Смиряясь пред человеком, смиришься и пред Богом, а не смиряясь пред людьми, не будешь искренно смирен и пред Богом. Малые с малого начинать должны и постепенно доходить до великого. Почтим образ Божий живой, каков есть человек, – почтим тогда и Бога. Разве всуе, напрасно говорит Писание, что человек – образ и подобие Божие [ Быт. 1, 26 ]? Но ты не соблазняйся его погрешностями: это язвы, возложенные на него разбойником диаволом, в них он стоит только большего сожаления и долготерпеливой любви, а не озлобления. Ты жаден и скуп и зол на объедающих тебя, как тебе кажется. Читай всегда пред пищею с усердием и размышлением Евангелие, и не будет у тебя ни жадности, ни скупости, ни злобы, – слово Божие рассеет прелесть и мглу страстей. Питай прежде душу, потом тело. Как обмаравшимся нечистотою, издающею зловоние, кажется, что не он один, а и все с ним обращающиеся заражены таким же зловонием, хотя они совершенно чисты, так грешнику, проникнутому зловонными страстями, носящему в себе мерзкое сердце, кажется, что не только все люди на земле, но и самое небо нечисто, хотя оно чисто, как солнце. Дары Божии человечеству по канону и акафисту Спасителю и Божией Матери и человечество (его величие) по этим канонам и акафистам подробно изобразить. Потом – человек по канону Ангелу Хранителю и благодеяния Ангела Хранителя. У постящегося слезы покаяния – у не постящегося нет. Между тем жизнь христианина должна проходить в покаянии. Покайтеся [ Мф. 3, 2 ]. Как же нужен пост христианину! И Христос пример показал, нужду поста. А христиане не постятся, вопреки уставам церковным. Два греха тяжких: неповиновение и невоздержание. Я – борющийся со грехом, терпящий, призывающий Бога в помощь, я – благодарящий после одержания победы над грехом. Потому некоторая доля подвигов принадлежит и мне, ибо без борьбы с моей стороны, без терпения в борьбе с искушениями, без призывания Бога на помощь я падал бы непрестанно. 21 ноября 1865 г. Господи! Благодарю Тебя за милостивое, державное, всемощное благопоспешество мне в служении утрени и литургии ранней. Видел я, Господи, видел всеблагую и крепкую руку Твою в изъятии меня от обышедших меня зол, видел я и страшные козни надо мною аггела бездны, как он хотел поглотить меня то пристрастием к блеску земному, то злобою на ближнего, то самой пресыщенностью плоти моей, в которой он, как жук в навозе, поселился, – но Ты, Господи, по молитве моей и заступлением Владычицы, опрокинул все козни вражии во мне, простил все грехи мои и покрыл их ради надежды моей на Тя и извел меня победителем. Славлю Твою благость, Твое долготерпение, Твою силу непобедимую, Твою победу славную! И царский дом я проговорил хорошо, и на молебне молитву водоосвятительную прочитал тоже хорошо, с чувством и силою. Накануне этого дня вечером во время молитвы были обильные слезы по благодати Господней. И за сие благодарю Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Если на основании вышеизложенного будет необходимо включить великого александрийского богослова в ряд современных учёных, то он, бесспорно, должен быть назван представителем самого строгого понятия о боговдохновенности, в смысле вербальной теории 336 . Вопрос о протяжении, объёме божественного вдохновения имеет собственно два момента: первый включает в себя исследование отношения боговдохновенности к отдельным частям каждой канонической книги; второй предполагает указание объёма и числа происшедших через божественное влияние писаний. Взгляды Оригена по первому пункту мы уже изложили. Второй момент принадлежит к истории св. канона. То обстоятельство, что из несметного множества оригеновых творений до нас дошло сравнительно малое число, не даёт возможности ответить на вторую часть вопроса о границах боговдохновенности с должной полнотой. Для определения отношения Оригена к канону св. книг необходимо ответить на двойной вопрос: под какими условиями он почитал известную книгу за каноническую, и какие именно книги „in concreto” он причислял к канону? 337 Собственно выражение: „канонические книги” не было известно Оригену . Оно, несомненно, было вставлено в его писания через позднейшие латинские переводы 338 . Собрание св. книг он обыкновенно называет „заветом” ( διαθκη), обозначения отдельных канонических книг александриец употребляет термины: „ α ν διαθκ β βλοι”, или же „ νδιθηκος” 339 . Для того, чтобы какое-либо писание было причислено к „завету”, необходимо доказать его происхождение через божественное вдохновение. По отношению к Ветхому Завету мы должны с полным доверием отнестись к переданному через иудеев каталогу боговдохновенных книг, так как он произошёл от такого народа, которому Самим Богом было указано различие между истинным и ложным пророком 340 . Несомненным критерием божественного происхождения ветхозаветных книг служит также исполнение содержащихся в этих писаниях пророчеств о Христе. Но для Оригена было трудно установить правило для каноничности новозаветных книг, так как никакого авторитетного обозначения их ещё не существовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

