Подпишитесь на наш Телеграм Сегодня нам предстоит совсем краткая паремия из Книги Варуха, которая даже не относится к основному канону Ветхого Завета. Почему же Церковь включила чтение из нее?   Варух был учеником и секретарем пророка Иеремии, самого трагичного пророка Ветхого Завета (VII в. до Рождества Христова). Варуху пришлось быть свидетелем  презрения к слову Господню – и кары, которая постигла за это царский дом, священство и весь народ (Храм был разрушен, царю выкололи глаза, а народ уведен в вавилонский плен). Его учителя не просто не слушали. Пророчества Иеремии уничтожались, сам он терпел такие издевательства от соплеменников, что даже желал себе смерти. Сердце Варуха разрывалось, когда он видел, что терпит учитель. Но и самому ему было трудно: образованный человек, он мог бы сделать хорошую карьеру, а вместо этого гнев и презрение падают и на него. В Книге Иеремии сохранился такой фрагмент: 1 Слово, которое пророк Иеремия сказал Варуху, сыну Нирии, когда он написал слова сии из уст Иеремии в книгу, в четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского: 2 так говорит Господь, Бог Израилев, к тебе, Варух: 3 ты говоришь: “горе мне! ибо Господь приложил скорбь к болезни моей; я изнемог от вздохов моих, и не нахожу покоя”. 4 Так скажи ему: так говорит Господь: вот, что Я построил, разрушу, и что насадил, искореню, – всю эту землю. 5 А ты просишь себе великого: не проси; ибо вот, Я наведу бедствие на всякую плоть, говорит Господь, а тебе вместо добычи оставлю душу твою во всех местах, куда ни пойдешь. Варух так переживал из-за несправедливостей, что даже заболел. Он изливал свои жалобы перед Всевышним, – и Господь ответил ему. Но, вопреки ожиданиям, Господь не обещает ему спокойной и легкой жизни. Господь не обещает ему даже того, что сделает Варуха кем-то великим – как был велик его учитель, к примеру. Господь обещает одно: в грядущих трудностях, когда многие погибнут или станут рабами, потеряв себя, Варух сможет сохранить свою душу, жизнь, личность. Варух поверил Богу, и в памяти уцелевших в рассеянии Варух остался как человек, продолживший дело своего учителя и в Вавилоне. Но если Иеремия был понуждаем Господом пророчествовать разрушение, то Варух становится образом народного исправления. Удивительно, но в народной традиции (и, очевидно, не без воли Божией!) Варух все-таки обрел величие. Много веков спустя, тоже в довольно непростое для Израиля время насильственной эллинизации (II-I вв. до Рождества Христова), появляется книга, где в уста Варуха вложена покаянная молитва-исповедь и поучение народу держаться Бога и Его Закона. Они вполне соответствуют духу Варуха. Но более удивительно, что в поучении, составленном анонимным автором, действительно оказалось пророчество! Его-то Церковь и избрала в качестве паремии Рождественского сочельника.

