Все мы очень обрадовались — такая честь! Отец комитету написал, что для такого великого дела барыша не возьмет, а еще и своих приложит, — такая честь! И нам почетную ложу обещали — Пушкина открывать. А у нас уже знали Пушкина, сестрицы романцы его пели — про «черную шаль» и еще про что-то. И я его знал немножко, вычитывал «Птичку Божию». Пропел Горкину, и он похвалил, — «ничего, говорит, отчетливо». Пасха поздняя, пора бы и стройку начинать, летний народ придет наниматься, как уж обыкли, на Фоминой, после Радуницы. Кой-чего с зимниками начали работать. С зари до зари отец по работам ездит. Бывало, на Кавказке, верхом, туда-сюда, ветром прямо носится, а на шарабане не поскачешь. А тут, как на грех, Кавказка набила спину, три недели не подживет. А Стальную седлать — и душа-то к ней не лежит, злая она, «Кыргыз», да и пуглива, заносится, в городе с ней опасно. Все-таки отец думает на ней пока поездить, велел кузнеца позвать, перековал помягче: попробует на днях за город, дачу снимать поедет для нас под Воронцовым. На Фоминой много наймут народу, отказа никому не будет. Василь-Василич с радости закрутил, но к Фоминой оправится. И Горкин ничего, милостиво к нему: «пусть свое отгуляет, летом будет ему жара».   Вечером Егорьева Дня мы сидим в мастерской, и скорняк сказывает вам про Егория-Победоносца, Скорняк большой книгочий, все у него святые книги, в каких-то «Проломных Воротах» покупает, по знакомству. Сегодня принес Горкину в подарок лист-картинку, старинную, дали ему в придачу за работу староверы. Цены, говорит, нет картинке, ежели на любителя. Из особого уважения подарил, — «за приятные часы досуга у старинного друга». Горкин сперва обрадовался, поцеловался даже с скорником. А потом стал что-то приглядываться к картинке… Стали мы все разглядывать и видим: написан на листе, на белом конь, как по строгому канону пишется, Егорий — колет Змия копием в брюхо чешуйное. Горкин потыкал пальцем в Егорьеву главку и говорит строго-раздумчиво: – А почему же сияния святости округ главки нет? Не святая картинка это, а со-блаз!..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Такой подход к Великому канону можно попробовать проиллюстрировать рассмотрением тропарей об убийстве Каином Авеля ( Быт.4:8 ). Для начала необходимо вспомнить само это событие. У первых людей родились сыновья, Каин и Авель. Авель был пастухом, а Каин – земледельцем (см.: Быт.4:1–2 ). Однажды они приносили жертвы: каждый соответственно с тем, чем он занимался (стихи 3–4). Господь принял дар Авеля и отверг приношение Каина, в результате чего последний огорчился (стихи 4b–5). Невзирая на призывы Всевышнего владеть собой, Каин зовёт Авеля выйти с ним в поле и убивает его там (стихи 7–8). При этом не указывается орудие убийства. Этому событию в Великом каноне посвящено два песнопения: тропари ВК 1:7 «Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней, оживив плоть, и воевав на ню лукавыми моими деяньми» и 2:31 «Кому уподобилася еси, многогрешная душе, токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы, и убившая ум безсловесными стремленьми» 681 . В первом из них, что интересно, идёт обращение к человеку как к носителю души, как к третьему лицу по отношению к душе и телу. Молящийся сам себя обвиняет в подражании кровопролитию Каина. При этом глаголы действия отличаются в разных греческих текстах. В славянском тексте содержится классический вариант «прешед», дословный перевод стоящего в греческом тексте канона слова πελθν 682 , причастия мужского рода настоящего времени активного залога именительного падежа от слова πρχομαι, означающего «проникать, закрадываться (о чувствах), обольщать» 683 . Святой Андрей напоминает молящемуся о том, что те же чувства, что и у Каина, закрадываются в его душу, акцент сделан на констатации того факта, что человек обольстился таким дурным примером. Другой вариант действия по смыслу немного отличается от указанного выше. В версии Великого канона в «Patrologia Graeca» стоит слово μετελθν 684 , имеющее те же грамматические характеристики, что и разобранное слово πελθν, за исключением значений словарного слова μετρχομαι – «делать, устраивать» 685 . В данном случае человек как бы продолжает проступок Каина, является подражателем его беззакония, его учеником, слепо копирующим проступок учителя. Вполне возможно, что это слово наиболее полно и ярко отражает всё настроение тропаря.