   Этими руководителями преимущественно обладало то еврейское общество, которое жило в Палестине. Так, выше уже говорилось нами о Великой синагоге, существовавшей здесь в рассматриваемое нами время (444—196 г. до Р.Х.). Об отношении членов ее: Ездры, Неемии, Малахии к священному канону было уже говорено. Но и вообще о всех членах Великой Синагоги в талмуде замечается, что они устанавливали «ограду вокруг закона». Много среди ученых существует разнообразных толкований этого талмудического указания. Но для нас может быть несомненен лишь один смысл: члены Великой Синагоги изучали и охраняли кодекс Св. Писания. Члены Великой Синагоги часто в талмуде называются соферим по их ревностным занятиям Св. Писанием. Им приписывается в талмуде исчисление слов и букв Священного текста и определение среднего слова в некоторых Священных книгах (Kidduschim. 30 а). Один из палестинских соферов этого времени, премудрый Сирах, оставивший нам свое писание и пользовавшийся у талмудистов большим уважением, несомненно черпал всю свою мудрость из одного лишь священного канона, коим, по свидетельству его внука-переводчика, очень много занимался, как мы уже видели. На Священные книги премудрый Сирах, согласно с своими современниками, смотрел как на богодухновенные писания. Таковы же, можно думать, были занятия и здесь же был источник мудрости и других современников Сираха, палестинских богословов соферов, членов и не членов Великой Синагоги.    После Великой Синагоги верховное духовное управление еврейским народом, по иудейскому преданию, перешло «к судебному дому Асмонеев» (165—107 г. до Р.Х.). Во главе этого дома стояли Маккавеи: Иуда, Ионафан, Симон и Иоанн Гиркан. Несомненно, членам этого дома принадлежит собрание многих галахических толкований на Ветхий Завет. Им же принадлежит и своего рода летопись: «Писание Асмонеев» (Megilla Chasmonaim), нередко упоминаемое в еврейских сочинениях, но не дошедшее до нас (Fьrsm. Kanon. 111 s.). Повествование Маккавейских книг, несомненно, обнимает иудейскую историю этого времени и может служить надлежащей характеристикой палестинских.богословских воззрений периода Асмонеев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Великому канону посвящено 10-е стихотворение, имеющее надписание «9 февраля (Из Великого Канона)». Им А. Н. Апухтин описывает впечатление героя поэмы от прослушивания Великого канона на 1-й седмице Великого поста. Стихотворение имеет 28 строк — они составлены двухстопным ямбом и представляют собой переложение тропарей 1-й песни Великого канона. Для наглядности далее приведена таблица с указанием взаимосвязи стихотворения А. Н. Апухтина  и Великого канона.     «Из Великого канона» из поэмы «Год в монастыре» А. Н. Апухтина Великий канон Помощник, Покровитель мой! Явился Он ко мне, и я от мук избавлен, Он Бог мой, славно Он прославлен, И вознесу Его я скорбною душой. Ирмос 1-й п. Помóщник и Покрови´тель бы´сть мне во спасéние, Сей мой Бог, и прослáвлю Егó, Бог отцá моегó, и вознесу´ Егó: слáвно бо прослáвися. С чего начну свои оплакивать деянья, Какое положу начало для рыданья О грешном, пройденном пути? Но, Милосердый, Ты меня прости! ВК 1:1 Отку´ду начну´ плáкати окая´ннаго моегó жития´ дея´ний? Кóе ли положу´ начáло, Христé, ны´нешнему рыдáнию? Но я´ко благоутрóбен, даждь ми прегрешéний оставлéние. Душа несчастная! Как Ева, Полна ты страха и стыда… Зачем, зачем, коснувшись древа, Вкусила ты безумного плода? ВК 1:4 Увы´ мне, окая´нная душé, что уподóбилася еси´ пéрвей Еве? Ви´дела бо еси´ злé, и уязви´лася еси´ гóрце, и косну´лася еси´ дрéва, и вкуси´ла еси´ дéрзостно безсловéсныя снéди. Адам достойно изгнан был из рая За то, что заповедь одну не сохранил; А я какую кару заслужил, Твои веленья вечно нарушая? ВК 1:6 Достóйно из Едéма изгнáн бы´сть, я´ко не сохрани´в еди´ну Твою´, Спáсе, зáповедь Адáм: áз же что постражду´, отметáя всегдá живóтная Твоя´ словесá? От юности моей погрязнул я в страстях, ВК 1:20 «От ю´ности, Христé, зáповеди Твоя´ преступи´х…» Богатство растерял, как жалкий расточитель, ВК 1:21 «Богáтство моé, Спáсе, изнури´в в блудé…» Но не отринь меня, поверженного в прах, ВК 1:18 «Не возгнушáйся менé, Спáсе…» Хоть при конце спаси меня, Спаситель! ВК 1:13 «Повéржена мя, Спáсе, пред враты´ Твои´ми…»