http://blog.predanie.ru/article/15801/

Содержание    Беседа 1 2 3     Предисловие    Прежде всего, нужно сказать о поводе к написанию этого послания, а потом и о других вопросах. Какой же был повод? Некто Филимон, один из почтенных и благородных мужей, — а что он был муж почтенный, это видно из того, что весь дом его был верным и настолько верным, что на­зывается даже церковью, как говорит (Павел), когда пишет: «и домашней твоей церкви!» (Флм. 1:2), также свидетельствует о великом его послушании и о том, что им «успокоены сердца святых» (Флм. 1:7), и заповедует в том же послании приготовить для себя гостинницу (Флм. 1:22), так как дом его, кажется мне, был пристанищем для всех святых, — этот почтенный муж имел раба Онисима. Онисим, украв что-то у господина сво­его, убежал; а что он действительно украл, о том, послу­шай, как говорит (Павел): «Если же он чем обидел тебя, или должен,.. я заплачу» (Флм. 1:18, 19). Потом, придя к Павлу в Рим, найдя его в темнице и будучи оглашен от него учением, он принял там крещение; а что он принял там дар крещения, видно из слов: «которого родил я в узах моих» (Флм. 1:10). Поэтому Павел пишет послание, в котором препоручает его господину, чтобы тот во всем простил его и принял, как уже возрожденного.    Некоторые говорят, что не нужно присоединять это послание (к канону священных книг), так как оно касается маловажного дела, только одного чело­века; но пусть узнают высказывающие такое неодобрение, что сами они достойны многих укоризн. Не только такие малые послания и написанные о таких обыкновенных предметах следовало принять (в канон); но желательно, чтобы кто-нибудь в состоянии был рассказать нам полную, историю апостолов, чтобы не только, о том, что они писали и говорили, но и о прочем их образе жизни, что они ели и когда ели, когда сидели и куда ходили, что делали каждый день, в каких странах бывали, в какой дом входили и где плавали, обо всем этом рассказал бы подробно, — такой великой пользы исполнено все, что они делали! Но многие не знают происходящей отсюда пользы, и потому высказывают неодобрение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ст. 8. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость . Господь любит истину и дает неявные откровения людям для того, чтобы истина была явлена как бы изнутри. Осознание  греха – проявление внутренней мудрости человека. Ст. 12–13. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Особенно известные стиха псалма используются в богослужении как стихи великопостного тропаря 3го часа, также как припевы к стихирам на стиховне на праздник Пятидесятницы, как припевы к канону ко Святому Причащению. Основная идея такова: человек сам не может изменить свое греховное сердце, но Богу все возможно. Только Господь может очистить сердце человека, радикально обновить его. Стих 17. Господи! О тверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою . Этот стих говорит диакон, когда выходит на амвон для произнесения мирной ектении в самом начале литургии оглашенных. Стих. 18–19. И бо жертвы Ты не желаешь,— я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Достаточно известное выражение духовной сущности религии. Ветхозаветные жертвы были важной ритуальной стороной почитания Бога, но без внутреннего покаяния человека они не имели смысла. Напротив, сокрушение сердца – истинная жертва Богу; при ее наличии возможно восстановление мира между Богом и человеком. Слова псалма синомичны известной фразе из книги пророка Осии, которую повторяет Господь Иисус Христос: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» ( Ос. 6:6 , сравни Мф. 9:13 ). Рекомендуем молитвы 1 Комментарий Понедельник, 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. сщмч. Иринея, епископа Сирмийского (Сремского) (304). мчч. Вафусия и Верка, пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). прп. Малха Сирийского (IV). прп. Василия Нового, Константинопольского (ок. 944).

http://azbyka.ru/molitvoslov/psalom-50.h...

Точка зрения некоторых протестантских текстологов, полагающих, что слова Христа «возьми крест свой и следуй за Мною» поздняя вставка, так как Христос ещё не был распят, противоречит данным истории. Во времена Спасителя эти слова были понятны каждому иудею: во-первых, другого слова «крест» кроме «тав» не было (современное [tzlav] «цлав»), а во-вторых, «знак Иезекииля» (тав - крест) обозначал духовное возрождение и следование за Мессией, к чему и призывал Христос. «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: " Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною " » (Мф. 16. 24). Здесь слово «крест» говорит об ожидаемом мессианском пришествии Сына Человеческого. Эти слова Евангелия («возми крест свой») напрямую связаны с другими, где Христос непосредственно употребляет так известное всем словосочетание «знак Мессии» (слав. «зhaмehie» «Сына Человеческого»).