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, говорит святый отец, какое правило мы определили о второбрачных, то же самое по соразмерности определяется и о троебрачии (решение « по соразмерности » имеет здесь такой смысл: если за второбрачие определен в епитимию год, а у других 2 года, то за троебрачие, так как эта вина больше, и епитимия полагается соразмерная, то есть отлучение на 5 лет). Тех, говорит отец, кто преступил за предел второбрачия, не должны называть своими мужьями сожительствующия им жены, ни мужья не должны называть таких женщин своими женами. Приводит и свидетельство об этом из Евангелия, когда Христос сказал Самарянке: его же ныне имаши, несть ти муж; убо имела еси ( Ин.4:18 ). И хотя прежде сказал святый, что троебрачных отлучают (некоторые) на 3, или на 4 года, но сам не остановился на этом образце, а продлил время епитимии до 5 лет, прибавив, что таковых не должно извергать из церкви, то есть не ставить их вместе с плачущими , но помещать на 2, или на 3 года в разряд слушающих; а после сказанного времени дозволять им стоять вместе с верными, но удалять от причащения, и, таким образом, если покажут плод покаяния, то есть сердечное сокрушение и слезы, или другое тому подобное, принимать их в общение. Синопсис . Второбрачный отлучается на 1 год, или на 2; троебрачный на 3 и на 4 года, а по теперешнему обычаю – на 5. Аристен . Василий Великий , последуя не канону, а обычаю, по которому троебрачные отлучались на 5летие, принимает это и сам, впрочем, повелевает не изгонять их совершенно из церкви и не ставить вместе с плачущими , но в течение 2х или 3х лет удостаивать их слушания божественных писаний; затем позволяет стоять им вместе с верными и участвовать с ними только в молитвах, а от причащения Тайн воздерживаться; и потом уже, если покажут некоторый плод покаяния, восстановлять на месте причащающихся Владычного тела и крови. Вальсамон . Сказав, что древние отцы называли троебрачие не браком, а многоженством, или, лучше, наказанным блудом, то есть не свободным и безразличным, но сдержанным и ограниченным одною женою, и подтвердив словами Писания, что троебрачие не есть брак, сей великий отец присовокупил, что и троебрачие наказывается соразмерно со второбрачием; так что отсюда открывается, что и 3й брак, наравне со 2м, не расторгается, но наказывается епитимиею, только не 2летнею, как второбрачие, а 5летнею.

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30             10 грудня 2016 р. 11:55 Митрополит Волоколамський Хочеться побажати не знижувати високу творчу планку [Ihmepb " ю] Гостем «Церква яку на веде голова церковних зв " митрополит Волоколамський став ректор Чайковського, професор, доктор мистецтвознавства Олександр Соколов. (рос.) 18 листопада 2016 р. 10:45 Митрополит Калузький Боровський Климент: до читання став зростати [Ihmepb " ю] 12-13 листопада в м. з благословення Кирила пройшла православна книжкова виставка-форум Слова». форуму виступили Ташкентська Видавнича Рада Церкви та видавництво «Лепта». На питання прес-служби голова Ради митрополит Калузький Боровський Климент. (рос.) 14 листопада 2016 р. 17:31 (Ященко): «Наше завдання — виловити в [Ihmepb " ю] Про те, в чому картин, що на конкурс, проблеми перспективи у що на християнську тематику, чим «Променистий ангел» православних в " ю «Церковному заступник фестивалю (Ященко). (рос.) 11 листопада 2016 р. 12:14 Лазар — живий [Ihmepb " ю] Про те, риси справжньому богослужбовому чим буде корисний служителям перший з " регентського школою при викладач регент хору МДА Лазар (рос.) 3 листопада 2016 р. 10:01 Митрополит Волоколамський Музика Дмитра Шостаковича в серцях [Ihmepb " ю] 30 жовтня гостем «Церква яку на веде голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський став диригент М.Д. Шостакович. (рос.) 26 жовтня 2016 р. 18:01 Митрополит Волоколамський Сила мистецтва в тому, що через нього кожна людина може переживати хвилини з Богом [Ihmepb " ю] 23 жовтня гостем «Церква яку на веде голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський стала V молодого мистецтва Катерина (рос.) 6 жовтня 2016 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/52...