http://bogoslov.ru/article/6176293

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30             27 2024 р. У 80-ту повного блокади Кирил взяв участь в на Санкт-Петербурга 27 в день повного блокади в роки Предстоятель Церкви взяв участь в покладання до монумента на — в братському жертв Фото 29 травня 2023 р. 13:39 утворення 28 травня, в 7-у Великодня, святих I Вселенського Собору, у кафедральному м. Брянська утворення Божественну очолив митрополит Брянський Севський Олександр. (рос.) 28 травня 2023 р. 12:40 У заходи, кончини великого Костянтина Розова 30 травня в з благословення Московського Кирила пам " заходи, кончини великого Костянтина Розова. (рос.) 25 травня 2023 р. 14:38 Голова Синодального Збройними силами звершив молебень у день утворення Головного 24 травня в на честь Христового — головному Збройних сил було звершено молебний чином освячення штандарта начальника Головного оборони та й Кирила — (рос.) 23 травня 2023 р. 17:11 На Китайському " в пам " був присвячений дня кончини — видатного члена-кореспондента наук, начальника (рос.) 22 травня 2023 р. 18:00 Митрополит Корсунський Нестор очолив з нагоди заснування в 21 травня, в 6-у Великодня, про екзарх митрополит Корсунський Нестор очолив з нагоди заснування в (рос.) 21 травня 2023 р. 16:25 У православна книжкова виставка-форум Слова» 20 травня в Улан-Уде виставки-форуму Слова». Видавничою Радою Церкви та Улан-Уденською (рос.) 21 травня 2023 р. 14:42 В молитовно заснування Казахстанського митрополичого округу Послання учасникам урочистостей направив Московський Кирил. (рос.) 27 березня 2023 р. 17:46 В виставки «Храм — небо на заснування Казахстанського митрополичого округу 27 березня з благословення митрополита Астанайського Казахстанського Олександра в духовно-культурному та митрополита (Чернова) в виставки «Храм — небо на заснування Казахстанського митрополичого округу.

http://patriarchia.ru/ua/db/news/1264/pa...

