иоанн Зонара, знаменитый византийский канонист, историк и церковный писатель XII в.; Иоанн Итал, крупный византийский философ XI в., ученик Михаила Пселла; Иоанн Кесарийский, богослов и полемист VI в.; Иоанн Мавропод, митрополит Евхаитский, духовный писатель XI в.; Иоанн Малала, хронист VI в.; и Иоанн Скифопольский, богослов VII в., апологет Халкидонского Собора.

http://patriarchia.ru/db/text/1283302.ht...

В Санкт-Петербурге прошел Спасский крестный ход 14 августа 2017 г. 14:48 13 августа 2017 года, в канун праздника Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, в Санкт-Петербурге прошел Спасский крестный ход. Нынешний крестный ход был посвящен также дню памяти священномучеников Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, и архимандрита Сергия (Шеина), и мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, расстрелянных в ночь с 12 на 13 августа 1922 года, а также памяти всех новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за веру начиная с 1917 года. Божественную литургию в храме святого Серафима Вырицкого в Большом Гостином Дворе совершил настоятель иерей Артемий Наумов в сослужении настоятеля храма «Спаса на Сенной» иерея Михаила Малюшина и других священнослужителей. После водосвятного молебна был совершен крестный ход к Сенной площади. Помощь в проведении крестного хода оказывали участники епархиальной добровольческой службы при отделе по делам молодежи: добровольцы следили за порядком и безопасностью крестоходцев, в частности, предупреждали, чтобы никто не выходил на проезжую часть. Под молитвенное пение с иконами и хоругвями крестный ход проследовал по Садовой улице к дому 20 в Апраксином переулке, где жил преподобный Серафим Вырицкий. Здесь, у памятной доски на доме, было прочитано Евангелие и совершено окропление верующих святой водой. Движение крестного хода сопровождалось звоном колоколов: переносная звонница была установлена в кузове легкого грузовика и на небольшой скорости ехала впереди крестоходцев. Под колокольный звон молящиеся вошли на Сенную площадь. У закладного камня на месте воссоздания храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной), напротив реконструируемого храма-часовни святого великомученика Иоанна Нового Сочавского духовенством был отслужен молебен святому Серафиму Вырицкому и водосвятный молебен. Затем состоялось освящение креста для воссоздаваемого на Сенной площади храма-часовни, который по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия будет освящен в честь Спаса Всемилостивого.

http://patriarchia.ru/db/text/4982522.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010