Пресс-служба ОЦАД /Патриархия.ru за темою (Абражей), обраний на зведений у сан У «Ковчег» монастиря у Ради екзарх поклав до вогню та пам " ятника у «Хатинь» У екзархату пройшов курс з Вийшов у номер «Журналу за 2024 Первосвятителя: звершення виклики [Стаття] Вийшов у другий номер «Журналу за 2024 Книгоиздание при Святейшем Патриархе Кирилле [Стаття] У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте з нагоди та докторантури : та звернення] У книги «Благочиння як церковного та чергове ради журналу «Церква час» Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи У фотовиставка «Слово Час великих справ» Виставку Православ " я на представлено у У Смоленську фотовиставка «Слово Час великих справ» Балашихинський Миколай. Кирила на виклики [Стаття] з ключовими словами екзархат – Кирила – загальноцерковна – – Собору та Кирила   новини У пройде виставка-форум Слова» робоча голови Ради з керуючим Бердянською чергове ради з видання Священного Собору 1917-1918 рр. У Баку пройшла двомовного молитвослова азербайджанською та мовами У пройде виставка-форум Слова» Вийшла друком книга Кирила «Щоб був на На допомогу тим, хто На «Спас» пройшов телемарафон, присвячений Дню книги Видано повний переклад Великого покаянного канону Критського тайською мовою На перекладу книги Царств табасаранською мовою У книги «Благочиння як церковного та   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5371568...

Канон Андрея Критского Канон покаянный святителя Андрея Критского в стихотворном переложении священника Гавриила Пакатского Стремясь к наследию высоких назначений, Я впал в разбойники греховных помышлений. Что с помощью страстей в плен дух мой отвели И первую с меня одежду совлекли Постное странствие — Великий канон Андрея Критского В самом начале Великого Поста, как тот исходный " тон " , которым определяется вся великопостная " мелодия " , мы находим великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. Назидание по «Великому Канону» св. Андрея, Архиепископа Критского В первую седмицу Великого поста в православных храмах читается за богослужением Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. После чтения канона Андрея Критского — слово архим. Кирилла (Павлова) Душе моя, душе моя, востани! Востани от влечения своего и пристрастия к земному. Ведь ты создана не для земли, но для Неба, не для порабощения себя страстям, но для прославления Творца своего и Искупителя. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского в переводе митрополита Никодима (Ротова) Великий Покаянный канон св. Андрея Критского в последние годы жизни митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова, 1929-1978) – яркого церковного пастыря и дипломата советского периода - прочитывался им на русском языке в собственном пере­воде с церковно-славянского языка. Каждый раз, по прочтении тек­ста в храме, он делал поправки, исправлял неточности. Перед глаза­ми читателя - последняя, подготовленная владыкой Никодимом версия канона. По страницам канона св. Андрея Критского Вечером четверга закончилось чтение Великого покаянного канона св. Андрея Критского на 1-ой неделе Великого поста… Но не спешите отложить книжку в сторону: до того, как он зазвучит вновь на 5-ой неделе поста, теперь целиком, посмотрите, вчитайтесь еще раз в этот удивительный текст, проникнитесь самим языком канона.

http://pravmir.ru/tag/kanon-andreya-krit...