(рос.) Фото 17 жовтня 2022 р. 18:45 У концертному «Заряддя» в концерт, присвячений преподобному Радонезькому 14 жовтня за Президентського фонду культурних у концертному «Заряддя» Москви музичний Радонезький: любов " ю та спасемося». Концертний був присвячений мощей преподобного (рос.) 3 жовтня 2022 р. 16:45 У Московському виставка, присвячена преподобному Радонезькому В Московському виставка «Преподобний Радонезький». приурочена до святого та спорудження собору лаври. (рос.) 1 жовтня 2022 р. 19:49 У Черкеську за П " наукова присвячена церковних 29-30 вересня з благословення П " ятигорського та Черкеського у Черкеську за П " науково-практична з участю читання – 2022». (рос.) 27 вересня 2022 р. 17:45 Представник Церкви взяв участь в урочистостях, присвячених освячення руського храму на 23-25 вересня в освячення руського храму на Храм-пам " ятник був збудований у 1902 до перемоги у (рос.) 26 вересня 2022 р. 13:36 У Верхотур " я з нагоди перенесення мощей праведного Симеона Верхотурського 25 вересня, у день перенесення мощей праведного Симеона Верхотурського, у м. Верхотур " я Божественна (рос.) 23 вересня 2022 р. 13:17 Ковчег мощами преподобного Радонезького буде принесений до м. Москви 7 жовтня, дня пам " преподобного Радонезького, з благословення Кирила розпочнеться принесення ковчега з чесними мощами цього великого угодника Божого до м. Москви. (рос.) 23 вересня 2022 р. 11:40 Одночасне поштового блоку, випущеного до Православ " я на землях, у 15 екзархату 22 вересня у поштового блоку Православ " я на землях». був присвячений першому дню випуску марки та поштового конверта в Одночасно з пам " ятне поштових у 14 центрах екзархату. (рос.) 21 вересня 2022 р. 18:48 екзарх очолив з нагоди Гродненського монастиря. 21 вересня, у день свята та у м. Гроднов з нагоди Свято очолив екзарх митрополит Заславський (рос.) ← попередня 3 4 5 6 7 8 9 10 наступна → Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница → Богослужебные указания 17 2024 р. Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Ihmepb " ю Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних © Patriarchia.ru , 2005 – 2024 права захищено © Зроблено в Stack Group Про проект Правова Контакти

http://patriarchia.ru/ua/db/news/1264/pa...

(рос.) 21 жовтня 2023 р. 11:30 Президент указ про заснування першого чернечого поселення на Соловках 19 жовтня Президент В.В. указ про заснування першого чернечого поселення на Соловецькому (рос.) 17 жовтня 2023 р. 14:43 У Сремських Карловцях з нагоди дня народження митрополита (Храповицького) 15-16 жовтня у Сремських Карловцях з нагоди дня народження митрополита (Храповицького). На запрошення Сремського в урочистостях взяв участь митрополит Будапештський Угорський (рос.) 16 жовтня 2023 р. 15:50 Виповнилося 110 дня освячення храму-пам " ятника у Лейпцигу 14 жовтня, у день свята Покрови керуючий Рузський Тихон звершив Божественну в " ятнику святителя Московського у м. Лейпцигу Цього дня святкували 110 дня великого освячення храму. (рос.) 23 вересня 2023 р. 11:42 групи з святкування кончини святителя Тихона, Московського 22 вересня митрополит Крутицький Коломенський Павел, голова ради з пам " Церкви очолив групи з святкування кончини святителя Тихона, Московського. (рос.) 19 вересня 2023 р. 15:42 у 15-17 вересня у (США) з нагоди очолив Церкви митрополит Нью-Йоркський Миколай. (рос.) 19 вересня 2023 р. 12:28 У день кончини преподобномученика Брестського екзарх очолив у з нагоди дня пам " святого 18 вересня, в день кончини преподобномученика Брестського, у молитовнику та покровителю (рос.) 18 вересня 2023 р. 11:50 У на честь утворення 17 вересня у на честь утворення Церкви. У Свято-Духовому кафедральному того ж дня святковий концерт. (рос.) 18 вересня 2023 р. 10:38 В з нагоди всецерковного прославлення Собору Казахстанських В з нагоди всецерковного прославлення Собору Казахстанських монастиря м. Алма-Ати. (рос.) ← попередня 1 2 3 4 5 6 7 8 наступна → Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница → Богослужебные указания 17 2024 р. Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Ihmepb " ю Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних © Patriarchia.ru , 2005 – 2024 права захищено © Зроблено в Stack Group Про проект Правова Контакти