Это передаётся в единственной первоначальной еврейской редакции Евангелия (от Матфея). По-видимому, при позднейших переложениях на греческий и латинский переводчики, понимая, что речь идёт уже о кресте Иисуса Христа, стали употреблять слово «знак» - σημεον взначении (с оттенком), котороев христианском мирестало устойчиво относиться к кресту прославленному («крестное знамение»). Но и во времена Христа слушатель, без сомнения, понимал, что речь идёт о том же «знаке Иезекииля», то есть - о кресте. «Тогда явится знамение σημεον (signum) Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24. 30). Что слушатель-современник Христа понимал как: «тогда явится на небе знак Мессии; и тогда восплачут все народы земли...». Такое прочтение мы видим в апокрифическом Апокалипсисе Петра, тексте II века, согласно канону Муратори считавшемся подлинным: «Я приду на облаке небесном с великим воинством во славе Моей. Крест Мой будет идти пред лицом моим (...) дабы судил я живых и мёртвых, и воздам каждому по делам его» 10а .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

819 Для пения канона четвергового святаго Типикон указывает не то время, какое для него назначено в Триоди, а другое, и именно – вторник 5 седм. (посл. вторн. 5 седм., л. 327 на об. и 328). 821 Отношение этого четверопеснца к покойному канону и канону святаго должно быть такое же, какое на предыдущих седмицах. 822 Если в среду 4 седм. случится не самый праздник Благовещения, а его предпразднство, то служба предпразднства в этот день и правится вместе со службою кресту (Тип., л. 201 на об.); на повечерие же накануне среды с 24 марта не переносится никакой канон, пот. что в это число в Минее нет канона святаго. В данном случае во вторник на повечерии, вместе с каноном Богородице, можно петь канон только того святаго, который находится на очереди. 823 Отношение этого четверопеснца к покойному канону и канону святаго должно быть такое же, какое в предыдущие седмицы. 825 Типикон оставляет на произволение и 5-ю неделю Вел. поста, как и в 4-ю, вместе с воскресными песнопениями и песнопениями Триоди петь песнопения или рядового святаго, или Марии Египетской (Типик., послед. в нед. 5 св. постов, л. 330 на об.). Поэтому здесь, как и в 4 нед.. под недельным святым можно разуметь не рядового только святаго, но и Марию Египетскую. И если в неделю 5-ю предположено петь песнопения рядового святаго, то повечерие субботы может быть избрано для пения канона Марии Египетской. 826 К мысли о том, что и эти дни на повечерии Типикон не предполагает пения канона, приводят следующие его данные: 1) О среде (накануне четверга) сказано: „повечерие глаголем малое в келлиях без поклонов“ (послед. в среду вечера, л. 328). Здесь не упоминается ни о каком каноне, а в другом месте Типикона (послед. во вторн. 5 седм., л. 327 на об. и 327) и в Тр. Постной (послед. в 4 нед. Велик. поста, л. 269 на об.) для пения канона четвергового святаго назначено не повечерие среды, как можно было бы ожидать, а другие повечерия. 2) О четверге говорится: „Всю службу поем поскоро труда ради бденнаго“ (Тип., л. 329). Это указание напоминает собою то, которое сделано относительно повечерия в праздник Благовещения пакануне 26 марта: „Повечерие поем малое в притворе поскору без поклонов и канона“ (Тип., л. 204 на об.). Как бы то ни было, но в последовании четверга 5 седм. не сделано никаких указаний на канон для повечерия. Впрочем, как увидим ниже, Типикон в одном случае в повечерие четверга указывает петь субботний четверопеснец (л. 208). 3) О пятке замечено: „Повечерие малое и полунощницу поем в келлиях. Канон мертвен гласа поем в гробнице“ (послед. в пят. 5 седм. вечера, л. 320 на об., и Тр. Постн., тоже послед., л. 316). Здесь из повечерия прямо исключается обычный для великопостных пятков покойный канон Октоиха и, очевидно, повечерие предполагается без всякого канона. Впрочем, как увидим ниже, Типикон в одном случае в повечерие пятка указывает петь субботний четверопеснец (л. 202).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Кирил очолив роботу чергового Ради Кирила з головою церковних зв " та екзархом Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина   У день пам " великомученика Кирил звершив в домовому центру Церкви на для друку 6 травня 2014 р. 11:45 6 травня 2014 року, в день пам " святого великомученика Московський Кирил звершив Божественну в святих Кирила й словенських, в та Синодальному культурному Церкви на Його Геленджицький Феогност . Прес-служба , молдавська новини Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя Представники Церкви взяли участь у Сходу та сучасний у Синодальний у справах щодо розвитку Всецерковного православного руху Вивержений сану Володимир включений до списку мережевих культури та глава обговорили питання у У та отримують допомогу в православних храмах та монастирях У святителя провели навчання з догляду за тяжкохворими В.о. голови Синодального з тюремного взяв участь у духовенства та системи У турецькому перше для Московського екзарх Африки низку представниками влади   Календарь ← → Богослужебные указания 17 2024 р. Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3642674...