В песни 2й . Разумейте и видите, яко Аз есм Бог, испытуяй сердца и истязуяй мысли, обличаяй деяния и попаляяй грехи, и судяй сиру и смиренну и нищу. В песни 4й. Марии . Бесплотных жительство во плоти прешедши, преподобная, благодать велию воистину от Бога прияла еси—предстательствовати о чтущих тя верно: тем же молим тя, от всяких напастей избави и нас молитвами твоими. В песни 5й . Кровоточивей подражай, окаянная душе: притецы, емлися за ометы одежды Христовы, да исцелишися от ран и услышиши от Него: вера твоя спасе тя. __________________ Эти пять тропарей не вошли в состав чтений на первой седмице, неизвестно почему. Кроме того, Троичен 9й песни великого канона в четверток 5й седмицы читается несколько иначе, чем тот же Троичен в первую седмицу, и именно так: Отца славяще. Сына величающе и Духу покланяющеся, воспеваем Тя, Троице единосущная, Единице триипостасная, единого естеством истинного Бога, Жизнь и Жизни, царство бесконечное. _________________ Между тропарями великого канона, читаемыми в первую седмицу тропарь-6й песни «Востанн и побори, яко Иисус Амалика», встречается два раза, в среду и четверток. А тропарь «Богатство душевное иждив», читающийся в четверток на первой песни, есть, кажется, не более, как вариант тропаря; «Имение мое, Спасе, расточив», читающегося в среду, на первой же песни. По крайней мере, в великом каноне 5й седмицы читается только один этот последний тропарь, а первого вовсе нет. Наконец, в первую седмицу после каждого чтения канона прибавляется еще тропарь св. Андрею Критскому , а в четверток 5й седмицы тропари св. Андрею прилагаются после каждой песни канона (всего 9 тропарей). Тропари эти оставлены нами без перевода, так как они, понятно, не составляют собою части великого канона св. Андрея, а составлены и приложены к его канону кем то впоследствии, как бы в благодарность ему за составление этого великого, умилительного и назидательного произведения. Е. А. 1 Здесь легкий перифраз. Буквально следует перевесть так: «страстный помысл, показующий сладкая и вкушающая присно горькое напоение .

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-velik...

Ибо хотя толкователи (разумеется, конечно, Вальсамон) относят это и к великой схиме, но поскольку такая мысль прямо не вытекает из канона (ибо прежде была одна схима, а не две), то нужпо следовать не толкователям, а канону, тем более, что практика уже не раз отступала от этого толкования. Поэтому рассуждено, чтобы архиереи, поставленные из мирян, если сделаются монахами, прекращали священнодействование по требованию канона; а относительно тех, которые поставлены из монахов и потом приняли великую схиму, иметь каждый раз особое суждение в синоде, и если признано будет, что посхимившийся необходим для некоторых важных (церковных) дел, то он опять может быть призван к архиерейскому служению, однако не против воли; если же не будет призван, то пусть пребывает на покое. Постановление о призвании принято для того, чтобы не казалось, будто такой архиерей может самовольно и удаляться с своей степени, и снова занимать ее, облыгая таким образом свои собственные обеты: ибо призываемый церковью не подвергается такому упреку. Прибавка же о призвании не против воли сделана для того, чтобы принявший великую схиму для покаяния и заглаждения грехов не имел никакого препятствия к исполнению этого боголюбезного намерения. Таким образом неизменно соблюдается канон, и отворяется дверь для желающего сложить с себя архиерейство чрез прииятие великой схимы. А если кто спросит: почему не призывается снова к священнодействованию и архиерей из мирян, принявший монашество (после рукоположения), то мы ответим: во-первых, не нужно понимать канон и так и сяк (ο χρ πολυπραγμονεν τν καννα), а соблюдать его однообразно, хотя бы мы и не вполне понимали смысл написанного в нем. Об одном (монашестве епископов) он дал ясное постановление, а о великой схиме вовсе не упомянул; поэтому мы должны, придерживаясь буквального смысла канона, соблюдать то, что в нем сказано; а чего он не сказал, того нет надобности доискиваться к затруднению практики. Однако, так как после толкователей этого канона одни из архиереев, принимавших великую схиму, удалялись от священнодействования, а другие нет, и это обратилось в привычку, производящую беспорядок: то теперь и постановлено о великой схиме, что мы сказали выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Богородичен от меньших (см. Богородичны отпустительные седмичные). Богородичны по гласу святого, по гласу Минеи, во глас Минеи. Они обозначаются еще так: «Богородичны восьми гласов, поемые, егда есть «Слава» святому в Минее, «и ныне» по гласу сия», т.