http://patriarchia.ru/ua/db/news/1264/pa...

На протяжении всего этого времени на каждой Великопостной службе читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.  Аминь». Этими словами святой дает нам понять, что, помимо прочих добродетелей, особенно большое внимание следует уделять тому, что упоминается в самом конце: самоукорению в противовес осуждению брата, ибо без любви к ближнему нашему мы не сможем продвинуться ни на один шаг на пути к духовному очищению. Если не следить за мыслями, за словами и за своим сердцем, воздержание в еде не принесет пользы. Воздержание в еде благотворно, лишь если ему сопутствует любовь к ближнему нашему, и лишь когда мы не осуждаем других. Когда мы не порицаем братьев наших, но осуждаем лишь себя, к нам приходит любовь к ближнему и любовь к душе нашей, забота об очищении и выполнении великого завета любви к Богу и к ближнему. Любовь к Богу и к брату есть две великие добродетели, на которых зиждется все духовное здание, если же их нет, то и все остальные добродетели остаются без основания. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоан. 4:16). Другое дело, к которому необходимо принуждать себя со всевозможным усердием, – это молитва. Надо молиться именем Христовым без небрежения, не теряя времени. И во время нашего всенощного бдения в келии прилагать всевозможные усилия, дабы не допустить того, чтобы нас одолели сон или леность, или небрежение, но отдавать самого себя со всей духовной готовностью. Лишь проснувшись, прежде всего обращаться к молитве, а затем приступать к канону, к молитве по четкам, к изучению Святого Писания и к богословию. Надо с особой готовностью идти в храм, чтобы прожить этот период, стяжав для души своей богатые и благие плоды. Пост вместе с физическим трудом способствует прощению грехов и очищению. «Виждь смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя». (Призри на труды мои, Господи, и на смирение мое, ибо не могу я сделать ничего без Тебя, и прости мне все, что я Тебе сделал.) Подвизайтесь в воздержании от пищи, в земных поклонах, в молитвах, в трудах сердца и ума, ибо этот труд во имя Божие свят и получит многократное воздаяние от Господа, ведь за него человек удостаивается венца чести и славы. Бесы особенно боятся поста, ибо пост изгоняет их. «Сей же род (то есть род бесов) изгоняется только молитвою и постом», – сказал Господь (Матф. 17: 21). И потому святые отцы непременно любое свое дело во имя Божие начинали с поста. Они верили в великую силу поста, утверждая, что Святой Дух не осеняет человека с полным желудком. Однако любой христианин, жаждущий очищения, должен начать с его основ, которыми являются пост, молитва и трезвение. Совмещая пост, молитву и трезвение, человек восходит к высшим ступеням.

http://pravmir.ru/duhovnaya-borba-veliko...