Аскетические сочинения старца Зосимы имеются в «Добротолюбии», а житие преподобной Марии передано нам святителем Софронием, патриархом Иерусалимским, почившим в 638 году. О смерти преподобной Марии, кстати, прекрасно написал профессор Василий Васильевич Болотов. Он отметил, что приведенная в рассказе старца Зосимы датировка самой преподобной времени своей смерти - это как бы печать, подтверждающая достоверность сказанного. Помните, когда старец Зосима, перейдя через Иордан через год после первой встречи с подвижницей, нашел ее мертвое тело, лежащее на песке, то рядом рукой самой Марии была указана дата преставления: такого-то фармуфия такого-то индикта? Никто, кроме уроженки Египта, не мог так обозначить месяц года. Когда молитвенное почитание преподобной Марии распространилось и стало входить в богослужебный обиход, тогда-то к Великому канону и были прибавлены тропари, обращенные к ней, а также к самом у блаженному архиепископу Критскому. По времени это дополнение к канону не так уж далеко отстояло от времени жизни самог о преподобного Андрея - думаю, не более чем на сто лет. - Как вы относитесь к предложению перевести Великий канон на русский язык? Многие сетуют: мол, красиво звучит, но малопонятно... - Я десять лет занимался научным исследованием канона Андрея Критского, и одним из приложений к моей диссертации была публикация двух славянских и трех русских переводов. Совершенно парадоксальным образом нынешний церковнославянский текст гораздо ближе к греческому оригиналу по своему ритму, по своему дыханию, по содержанию. Если взять греческий текст канона, то можно увидеть, что у его строф уникальное строение. Каждая строфа имеет свой рисунок, количество слогов и место ударения. Это такая изысканная техника! Удивляюсь, почему поэты-профессионалы не обращаются к Великому канону как к творческому образцу, ведь в нем заключается настоящая поэзия. Конечно, это особая ритмическая церковная поэзия, не похожая на современную. Это не ямб, не хорей, не гекзаметр. Эта особая поэтическая форма, очень своеобразная, очень яркая и интересная, получившая начало от Романа Сладкопевца, которому Пресвятая Богородица дала такой дар стихосложения.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/15/...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Кирил очолив роботу чергового Ради Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30             Головна / Ухвалено про низки Синодальних та установ для друку 16 березня 2012 р. 16:36 15-16 березня в в Даниловому головуванням Московського Кирила  перше в 2012 Священного Синоду Церкви. Учасники заслухали Московського Кирила про розгляд Вищою Церковною Радою роботи Синодальних установ на 2012 Священний Синод ухвалив ( журнал 3 ): Прес-служба Московського Фотоальбоми Священного Синоду Церкви 15 березня 2012 року за темою У м. Москви чергове Синодального з чернецтва Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Митрополит Каширський Феогност Божественну в в день пам " засновника У столичному Донському збори та ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських документ XXXII читань «Православ " я та культура: втрати здобутки минулого, образ майбутнього» [Документи] У Священного Синоду Церкви Голова з питань " захисту материнства виступив на Загальномосковському православному У Синодальному з та пройшла читань «Церковне про У вшанування Церкви щодо обмеження та " Представник Церкви закликав законодавчо заборонити та практики Кирила генеральному директору «Московський Кремль» О.Ю. з днем народження : та звернення] У «Ковчег» монастиря у Ради Кирила з дня народження : та звернення] Кирила народному СРСР з роботи та головним диригентом Великого оркестру : та звернення] з ключовими словами синодальний у справах чернецтва – Священний Синод РПЦ – – рада з культури   новини Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Предстоятель Церкви нагороди Церкви Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Кирил очолив роботу чергового Ради В МДА пройшла «Руська Церква До Московського Кирила» Кирила з головою церковних зв " та екзархом Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко   Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.)

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2085104...