е. поются на тот глас, на который поется песнопение на «Слава». Эти Богородичны поются в те дни, в которые не бывает праздника с бдением, полиелеем или великим славословием. Поются на вечерне и утрени, в 1 гласе в неделю вечера Богородичен «Небесных чинов радование», в понедельник на утрени – «Святейшая святых всех сил», в понедельник вечера – «Дево всепетая». Богородичны печатаются, кроме Октоиха, в Минее, в конце каждой книги. Богородичен первый. Так называются в Октоихе, в службе воскресных дней, во-первых, Богородичны – догматик малой вечерни и догматик великой вечерни. Они находятся на каждой из этих служб первыми из Богородичное; посему и тот и другой в богослужебных книгах называются «Богородичным первым гласа», к догматику же малой вечерни иногда прибавляется указание, что он «малыя вечерни» (см. Богородичен догматик). Во-вторых, Богородичным первым называется и тот Богородичен воскресной службы (Октоиха), который печатается на вечерне после тропаря и поется на утрени первым, а именно по «Бог Господь», но там Богородичен уже не читается, а на него только указывается (см. Тип., гл. 3:5). Он называется также Богородичным отпустительным (Тип. гл. 53). Богородичен часов. На службе каждого часа – на первом, третьем, шестом и девятом – положен после тропаря особый Богородичен: на 1 часе – «Что Тя наречем, о Благодатная», на 3-м – «Богородице, Ты еси лоза», на 6-ом – «Яко не имамы дерзновения», на 9-ом: – «Иже нас ради рождейся от Девы». Эти Богородичны называются Богородичными часов. Великий канон. Великим каноном называется канон святого Андрея Критского и с ним вместе канон Марии Египетской, которые вычитываются по частям на повечериях понедельника, вторника, среды и четверга первой седмицы Великого поста, и весь целиком – на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста. Канон св. Андрея Критского назван великим, говорит Синаксарь, как по множеству мыслей и воспоминаний, какие плодовитый творец в нем заключил, так и потому, что содержит в себе тропарей более, нежели всякий другой канон; ибо в других канонах бывает около тридцати тропарей, а в каноне св. Андрея около двухсот пятидесяти. Канон св. Андрея Критского имеет по 3-й песни два седальна, по 6-й песне – кондак, икос и за ними 14 тропарей на «Блаженны», в каждом тропаре на «Блаженны» содержится из истории поучительный урок для избежания порока и для делания добра, за что в стихах евангельских пред тропарями обещается блаженство. К великому канону принадлежат и 24 стихиры на «Господи воззвах», которые положено петь на вечерне в среду 5-й седмицы. Они называются стихирами Великого канона. Начало каждой стихиры следует букве греческого алфавита, и все они оканчиваются словами: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя» (см. Канон).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30             23 2015 р. 13:45 Митрополит Волоколамський Через святого князя Володимира Господь долю руського народу [Ihmepb " ю] 18 гостем «Церква яку на веде голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський став письменник, професор Московського державного С.В. Перевезенцев. (рос.) 16 2015 р. 10:05 Митрополит Волоколамський [Ihmepb " ю] 11 гостем «Церква яку на веде голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський став лауреат О.О. Жаров. (рос.) 2 2015 р. 14:25 Митрополит Калузький Боровський Климент: — дуже [Ihmepb " ю] Голова Ради Церкви митрополит Калузький Боровський Климент дав " ю (рос.) 30 березня 2015 р. 18:34 Митрополит Калузький Боровський Климент: Церква [Ihmepb " ю] На минулому палата вибрала у лауреати в 28 травня в Христа Спасителя будуть Хто став претендентом на церковну як вибиралися кандидати, сайту Коммерсант.ru голова Ради Церкви митрополит Калузький Боровський Климент. (рос.) 26 березня 2015 р. 16:18 Митрополит Волоколамський Толстой протиставив себе [Ihmepb " ю] 23 березня гостем «Церква яку на веде голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський став критик, Павло Басинський. (рос.) 18 березня 2015 р. 16:40 Митрополит Волоколамський Церковна музика значення [Ihmepb " ю] 14 березня гостем «Церква яку веде на «Вести-24» голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський став головний диригент Великого хору «Майстри хорового Л.З. Конторович. (рос.) 3 лютого 2015 р. 10:22 Митрополит Волоколамський Твори Чайковського — внесок у музичну культуру [Ihmepb " ю] 31 гостем «Церква яку веде на «Вести-24» голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський став головний диригент Великого оркестру, народний артист СРСР (рос.) 25 2015 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/52...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010