И во всем усердно подобствова богоугодному исправлению державного и благонравного си святаго супруга; С ним же единомудренно в заповедех Господних благозаконно живущи, породи ему сынове и дщери и воспита их благочестно. Пребысть же в супружестве 22 лета.   Повествование «Вмале сказания» строится на более кратком известии «Слова о житии и преставлении». В такой форме реализации житийного канона акцент смещается с семейной аскезы супругов (что характерно не только для преподобнических житий, но и для большинства житий в целом) на создание образцовой христианской семьи, для которой совершенный отказ от супружеских отношений не является обязательным условием. Проанализировав введение «Вмале сказания», мы можем заключить, что житийный канон в этой части произведения реализован при помощи библейских цитат, указывающих на единство святой со Христом и прочими подвижниками, сравнений, эпитетов и устойчивых выражений, характерных для житий преподобных и благоверных князей. Большинство этикетных формул направлено на создание художественной орнаментальности текста или служит средством абстрагирования, которые свойственны литературному канону этого времени . Житийный канон «Вмале сказания» поддерживает отношение нестрогого подобия равноапостольным князьям Владимиру и Ольге, которое задается в этой части произведения. Благоверная княгиня Евдокия становится еще одним примером «российской земли благочестия основания и православной веры утверждения» для читателя ее жизнеописания. Принимая непосредственное участие в управлении государством, святая княгиня несет подвиги молитвы, поста и милосердия по отношению к нуждающимся. Она органично сочетает две традиции женского служения: служение во власти и служение в семье.   Усачев А.С. «В мале сказание» о Евдокии-Евфросинии в Книге Степенной царского родословия//Духовный путь Московской Руси. Материалы научной конференции посвященной 600-летию со дня блаженной кончины преподобной Евдокии-Евфросинии великой княгини Московской. М., 2007. С. 70.

http://bogoslov.ru/article/4879246

15 Если иереями освящен елей для помазания больного, между тем он отошел, – можно ли добавить еще другого и благословить и мазать другого больного? Это не воспрещается, но даже полезно. 16 Скольких лет должен быть назначаемый духовником? И это святые отцы определили. Если есть добродетельный и старательный в духовных делах, должен быть более сорока лет. Если же видишь кого [духовником] менее сих лет, то и не имей его духовником и да не исповедуешь ему что-либо, потому что диавол в нем торжествует и он уязвляется всякий день и не ведает, сокровиществуя себе вечный огонь; хотя бы и скопец был, но сердцем на всяк день блудит. Еще присоединил ты к этому вопросу, – можно ли быть духовником мирскому иерею благоговейному и старому, имеющему подружие? Это также не возбранено, если только священник благочестив и: добродетелен; однако здесь [в Константинополе] возбранил это с отлучением святейший наш вселенский Господин [патриарх]. 17 Имеет ли право духовник держать мирской приход? Это есть дело бесчиния, ибо духовник должен находиться в своей келье и отправлять положенное ему последование; если же обязуется таковыми [делами], не есть духовник, но плотской торговец, корчемствующий благодатью Святого Духа. 18 Подобает ли монаху благословить супружество, или крестить, или давать молитву родильнице? Иеромонах, хотя бы и духовник, дерзнувший благословить брак, тотчас лишается священства; крестить же человека, как иерей, имеет право, – ибо [при необходимости] это не возбраняется, на сие только имеет разрешение. 19 Может ли духовник в малой схиме сделать [постричь] монаха великой схимы? Это позволительно, и никакого греха нет, и бывает везде. 20 Не может ли духовник разрешить убийство? Это возбранено, ибо сотворившей убийство должен прибегнуть к Великой церкви и от нее да подвергается канону. 21 Можно ли мирскому иерею или мирскому человеку воспринимать монаха или монахиню, равно как и монаху воспринимать монахиню и затем монахине монаха? Воспринимать мирскому иерею и мирянину монаха или монахиню возбранено от отцов; воспринимать же монаху монахиню и затем монахине монаха совершенно вне христианского и ангельского чина, и допустившие это подлежат отлучению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010