С 16 столетия среди древнерусских книжников распространился легендарно-апокрифический рассказ о жизни святителя Андрея Критского . Рассказ этот – по-видимому, и созданный на Руси 507 – кроме имени главного персонажа не имеет ничего общего с каноническим жизнеописанием знаменитого византийского подвижника, пастыря и монаха-аскета, замечательного гимнографа и проповедника (между прочим, его Житие было отлично известно восточным славянам, в частности, по Прологам и Четьим Минеям: читалось в день памяти Андрея – 4 июля по ст. ст.). 508 Тем не менее апокрифическая версия жизни святого была некогда весьма популярна, в особенности ее распространенная редакция с названием « Месяца июня в 4 день житие иже во святых отца нашего Андрея Критского ». 509 Как установлено, эта занимательная повесть, в сущности, представляет собой нарративную иллюстрацию к самому знаменитому творению святителя Андрея Критского – «Великому Покаянному канону» (который по уставу обязательно читался, да и теперь читается, Великим постом, « соборне», – на вечернем богослужении первой седмицы, с понедельника по четверг, и на утреннем богослужении в четверг пятой седмицы). Собственно, повесть, возникнув «как результат отождествления безымянного героя Великого канона с его автором», 510 воспроизводит легендарную предысторию составления этой проникновеннейшей духовной поэмы. В ней рассказывается о преисполненной страстей жизни грешника, достигшего все-таки, несмотря ни на что, – благодаря глубокому раскаянию – праведности и при жизни ставшего « избранным сосудом Божиим». Соответственно, центральной, исходной – и созвучной Великому канону – идеей повести является мысль о милосердии Божием и о возможности спасения во Христе даже для самых падших, для тех, кто совершил тягчайшие по отношению к Божественным установлениями человеческому законопорядку грехи – грехи блуда (в частности, кровосмешения и кощунственного совращения) и убийства (в частности, отцеубийства и убийства слуги Божия, духовного отца). Однако данная апокрифическая повесть о грешнике-святом связана не только с «Великим Покаянным каноном» и не только на уровне идейного содержания. Думается, детали повести – прежде всего числовые подробности – также навеяны личностью и творчеством реального, почитаемого Церковью подвижника. Вообще структура числовых деталей (как факт, у которого есть причины и есть цель) становится до конца понятной (что ниже и будет показано) лишь после ее соотнесения с определенными особенностями литературного наследия святителя Андрея Критского , а также с определенными акцентами церковного славления этого святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Любопытны три заключительных тропаря, сохранившихся в славянских рукописях: .    Шума пещнаго. noлzщaro скрежета зибна. тми чрьвь не ycыnaz. устрашаить ми д7ши. пощиди б7е творче мой сидый.    Создавы zko в7лки ч7лка. и давъ ему животное. раю створи д7ври твръзы eдeмckuz б7е. да животнаго восприемь верно nokлohzcz цр7вню ти х7е сп7е. мoz и xbaлehuje ты jecu blдыko и надежи си. къ възлагаю. ми недвижими съхрани до коньца. jeжe съгрешихъ суда. остави zko млс7ердъ.    Таким образом, всего вероятнее, великий канон не предназначался св. Андреем ни для 40-цы, ни для какого либо праздника: он, скорее, — просто его покаянная автобиография. Этому заключению, повидимому, несколько противоречит присутствие в каноне после 6-й песни блаженн. Кажется, некогда в Иерусалиме блаженны пелись на утрени пред евангелием. Это отчасти подтверждается последованием св. страстей, где пред 7-м евангелием, стоящим как раз на том месте утрени, когда должно обычно читаться евангелие, также поставлены блаженны. С другой стороны, есть известия, что в Иерусалиме иногда евангелие читалось после 6-ой песни канона. В Орбельской триоди, действительно, после названной песни указаны прокимен — Господи да не яростию Твоею и евангелие варвары3, т. е., полагающееся на память велкмч. Варвары (4 декабря). Таким образом, выходит как будто, что св. Андрей предназначал свой канон для какого-либо праздника. Но в виду указанного выше общего содержания и характера великого канона вероятнее, что св. Андрей воспользовался блаженнами просто потому, что в богослужебной практике они связывались с каноном и по своему духу подходили к его покаянному канону.    Очень близко по способу трактования предмета содержания к великому канону стоит другой триодный канон Андрея — на среду сырной недели о посте: для выяснения необходимости последнего песнописец дает полный обзор библейских фактов, показывающих пользу поста. В 6-ой песни канона говорится о наступившем (νεστσα, тр. 3) посте, поэтому, вероятно, данный канон написан был св. Андреем на начало 40-цы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010